Что такое ритмический рисунок стихотворения

Ритмический рисунок стихотворения

А можно ли коротко и универсально, пусть неконкретно, сказать, что отличает стихотворный текст от прозы? Можно, и довольно просто. Есть такое слово – «регулярность», которым обозначается наличие закономерностей. Так вот, стихотворный текст отличает регулярность в расположении ударений и пауз. Читатель должен возможно раньше уловить закономерности и получать удовлетворение от того что далее они соблюдаются. Важно, чтобы улавливание закономерностей произошло возможно быстрее. Поэтому в традициях народов складываются уже отработанные шаблоны, которые почти всегда являют собой повторение простой ритмической фигуры (так называемой «стопы»). Такая повторяемость – самого низкого уровня, то есть, повторяемость минимальной по длине порции текста.

Практически всегда текст делится солидными паузами на так называемые строки. От строки к строке ритм схож. Это повторяемость более высокого уровня, чем повторяемость стоп. Желательно, чтобы каждая строка имела некоторую смысловую обособленность. Очень неохотно сознание воспринимает ситуацию, когда первое слово предложения заканчивает какую-то строку, а остальное идёт уже в следующей. Иногда так делают нарочно, но подобные изыски лишают стихи «лёгкости слога». Внутри строк, разумеется, тоже могут быть паузы, но менее «солидные», чем между строками. В ритмическом смысле начало строки – это начало повторения уже заданного ритмического рисунка. Обычно ритмический рисунок во всех строках схож, но изредка встречается чередование: у чётных строк один ритм, у нечётных немного другой.

Несколько слов о паузах. Между строками они должны быть обязательно. Внутристроковые паузы заслуживают упоминания только тогда, когда в их расположении есть регулярность. Это воспринимается как дополнительное ритмическое украшение.

Обычно повторяемость (нестрогая) ритма присутствует на трёх уровнях: стопы, строки, строфы. Последнего уровня может не быть из-за краткости стихотворения. Довольно редко бывает, что нет первого уровня, то есть, помимо привычных стихотворных размеров можно навыдумывать кучу нестандартных. Можно дойти до того, что внутри строки повторяемости не будет вообще, но в таком случае ритмический рисунок строки должен быть весьма чётким (ведь распределение ударений в речи часто неоднозначно) и от строки к строке должна быть повторяемость. Ну а понравится ли это читателю зависит от длины строки и ритмической памяти читателя. Можно придумать изысканный ритмический рисунок, да только мало кто его уловит. Поэтому обычно ограничиваются малым: в ритмах с повтором двусложной стопы добавляют в строке один безударный или в ритмах с повтором трёхсложной стопы убирают в строке один безударный (часто заменяют паузой). Можно даже делать подряд два ударных, но тогда уж между ними железно прописывается пауза. Впрочем, насчёт пауз придётся признать, что порой нелегко решить, как текст разбит на строки. Тут возможны варианты: паузы внутри строк можно объявить границами более мелкого разбиения на строки.

Практически невозможно добиться приятности ритма идущими подряд ударениями. В связи с этим поговорим об ударении, которое в отдельно стоящем слове есть, но в сочетании с другими словами может ослабеть или полностью исчезнуть. В трёхсложном стихотворении возможно, что такое ударение придётся на «незаконное» место. В сознании одних читатели такой слог просто становится безударным. Но сознание должно быть уже настроено на должный размер. (Между прочим, поэтому в первой строке крайне нежелательна разновариантность расстановки ударений, ведь по ней происходит настройка ритма.) В сознании других читателей такие ударения остаются, но как «слабые». Если слабо ударный слог следует за законно ударным, то обычно слабое ударение надёжно глушится и это не мешает восприятию. А вот когда слабо ударный слог стоит перед законно ударным, то это обычно ухудшает впечатление. То есть: если обозначать слабое ударение плюсом, то лучше уж +01, чем 0+1. Но это дело тонкое и о железных закономерностях тут говорить не приходится. К примеру, я легко принимаю строку «Впиши в свою память навечно», хотя формально ритм не лучший: 010+10010.

Почему я оставил слова теории почти без примеров? Скажу откровенно: если читатель сам не найдёт примеры, то это чтиво бесполезно. Самая лучшая инструкция не спасает при отсутствии чувства ритма.

Источник

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Что такое ритмический рисунок стихотворения. Смотреть фото Что такое ритмический рисунок стихотворения. Смотреть картинку Что такое ритмический рисунок стихотворения. Картинка про Что такое ритмический рисунок стихотворения. Фото Что такое ритмический рисунок стихотворения

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Источник

Занятие 10. Ритм стиха

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Источник

Лекция 5. Ритм и метр

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Ритмика и музыкальность не возникают сами по себе – они следствие определенным образом расставленных ударных и безударных слогов.
Большинство начинающих поэтов начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее произведений. Но это, во-первых, приводит к досадным сбоям, почти всегда присутствующим в таких стихотворениях. А, во-вторых, ограничивает круг используемых размеров самыми простейшими – обычно двусложными. Из-за этого, стихи получаются монотонными и однообразными.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее, хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Главное различие заключалось во второй составляющей – вдохновении.
***
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Источник

Шпаргалка для поэтов. Часть 1

Кому не нужно это читать:
— мастерам поэтического слова, давно переросшим «азы»;
— поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак.

СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
СТИХ – отдельная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Всем известны стихи Кольцова:

«Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь».

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

ПЕОНЫ навели на идею поиграть с переменой ударения в пятисложной стопе ПЕНТОНА.
Вот что получилось:

Белые цветы высушенные.
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица.

«Мирандолина! Мирандолетта!»
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета.
А там, на кухне, горят котлеты!

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов (строк), объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ.

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними: (дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать «любВИ – дНИ, нужНА – судьБА», потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа «шелест – холост». Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: «на запад – глаза под», «идти там – петитом». Многие приёмы его рифмовки применяются в современном стихосложении: «ужЕ – сюжЕТ», «с концА – дворцАМ».

4. РАЗЛИЧИЯ в СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРАХ (анАкруза и клАузула).

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

Убирая или добавляя безударный (=) слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Пример – переделка строки всем известного произведения Агнии Барто:

Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль. ) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем. Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)

СОВЕТ: нарисуйте схему стихов, сверяйте с ней количество слогов в каждой строке:

/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет. Но в этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА!
Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите.
Переберите все буквы алфавита (пакля, шмакля, дракля. ) – и сокровище обязательно найдётся! http://stihi.ru/2010/07/24/3657.

5. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ.

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ДВУСТИШИЯ ААббССдд. – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
(А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ.

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути.
(А.Фет)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным. Об этом дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами из собственного опыта:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *