Что такое ритмическая закономерность
Ритм и его виды в модерне.
Человек способен улавливать закономерности изменения свойств, не имеющих точно фиксированной количественной оценки, например, характер изменения пластических свойств формы, развития каких-либо качеств, поэтому мы можем говорить о ритмическом построении рисунка, картины или скульптуры, хотя в них нет строго количественного соизмерения частей композиции. Тенденция изменения каких-либо свойств создаёт последовательность восприятия композиции. Движение ритмического ряда, как правило, подчёркивает направление движения зрителя, способствуя его ориентации в пространстве. Один элемент сменяется другим и соотношение между нашим восприятием в данное мгновение и восприятием, полученным в предшествующее, — сочетает сущность ритмического ощущения.
Ритмическая закономерность.
В образовании пластической формы, новый элемент прибавляется к предыдущему, уже существующему в пространстве. По Гинзбургу, «начертанная линия есть результат поступательного движения точки, меняющей своё положение в пространстве». Ритмическое очарование, исходящее от данной кривой, объясняется тем, что каждый раз, бросая на неё взгляд, мы мысленно повторяем поступательное движение точки, некогда действительно совершившей это активное движение. Совершенно очевидно, что криволинейная линия описывает траекторию какого-то потенциального движения.
Совсем не обязательно, чтобы ритмическая закономерность сразу осознавалась наблюдателем. Поскольку всякое «сообщение» растянуто во времени, первоначальные его элементы должны создать определённую настройку, подготовить ситуацию ожидаемости путём закономерного ритмического повтора. «Первоначально затрачиваемая энергия восприятия того или иного движения уже экономится при вторичном восприятии его…». Значение предыдущего и последующего становится единым и приобретает особый резонанс; впечатление, которое производят на нас отдельные элементы, элементарные формы, переходят извне во внутрь, и мы сохраняем ощущение целого. Таким образом, появляется ритм, выражающий чувства.
Ритмическая структура.
Современные исследования ритмических рядов также построены на восприятии закономерностей движения в композиции: равномерности, возрастания, убывания, сложного чередования. Правильность расстановки ритмических акцентов способствует лучшему прочтению композиции и ориентации в пространстве. Метро-ритмическая структура архитектурной композиции (наряду с функциональными и эстетическими установками) организует и направляет восприятие наблюдателя, что выражается: 1) в упорядочении направлений движения взгляда наблюдателя при восприятии архитектурной композиции; 2) в выделении доминирующих элементов, на которых происходит остановка, фиксация взгляда и, в ряде случаев, изменение направления движения взгляда; 3) в предоставлении «ключа» к правильному прочтению и понимай и ю композиционной структуры воспринимаемого архитектурного пространства.
Ритмические сочетания пространственных элементов могут способствовать тем или иным настроениям, психологическим переживаниям, возникающим у человека, воздействовать на его сознание или влиять на восприятие архитектурного произведения в целом. Ритм пробуждает чувство удовольствия, поэтому он не только облегчает работу, но и доставляет также эстетическое наслаждение и, следовательно, является тем элементом в искусстве, который воспринимается всеми людьми без различия национальности и быта. По-видимому, не найдено звено, связующее психологическое и органическое действие ритма, писал Карл Бюхер.
«Однообразное повторение какого-либо архитектурного элемента на большом протяжении в архитектуре связано с чувством монотонности, усталости или пассивного отношения. И, наоборот, другие сочетания могут быть связаны с другим чувством: чувством бодрого состояния или чувством силы, спокойствия, динамичности, медлительности, различных степеней напряжённости».
Ритм может быть монотонным и вносить скуку, и быть сигналом тончайших переживаний. Однообразие ритма, однотипность форм и одноразмерность элементов притупляет эмоционально-художественное восприятие. Всякое отклонение от угадываемой закономерности или предвидимое совпадение вызывает у человека определённый интерес, вносит оригинальность и необычность, и отклонение от «стандарта», привычности. Ритм имеет психологические закономерности восприятия: в одних случаях он создаёт художественные качества формы, а в других — банальность или монотонность.
Воспринимая различные ритмы форм архитектуры, человек получает зрительную информацию о назначении формы, её отличии от других форм, целесообразности ритмических членений и т.п. Интерес будут вызывать те формы, которые ранее были менее известны, т.е. более оригинальны. Однако зрительное восприятие в этом случае требует большей затраты энергии. Человеческая психика устроена так, что она стремится к тому, чтобы меньше затратить энергии. Это выражается в способности её к адаптации. Психике человека противопоказана также и недогрузка, замедленное поступление новой зрительной информации. От этого возникает ощущение скуки и утомления. Чем информационно богаче и художественно индивидуальнее метроритмическая структура, тем больше требуется времени на её оценку, в связи с чем возрастает количество точек обзора.
Конспект на тему «Ритм в композиции»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа».
Методические указания по предмету «Основы композиции»
в рамках предпрофессиональной программы дополнительного
образования «Живопись» (со сроком обучения 5 лет)
по теме:
на методическом совете методическим советом МБУ ДО ДХШ МБУ ДО ДХШ
Протокол № от Протокол № от
Автор Л. А. Какичева, преподаватель МБУ ДО ДХШ
Рецензенты: В.С. Кузнецов
Методические указания предназначены для преподавателей детских школ искусств, работающих по программе предпрофессинальной подготовки учащихся по программе «Живопись».
Методические указания необходимы преподавателям ДХШ и ДШИ, ведущих предмет «Основы композиции» в классах ФГТ со сроком обучения 5 лет. Программа предмета «Основы композиции» включает в себя лекционный и практический материал.
Данные методические указания помогут сориентировать педагогов в выборе практических заданий по теме «Ритм», которая запланирована для изучения в 3 четверти 1 класса в группах ФГТ.
Человеческая деятельность имеет цикличность: шаг при ходьбе, ритм сердца, любая трудовая деятельность. Важнейшая особенность ритма: повтор движений, элементов или форм. В природе ритм можно наблюдать в смене времен года, дня и ночи. В искусстве можно наблюдать композиции, в основе которых лежит ритм. Например: орнамент на вазе, вышивка на одежде и т.д. Ритм-это прежде всего движение с изменением, то повторение без движения называют метром Метрическая композиция может повторяться до бесконечности. Ярким примером метрической композиции служит орнамент. Орнамент-живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
Для метрических композиций характерна статика. Статика-это состояние покоя, равновесия.
Ритм может быть простым, когда меняется только одна закономерность, например, цвет или фактура, или расстояние между элементами.
Или ритм называют сложным, в этом случае могут меняться несколько параметров: конфигурация формы, насыщенность и пространственные промежутки.
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.
Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.
Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом имеет периодичность.
Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.
Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность.
Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.
Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке.
Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм (квадраты, треугольники, ромбы). Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей.
Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряженной». Основные виды ритмических рядов представлены на рисунке.
одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов
Создайте метрический ряд из 9 элементов в черно-белом изображении.
Постройте метрический ряд (на основе первого упражнения) в цвете, с изменением насыщенности и усложнив чередование.
Создайте ритмический ряд в черно-белом варианте на тему «Бельевая веревка».
На методические указания к рекомендациям по организации уроков на тему «Ритм» в ДХШ и школах искусств.
Методические указания грамотно и органично составлены преподавателем Какичевой Л. А. Содержат лекционный и практический курс уроков по теме «Ритм». Указания учитывают возрастные особенности учащихся, их подготовленность к данному материалу.
Рецензент – доцент кафедры «Дизайна и искусства интерьера» Ульяновского государственного университета, Заслуженный художник России
___________________________________________________________Горшунов Н. В
12. Ритм в композиции
Ритмом называется закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых форм и элементов (звуковых, речевых, изобразительных). Ритм как жизненный импульс проявляется во всех явлениях природы. Ритм чувствуется в смене времен года, в движении времени, чередовании дня и ночи, в движении волн и т. д. Выражение красоты, гармонии достигается при помощи ритма.
Основой музыкального начала также является ритм, который проявляется во всех его видах, начиная от ритмического импульса.
В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ритм является одним из средств связи в единое целое всех элементов форм и их частей при создании любой композиции. Одним из основных проявлений ритма является повторность элементов, форм и интервалов между ними, объединенных сходными, тождественными признаками.
Именно на основе такой повторности и складывается все многообразие ритмических соотношений.
Еще на ранних ступенях развития общества элементы ритма проявлялись в орнаментации различных вещей домашнего обихода: грубую глиняную посуду человек украшал примитивно выведенными зигзагами, вмятинами пальцев, сохраняя ритмическое построение повторности.
Ритмических построений можно достичь, используя различные элементы симметрии. Ритм способствует достижению гармонической ясности и завершенности, выразительности образа, четкости его восприятия.
На определенном ритме строят в прикладном искусстве орнаменты вышивок, рисунки на тканях. В композиции одежды закономерность ритмического построения может проявляться в линиях силуэта, конструкции, декоративных элементах и цветовом сочетании.
Простой равномерный ритм
Простой равномерный ритм заключается в закономерном, последовательном чередовании одинаковых (тождественных) по форме, размеру и цвету элементов композиции и их интервалов. В зависимости от композиционной разработки он может проявляться по-разному:
1) в повторности форм или элементов, при которой интервал является границей членения формы;
2) в повторности форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.
На рис. 88 показан орнамент вышивки, построенный на простом равномерном ритме. Композиционное решение орнамента является наглядным примером простой ритмической организации по горизонтали, вертикали и диагонали, включающей чередование и элементов композиции, и их интервалов.
Рассмотрим примеры простого равномерного ритма в композиции одежды, проявляющегося в повторности форм, чередующихся без интервалов.
На рис. 89,а изображена юбка с равномерно чередующимися однотипными складками, составляющими прямой силуэт. Здесь проявляется простой равномерный ритм, построенный по вертикали.
То же построение ритмической организации, но уже по горизонтали, показано на рис. 89, б. Подчеркивая расширенный книзу силуэт, на юбке равномерно чередуются оборки одного и того же размера; интервалом является граница членения формы. Ритмическое повторение одних и тех же форм про-является как в силуэте, так и в конструкции.
Такой же простой равномерный ритм выражают фестоны, заканчивающие низ модели, изображенной на рис. 90, а. Ритм проявляется и в расположении пуговиц и навесных петель (рис. 90, б), примыкающих одна к другой, где интервал является границей членения формы. На этих примерах проявляется плавность, беспрерывность ритмического построения.
То же простое ритмическое построение может проявляться и в элементах отделки (рис. 93): семь рядов декоративной строчки ритмично повторяются через равные интервалы и заканчиваются вышитыми стрелками. Такая повторность элементов отделки, сосредоточенных в одном месте, делает особый акцент на соответствующей части модели юбки.
Это более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением. В этом случае последовательность образуется прогрессирующими переменами или постепенностью.
Рассмотрим примеры пропорционально-нарастающего ритма, проявляющегося в композиции одежды.
Это проявление осуществляется путем композиционной разработки формы, а также в элементах отделки.
Пример проявления пропорционально-последовательного ритма в повторности и однородности формы показан на рис. 96. Формы связаны повторностью одних и тех же плавных линий, образующих прогрессирующее нарастание ритма книзу от меньшего к большему. Связь частей этих ансамблей основана также на повторности материала.
Та же закономерность пропорционального нарастания от меньшего к большему проявляется в модели, показанной на рис. 97. Нарядное платье отделано репсовой лентой, ритмично повторяющейся от горловины до низа платья. В данном примере ясно обозначена ритмическая последовательность членения простой формы трапеции, расширенной от линии проймы. Конструкция завышенной, проймы органически вписывается в силуэт и служит основой построения всей формы платья. Завышенное расположение линии талии, подчеркнутое репсовой лентой, также способствует плавности пропорционального нарастания формы трапеции. Этот же ритм проявляется в последовательно увеличивающихся интервалах, подчеркнутых репсовой лентой. Вся композиция уравновешена асимметрично расположенными бантиками, замыкающими композицию модели.
Такая же закономерность видна в модели жакета (рис. 99), в которой повторение карманов от меньших к большим осуществлено посредством пояса, расположенного по линии талии.
Пропорционально-последовательный ритм может проявляться путем закономерного пропорционального уменьшения элементов композиции (от большего к меньшему).
На рис. 100 пропорционально-последовательный ритм проявляется в построении орнаментов вышивки, что характерно для купонных тканей. Подобная закономерность последовательности проявляется в изменении насыщенности вышивки, которая книзу сходит на нет.
Еще один пример ритмического построения форм показан на рис. 102. Это платье с большим воротником, состоящим из двух воланов, по низу отделанное одним воланом. Связь здесь усилена повторностью одних и тех же форм.
По такому же принципу могут быть расположены пуговицы (рис. 103).
Таким образом, при пропорционально-последовательном ритмическом построении элементы формы могут возрастать или убывать в самых различных соподчинениях.
Путем применения радиально-лучевого ритма приводят в порядок линии, берущие начало в одном месте на одной оси (рис. 104).
Следует выделить два вида радиально-лучевого ритма.
2. Прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок. Ярким примером этого ритма служат женские русские и украинские народные рубахи, построенные на большом количестве сборок, сосредоточенных у горловины и ритмично расходящихся неравномерными лучами (рис. 105). Сборки по низу рукавов завершают ритмическое построение всей композиции.
Сложные виды радикально-лучевой ритмической организации наблюдались в различных драпировках одежды античного периода.
В современных платьях, построенных на мягких или жестких защипах и драпировках, можно заметить тот же принцип прогрессирующего радиально-лучевого ритмического построения (рис. 106, а, б).
Ритмическое построение на основе симметрии
Симметрия воплощает в себе не только повторение, но и завершенность (рис. 107). Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной осевой линии фигуры расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки-карманов, клапанов, хлястиков, защипов, складок, оборок и т. д., а также в расположении пуговиц двубортной застежки.
Ритмические построения, совмещающие различные виды ритма
Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимно увязанных и подчиненных один другому.
Еще один пример соединения простого равномерного ритма (плавных зигзагов) с пропорционально-последовательным показан на рис. 109, изображающем турецкую пальмовую ветвь (ХVI в.). В этом мотиве орнамента наблюдается прогрессирующее построение однородных изогнутых линий, берущих начало в одном месте. Однородность линий и постепенное их нарастание организует всю форму орнамента. Непрерывность и равномерная повторяемость зигзагообразной линии контура приводит в гармонию всю ритмическую организацию.
То же ритмическое построение, основанное на соединении в одной и той же композиции различных видов ритма, характерно и для композиции одежды.
Соединение простого равномерного ритма (повторяемость складок-защипов и пуговиц на лифе) и ритма с использованием элементов симметрии (в расположении оборок лифа и юбки) достигнуто в композиции модели, изображенной на рис. 110.
На рис. 112 показано сложное драпированное платье. Соединение вертикально падающих драпировок юбки, построенных в прямом ритме, с радиально-лучевыми драпировками лифа, сочетание статичности низа и динамичности верха строится на нюансном (плавном) повторении драпировок.
Ритмическое чередование, основанное на закономерном цветовом повторении
Цветовая единица может являться основным элементом ритмической организации. Повторяемость цветовой единицы возможна в самых различных цветовых сочетаниях, в простом и пропорциональном ритме по вертикали, горизонтали и диагонали. Характерным примером являются ткани в полоску.
На рисунке (приложение 4, фигура слева) показано платье в разноцветную полоску. Чередование полос построено на простом равномерном повторении. Поперечное расположение полос подчеркивает и усиливает простую, лаконичную форму платья.
На модели, расположенной справа, построение цветных полос иное. Здесь проявляется пропорционально-последовательное нарастание от узкой полосы к более широкой. Косое расположение полос подчеркивает и усиливает динамику рисунка.
На рисунке, данном в приложении 5, показаны нарядные вечерние платья, построенные на ритмической переходности цветовых нюансов.
Примеры нарушения ритма в композиции одежды
Нарушение ритма может быть вызвано различными причинами.
Небрежность, неточность выполнения модели. Если, например, одна из оборок на юбке случайно сделана шире, чем все остальные, то она резко выделяется, ломая равномерность чередования по всей юбке. То же самое относится и к складкам, защипам на платье или юбке. Если ширина одной из складок или интервала между ними не соблюдена, общий ритм всей модели нарушен. Даже самое незначительное смещение в расположении ряда пуговиц нарушает ритмическое построение всей застежки (рис. 113).
Ритмическое построение на основе неправильной композиционной разработки. На рис. 114 показано платье с неверным размещением пуговиц на лифе и юбке. На лифе пуговицы значительно крупнее, чем на юбке; кроме того, расстояния между пуговицами на лифе и на юбке по горизонтали неодинаковы. В результате платье смотрится как две самостоятельные части, случайно и к тому же неудачно соединенные, так как отсутствует ритмическая связь частей целого и общая гармония в модели.
Нарушение ритмической организации можно проследить также на модели платья показанного на рис. 116. Четко расположенная полоса вышивки по линии кокетки подчеркнута повторением горизонтально направленной складки. По низу юбки вышивка повторяется, но с асимметричным расположением. Такое необоснованное соединение однородных элементов построено на неверном принципе. Полная симметрия верха и асимметрия низа придают композиционному замыслу неуравновешенность, несоответствие, нарушают общую гармонию, т. е. создают аритмию.
Таким образом, характер ритмического построения зависит от идеи композиции и элементов, входящих в данную композицию. Ритм проявляется лишь в тех композициях, в которых присутствуют элементы, требующие организованного построения ритмической связи частей целого.