Что такое рифма примеры для детей
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи
Ирина Михайлова
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.
Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
1. «Подумай и скажи»
Знакомство с рифмой.
Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.
— Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?
Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.
— Хорошо. Кто другое слово предложит?
— Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т. д.
Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.
Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.
2. «Загадки-складки»
Можно использовать загадки с ответами в рифму.
Вот и все ее… (слова).
• Утром я в густом лесу
• Ты не бойся – это гусь,
• Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал. (зайчик).
3. «Найди пару»
Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.
— свечка, ручка, печка
— пастух, петух, пакет.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983
Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.
Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.
Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.
Рисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.
Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.
Учим детей рифмовать
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
А ещё мы с ребятами сделали зарисовки к рифмовкам, которые они смогли сочинить
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
Держу я рубашку, ты видишь (букашку,
Взяла я корзину, купил ты (картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит (воробей).
Концерты на «Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач,
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши (врачи).
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
слова подарки можно придумать свои, и получатся новые рифмы.
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – (хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).
Белый мишка – шоколад,
Рифмы-миниатюры
• В кладовой шуршала мышка,
• Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
• Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
• Стоит в деревне старый дом,
• Очень любят мыши сыр,
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).
• Живёт у фермера баран,
• Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же (гол).
• На палубу упала пачка,
• Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).
• На берегу лежала гайка,
• Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом (пальчик).
• В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).
• В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей (журчал).
• Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся (жутко).
• Ребятня каникул ждёт-
• В группе самый старший – Веня,
• В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен (мир).
• На стройке делают бетон,
• Всех хвастливей Таня-крошка,
• Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).
• Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали (бант).
• Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто (мыл).
• Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу (нёс).
• Подарили Рэму дудку,
И сторожевую (будку).
• У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий (голос).
• Клич победный издал вождь,
Не помеха ему (дождь).
• Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).
• Не пришлась Яге корона,
• Картину написал творец,
Изобразил на ней (дворец).
Соловья неслышно трель,
• Тёмная настала ночка,
Засыпает моя (дочка).
• Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге (торт).
• Не нужны солдату санки,
Изучать он будет (танки).
• Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).
• Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).
• Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко (Клаша).
• Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).
• Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи (розы).
• На скачках выступали кони,
Катали в парке детей (пони).
• На столе лежала пышка-
Запах уловила (мышка).
• Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков (ветки).
• Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).
• В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и (карта).
• На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет (каску).
• Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).
• Стал пилить Артур полено,
Повредил себе (колено).
• С неба падала вниз капля,
• Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее (голод).
• Цветёт весною пышно хмель,
На него садится (шмель).
• Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него (венок).
• Жил на свете великан,
И у него был (пеликан).
•Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).
• В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).
• У пограничников есть пост,
Под охраной у них (мост).
• Плыла по небу тучка,
В реке плескалась (щучка).
• Хлеб к столу печёт нам пекарь,
• На берегу реки – песок,
А вокруг стоит (лесок).
• Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).
• Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро (смыл).
• На окне сидела кошка
И мяукала (немножко).
• Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).
• Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики (повёз).
«Подбери рифму без картинок»
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
«Загадки-рифмовки»
• Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
• У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
•В реке большая драка: поссорились два… (рака)
• Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
• Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?. (петушок)
• Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
Для ребят постарше:
• Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
• «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» –
И покраснела… (божья коровка)
• Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
• Вкус у ягоды хорош,но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)
• Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива)
• В колючках еж и ерш,но сразу разберешь:
Дидактическое пособие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «Учим дорожные знаки» Учить с ребёнком дорожные знаки необходимо с раннего детства, с тех самых пор, как малыш переходит с вами дорогу или едет на авто. Очень.
Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.
Конспект родительского собрания «Учим детей любить и беречь свой город» Конспект родительского собранияТема: «Учим детей любить и беречь свой город»Цель: подвести родителей к пониманию того, что детей необходимо.
Консультация для родителей «Учим детей любить книгу» Уважаемые родители, очень скоро Ваши дети, наши выпускники станут школьниками. В школе ребятам раскрывается целый мир! Школа – это место,.
Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» в средней группе. Ребенок пришел в большой мир окружающий его. Мы должны.
Консультация для родителей «Учим детей любить животных» Животные обычно привлекают внимание детей своей подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, а так же животных,.
Методическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита Мондриана Людмила Рыбакова Методическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита Мондриана. Соавтор И. Минчукова.
Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…» Подготовили воспитатели: Тавинцева З. И. и Камышанская И. А. Воспитатель: Ребята, по улицам каждый день проезжает много легковых и грузовых.
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.
Учим детей рисовать Интерес к рисованию у детей появляется очень рано, наблюдая как родители, старшие братья и сестры действуют с карандашом, малыши тоже пытаются.
Рифмы для дошкольников
Каждый взрослый может вспомнить строчки из детских стихотворений, которые заучил в далеком детстве. Простые рифмы врезались в память на долгие годы. В обучении детей раннего и дошкольного возраста рифмованные тексты занимают особое место. Стихотворения закладывают в детях первые нравственные идеалы и расширяют словарный запас.
Значение рифм
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Скептики утверждают, что читать младенцам – бессмысленное занятие, поскольку они ничего не понимают. Действительно, малыш не понимает смысла прочитанного. Важно другое.
Рифмы для детей до 3 лет
Начиная с рождения нужно читать ребёнку короткие стихотворения и потешки. Это не только будет способствовать развитию речи в дальнейшем, но и сформирует привычку совместного чтения.
Очень полезны для формирования чувства ритма такие рифмы, которые можно подбирать самим практически на любое действие:
— ша-ша-ша-ша-ша, была каша хороша;
— жу-жу-жу-жу-жу, я с ребятами дружу;
— гу-гу-гу-гу-гу, быстро-быстро убегу и т. д.
Смысл здесь второстепенен, главное – ритмическая речь и повторяющиеся слоги. С детьми постарше на основе таких «бубнилок» можно придумывать игры на первое стихосложение.
Как объяснить ребёнку понятие рифмы
Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.
Виды рифм
Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.
Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).
Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных текстов
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Этапы обучения дошкольников рифмованным текстам
1. Детей нужно познакомить с алгоритмом создания рифмованного текста. Сначала знакомят с понятием рифмы и её местонахождением (в конце строки).
2) Какой или как звали.
4) Вывод. Всё, что можно сказать об объекте.
Алгоритм меняется в зависимости от темы стихотворения и целей занятия.
2. Совместное со взрослым создание простого стихотворения по алгоритму.
3. Ребёнок пробует самостоятельно придумать небольшой стихотворный текст. Нельзя подгонять дошкольника, иронизировать над его попытками или слишком давить. Процесс должен увлекать малыша. Если у него не получается, взрослый помогает. Рано или поздно ребёнок сам научится подбирать рифмы.
Буриме: примеры рифм для детей
Буриме – сочинение стихотворений на заданные рифмы. Эта литературная игра появилась во Франции в XVII веке. Развлечение быстро набрало популярность. Вельможи соревновались друг с другом в остроумии. Сейчас эта игра незаслуженно подзабыта.
Правила классической игры:
— рифмы должны быть разнородными;
— их нельзя изменять;
— тема стихотворения оговаривается заранее.
Для детей, конечно, игра адаптируется под возраст и индивидуальные способности.
— Какое настроение у щенка?
— Что грызут обычно щенки?
Работа со вторым предложением продолжается по такому же принципу.
Может получиться что-то подобное:
Весёлый щенок громко косточку грызёт,
Серая мышка тихо в домик свой ползёт.
Такие стихи собственного сочинения запомнятся ребёнку надолго.
Игры на рифмы для дошкольников
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.
2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.
Первый раз увидел мальчик:
Все девчонки и мальчишки
3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.
Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.
— пастух, петух, пакет.
4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.
5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Следите за обновлениями в социальных сетях:
Способы объяснить ребёнку рифму и стихотворный размер
Содержание:
Любой взрослый человек способен вспомнить хотя бы несколько строк из заученных в детстве стихотворений, чьи простейшие рифмы навсегда запечатлелись в памяти. Стихи занимают особое место при обучении детей дошкольного возраста. С их помощью в их сознание вкладываются нравственные идеалы, благодаря ним дети пополняют свой словарный запас.
Почти все люди в детстве или юности пробовали писать стихи, ведь делать это и мыслить образами для человека не менее естественно, чем говорить. Сочиняя стихи, ребёнок развивает свою память, мышление, слух и чувство ритма. Поговорим о способах объяснить ребёнку рифму и стихотворный размер.
Значение рифм
Стихи являются первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети. Сразу после рождения крохам начинают петь колыбельные, рассказывают прибаутки, потешки. Предки, хотя и не понимали механизма воздействия стихов на развитие психики малыша, но чувствовали это интуитивно. В прошлом веке учёные обнаружили воздействие на речевое развитие ребёнка ранних коммуникаций.
Дети, которым книжки читали от рождения, говорить начинали раньше тех, кому этого не доставалось. Читать младенцам, по мнению скептиков, бесполезно, поскольку они ничего не могут понять. Но, хотя смысла прочитанного карапуз и правда не может постичь, но важно тут другое. Слыша материнскую речь, он к ней привыкает, чувствует её ритм и со временем начинает понимать отдельные слова. Больше детское внимание привлекает эмоционально окрашенная речь. Лучше всего воспринимаются рифмованные прибаутки и потешки. Это оказывает огромное влияние на формирование речи ребёнка, которое начинается чуть позже. Схожие по произношению слова ребёнок проще запоминает благодаря ассоциативным связям.
Многих родителей удивляет, когда их дети запоминают стихи с ходу. На самом деле, это является отличной тренировкой мозга. Важно поддерживать стремление ребёнка к повторению, а затем и к подбору рифм. Это одновременно и полезно, и увлекательно. Рифмы развивают слуховое восприятие, фонематический слух и языковое чутьё.
Рифмы для детей до 3 лет
Потешки и короткие стишки нужно читать ребёнку от рождения. Так будет не только ускоряться его речевое развитие, но и возникнет привычка совместного чтения. Во время чтения слова нужно проговаривать чётко, слегка растягивая гласные, которые малыш начинает чуть раньше выделять из речи. Хорошо также сопровождать чтение мимикой. Рифмы должны быть очевидными: мяч – вскачь, ротик – котик, бочок – бычок. Для формирования чувства ритма полезно пользоваться рифмами, годящимися почти к любому действию:
Здесь не важен смысл, важнее повторяющиеся слоги и ритмичность речи. Когда ребёнок подрастёт, то из таких «бубнилок» он может практиковаться в создании первых стишков.
Благодаря наличию рифм дошкольники быстрее запоминают, поэтому в образовательных и воспитательных целях полезно применять коротенькие стишки. С их помощью можно выучить значения цветов светофора, названия овощей, фруктов, животных. Благодаря стихотворным текстам ребёнок может запомнить почти любую информацию.
Как ребёнку объяснить понятие рифмы?
В рифме имеется сочетание мелодики слов с совпадающими ударными гласными. В детских стишках обычно присутствуют наиболее точные рифмы: день – пень, рост – мост и т. д. В поэзии для более старших возрастов применяются намного более сложные рифмы.
Виды рифм
При объяснении понятия рифмы ребёнку лучше всего воспользоваться методом Незнайки из знаменитой сказки Н. Носова. Там Незнайка задумал стать поэтом и пытался подобрать к словам рифмы. Поэт сказал ему, что слова в рифму должны одинаково оканчиваться. Незнайка всё понял по-своему и придумал рифму «палка – селёдка». Отсюда ясно, что одинаковое окончание слов вовсе не гарантирует появление рифмы.
Детям можно просто объяснить, что рифмой называются похожие по звучанию слова: чайка – гайка, каша – Маша, батон – клаксон. Но слова не всегда могут иметь одинаковые окончания, важно, чтобы между собой они сочетались – в гололедицу – не едется.
Как последовательно обучать дошкольников придумыванию рифмованных текстов?
Дети 3-6 лет очень любят сочинять стишки, искать сочетания слов, при этом активно занимаясь словотворчеством и придумывая собственные слова, понятные лишь своему кругу. Нельзя мешать подобным словесным экспериментам, наоборот, сочинительство и поиск рифм в ребёнке нужно всячески поддерживать. Это развивает воображение, любовь к родному языку, учит понимать красоту речи. Если у ребёнка сформировался интерес к стихам, то в будущем он будет лучше воспринимать и ценить поэзию.
Этапы обучения рифмованным текстам
1. Объяснить ребёнку алгоритм придумывания рифмованного текста. Вначале доступным способом объясните ребёнку рифму и стихотворный размер, и что рифма должна быть всегда в конце строки. Вот какой примерно алгоритм можно предложить малышу старше 4 лет:
Этот алгоритм можно менять в зависимости от цели занятия и стихотворения.
2. Создание по алгоритму простого стихотворения вместе с взрослым.
3. Далее самостоятельные попытки придумывания стишка. Ребёнка нельзя подгонять в этот момент, подтрунивать над его попытками. Важно, чтобы сам малыш увлёкся этим процессом. Если он зайдёт в тупик, ему можно помочь, но со временем он научится сам подбирать рифмы.
Буриме: примеры рифм
Буриме называется сочинение стихов по заданным рифмам. Эту литературную игру придумали в XVII веке французы. Она быстро стала популярной среди европейской знати, которая любила соревноваться в остроумии. В наше время, к сожалению, эту игру подзабыли. Классическая игра в буриме требует, чтобы рифмы были разнородными, их нельзя было менять, а тему стихотворения провозглашалась заранее. Игру можно адаптировать под индивидуальные особенности и возраст детей.
Начать можно с предложения дошкольнику придумать стихи. Взрослый должен подобрать пару рифм, которые ребёнку нужно вставить в придуманную фразу. Можно взять, например, слова «грызёт – ползёт». Вначале ребёнку предстоит придумать первое предложение – чаще всего это простое нераспространённое предложение, например, «Щенок грызёт». Взрослый задаёт наводящие вопросы, помогающие ребёнку усложнить предложение (какой щенок, что грызёт, какое у него настроение).
По такому же образцу продолжается создание второго предложения. Получиться может примерно такое стихотворение:
Рыжий щенок лихо косточку грызёт
Мышка серая проворно в домик свой ползёт.
Подобный собственный стишок ребёнок может запомнить надолго.
Во время чтения вслух стихов можно, хлопая в ладоши, отбивать ритм. Благодаря этому ребёнку проще уловить, какие слоги являются ударными, а какие безударными. После того, как он в этом разберётся, ему будет проще объяснять стихотворные размеры. Ударные слоги можно даже специально подчёркивать.
Для чтения лучше выбирать стихи с весёлыми яркими образами, способными быстрее развивать детское воображение. С ним также нужно обсудить, что он представляет во время чтения стихов. К стихотворению можно даже добавить самодельную картинку.
Со стихотворной литературой дети знакомятся раньше, чем с прозаической. Им нравятся повторы звуков, мелодичность стихов, поэтому, даже ещё не понимая смысла стихов, крохи просят родителей перечитывать их вновь и вновь.
Пусть ребёнок сам допишет двустишие или четверостишие, подобрав несколько рифм.
Важна и тренировка воображения. Ребёнку можно предложить упражнение, в котором необходимо для получения нового образа соединить движение и форму с цветом.
Метафоры – такие весёлые и простые. Метафора является одним из вариантов сравнения, она переносит качества одного объекта на другой. Метафоры можно выдумывать весьма весёлые и остроумные.
Ребёнку можно предложить придумать несколько метафор, касающихся разных частей тела – какие они есть или какими бы хотели бы быть. Также можно пофантазировать подобным образом о биении своего сердца, о своём воображении, кровеносных сосудах, голосе, дыхании, руках, ногах, лёгких и т. д.
Попробуйте силы в хайку
Вот классический пример хайку:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.