Что такое риторическое общение

Важность риторического обращения

Каждый человек, желающий добиться успеха в профессиональной деятельности, должен владеть правильной речью и быть приятным собеседником, которого бы хотелось слушать. Наиболее важным это качество является для ораторов и публичных личностей, ведь они должны уметь привлечь к себе внимание окружающих и сделать свое выступление интересным. Все это можно сделать благодаря риторическому обращению, которое подразумевает игру интонаций в речи. Даже если вы не владеете данной техникой, ее легко изучить.

Что такое риторическое общение. Смотреть фото Что такое риторическое общение. Смотреть картинку Что такое риторическое общение. Картинка про Что такое риторическое общение. Фото Что такое риторическое общение

Что такое риторическое обращение?

Риторическим называется способ общения, который наиболее часто используется в монологах. Основную роль в таком обращении играет не сказанное, а то, как это было сделано, то есть интонация. Игра интонаций позволяет обратить внимание на определенный предмет и охарактеризовать его. Риторическое обращение не подразумевает ответа, а лишь помогает сделать фразу более выразительной.

Такие обороты часто используются в русской литературе, делая фразы более красноречивыми. С помощью риторического обращения выражают отношение к предмету или объекту, при этом акцент на самом адресате не делается.

Действие риторического обращения на слушателей

Риторическое обращение на сегодняшний день используют во многих сферах для привлечения внимания слушателей, при этом само выступление становиться более эффективным. Такое обращение к слушателям является очень убедительным и помогает передать максимальное количество полезной информации.

С помощью такой речи оратор может пробудить в окружающих ум и чувство заинтересованности, благодаря чему они смогут принять картину мира того, кто выступает. Восклицательное или вопросительное риторическое обращение способно приковать к себе внимание слушателей.

Как пережить публичное выступление?

Как говорилось ранее, риторическое обращение в большей степени свойственно людям, которые выступают на публике. Некоторые из них совершают ошибки, коверкая слова, а также не умея правильно выразиться. Чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуем ознакомиться с простыми правилами:

Безусловно, очень важно для выступающего досконально знать язык, на котором он будет общаться, хорошо владеть темой, а также иметь отличные навыки риторического общения. Благодаря навыкам риторического общения можно преподнести интересно даже самую скучную тему и заинтересовать слушателя.

Если вы овладеете навыками риторического обращения, вам будет очень просто привлекать внимание окружающих к волнующей вас теме. Также в этом поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Источник

Риторика

Что такое риторическое общение. Смотреть фото Что такое риторическое общение. Смотреть картинку Что такое риторическое общение. Картинка про Что такое риторическое общение. Фото Что такое риторическое общение

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Риторика как наука и искусство

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Понятие ораторского искусства

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони.

Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.

Роды и виды красноречия

По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.

Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.

В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Роды и виды красноречия

Что такое риторическое общение. Смотреть фото Что такое риторическое общение. Смотреть картинку Что такое риторическое общение. Картинка про Что такое риторическое общение. Фото Что такое риторическое общение

Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.

Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:

1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы — смысловые модели развития речи). Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.

2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.

4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.

Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики

Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Термины «этос», «пафос», «логос» — основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или нёеуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам — не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

Источник

Тема 6. Риторические аспекты коммуникации

1. Необходимость риторики.

2. Виды риторики: общая риторика и частные риторики.

3. Сомнительные случаи («вопросы») как предмет риторики.

4. Учение о риторическом построении высказывания.

5. Учение о тропах и фигурах.

6. Вопросы и задания.

7. Рекомендуемая литература.

иллокутивная сила высказывания

• искусство убеждения (Платон, Аристотель)

• искусство говорить хорошо (Квинтилиан, Цицерон)

• искусство украшения речи (Полоцкий)

□ К риторическому фактору коммуникации относится стремление к наибольшей убедительности речи.

Риторикой пользуются повсеместно – и в делах, касающихся житейских нужд, и в делах государственной важности – как только речь идет о том, чтобы склонить кого-то к чему-то или отговорить от чего-то. Вот почему Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения по тому или иному предмету. В этом смысле риторика есть теория аргументации во всех возможных ее проявлениях.

Основной принцип риторики : агональность (состязательность). Присущая риторическому выступлению состязательность ставит ритора в отношения состязания с соперником (оппонентом), реальным или фиктивным.

2. Виды: общая риторика и частные риторики

Общая риторика изучает принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится.

Включает разделы: (1) учение о риторе, (2) учение об аргументации, (3) учение о риторическом построении словесного произведения.

Частные риторики изучают применение общих принципов в какой-то сфере человеческой деятельности: юриспруденции, политике, повседневном общении и т. д.

Отсюда разные риторики: юридическая риторика, политическая риторика, церемониальная риторика (риторика показа) и т.д.

3. Предмет: сомнительные случаи («вопросы»)

В классической риторике сомнительные случаи («вопросы») классифицируют с трех точек зрения:

– по отношению к оратору,

– по отношению к слушателю (аудитории),

– по отношению к предмету речи.

► По отношению к оратору «вопросы» делятся на общедоступные и специальные вопросы. Общедоступные вопросы не требуют от оратора особых знаний, специальные вопросы требуют специально-профессиональное знание (в области земледелия, военного дела и т. п.).

► По отношению к слушателю «вопросы» делятся на те, по которым:

– нужно приобрести сведения,

► По отношению к предмету «вопросы» делятся:

• по степени сложности :

– вопросы простые: заключать ли союз с соседним государством?

– вопросы составные: заключать ли союз с соседним государством и предоставлять ли ему военную или какую-то другую помощь?

– вопросы сопоставительные: заключать ли союз с этим или другим государством?

• по степени конкретности :

– отвлеченные вопросы: есть ли боги? или надо ли вообще жениться? Надо ли бросать курить?

– конкретные вопросы: надо ли Катону жениться? Надо ли Пете бросать курить?

• по характеру содержания :

– статус установления: имело ли место то или иное событие ( поступок )?

– статус определения: в чем состояло событие ( поступок )?

– статус оценки: каким было событие ( поступок ) – хорошим или плохим, полезным или вредным, справедливым или несправедливым?

Пример : кому-то предъявляют обвинение в совершении противоправного действия.

Возможные способы защиты:

• При статусе установления за несомненную величину принимается закон (или какая-то норма), за сомнительную величину – поступок. Отсюда вопрос: имел ли место поступок, подходящий под данный закон?

• При статусе определения за несомненную величину принимается поступок, за сомнительную величину – закон (или какая-то норма). Отсюда вопрос: точно ли данный закон ( норма ) распространяется на данный поступок?

• При статусе оценки за несомненные величины принимаются закон (норма) и поступок, за сомнительную величину – мотивы, двигавшие обвиняемым. Отсюда вопрос: не был ли данный противоправный поступок достойным образом мотивирован?

• При статусе отвода ничто не подвергается сомнению, а только происходит перенос обсуждения на новую почву.

4. Учение о риторическом построении высказывания

Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание принимаются и общий замысел, и композиция, и словесное воплощение, и преподнесение.

Состоит из пяти частей:

1. inventio (учение о нахождении): нахождение и разработка фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события как темы выступления,

2. dispositio (расположение материала): порядок расположения частей, аранжировка составных элементов, полученных в результате разработки материала ( inventio ),

3. elocutio (изложение): словесное воплощение материала с использованием наиболее подходящих по случаю языковых средств выражения, в том числе тропов и фигур,

4. memoria (запоминание): техника запоминания подготовленной ритором речи.

5. pronuntiatio (произнесение): собственно преподнесение ораторской речи.

1.1. Система локусов как источник материала при реконструкции спорного события.

1.2. Система доказательств ( argumenta ):

• внешние : веские сами по себе и потому не нуждающиеся в риторической разработке: напр. документы, судебные прецеденты, признания, свидетельские показания, присяги, (а сегодня еще и экспертные заключения);

• внутренние : чисто логические построения, призванные придать еще большую убедительность речи: улики, собственно доводы ( argumenta ) и примеры ( exempla ).

• улики : (i) однозначные (несомненные) и (ii) неоднозначные (сомнительные),

• доводы ( argumenta ). Задаются путем умозаключения. Силлогизм: полный (эпихерема) и сокращенный (энтимема),

– по характеру сходства: (i) от сходства, (ii) от несходства, (iii) от противоположности,

– по источнику материала: (i) собственно примеры, (ii) из истории, (iii) из поэзии, (iv) авторитетное мнение, (v) «общие места» как общепринятое рассуждение и способ нахождения аргументов.

1.3. Требования к инвенции ( inventio ):

• аргументы, нравы и страсти должны подчиняться общей цели,

• одна из частей должна доминировать: либо аргументы, либо нравы и страсти,

• нравы и страсти предназначаются для людей слабых, чувствительных и молодых, аргументы – для людей степенных и разумных,

• злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается,

• правильный выбор и мера определяются вкусом,

• вкус формируется под влиянием опыта и при изучении наследия великих учителей.

2. Dispositio (расположение ). Реконструированная картина обсуждаемого поступка или события должна быть соответствующим образом представлена публике (аудитории) в виде взаимно согласованных «смысловых блоков», дабы облегчить восприятие речи, убедить, склонить в пользу той или иной точки зрения.

2.1. Собранный материал располагается в общем виде по трехчастной схеме:

• Вступление к речи ( exordium «зачин»): прямое, косвенное и эмоциональное. Преследует троякую цель: добиться внимания, предварительного понимания и сочувствия.

• Заключение ( peroratio ). Подводит итог, суммирует в сознании слушателей общую картину всего сказанного, возбуждает в чувствах слушателей выгодные для говорящей стороны чувства, страсти: сострадание ( miseratio ), негодование ( indignatio ).

2.2. Трехчастная схема может быть расширена:

– до четырех частей: путем деления главной части на «повествование» ( narratio ), излагавшее предмет во временной последовательности, в связном и цельном виде, и «разработку» ( tractatio ), логически обосновывающей предмет по некоторым спорным пунктам (Аристотель):

– до пяти частей: путем деления«разработки» ( tractatio ) на «доказательство» ( confirmatio ) собственной точки зрения и «опровержение» ( refutatio ) точки зрения противника (Квинтилиан),

• разработка ( tractatio ) → доказательство собственной точки зрения ( confirmatio ),

• разработка ( tractatio ) → опровержение противной точки зрения ( refutatio ),

• постановка вопроса ( propositio ),

• расчленение вопроса ( partitio ),

• разработка ( tractatio ) → доказательство собственной точки зрения ( confirmatio ),

• разработка ( tractatio ) → опровержение противной точки зрения ( refutatio ),

‒ изложение должно затрагивать только факты, имеющие отношение к теме;

‒ факты должны быть правдоподобными;

‒ повествование должно быть кратким и ясным;

‒ интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией;

‒ изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;

‒ для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения;

‒ при описании избегать расплывчатости и излишних деталей;

‒ место описания – в начале изложения.

3. Elocutio («способ изложения»).Облекает «идеи», найденные посредством ин­венции ( inventio ) и организованные посредством диспозиции ( dispositio ), в соответствующую языковую форму. Разрабатывает теорию тропов и фигур с целью усилить выразительность речи, сделать речь еще более убедительной посредством тропов и фигур.

3.1. В состав учения о способах изложения ( elocutio ) входит учение о стилистических регистрах, учение о трех стилях: высоком (genus sublime), среднем (genus medium) и простом (genus subtile). Чтобы объяснить ( docere ), уместнее всегопростой стиль ( genus subtile ), чтобы усладить( delectare ) – средний стиль ( genus medium ), чтобы взволновать( movere ) – высокий стиль( genus sublime ).

Учение о трех стилях разрабатывалось Цицероном.

3.2. Требования к изложению ( elocutio ):

• правильность : верное соблюдение грамматических и лексических норм языка,

• ясность : употребление слов общепонятных в точных значениях и естественных сочетаниях,

• уместность : каждому предмету – соответствующий ему стиль, избегать «низкие» выражения при высоких предметах, «высокие» – при низких предметах,

• пышность : благозвучность и образность, величавость и приятность.

3.3. Теория изложения делилась на три раздела:

– учение об отборе слов (требование правильности речи),

– учение о сочетании слов (требование ясности),

– учение о фигурах (требование пышности).

4. Memoria («память», «запоминание»). Содержит рекомендации по развитию памяти, способам запоминания сочиненной речи особенно при устном ее изложении. Различают два вида памяти: природную и искусственную.

5. Pronuntiatio («произнесение») и actio («действие»). Содержит рекомендации относительно того, как преподнести излагаемые в сообщения события, как сказать, как произнести подготовленную заранее или спонтанно произнесенную речь, дабы сделать ее еще более убедительной. Pronuntiatio («произнесение») относится преимущественно к игре голоса, actio («действие») – к игре тела.

5. Учение о тропах и фигурах

Теория изложения делится на три раздела:

– учение об отборе слов (требование правильности речи),

– учение о сочетании слов (требование ясности),

– учение о фигурах (требование пышности).

• фигуры, уточняющие позицию оратора,

• фигуры, уточняющие смысл предмета,

• фигуры, уточняющие отношение к предмету

• фигуры, уточняющие контакт со слушателем.

1.1.1. Фигуры мысли, уточняющие позицию оратора :

– дозволение : делай, как хочешь – увидишь, как плохо кончится.

1.1.2. Фигуры мысли, уточняющие смысл предмета :

1.1.3. Фигуры мысли, уточняющие отношение к предмету : от говорящего, от самого предмета, от других лиц и всего мира:

– восклицание: о времена, о нравы!

• от самого предмета :

• от других лиц и всего мира : что скажет на это X, если жив был Y и т. п.

– обращение не к публике, а в сторону,

– риторический вопрос : доколе ты будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?

– вопрос с ответом : деньги были у тебя? не было их у тебя!

– вопрос без ответа : скажите, что мне было делатья?

1.2.1. Фигуры прибавления классифицируются по последовательности повторения и по точности повторения.

Среди них выделяют:

– простое удвоение : пора, мой друг, пора, покоя сердце просит …

– анафора (единоначатие): клянусь я первым днем творения, клянусь его последним днем…

– эпифора (единоскончание): ты уж не сетуй, сестра моя, не сетуй …

– сплетение (сочетание анафоры с эпифорой): во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла…

– охват : мутно небо, ночь мутна …

– стык (редупликация): о весна без конца и без края, без конца и без края мечта!

– градация : итак, начинается песня о ветре, о ветре, одетом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах, которым стихи не нужны…

1.2.2. Фигуры убавления :

1.2.3. Фигуры перемещения (расположения):

– анастрофа, или взаимное перемещение смежных слов: старина глубокая

– гипербатон, или разъединение двух связанных слов: неверная царит над нами Фортуна

– параллелизм: звезда печальная, вечерняя звезда

1.2.4. Фигуры переосмысления, или тропы : отклонения от нормы в пределах одного слова. Среди таких фигур (тропов) выделяют:

– перифраза : погрузился в сон (вместо «уснул»).

• В чем необходимость риторики?

• Возможные цели риторического построения высказывания.

• Что относится к сомнительным случаям («вопросам»)?

• Из каких частей состоит риторически построенное высказывание?

• Способы психологического воздействия на аудиторию.

• Как поддержать контакт с аудиторией? Возможные способы.

• Требования к изложению ( elocutio ).

• Требования к произнесению ( pronuntiatio ).

• Что такое риторический вопрос?

• Выступление должно представлять собой диалог со слушателями.

• Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.

• Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание следует принимать и общий замысел, и композицию, и словесное воплощение, и преподнесение.

• Изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов.

• Чтобы объяснить ( docere ), уместнеепростой стиль ( genus subtile ), чтобы усладить( delectare ) – средний стиль ( genus medium ), чтобы взволновать( movere ) – высокий стиль( genus sublime ).

• Для развития памяти используются преимущественно зрительные образы.

• Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов ‒ от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй (И. А. Стернин).

• Ирония ‒ это перенос значения по противоположности.

• Метонимия ‒ это перенос значения по смежности.

• Метафора ‒ это перенос значения по аналогии.

• М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа».

Лотман Ю. М. Риторика – механизм смыслопорождения // Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 177–193. –

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *