Что такое риск в промбезопасности

Определение промышленного риска

Экономические науки

Похожие материалы

Не вдаваясь изначально в научное осмысление содержания категорий «риск» / «промышленный риск», можно отметить, что оправдано тематическое разделение следующих видов риска, применительно к хозяйственной деятельности человека:

В настоящей работе разговор идёт именно о промышленных рисках, идентифицируемых относительно ожидаемого факта техногенной аварии. Оценка меры ожидания такой аварии, происходит на основе количественной и качественной оценки исходных факторов, характеризующих опасность аварии (ОА). Такой подход к оценке полностью определяет модели и методы, применяемые при анализе промышленных рисков.

Категория промышленного риска напрямую связана с категориями «опасность» и «безопасность» (опять же, рассматриваемыми пока сугубо на интуитивном уровне).

В настоящей работе принципиально не рассматриваются вопросы оценки ущербов от аварий, сосредоточившись на оценке возможности аварий. Оценка последствий аварий – это следующий шаг научного исследования.

Промышленная безопасность является предметом описания стандартов 8. Затруднения начинаются уже на терминологическом уровне, при определении категории «риск»:

Видно, что все определения хотят поймать одну и ту же суть, но они не в состоянии разграничить следующие основные существенные моменты, которые должны в этом определении как-то участвовать: что же такое риск – вероятность, возможность, угроза, ущерб, инцидент, негатив? Начнём с простого – с разграничения понятий вероятность и возможность.

Вероятность в классическом понимании – это частотная характеристика потока событий или выборки из генеральной совокупности некоторого множества. Причём поток событий или генеральная совокупность должны обладать свойствами массовости и статистической однородности. Если с массовостью (вернее, её отсутствием) статистики ещё научились как-то бороться, то неоднородность не преодолевается в принципе. Здесь возникает феномен «средней температуры по больнице». Предположим, в больничном морге лежит 100 покойников с температурой 32 градуса по Цельсию, а в реанимации лежит 100 тяжелобольных с температурой 40 градусов. Осреднив эти статистические данные, мы получаем среднюю температуру 36 градусов по Цельсию, и может показаться, что в больнице готовятся к выписке 200 человек, потому что они практически здоровы.

Документы 5 пестрят фактическими данными об интенсивности технических отказов или о частоте инцидентов того или иного типа. Однако они не делают оговорки о том, что все эти статистические данные собирались в условиях различных подходов к эксплуатации техники, различных трудовых коллективов, различных уровней готовности систем безопасности к инцидентам и авариям. И, если технические отказы, с той или иной степенью оговорки, можно интерпретировать с вероятностных позиций, то поведенческие человеческие реакции, проявляемые в разных условиях, статистической природой не обладают в принципе.

Если в качестве наглядного примера рассмотреть угольную отрасль, то понятно, что частоты возникновения инцидентов существенно разнятся от шахты к шахте, которые характеризуются принципиально различными
горно-геологическими условиями (ГГУ), состоянием технических систем безопасности, социальным контекстом (в частности, уровнем мотивации персонала на безопасность), а также состоянием самих систем безопасности и готовностью персонала принимать быстрые противоаварийные решения. Поэтому применять к отдельной шахте среднеотраслевые частоты инцидентов при оценке риска – неверно в принципе. В России функционирует свыше 50 угольных шахт, при этом они абсолютно непохожи одна на другую.

Соответственно, при анализе промышленной безопасности следует переносить внимание с вероятностей (в том числе
субъективно-аксиологических) на возможности, которые сочетают в своём инструментарии как частотный принцип (если применимо), так и экспертные оценки. Возможность, как и вероятность, изменяется от 0 до 1, но она иначе интерпретирует результат анализа: не на основе частоты возникновения ситуаций, а на основе качественного различения состояний, предшествующих тому или иному событию. И здесь уместно сменить каркас моделирования, переходя от вероятностей к нечётким множествам, лингвистическим переменным и мягким вычислениям. На этой основе базируются результаты анализа риска, подробно изложенные нами в 13.

Тогда промышленный риск – это возможность возникновения аварии, при условии реализации внешних и внутренних опасностей, причём эти опасности могут рассматриваться как непроявленные угрозы, так и проявленные инциденты. Т.е., в данном рассмотрении риск – это не событие (инцидент, авария), а только мера возможности проявления аварийного негатива, причём категория «риск» никоим образом не связана с категорией последствий аварии (ущерба, смертности и проч.).

Опираясь на выработанном здесь определении промышленного риска, можно перейти к разработке моделей и методов идентификации и анализа риска такого типа.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Что такое риск в промбезопасности

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»

Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах» разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на основе и взамен аналогичного документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188.

Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснования безопасности ОПО;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.

12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

планирования и организации работ, сбора сведений;

оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;

установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.

Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

14. При планировании и организации анализа риска аварий рекомендуется:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

15. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:

а) об идентификации ОПО;

б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

в) о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

г) о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

д) о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий, являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:

а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

б) тяжести последствий и (или) ущербов от возможных инцидентов и аварий;

в) опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях показателей риска.

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

Источник

Что такое риск в промбезопасности

Что такое риск в промбезопасности. Смотреть фото Что такое риск в промбезопасности. Смотреть картинку Что такое риск в промбезопасности. Картинка про Что такое риск в промбезопасности. Фото Что такое риск в промбезопасности

Что такое риск в промбезопасности. Смотреть фото Что такое риск в промбезопасности. Смотреть картинку Что такое риск в промбезопасности. Картинка про Что такое риск в промбезопасности. Фото Что такое риск в промбезопасности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое риск в промбезопасности. Смотреть фото Что такое риск в промбезопасности. Смотреть картинку Что такое риск в промбезопасности. Картинка про Что такое риск в промбезопасности. Фото Что такое риск в промбезопасности

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое риск в промбезопасности. Смотреть фото Что такое риск в промбезопасности. Смотреть картинку Что такое риск в промбезопасности. Картинка про Что такое риск в промбезопасности. Фото Что такое риск в промбезопасностиОбзор документа

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2016 г. № 349 “Об утверждении Руководства по безопасности «Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса»”

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:

Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности «Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса».

Врио руководителяА.Л. Рыбас

Руководство по безопасности
«Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса»
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2016 г № 349)

I. Общие положения

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581);

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный № 28138);

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2013 г., регистрационный № 28222);

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605);

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30855);

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса», утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 марта 2014 г. № 105 (зарегистрирован Минюстом России 17 сентября 2014 г., регистрационный № 34077);

иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазового комплекса.

3. Установление допустимого риска аварии проводится при обосновании безопасности опасных производственных объектов в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Организации, осуществляющие установление допустимого риска аварии, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

5. В настоящем Руководстве используются сокращения, а также основные термины и определения, приведенные в руководствах по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах», утвержденном приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144, «Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности», утвержденном приказом Ростехнадзора от 29 июня 2016 г. № 272, других руководствах по безопасности в области анализа опасности и оценки риска аварий на опасных производственных объектах, а также в приложении № 1 к настоящему Руководству.

II. Основные рекомендации по установлению допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса

7. Процедуру установления допустимого риска аварии (схема представлена в приложении № 2 к настоящему Руководству) рекомендуется проводить для обоснования достаточности принятых мер, компенсирующих отступления от требований ФНП, в соответствии с требованиями пункта 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 и рекомендациями пункта 14 Руководства по безопасности «Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса», утвержденного приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2015 г. № 387.

8. Процедура установления допустимого риска аварии включает следующие основные стадии:

1) предварительной идентификации опасности отступления от требований ФНП;

2) выбора риск-ориентированных показателей опасности аварии;

3) установления степени опасности аварии на опасном производственном объекте;

4) определения фонового риска аварии;

5) выбора коэффициента запаса (КЗ);

6) оценки значений выбранных показателей риска после реализации отступлений и компенсирующих мер;

7) установления значения допустимого риска аварии;

8) обоснования достаточности компенсирующих мер.

IV. Рекомендации к процедуре установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса

9. Стадия 1-я. На предварительной стадии идентификации опасности отступления от требований ФНП осуществляют:

9.1. Сбор исходных данных об организационных и технических характеристиках опасного производственного объекта и его составляющих.

9.2. Выделение составляющих опасного производственного объекта, которые непосредственно затрагиваются отступлениями от требований ФНП.

10. Стадия 2-я. При выборе риск-ориентированных показателей опасности аварии (показателей риска) осуществляют:

10.1. Предварительную качественную оценку возможности увеличения опасности крупных промышленных аварий на опасном производственном объекте при отступлении от требований ФНП. Для этого рекомендуется использовать качественные оценки критичности отступления от требований ФНП по степени влияния на опасность аварии факторов, способствующих:

эскалации аварии, приводящей к возникновению крупной промышленной аварии на опасных производственных объектах I и II классов опасности;

эскалации аварии, приводящей к возникновению аварии на других опасных производственных объектах;

возникновению зон смертельного поражения при крупной промышленной аварии на опасных производственных объектах I и II классов опасности.

При выявлении возможности роста вышеприведенных факторов крупной промышленной аварии не рекомендуется использование допустимого риска аварии в качестве основного критерия обеспечения безопасной эксплуатации при отступлении от требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. В таком случае необходимо обосновать иной критерий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта.

10.2. Первичный выбор показателей риска, с помощью которых будут оценивать возможность реализации отступлений от требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, в условиях принятия компенсирующих мер. К рекомендуемым показателям риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса относятся основные и дополнительные показатели опасности аварии, указанные:

в пункте 116 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605);

в разделе V и приложениях № 6 и 7 Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 13 апреля 2016 г. № 144;

в разделе II Руководства по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварии на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов», утвержденного приказом Ростехнадзора от 17 июня 2016 г. № 228;

в разделах III и IV Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 июня 2016 г. № 272;

в других руководствах по безопасности в области анализа опасности и оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса.

При выборе показателей риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса рекомендуется соблюдать следующие условия:

а) выбранный показатель риска аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса должен характеризовать аварийные опасности отступлений от требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности;

б) выбранный показатель риска аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса должен принимать различные и соответствующие значения к изменениям организационных и технических характеристик опасного производственного объекта, связанные с отступлениями от требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, а также с внедрением компенсирующих мер безопасности;

в) для выбранного показателя риска аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса должны иметься или определяться достоверные оценки значений риска аварий и (или) инцидентов на рассматриваемом опасном производственном объекте без отступлений от требований ФНП или оценки любых из следующих значений фоновых опасностей (фонового риска аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса):

аварий и (или) инцидентов на опасном производственном объекте, для которого разрабатывают обоснование безопасности;

аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса;

гибели людей в техногенных происшествиях.

В качестве фонового риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса рекомендуется использовать данные Ростехнадзора об аварийности и травматизме, выраженные в относительных значениях уровня риска гибели людей на опасных производственных объектах (таблица № 3-1 приложения № 3 к настоящему Руководству), а также в оценках среднеожидаемого материального ущерба и числа случаев возникновения аварии в различных отраслях нефтегазового комплекса (таблица № 3-2 приложения № 3 к настоящему Руководству). В качестве фонового риска гибели людей в техногенных происшествиях рекомендуется использовать данные Федеральной службы государственной статистики о гибели при дорожно-транспортных происшествиях и пожарах (таблица № 3-3 приложения № 3 к настоящему Руководству).

10.3. Анализ чувствительности и адекватности показателей риска. Для этого проводят тестовые оценочные расчеты значений показателя риска до (см. ниже стадия 4-я подстадия 4.2) и после реализации (см. ниже стадия 6-я) отступлений и компенсирующих мер. При этом, если значения показателя риска не меняются в пределах доверительного интервала его определения, рекомендуется выбирать другой показатель риска до тех пор, пока такой (чувствительный и адекватный) показатель (или показатели) не будет найден. Если выбранные показатели риска не удовлетворяют условиям чувствительности и адекватности, не рекомендуется использование допустимого риска аварии в качестве основного критерия обеспечения безопасной эксплуатации при отступлении от требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. В таком случае необходимо обосновать иной критерий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта. Удовлетворяющие условиям чувствительности и адекватности показатели используются на дальнейших стадиях установления допустимого риска.

11. Стадия 3-я. При установлении степени опасности аварии на опасном производственном объекте или его составных частях осуществляют:

11.1. Оценку достаточности исходных данных для использования методологии Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144, для определения степени опасности аварии.

11.2. Установление степени опасности аварии на ОПО.

11.2.1. В соответствии с приложением № 6 Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144, в случае полноты и достаточности исходных данных.

11.2.2. Соответственно классу опасности опасного производственного объекта в случае недостаточности или недостоверности исходных данных.

11.2.3. При невозможности определения класса опасности выбирается «чрезвычайно опасная» степень опасности аварии на ОПО.

12. Стадия 4-я. При определении фонового риска для выбранных на подстадии 2.3 показателей риска аварии осуществляют:

Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах», утвержденное приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144;

Руководство по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварии на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов», утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 июня 2016 г. № 228;

Руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности», утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 июня 2016 г. № 272.

13. Стадия 5-я. Выбор КЗ в зависимости от установленной на стадии 3-й степени опасности аварии и использованного на стадии 4-й способа определения фонового риска для выбранных риск-ориентированных показателей опасности аварии осуществляют:

14. Стадия 6-я. Оценка риска аварии на опасном производственном объекте по обоснованно выбранным на стадии 2-й риск-ориентированным показателям аварийной опасности отступления от требований ФНП проводится с учетом реализации разработанных мер, компенсирующих отступления или недостающие требования промышленной безопасности в соответствии с требованиями пункта 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581).

При установлении допустимого риска гибели людей при аварии для проектируемого опасного производственного объекта рекомендуется применять дополнительный понижающий коэффициент, равный 3. При установлении допустимого риска гибели людей при аварии для опасного производственного объекта, на котором в обосновании безопасности устанавливаются новые требования промышленной безопасности, рекомендуется применять дополнительный понижающий коэффициент, равный 5. При установлении допустимого риска аварии риск гибели для населения рекомендуется выбирать в 100 раз меньше риска гибели для персонала.

17. Примеры установления допустимого риска аварий приведены в приложении № 5 к настоящему Руководству.

Приложение № 1
к Руководству по безопасности
«Методика установления допустимого
риска аварии при обосновании
безопасности опасных производственных
объектов нефтегазового комплекса»,
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2016 г. № 349

Список
терминов и сокращений

В настоящем Руководстве применены следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:

Приложение № 2
к Руководству по безопасности
«Методика установления допустимого
риска аварии при обосновании
безопасности опасных производственных
объектов нефтегазового комплекса»,
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2016 г. № 349

Схема
процедуры установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса

Приложение № 3
к Руководству по безопасности
«Методика установления допустимого
риска аварии при обосновании
безопасности опасных производственных
объектов нефтегазового комплекса»,
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2016 г. № 349

Фоновый риск гибели людей в отраслях нефтегазового комплекса

Фоновый риск материального ущерба и числа случаев возникновения аварии в различных отраслях нефтегазового комплекса

Отрасль нефтегазового комплексаВеличина фонового значения риска за период 2013-2015 гг.:
Возникновения аварии
на ОПО, ав./год
Материального ущерба
от аварии
на ОПО,
млн. руб./ав.
Нефтегазодобывающая промышленность86
Нефтеперерабатывающая промышленность и нефтепродуктообеспечение51
Газораспределение и газопотребление6
Магистральный трубопроводный транспорт( на 1 км)25

Фоновый риск гибели при дорожно-транспортных происшествиях и пожарах

Обозначение фонового рискаВеличина фонового риска за период 2011-2015 гг. [среднегодовое число погибших при ДТП и пожарах на миллион рискующих], ppm
261

Приложение № 4
к Руководству по безопасности
«Методика установления допустимого
риска аварии при обосновании
безопасности опасных производственных
объектов нефтегазового комплекса»,
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2016 г. № 349

Коэффициенты запаса для установления допустимого риска гибели людей при аварии

Степень опасности аварииЗначение КЗ для трех вариантов определения
фонового риска :
При аварии на опасном производственном объекте, для которого разрабатывается обоснование безопасностиПри аварии на объектах нефтегазового комплексаПри гибели людей
в техногенных происшествиях
«Малая»110100
«Средняя»220200
«Высокая»550500
«Чрезвычайно высокая»101001000

Коэффициенты запаса для установления допустимого риска материального ущерба от аварии

Степень опасности аварииЗначение КЗ для двух вариантов определения фонового риска ущерба
При аварии на опасном производственном объекте, для которого разрабатывается обоснование безопасностиПри аварии на объектах нефтегазового комплекса
«Малая»11
«Средняя»1,11,25
«Высокая»1,21,5
«Чрезвычайно высокая»1,32

Коэффициенты запаса для установления допустимого риска случая возникновения аварии на опасном производственном объекте

Степень опасности аварииЗначение КЗ для двух вариантов определения фонового риска
При возникновении аварии на опасном производственном объекте, для которого разрабатывается обоснование безопасностиПри возникновении аварии на объектах нефтегазового комплекса
«Малая»11
«Средняя»1,72
«Высокая»2,25
«Чрезвычайно высокая»310

Коэффициенты запаса для установления допустимого риска аварии

Степень опасности аварииЗначение КЗ для двух вариантов определения фонового риска аварии
На опасном производственном объекте, для которого разрабатывается обоснование безопасностиНа аналогичных объектах нефтегазового комплекса
«Малая»11
«Средняя»1,54
«Высокая»3,510
«Чрезвычайно высокая»520

Приложение № 5
к Руководству по безопасности
«Методика установления допустимого
риска аварии при обосновании
безопасности опасных производственных
объектов нефтегазового комплекса»,
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2016 г. № 349

Примеры
установления допустимого риска аварии

Пример 1

Дано: опасный производственный объект нефтеперерабатывающей промышленности нового строительства, при аварии на котором возможна гибель не более 8 человек и на котором необходимы отдельные отступления от требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Определить: допустимый риск гибели для персонала и близрасположенного населения.

1. Согласно таблице № 6-3 Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 11.04.2016 № 144, данный опасный производственный объект относится к опасным производственным объектам со средним риском аварии.

2. Согласно таблице № 3-1 приложения № 3 настоящего Руководства ежегодный риск гибели людей при аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса в среднем за 2011-2015 гг. достигал 9,2 погибших на 100 тыс. рискующих, то есть уровень риска дБR.

3) Согласно таблице № 4-1 приложения № 4 настоящего Руководства КЗ для установления риска гибели персонала на данном опасном производственном объекте составляет 20. Дополнительный понижающий коэффициент для объекта нового строительства составляет 3.

а) допустимый риск гибели персонала от поражающих факторов аварии на данном опасном производственном объекте составляет: 92/(20 х 3) = 1,5 погибших на 1 млн. рискующих, что соответствует уровню риска дБR;

б) допустимый риск гибели близрасположенного населения от поражающих факторов аварии на данном опасном производственном объекте составляет: 1,5/100=0,015 погибших на 1 млн. рискующих, что соответствует уровню риска дБR.

Пример 2

Дано: опасный производственный объект нефтегазового комплекса нового строительства, при аварии на котором возможна гибель не более 8 человек, и для которого отсутствуют требования промышленной безопасности.

Определить: допустимый риск гибели для персонала и близрасположенного населения.

1. Согласно таблице № 6-3 руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144, данный опасный производственный объект относится к опасным производственным объектам со средним риском аварии.

2. Согласно таблице № 3-3 приложения № 3 настоящего Руководства ежегодный риск гибели при дорожно-транспортных происшествиях и пожарах в среднем за 2011-2015 гг. составлял 261 погибший на 1 млн. рискующих (261 ppm).

3. Согласно таблице № 4-1 приложения № 4 настоящего Руководства КЗ для установления риска гибели персонала на данном опасном производственном объекте составляет 200. Дополнительный понижающий коэффициент для объекта с неустановленными требованиями промышленной безопасности составляет 5.

а) допустимый риск гибели персонала от поражающих факторов аварии на данном опасном производственном объекте составляет: 261/(200 х 5) = 0,3 погибших на 1 млн. рискующих, что соответствует уровню риска дБR;

б) допустимый риск гибели близрасположенного населения от поражающих факторов аварии на данном опасном производственном объекте составляет: 0,3/100 = 0,003 погибших на 1 млн. рискующих, что соответствует уровню риска дБR.

Пример 3

Определить: допустимый риск гибели для персонала и близрасположенного населения при отдельных отступлениях от требований, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

1. Согласно таблице № 3-1 приложения № 3 настоящего Руководства ежегодный риск гибели людей при авариях на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса в среднем за 2011-2015 гг. составлял 92 погибших на 1 млн. рискующих (уровень риска дБR).

2. Кратность превышения индивидуального риска гибели персонала от аварии по сравнению среднеотраслевым составляет: 500/92 = 5,4. Согласно таблице № 6-3 руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144, данный опасный производственный объект относится к опасным производственным объектам с высоким риском аварии (значение кратности 5,4 укладывается в диапазон от 1 до 10).

3. Согласно таблице № 4-1 приложения № 4 настоящего Руководства КЗ для установления риска гибели персонала на данном опасном производственном объекте составляет 5.

Пример 4

Дано: реконструируемый опасный производственный объект магистрального газопроводного транспорта, при аварии на линейном участке которого возможна гибель не более 8 человек и на котором предполагаются обоснованные отступления от требований по безопасным расстояниям до объектов с присутствием людей, установленных пунктом 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520.

Определить: допустимый риск групповой гибели 8 человек на реконструируемом участке линейной части магистрального газопровода с отступлением от требований по безопасным расстояниям до объектов с присутствием людей.

2. Согласно таблице № 6-3 Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. № 144, данный опасный производственный объект относится к опасным производственным объектам со средним риском аварии (значение 8 погибших укладывается в диапазон от 5 до 10).

согласно таблице № 4-4 приложения № 4 настоящего Руководства КЗ для установления допустимого риска аварии составляет 3,5. Допустимый риск групповой гибели 8 человек от поражающих факторов аварии на данном участке составляет: [ ].

Пример 5

Дано: опасный производственный объект магистрального нефтепроводного транспорта нового строительства, при аварии на линейном участке которого невозможна групповая гибель людей и на котором предполагаются обоснованные отступления от требований по безопасным расстояниям, установленных пунктом 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605).

Определить: допустимые риски гибели человека, материального ущерба и случая возникновения аварии.

2. Определяется степень опасности рассматриваемого участка магистрального нефтепровода в соответствии с пунктами 72-78 Руководства по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварии на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов», утвержденного приказом Ростехнадзора от 17 июня 2016 г. № 228. Пусть рассматриваемый участок относится к опасным производственным объектам с высоким риском аварии.

4. Согласно таблице № 3-2 приложения № 3 к настоящему Руководству фоновый риск материального ущерба на магистральном трубопроводном транспорте составляет 25 млн. руб./ав., что меньше полученной в разделе 1 пункта 12 оценки в 33 млн. руб./ав. В соответствии с подстадиями 4.2 и 5.2 пункта 12 настоящего Руководства фоновый риск материального ущерба на рассматриваемом участке составляет [млн руб./ав.]=20 [млн. руб./ав.].

а) согласно таблице № 4-4 приложения № 4 к настоящему Руководству КЗ для установления допустимого риска аварии на данном опасном производственном объекте составляет 3,5. Допустимый риск гибели человека от поражающих факторов аварии на данном участке составляет [ ];

б) согласно таблице № 4-2 приложения № 4 к настоящему Руководству КЗ для установления допустимого риска аварии составляет 1,2. Допустимый риск материального ущерба от аварии на данном участке составляет: 20/1,2 = 16,7 [млн. руб./ав.];

Пример 6

Дано: опасный производственный объект магистрального нефтепродуктопроводного транспорта нового строительства, на котором предполагаются обоснованные отступления от требований ФНП, характеризуемые удельной частотой аварий на грузооборот.

Определить: допустимый риск аварии по показателю удельной частоты аварий на грузооборот.

1. В соответствии с подстадией 3.2. пункта 11 настоящего Руководства при имеющихся исходных данных степень опасности аварии для рассматриваемого объекта может быть оценена как «Чрезвычайно высокая».

2. По опубликованным статистическим данным фоновая удельная частота аварий на российском магистральном трубопроводном транспорте достигает величины 7,6 ав./(трлн. т-км) В соответствии с разделом 4.3 пункта 12 настоящего Руководства значение фонового риска аварии составит: [ав./(трлн. т-км)].

Согласно таблице № 4-4 приложения № 4 к настоящему Руководству КЗ для установления допустимого риска аварии составляет 10. Допустимый риск аварии по показателю удельной частоты аварий на грузооборот на рассматриваемом объекте составляет: 7,6/10 = 0,76 [ав./(трлн. т-км)].

Для удобства восприятия и сопоставления решений задач из примеров 1, 2 и 3 рекомендуется использовать риск-шкалу техногенных смертельных опасностей в децибелах. Сопоставительное сравнение этой шкалы с другими известными шкалами (ppm, ) дано ниже в таблице № 5-1:

Сравнение шкал измерения смертельной техногенной опасности

Уровень риска, дБRВо сколько раз отличается по сравнению с фоновым техногенным риском гибели при ДТП и пожарахРиск гибели человека
(кол-во погибших за год/миллион рискующих), ppm
Индивидуальный риск (ежегодная частота гибели отдельного индивидуума),
0фоновый риск261
-10меньше в 10 раз26
-20меньше в 100 раз2,6
-30меньше в 1 тыс. раз0,3
-40меньше в 10 тыс. раз0,03
-50меньше в 100 тыс. раз0,003

Для сопоставительных сравнений рекомендуется использовать среднероссийские уровни (2011-2015 гг.) других смертельных опасностей по риск-шкале техногенных опасностей в децибелах (риск гибели при дорожно-транспортных происшествиях и пожарах соответствует нулевому уровню), приведенные ниже в таблице № 5-2:

Уровни риска для некоторых видов смертельных опасностей в России (2011-2015 гг.)

Вид смертельной опасностиУровень риска, дБR
Риск смерти от всех причин+17
Риск смерти для мужчин трудоспособного возраста+15,2
Риск младенческой смертности+14,7
Риск гибели от болезней кровообращения+14,3
Риск смерти для женщин трудоспособного возраста+9,6
Риск смерти от внешних причин (убийств и самоубийств, отравлений, травм и др.)+7,0
Риск гибели при ДТП и пожарах
Риск гибели от самоубийства-1,2
Риск гибели в транспортном происшествии-1,2
Риск гибели при ДТП-1,4
Риск материнской смертности-2,9
Риск смерти от туберкулеза-3,6
Риск случайного смертельного отравления алкоголем-3,9
Риск гибели от убийства-4,2
Риск гибели при пожаре-5,1
Допустимый риск гибели при пожаре-24,2

Обзор документа

Разработана методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса.

Допустимый риск аварии устанавливается для определения условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта при отступлении от требований промышленной безопасности, их недостаточности и (или) отсутствии.

В методике подробно описана процедура установления допустимого риска аварии. Приведены примеры его расчета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *