Что такое родовая община кратко история
Что такое родовая община?
Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?
Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.
Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.
Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.
Власть и управление
А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.
Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.
Признаки, правила и структура родовой общины
Признаки родовой общины:
Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.
По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.
У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.
Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.
Виды родовых общин
История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.
Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.
Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.
Родовая община – это форма человеческого общества
Понятие родовая община довольно многозначно. В первую очередь, это исторический термин, который подразумевает кровнородственное общество. В данном контексте родовая община – это первичная форма социальной организации, сложившаяся при первобытном строе. Традиционное определение: родовая община представляет собой поселение, члены которого связаны кровным родством. Согласно научной периодизации, появление этой категории относится к среднему периоду зрелости первобытного общества.
Что такое родовая община
Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.
Особенности родовой общины
Типы родовых общин
Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.
Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.
Власть в родовой общине
В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.
Переход к соседской общине
Постепенно кочевой образ жизни рыболовов, охотников и собирателей сменяется на оседлое хозяйство земледельцев и скотоводов. Это ведет к специализации общин и усилению территориальных связей. Родовая община изживает себя, уступая место соседской.
Причины перехода к соседской общине
Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.
Что такое родовая община.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Родовая община
Родовая община — второй этап первобытности, после эпохи праобщины. Это так называемая пора зрелости первобытных обществ.
Период первобытной родовой общины датируется 40-35-м тыс. — 10-5-м тыс. до н. э. Такая датировка верна для наиболее развитых обществ Ближнего Востока, в других регионах мира он продолжался значительно дольше.
Этап родовой общины охватывает конец исторической эпохи палеолита, мезолит и большую часть неолита. Начало этого этапа ознаменовано появлением человека современного физического типа.
Орудия труда охотников
Возникновение рода
На смену праобщине пришла новая форма общественной организации — род, который представлял собой большой самоуправляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных родственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, сообща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось вступать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в других родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалекте, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.
Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род предоставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность накопления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйственного, социального, культурного.
Социальные отношения
В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отношения в роде строились на основе равенства всех членов коллектива, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались уважением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачастую они становились старейшинами рода; искусным целителям доверяли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и подростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспитывали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социального поведения, им передавали накопленные обществом знания.
Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулировались обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе существовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.
Управление родом
Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща принимали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользовались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть женщина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.
Преобладание коллективистского, общинного начала в роде означало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.
Неолитическая революция
Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к производящему типу хозяйственной деятельности земледельцев и скотоводов называют неолитической революцией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.
Первобытное хозяйство рода
В условиях родового строя человечество добилось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки камня, дерева, кости, рога, стали изготавливать сложные и разнообразные орудия — ножи, топоры, копья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог поражать животных на значительном расстоянии. В эпоху неолита люди освоили производство керамических изделий и ткачество.
Появление земледелия и скотоводства
Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди различных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регионы Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).
Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь народов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократилась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).
Природа в первобытном обществе
Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Человек жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, считал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых народов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Быт первобытных людей
Отсутствие собственности формировало у людей ощущение принадлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в личном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охоты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делиться, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, готовы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чужой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чувством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявлялось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.
В эпоху родовой общины широкое распространение получил обычай кровной мести, согласно которому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою вину, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчинам и женщинам, особенно к матерям.
Религия первобытных людей
Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — почитание животных или растений, которых род считал своим предком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — считали, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успешной охоту или причинить вред врагу.
История Человечества. Эпизод II. Первобытное общество
Представители одного рода объединялись в группу для выживания. Одному выжить в условиях первобытного мира трудно.
В родовой общине происходило укрепление социальных связей.
Человек заботился не только о себе, но и о ближних.
Разделение труда
Каждый представитель общины имел свои функции.
В охотники шли сильные, выносливые и быстрые. Причина: опасное занятие и результаты охоты очень важны. (охота приносит мясо,которое необходимо для развития организма).
В периоды ледникового периода собирательство уходило на второй план. Охота на первый план.
Охотники рыли глубокие ямы, куда загоняли крупных животных, где добивали их камнями, копьями.
Охотники старались селиться около воды, куда приходили животные.
Вначале человек пользовался естественным огнем (огонь после грозы (молний), жары)
Со временем научился добывать огонь трением или с помощью кремня.
Огонь использовали для того, чтобы
1. Согреться (Благодаря огню человек смог заселить холодные районы)
4. Защиты от хищников
5. Улучшал прочность орудий
Плюсы разделения труда:
1. Эффективность труда. Человек занимался своим делом в зависимости от возможностей. Если бы охотилась вся община, то медленные и слабые могли умереть от ран. Результаты охоты были бы хуже.
2. Улучшение орудий. Человек, который занимался производством орудий из костей и т.д. с каждым новым орудием оттачивал свое мастерство. Чем лучше орудия, тем легче ими пользоваться и тем они эффективнее
Обычай экзогами ( запрет на брак внутри рода)
Теории возникновения экзогами
1. В родовой общине было больше мужчин чем женщин, поэтому мужчины искали партнершу вне родовой общины
2. Стремление избежать кровосмешения
3. Стремление преодолеть хозяйственную замкнутость
Ранняя Родовая община
1. Простое присваивающее хозяйство
2. В этот период приручена собака
3. Долговременные стойбища
4. Коллективное собственность ( земля, место охоты, жилища и огонь)
5. Индивидуальная собственность (орудия труда, быта, одежда, украшения)
6. Уравнительная распределение
7. Возникает обмен ( сначала природные ресурсы, потом, что производили)
8. Переход детей во взрослую жизнь сопровождался обрядами. Сильная роль обрядов.
Поздняя родовая община
1. Община земледельцев и скотоводов
2. Чаще появляется избыток продукта (орудие труда лучше).
3. Престижная экономика. Дар другим за улучшение взаимоотношения.
4. Парная семья усиливает свои позиции
5. Позднеродовые общины объединяются во фратрии, а фратрии в племена
6. Родом управляет совет старейшин
Лига историков
8.3K постов 36.1K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Спасибо конечно. Но подобный доклад можно нагуглить в пять секунд. Нахуа оно здесь то. O_O
Алёша иди кушать, и ложись спать, завтра утренник во всех 3тьих классах
3. Стремление преодолеть хозяйственную замкнутость
что за бред написан? Неандертальцы без всякого огня освоили всю приледниковую зону.
Давай лучше про Ганнибала, про его клятву, а то давно не было
Ветеран Великой Отечественной войны, 99-летняя Мария Колтакова исполнила песню
Ветеран Великой Отечественной войны, 99-летняя Мария Колтакова исполнила песню «На безымянной высоте» в преддверии Дня Героев Отечества. «Посвящаю ее своим однополчанам и всем Героям, которые не вернулись с поля боя, положив свою жизнь на алтарь Победы»,– написала она в Instagram
Ответ на пост «Суть прогрессивной общественности»
Загадка эволюции: хоббит с острова Флорес
Обнаруженные в 2003 году останки древнего карликового человека всколыхнули научный мир. Ученые принялись проводить исследования и анализировать данные, чтобы понять, к какому известному виду человеческих предков можно причислить «хоббита» с индонезийского острова Флорес.
Официально он получил название Homo floresiensis (Человек флоресский) в связи с местом обнаружения его останков. А «хоббитом» его прозвали из-за маленького роста. Как определили ученые, взрослый человек флоресский был не выше 1,1 метра. Вот только к какому виду предков современного человека он относится? Поиск ответа на этот важный вопрос потребовал продолжительного времени.
Изначально специалисты предполагали, что «хоббит» относится к человеку разумному (Homo sapiens), а его маленький рост обоснован врожденным заболеванием – микроцефалией, при котором головной мозг, тело и голова человека имеют сильно уменьшенные объемы и размеры. Большинство ученых склонялось к версии, что человек флоресский является эволюционным потомком человека прямоходящего (Homo erectus).
Но более детальное исследование специалистов национального университета Австралии показало, что «хоббит» вполне мог быть подвидом человека умелого (Homo habilis), а его развитие проходило по параллельной родовой ветке. При этом человек флорессский выступает в роли самого первого выходца из Африки из числа известных мировой науке.
По словам ведущего автора исследования антрополога Деби Агью, ранее высказанные версии о связи «хоббита» с человеком прямоходящим и разумным не имеют под собой достаточной доказательной базы. А вот анализ более 130 контрольных точек, расположенных на всем скелете «хоббита» — от костей рук и ног до черепа и зубов, подтверждает версию австралийских ученых. Установленные детали демонстрируют, что флоресский человек имел более примитивное развитие, чем человек прямоходящий, и это не было связано с регрессивным процессом (прим. некоторые ученые считают, что флоресский человекий появился в следствии регресса, обратного развития в силу определенных причин, человека прямоходящего)
По мнению антропологов, человек флоресский мог отделиться от человека умелого, проживавшего на Земле почти 2,1-1,5 миллиона лет назад, около 1,75 миллиона лет назад. При этом обнаруженные останки «хоббита» имеют возраст не более 54 000-100 000 лет, что говорит о том, что обнаруженный человек флоресский мог быть одним из последних представителей данного вида.
Метод статистического моделирования, по словам одного из исследователей – профессора Майка Ли, говорит, что с 99-100% уверенностью можно отделить «хоббита» и от человека разумного, и от человека прямоходящего. Вероятно, человек флоресский появился на территории Африки, а в дальнейшем мигрировал в поисках пропитания или новых территорий. Процесс эволюции происходил, скорей всего, уже по пути следования, что дает шанс на получение в дальнейшем новых доказательств правоты версии австралийских антропологов.