Что такое риторика в школе
Риторика, как учебный предмет в школе
Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).
Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).
Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:
1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.
Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:
а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).
Далее переходим на дыхательную гимнастику:
1. Прочитать на одном дыхании:
2. Представьте, что вам необходимо:
задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.
Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.
Большая работа проводится на развитие внимания.
3. «Слушали и услышали»
1. На примере Осеевой «Хорошее»
(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)
2. Разыгрывание ситуации:
«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»
На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?
В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):
2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.
«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»
3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).
4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»
«Так неделей через пять
Спальник 1 начал примечать,
Что Иван коней не холит 2
И не чистит и не школит 3 …»
1- придворный член в допетровской России;
2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;
3- держать под присмотром, в строгости.
В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)
На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.
II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:
1. Составление рассказа по представлениям.
Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)
«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»
3. Собери пословицы.
У семи нянек | апрель с травой. |
Здоровое дерево | мало леса – береги |
Много леса – не губи, | дятел не долбит. |
Март с водой, | дитя без глаза. |
4. Определи смысл пословиц.
Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.
Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?
6. Нарисуй по рассказу.
Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.
В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».
Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).
Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)
«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»
Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.
«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»
Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …
Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Риторика: что это такое и для чего она нужна
Слово — самое сильное средство влияния на человека. Оно может вдохновить, побудить к действию, внушить идею. Риторика — древнейший инструмент убеждения, который и в наше время помогает добиваться успеха. В чем ее суть и как ею овладеть? Об этом подробнее.
Происхождение и суть риторики
Что такое риторика? Это умение убеждать публику с помощью слов, четко и аргументированно доносить свою мысль.
Термин «риторика» пришел из греческого языка. В русском языке есть свой эквивалент этому понятию. Искусное владение словом, умение подбирать веские доводы и яркие примеры называют «красноречием».
Несмотря на распространенность термина, единого определения ему нет. Риторика — это наука, навык, ораторская практика или способ вести дискуссию? Ответ стоит поискать в ее происхождении.
Как возникла риторика? Историки связывают ее зарождение с победой демократии в Древней Греции, а именно с введением писаного закона. В 621 году до нашей эры в Афинах была осуществлена реформа, согласно которой законы были изложены на таблицах. Каждый мог обратиться в суд, указав статью закона, которая была нарушена обидчиком. Нарушителя обычно приговаривали к смерти, поэтому и возникла необходимость ясно и точно аргументировать свою позицию.
Такая система требовала от граждан определенных навыков:
Грекам пришлось научиться красноречию, остроумию, критичности, умению спорить и убеждать. За тысячи лет применение риторики существенно изменилось, но суть осталась прежней.
«Цицерон разоблачает Катилину» (1888): Wikipedia/Чезаре Маккари
Знания о происхождении риторики позволяют найти ответ и на другой вопрос. Риторика — это наука или искусство? Для древних греков в публичной речи имели значение:
Исходя из этого, логично назвать риторику наукой. Однако даже сам Аристотель считал такое определение неполным. В трактате «Риторика» философ писал об искусстве, которое не ограничено проверенными знаниями. Порой неожиданные иррациональные мысли, взывающие к чувствам, и творческий подход действуют более убедительно.
В Древней Греции царили крайне суровые, «драконовские» законы. Неудивительно, что они регулярно нарушались. Чтобы сохранить жизнь, людям недостаточно было ссылаться на закон и взывать к логике. Они находили другие пути убедить правосудие в своей невиновности.
Бизнес-тренер Эльмира Жайшаева добавляет, что способность убеждения — это не только выверенная, литературно правильная речь, но и жестикуляция, игра голосом, манеры. А значит, риторика — своего рода искусство.
Подводя итог, стоит сказать, что теория риторики не может существовать без практики, как и наука — без искусства.
Важность и принципы риторики в современном мире
Пусть в наше время и не приходится регулярно доказывать свою невиновность, но значение ораторского искусства ничуть не уменьшилось. Почему важна риторика? Воздействие на публику производится во всех видах публичной деятельности:
Риторика стала неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Люди:
Чтобы добиться успеха, привлечь к себе внимание, отстоять точку зрения и правильно себя подать, человек непременно прибегает к средствам убеждения.
Риторика в современном мире: Unsplash
Многим кажется, что говорить убедительно и красиво — это врожденный талант. В какой-то мере это действительно так: природная харизма и остроумие вызывают расположение публики, заставляют ловить каждое слово. Но это еще не значит, что ораторскому искусству нельзя научиться. Зная, на чем оно строится, можно развить в себе необходимые навыки.
Какие основные принципы риторики? Во все времена ораторское искусство включало в себя несколько важных элементов:
Способность убеждать — это не дар, а скорее знания и навыки, умение чувствовать и понимать собеседника, взывать к его опыту. Обрести эту способность может каждый. Помните, что риторика — это дисциплина, объединяющая науку и искусство. Осваивать ее нужно постепенно, шаг за шагом изучая ее принципы и правила.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Преподавание риторики в школе — понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Конец 20 века и начало 21 века — время повышенного интереса со стороны науки и средств массовой информации к вопросам, связанным с культурой общения и культурой поведения человека. Состояние коммуникативной и нравственной культуры общества, а также уровень развития языковой и коммуникативной компетенции личности являются прямым отражением степени духовной нравственности общества.
Поэтому на современном этапе развития общества становится актуальным воспитание и формирование языковой личности, формирование ее нравственных и патриотических качеств.
Для современной педагогической науки вопросы нравственного воспитания школьника всегда были важны, а сегодня они стоят особенно остро. Это связано с тем, что экономические и политические неурядицы вызвали резкое снижение культуры языка, а также потерю желания общаться у многих носителей. Сведение межличностного общения к уровню обмена репликами, штампами и нежелание общаться необратимо ведет к обеднению личности, замедляет процесс усвоения установок и норм поведения.
Не случайно в настоящее время идет процесс возрождения такой древней науки, как риторика, основной задачей которой является именно обучение эффективной, правильной и целенаправленной речи. В настоящее время теория и практика риторического тренинга находятся в процессе дальнейшего развития и переосмысления предыдущего научного опыта в этой области.
История риторики — это история стилей жизни. Информационное общество порождает новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилистическая задача новой риторики заключается в понимании и использовании всех видов слов и особенно устной публичной речи.
В настоящее время риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, целью которых является формирование и воспитание грамотной речи учащихся.
Сегодня современная наука риторика ставит перед собой задачи, которые очень полно и кратко сформулировал русский лингвист и филолог Я.В. Рождественский. Задачи риторики он определяет так: «Первая задача риторики — умение быстро воспринимать речь во всех видах слов и извлекать необходимые смыслы, чтобы принимать оперативные решения, не увлекаться, не погружаться в деятельность, неблагоприятную для себя и для общества. Вторая задача риторики — умение придумывать мысли и действия и облекать их в форму речи, соответствующую обстоятельствам. Это означает умение создавать монолог, вести диалог и управлять системой речевого общения в своей компетенции. Обе задачи должны основываться на лингвистической культуре конкретного общества».
Особое место, обусловленное потребностями современного общества, занимает проблема обучения школьников навыкам устной публичной речи, умению грамотно и эффективно общаться в современных условиях, строить свою речь в соответствии с условиями и целями общения.
«Предметом современной риторики являются общие законы речевого поведения, действующие в различных коммуникативных ситуациях и сферах деятельности, и практические способы их применения для придания речи эффективности.»
Понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Риторика долгое время воспринималась как наука, навсегда оставшаяся в прошлом. Известный российский литературовед и филолог Л.М. Гаспаров в своей «Краткой литературной энциклопедии» закончил статью «Риторика» следующими словами: «В современном литературоведении термин «риторика» не употребляется». Возможно, критик был прав, но с 1960-х годов интерес к риторике неуклонно растет вместе с развитием грамматики текста. Это уже активно развивающаяся академическая дисциплина с хорошо организованной системой и сотнями монографий и статей.
Интерес к риторике возникает отчасти потому, что современные школы занимались в основном письменной речью и не уделяли много внимания развитию устной речи, особенно публичной. В школах детей не учили ораторскому искусству. Необходимость в нем обосновывалась растущей демократизацией общества, достижениями научно-технического прогресса.
Несмотря на то, что в настоящее время эта область теоретического знания является достаточно хорошо изученной научной дисциплиной, ученые до сих пор не могут договориться о единой концепции риторики. В разных научных трудах даются разные определения. Вот некоторые из них:
1) Риторика — это филологическая дисциплина, изучающая отношения между мыслями и словами;
2) Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается созданием художественно выразительной речи, особенно прозы и ораторского искусства;
3) Риторика — классическая наука о целенаправленном и уместном слове — сегодня является востребованным инструментом для управления и улучшения общественной жизни, для формирования личности через слово;
4) Риторика — изучение убеждающей, приукрашенной, эффективной и уместной речи;
5) Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.
Итак, рассмотрев некоторые определения риторики, можно сделать вывод, что риторика в первую очередь изучает речь человека, его речевое поведение. И это не случайно, ведь вся жизнь человека пронизана словами, без которых невозможно существование в обществе. Язык — это инструмент, с помощью которого человек оформляет свои мысли, общается с миром, знакомится с историческим прошлым своего народа. Риторика позволяет работать над языком, пытаться его модифицировать и выступает как «своего рода философская теория языка».
Определение Анны Константиновны Михальской кажется интересным. Она понимает риторику как теорию гармонизации речи. Действительно, в современном мире необходимо объединять участников общения, чтобы обеспечить наилучшее взаимопонимание между людьми. А это, в свою очередь, становится возможным именно благодаря созданию гармонии в общении в большей степени. Задача говорящего — пробудить внутреннее слово слушателя, создать гармоничные отношения с адресатом.
Риторика, как и любая другая наука, не существует изолированно. Это филологическая дисциплина, которая стоит в одном ряду с лингвистикой, семиотикой, стилистикой, психологией и текстологией. «Главная особенность риторики заключается в том, что она сосредоточена на структуре языковой личности отправителя и получателя речи — ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целенаправленного высказывания. В этом смысле риторика дополняет лингвистику, которая абстрагируется от человека и конкретных обстоятельств общения. Поэтому риторика — это персоналистическая теория речи».
Риторика, основанная на теории и мастерстве эффективной, целенаправленной речи, является ключом к овладению искусством человеческого общения, это одно из важнейших качеств, которое поможет студентам овладеть навыками устного публичного выступления, освоить те нормы и правила, по которым строится высказывание.
Риторика учит, как эффективно воздействовать на аудиторию, как добиться наибольшего успеха в публичных выступлениях.
Обзор программы риторики Т. А. Ладыженской
Основой школьного курса риторики сегодня является учебная программа, опубликованная Т. А. Ладыженской. Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс.
Школьный курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) навыков. Это прежде всего практический предмет, который учит успешной коммуникации, то есть тому, как люди взаимодействуют в различных сферах деятельности.
В программе заложены идеи высокой морали, каждый класс работает с двумя блоками заданий: коммуникативные и речевые жанры.
Современная школьная риторика — это самостоятельный академический предмет. У него есть свои задачи:
1) Приобретение знаний о языке как знаковой системе и социальном явлении, его структуре, развитии и функционировании;
2) Приобретение навыков и умений использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основных норм русского литературного языка;
3) формирование навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов;
4) Улучшение навыков письменной речи.
Этот курс называется «Риторика общения» и имеет следующие цели:
1) Научиться вежливому языку — значит научиться уважительному, дружелюбному общению;
2) Научиться выражать свои мысли своими словами;
3) Успешно общаться;
4) Ориентироваться в ситуации, правильно выбирать вербальные и невербальные средства для решения конкретной коммуникативной задачи.
Основываясь на теоретических описаниях, школьная риторика обучает детей в основном практическим навыкам, основанным на методических приемах:
1) Риторический анализ устных и письменных текстов;
2) Решение риторических задач;
3) Организация риторических игр.
Каждый урок включает тренировку органов речи и языка, ортологическую разминку (упражнения на освоение норм произношения и словообразования), импровизацию (различные стихи и монологи, развивающие спонтанную устную речь учащихся).
Эти методы помогают современным студентам анализировать собственную речь и речь однокурсников, решать поставленные коммуникативные задачи, учиться гибкому и уместному речевому поведению, развивать способность учитывать обстоятельства разговора для более эффективного общения.
Методы и приемы преподавания риторики учитывают психологические особенности современных студентов. Студенты лучше усваивают материал, если:
Повышение уровня культурного поведения и обучения позволяет сформировать навыки культурного, эффективного и ситуативного общения.
Говоря о методах обучения, нельзя не упомянуть о средствах, с помощью которых организуется весь учебный процесс.
Современная риторика — это не риторика XIX века. Риторика 21 века опирается на достижения современных гуманитарных наук: лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, логики, социологии. Поэтому средства, доступные современной школьной риторике, будут различаться по форме:
В совместной работе они помогают развивать мышление учащихся, учат их искать различные варианты решения одной и той же проблемы. В этом заключается важность риторики как предмета. Это помогает студенту стать человеком, который меньше переживает из-за неудачной коммуникативной ситуации.
Моральные и риторические идеи являются важной частью содержания риторики как школьного предмета. Они отражены в учебной программе предмета и пронизывают весь курс риторики. Учителя должны побуждать учеников думать о том, как общаться с людьми, об ответственности, которую они берут на себя за каждое слово.
Описание места предмета в учебном плане
Риторика — относительно новый предмет в школьной программе.
Преподавание риторики должно быть направлено на то, чтобы побудить студентов задуматься о том, как люди понимают и относятся друг к другу, а также о важности владения словом в современном мире.
Подобные размышления сформируют у выпускников школы систему взглядов и вкусов, благодаря чему вводится компонент риторических идей.
Важность данного курса подчеркивается и тем, что в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) студенты должны достичь таких профессиональных, метадисциплинарных и личностных результатов, как:
Все это говорит о том, что риторика занимает важное место в образовательном процессе, ведь в школьной среде ребенок растет и учится правильной и грамотной речи. Уважение к слову, а значит, и его понимание рождает уважение к человеку, помогает ему адаптироваться в обществе.
Риторика преподается за счет часов, отведенных на этот предмет (это предусмотрено учебным планом образовательной системы Школа). Общее время, отведенное на изучение предмета: 1-4 классы — 1 час в неделю, 5-9 классы — 1 час в неделю, 10-11 классы — 1 час в неделю.
Выше мы упоминали о важности увеличения количества часов риторики в неделю, поскольку этого времени часто не хватает для завершения курса.
Курс многогранен и предоставляет широкие возможности для интеграции с другими дисциплинами и формами работы. В частности, риторика помогает в проведении школьных праздников, конкурсов и выставок творческих работ учащихся.
Новый стандарт рекомендует вводить риторику в рамках внеклассных занятий, если риторика не может быть включена в основные предметы.
Стоит отметить, что программа носит примерный (эталонный) характер и каждый учитель может вносить свои изменения, учитывая специфику класса, успеваемость, достижения научно-технического прогресса.
Результатами курса должны быть личные универсальные учебные действия (далее «УУД»):
Основная часть урока должна быть посвящена практике, которая может включать риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задания и игры, аргументы, доводы, споры, способные увлечь ребенка и в то же время показать важность изучения предмета.
Преподавание риторики должно быть последовательным и начинаться с самого простого, с того, что каждый ученик уже знает, затем постепенно усложнять его и доводить до более высокого уровня знаний.
Критический анализ программы по риторике Т. А. Ладыженской
Как уже упоминалось, программа по риторике «Школьная риторика» Т.А. Ладыженской в настоящее время является основным курсом для преподавания этого предмета в школе.
Это курс со своей логикой структуры, методами и средствами обучения. Основное внимание уделяется коммуникабельному человеку.
Структура программы для каждого класса соответствует одной и той же модели: сначала формулируются идеи, затем базовые навыки, которые должны быть сформированы к концу класса, и, наконец, конкретные навыки, которые формируются на основе концептуальных и инструментальных знаний.
Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс. В своей статье я представлю обзор программ в классах с 5 по 8. Такой выбор обусловлен в первую очередь тем, что я принимала участие в преподавании этих уроков, поэтому могу объективно оценить ситуацию с преподаванием риторики в современной школе.
Давайте углубимся в анализ тем из 5-8 классов и посмотрим, как выглядит распределение тем по классам и сколько из них связано с устным публичным выступлением.
Такой акцент на устном публичном выступлении не случаен. Публичное выступление — это устная форма речи. Он подготовлен и проходит в ситуации живого общения. Здесь важно выразить свое отношение к тексту с помощью интонации, логических ударений, пауз, мимики, жестов. А иногда она оказывается настолько сложной, что говорящий «теряется», с трудом находит слова, словосочетания, предложения.
Чтобы выяснить уровень подготовки студентов к свободной устной речи, был проведен опрос среди студентов первого курса факультета филологии и истории. Студентам был задан единственный вопрос: «Учились ли вы говорить в школе?». Из 63 респондентов 11 (16%) ответили, что, безусловно, научились грамотно говорить и вести диалоги в школе; 17 (28%) затруднились ответить на вопрос; 35 студентов (56%) признались, что после окончания школы не владеют языком.
Такое количество респондентов, не владеющих языком, заставляет задуматься. Неслучайно этот опрос проводился в педагогическом колледже. Прежде всего, будущий учитель должен правильно говорить, четко выражать свои мысли. Поэтому тренировка навыков говорения должна начинаться в школе, желательно на уроках риторики, ведь подавляющее большинство респондентов, отвечая на вопрос о возможных причинах такой тренировки, заявили, что во всем виновата новая форма экзамена (ЕГЭ). Работа по строгому шаблону и плану не позволила студентам проявить свои способности к устной речи.
Все эти проблемы привели к тому, что недавно в школьную программу был включен предмет «Риторика» с целью улучшения языкового образования учащихся.
В современном обществе студенту просто необходимо обладать навыками публичных выступлений. В конце концов, от этого зависит его успех и самореализация. Выступать публично в том или ином виде приходится каждому ученику, готовя сообщение для класса, выступая на школьных праздниках, концертах, ассамблеях.
Чтобы говорить о публичных выступлениях, необходимо дать понятие этого термина. «Устная публичная речь — разновидность устной формы письменной речи, которая используется в различных видах публичных выступлений по общественно значимым вопросам».
Публичное выступление — основа ораторского искусства. Главная задача оратора — убедить, повлиять на слушателя, заставить аудиторию задуматься над темой обсуждения, выработать собственную позицию по этой теме.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института