Что такое ритмическая основа в литературе
Лекция 5. Ритм и метр
Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Ритмика и музыкальность не возникают сами по себе – они следствие определенным образом расставленных ударных и безударных слогов.
Большинство начинающих поэтов начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее произведений. Но это, во-первых, приводит к досадным сбоям, почти всегда присутствующим в таких стихотворениях. А, во-вторых, ограничивает круг используемых размеров самыми простейшими – обычно двусложными. Из-за этого, стихи получаются монотонными и однообразными.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм.
……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…
И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее, хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Главное различие заключалось во второй составляющей – вдохновении.
***
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.
Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…
Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.
МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.
Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:
Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.
Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.
Занятие 10. Ритм стиха
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9
Второй куплет 8
9
8
9
То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Ритм текста – что это такое, приемы создания динамичности, структурирование, примеры и советы для начинающих
Приветствую всех, кто почтил вниманием сайт mynetmoney.ru! Сегодня я решила поговорить с теми, кто занят написанием текстов или только собирается попробовать силы на стезе копирайтинга.
Начинающие райтеры зачастую жалуются, что не умеют создавать увлекательные тексты. Ярчайшим примером являются авторы с «Яндекс Дзен»: вроде и темы выбирают увлекательные, и слог неплохой, а дочитываний немного.
Дело в том, что по ходу прочтения статей пользователям становится попросту скучно. Зачастую это происходит потому, что автор не знает что такое ритм текста, и, соответственно, не умеет поддерживать читателя в эмоциональном или интеллектуальном напряжении. Попробуем справиться с этой проблемой вместе?
Понятие ритма
Понятие ритма хорошо известно всем нам, а особенно тем, кто неравнодушен к музыке и танцам. Именно он придает музыке настроение, программирует эмоции слушателя, побуждает его расслабляться, задумываться, радоваться или грустить. Вспомните: музыка для релаксации и медитации всегда монотонна, она не стремится к кульминации, не содержит синкоп, выраженных акцентов, зачастую построена на закольцованности.
Согласно определению, ритм – это повторение неких однообразных явлений в определенной последовательности. В приложении к письменной речи, он определяется последовательностью фраз определенной длины, ударных слов, слогов, а также интонацией, выраженной доступными в данном случае средствами. От вида ритма (однообразного монотонного или динамичного рваного) зависит восприятие читателя.
Однообразный по ритмике текст редко может увлечь читателя. В большинстве случаев он кажется скучным и однообразным, а создание подобного настроения явно не является целью копирайтера. Такой текст, скорее всего, не дочитают и отправятся на поиски информации, поданной в более динамичном и интересном виде. Так себе перспектива, не правда ли?
В классической поэзии ритмика играет не менее важную роль, чем рифма (которой, кстати, может и не быть). Вспомните теорию литературы из школьного курса и основные стихотворные размеры, все эти ямбы-хореи, анапесты-амфибрахии. В небольших стихотворениях обычно выдерживался единый ритм, а в поэмах мастера зачастую варьировали его различными способами. Можно вспомнить стихи того же В. Маяковского – вот был мастер игры с ритмами! В прозе ритм не настолько ярко выражен, но он тоже присутствует.
Монотонный ритм
Монотонность, в большинстве случаев – враг копирайтера. Именно она усыпляет и заставляет зевать читателя. Попробуйте не разбивать статью на абзацы, использовать громоздкие конструкции, содержащие массу вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, однородностей – и гарантированно получите монотонный текст. А если еще и использовать однообразные конструкции примерно одной длины, читатель точно заснет.
В качестве примера можно привести исследования ведущих филологов, проведенные в последние десятилетия, и доказывающие, что текст, перегруженный вводными конструкциями, сложен для восприятия. Помимо этого нужно учитывать и тот факт, что сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из трех и более структурных элементов, отрицательно влияют на динамичность высказывания, что придает ему монотонный ритм и снижает читательский интерес к тексту.
Но из каждого правила есть исключения. Иногда рваный ритм, быстрый темп и динамика автору не нужны: он намеренно желает ввести читателя в этакий транс, заставить задуматься и включить воображение. Монотонный ритм зачастую используется при создании очерков и эссе, описаний природы, чувств человека. Вспомните того же Л.Н.Толстого, описание дуба из «Война и мир». Монотонно? Да, зато в воображении сразу же возникает картина с древесным исполином на переднем плане.
В копирайтинге монотонность применяется для аналогичных целей – создания гипнотического эффекта. Но применять этот прием нужно с умом, к месту и ни в коем случае не во всей статье. В некоторых темах, где делается расчет не на интеллект, а на эмоции читателя, такой прием можно использовать при написании лида.
Бокал, наполненный янтарным шампанским, играющим сотнями жемчужных пузырьков, приятно холодит вашу руку, без слов рассказывая о солнечных долинах Прованса, где родился сей благородный напиток. На полупрозрачном фарфоре тарелки возвышается горка золотистых цветков цуккини, таящих меж золотистых лепестков дивный микст деликатесных сыров из овечьего молока и приправ, придающих удивительному яству еще более утонченный вкус.
Перед нами очень интересный лид «продажника» для рекламы ресторана. Ритм текста явно монотонный, но на то и рассчитано: выключить мозг, включить эмоции. Слюнки потекли, правда? Но весь текст в таком духе писать не стоит: гипнотичность улетучится, наступит заурядная скука.
Как придать динамику тексту?
Итак, постараемся разобраться с методами придания тексту динамичности. Это очень актуально, так как, в большинстве случаев, динамичный текст читается лучше. Хотя и к этому моменту нужно подходить разумно, дабы не превратить динамику в нервное подергивание, что тоже сложно для восприятия.
В данном случае я говорю преимущественно о злоупотреблении «рублеными» фразами, чрезмерном обилии эмоционально окрашенных высказываний, неправильном подходе к структурированию материала. Целью всей речевой эквилибристики, о которой речь пойдет ниже, является создание интересного и гармоничного текста, решающего поставленные перед ним задачи. А это, как минимум, дочитывание, в идеале – запрограммированная реакция аудитории, выражающаяся в повышении конверсии.
Давайте рассмотрим наиболее простые и действенные способы создания динамичных и интересных читателю публикаций.
Нарастание по принципу скользкой горки
Интересным вариантом разжигания читательского интереса является придание тексту этакого нарастающего ритма при помощи фраз увеличивающейся длины. Всю статью таким образом не организуешь, но лид и пару ключевых абзацев – запросто.
«Скользкая горка», предложенная одним из колоссов копирайтинга, маэстро Шугерманом, известна практически всем, кто хоть немного интересовался теоретическими основами райтерского мастерства. Он предложил универсальный принцип создания текстов, основанный на постепенном возбуждении читательского интереса. Каждое предложение цепляется за предыдущее, и читатель скользит по ткани повествования, постоянно задавая мысленные вопросы и получая на них ответы каждой последующей фразой. Так вот, эффект скольжения можно усилить!
Грустно и тоскливо… Снова пятница, а я опять дома. Люди идут в кафе и рестораны, встречаются и влюбляются, а я один. Если вам знакомы подобные переживания, не пора ли сделать шаг навстречу открытому общению? Наш портал создан специально для тех, кто устал от одиночества и желает обрести друзей, любимых, единомышленников в любой сфере интересов.
Чередование разных по длине предложений
Коллеги-райтеры зачастую любят вводить новые классификации понятий для придания собственным публикациям некоторого оттенка наукообразности. Что ж, у каждого свой путь, да и иногда такие выкладки способствуют пониманию материала.
Я сейчас говорю о разделении предложений на короткие, средние и длинные. Некоторые коллеги предыдущее предложение сочли бы длинным (свыше 10 слов), а это – сверхдлинным, рекомендуемым к разбиению на части. Я не буду говорить о правомочности такой точки зрения, но не могу не упомянуть: полное лишение предложений причастных и деепричастных оборотов и сокращение всех фраз до 10-12 слов делает текст примитивным и безликим.
А вот чередование разных по длине фраз придает тексту рваный ритм, способствующий поддержанию читателя в эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Насчет максимального количества слов во фразе сказать что-либо невозможно: иногда и в 15 словах можно накрутить неудобочитаемое, а иногда и 25 выглядят удобоваримо во всех отношениях.
Сегодня утром решила, что все надоело. Утренняя толкучка в метро, досужая болтовня коллег, еженедельные «ковры» у начальства. Нужно что-то менять, причем безотлагательно, иначе скоро взорвусь. Точно, пора в отпуск! Я честно заслужила частичку солнца, кусочек моря, пару метров пляжа, и обязательно где-нибудь в экзотической стране, где можно срывать бананы и апельсины прямо с деревьев. И обязательно роман, короткий курортный роман с загорелым белозубым мачо!
Тут мы продаем тур в какую-нибудь экзотическую страну. ЦА – дамы со средним уровнем дохода, идеальное размещение – женский сетевой «глянец».
Расставление акцентов
В расставлении акцентов главенствующую роль играют слова, которые мы на подсознательном уровне выделяем интонационно. Хорошо, если по месту расположения они совпадают с точками смены ритма, но при желании можно создать интонационное ударение искусственно. Это достигается различными методами, например, употреблением авторских знаков, выделением определенных слов (написанием с большой буквы, курсивом, иным шрифтом).
В приведенном ниже отрывке ритм задается искусственным интонационным выделением: в тексте используются тире (исключительно авторская постановка, с целью расставления акцентов) и написание отдельных слов с Большой Буквы.
Вряд ли какие-то родители желают детям зла. Вот только зачастую не знают, каково оно – Добро. В понимании их детей, разумеется. Родителям кажется, что их жизненный опыт обязателен для передачи подрастающему поколению, однако попытки поделиться им с детьми зачастую наталкиваются на Неприятие, Негатив, Отторжение. Как наладить контакт между поколениями в рамках одной семьи? Ответ один: обратиться к психологу. И не любому, а специалисту по отношениям Родители – Дети.
Игра интонацией
Некоторые люди даже об интересных вещах говорят настолько монотонно, что хочется спать. Другие же даже анекдоты с бородищами до колена рассказывают настолько артистично, что смеешься над услышанным в сотый раз. Ритм и темп устной речи варьируется интонационно, и при написании текста можно использовать аналогичные принципы. В конце концов, зачем нам модальные глаголы, частицы, знаки препинания в конце предложений? А вот зачем!
Хотели бы бросить все, сесть на самолет и улететь на край мира, к солнцу, морю и пальмам? Так сделайте это! Не дают отпуск – возьмите, нет денег – одолжите, нет времени – наплюйте. Разве у вас будет еще одна жизнь? Это – не репетиция: любить и путешествовать нужно не завтра или через год, а прямо сейчас!
Видите – идет постоянная смена интонации. Вопросительные предложения чередуются с восклицательными и повествовательными, активно используются тире, что способствует взвинчиванию темпа и нагнетанию эмоций. Естественно, злоупотреблять этим приемом нельзя, иначе текст получится нервным и кричащим.
Подвод к кульминации
Снова обратимся к вышеупомянутой горке Шугермана. Каждое предложение как бы анонсирует последующее, предвосхищает его. Мысль автора развивается, читатель послушно следует за ней (если его смогли действительно увлечь) и приходит к кульминации, то есть, ответу на вопрос, ради которого, собственно, все и затевалось. У вас есть боль? У нас найдется лекарство!
В качестве примера лучше бы взять текст целиком (например, статью в формате сторителлинга), но ритмику, задаваемую приближением к кульминации, можно проследить и на небольшом отрывке.
Вы собираетесь отдохнуть с семьей в Египте? Мониторите предложения неделями, и никак не можете выбрать достойное? Нервничаете, расстраиваетесь, по десять раз на дню меняете решения? Да, выбор сложен: порой отели с одинаковым количеством звезд и аналогичными описаниями на поверку оказываются совершенно разными. Неправильный выбор порой чреват испорченным отдыхом, но при обращении в компанию N вы застрахованы от подобных неприятностей. Мы предлагаем клиентам отели, в которых отдыхаем сами!
Аллитерация и ассонанс
Нужный ритм текста создается чередованием не только разных по длине и интонации фраз, но и ударных-безударных слогов и даже звуков. Все это достаточно сложно, особенно если речь идет о прозе, но некоторые приемы можно и нужно взять на вооружение.
Например, неплохо работает повторение согласных звуков одной группы (свистящих, сонорных, взрывных), именуемое аллитерацией. Аналогичный прием в приложении к гласным звукам именуется ассонансом. Конечно, на протяжении всего текста следить за чередованием букв невозможно, но в каком-нибудь особо значимом абзаце можно поиграть и с фонетикой.
Свист ветра в ушах, скоростное шоссе, шелест шин… Ее Величество Скорость способна покорить каждого!
Обилие шипящих и свистящих звуков придает этому отрывку ярко выраженную динамику. Читатель уже видит себя за рулем кабриолета или оседлавшим мощный байк.
Повторы
Обилие повторов в тексте не есть хорошо, особенно если оно выражается в тавтологии, причиной которой является невнимательность либо бедность лексического запаса автора. Понятно, что это не идет на пользу статье, так что от подобных явлений ее следует вычищать, хотя бы заменяя одинаковые слова и фразы синонимичными.
Но иногда повторы употребляются автором намеренно, именно потому, что он добивается конкретной реакции читателя. Намеренные повторы придают тексту особую ритмичность, служат для расстановки акцентов, создают гипнотический эффект закольцованности.
Время – невосполнимый ресурс. Мы можем зарабатывать деньги, тратить их на покупку товаров и всевозможные развлечения, обретать знания и опыт, прокачивать собственную внешность и рабочие навыки. Но несколько лишних часов жизни не купишь даже за все золото мира! Время – невосполнимый ресурс…
Взрывные вставки
Достаточно сложно сделать динамичным текст о металлопрокате или закупке байковых халатов в Иваново оптом. Играть интонациями можно, изменять длину предложений тоже, но подчас даже продуманная ритмическая организация не спасает узкотематическую экспертную статью. В этом случае можно немножко развлечь читателя, предложив ему нечто интересное, несколько выбивающееся из общей канвы повествования.
В данном случае я говорю о разбивочных вставках типа «Важно», «Это интересно знать» и так далее – назвать такую конструкцию можно по-разному. Например, на сайте, посвященном рыбалке, можно «обзывать» подобные вставки «Это клево», «Не пропусти поклевку» и так далее.
Во взрывной вставке должна содержаться действительно интересная справочная информация, дельный совет или предостережение от каких-либо действий. Она должна выделяться из основного текста не только ритмикой и содержанием, но и визуально (цветом, графикой, параметрами шрифта и так далее).
Важно! Минимальная толщина льда для рыбной ловли равна 10 см. Но даже при передвижении по такому льду важно соблюдать элементарные правила безопасности (избегать сомнительных участков, разведывать путь пешней, идти аккуратно, не бегать). Взятые с собой «ледовые шилья» могут спасти вашу жизнь!
Структурирование
Любой текст, рассчитанный на то, что его будут читать с удовольствием, должен быть структурированным. В понятие структурированности принято включать:
Как ты ни чередуй фразы разной длины, ни играй интонацией, акцентами и звуками, неструктурированный текст теряет всю динамику. Более того: его даже неохота читать! Порой очень толковая информация теряет привлекательность из-за ее подачи в виде простыни.
Советы начинающим
Надеюсь, я не слишком запутала вас всевозможными филологическими премудростями? Ничего, главное – начать работать над ритмикой, и буквально через пару статей этот процесс у вас автоматизируется. Вам не нужно будет продумывать каждое предложение, чтобы тексты обрели ритмичность, стали еще более интересными и востребованными.
И, как всегда, несколько советов:
Спасибо за внимание, друзья! Надеюсь, ваши тексты будут работать, а заказчики – платить за них достойные деньги!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!