Что такое риторика простыми словами для детей
Консультация для педагогов «Что такое риторика»
татьяна голубева
Консультация для педагогов «Что такое риторика»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. сегодня мы поговорим с вами о риторике. Часто педагогвыступает в роли оратора: перед родителями, учениками, воспитанниками, коллегами. Как сделать свое выступление доступным, интересным, запоминающимся? В этом Вам поможет РИТОРИКА.
Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать.
3. Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики:
1. Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
2. Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
3. Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
4. Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
5. Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Ораторское искусство перед публикой
Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом.
Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.
А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.
Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики, то стоит выступать динамично и быть более смешным.
Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.
И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.
Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?
Как научиться красиво говорить
Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.
Говори, как можно короче
Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.
Ораторское мастерство с эмоциями
Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать.
Если вы эмоциональны- публика запомнит вас!
Структура выступления оратора
Чтобы главная мысль Вашего выступления запомнилась используйте в своей речи:
1. Повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.
Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль
2. Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.
3. Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.
Поэтому нужно найти метафору (картину) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.
Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.
Именно голос оратора определяет настроение. голос должен быть достаточно громким, четким, внятным. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.в речи оратор использует:
В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.
К примеру, давайте возьмем простое предложение.
Я это сейчас не хочу.
Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».
Я ЭТО СЕЙЧАС НЕ ХОЧУ
Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.
Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.
Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.
Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.
Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.
Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.
Поэтому нужно найти баланс.
Практикуем искусство речи
Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.
Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.
Язык мимики и жестов
Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными.
Где и как стоять во время презентации
Стойте фронтально к публике.
Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный.
В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.
Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет.
Как побороть боязнь сцены
Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией.
Почему у многих есть сценический страх?
Откуда возникает сценический страх?
• Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают.
• Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку. Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок.
Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой.
Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится
Теперь вы знаете, что изучает риторика и для чего она нужна. Для этого мы рассмотрели важные основы и секреты ораторского искусства. Также знаем, как научиться правильно и красиво говорить на своих выступлениях перед публикой. Остается только соблюдать правила и практиковать упражнения для ораторов.
Прикреплённые файлы:
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон» «Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер.» А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер,.
Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.
Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?» Этот материал будет полезен педагогам и родителям для ознакомления и расширения знаний детей об окружающем мире. Одним из важнейших явлений.
Консультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?» Сказки – это важная часть жизни ребёнка, но любят их и взрослые. Через волшебный и удивительный мир православных сказок дети могут познать.
Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.
Мастер-класс «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет»
Лосева Вера
Мастер-класс «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет»
Мастеркласс с педагогами по теме: «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6-7 лет (в рамках проекта «Маленький оратор».
Девиз: «Поэтами рождаются, а ораторами становятся».
Цель: познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства. Совершенствование практических коммуникативных, риторических навыков.
Задачи: создать условия для профессионального совершенствования педагога. Повышение профессионального мастерства педагогов.
Оборудование: пластиковые конверты, деревянные пробки от винных бутылок, салфетки, листы бумаги с текстами, маски синьора-помидора, моркови, яблока, кока-колы, буклеты.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).
Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по использованию элементов Риторики в красивой, выразительной речи. Мы с вами педагоги, и нам приходится каждый день «выступать» возле доски. Но, одно дело рассказывать что-то детям. а другое дело выступить перед своими коллегами. И. чтобы наша дикция нас не подвела, необходимо хорошо потренироваться.
Прежде для красивого голоса необходимо правильное глубокое дыхание:
1.Тренировка дыхания: Чтобы не сбилось дыхание перед выступлением, и успокоиться необходимо поработать над дыханием.
-Вдохнули носом воздух (надуваем живот и поднимаем диафрагму вверх) и медленно выдыхаем ртом при выдохе работают косые мышцы языка они работют «поршнем», выталкивая воздух из легких.
— Вдохнули воздух носом, живот надуваем, и зовем киску «КС» руки внизу живота (контролируем работу мышц).
— В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.
— Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение,без остановки:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
2. Артикуляционная гимнастика. (после каждого упражнения- «фырканье» (каждое упражнение выполнять 10 раз).
Мы все знаем органы артикуляции и прекрасно знаем для того, чтобы речь звучала хорошо,должны работать в полном объеме: язык, губы, нижняя челюсть т. е должна быть хорошая дикция- упаковка информации, вялая дикция- это неуважение к собеседнику. В тренировке артикуляционных органов нам помогает артикуляционная гимнастика.
— Начинаем с растирания ладоней и мочек ушей.
— Плечи вперед, назад, наверх, опустили. (дышим животом).
— С силой опускаем язык к подбородку, а затем к носу.
— Круговые движения языком по губам с внутренней стороны с открытым ртом, затем с закрытым.
-Уколы в щеки (чувствуем напряжение языка).
— Вращение губами (делаем круг).
— Упражнение с пробками требует больших усилий, что активирует речевой аппарат, тренирует мышцы языка, другими словами упражнения на сопротивление. (зажимаем пробку во рту и произносим сначала слоги (для детей берем простые слоги)БРА-БРО-БРУ-БРЫ; ТЛА –ТЛО ТЛУ-ТЛЫ; РАМ-РЭМ-РИМ-РУМ; ПЛЯ-ПЛЕ-ПЛЮ-ПЛИ; ТАЛЬ-ТОЛЬ-ТИЛЬ-ТУЛЬ; затем произносим свою речь).
3. Работа над голосом.
Кроме четкой дикции немаловажную роль играет голос:
— высота голоса имеет 3 регистра: высокий, средний, низкий, при работе с аудиторией мы используем средний регистр
-темп; При работе с аудиторией мы используем немного убыстренный темп, замедляя его, если нужно что либо выделить, какую-то главную мысль.
— «Поднимаем и опускаем голос вместе с ладонью».
— «Поднимаем и опускаем» голос вместе с ладонями. которыми
-вдохнули, открыли рот, а губы сомкнули, а ноздри расширили, «поршнем» внизу живота выдавливаем звук (ноздри дрожат).
— Затем так же вдохнули и соединяем зв. М с гласными звуками. (тренироваться каждый день в течение 2 недель по 10 мин).
В) Темп и ритм речи.
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Когда же оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Чтобы уметь в речи легко переходить из одного темпа в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат, овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.Для тренировки темпо-ритма есть свои упражнения и необходимо соблюдать следующие правила:
При быстром темпе четче говорить,
Мысль ярче рисовать, ни оговорки
Не допускать и виденья «вложить» —
Закон сценической скороговорки.
Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер)
Темпу речи помогу —
Пробегу я не ногами,
Мне полезнее словами.
Старт. Сигнал. Рывок! Бегу.
Сил своих не берегу:
Коротка ведь стометровка,
Сразу темп взять — тренировка.
Я несусь быстрее ветра,
Что секунда — десять метров.
Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок.
Никаких нет оговорок,
Темп свой быстрый не спускаю.
Финиш! Ленту обрываю!
Упражнение «Алла –меняла». (Постепенное повышение тона
голоса с одновременным убыстрением темпа речи)
Брошку на гармошку,
Гребешок на книжку,
Цветок на карандаш.
Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов, двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.
Упражнение «Карнавал». (Постепенное повышение тона голоса с одновременным убыстрением темпа речи, сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов).
В ночь под самый Новый год,
Карнавал у нас идет,
Краски вновь меняют краски
И за маской мчатся маски
Стадо взбалмошных горилл
Два индейца и ковбой
И какой-то фон-барон,
И какой-то дикобраз,
Космонавты и верблюд,
И большой ушастый слон,
И мордастый бегемот…
Упражнение 1: Повторите фразу с интонацией,которую я вам задам:
1. Здравствуйте, я ваша тетя! С горечью
2. Эх, жизнь моя жестянка. С радостью
3. Ваня, я ваша навеки! Печально
Упражнение 2. А теперь попробуйте вместе со мной произнести скороговорки со сказочной интонацией.
Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Нафантазируйте мгновенно ситуацию, в которой бы вы «ойкнув» (можно многократно)могли:
-удивиться- восхититься- пококетничать
-надсмеяться- задуматься- поиронизировать
Упражнение 3 : «Язык инопланетян» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно логически выделяя звуки «а», «о», «у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируя тот же звук в своём ответе.
Вот такие чудеса творит интонация!
2 Рубрика » Умение чисто говорить»
Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки.Я вам предлагаю такие:
1) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2) Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
А теперь поработаем над технической стороной речис помощью шутливых стихотворений:
Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов.
— Из русского фольклора: «Веселые животные».
Бегут, бегут со двора
Гулять,гулять в луга:
Утка поплавутка –бряки-кряки,
ЛИСА И КУРИЦА (из зарубежного фольклора)
По хамбер- джамбер я шагал,
По хамбер- джамбер – джони
И вдруг увидел – риг- ма-джиг
Ах, будь со мною хоб-ма-гог,
За кражу бедной бони.
Игра «Войско овощей и фруктов»
Однажды Синьор Помидор решил собрать войско из продуктов. Пришли к нему морковь, яблоко, кока-кола, лук (в роли помидора, продуктов — слушатели курсов). Помидор принимает в свое войско только тех,кто сумеет рассказать о себе: убедительно, занимательно, ярко (артистично) – и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в «войско», Помидор решает, кто поступит в его «войско», аргументируя свой выбор.
Итог сказки :С помощью хорошей речи мы можем многого добиться. Если хорошо, убедительно говорить, можно убедить кого угодно в чем угоднои самое главное быть самому верить в то, что говоришь,недаром говорил Сократ : «Чтобы убедить тысячи, нужно убедить одного человека – самого себя».
Конспект мастер-класс с родителями «Развитие памяти, мышления и логики у детей 3–4 лет» Цель: расширить знания родителей о методах,играх и методам для использовании в домашних условиях. Развивать навыки общения и взаимодействия.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» Цель: Заинтересовать проблемой развития речи дошкольников.
Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у детей 5–6 лет старшей группы» Мастер – класс для родителей «Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет старшей группы Цели: повышение педагогической грамотности.
Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» Слайд 2. Актуальность темы. С ведением ФГОС одним из основных направлений.
Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.
Перспективный план «Социально-коммуникативное развитие». Формирование основ безопасности 2–3 года Сентябрь Формы работы Цели Развивающая среда в группе Работа с родителями 1. Знакомство с элементарными правилами безопасности дорожного.
Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».
Развитие выразительности речи детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности «Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность заняла прочное место.
Риторика для детей от 6 до 12 лет
Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.
Содержание Свернуть
Искусство риторики
Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.
Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.
С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?
Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.
Все эти проблемы с успехом решает риторика.
Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:
Цели и задачи
«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».
Задачи риторики:
Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.
Уроки риторики
Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.
Содержание занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:
Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.
Учимся выступать
Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:
Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.
Упражнения по технике речи
Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:
«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».
Смотрите видео о упражнениях на интонацию
Учимся общаться
Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.
Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.
Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.
В процессе занятий школьники научатся:
Рекомендации для родителей
Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:
«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».
Выводы
Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.