Что такое ритмика стихотворения

Лекция 5. Ритм и метр

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Ритмика и музыкальность не возникают сами по себе – они следствие определенным образом расставленных ударных и безударных слогов.
Большинство начинающих поэтов начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее произведений. Но это, во-первых, приводит к досадным сбоям, почти всегда присутствующим в таких стихотворениях. А, во-вторых, ограничивает круг используемых размеров самыми простейшими – обычно двусложными. Из-за этого, стихи получаются монотонными и однообразными.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее, хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Главное различие заключалось во второй составляющей – вдохновении.
***
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Источник

Лекция 4. Стихосложение. Метрика

Ритм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны.

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.
Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ
вра-ГА по-ЧУ-ял ОН, и ВОЙ
про-ТЯЖ-ный ЖА-лоб-НЫЙ, как СТОН,
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и НА-чал ОН
сер-ДИ-то ЛА-пой РЫТЬ пе-СОК,
встал НА ды-БЫ, по-ТОМ при-ЛЕГ,
и ПЕР-вый БЕ-ше-НЫЙ ска-ЧОК
мне СТРАШ-ной СМЕР-ти-Ю гро-ЗИЛ…
но Я е-ГО пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(М.Лермонтов, «Мцыри»)

ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!

АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на,
Лишь ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ о-ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ па-ру-САХ.
(М.Лермонтов «Воздушный корабль»)

Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ…

Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:

Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ.

го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми

Явное несоответствие, также как и дактилю.

Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА

Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА

Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.

Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок.

В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.

В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом, можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:

ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны
СПЯТ во| ТЬМЕ ноч|-НОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М.Лермонтов «Из Гете»)

МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.

НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)

ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)

Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)

В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:

Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
(А.Пушкин «Утопленник»)

Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…

Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…

Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки,
СТЕПЬ-ю ла- | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем- |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, | БУД-то как | Я же, изг- | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | в СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
(М.Лермонтов «Тучи»)

ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА!
МИР ви-но- | ВАТ в не-у- | ДА-че тог- | ДА

И уж ку- | ДА как ста- | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я сво- | И о-па- | ЛИВ-ший о- | РЕЛ…
(Н.Некрасов «Саша»)

Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
(Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
(А.Блок «Незнакомка»)

Разница весьма существенная.

Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.

Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», написанное сочетанием третьего и второго пеонов.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.

Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное.
Чтобы выйти из этого тупика поэты стали нарушать строгость стихотворных размеров.
Один из таких способов – разностопность строк мы уже рассматривали.
Другой путь – смешение разных стихотворных размеров. Например, «Мороз, Красный нос» Н.Некрасова написан анапестом и амфибрахием.

Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
…..
Сав-РАС-ка| ув-ЯЗ в по|-ло-ВИН-е| су-ГРОБ-а,| —
Две пАры промЕрзлых лаптЕй
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.

Другой пример из «Песни матросов» А.Блока:

По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест)
Об-ру|-ЧАЛЬ-но|-Е коль|-ЦО! (хорей)
Це-ло-ВА|-ло нас МО|-ре (анапест)
В ЗА-го|-РЕ-ло|-Е ли|-ЦО! (хорей)

Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке.

толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,|
и уй-ДУ| я от БЛЕД|-ных лю-ДЕЙ.|
для че-ГО| же я МЕД-лю| пред рас-КРЫ|-той мо-ГИ-лой?|
не спе-ШУ| в не-из-ВЕСТ|-ность ско-РЕЙ?|
(К. Бальмонт)

В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.
Теперь посмотрим на стихи А.Блока.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА:| «при-ДУ».|
у ВХО-да в СУМ-рак мо-ЛЕ-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це. — ЖДУ.|

Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей.
Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА| (мне): «при-ДУ».|
(но) у ВХО|-да в (тот) СУМ|-рак мо-ЛЕ|-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це (и) ЖДУ.|

Получаем во всех строчках полный анапест.
Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются ПАУЗАМИ, а стихи, соответственно, ПАУЗНИКАМИ или дольниками. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.
Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.

Во лесах во дремучих
Тут брала девка ягоды,
Брамши-то, она в лесу заблудилася,
Заблудимши, она приаукнулась:
«Ты ау, ау, мой любезный друг,
Мой любезный друг, жизнь душа моя».
— Уж я рад бы тебе откликнулся,
За мной ходят трое сторожей:
Первый сторож — родной батюшка,
Второй сторож — мила матушка,
А третий сторож — молода жена.
(А.Пушкин «Записи народных песен. Песня о сыне Сеньки Разина»)

Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор.
Этот прием широко использовал Вл.Маяковский.

Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
от копоти в оспе.
Я знаю –
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической.

ЗАДАНИЕ № 2
Перечитайте «Медного всадника» Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере.
(Хотя бы 4 строчки).
Сделайте метрическую и ритмическую разбивку своего стихотворения.

Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:
Тебя скрывали туманы
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню покорный раб.

Источник

Занятие 10. Ритм стиха

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Источник

Ритм. Как работать над ритмом стиха

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Доброго вам плавания в океане поэзии!

ПЕРЕПЕЧАТКА И ПЕРЕИЗДАНИЕ «УРОКОВ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА БУДУТ СЧИТАТЬСЯ НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ И ПРЕСЛЕДОВАТЬСЯ ПО ЗАКОНУ

© Copyright: Мфвсм-Словарь Рифм, 2011
Свидетельство о публикации №111062206354

Источник

Составные ритмы

Далеко не все стихи, которые мы расписали звуковыми схемами, позволяют нам однозначно отнести их к тому или иному метру и к стихотворному размеру. В некоторых количество стоп в отдельных строках строфы (например, четных, или нечетных, или одной из строк строфы) на какое-то количество стоп меньше или больше, и это не беда, а всего лишь пример РАЗНОСТОПНОЙ СТРОФЫ. Например:

Безликая богиня
плачет
над сводом облаков.
В душе моей пустыня,
значит
не будет больше снов.
01 00 01 0
10
01 00 01
01 00 01 0
10
01 00 01

Но встречается и еще более шокирующая ситуация, когда стопы – разные: одни из них напоминают, например, анапест (001), а другие – явный ямб (01), и это не похоже на ошибку автора, потому что ЗВУКОВОЙ РИСУНОК СТРОФЫ СТРОГО ПОВТОРЯЕТСЯ ПО ВСЕМ СТРОФАМ. Какой рисунок – это уже другой вопрос, но он – повторяется!

Некоторые из этих диковин звучат прекрасно даже несмотря на смешение в них разных стоп, а другие –чудовищно, несмотря на четкую повторяемость рисунка, и тут уже дела автора, его вкуса, его музыкального слуха – допускать к жизни подобных «монстров», или все же выправить их ритм до более привычного и мелодичного.

К чему я все это веду? К тому, что составные метры – метры, состоящие из разных стоп – существуют, и часть из них имеют законное право на жизнь. У этой разновидности ритмов есть свое название – ЛОГАЭДЫ.

Размеры с правильным чередованием неоднородных стоп называют СТОПНЫМИ ЛОГАЭДАМИ.

Приведу пример стихотворения, специально написанного мною по следующей схеме стопного логаэда: (здесь, как везде 1 –ударный слог, 0 – безударный)

Отошли денечки с жарой и смогом,
на лету поймала их злыдня-осень,
обернулась ведьмой и смотрит строго:
никогда не поздно оковы сбросить!

И стою, печалюсь, дорог не зная,
что случится завтра, никто не скажет.
Закружила осень, пугая раем,
улетаю вслед ей, вдруг путь укажет?
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0

Еще один пример стопного логаэда, где строки составлены из стоп дактиля (100) и хорея(10):

Последняя стопа – тоже хорей, только урезанная (мужское окончание хорея)

100 100 100
01 01 0
100 100 100
01 01 0

Так и любящий: не жаждет паденья,
а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье:
все прощает, хоть пронзает сердца.

Смешанный логаэд можно построить и по другой схеме: в четвертой строке каждой строфы попытаться сразу полностью перейти из анапеста в пятистопный хорей:

10 10 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
10 10 00 10 1

Так и любящий: не жаждет паденья,
а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье:
боль уносит, оживив сердца.

Мне не грустно, что финал отыграла,
что метели нас ждут впереди,
неоконченной сказкою стала
эта осень, что в окно глядит…

Как видите, ритм стал еще более рубленым, резким. Такие ритмы теоретически допустимо использовать, если только это оправдано вашим желанием передать определенное настроение лирического героя с помощью ритма, а главное, если ваши сбои ритмов – действительно логаэды, а не ваша недоработка или непрофессионализм.

Еще раз напомню: логаэд должен иметь четкий рисунок и повторяться от строфы к строфе. Если этого нет, да и ваши изыски мало что прибавляют к передаче настроения стихотворения, то лучше писать «чистым» размером. Например, для данного примера вполне можно воспользоваться обычным трехстопным анапестом во всех строках:

Так влюбленный не жаждет паденья,
а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье,
что спасает от смерти сердца.

Значительно лучше звучит, не правда ли? Поэтому, не гонитесь за оригинальностью звучания. Очень часто на конкурсы подаются стихи, крайне интересные («закрученные») по форме, по звучанию, но они не имеют большого успеха у судей, потому что сложный ритм создает трудности для легкости изложения мысли. А стихи – это ведь не просто и не только музыка, но еще и содержание. А если ваши стихи можно только «спеть», но невозможно понять, что же, в конце концов, хотел выразить в них автор и на каком языке он это написал, когда переставлял слова в предложении самым немыслимым образом и притягивал за уши (ради ритма!) образы, которые там и не к месту, и не по стилю (например, вставил специальный технический термин в лирическое стихотворение), то вряд ли ваши стихи станут победителями. Если, конечно, конкурс судят профессионалы, а не такие же, как и вы «любители поиграть в слова без смысла»…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *