Что такое родовой строй в истории

Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи

Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй. Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Общность, основанная на кровном родстве

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории Вам будет интересно: Как сделать 6 треугольников из 6 спичек: способ решения и другие головоломки со спичками

Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.

Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины. Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д. могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории Вам будет интересно: «Индевор», корабль Джеймса Кука

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Объединение родов в племена

Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.

Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек. Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации. Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.

Социальный строй, переживший тысячелетия

Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком. Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство. Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством. В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр. Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.

Пути изучения родового строя

Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Пример древнейшей демократии

Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента. Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.

Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода. В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись. Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.

Значение родоплеменного строя в мировой истории

Роль, которую в истории человечества сыграла родоплеменная организация жизни, необычайно велика. Один из основоположников современной антропологии − американский археолог и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881) − в своих работах неоднократно подчеркивал, что именно она позволила людям порвать с первобытной дикостью и шаг за шагом привела к цивилизации. Портрет ученого приводится ниже.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.

Ослабление родственных связей у славян

Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.

Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин. Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей. Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Распад родового строя

Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.

В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром». Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы. Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.

Источник

Что такое родовой строй в истории

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Культ Предков и Родовой Строй

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории Многие тысячи лет, а вернее всегда, человечество сопровождал культ Предков.

У каждой семьи были свои покровители – пенаты

(Они представляли собой кумиров, которые оберегали семью внутри дома. Эти кумиры изготавливались после смерти кого-либо из родичей и хранились в доме.

Отсюда пошла поговорка: «Вернуться к родным пенатам», что означает вернуться в отчий дом, к кумирам-покровителям семьи) и лары (оберегали семью вне дома).

Каждый член семьи имел своего индивидуального хранителя (гения), гений же отца почитался всеми.

Поклонялись также духам предков, которые могли быть добрыми (маны) или злыми (лемуры).

Центром отправления домашнего культа являлся очаг, перед которым глава семьи совершал все обряды.

Во все времена существовал и существует на Руси культ Предков.

Предки – это родичи, родители, дедушки и бабушки, прадеды и прабабки, которые ушли из этого мира в мир иной. Они дали жизнь всем нам, ныне живущим на этой Земле. Они сберегли язык, традиции, кульуру, религию нашего народа. Они сберегли для нас нашу Родину.

В Велесовой книге написано:

«Слушай потомок Cлаву ту и держи сердце своё о Руси, которая и пребудет землёй нашей. И ту обороняли от врагов, и умирали за неё, как день умирает без Солнца – Сурьи. Отцам нашим и матерям – Слава! Которые нас учили о Богах наших и водили за руку до Стези Прави! Так идём и не будем нахлебниками, но славянами – русами, которые Богам Славу спевают и потому суть славяне».

Через них мы имеем духовную и кровно-родственную связь с Первопредком и нашими Богами. Они наши покровители и заступники перед ликом Творца. Мы их продолжение, их дети, внуки, правнуки. Они прожили свою жизнь и выполнили своё предназначение перед Родом.

Теперь на нас лежит ответственность за свой народ, род, семью. Теперь нам дано дать жизнь своим детям и внукам, сохранить и приумножить то, что было завещано нам, передать им свой язык, культуру, традиции, Веды, привить им нравственные и духовные устои, любовь к родной земле, к своему народу, к своим Богам.

«Вот души пращуров наших из Ира смотрят на нас и там жалеют и плачут, и воют, рекут нам, ибо мы пренебрегаем Правью, Навью и Явью, пренебрегаем тем, и потому глухи к истине. Не достойны мы быть Дажьгожьими внуками. Потому молясь Богам, да имея чистые души и телеса наши, и да имея жизнь с праотцами нашими, в Богах сливаясь в единую Правду, так только будем Дажьбоговыми внуками».

До принятия христианского вероучения, в качестве государственной идеологии, на Руси, в каждом доме, был семейный алтарь, находившийся в красном углу дома. В нём стоял кумир, олицетворявший соборный образ ушедших предков. Этот образ, которого называли Домовым, охранял, оберегал жилище и родичей. Каждый день, многократно, все члены большой, дружной семьи сталкивались взором с этим образом, напоминавшим им о родителях, дедах, баушках, прадедах и прабабках.

Покровителем рода, семьи, охранником границ родовой территории является Чур. Эта форма доселе уцелела в слове пращур. Значение этого деда – родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: «Чур меня!», т.е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, Чур оберегал и их родовое достояние. Нарушение межи, надлежащей границы родового поля или дедовской усадьбы, законной меры мы и теперь выражаем словом чересчур. Кстати слово чёрт, обозначало человека, нарушившего границы земельного надела рода, передвинувшего Чура.

Но церковники не могли допустить существования инакомыслия. Руководствуясь словами «святого» писания («Не сотвори себе кумира»), налезшие из Константинополя колонизаторы, уничтожали чуждую им культуру, ибо по их мнению, у рабов, которыми должны были стать славяне, не должно быть прошлого. Из Византии на Русь, кроме многочисленных толп проповедников привезли и искуство иконописи, которое стало насаждаться ревнителями новой веры.

Так вместо кумиров предков, на месте семейных алтарей, в красном углу дома, начали появляться рисованные на деревянных досках образа христианских религиозных фанатиков и рисунки из чуждых нашему народу сказочных библейских сюжетов, которые назвали иконами.

Что такое родовой строй в истории. Смотреть фото Что такое родовой строй в истории. Смотреть картинку Что такое родовой строй в истории. Картинка про Что такое родовой строй в истории. Фото Что такое родовой строй в истории

Приведу выдержки из статьи «Слава Роду!» Бориса Полякова :

«Историки нерусского происхождения, коими так богата наша наука, а также придворные писаки царей Романовых, стремясь показать древних славян эдакими идиотами, которые и жили как дикие звери, и поклонялись непонятным богам в виде деревянных истуканов, сумели добиться желаемого. Современный человек, даже при очень горячем желании разобраться в действительном положении вещей, вряд ли сможет найти в официальных источниках правду о жизни и обычаях наших предков. А между тем она вокруг нас. Надо только внимательно оглянуться и увидеть привычные вещи иными глазами.

Заглянув в труды каких-нибудь академиков, посвященные древнеславянской культуре, читатель, скорее всего, увидит простое перечисление множества второстепенных божеств, которые олицетворяют собой силы природы. И, где-нибудь в конце долгого списка, можно будет обнаружить упоминание Рода и Родины (Рожаницы). С чего вдруг такое пренебрежение к главным богам славянского пантеона?

Любая правящая верхушка не терпит никаких властных структур, кроме своих собственных. А существование «местного самоуправления» в лице родовых объединений было для Рюриковичей хуже кости в горле…

Тех, кто не утрачивал мужские качества, кто был непокорен и смел, в течение нескольких столетий перебили при подавлении восстаний.

Но, как говорят попы, свято место пусто не бывает. Вместо Рода (настоящего отца) должен был появиться некто, кто бы являлся эрзац-отцом, подделкой, заменителем.

Таким образом, славяне в мистическом плане утратили связь со своими предками, какой-то мерзавец при власти становится выше родного отца! Теперь жизнью и законами людей руководят не их близкие родственники, а совершенно далекие личности, для которых славяне даже не приемные дети, а рабы божьи.

К словам Бориса Полякова хочется добавить то, что в результате различных экспериментов (насаждения рабской христианской, коммунистической, интернационалистической и прочих идеологий), проведённых на нас и наших предках, в течение последних нескольких столетий, в настоящее время, мы находимся в таком положении, что славянские народы стоят на пороге духовного и физического уничтожения.

Чтобы свернуть с этого пути, нам надо оглянуться в прошлое, попросить помощи у своих Богов. Как сказано в Велесовой книге: «Будьте сынами своих Богов, и сила их пребудет на вас до конца!».

Человек – это не только личность, живущая здесь и сейчас, это тысячи и тысячи поколений предков, стоящие за его спиной, это тысячи и тысячи поколений потомков, которым он даст жизнь.

Человек – это только звено цепи, протянутое из прошлого в будущее. Звенья эти могут быть золотые и серебрянные, а могут быть железные или мягкие как олово. От прочности каждого такого звена зависит прочность всей цепи.

И так, через поколения предков мы имеем связь со своими прародителями – Богами. От них мы получаем силу – силу Рода.

Родослав
Союз Славянских Родов Эстонии

Источник

Содержание

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация. Он охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеческого общества до становления классовых отношений, археологически — в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита.

В отличие от последующих классовых формаций, первобытнообщинный строй характеризуется тем, что уровень развития производительных сил был крайне низок, орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми и совершенными, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.

1. Периодизация первобытнообщинного строя

История первобытнообщинного строя восстанавливается главным образом по археологическим, антропологическим и этнографическим источникам. Археология и антропология представляют прямые, но ограниченные по значению данные: они, например, мало что говорят об общественной организации первобытных людей. Данные этнографии шире, но они, как правило, относятся не к подлинно первобытным, а к отсталым народам нового времени и тем самым имеют лишь косвенное значение. В наших представлениях о первобытнообщинном строе, наряду с твёрдо установленными основными положениями, есть ещё много пробелов, гипотез и спорных моментов. Марксистская наука строит периодизацию первобытнообщинного строя на материалистической основе, исходя из уровня развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Большинство современных исследователей подразделяют эту эпоху на 3 основных периода: 1) «первобытное человеческое стадо» или дородовое общество; 2) родовой строй, или родовая община, делящаяся в свою очередь на два периода развития: период существования матриархата (материнский родовой строй, или материнская родовая община) и период существования патриархата (патриархальный родовой строй, или патриархальная родовая община); 3) разложение родового общества, сельская (соседская) община.

Некоторые учёные считают эпоху «первобытного человеческого стада» временем формирования человека и человеческого общества, а вся последующая история, начиная с родового строя, представляет период развития уже сформировавшегося общества; грань, отделяющая эти периоды, является по их мнению более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формациями. В соответствии с этой точкой зрения история человечества прежде всего делится на 2 основных этапа: историю «первобытного человеческого стада» и историю готового, сформировавшегося общества, а в качестве первой общественно-экономической формации выступает родовое общество.

2. Роль труда в становлении и формировании человеческого общества

Возникновение человека явилось важнейшим поворотным пунктом в развитии жизни на Земле. Вместе с человеком возникает и формируется человеческое общество. Начинается история общественно-экономического развития, осуществляющегося в соответствии с объективными законами.

«Вместе с человеком, — говорит Ф. Энгельс, — мы вступаем в область истории. И животные имеют историю, именно историю своего происхождения и постепенного развития до своего теперешнего состояния. Но они являются пассивными объектами этой истории; а поскольку они сами принимают в ней участие, это происходит без их ведома и желания. Люди же, наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами, сознательно, и тем меньше становится влияние на эту историю непредвиденных последствий, неконтролируемых сил, и тем точнее соответствует исторический результат установленной заранее цели» [1].

Появление человека, выделившегося из животного мира, явилось качественным скачком в развитии живой природы, и одной биологической эволюции было недостаточно для такого качественного скачка. Для того чтобы появился человек в общественном смысле слова, необходимо было новое условие и новый решающий фактор этого появления. Биологические предпосылки стали исходным базисом для перехода от животного, зоологического состояния к человеческому, общественному состоянию не сами по себе, а благодаря труду.

Труд сыграл решающую роль в возникновении человека, в становлении и формировании человеческого общества. Именно трудовая деятельность человека с помощью изготовленных им орудий труда позволила ему выделиться из животного мира и утвердить своё качественно новое общественное состояние.

Труд представляет собой исключительное достояние человека. «Труд, — писал Ф. Энгельс, — источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [2].

Труд начинается с изготовления орудий труда. Переход от случайного применения в качестве орудий труда предметов, данных самой природой, к изготовлению орудий труда путём незначительной, примитивной обработки тех же предметов для достижения более значительных результатов и представлял собой тот самый качественный скачок в развитии живой природы, который знаменовал выделение человека из животного мира, превращение человекообразной обезьяны в человека.

Изготовление орудий труда обязательно предполагает наличие заранее намеченной цели и логическую последовательность действий для её осуществления. Следовательно, переход к изготовлению орудий труда означал, что трудовая деятельность людей стала деятельностью действительно осознанной и целеустремленной, т. е. специфически человеческой деятельностью.

В процессе развития и совершенствования трудовой деятельности совершенствовался и сам человек — главная производительная сила возникшего общества.

3. Производительные силы и производственные отношения первобытного общества

3.1. Производительные силы первобытного общества

Характеризуя в целом производительные силы первобытного общества, следует прежде всего отметить, что развиты они были крайне слабо, орудия труда носили примитивный характер. Первыми орудиями труда человека были заострённая палка и грубо обитый, заострённый камень. Сотни тысячелетий создание и использование главным образом каменных орудий труда было характерной чертой производства. Эпоха преобладания в производстве каменных орудий труда получила в науке название каменного века. Эпоха каменного века делится в соответствии с уровнем производства каменных орудий на три крупных исторических периода: древний каменный век, или палеолит, среднекаменный век, или мезолит, и новый каменный век, или неолит. Лишь значительно позднее человек научился изготовлять орудия труда из металла, сначала из самородного, в первую очередь меди, затем из бронзы, представляющей собой сплав меди и олова, и, наконец, из железа. В соответствии с этим то время, когда появились и в течение которого применялись наряду с каменными орудиями труда орудия труда из меди, получило в науке название медно-каменного века, а время появления и использования орудий труда из бронзы — бронзового века. С переходом к производству людьми орудий труда из железа началась эпоха, получившая название железного века.

Первыми основными видами производственной деятельности древнейших людей были простое собирательство пищи, совместная охота, рыболовство. Крупнейшим достижением первобытного человека в деле подчинения сил природы явилось открытие способов добывания огня искусственным путём.

Новую эпоху в развитии производительных сил первобытного общества составило происшедшее в период мезолита изобретение лука и стрел, что делало более устойчивым источником существования охоту. Постепенно, по мере совершенствования охоты, люди начинают не только убивать зверей, но и ловить и приручать их.

Переход к неолиту ознаменовал настоящую своеобразную революцию в первобытном обществе. Более усовершенствованные орудия труда позволяют перейти от простого собирательства съедобных растений к возделыванию отдельных культур. Возникает земледелие. Наиболее древними из современных культурных растений являются пшеница, рис, рожь, кукуруза, лук, капуста, лён, хлопок.

На базе приручения животных развивается скотоводство. Приручение животных обеспечило переход от примитивного мотыжного земледелия к пахотному земледелию с использованием тягловой силы животных.

На основе совершенствования орудий труда, в процессе развития производительных сил первобытного общества произошёл переход от хозяйства собирателей и охотников, которые преимущественно присваивали продукты природы в готовом виде, к хозяйству скотоводов и земледельцев, которые, видоизменяя своим трудом предметы природы, сами производят продукты, необходимые для потребления. Постепенное накопление людьми производственного опыта и навыков к труду, совершенствование этих навыков, выработка новых методов труда, повышение уровня умелости человека как производителя играли огромную роль в развитии первобытного производства.

3.2. Коллективный труд первобытных людей. Простая кооперация труда. Естественное разделение труда

Первобытный человек, вооружённый примитивными орудиями труда, не был в состоянии добывать средства к жизни в одиночку. Чтобы выжить, людям приходилось соединяться в группы, совместно защищаться от хищных зверей и совместно добывать средства существования. Трудовая деятельность первобытных людей с самого начала выступала как совместная, коллективная деятельность.

Первой формой организации труда первобытных людей была простая кооперация, т. е. такая форма, при которой более или менее значительное число работников совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Простое объединение индивидуальных сил первобытных людей создавало новую производительную силу, бо́льшую, чем простая сумма составляющих её единиц.

«Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства, — указывал К. Маркс, — был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства» [3].

Труд первобытных людей развивался от форм простого сотрудничества, ограниченного первоначально взаимной поддержкой, взаимопомощью в охоте и рыболовстве, между людьми данного первичного коллектива производителей — к проявлению разделения труда между ними на первых порах в примитивной половозрастной, т. е. естественной, форме.

3.3. Производственные отношения первобытного общества

В соответствии с состоянием и характером производительных сил первобытного общества, общим, коллективным по своему содержанию и форме трудом первобытных людей складываются и развиваются коллективистские первобытнообщинные производственные отношения.

Коллективный характер труда предопределил и коллективный характер присвоения производимых продуктов. Поскольку все трудились сообща, постольку и все средства производства и произведённые блага становились достоянием всего коллектива и использовались по его усмотрению на его нужды.

Первичным коллективом, объединяющим первобытных людей на основе их общего коллективного труда, осуществляемого в целях получения продуктов, необходимых для существования, являлась первобытная община.

Первобытнообщинные производственные отношения складывались в процессе производства как отношения общего, коллективного присвоения членами первобытной общины средств производства и предметов потребления.

Объединённые воедино в процессе производства, находившиеся в одинаково равном положении и выступавшие поэтому как совокупный работник, члены общины соединялись в своих собственных интересах с принадлежавшими им всем средствами производства.

Это соединение представляло собой по своему характеру органическое единство работников производства и средств производства. Характеризуя собственность на средства производства в первобытном обществе, основоположники марксизма указывали, что первоначально это была прежде всего движимая собственность. Вместе с тем они подчёркивали, что собственность на движимые предметы предполагает собственность на землю. Такую собственность К. Маркс называл общей земельной собственностью [4].

Общая, групповая, коллективная собственность первобытных людей на основные средства производства характеризует собой содержание производственных отношений первобытного общества как отношений общественной собственности, хотя и выступающей в ограниченной групповой форме.

Первобытнообщинные производственные отношения характеризовались равенством первобытных людей, одинаковым в общественно-экономическом смысле слова положением их в процессе производства, совместным обладанием и использованием средств производства, составлявших общественную коллективную собственность.

4. Надстройка первобытнообщинного строя

В процессе практической деятельности людьми родового общества было накоплено немало знаний об окружающем мире и о себе, в которых, однако, было много неверного, иллюзорного. Возникает религия как порождение определённой ступени общественного развития. В эту эпоху существовали такие формы религии, как магия, фетишизм, тотемизм и демонизм, одной из разновидностей которого был анимизм. Археологический и этнографический материал свидетельствует о существовании в это время различного рода охотничьих и иных плясок и танцев, развёртывавшихся иногда в настоящие инсценировки, о появлении примитивных музыкальных инструментов.

В родовом обществе существовала родовая мораль. Обусловленные низким уровнем развития производительных сил первобытнокоммунистические отношения были крайне ограниченными и замкнутыми в пределах рода как отдельного производственного коллектива. Соответственно такой же характер носила и родовая мораль. Действие её норм, предписывавших заботу о каждом члене коллектива, распространялось на членов своего рода и отчасти племени, когда последнее возникло. Как писал Ф. Энгельс: «Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчинённой в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторвались ещё, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности» [5].

Процесс разложения родового строя и превращения его в классовое нашёл отражение в общественном сознании. Последнее приобрело классовый характер. Единая мораль родового общества постепенно исчезла, уступив место классовой морали.

Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит своё отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных — богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком.

С возникновением государства воля класса угнетателей находит своё проявление не только в морали, но и в праве.

5. Первобытное стадо — начальная форма отношений между людьми в процессе труда

Первой, зачаточной, начальной формой общественно-экономических отношений, т. е. отношений между людьми в процессе трудовой деятельности, было первобытное человеческое стадо, или так называемый дородовой строй.

Первобытное стадо, как начальная форма отношений между первобытными людьми по труду, и постепенно совершенствующаяся на основе улучшения орудий труда трудовая деятельность первобытных людей взаимно содействовали развитию друг друга. Первобытное человеческое стадо состояло чаще всего из сравнительно небольшой группы людей, занимавших определённую территорию.

На этом этапе развития человечества огромное влияние на общественные отношения оказывали характер отношений между полами, условия воспроизводства людей. Влияние биологических факторов и уз родства на характер связей и отношений между людьми имело большое значение на протяжении всего периода первобытнообщинного строя. Но особенно сильно оно давало себя знать в период, когда выделение человека из царства животных ещё не завершилось полностью.

Первобытное стадо представляло собой однородный коллектив, не знавший никаких профессиональных или социальных различий; отношения между полами были неупорядоченными, труд осуществлялся в виде примитивной кооперации. Орудия труда изготовлялись от случая к случаю, по мере надобности.

Эпоха существования первобытного стада, или дородового строя, соответствовала с точки зрения состояния и характера развития орудий производства древнему палеолиту. С течением времени по мере развития производительных сил и роста производства эта начальная форма общественных связей стала изживать себя. Эпоха существования и развития первобытного стада, дородового строя, была, по выражению Ф. Энгельса, «детством человеческого рода».

6. Родовой строй первобытного общества и его экономические основы

6.1. Родовой строй — развитая форма пёрвобытнообщинных отношений. Матриархат и патриархат

Развитие производительных сил обусловило и потребовало более прочного, развитого и зрелого в сравнении с первобытным стадом производственного коллектива, который обеспечил бы непрерывность в ведении хозяйства, накопление и преемственность трудового опыта и навыков.

Возник род или родовая община. При родовом строе основную ячейку общества составляет род, объединяющий группу людей, связанных кровным родством. Несколько родов составляли племя.

На первом этапе развития родового строя ведущее положение в жизни родовой общины занимала женщина, что было связано с особенностями материальной жизни людей в ту эпоху. Женщина занималась собиранием и приготовлением пищи, вела общее хозяйство, создавала и хранила общественные запасы. Женщина же на первых порах занималась в большинстве случаев ведением примитивных, зачаточных форм земледелия и скотоводства. Благодаря сложившемуся положению во главе родовой общины стояла женщина, и родство членов общины считалось по материнской линии. Это был матриархат, или материнский род. Переход от первобытного стада к материнскому роду происходил путём распада первобытных стад при определённых условиях на дочерние стада, из которых постепенно и образовались материнские роды.

Родовой строй складывался в условиях перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту. Матриархат как первая форма родового строя сложился к 40-му тысячелетию до нашей эры. Эпоха матриархата являлась расцветом родового строя. В результате дальнейшего развития производительных сил, когда решающую роль в жизни общины стали играть скотоводство (пастушество) и более развитое, чем прежде, пахотное земледелие, являвшиеся делом мужчины, на смену материнскому роду приходит отцовский род, или патриархат.

Теперь главенствующее положение в родовой общине занимает мужчина, и родство начинает считаться по отцовской линии. С патриархата начинается разложение первобытнообщинного строя. С переходом к патриархату большие родовые матриархальные семьи начинают распадаться на более мелкие отдельные патриархальные семьи, остающиеся тем не менее ещё довольно значительными по своим размерам.

Определённые особенности экономического развития имелись в древних земледельческих общинах в ряде стран Азии. Эти особенности состояли в том, что решающее значение для развития земледельческого производства имело здесь создание и поддержание в пригодном состоянии ирригационных систем, необходимых для осуществления работ по орошению обрабатываемых земель. Отсюда — концентрация усилий общины вокруг ирригационных работ. Устойчивость азиатских общин подкреплялась тем, что внутри их существовало довольно развитое разделение труда между общинниками, что делало эти общины обособленными экономическими организациями.

6.2. Непосредственно общественный характер труда в первобытной родовой общине

Коллективный труд первобытных людей и коллективная общинная собственность на средства производства обусловливали наличие общности и единства экономических интересов членов первобытной общины. В этих условиях вопрос о том, кто каким видом труда будет заниматься в тот или иной период времени, решался коллективно. Здесь никто не действовал по своему собственному усмотрению или желанию. Каждый подчинялся единой воле коллектива. Поэтому труд отдельного лица всегда являлся органической частицей общественного труда, выступал в самом процессе труда как непосредственно общественный труд. Совет старейшин регулировал распределение труда членов общины между различными участками материального производства. Такое регулирование трудовой деятельности позволяло первобытным общинам сосредоточивать в нужный момент труд и средства производства на том участке, который в данное время был особенно важен. Отсутствие закреплённого разделения труда создавало условия для того, чтобы перебрасывать рабочую силу с одного вида занятий на другой — с охоты на рыбную ловлю или на земледелие — в зависимости от условий жизни и потребностей первобытного коллектива.

6.3. Производство и распределение необходимого продукта

Поскольку труд, осуществлявшийся в процессе первобытнообщинного производства, был малопроизводительным, он не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни количества продукта. Поэтому весь труд выступал как необходимый труд. Результатом необходимого труда являлся необходимый продукт, который распределялся прямо и непосредственно среди членов общины для удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. Необходимый продукт потреблялся целиком внутри общины.

В течение длительного времени в процессе производства не создавалось избытка над жизненно необходимым количеством продуктов, т. е. не производился ещё так называемый прибавочный продукт. А это значило, что не существовало материальных условий для эксплуатации человека человеком.

Низкий уровень развития производительных сил и общинная собственность на средства производства и производимые продукты предопределяли и специфический характер распределения в первобытном обществе. Здесь господствовало так называемое уравнительное распределение произведённого в процессе производства необходимого продукта. В первобытном обществе оно являлось единственно возможной формой распределения. При тогдашнем уровне развития производительных сил количество произведённых продуктов едва обеспечивало существование людей. Лишь с развитием производительных сил, по мере регулярного создания некоторых излишков отдельные, особо отличившиеся в процессе трудовой деятельности, физически наиболее сильные члены общины стали получать в порядке поощрения добавочное по сравнению с другими количество продуктов. Но и в этом случае господствующим оставалось уравнительное распределение. Уравнительное распределение являлось объективным экономическим законом первобытнообщинного строя.

6.4. Натуральная форма первобытнообщинного производства

Важной существенной чертой, характеризующей первобытнообщинное производство, являлось то, что внутри общины её членами совместно потреблялось в натуральной форме всё, что было произведено в результате их общего коллективного труда и распределено между ними прямо и непосредственно.

В силу этого хозяйство первобытной общины носило самодовлеющий, натуральный характер. Каждая община жила только за счёт того, что сама добывала. Продукты производились для непосредственного потребления. Общины представляли собой более или менее однородные, жившие замкнутой жизнью, обособленные хозяйственные единицы.

Для самого труда членов первобытных общин в условиях имевшего место единства рабочей силы и средств производства была характерна натуральная форма разделения труда в виде естественного, половозрастного разделения труда.

6.5. Основной экономический закон первобытного общества. Основное экономическое противоречие

Обусловленная низким уровнем развития производительных сил особенность жизни первобытных людей состояла в том, что условия существования одного лица были связаны с условиями существования других лиц. Отдельный человек был бессилен в борьбе с природой. Он мог существовать только внутри общины и только благодаря ей. Поэтому цель первобытнообщинного производства заключалась не просто в удовлетворении потребностей отдельных людей — членов общины, а в обеспечении условий существования общины в целом.

Средствами для достижения цели первобытнообщинного производства являлись коллективный труд, общинная собственность и уравнительное распределение.

Обеспечение совместным трудом существования и сохранения жизнедеятельности первобытной общины и каждого из её членов — таков основной экономический закон первобытного общества.

Первобытное общество не знало ещё деления на классы. Все члены каждой общины находились в одинаковом отношении к средствам производства, а потому и к продуктам производства. Имело место своеобразное, первобытное социально-экономическое равенство, исключавшее социальные антагонизмы.

Однако отсутствие социальных антагонизмов не означало отсутствия противоречий в экономическом развитии первобытного общества. Половозрастное разделение труда, хотя и не создавало антагонизмов между членами общины, поскольку имело место господство коллективного труда и коллективной общинной собственности, тем не менее обусловливало определенную дифференциацию внутри общины.

В процессе осуществления первобытнообщинного производства возникает и развивается противоречие между общими экономическими интересами всей общины в целом и индивидуальными интересами каждого её члена. Это противоречие являлось основным экономическим противоречием первобытного общества. Оно не вырастало в антагонизм до тех пор, пока труд членов общины в силу объективной необходимости являлся совместным, коллективным, пока разделение труда не вышло из натуральной формы, а собственность на средства производства была общей, коллективной собственностью.

Таковы в общих чертах существо и особенности экономического строя первобытного общества и его развития. Имея в виду важную особенность первобытнообщинного строя, которая состояла в первобытном социально-экономическом равенстве, не следует вместе с тем идеализировать этот строй, считать его «золотым веком» человечества. Как отмечал В. И. Ленин, «первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» [6].

7. Разложение первобытнообщинного способа производства

Рост производительных сил общества, качественно новый этап в их развитии, обусловленный использованием металлических орудий, вызвал значительное повышение производительности труда во всех областях хозяйственной деятельности первобытного общества — земледелии, охоте, рыболовстве, скотоводстве. С ростом производительных сил человек стал создавать своим трудом большее количество продуктов, чем это было необходимо для непосредственного поддержания жизни, т. е. определённый излишек над необходимым продуктом.

Так появляется принципиально новое явление в экономическом развитии общества — прибавочный продукт, а труд производителей, результатом которого является этот прибавочный продукт, выступает как прибавочный труд. Рабочее время начинает делиться на необходимое и прибавочное время.

Появление прибавочного продукта, знаменовавшее собой новый этап в развитии производства, оказало огромное воздействие на всё экономическое развитие общества. Прибавочный продукт стал стимулом дальнейшего роста и совершенствования трудовой деятельности людей, надёжным источником удовлетворения общих потребностей всей общины и расширения масштабов первобытнообщинного производства. Вместе с тем создалась возможность присвоения прибавочного продукта непосредственного производителя другими людьми, т. е. эксплуатации человека человеком.

7.1. Возникновение и развитие общественного разделения труда и обмена товаров

По мере дальнейшего развития производительных сил общества труд становится всё более специализированным. Разделение труда между людьми, носившее ранее натуральную форму, выходит за рамки первобытной общины, рода и племени. Возникает и складывается общественное разделение труда.

В процессе развития первобытнообщинного производства наряду с земледелием всё большее значение приобретало скотоводство. Там, где имелись для этого благоприятные условия, скотоводство становится основным видом трудовой деятельности. В некоторых случаях, особенно в степных районах, племена даже оставляют земледелие и постепенно переходят исключительно к скотоводству.

Так, скотоводство отделяется от земледелия как самостоятельная отрасль хозяйства. С выделением скотоводческих, пастушеских племен из общей массы первобытных племён произошло первое крупное общественное разделение труда.

Возникновение общественного разделения труда и появление в общинах прибавочного продукта в виде определённых излишков тех или иных продуктов создаёт необходимость и возможность обмена продуктами между родовыми общинами и племенами.

Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к тому, что появляется производство продуктов для обмена. Обмен, носивший до этого в основном эпизодический характер, становится теперь всё более регулярным.

Продукт труда, производимый не для личного потребления данного производителя, а для обмена, называется товаром. Обмен же продуктов труда приобретает характер обмена товаров, или товарного обмена. Первоначально этот обмен происходил не между отдельными лицами, а между общинами в местах соприкосновения одной общины с другой или одного племени с другим.

Количественное соотношение обмениваемых продуктов вначале было случайным. Постепенно стало складываться такое положение, что товары начинают обмениваться по их стоимости, т. е. в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. В процессе дальнейшего развития товарного обмена возникают деньги — особый товар, в котором выражают свою стоимость все остальные товары и который становится всеобщим эквивалентом и выступает как средство обмена.

Так возникают и складываются товарно-денежные отношения, превратившиеся в один из важнейших факторов разложения первобытнообщинного общества.

7.2. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства

По мере того как труд людей стал более производительным и отдельные члены общины получали возможность производить необходимые им продукты своими силами без помощи коллектива, появилась тенденция к индивидуализации труда. Коллективизм первобытных производственных отношений начал превращаться в тормоз дальнейшего развития производства, так как ограничивал инициативу отдельных людей.

Специфическая узость первобытнообщинного коллективизма, ограничившая его возможности рамками родовой общины или племени, не только связывала инициативу людей, но и мешала расширению экономических связей между людьми и увеличению масштабов кооперации труда производителей.

Если совместный коллективный труд первобытных людей требовал в своё время коллективной собственности, то возникший и развивающийся индивидуальный труд производителей требует теперь уже частной собственности на средства производства. Так назревает и обостряется конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Огромное значение для возникновения и развития частнособственнических отношений имел товарный обмен. Первоначально, когда товарный обмен существовал между родовыми общинами и племенами, в качестве их представителей в меновых сделках выступали родовые старейшины и племенные вожди.

Так, на основе индивидуализации производства и развития товарного обмена возникает частная собственность на средства производства, а с её появлением начинает складываться имущественное неравенство между людьми — как между родами, так и внутри рода, появляются богатые и бедные. Лица, занимавшие в родовой общине должности старейшин, военных вождей, жрецов, начинают постепенно использовать своё положение в целях личного обогащения.

7.3. Распад родовой общины

С развитием производства и изменением его характепа в составе большой родовой общины — большой патриархальной семьи созревает и постепенно выделяется новая общественная ячейка — индивидуальная, или относительно малая, семья, состоящая из родителей и детей. Продукты, создаваемые членами этих отдельных индивидуальных семей, перестают поступать в общее пользование и распределяться между всеми членами родовой общины. Они превращаются, следовательно, постепенно в собственность индивидуальных семей. Позднее в собственность отдельных индивидуальных семей переходит и земля.

Происходит распад родовой общины; основной хозяйственной ячейкой общества становится индивидуальная семья.

7.4. Сельская или соседская община

На месте распадающейся родовой общины складывается сельская или соседская община. У земледельческих народов она развивается как сельская земледельческая община, а у скотоводов — как соседская кочевая община. Процесс образования сельской или соседской общины был в то же время процессом разложения и окончательного распада родовой общины и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

Характерной особенностью сельской или соседской общины являлась её двойственность, вытекавшая из сочетания элементов коллективной и частной собственности. На смену распадавшимся кровнородственным родовым связям приходили связи территориальные, соседские. Семьи, принадлежавшие ранее к различным родам, стали поселяться вместе и перемешиваться. Новая первичная экономическая ячейка общества — индивидуальная семья имела свой дом и своё обособленное хозяйство. Вместе с тем до поры до времени сохраняется ещё коллективная общинная собственность на землю: даже пахотные участки находятся первоначально лишь во временном пользовании индивидуальных семей. Каждая индивидуальная семья либо по числу работников, либо по числу едоков получала от сельской общины в пользование земельный надел, который обрабатывается силами этой семьи.

В процессе дальнейшего развития сельской общины вначале приусадебная, а затем и пахотная земля стали переходить в собственность отдельных индивидуальных семей, другая же часть земли — сенокосы, выгоны, пастбища и разные угодья — долго ещё используется сообща и представляет коллективную собственность общинников. Позднее всё более значительная часть и этих общинных земель также переходит в собственность индивидуальных семей, становится частной собственностью.

Коллективная общинная собственность на землю постепенно вытеснялась. Этот процесс представлял собой экономическую основу становления классового общества, пришедшего на смену бесклассовому обществу.

Значительными особенностями отличался процесс развития, а затем разложения общинных отношений и перехода от бесклассового первобытного общества к классовому у ряда азиатских, африканских и американских народов, где частная собственность на землю в течение довольно долгого исторического периода не получала большого развития.

Определённое своеобразие в переходе от родоплеменных общинных отношений к отношениям сельской общины и последующем разложении сельской общины имелось также у ряда народов Восточной, Центральной и Северной Европы, где на экономическое развитие особенно в условиях низкого ещё тогда уровня производства оказывали значительное влияние такие факторы, как суровые природные условия и редкое население.

От различий в формах существования и развития сельской общины у разных народов, от особенностей разложения этой общины зависело то, каким образом и в каких формах начинали складываться новые, классовые общественно-экономические отношения, приходившие на смену первобытнообщинным отношениям.

Характеризуя сельскую общину, К. Маркс указывал: «…община носит в своих собственных недрах элементы своей гибели. Частная земельная собственность уже проникла в неё в виде дома с его сельским двором, который может превратиться в крепость, откуда подготовляется наступление на общую землю…

Земледельческая община, будучи последней фазой первичной общественной формации, является в то же время переходной фазой ко вторичной формации, т. е. переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности» [7].

7.5. Появление эксплуатации человека человеком и классового деления общества

В условиях разложения первобытнообщинных отношений появились первичные формы эксплуатации человека человеком. Возникший на основе роста производительных сил прибавочный продукт побуждал стремление и обусловливал возможность использования большого числа работников производства для создания прибавочного продукта с целью последующего его присвоения теми, кто сосредоточивал в своих руках средства производства.

Возникает рабство, т. е. открыто насильственное принуждение к труду людей, лишённых свободы и находившихся в собственности тех, кто владел средствами производства. Первым источником рабства были межплеменные столкновения, войны. В рабов стали превращать захваченных в плен. В условиях, когда труд человека приобрел способность создавать излишек продуктов, сверх необходимых для его собственного существования, стало более выгодным не убивать людей, взятых в плен, как это делалось раньше, а заставлять их работать в качестве рабов.

Рабство впервые появилось еще в эпоху патриархата. Рабство той эпохи принято называть патриархальным. В силу того, что труд раба не приносил такого количества прибавочного продукта, которое позволило бы владельцу раба не участвовать в процессе производства, основу производства ещё составлял труд свободного человека и членов его семьи, а труд рабов играл подсобную роль.

Однако применение труда рабов уже и тогда способствовало обогащению тех, кто их имел.

Позднее рабство разовьётся во всеохватывающую систему общественных отношений, станет основой существования нового общественно-экономического строя, зародившегося в недрах старого.

Применение труда рабов приводило к дальнейшему росту неравенства: хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В связи с ростом имущественного неравенства те, кто был богаче, начали превращать в рабов не только пленных, но и своих соплеменников, обедневших и оказавшихся в долговой зависимости. Так стало складываться первое классовое деление общества на свободных и рабов, на рабовладельцев и рабов.

Появилась эксплуатация человека человеком. Начиная с этого времени, вся история человеческого общества вплоть до построения социализма есть история борьбы классов.

8. Пережитки первобытнообщинного способа производства

После разложения и гибели первобытнообщинного способа производства остатки и пережитки его в той или иной степени и форме длительное время сохранялись и сохраняются у многих народов.

Так, в ряде районов России остатки сельской (или соседской) общины, а в ряде случаев и остатки родо-племенных отношений существовали вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В этих районах леса, луга, степные пастбища, а иногда и часть пахотных земель находились в общинной собственности.

Остатки и пережитки патриархальных, а иногда и матриархальных родо-племенных отношений сохранились до наших дней у некоторых народов Азии, Африки, Австралии и Океании, а также у некоторых индейских племен, живущих во внутренних районах Латинской Америки. Остатки и пережитки родо-племенных отношений и отношений сельской общины сохраняются у некоторых племен индейцев и эскимосов Аляски, Канады и Гренландии. Необходимо отметить, что общинные формы используются этими народами, а также индейцами, живущими в созданных для них государственными властями резервациях в США, в ряде случаев для того, чтобы противостоять угнетению и иметь возможность, опираясь на племенное единство, отстаивать свои права.

Пережитки матриархата всё ещё наблюдаются, например, в некоторых районах Индии. Здесь до сих пор встречаются большие объединённые семьи матриархального типа. Имеются остатки и пережитки родо-племенных отношений сельской и кочевой общин в ряде районов стран Юго-Восточной и Южной Азии, на Аравийском полуострове, в пустынных и полупустынных районах Западной Азии и Северной Африки. Широко распространены остатки материальных и патриархальных отношений у многих племён, живущих на острове Новая Гвинея, а также у племён, живущих во внутренних районах Австралии и других местах.

До сих пор весьма значительны остатки и пережитки первобытнообщинного способа производства во многих странах, освободившихся из-под ига колонизаторов и вступивших на путь самостоятельного развития. Широкое распространение имеет в этих странах натуральная форма производства, которая характерна для остатков и пережитков докапиталистических способов производства вообще, и особенно первобытнообщинного способа производства.

В ряде развивающихся стран, например в странах Тропической Африки, существуют еще довольно широко распространенные остатки родо-племенных отношений. Например, в Танзании в настоящее время проживает до 130 различных племён, в том числе кочевое племя масаев, занимающихся пастушеством и кочующих по саваннам, расположенным не только на территории Танзании, но и соседней Кении. В ряде стран Центральной и Западной Африки сохранились в некоторых районах родовые общины, а в других районах широко распространены сельские общины. Во многих странах Африки отношения трибализма, т. е. семейной или племенной принадлежности, до сих пор оказывают огромное влияние на общественно-экономическую жизнь.

В связи с наличием значительных остатков и пережитков первобытнообщинного способа производства в развивающихся странах в многоукладной социально-экономической структуре этих стран большое место занимает общинный уклад.

Преодоление пережитков первобытнообщинных отношений является насущной задачей для народов, освободившихся от колониального ига и вступивших на путь независимости и прогресса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *