Что такое риторический рисунок
Что такое рисунок риторика
На испанском языке существует более ста риторических фигур, и многие из них являются вариантами одной и той же идеи. С другой стороны, необходимо учитывать, что все они основаны на общей идее или структуре, то есть субъекте, глаголе и предикате. Риторические фигуры начинаются с этого правила, но с намерением нарушить его в некотором смысле.
Классификация риторических фигур
Их можно сгруппировать в следующие категории: фонетические или повторяющиеся, значимые, накопленные, позиционные фигуры, логические, вымышленные фигуры, диалогические фигуры и стилистические фигуры. Вот некоторые из них.
Фонетические или повторяющиеся цифры
Имеет значение
В этой метафоре взаимосвязь между двумя понятиями установлена и, следовательно, это сравнение (например, стальная душа, сердце из стекла или лицо ангела, сердце дьявола).
Метонимия обозначает идею с именем другого (я собираюсь выпить Риоху, или моей тете исполнилось 80 источников).
накопление
Важным примером является эпитет, который основан на использовании ненужных прилагательных (белоснежные или колючие ежевики). С другой стороны, идея накопления направлена на создание кульминационного эффекта (он был крепким, энергичным, победным, непобедимым парнем).
Положение риторических фигур
Логические риторические фигуры
Риторические фигуры являются литературным ресурсом и, следовательно, «формулами» языка для создания создают красоту и гармонию в выражении
Нет необходимости думать, что они используются исключительно в литературе, поскольку мы также используем их на повседневном языке, так как, говоря, мы можем передавать идеи в литературном стиле. Например, если я говорю, что кто-то бежит как борзая, я использую гиперболу.
На языке рекламы мы также находим примеры риторических фигур. В этом смысле реклама направлена на то, чтобы пробудить интерес потребителей, и для этого ей нужен внушительный язык.
Основные параметры риторического эскиза речи
При работе над риторическим эскизом предпочтительна следующая очередность операций:
· определение общей цели речи: зачем я буду выступать?
· установление конкретной цели речи: что я буду говорить?
· прогноз речевой ситуации и, прежде всего, социального состава слушателей, их интересов и психологических свойств: перед кем я буду выступать?
· определение смысловой структуры речи
· расположение (иерархизация) идей
· подбор средств речевой выразительности– создание системы образов, адекватных высказываемым идеям. Яркий образ, введенный в сознание слушателей, облегчает не только восприятие (понимание) идеи, но и ее усвоение, согласие с ней, а также ее запоминание.
Ораторов давно занимает вопрос о том, следует ли обязательно писать полный текст речи или же можно ограничиться конспектом или даже планом. Здесь все зависит от объема выступления, его структурно-тематической сложности, функционального вида речи.
Существенное значение имеет и требовательность аудитории, ее вкусов (одни слушатели терпеть не могут ораторов, читающих по бумажке, другие относятся к ним вполне дружелюбно).
Свою роль играют также традиции различных речевых сред и речевых ситуаций (одно дело – вузовская лекция и другое – митинговая речь).
Сказывается и зависимость от таких факторов, как характер мотивации речевого действия для выступающего и для слушателей, степень стихийности и экспромта и, разумеется, опыт и психологические свойства самого оратора (прежде всего память, гибкость мышления, уверенность в себе).
В любом случае, отсутствие рабской зависимости от конспекта расценивается как один из показателей ораторского мастерства и высокой культуры речи.
Одна из наиболее рациональных форм записи речи – внутренний конспект, т.е. полный текст выступления с выделенными при помощи подчеркивания или пометок на полях опорными словами. Эти слова – смысловые центры информационных блоков – прочно ассоциируются в сознании оратора со всем содержанием этих блоков: достаточно бросить взгляд на бумагу – и все сразу всплывает в памяти. Опорные, или ключевые слова можно уподобить телеграфным столбам, несущим провода – содержание всей речи.
К числу неоспоримых достоинств внутреннего конспекта относится универсальность – его можно применять для записи любых функциональных видов речей и использовать в любой речевой ситуации. Оратор, положивший на трибуну пачку исписанных страниц и почти не заглядывающий в них, производит на публику вполне благоприятное впечатление.
С накоплением ораторского опыта способность к анализу чужих речей и синтезу собственных переходит в почти автоматический навык, но основные параметры этих действий остаются неизменными.
Вопросы для повторения:
1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах?
2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в его эскизе (предварительном плане)?
3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий?
5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется?
В течение 15 минут обсудите значение и специфику поиска, обработки и структурирования речевого материала для различных прогнозируемых речевых ситуаций, а также проблему использования скрытых (резервных) тем и пассивного тематического фонда при изменении речевой ситуации.
Тренировочные задания:
1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются:
а) число элементарных отрезков – «колен» графа;
б) число ветвей в точке выбора;
в) радиус возможного возврата к точке выбора?
2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами ( с греч.место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа?
3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t° пл. 659, 8°С, t° кип. 2500°С. В соединениях трехвалентен.
4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления.
5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами?
Практикум:
Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи:
1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат.
2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям.
3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:
а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;
б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;
в) выбора новой темы из данного веера.
4. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы:
б) в последующей дискуссии по данному выступлению;
в) в других речах и дискуссиях по ним.
5. Какие топы и почему были использованы:
а) при формировании веера тем;
б) при выборе предпочтительной темы из готового веера?
6. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)?
7. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов?
8. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест:
г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории?
9. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если:
а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме;
б) проявят возрастающий интерес;
в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону?
10. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.
Вопросы для краткого эссе:
1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления?
2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него?
3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала?
4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации?
5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?
6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы?
7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?
8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?
9. Дедукция и индукция: когда что применять?
10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?
Контрольный тест:
1. Эскиз речи:
а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;
б) предварительный план выступления;
в) структурно-смысловой каркас темы;
г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.
2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:
а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;
б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.
3. Ранжирование элементов речевого материала:
а) определение их подлинного смысла;
б) определение порядка их изложения в выступлении;
в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;
г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;
д) оценка их достоверности.
4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:
а) необходимый набор фактов;
б) необходимый набор логических операций;
в) оптимальные средства речевой выразительности;
г) оптимальный вариант развития темы;
д) оптимальный вариант расположения речевого материала.
5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:
а) пределом терпения слушателей;
б) исчерпанностью темы смыслового блока;
в) психоэмоциональными факторами.
6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:
в) остается без изменений.
7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:
8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:
в) остается без изменений.
9. Топы помогают найти:
а) оптимальное развитие темы;
б) оптимальное расположение смысловых квантов;
в) средства эмоционального воздействия на слушателей;
г) средства адекватного выражения идей.
10. Топы отражают:
а) задачи оратора по обработке речевого материала;
б) специфику конкретной цели выступления;
в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;
г) художественный вкус оратора;
д) запросы аудитории.
11. Топ «причина и следствие» имеет особо важное значение в речах:
12. Топ «шутка» позволяет:
а) поднять настроение слушателей;
в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;
г) уйти от слишком прямой формулировки;
д) отбиться от назойливых расспросов.
13. Вступление любой речи имеет цель:
а) познакомить слушателей с темой речи;
б) отвлечь их от посторонних мыслей;
в) сконцентрировать их внимание на теме выступления;
г) ввести самого оратора в рабочее настроение;
д) дать оратору возможность изучить аудиторию.
14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:
а) экономия времени;
б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;
в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей.
15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления когда:
а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;
б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором;
в) речь коротка и эмоционально ярка;
г) оратор и слушатели искренне уважают друг друга.
16. Основная часть любой речи:
а) дает главный массив информации;
б) дает основания для выводов;
в) дает сами выводы;
г) содержит в себе общую речевую цель выступления.
17. Заключение любой речи:
а) дает выводы выступления;
б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;
в) дает эмоциональную «накачку» аудитории;
г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей;
д) предупреждает выпады оппонентов.
18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:
а) рассказа о фактах как речевого события;
б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;
в) оценки важности этих фактов оратором;
г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;
д) степени первичности сообщенных оратором фактов.
19. Композиционный анализ позволяет выявить:
а) стремление автора сделать свою речь красивее;
б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в угодную оратору сторону;
в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;
г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений.
20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:
а) применением индукции вместо дедукции;
б) применением дедукции вместо индукции;
в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала;
г) меньшим их числом;
д) изменением очередности операций;
е) сохранением их очередности;
ж) прогностическим характером исследования.
Тема 6. Элокуция в составе риторики. Риторика и стиль. Средства выразительности речи
Красноречие – это живопись мысли
Третий этап на пути от мысли к слову, составляющий и третий раздел традиционной риторики, есть элокуция (лат. Elocutio ) – словесное оформление мысли, собственно красноречие ( ornare verbis «украсить словами») – превращение замысла речи, её изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст. На этом этапе совокупность идей, смысловой каркас речи одевается в словесные одежды, получает словесное выражение. У М.В.Ломоносова этот раздел риторики называется украшение.
Элокуция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и обращалась к таким категориям, как:
· подбор целесообразных языковых средств;
Этот раздел в старых риториках разрастался, сливался с теорией словесности, с областью литературоведения, со стилистикой и культурой речи. Объем этого раздела велик: он начинается при выборе темы и заканчивается, когда оратор после выступления, подводит итоги своих успехов и неудач.
Остановившись на определенной теме, собирая материал, обдумывая план и композицию своей речи, автор накапливает и языковые средства выражения; он находит их случайно или в целенаправленном поиске, в процессе чтения или по словарям, за столом и на прогулке, когда меткое слово само приходит из тайников памяти. Он учится у писателей и ораторов, находит удачные образы и стилистические фигуры на страницах газет.
Первое направление языкового оформления речи – это выбор средств ; в этом выборе автор руководствуется коммуникативной целью предстоящей речи, берет лишь то слово, которое соответствует мысли, замыслу, будет понятно слушателям, возбудит их интерес, воздействует на их чувства.
Второе – построение словосочетаний, предложений, фрагментов текста, целого текста.
Третья линия – работа над стилем : определение того стилистического ключа, который единственно возможен в данном случае, и выбор соответствующих средств языка.
Четвертая линия – использование средств изобразительности языка.
Пятая – совершенствование подготовленного текста : его выверка с точки зрения требований культуры речи, логики, внутритекстовых связей.
Шестая – мысленная подготовка к выступлению с точки зрения устной выразительности, интонаций, позы, жестов, умения держаться на сцене, репетиции наедине с собой.
Завершающий этап – контрольно-оценочный : ибо каждый человек для себя – строгий судья. Все направления связаны между собой, а также совмещены во времени. Они упорядочивают подготовку, напоминают, ориентируют. Лучшие ораторы, мастера устных выступлений, например, Ф.И.Буслаев, В.О.Ключевский, Л.Д.Ландау, А.Ф.Лосев, А.Е.Ферсман не только тщательно готовились по содержанию и по форме, но и постоянно совершенствовались в своей профессиональной области и в области языка. Историк В.О.Ключевский писал и публиковал свои лекции, вел дневники, оттачивал язык на афоризмах – создал несколько «Тетрадей с афоризмами».
Риторика всегда требовала от оратора и высокой общей культуры, и языкового мастерства. Ораторский и писательский опыт цивилизованных народов позволяет сформулировать несколько общих требований, соблюдение которых позволяет оценивать конкретные тексты, выступления как хорошие, как образцовые, достойные подражания.
1)Первый критерий, который учитывается в риторике, – содержательность речи.
2)Нравственно-оценочный (этос): речь должна быть правдивой, соответствовать истине, должна преследовать благородные цели, служить добру, обогащать участников диалога – слушателей, читателей, а также автора.
4)Связан с речевой активностью личности.
5)Языковая правильность (владение нормами литературного языка).
7)Высшее требование культуры речи – её выразительность.
Элокуция как раздел риторики дала начало стилистике (как особой лингвистической дисциплине), так как именно в этом разделе изучались виды, особенности и достоинства слога, средства выразительности и изобразительности речи.
Учение о стилях речи столь же древнее, как и риторика. Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, её целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора, например: разговорный стиль, стиль торжественный, стиль басни, ораторский стиль, стиль речей Цицерона, стиль газетной статьи, стилистические ошибки, стиль небрежный, стиль «Горе от ума».
Стилистика – учение о стилях языка, их разграничении, о выборе выразительных средств языка. В современной стилистике выделяют:
· стилистику художественной речи – из неё риторика берёт отдельные приемы и фигуры, образцы писательского мастерства;
· стилистику индивидуальную (стиль М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого);
Существуют разные классификации стилей. М.В.Ломоносов разработал теорию трех «штилей». Современная классификация стилей предполагает деление их на разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический) и особый стиль художественной литературы.
Стиль в риторике играет роль ориентира, понимание стилевых различий помогает в выборе слов, других средств языка.
Риторика не ставит перед собой художественных задач: она прагматична. Художественная литература для риторики – образец формы, нравственный идеал. Риторика – наука для всех; она использует школу литературы.
В деле языкового вкуса риторика обращается к стилистике, самой тонкой лингвистической науке. Л.Н.Толстой говорит, что писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов»; он приводит слова К.Брюллова относительно работы над тончайшими оттенками: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Анализ этого «чуть-чуть», т.е. разнообразных, еле заметных сдвигов в языковой ткани произведения, в выразительных средствах, составляет функцию стилистики.
Риторический анализ литературных образцов предполагает, в частности, проникновение в творческую лабораторию автора, изучение процесса творчества, его индивидуальных своеобразных приемов. Овладение стилистикой требует также изучения языковых средств, тех пластов лексики, фразеологии, морфологических и синтаксических форм, которые используются в том или ином стиле. В области лексики это слова с определенной стилистической окраской; в словарях они даются с пометами: лицо – лик (поэт.), рожа (прост.), морда (грубо прост.).
Стилистические разграничения возможны и в грамматике.
Средства выразительности речи: Риторические (стилистические) фигуры, тропы
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и чувства, воображение слушателей. Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание, теснее связана с оценочностью на уровне «хорошо – плохо» и лучше сохраняется в памяти.
Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Впервые «цветы красноречия» – тропы и фигуры речи были описаны в античной (древнегреческой) риторике. Большинство фигур речи мы употребляем, сами того не зная. В качестве доказательства приведу пример из «Ораторского руководства» Давыдова, которое датировано 1927 годом. Крестьянин сердится на свою жену: «Когда я говорю да, она говорит, нет (антитеза); утром и вечером только и знает, что бранится (усиление); никогда, никогда нет с ней покоя (повторение). Скажи, несчастная (обращение), чем я перед тобой провинился? (риторический вопрос). О небо, что за безумие было на ней жениться! (восклицание). Лучше бы мне утопиться (пожелание). О, она плачет, я виноват, как видите! (ирония). Всем известно, что я злодей, что я притесняю тебя, что я тебя бью, что я убийца (усугубление )». (Мармонтель).
Средства художественной выразительности многочисленны и разнообразны. Лингвисты делят их на две группы: тропы и риторические (стилистические) фигуры речи.
Троп ( греч. tropos ) – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Риторическая (стилистическая) фигура – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Наиболее распространённы риторические (стилистические) фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора.
Понятие риторического тропа
Риторические тропы – это не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратили своей двуплановости и не лишились выразительности ( тоска грызет, обида ранит, похвала греет ).
Общие рекомендации к использованию тропов
1. Яркость речи должна сочетаться с её естественностью. По словам Аристотеля, украшая речь, «это следует делать незаметно, делая вид, что говоришь не искусственно, а естественно.
2. Чтобы говорить блестяще, ритор должен обладать не только хорошей подготовкой, но и определенной смелостью, позволяющей находить нужные картины в процессе самой речи и не бояться употребить пришедший на ум образный оборот.
П.Сергеич говорил: «Мы слишком требовательны к нашей публичной речи и слишком небрежны к нашей речи в быту. Для того чтобы выработать необходимую любому культурному человеку, особенно оратору, «изящную простоту» речи, обратите внимание на свое повседневное речевое общение.
Отвечая на реплику собеседника – дома, среди друзей, коллег, постарайтесь воспользоваться не той фразой, которая автоматически пришла в голову, придумайте что-нибудь интереснее. Рисуйте картины словами! Пример тропа у Цицерона: замечая признаки старости, знаменитый оратор выразил это так: « Моя речь стала седеть ». Свежо, ярко, потому что метко и необычно.
Систематизация представлений о коммуникативных качествах речи
Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Этот термин был предложен в 60-е годы ХХ века ученым-лингвистом Б.Н.Головиным, который выделяет следующие качества речи: правильность, богатство, точность, краткость, логичность, выразительность, образность, уместность, чистота, доступность, действенность. Для сравнения в Древней Греции: «Достоинств речи пять: чистота эллинской речи, ясность, краткость, уместность, красота». Хорошая речь свидетельствует о высоком уровне культуры говорящего (пишущего) и, следовательно, делает общение более эффективным.
Коммуникативным качеством, обеспечивающим общность «кода» коммуникантов разного образовательного и интеллектуального уровня, является правильность. С позиций культуры речи правильность – основное коммуникативное качество, обеспечивающее взаимопонимание. Правильная речь – это речь, в которой соблюдены нормы современного литературного языка.
Уместность. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна. Уместной называется речь, которая соответствует всем параметрам коммуникативной ситуации. Различаются два основных вида уместности: уместность содержательная (соответствие содержания высказывания условиям общения) и стилистическая (соответствие употребленных автором речевых средств содержанию, жанру и стилю высказывания).
Доступность предполагает такое построение речи, при котором уровень сложности речи и в терминологическом, и в содержательном, и структурном отношении соответствует интеллектуальному уровню адресата.