Что такое ритмопластика для дошкольников
Консультация для воспитателей «Ритмопластика»
Илона Тордия
Консультация для воспитателей «Ритмопластика»
Забота о здоровье детей во всем мире занимает приоритетные позиции. А разнообразные виды музыкальной деятельности помогают ребенку развивать творчество и дарят ему чудесные моменты для самовыражения. Детская ритмопластика дарит ребенку огромное удовольствие от движений под музыку.
Ритмопластика является гармоничным видом занятий, так как, помимо физической нагрузки, гимнастики, основ хореографии воспитанники развивают музыкальный слух, проходят начальные ступени актерского мастерства и выразительности движений. Такие занятия подойдут абсолютно всем детям. Поэтому программы по ритмопластике активно используются в ДОУ.
Какие же задачи выполняет ритмопластика?
Она помогает воспитателям и родителям раскрепостить малыша психологически, научить комфортно себя чувствовать в любой обстановке. Дети, которые имеют речевые нарушения и нарушения в опорно-двигательном аппарате догоняют своих сверстников в развитии, у них улучшается координация движений, веселая музыка, которая используется на занятиях создает яркий и положительный эмоциональный фон у детей.
У детей улучшаются физические данные (лучше и выше прыгают, выполняют поскоки, начинают контролировать свои движения, формируется правильная осанка.
Структура занятий:
Вводная часть:(ходьба на полной стопе, не носках, на пятках, легкий бег по кругу, бег и ходьба змейкой, галоп, поскоки).
После вводной части следуют общеразвивающие упражнения.
Динамическая часть занятия: (упражнения на укрепление мышц ног, спины, приседания, выпады, наклоны, движения для развития гибкости, упражнения на укрепление мышц пресса). В эту часть занятия включаются музыкально-ритмические этюды, композиции, музыкальные игры, импровизированные танцы.
Заключительная часть: – релаксация. Во время занятия ребенок получает физическую и эмоциональную нагрузку, которую необходимо перевести в расслабление и успокоение. В этой части занятия между детьми и педагогом устанавливается психоэмоциональный контакт, который необходим для дальнейших успешных проведений занятий.
Дети должны заниматься с удовольствием и быть здоровы.
Консультация для родителей и воспитателей «Игра» Консультация для родителей и воспитателей на тему: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада Игра остаётся основным видом деятельности.
Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.
Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Утренники – это итог работы всех специалистов, работающих с детьми каждой группы.
Консультация для воспитателей «Наш помощник-лэпбук» Уважаемые коллеги! Педагог постоянно должен повышать уровень своей профессиональной компетентности, развиваться как в профессиональном,.
Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.
Консультация для воспитателей «Рисуем человека» В детском саду много внимания уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей, необходимо также не забывать о важности развития.
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе» Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть.
Консультация для воспитателей «Виды театров» Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! А когда ожившие куклы начинают двигаться,.
Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества и в детском саду она имеет свои особенности. На первых.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста»
На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – ритмопластикой.
— систематизировать представления у педагогов о ритмопластике, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
— познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;
— закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
— повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Этапы мастер – класса:
Ход мастер – класса
1. Теоретическая часть
Само определение ритмопластикилогично разделять на два отдельных понятия: ритм и пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку. Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.
Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит педагог. Также двухгодовалым ребятам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки. К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет ребята отлично владеют своим телом и не имеют проблем с координацией движений.
Какие задачи выполняет ритмическая пластика?
Ритмопластика поможет раскрепостить малыша с психической стороны. Малыш начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели,такие как:
— улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);
-повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);
— формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину);
— исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);
— повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);
— раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;
— развитие дыхательного аппарата.
Как проводится занятие по ритмической пластике?
Одним из основных правил при занятиях пластикой является атмосфера, в которой занятия проводятся. Воспитатель, который проводит, в первую очередь должен быть дошколятам товарищем, а лишь потом – педагогом Детей нельзя заставлять выполнять упражнения или настаивать на выполнении определенного вида действий. У детей должна быть полная свобода. Дошколята должны почувствовать, что на них не оказывают никакого давления. Занятия ритмопластикой должны приносить удовольствие, только в этом случае от них будет польза. Также у каждого занятия есть определенные временные рамки. Продолжительность занятия не может занимать более получаса, ведь маленьким детям тяжело длительное время фокусировать внимание на одном и том же упражнении.
Подборка упражнений для занятий ритмопластикой
У любого воспитателя возникают вопросы о том, как проводить занятие, когда он слышит впервые такое понятие, как ритмопластика. В детском саду упражнения при этом достаточно простые, и их довольно просто найти и взять себе за основу готовые.
Для выполнения упражнений ритмичногохарактера деткам предлагается: изображать различных животных; повторять физические упражнения за педагогом; выполнять движения с атрибутикой (кругами, лентами, мячами). Для занятий по гимнастике деткам необходимо выполнять упражнения с использованием логоритмики (стихов): разминка стоп; растяжка тела (в том числе позвоночника); развитие гибкости («мостик», «лодочка», «березка»).
Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах. Танцевальные постановки с сюжетом. Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.
Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.
Таким образом, занятия ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка, а эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения занятий по ритмопластике.
2. Практическая часть
— А сейчас я приглашаю всех выполнить комплекс с элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы. Данный комплекс можно использовать для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с маленькими человечками, подружимся с ними и будем играть. Эти человечки вам знакомы и встречаются нам в сказке «Белоснежка и…. даю возможность детям самим договорить. Правильно, в сказке «Белоснежка и семь гномов». Закрывайте глаза, я превращу вас в гномиков.
Осенней кисточкой взмахну
И в гномиков вас превращу.
— А сейчас давайте отправимся в сказочный, осенний, и таинственный лес, прямо туда, где живут эти гномики.
Звучит таинственная волшебная музыка.
На носочках мы пройдём,
В лес волшебный попадём.
(Ходьба на носочках)
Ноги выше поднимаем,
Через кочки переступаем
(Ходьба с высоким подниманием колен)
Повернёмся мы бочком,
По тропиночке пройдём.
(Ходьба приставным шагом)
На носочках под пригорок
Пробежимся между ёлок.
Ямки вдруг увидели и весело запрыгали
— На ногах у гномов деревянные башмачки, которые громко стучат.
— Живут гномики в глубокой лесной пещере. Когда им не нужно идти на работу, они любят играть в хлопушки. А в пещере эхо живёт, и когда гномики хлопают, эхо разносится по всей пещере. Сейчас мы разделимся на три подгруппы и поиграем в игру
Вы должны запомнить, как звучит ваше эхо и мне ответить.
Комплекс упражнений стретчинга
— А теперь, ребята, садитесь на полянке поудобней. Послушайте сказку про гномика.
Сказка «Весёлый гном»
1. Жил да был весёлый Гном
в красивом домике лесном,
с длинной белой бородой,
в красной шапочке смешной.
И. п. стоя (наклон головы вниз, перекаты головы от плеча к плечу, наклоны головы в стороны)
2. Как-то раз проснулся Гном,
осмотрелся он кругом, (Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо)
на носочках поднимался,
Все смотрел и удивлялся (плечи)
По тропинке вправо шел,
По тропинке влево шел,
А потом устал немножко
И присел он на дорожку.
Очень сильно потянулся (наклон корпуса вперед, ноги прямые)
Потом солнцу улыбнулся (корпус выпрямить, руки вверх)
Ножки сильные у гнома,
Стал он ножки разминать
Одну ножку выпрямлять
И другою повторять.
(сидя выпрямляем ногу взявшись за голень)
5. Побежал скорей во двор,
перелез через забор,
начал с бабочкой играть,
бегать, прыгать и скакать.
И. п. сидя, ноги согнуты в коленях, стопа к стопе. Руками зацепиться за стопы, вытянуть спинку, макушкой тянемся к потолку;
6. На поляне возле дома
встретил он другого Гнома.
Вместе огород полили
и цветочки посадили.
И. п. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.
1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;
5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх, потянуться.
— Но однажды случилась неприятность в сказочном лесу. В самой чаще сказочного леса, где темно и сыро поселились злые карлики. Они были такие же маленькие, но характер у них был недобрый, сварливый и вредный. Слышите, это они приближаются к нашей полянке.
Звучит отрывок из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ «В пещере горного короля»
-Давайте представим на минутку, что мы из добрых гномиков превратились в хитрых и злых карликов (покажите какие они)
-Нет, ребята, мне это совсем не нравится, я не хочу, что бы вы были злыми и вредными карликами.
— Гномы веселый народ, они любят очень танцевать.
Ритмическая гимнастика под песню «Гномики» (Муз. и сл. К. Костина)
— сидя на коленях, руки согнуты в локтях, ладони под подбородок. Выполняем наклоны головой в стороны
— ноги на ширине плеч, по 4 хлопка в каждую сторону
— поворот вокруг себя подскоком
— «моталочка» наклон корпуса вперёд
1. Есть на свете гномики, гномики, гномики. («маятник» руки внизу в замок)
Строят они домики, домики, домики. (ноги на ширине плеч, с наклоном корпуса вправо стучим кулачок об кулачок и влево)
Под землей они живут (сидя на корточках, руки домиком над головой)
И танцуют, и поют. («хвостики» по одному разу в каждую сторону)
Сочиняют сказки нам, (ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вверх)
И своим друзьям. (три хлопка над головой)
Гномики, гномики, маленькие гномики (берутся за руки стоя в одной линии)
Приходите в мой дом. (руки под подбородок, plie)
2. Нарядилась гномиком, гномиком, гномиком. (приставной шаг вправо, затем влево)
Жду сижу за столиком, столиком, столиком. (руки согнуты в локтях, корпус вперед)
Я надену колпачок, (поочередно поднимаем каждую руку)
Запоёт в печи сверчок (три хлопка над головой)
И придут ко мне друзья, («Буратино» с наклоном корпуса в стороны)
III. Заключительная часть
— Вот и закончилось наше сказочное путешествие, пора нам в детский сад
Волшебной палочкой взмахну
И в детей вас превращу
Сегодня мы познакомились с некоторыми видами ритмопластики, которые вы можете использовать при работе с детьми. Уважаемые коллеги, используйте упражнения по ритмопластике в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников. Удачи Вам и здоровья! Хочу поблагодарить участников мастер-класса за продуктивную работу. Спасибо за внимание!
1. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.
6. ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». –М. : изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.
7. Коренева Т. Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»
Фоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов города Вновь я с вами, друзья мои дорогие и гости странички! За два прошедших дня дала два мастер-класса для воспитателей города в рамках Фестиваля.
Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не.
Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.
Мастер-класс для педагогов Нейрографика — магия рисования с детьми дошкольного возраста Нейрографика имеет хорошее свойство развивать творческое и креативное мышление, снимая внутренние ограничения. Когда мы творим и фантазируем,.
Мастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Ветка яблони» для работы с детьми старшего дошкольного возраста В православной церкви есть удивительный праздник, который называется по-народному яблочный спас. В этот день, 19 августа, в церкви собирается.
Мастер-класс совместной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Крещенское утро» Мастер-класс совместной работы на конкурс «Душа по капле» с детьми старшего возраста «Крещенское утро» (фотоотчёт) Рада приветствовать.
Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.
Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.
Рекомендации для педагогов «Адаптационные мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста» Известно, что приход в детский сад, или переход из ясельной группы является для ребенка стрессовой ситуацией. В этот период нам, педагогам,.
Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмопластика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.
Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.
Влияние занятий ритмопластикой
После занятий ритмопластикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.
Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания. Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.
Ритмопластика для детей
Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам. Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений. Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.
В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.
Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.
Ритмика для самых маленьких
Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.
Задачи занятий ритмикой
К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:
Программа по ритмике
Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – это занятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.
Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой. Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям. Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.
Польза от занятий ритмикой
Кроме того, что упражнения веселят малыша и приносят ему радость, также есть большое количество положительных моментов, ознакомившись с которыми, большинство родителей убедятся, что данные занятия необходимо включить в общеобразовательную систему. К основным из них можно отнести следующие:
В нашей танцевальной школе занятия ритмопластикой проходят для малышей от 2,5 до 4 лет, эти группы являются подготовительными перед основными группами спортивных бальных танцев.