Что такое родительский всеобуч
Программа родительского всеобуча
I. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ, задуманный как общественный договор между семьей, обществом и государством.
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и социальные аспекты семейного воспитания с учетом проживания в военном гарнизоне. Отличительная особенность программы состоит в том, что она реально дает возможность семье стать полноправным партнером педагогов в воспитании детей, заинтересовать родителей в усилении эффективности и качества семейного воспитания, которые помогут выстроить систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение их прав на специальные педагогические знания.
Цель программы: создание условий для глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в образовании, согласования позиций, принимаемых педагогическим и родительским сообществом.
В истории развития нашей школы был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школы и классов, советов содействия семье и школе в военных частях, советов общественности по месту жительства. Однако, с учетом современных реалий, опыт педагогического взаимодействия семьи и школы требует переосмысления. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. Несмотря на то, что ФГОС создавался в условиях активного общественного обсуждения текущих и конечных результатов работ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, значительная часть родителей испытывает определенные трудности, предъявляемые к построению образовательного процесса, к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации.
Связано это с тем, что в настоящее время семьи военных, как и любые семьи в Российской Федерации переживают противоречивое и сложное состояние:
Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей также связана с инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия и потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения).
Реализация цели программы предполагает решение ряда задач:
Цель программы определяет систему принципов:
Результатом всего хода развития программы будет являться переход семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением, повышение потенциала семьи и её роли в воспитании детей, в снижении социальной напряжённости в обществе.
Знание и понимание родителями идеологии ФГОС приведет к их способности учиться самим, учиться у других, то есть способности к сотрудничеству как одному из универсальных учебных «продуктов», усовершенствуется умение публично выступать на темы по ФГОС, укрепится способность к самостоятельному обучению.
II. Организация системы работы с родителями
Для реализации программы необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с формированием в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, что обусловлено:
Современное российское образование нацелено на формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, без которой невозможно успешное общественное развитие. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Начальная школа – это лишь звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, вооружить родителей специальными знаниями в области педагогики и психологии, помочь в выборе методов воспитания.
Образованию родителей в нашей школе свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.
Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Основными направлениями реализации предлагаемой программы являются:
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников:
Вся необходимая информация для родителей в тезисном изложении, размещается на школьном сайте.
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
Учебный план отражает специфику родительского всеобуча и его профильную направленность с учетом основных положений школьного Устава.
В учебном плане полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в школе и гарантирует овладение родителями учащихся необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.
Основные направления организации работы
Изучение семей обучающихся:
Психолого-педагогическое просвещение родителей: родительский лекторий; встречи с медицинскими работниками, встречи Родительского комитета, Совета Отцов, Управляющего совета с администрацией школы, учителями, встречи с юристом, психологом.
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
Работа в составе школьного совета:
Повышение педагогической культуры родителей:
Пропаганда здорового образа жизни в семье;
Повышение правовой культуры родителей.
Формы работы с родителями
Формы участия родителей в управлении ОУ:
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции готовятся очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит:
Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.
На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.
Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме ФГОС, но и участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос.
Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Формы «обратной связи» школы и родителей:
Совет Отцов:
III. Заключение
XXI век внес свои коррективы не только в современную жизнь во всем ее многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. В школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности всех участников образовательного процесса.
Школа и семья стали проявлять заинтересованность в развитии сознательной и активной деятельности ученика.
Процесс воспитания стал приобщением к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Ответ очевиден. Только активное участие родителей в жизни школы повлияет на развитие образования в целом и расширит состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате.
Тесная и взаимовыгодная работа по всеобучу будет содействовать повышению авторитета родителей в семье, повысит самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, будет способствовать сближению взрослых и детей.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
С целью выявления эффективности проведения родительского всеобуча было проведено анкетирование родителей начальных классов (1-4 классы).
Респондентам были предложены 9 вопросов, на которые мы получили следующие ответы:
Вопрос 1. Часто ли вы посещаете родительский всеобуч?
Вопрос 2. Удается ли узнавать что-то новое, интересное на занятиях всеобуча?
Вопрос 3. Встреча с какими специалистами вам понравилась больше всего?
Вопрос 4. Как Вы считаете, какие всеобучи более полезны: общешкольные или те, которые проводятся в классах?
Вопрос 5. С кем из специалистов Вам хотелось бы встретиться на всеобуче?
Вопрос 6. Устраивают ли Вас темы всеобуча?
Вопрос 7. Ответы на какие вопросы Вам хотелось бы услышать?
Вопрос 8. Смогли бы вы предложить свои услуги по подготовке и проведению одного из родительских всеобучей?
Вопрос 9. Стоит ли продолжать практику проведения родительских всеобучей через школьный сайт?
Данные опроса позволяют надеяться: новые стандарты начинают приносить первые маленькие победы: увеличивают роль семьи, родителей в образовательном процессе.
Учащиеся больше не будут единственными «ответственными» за результаты учебы. Родители хотят активно вовлекаться в школьную жизнь, в том числе и в образовательный процесс.
Социальное партнерство семьи и школы – гарант будущего.
Контактная информация: МБОУ «Белая СОШ» п. Средний, Усольский район, Иркутская область, 665475
Dark_Judas@mail.ru Ельникова Галина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ»
ksan28@inbox.ru Кучумова Наталья Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ»
Родительский всеобуч для родителей 1-9 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгушская основная общеобразовательная школа»
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
для родителей 1-9 класса
по теме: « Юридическая ответственность родителей
воспитание и образование своих детей»
заместитель директора по ВР
Першина Любовь Сергеевна
Юридическая ответственность родителей
за воспитание и образование своих детей.
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.
Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.
Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех и для учителей, и для родителей» (В.А. Сухомлинский).
«Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть» (Монте)
Форма проведения: родительский лекторий
Изучение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов.
Организация работы «Горячей линии»
Анкетирование родителей «Правовое воспитание»
Подготовка памятки для родителей.
Ход родительского собрания:
1. Активатор для родителей
Сын моей дочери мне (внук)
Девушка навыдане (невеста)
Жена моего сына мне (сноха)
Моя мама моей дочери кто (бабушка)
Муж моей дочери мне (зять)
Дети моей сестры мне (племянники)
Мать моей жены мне (тёща)
Родители жениха и невесты друг другу (сваты)
2. Вступительное слово
— Добрый вечер, дорогие друзья и гости родительского собрания! Мы рады тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка. Именно этим занимаются педагоги в школе, т.к. школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы, призваны вместе решать все проблемы.
— А сейчас, когда идёт становление характера, особенно необходимо ваше внимание. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. И что за ним кроется?
Первая страничка всеобуча
«Об ответственности родителей за воспитание детей»
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.
Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.
Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.
Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и, тем не менее, не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.
Странно слышать, когда жалуются: « Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает много, да все без толку». Я думаю: а какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.
Вывод: Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.
Вторая страничка всеобуча
«Правовое воспитание родителей»
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Различают три уровня нормативно-правовых материалов.
• Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году)
Декларация в отличие от Конвенций, носит не столько законодательный характер, сколько «характер нравственного ориентира»;
Четыре принципа осуществления прав детей:
• Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.
• Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.
• Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.
• Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
• Конвенция о Правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года);
Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.
Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.
Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение свои взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальнуюреинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.
2-й уровень, регулирующий права ребенка:
Конституция Российской Федерации ст.38,42
Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).
Семейный кодекс РФ ст.61 «Равенство прав и обязанностей родителей», ст.63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», ст.64 «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 «Осуществление родительских прав»
3-й уровень, регулирующий права ребенка:
Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.
Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ;
ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ «Об образовании»;
ст. 63 Семейного кодекса РФ;
Типовым положением об образовательном учреждении;
Уставом образовательного учреждения.
Третья страничка всеобуча
« Защита детей от жестокого обращения» .
Пусть Вас не удивляет тема моего выступления на сегодняшнем родительском собрании. К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших воспитанников. Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка. Вот для того, чтобы ликвидировать данный пробел в Вашем правовом образовании я и попросила слова на сегодняшнем собрании.
Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые «подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания».
Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.
В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Рассмотрим подробно каждую из форм насилия над ребёнком и задумаемся: а не делаю ли я что-то такое со своим ребёнком, что подпадает под определение «жестокое обращение».
Признаки физического насилия над ребенком :
2. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
• обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
• принижение его успехов, унижение его достоинства;
• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;
• принуждение к одиночеству;
• совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
• причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
• задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;
• импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
• попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;
• ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
• депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Влияние на ребенка:
• обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или
необычные сексуальные познания или действия;
• может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
• может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
Прислушайтесь внимательно к моим словам; в Вашей семье происходит что-то подобное?
Я не пытаюсь учить Вас жизни или давать советы, просто задумайтесь, найдите в себе силы признать, что необходимо как-то менять жизнь, делать так, чтобы Вашим детям было хорошо в Ваших семьях, чтобы нам не приходилось защищать их от Вас, самых родных и близких для них людей.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Уголовная ответственность
3. Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
4. Дисциплинарная ответственность
Наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Мы достаточно продуктивно провели время. Давайте проведём рефлексию.
Правила жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите — ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет вам всегда светить.