Что такое родина 4 класс орксэ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок ОРКСЭ на тему « Россия – наша Родина». 4 класс

Дать представление о России как многонациональном государстве, о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.

Формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России.

Предметные – создавать условия для познавания того, что объединяет граждан России формировать системы нравственных ценностей;

Создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей .

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Регулятивные – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структуировать знания.

Коммуникативные – изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формирование представления учащихся о территории и границах России, о России как многонациональном государстве;

Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ.

Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям.

Побуждать интерес и любовь к Родине.

Основные понятия: знание и понимание ценностей, Отечество, Россия, Родина, символы страны, культурные традиции, семья.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : Толковый словарь. Ожегов С.И., карта России, изображение герба, флага.

Форма организации работы на уроке: работа в парах, по рядам, фронтально.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.

Давайте полистаем наш учебник.

Какие темы будем изучать?

Да, мы будем учиться различать добро и зло, поговорим о справедливости и моральном долге человека, вы узнаете много важного для вашей дальнейшей жизни.

Ребята, к нам поступила зашифрованная телеграмма, которую нам нужно расшифровать, т.к. в ней важное сообщение. Надо вам использовать алфавит.

2 ряд: 16, 20, 6, 25, 6, 19, 20, 3, 6 – Отечество

3 ряд: 18, 16, 5, 10, 15, 1 – Родина

Что получилось? Так о чем будем говорить?

Беседа: Вспомним значения этих слов.

1 ряд: какие ассоциации возникают с этим словом?

2 ряд: Какие есть слова – друзья у этого слова? ( мать – земля, Отечество, родная страна, отчизна)

3 ряд: Подберите родственные слова ( родителя, род, родство, родня)

Итак, о чем мы будем говорить? ( о Родине, о любви к ней)

Учитель: Как называется место, где вы родились и растете? ( Эльтон)

Это наша маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит великая Родина.

Что такое Родина? Попробуйте дать определение.

А какое определение можно найти в словаре? ( работа со словарём)

В каких значениях может быть использовано это слово? ( большая и малая Родина)

О малой Родине у Г.Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его.

( у каждого на парте)

Холмы, перелески, луга и поля –

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шаг,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей-

Частица великой Отчизны моей.

Так как называется наша малая Родина? ( посёлок Эльтон)

Как называется страна, в которой мы живём?

Кто является главой нашего государства?

Покажите на карте Росси.

Что знаете о территории, реках, озерах, городах?

Почему к Москве какое – то другое отношение?

Покажите на карте столицу нашей страны.

Почему нашу Родину называют необъятной?

Как называется наш областной город? ( г.Волгоград). Покажите на карте.

Составьте список различий народов России ( текст на парте)

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народ язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним милее осень, другим – милей весна.

А Родина – Россия у нас у всех одна.

4. Интересы, увлечения.

5. Национальные кухни.

Вывод: Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Работа с учебником ( стр. 4-5)

Что такое ценности? Что такое идеалы?

Те словосочетание « духовный мир человека»7

Какие традиции есть в вашей семье?

Какие государственные символы вы знаете?

Игра « Собери пословицы». ( Соедините части пословиц, объясните их смысл.)

Нет в мире краше( Родины нашей).

Родная земля и ( в горсти мила).

Всякому мила ( своя сторона).

Одна у человека мать, ( одна у него и родина).

Кто Родине изменяет, ( того народ презирает).

Раскрасьте флаг России.

Закончите предложения ( каждый ряд получает карточку)

Когда я вырасту, я хочу…

Я благодарен своей Родине за то, что…

Всем. Я не хочу, чтобы моя Родина…

Самыми трудными событиями моей Родины стали…

Достойным завершением будет подготовка коллективного проекта « Лицо России»Это фото родителей в виде коллажа на фоне Эльтона. Пуст дети гордятся родителями и Россией.

Закончить хочется словами С.Орлова « Родина»

Я узнал, что у меня есть огромная страна

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.

Речка, небо голубое – это всё мое родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Домашнее задание. Составить предложения со словами: Россия, Родина, флаг, герб, гимн.

Использовать песни: С чего начинается Родина?, Красно солнышко.

Ковальчукова А.В., Л.П.Савинова « Основы светской этики.4 класс: система уроков».

Казачкова С.П. « Основы религиозных культур и светской этики». Методическое пособие.

Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику « Основы светской этики).

Источник

Презентация к уроку

Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

Задачи:

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

— Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

— Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

— О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

— Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

— А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

— А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

— Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

— Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

— Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

— Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

— А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

— Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

— Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

— Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

— Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

— Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

Слайд 12

«Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

— Что выберете вы? (Ответы детей)

Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

— Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

— Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

— А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

— Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

— Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен

Физический труд

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных богатств своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV. Итог. Рефлексия.

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Источник

Конспект урока по ОРКСЭ «Россия-наша Родина»(4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Тема урока:«Россия – наша Родина»

-Создать условия для формирования и развития компетенций: историко-культурной. Коммуникативной. Информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о духовном мире человека, культурных традициях нашей многонациональной страны;

-Сформирвать у учащихся понятие о Родине, Отечестве, патриотизме материальном и духовном мире.

-организовать совместную учебную деятельность;

— продолжить работу над развитием монологической речи учащихся. Умение вести диалог с учителем

-воспитание чувства патриотизма, уважение к народам, живущих в разных уголках нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.

Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация), ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.

-Мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло. Поговорим о справедливости и моральном доле человека, вы узнаете много нового и интересного и важного для вашей дальнейшей жизни.

Сегодня у нас первый урок по новому предмету. Каким бы вы хотели видеть наш урок?

1.Знакомство с учебником.

2.Рассмотрите учебник. Его содержание.

-Как называется учебник? В чём сходство и различие в названии нового предмета и названии учебника?

( Ученики высказывают предположения.)

II. Подготовка к изучению нового материала.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

— Как вы думаете, почему наш урок начался с этой песни? Как будет называться наша тема?( ответы детей)

— Какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока, исходя из темы?

— Какую мы ставим себе цель нашего урока, исходя из темы? На сколько данная тема актуальна?

-Сегодня первый урок мы посвятим его нашей Родине. Как называется наша страна, в которой мы живем? Откуда появилось название – «Россия»? В стародавние времена ее называли Русью. Слово Русь как полагают, ученые произошло от слова «русло». Русло-это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Какое ещё есть название у нашей страны, России?

Рассмотрите карту мира. Можете ли вы показать Россию на карте? Что бросается в глаза при внимательном рассмотрении? (Россия занимает огромное пространство).

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы, которая проходит и по суше, и по воде. На поезде нужно ехать целую неделю, а на самолёте целый день.

-Работа с учебником.

1 чтение текста о Родине

2.(Выделение основных понятий) Отечество, патриот, Родина. Как вы сами понимаете смысл этих слов?- словарная работа

3) Развивающая игра «С какими словами и чувствами у вас ассоциируется слово – «Родина»?

Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

— Как называется наше государство? (Россия, Российская Федера­ция.)

— У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень раз­ные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

2)У каждого государства есть свои символы.

— Кто знает символы РФ? ( ответы детей)

1.На партах у детей по две карточки с текстами (о гербе — для детей, сидящих на первом варианте, о флаге страны — на втором варианте).
— Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу.

— Что такое флаг? Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг».

3.У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Они разного цвета. Вам нужно выбрать только необходимые и собрать флаг нашего государства.

Бело – сине – красный флаг появился при царе Петре 1.Верхняя полоса флага белая, нижняя – красная, а между ними находится синяя полоса. Как вы думаете, что обозначают эти полосы?

Красный символизирует отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. Синий – небо, верность, духовность. Белый – мир, чистоту, благородство.

Кроме флага государственным символом является герб

Герб появился очень давно, более четырех тысяч лет назад. В переводе с немецкого «эрбе» означает «наследство».

Третьим символом нашей страны является гимн.

Гимн- в переводе с греческого языка «торжественная песнь».

Гимн Российской Федерации написан известными людьми: автор С.Михалков, музыка А.Александрова.

Когда гимн можно услышать?

(гимн исполняется при открытии торжественных заседаниях,при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх).

-Как надо слушать гимн?(Стоя)

-А какой самый главный город нашей страны? (Москва)

Как мы его называем?(Столица)

-А что является символом нашей столицы?

(.Этап включения в систему знаний и повторения)

-Расскажите о традициях вашей семьи.

— Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не за­прещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть раз­ные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм.

СЛАЙД 20 (работа в парах)

4.Закрепление нового материала.

Итак, мы узнали и можем рассказать по плану:

3. Глава государства.

4. Государственный язык.

5. Символы государства.

6. Географическое положение.

8. Выдающиеся люди страны.

5.Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня на уроке я узнал и сумел__________

Сегодня на уроке я научился ________________

Сегодня на уроке я познакомился____________

Сегодня на уроке я повторил________________

Сегодня на уроке я закрепил________________

Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Труд души