Что такое рифф в рок музыке
Что такое гитарный риф
Все о гитарных рифах
Рифф – это постоянно повторяющийся, короткий музыкальный фрагмент, который может быть как вступлением, так и любым другим элементом песни. Гитарные риффы используются в качестве аккомпанемента, кульминации, концовки и так далее. В блюзе и рок-музыке риффы играются ритм-гитаристом в нижнем регистре – а именно, на нижних струнах.
Некоторые гитарные риффы стали настолько узнаваемыми, что по ним узнают целые песни культовых рок-групп.
Существуют определенные виды риффов – аккордовые, одноголосные, исполненные в открытой тональности или на основе квинты. Также гитаристы часто используют риффы с «педальным» тоном или блюзовые риффы, исполняемые в тональности E-мажор. Впрочем, эти обозначения являются условной классификацией, поскольку в одном и том же риффе может сочетаться несколько фрагментов. Благодаря этому, каждый гитарист может создать свой собственный рифф в процессе экспериментов с игрой на гитаре.
Суть гитарных рифов
Риффы с «педальным» тоном, распространенные в 80-х годах, представляют собой постоянно повторяющийся тон. Педальная нота при этом является тоникой, взятой на открытой струне, которая выступает фоном для проигрывания интервалов и кварт, соответствующих разным аккордам.
Также в качестве педального тона допускается использование не только пятой, но и шестой/четвертой струн.
Аккордовые риффы играют с использованием аккордов на слабо перегруженном или чистом звуке – чтобы ноты не искажались. Многие известные гитаристы обыгрывали аккордовые риффы, используя ноты мажорной пентатоники, а также вкрапления интервалов.
Разобрав принципы, по которым строятся риффы, попробуйте на их основе придумать свои.
Аккордовые формы
В предыдущих уроках вы уже познакомились с некоторыми аккордами. Давайте вспомним их и приведем эти знания в систему.
Перед вами наиболее часто используемые аккорды в первой позиции:
Таким образом, любой аккорд можно взять в 5 аккордовых формах используя 1 палец левой руки в качестве порожка (прием баррэ), например:
В свою очередь, любую из аккордовых форм можно перемещать по грифу с помощью баррэ и получать со сменой позиции новые аккорды:
На практике применяются 2 основные формы: E (Em)с тоникой по 6 струне иA (Am)с тоникой по 5 струне. Перемещая их по грифу, можно получить любые мажорные и минорные аккорды:
Таким образом, чтобы построить любой аккорд в выбранной части грифа, вам нужно найти на какой струне (5 или 6) находится ближайшая тоника и подставить соответствующую аккордовую форму.
Несколько слов о приеме баррэ: суть этого приема в том, что 1 палец лежит параллельно ладу «плашмя» на грифе, в то время как остальные пальцы зажимают соответствующие ноты:
Прижимайте 1 палец вблизи лада, если какие-либо из струн не звучат, попробуйте передвинуть палец вверх или вниз и найти оптимальное положение. Обращайте внимание только на те струны, за которые непосредственно отвечает 1 палец (на фото вверху 1,2,3 и 6), об остальных позаботятся другие пальцы.
В форме Am 1 палец лежит на всех струнах кроме 6, ее он приглушает верхней частью:
Когда играются мажорные аккорд в форме A, 3 палец зажимает 2,3 и 4 струны (прием полу-баррэ), 1 палец зажимает 5 струну и глушит 6, 1 струной приходится жертвовать ради удобства игры:
Вообще на электрогитаре проблем с баррэ намного меньше, чем на акустике: низкое положение струн и радиус грифа облегчают выполнение этого приема. Вместе с этим на электрогитаре аккорды с баррэ применяются чаще, чем аккорды в открытой позиции, так как их легче глушить: достаточно ослабить давление на струны левой рукой.
Что такое рифф?
Как правило, роковые риффы играются на нижних струнах, которые в сочетании с дисторшн дают мощное звучание.
Все рок-риффы можно разделить на несколько видов (все они изучаются в этой школе): одноголосные, в «открытых» тональностях на основе квинты, блюзовые в Е мажоре, с «педальным» тоном, аккордовые. Правда, разделение это достаточно условное, так как в одном риффе могут встречаться комбинации этих видов.
Поняв принципы по которым строятся риффы, попробуйте придумать что-нибудь свое. Не бойтесь показаться банальным, но и не страшитесь экспериментов.
Риффы в тональности А.
Прежде чем приступить к этой теме, оговоримся, эти риффы встречаются в любой музыке, вышедшей из блюза: блюз-роке, рок-н-ролле, хард-роке, глэм-роке и т.д и прекрасно звучат как на чистом звуке, так и с разной, в зависимости от стиля, степенью дисторшн. Играя с «перегрузом», применяйте глушение правой рукой palm muting.
Несколько слов о ритмике: вы можете играть эти риффы как ровными 8-ми, так и в ритме свинг.Не забывайте отсчитывать ногой метр, если есть метроном или драм-машина, используйте и их тоже.
Итак, power-аккорд в «открытой» позиции Ля:
Первый палец при исполнении риффов не снимается и глушит 3,2 и1 струны. Большой палец приглушает 6 струну:
Добавим одну ноту на 4 струне (сексту) и получаем простейший блюзовый рифф:
Рифф № 1
Добавим еще одну ноту на 4 струне (септиму) и получаем несколько усложненную версию первого риффа:
Рифф №2
Перейдем к добавочным нотам на 5 струне, это мажорная и минорная терции:
Рифф №3
Так же как и в Риффе №2, 2 палец не снимается, когда ставится 3.
Очень часто ноты на 5 струне, впрочем, как и на 4, берутся приемами Hammer on и Pull off, например таким образом:
Рифф №4
А теперь давайте объединим добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф:
Рифф №5
Используя эти ноты в сочетании с Hammer on и Pull offвы можете сыграть следующие риффы:
Рифф и остинато
Одной из распространенных форм музыкальной фактуры является остинато, которое в эстрадной музыке получило название рифф (от англ.riff — в комедии короткое точное замечание по существу дела).
Остинато по всей видимости является древнейшим способом создания музыки. Шаманские ритуалы с бесконечным повторением одного и того же ритма лучшее тому подтверждение.
Рифф — это мотив или фраза,которая настойчиво повторяется в одном и том же голосе. За основу повторения может быть взят ритм, часть мелодии и вся мелодия (встречается реже в основном в стариной музыке).
В изначальном виде остинато должно быть неизменным на протяжении всего произведения. Однако в современной музыке фигура может варьироваться и изменяться в зависимости от гармонического сопровождения.
Поскольку не каждую форму остинато можно назвать риффом, то удобнее будет использовать следующее правило — остинатные фигуры в рамках эстрадно-джазо-роковой и т.д. музыки будем называть риффом, а все остальное остинато.
Главное отличие остинато от риффа в невозможности вносить изменения. При остинато гармония и мелодия подстраиваются под фигуру, а в риффе наоборот фигура видоизменяется в зависимости от музыкального контекста.
Для выделения различных типов остинато я решил использовать хронологический метод, поскольку разделение по другому типу не позволит охватит максимум возможных форм остинато. Кроме того для каждого инструмента существуют свои особые формы воплощения этой фактуры,которые каждый инструменталист найдет без труда.
Остинато в классической музыке
Многие инструменты найденные на африканском континенте используются для создания остинатных фигур. К таким инструментам относиться ламеллофон, балафон и др. Также для создания остинатных фигур используются различные струнные инструменты (например, кора).
Основу африканских остинатных ритмов составляют перекрестные (полиритмичные) фигуры. При этом один и тот же инструмент играет, как основной бит, так и перекрещиваюшуюся фигуру.
Одна из распространенных фигур африканского остинато:
Огромное влияние на африканскую музыку оказала европейская традиция.
Многие современные африканские группы используют гитары в качестве остинатного инструмента. В качестве основы используются аутентичные африканские ритмы калимбы в сочетании с фанковыми фигурами.
Кевин Мур в статье об африканской музыке сказал: для латинской музыки последовательность I-V-IV-V настолько же важна, насколько 12 тактовый блюз для североамериканской.
Эта последовательностью является основой многих риффовых фигур. На ней построены такие известные песни как La Bamba, Guantanamera, Pare cochero и многие другие.
Дальнейшее воплощение африканское остинато находит в кубинском guajeo.
Guajeo — это типичные остинатные фигуры кубинской музыки,как правило основанные на синкопированном исполнении арпеджио.
Guajeo является основой современной сальсы и латинского джаза.
Пример фигуры guajeo(позже будет подробный обзор этого стиля).
Фигуры guajeo оказали огромное влияние на рок-н-ролл, джаз и популярную музыку.
Пример использования фигур ala guajeo у Beatles песня I feel fine:
Итак, идём дальше и рассмотрим риффы в том понимании, какое они имеют в роке. Для начала несколько примеров.
1. Iron man Black Sabbath
Черты характерные для рок-риффов: имеет небольшую длину(чаще всего 4 такта) играется в нижнем диапазоне используется перегруз
В джазе риффом называют короткую фигуру, которая постоянно повторяется на фоне меняющейся мелодии.
Рифф может выступать в качестве рефрена или своеобразной перебивки между импровизациями разных солистов.
Как правило рифф играет ритм-секция и он формирует фактуру аккомпанемента.
Хотя риффы являются основой для латиноамериканской музыки, джаза и фанка, все же эта техника используется и в классической музыке.
На простом риффе, в частности, основано знаменитое Болеро Равеля. Рифф который неизменно повторяется на малом барабане.
Риффы могут быть простым состоящими буквально из одной ноты и сложными длиной в 4 или 8 тактов.
В джазе и ритм-н-блюзе некоторые риффы являются стандартными и применяются в качестве вступлений. Например, Дюк Эллингтон использовал рифф из вступления к теме Night Train в другой своей теме Happy-Go-Lucky Local.
Практика заимствования риффов являлась популярной в середине XX века. Рифф Чарли Паркера из темы Now it’s time был позже использован в танцевальном хите The Hucklebuck. То есть, по сути музыканты занимались своеобразным сэмплированием понравившихся риффов.
Riff Driven
Как и большинство американизмов это непереводимый термин, который используют для описания песни построенной на повторении риффа, который может быть мелодией, партией аккомпанемента либо развернутой каденцией также рифф может выполнят роль лейтмотива (как в песне Smoke on the water). Большинство таких песен распространено в роке, джазе, блюзе.
Основная цель таких песен «запасть» в подсознание слушателя.
Как правило, структура песен основана на простом соотношении вопрос-ответ, что напоминает форму рондо и еще сильнее способствует запоминанию материала.
Несколько примеров песен стиля riff driven «I Feel Fine» The Beatles, «(I Can’t Get No) Satisfaction» The Rolling Stones, «Black Dog» by Led Zeppelin, «Outshined» Soundgarden, «Enter Sandman» Metallica, «Smoke on the Water» Deep Purple и «Symphony of Destruction» by Megadeth.
Vamp
Этот термин является синонимом риффа, однако имеет несколько отличий. Если под риффом подразумеваем чаще всего одноголосную линию,или интервальную, то vamp это практически всегда аккордовая фигура состоящая из простых аккордов или секвенции аккордов. Типичный пример это фанковые гитарные фигуры. Именно в фанке и госпеле,соуле распространен этот термин. Пример vamp фигуры
Кроме того термин vamp употребляется в значении — импровизировать простой аккомпанемент или легкую мелодию.
Джазовый темы в которых использована техника vamp «A Night in Tunisia», «Take Five», «A Love Supreme», «Maiden Voyage», «Cantaloupe Island»
Техника vamp аккомпанемента широко использовалась джазовыми и фьюжн музыкантами. Тема Майлза Дэвиса построена на фигуре из двух нот (Sooo What?), которые исполняет фортепиано и труба. Музыка основана на повторении vamp фигур с легкой руки Barry Kernfeld получила название vamp music.
Пример использования vamp фигуры в роке это балладная часть в песне Bohemian Rapsody группы Queen.
В Госпел и сул vamp фигуры чаще всего используются для создания развернутых концовок на фоне которых вокалисты показывают возможности своей техники.
В фанке 70 многие vamp фигуры представляли собой заимствованные одно- или двух- тактовые вступления базирующиеся на 1,2 аккордах. Но в фанке такие фигуры являлись основой целой песни. Пример фанкового вампа:
В джазе, блюзе и роке большинство песен построены на смене аккордов и гармонических последовательностях,что позволяет создавать спады и напряжения и удерживать внимание слушателя.
В фанке же основой композиции является ритм и тембр (баса и различных подкладов), которые развертываются на основе одного аккорда. Гармония в фанке играет второстепенную роль и помогает склеивать контрапунктические наложения остинатных линий.
Теперь рассмотрим риффы и остинато в электронной музыке.
Поскольку электронная музыка возникала, по сути, из слияния академической традиции и поп-музыки,то естественно, что практически сразу же начали появляться инструменты с уже запрограммированными остинатными фигурами. Первые фигуры появились в синтезаторах Moog, а также в приборах известных под названием Buchla. Такого рода секвенции сохранились и до нашего времени и сложно найти синтезатор или vst, где не было бы пары известных секвентных паттернов.
Представители Берлинской электронной школы, такие как Tangerine Dream и Klaus Schulze использовали басовые секвенции, а также простые риффовые фигуры в качестве основы для своих композиций. Очень часто такая фигура может повторять без изменения на протяжении всего произведения.
Позже появился эффект арпеджиатор, который позволял создавать секвенции на основе выбранных параметров (например, гамма играется в пределах двух октав квартами или в пределах трех октав рандомным мажорным трезвучием).
Многие группы стиля Synth Pop использовали басовые фигуры созданные арпеджиатором.
В целом большинство танцевальных разновидностей электронной музыки построены на повторении различных остинатных фигур.
Остинато в индийской музыке
При сопровождении некоторых традиционных индийских танцев исполнитель использует заранее заданный остинатный мелодический рисунок, который повторяется на протяжении всего представления (традиционным является инструмент Саранги). Такие фигуры называются Lehara или Nigma. Они создают устойчивую мелодическую основу для импровизации.
По сути, это готовые мелодические патерны которые кроме того соотносятся с ритмическими ( Тала — система построения ритма в Индийской музыке) и темповыми( laya). Исполнитель использует их как основу для импровизации то отклоняясь, то снова возвращаясь к ним. Также Lehara можно назвать «мелодическим метрономом».
В качестве примера привожу несколько Lehara в нотной записи:
Также послушайте небольшой фрагмент записи:
На этом заканчивается обзор основных форм остинато.
Подведу небольшой итог:
Остинато появилось в начале зарождения музыки и проявлялось в монотонных ударах по бубнам и прочим инструментам во время шаманских ритуалов.
Во времена барроко эта техника была очень популярна и использовались как басовые остинато (для создания Пассакалий и Чакон), так и различные ритмические остинато в верхнем голосе.
В течении 200 лет техника остинато была забыта и начала возрождаться одновременно в академической музыке (Дебюсси, Стравинский) и популярной музыке.
Постепенно остинато расщепляется на несколько самостоятельных видов таких как рифф и техника vamp. И в том и другом случае используется техника варьированного повтора, однако в риффах всегда заранее оговорено количество повторов, а техника vamp позволяет импровизировать до бесконечности (с этим связано распространение этого приема во фьюжн и концовках soul песен).
В современной музыке (в частности электронной) до 90% всех элементов музыкальной фактуры могут состоят из остинатных партий.
Таким образом, можно сказать, что это наиболее популярная и гибкая композиционная техника, которая позволяет создавать как сложнейшие симфонический произведения (Шнитке, Стравинский), так и рок хиты.