Что такое родительный падеж
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Мир русского слова
Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного. (Часть 4)
8. Родительный падеж
Еще на начальном этапе становления системной теории падежей родительный был противопоставлен всем остальным косвенным падежам как форма имени, номинативный смысл которого поясняет, конкретизирует номинативный смысл другого имени, стоящего в именительном падеже.
Больше всего сомнений вызывало полное, по сути дела, отсутствие критериев отнесения данной именной формы к разряду падежных.
Если исходить из того, что всякий падеж, включая именительный, есть средство обеспечения не только формальной связности текста, но и одновременно его компрессии, то в указанном смысле данная форма имени падежной не является, формы родительного имен существительных в очень многих случаях оказываются практически тождественными прилагательным (ср., например, пение птицы птичье пение; цвет апельсина апельсиновый цвет; луч солнца солнечный луч; портфель папы папин портфель; детство Ивана Иваново детство и т. п.).
Не меньшие сомнения порождала и интерпретация родительного падежа как оформителя имени.
Все это в конечном итоге привело к переоценке наших взглядов и выработке новой концепции родительного падежа.
В своей статье, опубликованной в 1972 г. и озаглавленной не иначе как «Существует ли родительный объектный?» («Existe-t-il un g?enitif de l’objet?»), Ж. Веренк предложил перенести решение проблемы родительного падежа в иную плоскость, заменив общепринятую и уже ставшую классической оппозицию родительного объектного (чтение книги ¬ книгу читают) и родительного субъектного (чтение ученика ¬ ученик читает) синтаксической по сути «оппозицией между родительным пассивного субъекта (книга читается ® чтение книги) и родительным активного субъекта (ученик читает ® чтение ученика)» [15, с. 336345].
В статье также особо отмечалось, что родительный третьего типа, т. е. родительный субъекта ИМЕТЬ, «должен быть синтаксически и семантически обособлен», так как, во-первых, «представляет первичную модель», от которой образуются три других типа, во-вторых, преобразование глагольной синтагмы в именную только по формуле «брат имеет дом ® дом брата» не требует от составляющих ее элементов перехода в иной морфологический класс, в-третьих, в основе данного употребления родительного лежат предикативные отношения между определяющим (брат) и определяемым членом именной группы (дом), выражаемые глаголом «иметь» и расцениваемые Ж. Веренком как обязательное предварительное условие этого употребления [15, с. 346347].
Таким образом, мы можем констатировать, что в рамках трансляционной теории падежей были четко, ясно и недвусмысленно сформулированы, по сути дела, все основные, принципиально значимые свойства родительного падежа: 1) значение родительного синтаксично по своей природе и инвариантно, 2) в основе родительного лежат предикативные отношения, 3) исходной семантической функцией этого падежа является субъектная функция.
Наши поиски шли в том же самом направлении, но мы в них руководствовались положениями современной системной лингвистики и имеющимися результатами исследования других падежей.
Отправным моментом наших рассуждений служило представление о том, что в синтетических языках номинативного типа развитие системы падежей может быть обусловлено только естественной тенденцией к оптимизации процесса общения.
Вторым, но не менее важным, фактором было мнение Е. Куриловича относительно условий и времени начала формирования родительного падежа, появления родительного после именительного и винительного.
В первой части статьи мы уже говорили, что в системной лингвистике 1) предикация понимается как минимальный мыслительный акт такого соотнесения двух элементов ранее известного знания, в результате которого один из этих элементов, преобразуется под воздействием второго и превращается в третий элемент новое выводное знание, или предикат; 2) сообщение рассматривается как минимальная речевая единица, обладающая предикативным смыслом, а предикату как производному результирующему актуальному смыслу сообщения в самом этом сообщении не соответствует никаких речевых знаков.
Развитие родительного падежа как раз и компенсировало этот недостаток, позволяя назвать предикат суждения и включить его в состав другого, последующего, сообщения (суждения) как один из его элементов.
Сокращение объема высказывания, построенного по модели распространенного предложения «кто-л. делает что-л.», без существенной потери передаваемой информации возможно только лишь в одном случае когда в нем до размеров падежного окончания уменьшается тот компонент, который при любых обстоятельствах очевиден каждому говорящему на языке.
Таковым в сообщениях этой модели является глагольное сказуемое, которым называется действие агенса, являющееся причиной той или иной формы бытия пациенса. Например:
1) Кеплер изобрел телескоп, (в котором объектив и окуляр двояковыпуклые линзы) ® телескоп Кеплера ® Известно, что телескоп Кеплера является телескопом рефракторного типа; ср. также:
а) словосочетание изобретение телескопа лишь частично передает смысл приведенного выше сообщения, так как восходит что было доказано Ж. Веренком, к предложению Телескоп изобретается / изобретен / будет изобретен;
б) словосочетание изобретение Кеплера фактически тождественно по смыслу лексеме телескоп, называющей в высказывании результат действия изобрел: Этот телескоп изобретение Кеплера; Изобретение Кеплера это телескоп;
в) изобретатель телескопа (данного вида) Кеплер;
г) *Кеплеров телескоп;
д) изобретенный Кеплером телескоп;
е) Кеплер, изобретающий телескоп;
ж) изобретший телескоп Кеплер.
Как мы видим, компрессия, таких предложений, лежащая в основе зарождения и развития значения родительного падежа, достигается путем свертывания сказуемого исходного распространенного предложения. Включение получаемой словоформы и организуемого ею словосочетания в состав последующего сообщения должно рассматриваться как проявление связности речевого произведения.
После этих уточнений, по-видимому, можно рассмотреть и вопрос о том, какую роль играет этот, названный словоформой в родительном падеже, субъект в том событии, которое описывается сообщением с включенным в его состав словосочетанием. Воспользуемся для этого еще одним примером.
Мое реальное и истинное сообщение о таком событии, как Моя жена заинтересовалась этим произведением А. Кашина, даже произнесенное с нейтральной интонацией, не может быть воспринято всеми слушателями одинаково, ибо понимание любого речевого произведения непосредственно зависит от того, что Г. П. Мельников называл степенью взаимной осведомленности участников коммуникации.
Вместе с тем нам совершенно очевидно, что ни без самого события, которое было названо словосочетанием произведение А. Кашина, восходящим к сообщению А.Кашин создал (это) произведение, ни без достижения этим событием своей конечной фазы событие Моя жена заинтересовалась этим произведением, интерпретируемое в данном акте речи как главное, не стало бы возможным.
Поэтому наличие следствия события А. Кашин создал (это) произведение = произведение А. Кашина, второстепенного по отношению к актуальному, естественно трактовать как его внешнее, предварительное условие, как его предпосылку или повод и обозначить эту роль термином прекурсор (от латинского praecursor предшественник, предтеча; в данном случае лицо или событие, подготовившее условия для деятельности других, для появления чего-л. другого).
Смысл «основание», который мы рассматриваем как наиболее общий, категориальный, родовой смыл, также легко обнаруживается и во всех других употреблениях родительного падежа беспредложных и предложных, приименных и приглагольных, причем и тогда, когда этим падежом оформляется не только одушевленное имя, но и неодушевленное. Например:
1) при выражении цело-частных и определительных отношений, в которых то, что называется словоформой родительного, мыслится как существующее, как то, что есть читать (последнюю) главу романа; занимать один этаж дома; ремонтировать колесо велосипеда; закрыть дверцу шкафа; согнуть дужку очков; разбить стекло пожарного крана; спускаться по склону горы; скорость звука; сила тяжести и т. п.;
2) в так называемом «квалитативном родительном» «Мой дядя, самых честных правил. »; человек высокого роста; задание особой важности; пальто темного цвета;
3) в так называемом «родительном причины» бледный от страха; умирать со скуки; опаздывать из-за пробок на дорогах и т. п.;
4) в случаях с управляемым родительным избегать шума; требовать объяснений; желать / жаждать / хотеть покоя; ждать автобуса;
5) при отрицательной форме глагола Моя кошка не ест ветчины, Он никогда не читает афиш; Он не знает азов грамматики;
6) в конструкции со словом «нет» / «нету», в которой родительным называется опять-таки основание то, что отсутствует в актуальном событии, то, что, как известно, «есть, но не тут», в отличие от того, что «есть здесь», Нет / не было /не будет времени и т. д.;
7) в случаях с родительным даты, называющим все то же основание события (внешнее условие, предшествующее ему, предпосылка), напр., 1-го сентября начинается учебный год и т. д.;
8) при обозначении исходной точки движения, источника, места происхождения, материала. приглашение от коллег из Петербурга; статуя из мрамора, Демокрит из Абдер; ехать из института от своего научного руководителя и т. д.;
9) в случаях с «родительным квантитативным», или «родительным количественно-отделительным», или «родительным партитивным» купить хлеба; дать молока; съесть супа; наговорить глупостей и т. п.,
10) в сочетаниях с так называемым родительным посессивным дом брата; место преподавателя; лирика А. С. Пушкина и т. д.;
11) в сравнительных оборотах дерево выше дома; задача проще простого; лететь быстрее звука; тише воды, ниже травы и т. д. и т. п.
Следовательно, категория «основание» (или «основания события»), является наиболее общим, родовым, смыслом, выражаемым словоформами родительного падежа, а понятия «прекурсор», «целое», «фон», «предшествующее», «предварительные условия», «предпосылка», «повод», «мотив», «потребность», а также указанные выше и, вероятно, еще очень многие другие, обобщаемые этой категорией, суть не что иное, как их видовые смыслы, ассоциированные с родовым смыслом и между собой по сходству.
* См.: Дремов А. Ф. Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного // Мир русского слова, 2001, № 1, 2, 3.
Текущий рейтинг:
Падежи в русском языке
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое падежи в русском языке
Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.
Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.
6 падежей русского языка:
Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.
У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.
Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.
Таблица падежей русского языка с вопросами
Прилагательные, причастия, порядковые числительные
какой? какая? какое? какие?
какого? какой? какого? каких?
какому? какой? какому? каким?
какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)
скольких? (одуш) сколько? (неодуш)
каким? какой? каким? какими?
о каком? о какой? о каком? о каких?
Как правильно определить падеж:
гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);
бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);
сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);
обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);
наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);
рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).
Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!
Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!
От чего зависят падежные окончания:
от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;
от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.
Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.
Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий
Падеж
Падежные окончания
Имена прилагательные, причастия
ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее
нулевое, ы, и, а, я, ей
ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей
Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может может быть:
Вода остыла. Пирог упал.
Главным членом односоставного номинативного предложения.
Вечер. Улица. Фонарь.
Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Зависимый именительный падеж может быть в роли:
Именной части составного именного сказуемого.
Приложения в значении добавочного сообщения.
Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
чтение (чего?) романа.
В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
торта;
шарфа;
возраста;
хлебца;
договора.
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:
Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.
Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.
Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
Дополнение (Он устал от работы).
Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).
Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.
Дательный падеж может быть:
поименным (употребляться при существительных);
приглагольным (употребляться при глаголах).
Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?
Примеры существительных в дательном падеже:
позвонить (кому?) маме;
приблизиться (к чему?) к цели.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.
Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:
Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.
Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.
Определительное: памятник Пушкину, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.
Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?
Примеры существительных в винительном падеже:
переписать (что?) диплом;
слушать (что?) музыку;
Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:
Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:
Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.
Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.
Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.
В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
горжусь (чем?) победой;
наслаждаться (чем?) спектаклем;
быть (кем?) режиссером.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.
Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.
Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.
Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
гулять под (под чем?) зонтом;
конфликт между (между кем?) братьями;
говорить с (с кем?) другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже:
говорить о (о чем?) планетах;
сидеть на (на чем?) стуле;
ехать в (в чем?) трамвае.
У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.
Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:
Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.
Определительное: небо в облаках, поле в цветах.
Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.
Родительный падеж существительных
Родительный падеж — это грамматическая форма имен существительных, которая отвечает на вопросы кого? чего?
Узнаем, что такое родительный падеж имён существительных в русском языке, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в словосочетании и предложении. Приведем примеры существительных в форме родительного падежа.
В русском языке имена существительные имеют стройную систему изменения по падежам и числам. Термином «падеж» называют способность имён существительных изменять свою начальную форму именительного падежа на другие падежи. В русском языке выделяют шесть падежей имён существительных.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Что такое родительный падеж существительных?
Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:
За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.
Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:
Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание -и.
Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:
Предлоги родительного падежа существительных
Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:
Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.
Примеры
Варианты окончаний родительного падежа существительных
Существительные мужского рода второго склонения в форме родительного падежа единственного числа имеют вариантные окончания -а/-я или -у/-ю:
Формы родительного падежа с окончанием -а/-я являются стилистически нейтральными. В литературной речи используются слова с окончанием -а/-я, причём в выборе этой формы имеет значение, если существительное употребляется с определением:
Существительные с окончанием -у/-ю отличаются разговорным характером. Они употребляются в бытовой речи в следующих случаях:
1. существительные с предлогами из, до, с, от
2. при обозначении части от целого у вещественных существительных
3. существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к-
4. отвлечённые существительные с количественным значением
5. во фразеологических сочетаниях
Синтаксическая роль существительных родительного падежа
В предложении существительные в форме родительного падежа чаще всего выполняют синтаксическую роль второстепенных членов:
В составе неделимых сочетаний со словами более, менее, свыше, ряд, часть, большинство, меньшинство, много, мало, сколько, несколько, столько и пр., а также с числительными форма родительного падежа существительных является подлежащим.
Примеры
Мы не знаем (чего?) горя со спокойным малышом.
Ветка (чья?) клёна стучится мне в окно.
Дети выбежали (откуда?) из д верей школы.
Двое р ыбаков сидят в лодке посреди озера.
Пять котят весело резвились во дворе.
Большинство ребят согласились прийти на тренировку завтра утром.
Меньшинство депутатов проголосовали против проекта.
Часть страниц книги оказалась с карандашными пометками.
Свыше пятидесяти озёр Тверской области привлекают туристов для отдыха.