Что такое резервации для индейцев
Что такое резервации для индейцев
Государственная политика США в отношении индейского населения – одна из самых позорных глав американской истории. Только в Северной Америке и Австралии коренные народы стали чужими в собственной стране после прихода европейских колонизаторов. Они и по сей день составляют 1,6% от общей численности населения некогда принадлежавших им безраздельно земель.
В настоящее время в США насчитывается 550 признанных федеральным правительством индейских племен. По данным Бюро переписи населения, на 1 июля 2008 года количество индейцев, проживающих на территории Соединенных Штатов, составляло 4,9 млн. человек. И около двух третей из этих почти 5 миллионов индейцев проживает в административно установленных примерно 275 резервациях.
Отношения между индейцами и европейцами начинаются с открытия Америки Колумбом и начала колонизации. Взаимодействие этих двух культур не было однозначным. Известно множество фактов о дружбе и мире между коренными американцами и белыми поселенцами (как, например, в Плимутской колонии), но в целом же тактика освоения североамериканского континента не несла местным народам ничего положительного. Мирные индейские племена вытеснялись на неплодородные земли, где погибали от голода и болезней, завезенных европейцами; более воинственные и непокорные племена истреблялись в боях. Во времена активной колонизации европейцы, соперничавшие между собой за земли Нового Света, часто прибегали к военной силе индейских племен, обещая им мир в будущем.
Коренные американцы изначально расценивались большинством европейцев как низшая раса и помеха осуществлению колонизации. Девизом экспансионистов была фраза: «Хороший индеец – мертвый индеец». Некоторые ученые считают, что впоследствии и теория фронтира, и Manifest Destiny толковались как обоснование геноцида американских индейцев. Так, по мере отодвигания линии фронтира на Запад, новые американцы «очищали» земли от «аборигенов». А по Manifest Destiny европейцам принадлежала миссия по созданию идеального государства в Северной Америке, следовательно, все, кто мешал этому, были неугодны Богу и подлежали уничтожению. Это было естественной жертвой развивающейся цивилизации. Вследствие осуществления этой, подобной нацизму, идеологии численность индейцев сократилась с 3 миллионов до 200 тысяч человек. Убийства коренного населения подчас были крайне жестокими и не имели основания. Крупнейшие акты геноцида – у Вундед-Ни, у Гнаденхюттена, на острове Индиан-Айленд.
Планомерно осуществляемая индейская политика берет свое начало от Войны за независимость. Во время работы Второго Континентального Конгресса был создан Департамент по делам индейцев. После 1778 года Конгресс установил власть индейцев над землей и ресурсами в пределах отведенных им территорий. Правительство обещало племенам защиту в обмен на уступленные земли. После войны 1812-1815 гг. количество конфликтов между коренным населением и потомками европейцев возросло. В 1830 году Конгресс занялся проектом по переселению индейцев. Президент Эндрю Джексон был ярым сторонником проводимой политики, говоря, что если индейцев не переселить сейчас, они просто вымрут. В 1828-1838 гг. более 80 тыс. индейцев были отправлены к Западу от Миссисипи, тем не менее, «чистка» освоенных земель продолжалась до 1877 года. В дороге индейцы несли огромные численные потери, за что их путь был назван «тропой слёз».
Земля, освобожденная для освоения американцами, быстро закончилась, и в 1851 году Министерство Внутренних Дел стало осуществлять резервационную политику по насильственному «сгону» индейских племен на специально отведенные территории (в основном, в штат Оклахома). В 1862 году Авраам Линкольн объявляет о заселении Запада. Белым, готовым содействовать экспансионистской политике государства, выделялось по 160 акров земли, на которой как-раз-таки находились согнанные индейцы. Индейские земли стремительно сокращаются по площади. В последующие несколько десятилетий территории индейцев сократятся еще на 60%. Ближе к концу века эта политика приобретает направление ассимиляции, т.е. индейцев стремились разделить для того, чтобы якобы открыть путь для эволюции этой отстающей расе. Основным юридическим обоснованием данной политики стал Общий закон о распределении 1887 года. Но с другой стороны, резервации находились на землях, непригодных для сельского хозяйства; в первые десятилетия своего существования резервации были переполнены, а государственных компенсаций не хватало – люди умирали от голода; дополняло картину отсутствие медицинского обслуживания. К тому же американцы при политике расселения в полной мере руководствовались принципом «разделяй и властвуй»: сильные племена и племенные союзы были разведены по разным резервациям (например, племена Лиги ирокезов жили одновременно в 9 резервациях). И, наоборот – в одну резервацию могли «согнать» племена разных языковых групп; для общения им приходилось пользоваться английским языком, что, в конце концов, разрушало их самобытность.
Ситуация с резервационной политикой практически не менялась до 20х годов XX века. Согласно закону 1919 г. все ветераны Первой Мировой войны индейского происхождения получили гражданство США. В 1924 г. гражданство наконец было даровано всем индейцам. В 1930х гг. правительство начало возвращать индейским племенам отнятые ранее земли. При администрациях Рузвельта и Кеннеди было сделано многое для прекращения расизма и дискриминации коренного населения. В 60х гг. были приняты программы, направленные на экономическое и политическое развитие резерваций путем создания собственной инфраструктуры, открытия возможностей для получения образования, обучения для последующего трудоустройства. Также с того времени индейцы стремились получить большую самостоятельность в управлении. В 1975 году Конгресс США принял закон, позволяющий резервациям самостоятельно управлять своими программами в области образования и социального обеспечения.
Резервация индейцев Навахо в Аризоне, 2007 г.
Сейчас индейские резервации скорее служат во благо, потому что они являются центрами сохранения исконно американской культуры. Конечно, в резервациях существует масса проблем, как например, нищета, алкоголизм, низкий уровень грамотности, безработица. Также не искоренились проблемы в сфере медицины – средняя продолжительность жизни по данным Бюро переписи США составляет 29,7 лет. Еще по данным Бюро: лишь 55% индейцев владеют собственными домами; 76% коренных американцев старше 25 лет имеют полное среднее образование. В настоящее время американское правительство предоставляет индейцам множество свобод, о каких белое население не может и мечтать. Вероятно, подобное отношение обусловлено чувством вины за неконтролируемое истребление предков современных индейцев. Индейцы не платят земельный налог, также налогом не облагается бизнес и сделки, заключенные на территории резерваций.
Индейцы США – что посмотреть в резервациях индейцев
Индейцы США – это коренное население североамериканского континента. Сейчас индейцы живут в основном на территориях резерваций в разных штатах, как на западе, так и на востоке США. Ход истории не всегда был справедлив и рассуждать на эту тему в рамках данной статьи я не стану. Отмечу лишь факт, важный для путешественника: очень многие уникальные и красивейшие места Америки, такие как Каньон Антилопы, Долина Монументов или водопады Хавасу, территориально расположены в резервациях индейцев. И предприимчивые индейцы решили не терять зря время, а показывать туристам красоты природы за деньги. Сейчас я расскажу о том, что это за достопримечательности, которые обязательно стоит посетить во время путешествия по США на машине, какие правила действуют на территории резервации, а также в целом немного о том, где в Штатах можно познакомиться с историей индейцев.
Индейцы США
Резерваций индейцев в США очень много – 326 по всей стране, на территории 50-ти штатов, а всего индейских племен насчитывается 565. Самые известные резервации – это Navajo Nation (навахо) в Аризоне и Cherokee Nation (чероки) в Оклахоме.
По своей сути, резервации индейцев – это как бы отдельные небольшие государства внутри США или же еще одни штаты, полностью самоуправляемые. Однако, как и каждый штат в отдельности, они не могут решать дела внешней политики и экономики страны.
Больше всего индейцев в США проживает на территории штатов Калифорния, Оклахома и Аризона. Кстати, сами индейцы очень не любят, когда их называют племенем, они считают себя отдельной нацией. Некоторые резервации, например, нация навахо, настолько огромные по территории, что вместили бы в себя небольшие европейские страны. А если подойти к делу мерками Америки, то территория резервации индейцев навахо равна территории штата Западная Вирджиния.
Кстати, именно индейцы навахо, как самая многочисленная нация, сослужила службу американцам во время Второй Мировой войны. Так как язык навахо – довольно сложный и его не знает никто, кроме самих навахо, то военные взяли представителей этого племени на службу в армию радистами. Так индейцы передавали все сообщения на своем родном языке, не боясь утечки информации, так как ее никто другой все равно не мог понять. Также язык навахо использовали для шифровок.
Древние знаки на камнях – национальный памятник Эль Морро
А внуки военных навахо удачно продают туры в Каньон Антилопы
Некоторые индейцы считают своим девизом Любовь, надежду и силу. Камень в резервации индейцев мака в городке Ниа-Бей, штат Вашингтон
Такими индейцев показывают в музеях национальных парков США
Индейцы хоть и живут по своим законам, но являются гражданами США (с 1924 года). Поэтому на федеральных территориях подчиняются американским законам. Но у себя дома в резервациях у них действуют свои собственнык законы и правила под названием Tribe law, а вот законы США там не действуют.
Интересно, что только индейцам по законам США можно исповедовать свою собственную религию и проводить обряды, хотя в целом подобные исключения запрещены, несмотря на заявленную свободу исповедовать любую религию на территории страны. Все в США хитро! Так что можно колдовать в Штатах, только если ты индеец.
Но интерес к обрядам и культам индейцев очень велик. Например, индейцы хопи сохранили свои верования от предков, и некоторые слова из их языка проникли через барьеры резерваций. Качина – это звездные предки, которые когда-то дали законы жизни, а затем исчезли. Сейчас хопи делают кукол на память о предках и тоже называют их качина.
Руины индейцев рядом с пиками Сан-Франциско в Аризоне, где когда-то жили Качина. Национальный памятник Вупатки
Индейцы неохотно пускают людей к себе. Некоторые даже прямо пишут на въезде, что любой входящий сюда рискует жизнью. То есть попасть внутрь резервации индейцев можно только по приглашению.
Приглашением может быть:
Дело в том, что казино в США запрещены везде, кроме Лас-Вегаса и резерваций индейцев. Так что на въезде на их территорию почти всегда стоит казино, где вполне легально можно испытать свою удачу.
Памятник индейцам племени чумаш в Калифорнии
Когда индейцы жили среди природы, у них не было многих современных проблем. Национальный памятник Сансет Кратер, дом для индейцев синагуа и хопи
И это не единственный случай, когда бич современного мира пускает свои корни в быт индейцев. Если кто-либо читал книгу Кена Кизи “Пролетая над гнездом кукушки”, наверняка помнит, как красочно главный рассказчик индеец Вождь описывал своего отца, который стал алкоголиком. Он говорил, что не он пил из бутылки, а бутылка высасывала из него жизнь.
Это не частный случай с конкретным человеком: алкоголь очень плохо действует на индейцев, быстро превращая их зависимость в неизлечимую. Так что иногда можно понять, почему все же некоторые страны, как Мальдивы, запрещают в своей стране алкоголь.
Но давайте вернемся к красивым местам Америки, которые расположены на территориях резервации индейцев, и я расскажу вам о своем опыте посещения этих мест.
Уолнат Каньон, место жительства индейцев синагуа
Достопримечательности в резервациях индейцев
Федеральное правительство отдало индейцам не самые хорошие места для жизни. По большей части это жаркие пустыни без плодородного слоя земли. Однако же оказалось, что именно там запрятаны многие уникальные места, которые сейчас стали просто культовыми. Наверняка, федералы кусают локти, так как сами не смогли организовать там национальный парк. И не только потому, что сами не взимают деньги, но и потому, что рейнджеры в парках всегда следят за объектами природы.
В наш материальный век индейцы тоже стали материальными и, обнаружив на своей территории красивый каньон, не стесняются зарабатывать на нем деньги, охотно пуская к себе туристов, как американских, так и приехавших из других стран. Особенно повезло с достопримечательностями тем же навахо.
Самые популярные достопримечательности под контролем индейцев – это каньоны Антилопы, Верхний и Нижний, а также Долина Монументов и западный рим Гранд Каньона. Без посещения этих интересных мест в Штатах не обходится ни одно путешествие по юго-западу Америки.
Так что если перед вами стоит вопрос планирования поездки по США, советую прочитать мою статью до конца и решить, какие из легендарных и менее знаковых туристических мест, расположенных на территориях резерваций индейцев, вы хотите включить в свой маршрут.
В каньоне Антилопы
Как я говорила, резервация индейцев – это территория, где не действуют законы США, а власти индейцев руководствуются законами своего племени, о которых мы мало что знаем. Но известны те, что касаются туристов:
При этом индейцы могут назначать любую сумму, могут менять ее, как вздумается. Оплата принимается только наличными деньгами, а налоги с доходов они не платят. Мне не жалко, но разница в том, что когда мы даже как туристы платим за визит в национальные парки (включая и местные налоги), то эти деньги идут на инфраструктуру парка. И нам удобно ими пользоваться. А индейцы не могут даже нормальные дороги построить до своих самых известных достопримечательностей, и это очень неудобно для туристов. Разве кому-то нравится дышать красной пылью?
Долина Монументов – самая раскрученная достопримечательность на территории резервации Навахо
Самые знаменитые туристические достопримечательности на территории различных резерваций индейцев в США:
Хорсшу Бенд, изящный поворот реки Колорадо под названием Подкова
Верхний каньон Антилопы
Какие недостатки могут поджидать туриста, если он едет на территорию резервации индейцев:
Что делать? Принимать все, как есть. Индейцы думают, что им все должны из-за кровавой истории покорения Америки. Это их выбор. Наш выбор – захотеть смотреть природные красоты и заплатить за это приличную сумму или нет.
А вот этот молодой индеец Кордел заслуживает только похвалы, так как он очень грамотно водит тур по каньону Антилопы. Что даже я, кто ненавидит групповые туры, признала, что было неплохо, учитывая невозможность пойти в каньон в одиночку
Вот посмотрите видео, как мы ехали на траках индейцев к каньону Антилопы:
Мои советы при посещений резерваций индейцев США:
Смотрите актуальные цены на аренду авто в Лас-Вегасе по ссылке →
Торговля в резервациях индейцев США чем-то напоминает 90-е годы, правда?
Ещё индейцы всегда торгуют своими поделками рядом с достопримечательностями. Мы встречали их у Подковы (Horseshoe bend) рядом с городом Пейдж в Аризоне, у Мраморного каньона, у ущелья реки Литтл Колорадо и у вьюпойнта на Седону.
К ущелью реки Литтл Колорадо мы приехали ранним утром и магазины индейцев ещё не открылись. Зато касса была открыта. Но мы сказали, что раз магазины не могут предоставить услуги, мы расстроены и не будем платить. Также мы уточнили, что мы не американцы. И тетушка нас пропустила бесплатно.
Ущелье Маленькой реки Колорадо тоже находится на территории индейцев
А вот у вьюпойнта на подъезде к Седоне индейцы были весьма милы. У них были приличные лотки и даже крытые киоски с картами местности (некоторые даже бесплатные!), книгами и поделками. Все улыбались. Странно, но это были живущие в обычных американских городах индейцы племен явапай и апачи.
Также мы постоянно проезжали по территории резервации индейцев Чероки в штате Северная Каролина, которая непосредственно граничит с национальным парком Грейт Смоки Маунтинс, и я заметила только то, что чероки свой город построили так, чтобы сделать удобно туристам – отели, кафе, кемпинги и так далее – и самим извлекать выгоду от соседства с парком.
Тот, кто не живёт прошлым и не обвиняет других в своих проблемах – даже если те в самом деле виноваты – обычно живут гармоничной жизнью.
Мыс Флэттери на территории индейцев мака рядом с парком Олимпик
Разве может быть что-то таким прекрасным, как творения природы?
Советую ли я посетить эти места?
Да, каньоны Антилопы – обязательно! Долину Монументов тоже. А водопад Хавасу мы сами планируем все же как-нибудь увидеть. Более мелкие достопримечательности, такие как Мраморный каньон в Аризоне, ущелье Литтл Колорадо, мыс Флэттери в штате Вашингтон или холм рядом с Морро Рок в Калифорнии не обязательно, если не по пути.
И напоследок напомню, что я очень люблю бывать в местах, где можно познакомиться с бытом или с мудростью индейцев и их предков. Например, горы Сан-Франциско в Аризоне, святые пики для всех коренных американцев, это одно из моих любимых мест в Штатах.
А еще в Лиме, столице Перу, мы встретили индейца Антонио из города Альбукерке в штате Нью-Мексико, который не живет в резервации, зато любит путешествовать по миру (и даже был в России!). Он нам рассказал, как планирует трекинг по Перу, к горе Салкантай. Антонио – очень образованный человек и нам понравилось с ним общаться, и мы продолжаем дружить до сих пор. Так что, как видите, история не стоит на месте, и у каждого есть выбор.
Тем, кто путешествует далеко аж до национального памятника Йеллоустоун, советую посетить Башню Дьявола в том же штате Вайоминг, место силы индейцев сиу, а ныне национальный памятник
В национальном парке Меса-Верде
А вот список национальных парков и памятников США, где можно подробнее узнать о быте и жизни индейцев Северной Америки:
Приходить в Горящему дому нужно в определенный момент времени, чтобы увидеть его в огне!
Древние петроглифы в одноименном национальном памятнике
Карта достопримечательностей в резервациях индейцев в США
Условные обозначения:
Что еще стоит знать о путешествии в США
2 комментария
2 пинга
А чем индейцы Северной Америки отличаются от индейцев Южной Америки? Вы ведь были в них обеих, на ваш взгляд какие основные различия?
Какой интересный вопрос вы задали! Я думаю, что есть у них много общего, какие-то общие принципы верований в силы природы. Это я имею в виду древних индейцев. А вот современные индейцы Южной Америки чувствуют себя не такими обиженными, как североамериканские. Ведь в Боливии, к примеру, 98% населения – индейцы, и даже президент – индеец. В других странах индейцев очень много, и только в крупных городах живут потомки колонизаторов, белые люди. В Аргентине большинство – белые, например. Но там, где индейцев большинство – там им очень вольготно. И кстати, очень много разных племен индейцы в Южной Америки, какие-то племена крупные как аймара, другие не очень. В этом схожесть в Сев. Америкой.
Они могут жить так, как привыкли – по горам скакать и альпак выгуливать, могут в домах в городах жить. Могут на рынках торговать тем, что делают или выращивают. Могут в университетах учиться, если денег хватит. То есть у них есть свобода выбора – жить близко к традиционному образу жизни или встроиться в белое общество. И в отличие от индейцев США, их насильно не сгоняли в резервации, хоть и потрепали во время завоевания, и они не владеют сейчас доступом к достопримечательностям. Хотя могут сидеть рядом со входом, продавать свои поделки и фотографироваться с туристами за деньги. И никто не смеет их прогонять.
В Кахамарке мы встретили очень образованного гида-индейца, очень любящего историю и культуру страны. Он видно, что образованный, хоть и не очень богатый. В общем, как и везде, все зависит от собственных желаний и усилий.
Слово «Индеец» происходит от «старый надоедливый, приставучий индиец». То есть, индеец – это индус. Индусы евреи. Индейцы живут не в резервациях, а за чертой оседлости. На природе. Настоящая Резервация находится по другую сторону границ резерваций.
Ничего подобного в энциклопедиях не найдёшь.
Вот вы пишете, что индейцы ленивые и аргументируете этот отсутствием дороги к смотровой площадке. Почитайте про Bennett Freeze – запрет для индейцев Аризоны на строительство дорог, школ, электрификацию. Отменил Обама, а действовало почти полвека и как это сказалось на жизни местных индейцев – очевидно.
Но, конечно, очень здорово клеить ярлык обиженок не жертв и вещать про “старые обиды” и “каждый сам выбирает”.