Что такое рифма 3 класс литературное чтение
Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе
Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:
Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.
Типы рифмы
Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:
Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.
Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.
Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:
Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.
Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:
Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…
Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:
Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.
Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:
Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.
Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».
Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:
Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.
Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:
А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.
Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.
Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:
Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.
Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:
Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.
Может ли быть стих без рифмы
Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:
Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.
Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:
Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.
P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.
Урок по литературному чтению на тему «Рифма»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конструкт внеклассного занятия в 4 классе.
Составитель: Садыкова Л.П. педагог-библиотекарь МАОУ «Тавринская СОШ» МО Красноуфимский округ
Тема: Играем в рифмы
Цель: 1. познакомиться с видами рифмы: парной, перекрёстной, опоясывающей;
2. научится составлять рифмы
обучающие: учить детей отвечать словом, созвучным с названным, чувствовать ритм, рифму, самостоятельно составлять рифмующиеся строчки, познакомить обучающихся с видами рифмы как отличительном признаке стихотворения
развивающие : развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
воспитательные : воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества, учить работать в группах
· освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
· воспитание интереса к чтению и книге;
· развитие познавательных интересов, учебных мотивов (смыслообразование);
· формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (самоопределение);
· развитие этических чувств (нравственно-этическая ориентация);
· овладение речевой и коммуникативной культурой (особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению; использование норм речевого этикета в условиях учебного общения);
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в стихах;
· формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
· понимание духовной сущности произведений.
Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки
Способы организации деятельности.
Актуализация опорных знаний
Подготовка к восприятию новой темы, постановка целей.
Изучение нового материала.
Выразительное чтение, беседа,
Подведение итогов урока.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. занятие сегодня тоже необычный. И называется он необычно. СЛАЙД 1
2. Актуализация опорных знаний. СЛАЙД 2
Прочитайте и сравните тексты. СЛАЙД 3
Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Что вы можете сказать об этих текстах?
Какой текст лучше воспринимается, запоминается? Почему? (2 текст, он похож на стих)
– Правильно, стихи складные, легко запоминаются, их можно петь под музыку.
— Кто говорит стихами?
– Поэты говорят стихами, писатели – прозой, мы говорим обычной разговорной речью.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит вспомнить, разобраться, что же такое рифма.
3. Понятие о рифме.
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья». СЛАЙД 4
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
А вы ребята поняли, что такое рифмовка? Помогите Незнайке подобрать рифму к слову «палка» СЛАЙД 5
(Галка, салка, скакалка, кричалка ……)
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк . СЛАЙД 6
— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
— Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора. Конечно, чтобы написать настоящие стихи, нужно родиться поэтом. А вот играть в стихи может каждый. И это очень интересно.
4. Игра «Рифмы-загадки ».
Некоторые стихи –это загадки, отгадать которые можно, найдя рифму. СЛАЙД 7
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый сом
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь – лесной медведь
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста?
Про козла и про мартышек,
Про лжецов и хвастунишек,
Про волков и про ослов
5. Играем в рифмы: Станьте друг против друга. Один бросает мяч стоящему на противоположной стороне и произносит какое угодно слово, например: мишка. Тот, кто поймал мяч, должен ответить в рифму: книжка. Бросая мяч следующему игроку, он говорит новое слово. Кто за 30секунд не успел придумать рифму, выбывает из игры, а мяч отдает соперникам. Выиграет та команда, которая найдет рифмы ко всем заданным словам.
6. Игра «Живые рифмы».
Подобрано стихотворение, которое должно быть известно игрокам. Кол-во строк равно числу игроков в каждой команде. Придумываем новые рифмы к последним словам строк. Эти придуманные слова выписываем на отдельных листочках и раздаем играющим. Затем читается стихотворение. Задача каждого играющего – догадаться, к какому слову он является рифмой, и как можно быстрее занять свое место: выстроится в ряд соответственно строкам стихотворения. Выигрывает та команда, которая сделает это без ошибок и быстрее.
7. Виды рифмы А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
А нравятся вам какие?
— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы:
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом СЛАЙД 8
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой… СЛАЙД 9
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил. СЛАЙД 10
8. Игра «Кто быстрее?» работа в группах
— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
1Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. Парная
2.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. Перекрёстная
3.Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. Опоясывающая
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей –весеннее! Парная
9.Стишок рифмовка : Молодцы! Вы запомнили виды рифмы.
Мы неплохо подбираем
Рифму нужную в момент
Что же, дальше продолжаем
Это наш эксперимент
10.»Буриме»Учитель: Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. И вы у меня почти все поэты. Давайте мы с вами попробуем написать буриме. (СЛАЙД 11)
«Буриме» (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
Веселится весь народ!)
январь-календарь (Зимний месяц январь
Начинает календарь) (СЛАЙД 12)
Запишите ваши рифмы в конце строки придумайте свои стихи с этими рифмами
11. Итог урока.
С каким новым литературным понятием мы сегодня познакомились?
(Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк)
Виды рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
— Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.
12. Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
— Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
— По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
— Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.
Внеурочное занятие на тему «Секреты русского языка. Что такое рифма.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеурочное занятие по русскому языку.
Тема : Секреты русского языка. Что такое рифма.
Цель : создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Вид занятия: занятие по внеурочной деятельности
• познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
• формировать умение подбирать рифмующиеся слова.
• сочинять небольшие тексты на заданную тему.
• участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
• высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других;
• планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
• использовать определенные учителем и обучающимися ориентиры действия;
Игра в рифмы «Я поэт»
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение. «Давайте сочинять»
Сочинение двустишия «Поэтическая минутка»
Игра «Собери стихотворение».
Ребята, сегодня нас ждет занимательное путешествие.
Создание положительного психологического настроя у обучающихся
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
-Ребята, какие сказки вы знаете?
-Что вам нравится в сказках?
Предлагаю вам вспомнить сказку Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
-Так что такое рифма?
-Как объяснил это Цветик?
-Какие рифмы придумывал Незнайка?
-Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
-Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил?
-Тогда как вы можете сформулировать, что такое рифма? В словаре: «Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов»
Какие стихи сочинил Незнайка?
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Почему стихи Незнайки не нравились его товарищам?
Скажите, научился ли Незнайка подбирать рифмы?
Давайте и мы поучимся подбирать рифмы.
Просмотр мультфильма «Как Незнайка сочинял стихи».
Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся УДАРНЫЙ слог должен быть одинаковым.
Послушайте стихотворение, которое так и называется «Игра в рифмы»
Сказал мне человек, —
Пора и нам сыграть.
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье — точка. (Д. Чиарди)
-В какую игру я вам предлагаю сыграть?
Я называю слово, а вы подбираете рифму.
Урок – в срок, пророк
Год – кот, невпроворот, поворот
Переменка – сменка, Генка, Ленка
Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка
Кошка – ложка, подножка, крошка
Сова – голова, дрова,
Т абурет – балет, скелет
Дворец – огурец, молодец, скворец
Малыш – крепыш, слепыш
Тучка – Жучка, штучка, ручка
Ракета – комета, конфета
Ночка – дочка, почка, строчка, кочка
Птичка – невеличка, рукавичка, страничка
Игрушка – погремушка, волнушка, опушка, кормушка
Ребята – котята, поросята, галчата, воронята
Фонарь – звонарь, сухарь
Ель – метель, трель, дрель
-Трудно подбирать рифмы?
-Что требуется от человека, который хочет быстро подбирать рифмы?
Мы собирали васильки.
На головах у нас …. (венки).
На пожелтевшую траву
Роняет лес свою…(листву).
Сидят, мурлычут кошки.
Слетелись к лампе…(мошки).
Давайте поиграем в игру «Кто больше». Кто больше подберет рифм к слову дружок.
Дружок – кружок, пирожок, шнурок, широк, кувырок, стручок, звонок, лужок, замок, рожок, жучок, бросок, городок, носок, кусок, потолок, бережок, горшок, порошок, рывок, бережок, петушок, флажок, уголек, ручеек, зубок, бульдог, вечерок, вершок, чугунок…
4.Сочинение двустишия «Поэтическая минутка»
Я сейчас вам предложу сочинить двустишие со словом дружок.
1. Выберем рифму к слову.
2. Подумаем над смыслом своего двустишия: о чем я хочу в нем сказать.
3. Постараемся сочинить стихотворение.)
4. Прочитаем вслух, складно ли получилось?
Постарайтесь придумать двустишие со словом дружок.
1. Маленький щенок Дружок
Схватил ботинок за шнурок.
2. Подойди ко мне, дружок,
Съешь-ка сдобный пирожок.
3. По полянке полз жучок,
Наблюдал за ним Дружок.
5.Игра «Собери стихотворение».
Стихотворение В. Капраловой рассыпалось. Помоги собрать его и научись выразительно читать.
Искала булавку весь день.
А булавка упала под лавку,
Лена искала булавку,
Под лавку залезть было лень –
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень –
Искала булавку весь день.
-Назовите рифмующиеся слова.
-Какие строки по счету рифмуются?.
Такая рифма называется парной.
-Это стихотворение используют и как скороговорку. Какие там звуки часто повторяются?
Есть у старушки телушка-пеструшка.
Травку в корзине ей носит старушка.
Бабушкин козлик не ходит со стадом
Бабушка кормит его виноградом.
Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Какое по характеру это стихотворение?
-Кто знает, кто автор этого стихотворения?
Один из самых известных детских поэтов это Самуил Яковлевич Маршак.
Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в возрасте 4-х лет. Он отлично рифмовал строчки, но совершенно не задумывался над смыслом слов. Примечательно, что собственных книг у Самуила в детстве не было, по его словам ему приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых. Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте.
Еще одно стихотворение С.Я. Маршака.
Ясным утром сентября
Мчатся птицы за моря
И открылась школа. (С.Маршак)
Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Значит, это не парная рифма. Это перекрестная рифма
Сможем ли мы сочинить двустишие с перекрестной рифмой?
богатый словарный запас
булавку – лавку, лень – день
юмористическое пеструшка-старушка, стадом-виноградом.
нет, здесь минимум должно быть 4 строки.
-Ребята, чему мы учились на занятие?
-Что такое парная рифма?
-Ребята, поднимите улыбающиеся смайлики, кому понравилось занятие, и хмурые, кому не понавилось.
Отвечают на вопросы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Вид занятия: занятие по внеурочной деятельности
Задачи:
•познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
•формировать умение подбирать рифмующиеся слова.
•сочинять небольшие тексты на заданную тему.
•участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
•высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других;
•планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
•использовать определенные учителем и обучающимися ориентиры действия;
План урока.
Номер материала: ДБ-350848
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.