Что такое ритмический аккомпанемент

Как подбирать аккомпанемент

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементПеред каждым, кто любит петь и умеет или учится играть на пианино, рано или поздно встаёт вопрос о том, как подбирать аккомпанемент к собственному вокалу. Преимущества аккомпанирования самому себе очевидны.

Например, нет необходимости подстраиваться под аккомпаниатора и его манеру исполнения; или, к примеру, можно где-то чуть снизить темп, чтобы взять дыхание, а где-то ускорить его. К слову, этот прием (варьирование темпа) называется «рубато» и используется для придания исполнению выразительности и живости. Может показаться, что подбирать аккомпанемент сложно, но эти сложности преодолимы при должном усердии и исполнении нескольких простых рекомендаций.

Определяем лад и тональность

Первое, с чего стоит начать – это определение лада (мажор или минор). Не вдаваясь в подробности теории музыки, можно сказать, что минор звучит грустно (или даже мрачно), а мажор – бодро и весело.

Далее следует внимательно проанализировать выбранное произведение и учесть его диапазон. Часто бывает так, что в середине или ближе к концу песни мелодия уходит вверх и берётся с трудом, и возникает вероятность «пустить петуха». В этом случае произведение следует транспонировать (то есть перенести в другую, более удобную, тональность).

Подбор мелодии и гармонии

На этом этапе многое будет зависеть от сложности произведения и вашего уровня владения инструментом. Подбирая мелодию, старайтесь петь каждый звук (ноту) – это позволит лучше почувствовать возможную фальшь, и, к тому же, полезно для развития слуха.

При этом не обязательно подбирать мелодию, двигаясь от начала произведения к его концу. Если в середине есть фрагмент (например, припев песни), который кажется более простым для подбора, начните с него: имея правильно подобранную часть произведения, остальное подобрать проще.

Определившись с мелодической линией, следует наложить на неё гармонию, попросту говоря – подобрать аккорды. Тут вам может пригодиться не только собственный слух, но и знание наиболее распространенных последовательностей аккордов (например, очень часто встречается последовательность тоника-субдоминанта-доминанта). В каждом из музыкальных стилей есть свои базовые последовательности, информацию о которых без труда можно отыскать в Интернете или музыкальной энциклопедии по жанрам.

Фактура и ритм аккомпанемента

Убедившись, что мелодия гармонирует с аккордами, следует создать аккомпанементу ритмический рисунок. Здесь нужно ориентироваться на размер, ритм и темп произведения, а также на его характер. Лирическому романсу, например, подойдет красивое лёгкое арпеджио, а легкомысленной и незатейливой песенке – отрывистое стаккато бас+аккорд.

Напоследок отметим, что, хотя мы и рассказывали о том, как подбирать аккомпанемент на примере пианино, эти советы носят общий характер и применимы к другим инструментам. На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку

Автор – Алексей Бочкар.

А вы уже видели этот клип? Все гитаристы просто в восторге! Восторгайтесь и вы!

Источник

Класс: 2

Презентация к уроку

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. На уроке предусматривается использование коммуникативно-диалоговых технологий развивающего обучения. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Содержание презентации соответствует требованиям ФГОС, направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся, достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация”. Слайды презентации сменяются по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. В презентации представлены основные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, пластическое интонирование. Благодаря гиперссылкам, учитель может использовать предложенный порядок видов деятельности, изменить его или сократить их количество.

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Детям картина не понравилась. Учитель соглашается с ребятами и предлагает вернуть “аккомпанемент” – фон, но при этом убирает корабль. (По щелчку появляется картина моря и неба, но без корабля.)

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Он спрашивает детей: “Может так лучше: море и небо без корабля? Ведь картина называется “Приближение бури”. Зачем на ней нужен корабль?” Учащиеся не согласны: на картине нужны и корабль, и море. (По щелчку картина без корабля исчезает). Учитель возвращает ребят к музыке: в ней тоже важны и мелодия, и аккомпанемент.

Учитель спрашивает, какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи? Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (По щелчку появляются картины с изображением гитары, фортепиано, гармони.) Учитель добавляет, что аккомпанемент может исполняться оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем. [1] (По щелчку появляются картины с изображением пианистки, которой аккомпанирует симфонический оркестр, струнного и джазового ансамбля.)

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Учитель хвалит учащихся за ответы. Он обращает их внимание на то, что мелодия прерывается короткими паузами; ударения – акценты – поставлены Чайковским на вторую долю. Такой вальс непросто танцевать. Тем более что звучит он в очень быстром темпе. Учитель сообщает детям, что бас и два аккорда в аккомпанементе – типичны для вальса. В союзе с мелодией они создают ощущение плавного кругового движения. Благодаря глубокому басу мелодия может свободно парить, и танцоры не собьются с ритма.

Учитель предлагает детям послушать песню Х. Вольфа “Садовник” и продолжить разговор о роли аккомпанемента. (По щелчку звучит песня.) Дети слушают музыку. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель предлагает учащимся выбрать нотный пример с ритмическим рисунком аккомпанемента песни “Садовник” и объяснить свой ответ. [2]

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Учитель хлопками иллюстрирует оба нотных примера. Дети выбирают пример “Б”, потому что ритм в нём более отрывистый. (По щелчку нотный пример “Б” увеличивается.) Учитель спрашивает, что изображает аккомпанемент. Ребята отвечают, что он похож на скачку коня. (По щелчку появляется картинка с изображением скачущего коня.) Учитель снова прохлопывает ритмический рисунок аккомпанемента песни и предлагает учащимся повторить его. Дети выполняют задание. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель спрашивает, кто исполняет песню, о ком он поёт, что при этом мы можем себе представить? Ребята отвечают, что песню поёт садовник. Он поёт о красавице, которая ему понравилась. Эта красавица скачет на белом коне. Учитель возвращает учащихся к вопросу о роли аккомпанемента. Дети сообщают, что аккомпанемент в это песне играет роль партнёра, потому что изображает скачку коня. (По щелчку слово “партнёр” перемещается к картине К. Брюллова “Всадники”.) Учитель хвалит ребят. Он предлагает им исполнить их любимую песню “Мир похож на цветной луг” и обратить внимание на роль аккомпанемента в ней.

Дети исполняют песню, в припеве хлопают в ладоши после каждой строчки. (Слайды сменяются автоматически и сопровождаются соответствующими содержанию весёлыми картинками.) После исполнения учащиеся отвечают, что аккомпанемент играет роль помощника. Учитель благодарит детей и сообщает, что они сейчас хлопками создавали ритмический аккомпанемент к песне. Он предлагает продолжить украшение песни ритмическим аккомпанементом.

Учащиеся видят на слайде партии для бубна, маракасов, барабана, колокольчика.

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Длительности нот они изучили в предыдущей учебной четверти. А знаки пауз им ещё не знакомы. Возникает затруднение. Для преодоления этого затруднения учитель предлагает вспомнить, что такое ритм. Дети отвечают, что это разные ноты: долгие и короткие. Учитель добавляет: “… и паузы”. (По щелчку появляется определение ритма.) На вопрос учителя о паузах ребята сообщают, что пауза – это остановка, молчание. (По щелчку появляется определение паузы.) Учитель предлагает учащимся вспомнить все известные им длительности нот, напоминает, что самая долгая нота – целая. В предыдущей четверти целую ноту дети сравнивали с апельсином, который затем они делили на части: на половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые. Учащиеся называют поочерёдно все длительности нот. (По щелчку апельсин делится на части. В левой половине слайда появляются соответствующие им названия нот и нотные знаки.) А учитель сообщает, что им соответствуют паузы, точно такой же длительности. Ведь пауза может заменить ноту.

Целая пауза – самая длинная, поэтому она “свесилась” с нотной линейки. (По щелчку поочерёдно появляются паузы.) А вот половинная пауза “удержалась” на линейке, ведь она наполовину короче целой. Так по внешнему виду их можно отличить друг от друга. Четвертную паузу невозможно спутать ни с какой другой. У восьмой паузы один “крючок”, как один хвостик у восьмой ноты. А у шестнадцатой – два. Учитель спрашивает: “Как называется пауза с тремя “крючочками”?”. Дети отвечают: “Тридцать вторая”, ведь на аналогичный вопрос они отвечали, когда изучали длительности нот. Таким образом, новое знание о длительностях паузах вводится в опоре на уже имеющееся знание о длительностях нот.

Подытоживая разговор о музыкальном аккомпанементе, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины. Ребятам предстоит записать ответы в Рабочую тетрадь. (Приложение 1). (Правильные ответы появляются на слайдах презентации по щелчку только после ответов детей. Таким образом, все учащиеся работают индивидуально, а проверка осуществляется коллективно.)

Что такое “аккомпанемент”? Ребята записывают в Рабочую тетрадь слово “сопровождение”. (По щелчку появляется слово “сопровождение”.)

Какие музыкальные инструменты могут сопровождать песню? Учащиеся выполняют Задание 1: выбрать из предложенных инструментов и подчеркнуть: баян, труба, фортепиано, барабан, гитара, валторна. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяются фортепиано, гитара, баян.)

Какому инструменту аккомпанирует оркестр? (По щелчку звучит “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. На слайде изображены скрипка, труба, фортепиано, барабан, гитара, саксофон.) Ребятам предстоит выбрать картинку с изображением солирующего инструмента. Учитель слушает ответ учащегося, который первым поднял руку. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяется труба.)

Каким нотам соответствуют эти паузы? Учащиеся выполняют Задание 2: соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности нот. (После выполнения задания по щелчку паузы поочерёдно стрелками соединяются с соответствующими им нотами.)

Какую роль может играть аккомпанемент? Ребята отвечают, что он может быть помощником или партнёром. (По щелчку появляются надписи над картинками.)

Какова роль аккомпанемента в песне “Форель”? Учитель объясняет детям, что форель – это красивая рыбка, которая плавает в прозрачной воде. Её очень трудно поймать. Но если замутить воду, то форель не увидит лески удочки. В этот момент её легко поймать. Учитель предлагает послушать песню Ф. Шуберта. (По щелчку звучит песня “Форель”.) Ребята дописывают в Задание 3. слово “партнёр”. (По щелчку слово “партнёр” появляется с увеличением.) Учитель соглашается и обращает внимание на то, что аккомпанемент рисует в песне целую картинку ловли рыбки. Аккомпанемент меняется в зависимости от содержания песни. Дети говорят, что он изображает движение рыбки, журчание воды, блеск солнышка.

Учитель одобряет ответы учащихся – они успешно справились с вопросами викторины и показали, что понимают роль аккомпанемента в музыкальном произведении. Учитель подводит итоги, оценивает работу детей на уроке и благодарит их за сотрудничество. В качестве домашнего задания он предлагает учащимся раскрасить букет цветов и аккомпанемент” (фон) к нему, используя для “аккомпанемента” только цвета радуги.

Источник

ТИПЫ АККОМПАНЕМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТИПЫ АККОМПАНЕМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

При изучении курса методики обучения игре на фортепиано большое внимание уделяется проблеме музыкально-исполнительского воспитания учащихся. Наряду с инструментальными произведениями в работе используется вокальный репертуар. Работая над песнями, необходимо знать о типах аккомпанементов и особенностях их исполнения.

Общеизвестно, что существуют различные типы фортепианного аккомпанемента, которые обусловлены спецификой фактурного изложения музыкального произведения.

На сегодняшний день выделяют девять типов аккомпанементов:

чередование баса и аккорда;

аккомпанемент смешанного типа;

аккомпанемент, дублирующий вокальную партию;

аккомпанемент содержит отклонения от вокальной партии;

аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии;

мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент.

В приведенных нотных примерах на каждый тип аккомпанемента будет дана характеристика произведения, анализ фактуры аккомпанемента и особенностей его исполнения.

музыка Р. Паулса, слова И. Лаеманиса

Некоторую трудность представляют выдержанные звуки аккорда, на фоне которых звучит мелодическая линия. Членение по слогам в трехдольном произведении недопустимо. Небольшое вступление настраивает на характер песни. Эта песня удобна для транспонирования.

музыка А.Иевлева, слова Л.Иванова

(аккомпанемент «чередование баса и аккорда»)

ПЧто такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементесня веселого, танцевального характера, исполняется в подвижном темпе. Написана в четырехдольном размере, в куплетной форме. Фактура аккомпанемента – гомофонно-гармоническая.

В аккомпанементе куплета мелодия не дублируется. Лишь в припеве аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии. Тональность до мажор. Мелодия песни выразительная, скачкообразная, но в интервальном соотношении удобная для исполнения.

Некоторую трудность представляют аккорды в правой руке. Их надо играть легко, не выталкивая. При исполнении аккордов основной задачей для аккомпаниатора является одновременное и ровное воспроизведение всех звуков. Верхний звук в аккорде должен звучать ясно, поэтому пальцы должны быть активными, но при этом не следует зажимать кисть руки. Полезно поиграть отдельно каждой рукой.

музыка А.Журбина слова П.Синявского

(аккомпанемент «аккордовая пульсация»)

Исполнение аккордового аккомпанемента иногда затрудняется его широким расположением. В этом случае необходимо правильно выбрать аппликатуру, соответствующую звуковой задаче, в крайнем случае, звуки аккорда можно распределить между двумя руками. При исполнении аккордов нужно стремиться к максимально экономным движениям. Основной трудностью в быстром темпе при исполнении аккордов может зажаться рука, поэтому можно посоветовать играть чуть приглушенно, делая опорную точку и мгновенно освобождая руку. Бас играть с опорой, на одном движении руки

музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина.

(Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементаккомпанемент «гармоническая фигурация»)

Песня начинается со вступления, при исполнении которого следует добиваться предельного легато. В аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую требуют исполнения этих мелодических фигураций певуче и задушевно. В данном типе аккомпанемента сложно достигнуть очень тихого и ровного звучания. Следует услышать, почувствовать особое слияние всех звуков и гармоническое единство, а также их функциональную взаимозависимость. Играть нужно совершенно свободными руками, используя общее движение руки при легких активных пальцах. Необходимо слухом объединять звуки одной гармонии и ясно слышать гармонические переходы. Важно ощутить и пальцами переход от одного звука к другому. Педаль можно держать весь такт. На протяжении куплета партия фортепиано носит такой же характер, что и во вступлении.

В Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементприпеве мажор сменяется минором, песня звучит светло. В аккомпанементе появляются синкопы, которые подчеркивают активные интонации.

Ритмическую задачу можно решить, правильно распределяя опорные точки между партиями правой и левой рук, а также отчетливо ощущая сильные доли такта. Полезно поучить аккомпанемент в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью доли такта в левой руке. Чтобы аккомпанемент припева звучал цельно, нужно ясно чувствовать ритмическую пульсацию. Партию баса необходимо играть весом руки, а аккорды в правой руке – на отдаче. Чтобы аккомпанемент в куплете звучал легко, важно строго соблюдать все паузы.

музыка В. Казенина, слова Г. Дробиза

(Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементаккомпанемент содержит отдельные звуки вокальной партии)

Песня лирического, проникновенного характера. Форма песни – одночастная, размер – четырехдольный, исполняется в спокойном темпе. Очень выразительная мелодия, в ритмическом отношении не совсем простая (в середине фразы имеется синкопа). Небольшое вступление вводит в характер песни.

Фактура аккомпанемента – гармоническая, с элементами имитации партии солиста. Этот тип аккомпанемента не является сложным. Определённая трудность заключается в переходе от аккорда к аккорду, с выставлением точной аппликатуры. Туше должно быть мягким.

На протяжении всей песни необходимо играть как можно ближе к клавишам, выделяя при этом верхний голос в правой руке. Исключить лишние движения. Эта песня удобна для транспонирования. Можно использовать запаздывающую педаль.

музыка Л. Батыр-Булгари, слова И.Яхиной, перевод. С. Муравьева

(Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементаккомпанемент содержит отклонения от вокальной партии)

Песня веселого, лирико-созерцательного характера, написанная в четырехдольном размере, в тональности Фа мажор, в куплетной форме. Темп подвижный. Вступление яркое, настраивает на характер песни. Фактура сопровождения – гомофонно–гармоническая. В куплете мелодия не поддерживается аккомпанементом. В партии правой руки бас-аккорд с перемещением по звукам аккорда необходимо играть очень цепкими пальцами, на одном движении руки с небольшим поворотом кисти. Движение должно быть небольшим и экономным, так как штрих staccato (отрывисто), темп быстрый. Бас в левой руке необходимо играть с опорой. В припеве мелодия вокальной партии проходит в аккомпанементе в интервальном сочетании.

Играть аккомпанемент нужно легко, не перегружая аккорды в правой руке. В аккордовом аккомпанементе важно избегать звуковой статичности и стараться чувствовать общую динамику музыкального развития. В её правильном определении поможет внимательное слышание солирующей партии, в которой ясно слышна общая динамическая линия всего произведения.

Небольшая трудность в координации между руками: в левой руке – staccato (отрывисто), в правой – non legato (не связно). Во вступлении и в конце припева прописаны интонационные лиги.

музыка Л. Батыр-Булгари, слова Р. Валеевой

(аккомпанемент дублирует вокальную партию)

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Мелодия в правой руке звучит в терцовом изложении и это является основной исполнительской трудностью. Необходимо ладонь плотно вложить в клавиатуру, с одинаковой силой брать оба звука (поучить отдельно, медленно). Внимательно отнестись к интонационным лигам. Во вступлении – разложенные аккорды, с тяготением к верхнему звуку аккорда. В левой руке терции играть с опорой в клавиатуру на оба звука. При таком типе аккомпанемента важно не заглушать исполнителя, партию правой руки играть тише. Педаль можно использовать и при необходимости упростить.

музыка Л. Батыр-Булгари, слова В.Сынгаевского, (мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент)

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

музыка Я. Френкеля, слова М. Танича

(аккомпанемент смешанного типа)

Аккомпанемент смешанного типа, использованный в этой песне, сочетает сразу несколько разновидностей сопровождения. В песне встречаются следующие типы аккомпанемента:

во вступлении и припеве – бас-аккорд;

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

в Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанементкуплете – гармонические фигурации;

в начале припева – мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент;

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

4.) в конце припева – аккомпанемент дублирует вокальную партию.

Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть фото Что такое ритмический аккомпанемент. Смотреть картинку Что такое ритмический аккомпанемент. Картинка про Что такое ритмический аккомпанемент. Фото Что такое ритмический аккомпанемент

Песня лирического характера, написанная в куплетной форме. Куплет – в двухдольном размере, припев – в трехдольном.

Песня начинается с выразительного вступления, которое, не смотря на двухдольный размер и фактуру изложения бас-аккорд, должно звучать мягко, нежно, певуче и настраивать на поэтический образ.

В припеве необходимо ощутить и передать вальсовый характер аккомпанемента, с чуть заметной опорой на сильную (первую) долю. В техническом и ритмическом отношении сопровождение не представляет особых трудностей.

Использование педали будет способствовать полноте звучания и насыщенности фактуры. В куплете педаль запаздывающая, в припеве – прямая – связывает 1 и 2 долю.

Богатейшая по своему разнообразию фактура музыкального произведения содержит самые различные типы аккомпанементов. Они служат гармонической опорой и фоном для солирующего голоса. От качества их исполнения и звучания во многом зависит успех всего ансамбля. Поэтому так важно формировать у учащихся необходимые приёмы и навыки, способствующие эффективности владения различными видами фортепианного аккомпанемента.

Источник

Что такое ритмический аккомпанемент

Итак, обязательная сетка (восьмые, шестнадцатые или триоли), плюс сильная доля большим барабаном, плюс офф-бит малым барабаном. Таковы три характерные черты, три постоянных правила танцевальной музыки 20 века. Той, которая пришла от черных.
Латиноамериканская музыка несколько другая. Сетка в ней тоже обязательна (ее играет чаще всего маракас), а вот офф-бита нет.Пульсация четвертей иногда обозначается жестко, иногда нет. А сильная доли такта может заменяться синкопой. Это сложнее.
Этот мой путеводитель – в основном по евроамериканской танцевальной музыке, самой популярной и распространенной. В ней сетка, офф-бит и сильная доля присутствуют практически везде.
И мало того что просто присутствуют. Они задают ритмику партий остальных исполнителей. Каждая из этих трех функций ритмического аккомпанемента связана с соответствующей ей функцией тонального аккомпанемента. Вот как:

Сильная доля большого барабана – это бас-гитара. На сильную долю аккорда она играет бас данного аккорда. Звук бас-гитары акустически сливается со звуком «бочки» (так обычно называют большой барабан). Если бас- гитарист играет расхлябанно, даже мельчайшие колебания длительностей нарушают этот эффект, и мы тут же слышим: что-то не то. Нет драйва, нет целостности аккомпанемента.
Сетка часто связана с аккомпанирующей гитарой, ее частота задает частоту движений вверх-вниз руки гитариста, играющего «бой». В этом случае офф-бит ничем не дублируется.
Если же гитара (или ф-но, или орган) дублирует офф-бит, то сетка не дублируется.

Ну и хорошо. Ведь нам, учителям, как раз это и надо! Самое простое, самое основное, самое эффективное. Вот поэтому я, во-первых, свел мой путеводитель в основном к «черной» музыке, а во-вторых, сильно все упростил. доведя дело до трех простых правил (сетка, офф-бит и сильная доля) и дюжины образцов-стилей, получающихся в результате. Усвоив эти простые, базовые формы, желающий сможет дальше скакнуть к любым сложностям. А их мире музыки всегда хватает.

МЕТРИЧЕСКАЯ СЕТКА
Прежде всего займемся разными видами метрической сетки. В «общих правилах» я перечислил три:
восьмые, шестнадцатые и триоли. Однако триоли разбиваются на две группы, неравные по значимости: свинг (триольный пунктир в среднем и быстром темпе) и медленные триоли – то есть, практически, 6/8. Разница между их ритмическим колоритом так велика, а степень важности настолько несравнима, что лучше выделить 6/8 в отдельную группу.
Если добавить возникшие позже свингованные шестнадцатые, всего получаем пять:
Восьмые, шестнадцатые, свинг, 6/8 и свингованные шестнадцатые. Последние два – «до кучи», их роль не так важна и частота употребления невелика. Итак, как самые основные, имеем три: восьмые, шестнадцатые и свинг.

ПОРЯДОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ. Они появились в популярной музыке 20 века вот в каком порядке:
Первая половина 20 века – свинг
После войны, 50-е, 60-е годы – господство восьмых.
Шестнадцатые возникают в 70-е годы, в стилях диско, соул, фанк, и в 80-е годы начинают доминировать.

Теперь остановимся на разных видах сетки подробно. Начнем все-таки с восьмых.

ВОСЬМЫЕ (8’)
Они дают простую, «без прибамбасов», ритмику самых расхожих поп-песен. Например:
Машина Времени («Поворот, «Марионетки»)
Кино («Звезда по имени Солнце», «Пачка сигарет»)
Советская эстрада («Миллионы алых роз»)

6/8
1 медленный блюз
2 баллада 6/8
Примеры: «Есть только миг между прошлым и будущим», «Маленький принц»

РИТМИЧЕСКИЕ РИСУНКИ
Одной сетки недостаточно. Нужно что-то еще. А именно – определенный ритмический рисунок. Его играют малый и большой барабаны (чаще по очереди, но некоторые удары могут совпадать). Если соблюдать оба правила – сильную долю и офф-бит – то таких ритмических рисунков получается немного. Ниже приведен их краткий список. Поскольку барабанной установки может не оказаться под рукой, исполним их хлопая и топая или стуча левой-правой по коленям.

Дорогой читатель, если вы дочитали до этого места, ура! Вот здесь я могу, наконец, выдать главную тайну, которая стоила мне многих лет изучения данного вопроса. Всё разнообразие стилей аккомпанемента, которое нас просто оглушает, ослепляет, и дезориентирует, всю эту сложность и запутанность, я свел к простому технологическому принципу:

все главные стили аккомпанемента возникают в результате НАЛОЖЕНИЯ ритмического рисунка (одного из вышеперечисленных) на тот или иной вид ритмической сетки

при этом надо учесть следующее:

1 часто сам этот рисунок видоизменяется, адаптируясь к данной сетке
2 тут же появляются родственные ему варианты, не вошедшие в мою демо-таблицу
3 во многих стилях ЭТО еще не делает всей картины, имеют значение разные «изюминки» аранжировки в партиях других инструментов

Но тем не менее! Мое руководство – практическое. Оно должно помочь пробовать, делать и получать результаты. А для этого надо всё упростить, свести к несложной технологической модели. Что я и сделал. Моя технологическая модель состоит из нескольких принципов. Вот они:

Три главных правила: 1 сетка, 2 сильная доля («топ»), 3 офф-бит («хлоп»)

Три главных вида сетки: восьмые, шестнадцатые и свинг.

Несколько ритмических рисунков «топ»-«хлоп».

«Зерно» каждого стиля – это ритмический рисунок, «топ»-«хлоп», наложенный на один из трех главных (и двух добавочных) видов сетки

На клавиатуре: если мы на «топ» играем бас аккорда (в большой октаве),
на «хлоп» играем аккорд (в малой-первой октаве),
а сетку делаем ртом («ц-ц-ц-ц-ц-ц» имитируя хай-хэт),
то мы весьма адекватно воспроизводим данный стиль

ПАРАМЕТРЫ аккордов, которые учитываются при аранжировке

1 Тип аккорда: трезвучие, септаккорд, нонаккорд.
2 Функция аккорда в тональности: тоника, доминанта, субдоминанта и т.д.
3 «Пульсация» аккорда (то есть то, как часто они сменяют друг друга): регулярно или нерегулярно и с какой частотой (раз в такт; в полтакта, реже, чаще).
4 Вид аккорда: основной вид или обращение.
5 Бас аккорда – самая его главная нота. Если аккорд взят в не в основном виде, бас – какая-то из других ступеней аккорда.
6 Расположение – широкое или тесное.
7 Голосоведение: есть или нет (в этом случае все аккорды в основных видах параллельно; для мозгов играющего так легче, но звучит тупо и немузыкально; до и скачков много)

В этом списке полно мудреных терминов, о которых многие, получив диплом училища или института, больше никогда не задумываются: «обращение», «расположение», «голосоведение»…
Я почти слышу вопрос «неужели это всё так сложно?» терпение, друзья, сейчас срочно упростим, проясним и разложим по полочкам. Вот вам последовательность работы с аккордами от простого к сложному:

1 Тип: Начинаем с трезвучий. Септаккорды подождут, а нонаккорды тем более.
2 Функции: Возьмем песенку, где только тоника и доминанта (например, куплет «Миллионов алых роз»), максимум еще плюс субдоминанта (припев тех же «Миллионов алых роз»).
3 Пульсация: Пусть в этой песенке аккорды чередуются раз в такт, равномерно.
4 Вид: Вначале работаем только с основными видами аккордов. Никаких обращений. Потом, попозже, успеется.
5 Бас: При этом ярче всего звучит, если мы играем просто мелодию с басом.
6 Расположение: Пусть будет пока только тесное расположение.
7 Голосоведение: В начале играем без голосоведения, параллельными трезвучиями. Потом постепенно соединяем аккорды более удобным способом – с голосоведением.

При этом все время помним, что главное – удобство. Голосоведение нужно на клавиатуре, чтобы избежать скачков. Оно нужнее всего при соединении аккордов функционально родственных, а на клавиатуре далеко отстоящих друг от друга – например, тоники с доминантой или тоники с субдоминантой. Они часто имеют между собой общий звук, лучше соединить голоса так, чтобы он оставался на месте. А вот аккорды, которые лежат рядом, можно спокойно соединить параллельно и не париться.

АКУСТИКА И РАСПОЛОЖЕНИЕ АККОРДА
Аккорд можно расположить по-разному, на его тональность и функцию это не влияет, а вот на аранжировку – очень даже. Можно улучшить или испортить.
Закономерность расположения интервалов в аккордах вытекает из свойств обертонового ряда. А в нем интервалы снизу вверх неуклонно уменьшаются. При применении этого свойства к расположению интервалов в аккорде получаем правило:
чем ниже, тем больше должен быть интервал, чем выше, тем меньше. Конкретно:
Ниже соль малой октавы между звуками аккорда допустимы лишь октавы и квинты,
В большой октаве и ниже – только октавы.
Аккорды в тесном расположении хорошо звучат, если играть их не ниже середины малой октавы (фа-соль). Если играть их ниже – получаются бетховенские низкие трезвучия. У Бетховена звучат натурально, в остальных случаях – тяжело и неблагозвучно.
Квинты хорошо звучат, если играть их не ниже малой октавы.
Отдельный бас хорошо и сочно звучит, если играть его в большой или в контр-октаве. В малой – уже довольно схематично и условно.

ВИДЫ ФАКТУРЫ АККОМПАНЕМЕНТА (без мелодии)
1) бас отдельно,
2) квинта без терции,
3) аккорд без специально выделенного баса (басом автоматически является его самая нижняя нота),
4) арпеджио (ноты аккорда следуют по очереди),
5) бас – аккорд.
В последнем случае бас отстоит от аккорда на октаву или больше, они звучат как две самостоятельные партии. Фактура бас – аккорд – самая эффектная, профессиональная и наиболее часто употребляемая.

ТЕССИТУРА (высотное положение)
Как правило, мелодия играется ВЫШЕ аккомпанемента, по крайней мере в простых фортепианных аранжировках. На ф-но мелодия хорошо звучит в первой и второй октавах. В третьей – уже спецэффект, не всегда подходит. Если у нас мелодия – в первой-второй октавах, куда лучше помещать аккорды и бас?

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА
У нас есть всего две руки. Играя на ф-но, мы, натурально, правой исполняем мелодию, а левой аккомпанемент. Куда лучше помещать мелодию, а куда аккорд?
Кроме того, иногда в аккомпанементе партия баса выделяется в самостоятельную и появляются ТРИ партии: мелодия, аккорд и бас. Что делать тогда? Как распределить?
Вышеописанные акустические свойства аккорда заставляют аранжировщиков, в транскрипциях для ф-но соло, сплошь и рядом помещать аккорд (или его часть) в правую руку, заставляя ее выполнять две функции – мелодию и половину аккомпанемента. Тем временем левая рука почти бездействует, играя бас или октаву. Звучит красиво, только правая рука переутомляется, а левая, наоборот, атрофируется, телесно-мозговой баланс перекашивается и возрастает риск переиграть правую руку, при недоразвитой левой.
«Здоровыми» и педагогическими я считаю только те виды аранжировки, в которых каждая рука занимается чем-то одним, выполняет только одну функцию. Однако тут возникает проблема: если мы отдаем аккорды только левой руке, она, во-первых, может их играть только в тесном расположении, во-вторых, возможности голосоведения снижены, получается только параллельное движение, а в-третьих, аккорд в тесном расположении, играемый, скажем, в большой октаве, звучит плохо (кроме как в сонате Бетховена, разумеется). Тяжеловесно и грязно.
Что же делать? Как сочетать всего две руки и три голоса музыкальной фактуры? Вот все мыслимые
варианты распределения для ф-но соло:
1 играем мелодию во второй октаве, аккорды в тесном расположении – между малой и первой.
2 Арпеджио с педалью. Звучит красиво, но не во всех стилях годится.
3 Убрать аккорд, играть только мелодию и бас.
4 Скачки бас – аккорд. Звучит прекрасно.

Во всех остальных случаях – если не подходит арпеджио, а скачки не получаются – лучше играть ВДВОЕМ. Дуэтом. Вас же с учеником как минимум двое, правда? Вот и играйте вдвоем, чередуясь партиями. По крайней мере на уроке. А когда домой придет, пусть играет мелодию с басом или с арпеджио. Или поместит мелодию во вторую октаву, а аккорды в малую. Это еще сносно.

ВАРИАНТЫ ФАКТУРЫ МЕЛОДИЯ-АККОМПАНЕМЕНТ (от простого к сложному)

II Дуэт двое за клавиатурой (или ф-но плюс мелодический инструмент)
один играет мелодию, другой играет аккомпанемент:
1 бас в левой, аккорд в правой
2 бас в левой, арпеджио в правой

ПЕДАЛЬ
Педаль хорошо звучит только в романсе (арпеджио), ноктюрне, балладе и медленном вальсе.
Ритмически определенный аккомпанемент надо играть без педали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *