Что такое ригидный тип

Ригидность: что это и как она мешает мыслить шире

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Что такое ригидность в психологии

Психологическая ригидность — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения. У термина есть несколько проявлений:

Мария Данина, психолог, основательница проекта «Психодемия»:

«Формы ригидности встречаются у людей в разных комбинациях. Важно также, что это не просто свойство человека, которое либо проявляется, либо нет, — у каждого из нас есть определенная степень ригидности, без нее невозможна устойчивость личности. Но выраженность этого качества у всех разная. Крайняя ригидность встречается нечасто: большинство людей находятся где-то посередине между ней и крайней гибкостью, которая граничит с импульсивностью».

Есть несколько видов ригидности:

Как развивается ригидность

По данным исследования американских ученых, есть две ключевых группы факторов, из-за которых развивается психологическая ригидность:

Однако единой причины появления психологической ригидности нет.

Мария Данина:

«На гибкость и адаптивность мышления влияют:

Как ригидность влияет на людей

Влияние ригидности отражает эффект Лачинса. В ходе эксперимента в 1942 году психолог доказал, что опыт негативно действует на поиск новых решений. Первой группе студентов предложили получить 100 кварт воды (примерно 95 л), используя банки разных объемов. Задание решалось в несколько этапов, сложным способом с переливанием из одной банки в другую. Затем Абрахам Лачинс дал похожую задачу, которая выполнялась в два простых действия, но 81% учеников сделали ее прежним сложным способом. Вторая группа студентов, которым сразу предложили эту простую задачу, решила ее самым очевидным путем.

Эксперимент показывает, что ригидность мышления должна была облегчить проблему: студенты выполняли новую задачу уже знакомым способом. Но на деле психологическое качество «блокировало» более эффективный и очевидный способ.

Главный недостаток ригидности в том, что она препятствует изменению образа мышления и адаптации к новым обстоятельствам. Согласно исследованию Кембриджского университета, уровень психологической ригидности влияет на способность находить компромисс: люди с такой чертой склонны мыслить радикально, в том числе в политике. Американские ученые предполагают, что ригидность негативно сказывается на частоте ремиссий при тревожном расстройстве.

Если у человека есть психические отклонения, ригидность может их усугублять. Например, пациенты с расстройством пищевого поведения (РПП) часто соблюдают определенный режим питания из-за мысленной установки «после шести нельзя есть, иначе я потолстею». Такие ограничения могут привести к нервным срывам: пищеварительная система работает постоянно и требует пищу не только до шести часов вечера.

Мария Данина:

«Общаясь с ригидными людьми, важно понимать природу их затруднений. Им действительно может быть трудно действовать иначе, а новизна вызывает сильную тревогу. Успокаивающее и нормализующее общение, которое поддерживает их самооценку, поможет наладить контакт. Важно закладывать время на адаптацию к изменениям, действовать постепенно, не требовать немедленной реакции, проявлять терпение».

Как понять, что у вас есть ригидность мышления, и избавиться от нее

В норме ригидность — это не заболевание, а черта личности. В клинической психологии и психиатрии она может быть симптомом расстройства. Для лечения таких случаев пациентов тестируют и направляют к специалисту.

Вера Толмачева, клинический психолог, аспирантка Сеченовского университета, сотрудница Психиатрической клинической больницы № 1 им Н. А. Алексеева:

«Ребенок испытывает неуверенность при необходимости что-либо решать, ему трудно рассматривать альтернативные способы решения проблемы. Я часто сталкиваюсь с ригидностью мышления у пациентов, которые в детстве испытывали агрессию со стороны родителей. В работе я использую техники когнитивно-поведенческой терапии, чтобы пациенты научились видеть альтернативные точки зрения на проблему. А в когнитивно-поведенческой терапии используют сократический диалог для критического исследования значений и последствия со всех сторон ригидных мыслей».

Сократический диалог — метод в психотерапии, при котором психолог задает клиенту вопросы:

Ригидность отрицательно влияет на интеллект, усиливается при обсессивно-компульсивном и шизоидном расстройствах и делает личность более авторитарной, особенно в стрессовых ситуациях. При этом даже «бытовая» психологическая ригидность может негативно сказываться на развитии: она ограничивает свободу мышления и действий.

Вера Толмачева:

«Наличие бытовой ригидности можно проверить по нескольким пунктам, например, если вы:

Психологическую ригидность в пределах нормы можно корректировать. Вот несколько способов:

Источник

Описание понятия, признаки и причины возникновения ригидности у человека. Как общаться с ригидным человеком? Как бороться с ригидностью?

Ригидные люди — не признающие никаких изменений, не умеющие подстраиваться под ситуации или просто не меняющие свою точку зрения, консервативные, далеко не глупые, с высоким уровнем IQ.

Большинство исследователей утверждают, что приспосабливаемость человека в обществе – нормальный процесс. Он проходит у всех и называется «социализацией». Но вот как быть неуживчивым, несогласным?

Рассмотрим подробнее, что такое ригидность в психологии.

Консервативные люди оттого делают так мало зла, что робки и не уверены в себе; делают же зло не консервативные, а злые.

Антон Павлович Чехов

Ригидность: описание понятия и основные характеристики

Это свойство психики, характерное не для каждого индивидуума. Ригидности способствует склад ума, характер, нрав человека и его наследственность. Такие качества, как консервативность, нежелание быстрых перемен стоят в корне понятия «ригидность».

Психологи склонны считать, что если соблюдать умеренность, такое качество может оказаться весьма полезным. Однако человеку, злоупотребляющему собственной упертостью и нежеланием изменить себя и мир вокруг, стоит задуматься о патологии. Но не всегда ригидность можно отнести к заболеванию психики. Скорее это качество — свойство характера. Тут и воспитание играет огромную роль.

Когда индивидуум страдает явными проявлениями ригидности, можно считать, что в скором времени он подвергнет себя дезадаптации. Впрочем, большинство психологов говорят о том, что ригидные люди явно контролируют свое поведение и просто склонны преувеличивать собственные ощущения и желания.

Степень проявлений ригидности разная. По мнению ученых, есть случаи катастрофической невозможности адаптации индивидуума к новым реалиям, либо проявления ригидности в частичном плане. Как раз уровень ригидности зависит от психологии отдельно взятой личности, а также особенностей каждой конкретной ситуации, требующей проявления качеств адаптивности.

Ригидные люди весьма впечатлительны, ненадежны (на них нельзя положиться, довериться им), упрямы, очень эмоциональны. Они явно демонстрируют свое нежелание что-то менять, подстраиваться.

Как определить, что перед вами ригидный человек?

Ригидность, по мнению опытных специалистов в сфере психологии, не что иное, как психопатическое явление, характерное для личностей с явными параноидальными наклонностями, больных от природы, что называется с наследственными факторами.

Ригидность — заболевание психики. Если степень усугублена и другими факторами (замкнутость, депрессивность, нередкие проявления агрессии), этот вариант можно считать клиническим. Пациента нужно лечить. И тут подключаются специалисты психиатрической службы.

Ригидные люди очень конфликтны. Если у личности масса идей, пусть даже и неосуществимых, такой человек буквально одержим своими мыслями.

Однако не все специалисты полагают, что ригидность – это диагноз. По замечаниям ряда психологов, понятие стоит рассматривать и в положительном плане.

Такие свойства весьма востребованы в трудовой деятельности, которая предполагает рутину. К примеру, работа за станком, сортировка, у конвейера.

Консерватизм — не всегда отрицательное понятие. Но если у личности возникает резкий страх перемен, неожиданностей и при этом человек никак не реагирует на смену обстановки, впадая в ступор, такое состояние лучше взять под контроль, уделив пристальное внимание. При необходимости следует пройти курс лечения, а также беседы с психологом.

Важно помнить, что зацикленность на невозможности меняться с кардинальными переменами в обществе или окружении такого индивидуума никак не влияет на его самооценку. По сути, ригидность можно противопоставить гибкости ума, высокой степени приспосабливаемости к новым условиям и обстоятельствам.

Виды ригидности


Ригидный человек – явный портрет

Психологи советуют вооружиться навыками и знаниями, позволяющими быстро распознавать ригидных людей. Они пригодятся руководителям и кадровой службе предприятий, учителям, медикам.

Мышление этих индивидуумов не гибкое, с ними очень тяжело общаться. Если они выдвигают какие-либо идеи, воплотить их надо неизменно, в первозданном виде. Эти люди просто не в состоянии усваивать что-то новое. Непредсказуемость ситуации для них равна краху.

А что если ригидность дана нам всем в умеренных количествах?

При таком повороте вещей из ригидности можно извлечь выгоду. Та же консервативность в разумных «дозах» дает возможность настоять на своем, когда человек прав. Аккуратность и педантичность «работают» в том же направлении.

Когда личность еще и умеет расставлять приоритеты, пользуется неизменным спокойствием и уравновешенностью, тогда такой человек незаменим в любом процессе, в том числе и производственном.

При соблюдении меры в проявлении педантичности, сознательности, следовании устоям, человеку несложно адаптироваться в любой ситуации.

При этом психика таких индивидуумов весьма устойчива к стрессам, их трудно вывести из себя. Тут еще огромную роль играет упрямство, схожее с упорством и неподкупностью, непоколебимостью.

Примеры ригидного поведения

Нежелание осваивать и пользоваться новейшими технологиями, гаджетами, телефонами мобильного спектра, планшетами. Даже если таковые значительно упрощают жизнь. В этом плане ригидные люди руководствуются следующим правилом или риторическим вопросом: «Если я привык делать так, то почему должно быть иначе?».

Пугает непредвиденность. Ригидные люди очень боятся путешествовать, открывать для себя новые реалии, подстраивать собственные идеи под сложившуюся или меняющуюся ситуацию. Новые способы поведения таким личностям чужды.

К примеру, такого человека толкнули в метро или на оживленной улице. Он будет пару дней «переваривать» данное событие. Ситуация может даже и не перейдет в конфликт, но ригидный объект станет есть самого себя, то и дело прокручивая в уме сложившиеся обстоятельства. Но при этом жизнь продолжается, и случаются новые ситуации и моменты. И они более важные и значимые, а этого ригидный индивидуум не замечает.

С другими такие личности взаимодействуют, ссылаясь исключительно на принципы соперничества. Если человек не обделен интеллектом и весьма образован, ригидность может помочь проявить лидерские способности и даже руководить большим трудовым коллективом.

Одержимость идеями и умение «заражать» ими, дает возможность вести за собой единомышленников. Так мысль создать профсоюз из числа исключительно представительниц женской половины – не что иное, как возможность трудиться вопреки дискриминации женщин и на благо добрых идей.

Ригидные люди – отличные экономисты и бухгалтеры. Им подвластна рутинная специальность и работа с бумагами. Таким личностям подходят те профессии, где необходимо проявлять точность, расчет, четкий план действий, категоричность.

Заключение

Ригидность — качество, способное сыграть в жизни человека злую шутку и даже привести его к психической патологии, либо наладить оптимальный процесс в его трудовой детальности. Тут все зависит от степени проявления ригидности и характера самого человека.

Ригидные индивидуумы способны быть занудами либо высокоинтеллектуальными личностями, образованными и умными. Это стоит учитывать при общении с ригидными людьми и руководствоваться при приеме их на работу.

Обновлена: 07.04.2020, 23:00 Количество слов: 1267 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 39 596 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 2 комментария и уже оценили статью 15 раз!

Источник

Глоссарий по психофизиологии

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Ригидность, ригидный тип личности

Ригидность — свойство психики и характера человека к усилению и прочному сохранению и стойкости какого-либо психоэмоционального состояния или сознательной установки.

Ригидный тип личности малоизменчив в своих привычках, склонен к упрямству и отстаиванию своей тактики в решении житейских вопросов, эмоционально впечатлителен и надолго сохраняет свое душевное состояние, окружающим стоит больших усилий отвлечь и переубедить его. Для ригидных индивидуумов не характерны способности к саморегуляции, самокоррекции, ведь они мало изменчивы даже под нажимом внешних воздействий.

В умеренной выраженности ригидность как психологическая характеристика личности выражает устойчивость интересов, стеничность установок, направленных на отстаивание собственного мнения, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт (самомнение), аккуратность, педантичность, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их. Изобретательность и рациональность склада ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации (это может проявляться в чрезмерной любви к зеленому цвету в одежде, окружающем интерьере). Импонирует точность и конкретность, раздражает аморфность, неопределенность задания, безалаберность и неаккуратность окружающих людей. Лица этого круга обладают относительно большей устойчивостью к стрессу, что в значительной мере обусловлено их меньшей подвластностью средовым влияниям, а также защитными механизмами, проявляющимися двояко: рационализация с обесцениванием фрустрированной потребности (по типу «Лиса и виноград») или отреагирование во вне по внешнеобвиняющему типу. В межличностных контактах проявляется чувство соперничества, соревновательности, стремление к престижной роли. Высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность «заражать» своей уверенностью других и выраженная склонность к планомерности действий являются фундаментом для формирования лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный типФизиогномика, как психодиагностическая методика, позволяет выявить человека с ригидным типом личности по чертам лица. Например, удлиненная и узкая челюсть выдаст ригидность действий в стрессовых ситуациях, длинная голова покажет ригидность в неумении сходить со своей цели. А нос картошкой выдаст ригидность жизненной сферы интереса и любопытства. Довольно распространенный тип ригидности среди альпинистов.

Личности такого типа часто встречаются среди математиков, экономистов, инженерно-технических работников, бухгалтеров, хозяйственников и в других видах профессиональной деятельности, где особенно требуется точность, расчет, системный подход. Выраженное чувство соперничества и выносливость к стрессу способствует успеху таких людей на спортивной ниве.

Субъективная ригидная структуризация явлений окружающего мира, отраженная в живописи, свойственна художникам. Ригидность характерна для акцентуированных личностей (эпилептоидная акцентуация, «застревающие» по Леонгарду). Более выраженное усиление ригидности характерно для паранойяльных психопатов, с сутяжно-кверулянтскими тенденциями, т.е. неутомимых жалобщиков, анонимщиков и истцов, конфликтующих на ниве правдоискательства.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный типДисгармонические личности и дезадаптивные состояния, проявляющиеся наличием ярко выраженной ригидности, характеризуются выраженной аффективной захваченностью доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации; это могут быть переживания, связанные со сверхценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, с враждебной окраской, чувством ревности или соперничества, с жесткой и субъективной логической схемой, не поддающейся коррекции извне, с антисоциальными агрессивными реакциями, которые индивидом трактуются как защитные, вынужденные действия в ответ на враждебность и недоброжелательность тех, кто вызвал эти реакции.

С точки зрения психосоматики, как метода психодиагностики, люди ригидного типа, страдают от таких недугов как: проблемы с шейным отделом позвоночника, атеросклероз (сужение просвета сосуда), запор и геморрой.

Среди продуктов питания макароны позволяют уменьшить уровень ригидности.

Коррекция поведения лиц с высокой ригидностью — дело весьма неблагодарное. Стратегия взаимодействия с личностью данного типа должна быть направлена на то, чтобы мнение корригирующего лица (психолога, педагога, руководителя, врача) не явно, но опосредованно стало убеждением самого индивида; при этом у него должна остаться иллюзия, что эта убежденность была всегда, что она исходит от индивида, а психолог лишь выявил и подтвердил ее правильность. Кроме того, форма «совета» должна быть конкретной и аппелирующей к опыту индивида. Ключевые слова: «Как Вы всегда говорили. », «Как Вы и сами безусловно знаете. », «Как следует из Вашего опыта. », «Таким же образом, как Вы поступаете всегда. ».

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный типНаиболее эффективным приемом для коррекции поведения или состояния личностей, типологически относимых к «ригидным», является так называемая рациональная психотерапия, использующая возможности свойственного лицам этого круга защитного механизма по типу рационализации. Наиболее убедительными оказываются аргументы, доказывающие, что гневные реакции и действия, диктуемые враждебным настроем, вредны индивиду, ухудшают его здоровье; эффективны также приемы, обесценивающие объект фрустрированной потребности.

Источник

Что такое ригидность и Почему некоторым людям кажется, что их время ушло?

Александра Иваницкая

Гибкость мышления — это одна из наиболее востребованных компетенций на сегодняшний день. Людей, которые не обладают этим навыком и, к тому же, агрессивно ему сопротивляются, называют ригидными. Разбираемся, что такое ригидность, как с ней жить и как ее победить.

Что такое ригидность?

Ригидность — это качество, противоположное гибкости, даже само название происходит от латинского rigidus (жесткий). Люди, наделенные этим качеством сверх всякой меры, с большим трудом меняют свою точку зрения и плохо адаптируются к внешним изменениям.

Они упрямы, довольно жестко отстаивают свою позицию и не меняют своих привычек ни при каких обстоятельствах: это те самые люди, которые используют планшет в качестве подставки под горячее, а с Яндекс.Станцией общаются крайне вежливо и учтиво.

Ригидность бывает трех видов:

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Когнитивная

Человек с таким видом ригидности не может изменить свои представления об окружающей среде (у таких людей «рандомные все» — идиоты, профессора — шарлатаны, все журналы врут и всюду теории заговора). Из-за этого человек не может строить общение за пределами понятных ему категорий, он не способен менять свои действия в стрессовых ситуациях, и их абсолютно невозможно переубедить в конфликтной ситуации. Дискуссия для таких людей равна доказательству собственной правоты, пока остальные участники не согласятся или не застрелятся.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Аффективная

Человек с таким видом ригидности надолго эмоционально «застревает» на определенных объектах и ситуациях, при этом эмоциональный отклик не всегда соответствует реальному событию. У такого человека неделя портится в понедельник утром, когда ему кладут слишком мало сливок в кофе — это событие он будет прогонять через себя до вечера воскресенья. С позитивной точки зрения человек с аффективной ригидностью может неделю радоваться подаренному цветочку.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Мотивационная

Человеку с таким типом ригидности сложно перестроить свою систему мотивации, когда ситуация этого требует. С мотивационной ригидностью встречаются люди, привыкшие много зарабатывать, и столкнувшиеся с ситуацией экономического кризиса в стране. Они болезненнее других переносят сокращения и необходимость поиска новой работы. Так мотивационную ригидность для себя открыли многие команды, ушедшие на удаленку. Формат работы, который предполагал самостоятельную мотивацию членов команды, заставлял их ощущать фрустрацию.

Работа на удаленке может превратиться в сломанный телефон, курс «Конфлиты на удаленке» помогает преодолевать кризисы и недопонимания.

Неочевидная польза ригидности

Полученное определение рисует не самого приятного в общении человека. Он настойчив, упрям, даже в узколоб. Так и хочется назвать такого человека недалеким, но даже гениальные ученые могут позволить себе нелюбовь к и другим нововведениям.

Ригидность в рабочих моментах может компенсироваться гибкостью в коммуникации, нежелание обучаться новым технологиям вполне уравновешивается изобретательностью, когда дело касается устаревших техник (вот вы знаете, как чинить кнопочный телефон?).

Как общаться с ригидными людьми?

Такой собеседник абсолютно не заинтересован в том, чтобы его кто-то переубеждал, учил новому или открывал для него неизведанные горизонты, ему и так хорошо (возможно, на самом деле плохо, но он этого не покажет). И все же если дискуссия затрагивает важные моменты, касающиеся работы, семьи и других ценностей, вы можете воспользоваться простой инструкцией.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Заинтересуйте собеседника

«- Хочешь апельсин? — Нет. — А если почищу?»
Человек, ведомый любопытством или ленью, будет готов отказаться от своего обычного упрямства и выслушает вас.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Используйте понятные человеку примеры

Может, он не любит смартфоны, но обожает научную фантастику. Это может стать отправной точкой для построения диалога.

Что такое ригидный тип. Смотреть фото Что такое ригидный тип. Смотреть картинку Что такое ригидный тип. Картинка про Что такое ригидный тип. Фото Что такое ригидный тип

Заканчивайте разговор

Если с вами спорят ради спора. В этом случае вы ничего не добьетесь.

Немного ригидности никогда не помешает. Тем не менее, гибкость мышления по мнению психологов делает людей куда более счастливыми: они не застревают в негативных эмоциях, проявляют большую маневренность в условиях неопределенности.

Если вы хотите развить гибкость мышления и научиться быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, вам поможет курс Agile.

Источник

Университет

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.

На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).

Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.

Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.

Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.

Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.

Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.

Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.

Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».

Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.

На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.

В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:

• явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
• скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.

Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук
Медицинский вестник, 31 июля 2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *