Что такое резюме проекта
Резюме бизнес-плана — цель и правила составления
Как мы знаем, бизнес-план (далее БП) — комплексный документ, содержащий информацию о характере проекта, сроках реализации, окупаемости, инвестиционной привлекательности. Сегодня мы рассмотрим два первых раздела: резюме бизнес-плана, описание продукта.
Образец резюме бизнес-плана: как написать
Открыв титульную страницу, первое, что увидит инвестор или сотрудник финансовой компании – исполнительное резюме. Поскольку данная категория людей достаточно заняты, они не будут тратить на прочтение такой документации более 10 минут. Поэтому Резюме – главный параграф БП, отражающий суть проекта. Краткое изложение должно заинтересовать читающего перейти к следующим разделам. Тогда шанс на одобрение проекта повышается.
Аннотация составляется отдельным документом, текст не должен занимать более 4-х страниц, не насыщайте его сложными терминами или специфическими выражениями. Постарайтесь отобразить информацию доступно. Рассмотрим, что входит в резюме бизнес-плана:
К основным показателям, расчет которых потребуется, относят:
Что нужно для написания хорошего резюме
Цель составления резюме – привлечение интереса инвесторов, потому нужно информацию преподнести в выгодном свете. Описание, имеющее шансы на успех, показывает:
Если предполагаете сотрудничать с иностранными инвесторами, прилагайте аннотацию на английском языке.
Первый раздел документа составляют последним. Если будете составлять краткое описание до написания основной части БП, вы столкнетесь с определенными трудностями:
Раздел бизнес-плана – описание продукции
Если краткое описание заинтересовало кредитора, он перейдет к следующему параграфу, содержащему информацию о продукте или услуге, которые будут производиться в случае реализации БП. Описание составляется по общей структуре:
При описании конкурентных преимуществ укажите особенности продукции. Учтите удовлетворение рыночного спроса — цену и потребительные свойства.
Составляя раздел описания товара, нужно предоставить четкое понятие – как будете продавать. Изучите потребности покупателей, чтобы выявить уникальное предложение. Все идеи подкрепляйте цифрами.
Описание продукта в бизнес-плане: тонкости составления
Важно полно представить инвестору результат – предоставьте образец товара, макет, рисунок. Для услуги приложите положительный отзыв о ее полезности. Если нет уверенности, полноты знаний у вас – кредиторы не захотят вкладывать деньги в проект.
Детально опишите процесс производства, другие разработки. Условия выпуска продукта наглядно покажут, какие изменения должны произойти в компании, чтобы было освоено производство товара или услуги.
Проанализировав данные, кредиторы (инвесторы) сделают вывод о целесообразности вливания капитала в планируемое предприятие.
Заключение
От правильно составленного резюме зависит успех всего Бизнес-плана. Если вы не привлечете внимание с первой страницы, все остальные разработки окажутся бесполезными. Уделите должное внимание каждому параграфу с претензией на успех.
Раздел №1: составление резюме для плана
Добавлено в закладки: 0
Резюме бизнес плана представляет собой краткое описание сути и содержания его основных разделов. Основная роль резюме состоит в формировании интереса и положительной оценки инвестора по отношению к бизнес плану. Поэтому подойти к составлению резюме нужно очень ответственно, ведь от качества его написания во многом зависит, заинтересуется ли потенциальный вкладчик капитала вашим бизнес планом и проектом в дальнейшем.
Главное, что нужно понимать, прежде чем начинать работу по составлению резюме, так это то, что оно является кратким отражением всего того, что написано в бизнес плане, и инвесторам оно необходимо для того, чтобы просмотрев эти 2-3 страницы выяснить, стоит ли тратить время на изучение вашего подробного бизнес плана. Из этого вытекают основные требования по написанию данного вида работы.
Зачем вообще нужен бизнес план? | Раздел №5: Организационный план; |
Какие части должны быть в бизнес плане? | Раздел №6: Анализ рисков; |
Раздел №1: Составление резюме для плана; | Раздел №7: Способы снижения рисков; |
Раздел №2: Описание компании и услуг; | Составление финансового раздела бизнес плана; |
Раздел №3: Составление маркетингового плана; | Дополнения и приложения к плану; |
Раздел №4: Производственный план компании; | Определение эффективности бизнес плана. |
Правила написания резюме
Краткое резюме бизнес плана должно как можно четче отображать основные пункты и ключевые моменты, которые обязательно нужно подтвердить убедительными доводами и цифрами. Если это условие не будет соблюдено, то вкладчик капитала не будет тратить на вас свое время. Ведь это вы заинтересованы в получении его инвестиций. Для того чтобы инвестор обратил должное внимание на ваше резюме, оно должно отличаться максимальной убедительностью и быть интересным, чтобы он был уверенным а том, что сможет получить достойную прибыль при денежных вложениях в ваш проект.
Кроме этого важно помнить, что составление резюме для бизнес плана не должно перерасти в переписывание его разделов во всех подробностях. Оно должно быть четким и лаконичным, кратко отображать основные пункты бизнес плана. В противном случае инвестор просто устанет его читать.
Оптимальный объем резюме не превышает несколько страниц. Вся информация, которая отображена в работе, разбивается на отдельные абзацы, содержание которых соответствует разделам бизнес плана проекта. Структурированный текст отличается большей читабельностью по сравнению со сплошным. Кроме этого важным условием является соблюдение единого шрифта и размера текста в резюме и бизнес плане.
На что стоит обратить внимание?
Резюме должно включать только те моменты проекта, на которые, по вашему мнению, обязательно должен обратить внимание инвестор. Это определенно должны быть сильные стороны проекта, которые убедят вкладчика в возможности получить прибыль от вложенных средств.
В резюме должны быть изложены следующие пункты: название проекта, данные об инициаторе, информация о месте расположения проекта, а также о том, какая организационно-правовая форма была выбрана для его реализации в жизнь.
Суть проекта
Суть проекта – это самая важная составляющая резюме. Именно от того насколько качественно она будет отражена зависит нет только первая реакция инвестора, но и возможность дальнейшего сотрудничества.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть суть проекта нужно определить основные цели, а также способы их достижения. Можно привести такой пример: цель проекта заключается в ежегодной продаже органических удобрений объемом в 1000 тонн. Способы достижения – проведение мероприятий по организации производства данных удобрений и налаживании отношений с московскими партнерами по поводу оптовых поставок. Помимо описания цели и вариантов ее достижения, необходимо приложить к резюме договора о намерениях сотрудничать с данными партнерами.
Также необходимо построить таблицу, в которой будут отражены основные этапы проекта, а также указаны сроки их осуществления. Данная таблица является календарным планом реализации проекта.
Финансирование
Резюме проекта бизнес плана должно подробно описывать, на каких этапах, и в каких объемах вы нуждаетесь в финансировании. Этот вопрос лучше сразу связать с календарным планом, чтобы инвестор смог легко ориентироваться. Кроме этого необходимо указать, каким будет соотношение между вашими личными внутренними ресурсами и заемными средствами. В случае необходимости получения кредитных займов на разных этапах реализации проекта, нужно сразу указать каков их объем, процентная ставка и будущий график возврата.
Кроме этого раздел бизнес плана резюме, который содержит информацию о финансовой составляющей проекта, должен отображать информацию, которая вызовет наибольший интерес у инвестора, а также определит эффективность и привлекательность проекта с экономической точки зрения. Это показатели срока, необходимого для полной окупаемости проекта, нормы внутренней доходности, времени, необходимого для возврата кредитных средств, а также чистой стоимости проекта.
О чем еще стоит написать в резюме бизнес плана
Резюме должно четко давать понять инвестору, что вы знаете, что делать в критической ситуации, если такова возникнет. Поэтому очень важно указать все возможные риски, с которыми может столкнуться проект на этапе реализации. Но одного описания недостаточно. Этот раздел будет лишен смысла и негативно скажется на оценке вашего резюме инвестором, если в нем не будет приведено качественные и количественные оценивание возможных проблем, а также не будут указаны все возможные варианты их предотвращения либо решения.
Конечно, данный перечень не является полным отображением всех тех пунктов, которые могут быть описаны в резюме бизнес плана. Так как его написание частично является индивидуальным, потому как резюме, как и сам бизнес план, может дополняться различными разделами в зависимости от специфики направления проекта. Но основные пункты, которые обязательно должны присутствовать в любом резюме бизнес плана, направленного на получение инвестиций или оформление кредитного займа, перечислены выше.
Содержание резюме в бизнес плане не всегда является обязательным. Так, например, резюме не имеет особого значения, если бизнес план составляется для работы внутри организации. Но, по сути, его написание не будет лишним. Ведь даже для внутрифирменной работы компании важно иметь общее представление о том, куда движется организация и какие цели преследует.
Резюме проекта
Цель лекции. Показать приемы и примеры хорошего оформления раздела.
Для составления краткого описания перечислим контрольный список вопросов
Руководство и персонал:
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.
Важность оформления резюме бизнес-плана определяется тем, что именно с него начинается знакомство потенциальных инвесторов с предлагаемым проектом и формируется первое впечатление о проекте, которое часто имеет решающее значение в его дальнейшей судьбе. Инвесторы по материалу этого раздела должны убедиться в эффективности и реализуемости проекта.
Основное требование к резюме – простота в изложении материала, запоминаемая форма изложения, для чего используются графики, рисунки, фотографии и т.д. Составляется резюме после выполнения всех работ по составлению и расчету бизнес-плана, когда сформированы окончательные показатели и определены пути развития проекта.
Пример 3.1. ЗАО «Росмет»
Электронно-оптический бесконтактный измеритель плоскостности ИП-4 предназначен для измерения плоскостности полосы на широкополосных станах горячей и холодной прокатки чёрных и цветных металлов, а также для измерения формы листов при движении их по рольгангу.
Внедрение измерителя плоскостности ИПУ-4 в листопрокатное производство.
Ситуация на российском рынке плоского проката до последнего времени не стимулировала кардинальное улучшение качества. Некоторые прокатные станы в России до сих пор не оборудованы исполнительными механизмами регулирования плоскостности. В результате большинство полосового и листового проката, изготовленного в России, имеет низкое качество.
Российский рынок устраивал плохой металл, а за рубежом его брали по демпинговым ценам. Однако сейчас ситуация начинает резко меняться из-за обостряющейся конкуренции. Существенно более низкая стоимость прибора по сравнению с аналогами, простота монтажа и эксплуатации позволяет пересмотреть сам принцип оснащения прокатного производства такого рода приборами и оснащать ими те агрегаты, на которых до сих пор измерять плоскостность даже не предполагалось (из-за сложности и большой стоимости приборов-аналогов).
В случае успешного развития проекта предприятие может занять ведущее положение на рынке измерителей планшетности.
Прокатное металлургическое производство.
Прибор ИПУ-4 разработан для использования в качестве:
Могут быть рассмотрены и другие области применения, где есть необходимость в измерении плоскостности и полоса может отражать видимый свет с коэффициентом отражения не хуже 0,3-0,4.
Основные технические характеристики:
Распределение неравномерности расхода металла в растворе валков измеряется с точностью 10% в диапазоне 0.1–600 I Unit
Скорость полосы металла – до 30 м/с
Температура полосы металла – до 1200° С
Скорость полосы – до 30 м/с
Ширина полосы – любая из имеющихся
Поверхность полосы – сухая,
Не чувствителен к вибрации полосы или листов при движении по рольгангу. Прибор размещается в стороне от рольганга, что снимает требования по теплозащите. Прибор в 5-10 раз дешевле функциональных аналогов. Прост, дешев в обслуживании и эксплуатации.
Прибор всесторонне испытан на различных прокатных агрегатах. Работает в течение 4 лет на стане горячей прокатки чёрных металлов. Полностью готов к продажам.
Разрабатывается стратегии патентования новых технических решений, будут проведены дополнительные мероприятия по защите интеллектуальной собственности.
Рынок стран СНГ и России является приоритетным. Весь комплекс мероприятий по внедрению ИПУ-4 в листопрокатное производство построен с учетом специфики и развития данного рынка.
Потенциальными потребителями прибора являются все предприятия, производящие плоский прокат из черных и цветных металлов. Каждое прокатное производство может использовать от нескольких штук, до нескольких десятков устройств.
Предварительные переговоры были проведены с 43 металлургическими заводами в России, из них 33 предприятия выразили заинтересованность в приборе в связи с перспективой реконструкции и модернизации прокатных станов. 24 предприятия проявили прямой интерес в испытаниях и ознакомлении с ИПУ-4.
На основе данных о количестве металлургических предприятий и объемах производства проката в различных частях мира, рыночная ниша для ИПУ-4 составляет:
от 400 до 600 приборов в российской прокатной металлургии, плюс от 300 до 400 приборов в странах СНГ (главным образом Украина, Казахстан) и от 3000 до 5000 приборов в остальной части мира.
Экспорт прибора рассматривается как потенциально возможный на следующих этапах проекта в 2009-2010 г.г.
Основные научно-технические, организационные и производственные риски проекта устранены: прибор изготовлен, испытан, подтверждены его основные характеристики, предприятие активно осуществляет текущую деятельность.
Проведен анализ коммерческих рисков проекта. Разработан комплекс мероприятий по уменьшению их негативного воздействия.
Объем запрашиваемого инвестирования:
Для успешной реализации проекта необходимо привлечение инвестиций в размере 7 600 000 рублей.
Руководство и персонал проекта:
Команда проекта состоит из бывших сотрудников Российского Федерального Ядерного Центра, имеющих успешный опыт создания сложных физических установок. Участники проекта обладают должной квалификацией и достаточными знаниями для реализации проекта. По окончании инвестиционного проекта в ЗАО «Росмет» будет работать не менее 14 сотрудников.
Предложения о формах сотрудничества:
Для развития проекта требуются:
Пример 3.2. ООО «Нанокомпозит»
Решение вышеперечисленных задач обеспечивается финансированием, предоставляемым Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в объёме 1500000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей на втором этапе программы «СТАРТ» 2250000 (два миллиона двести пятьдесят тысяч) рублей- на третьем.
Кроме того, в рамках проекта предполагается организация серийного производства широкого ассортимента изделий из нанокерамических материалов.
Для этого требуется:
С этой целью предприятие ООО «Нанокомпозит» привлекает инвестиции в форме взносов учредителей в Уставный фонд предприятия в размере 1 млн. рублей в 2005 году и 3 млн. рублей в 2005-2006 г.г. в рамках договора с ООО «Технопласт», г. Томск.
Проведенный анализ эффективности инвестиций показал следующее:
Чистая прибыль PC= 12686тыс. руб.
Общая накопленная величина дисконтированных доходов PV= 30446 тыс. руб.
Чистый приведённый эффект NPV= 9226 тыс. руб.
Индекс рентабельности инвестиций PI= 3,3
Норма рентабельности инвестиций IRR= 116%
Срок окупаемости дисконтированный РВР= 1,5 года
Чистая прибыль/инвестированный капитал ROI= 3,17
В результате выполнения работ в рамках данного проекта будут:
Имеются запросы от более 20 потребителей. Заключены договора на изготовление и поставку конструкционной керамики с 4 предприятиями РФ и одним – республики Казахстан, с двумя предприятиями имеются протоколы о намерениях.
Пример 3.3. ООО НПО «Биотех+»
На рассмотрение потенциальных инвесторов предлагается проект ООО НПО «Биотех+». ООО НПО «Биотех +» имеет необходимые производственные площади, часть технологического оборудования, опыт производства и продаж на территории Ставропольского края.
Для обеспечения планируемого объема производства необходимы инвестиционные вложения в сумме 7 495,00 тыс. руб. Финансирование указанной суммы предполагается осуществить за счет:
Интегральные показатели эффективности проекта
Показатель | Тыс.руб. | Тыс.доллар США |
---|---|---|
Ставка дисконтирования | 12,00 % | 6,00 % |
Период окупаемости | 29 мес | 30 мес |
Дисконтированный период окупаемости | 30 мес | 30 мес |
Средняя норма рентабельности | 356,36 % | 269,75 % |
Чистый приведенный доход | 28 181 | 914 |
Индекс прибыльности | 15,53 | 14,74 |
Внутренняя норма рентабельности | 151,30 % | 133,90 % |
Модифицированная внутренняя норма рентабельности | 61,42 % | 51,77 % |
Длительность | 4,77 лет | 4,76 лет |
При составлении финансового плана разрабатывался не только отчет о прибылях и убытках предприятия, позволяющий показать прибыльность или убыточность производства в статике (превышение доходов над расходами), но и отчет о движении денежных средств на расчетном счете в реальном времени. Производство прибыльно и отсутствие дефицита средств на расчетном счете свидетельствует о выполнимости намеченной производственной программы.
Для моделирования производственного процесса и финансовых потоков применялся специализированный программный продукт «Project Expert».
Планирование производственных затрат осуществлялось на основе фактических издержек предприятия. Группировка затрат на переменные и постоянные, а также на операционные (производственные), управленческие и затраты на маркетинг производилась в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета (GAAP). Темпы инфляции прогнозировались на основе ежемесячных отраслевых прогнозов индексов инфляции и дефляторов Минэкономики РФ.
Расчеты, выполненные в соответствии с требованиями методических рекомендаций «По оценке эффективности инвестиционных проектов» (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477), показывают, что данный инвестиционный проект имеет достаточно высокую экономическую, коммерческую и бюджетную эффективность.
В представленных примерах наиболее удачный пример 3.1. Во всех примерах представлены интегральные показатели эффективности инновационных проектов. Во втором примере не раскрыто существо инновации и не дано описание команды проекта. В третьем примере основной акцент поставлен на экономические показатели проекта, не раскрыта суть инновационного решения, не дано описание команды проекта.
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.