Что такое родственные слова 2 класс конспект школа россии
Конспект урока во 2 классе на тему «Родственные слова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по русскому языку во 2 классе
Учитель: Никульшина А.В.
Тема урока. Однокоренные слова. Родственные слова.
Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.
Задачи урока:
— формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
— развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
— воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным
Ведущие виды деятельности на уроке:
— творческий ;
— проблемно – поисковый;
— продуктивный.
В результате формируются универсальные учебные действия (УУД):
Формирование универсальных учебных действий (УУД) :
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;
принимать и сохранять учебную задачу;
проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
слушать и понимать речь других;
уметь выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности .
I .Организационный момент.
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка.
– Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
г. зета к…ртина …лф…вит р…бота
-Какое задание вы можете себе предложить?
-Что общего у этих слов?
-Найдите лишнее слово.
— Назовите синоним к слову.
— Что такое синонимы?
-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».
Парные по звонкости-глухости согласные.
III .Актуализация знаний.
1. Работа на скороговоркой.
-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение . Отгадайте загадку.
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?
– Как называют этих птиц?
-А как называют тех, которые улетают в теплые края?
-Почему они улетают?
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.
-Подберите синоним к слову «проворонила».
– Назовите орфограммы в словах.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
(организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).
Демонстрация правильного написания на слайде.
2. Подготовка к изучению нового материала.
-Сколько слов в предложении?
-Что вы можете сказать о них?
-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
— О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
1. Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?»
– Мы должны выяснить, почему слова называют «родственными» или «однокоренными». Посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии!
«Родня ли Гусеница Гусю?»
– Вы кто такие?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.
– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?
Справка : этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. «усатенькое, волосатенькое существо».
Гусеница буквально — «покрытая усами».
— Как называют общую часть родственных слов?
Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
2.Формирование понятия «корень». Сказка.
– А какой вывод из сказки мы можем сделать?
– Правильно! Слов без корня не бывает.
3. Правило. Учебник стр.61 (Правило на слайде)
4.Наблюдение над однокоренными словами.
– Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
5. Образование однокоренных слов к слову «рыба»
Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».
-Небольшая рыба, мелкая рыба.
-Человек занимающийся рыбной ловлей.
-Что можете сказать об этих словах.
Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.
Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.
VI I . Закрепление изученного.
1. Работа в парах. Найди лишнее слово.
рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука , рыбачить;
травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма ;
кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;
полянка, поле, полюшко, половник , полёвка;
сила, могучий , сильный, силач, силёнки
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
3. Составление текста из предложений по таблице со знаковым кодированием.
Конспект урока по русскому языку на тему » Родственные слова» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»
Учебник : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, 2 класс.
Тема: Что такое родственные слова?
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование метапредметных умений:
— проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;
— общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;
— логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение
к известным понятиям).
проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
I. Организационный момент
С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.
1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:
-«Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек» (Лес.)
-Сегодня мы совершим прогулку в лес.
По дорожке мы пойдем
В лес зеленый мы придем.
2. Беседа о правилах поведения в лесу.
ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял
Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист
4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто Яблоко Висело.
Только Конь сказал,
Воробей сказал, Что близко,
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
Что очень Велико и тяжело.
А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?
— Сладкий у него бочок.
— Выпишите из стихотворения слова-антонимы
. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)
III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница — гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».
IV. Работа по теме урока
__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Что такое родственные слова?)
-Какая тема нашего урока?
-Назовите родственные слова в минутке чистописания.
Мы колени поднимаем
— Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
VI. Закрепление изученного материала
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
— Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)
Значение слова «корень»:
— подземная часть растения,
— часть волоса, зуба, ногтя,
-начало, источник чего-либо.
« Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть ( корень ) и общее значение, называются родственными ( однокоренными )»
Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
-А сейчас мы подошли к лесной речке.
-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: « Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже
сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
-Почему гости не сразу приметили чужака?
-Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
-Запишите список родственников Воды: « Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
— Беседа о поведении на речке.
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)
(Аналогично разбирают остальные слова.)
— Выполните письменное задание.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо.
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
«Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
(Учащиеся зачеркивают слова . (Самопроверка.
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 28. Что такое родственные слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова!
Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «ДОМ».
Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в огромное дерево.
И вместо листочков на нем стали появляться новые слова.
Все эти слова являются родственниками. Все из одной семьи. Выросли из одного корешка, из одного слова ДОМ.
Благодарные родственники придумали для своего корешка уютный домик.
Значит и во всех родственных словах домик будет одинаковый. Корень –ДОМ.
А на соседнем дереве выросли родственники слова «ВОДА»
А слово «водитель» сможет вырасти на этом дереве?
Слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ имеют совершенно разное значение. Вода – это жидкость, а водитель – это человек, который ВОДИТ автомобиль.. Корни у них одинаково звучат и пишутся, но значение у них разное. Значит эти слова НЕ РОДСТВЕННЫЕ.
А слово ЖИДКОСТЬ будет ли родственным к слову ВОДА?
С одной стороны, у них есть общее значение. Но мы знаем, что этого мало. Нужна еще общая часть.
Родственные слова имеют похожее значение и общую часть.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Отметьте слова, которые являются родственными слову ЛЕС.
Подсказка: обратите внимание на обще значение.
Задание. Родственные слова.
Соедините родственные слова.
Подсказка: обратите внимание на общую часть слов.
вода
домик
цвет
зимушка
Конспект урока по русскому языку на тему : «Что такое родственные слова?» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 92»
Тема «Системно-деятельностный подход на уроке
Русского языка «Что такое родственные слова?»
(УМК «Школа России», 2 класс)
Выполнила: Сизова О.А.
Тема урока : Что такое родственные слова?
УМК «Школа России» 2 класс
Тип урока : урок практической направленности, открытия нового знания.
образовательная: формирование понятия «родственные слова» создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового понятия; формирование орфографической грамотности учащихся;
развивающая: развитие познавательного интереса к учебной деятельности на основе предметного содержания, сравнения и анализа, обобщения слов;
воспитательная: воспитание культуры общения в малых группах.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом, карточки для самостоятельной работы.
(проверка готовности к уроку)
Актуализация знаний. Мотивация
( Работа в парах,на партах лежат карточки с текстом)
У прохожих на виду А Цыпленок- тем,
Висело яблоко в саду Что очень
Ну кому какое дело? Велико и тяжело,
Просто А Котенку всё равно:
Только Конь сказал, Шепчет Червячок,-
Что низко,, Сладкий у него Бочок.
А Мышонок- Г. Сапгир
А Телёнок озабочен
-Выпишите из стихотворения слова-антонимы. ( Низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое.)( Сверка с образцом на доске)
-Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? (Яблоко)
-Какие ещё словарные слова вам встретились в этом тексте? (Воробей)
Формулирование учебной задачи
-Мы составляли предложение про воробья. Это кто? ( Это птица ) Послушайте, вот такую историю про птиц.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.
-Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
-Ребята, может быть родственница гусеница гусям?( Нет. Не знаем.)
-Правильно, родственники- это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
-Среди слов тоже есть «родственники».
-Кого можно здесь назвать родственниками? ( Гуся, гусыню, гусят )
— Почему? (потому что они одна семья, у них есть много общего)
— А что вы еще заметили общего в написании этих слов? ( Все слова начинаются с букв «гус»)
-Посмотрите на слова гусеница, она тоже начинается так. Значит, она тоже родственница гусей? ( Нет, не знаем )
— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Дети: родственные слова
— Какуюучебную задачу мы поставим перед собой?
Мы должны узнать, какие слова называют родственными, и научиться их находить.
— Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)
4.1 Работа с учебником. Стр. 58, упр. 77.
— Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошими навыками чтения)
— Чем похожи выделенные слова? ( Общая часть.Одинаковое значение ).
-Какие слова мы называем родственными словами? ( У которых есть общая часть и одинаковое значение)
— Назовите два признака родственных слов. ( Общая часть и близкое значение,)
4.2 Составление алгоритма определение родственных слов .
2. Составление алгоритма.
• Нахожу общую часть.
• Определяю близкое по смыслу значение слов.
(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)
-Выполните письменное задание к упражнению.
4.3 Организация Групповой работы
— Ребята, мы сегодня будем работать в группах. Итак, давайте вспомним правила работы в группах.
Правила работы в группе :
1. Отвечая на вопрос, аргументируй свой ответ;
2. Уважительно относитесь друг к другу, называя по имени.
3. Говорите по очереди, не перебивая товарища.
4. Обсуждайте спокойно, никому не мешая.
-Работайте по инструкции:
Обсудите его в группе и выполните действия.
3. Каждая группа проводит свою работу и записывает слова в тетрадь.
Задание для групп определите лишние слова, оставьте только родственные слова ( карточки для каждой группы )
Слова для работы группы
*Найдите общую часть. *Определите близкое по смыслу значение слов.
Слова для работы группы
*Найдите общую часть. *Определите близкое по смыслу значение слов.
Лето, лететь, летний, летом.
Слова для работы группы
*Найдите общую часть. *Определите близкое по смыслу значение слов.
Гора, горевать, горка, гористый.
По ходу групповой работы учитель наблюдает за работой учащихся. Оказывает помощь при затруднениях.
4.4 Самооценка работы групп
Выступление представителей групп. (Выходят по 2 человека, один читает все слова, другой только родственные.)
Дети: мы определили родственные слова: дерево, деревянный, деревцо. Общая часть дерев. Близкое по значению слово…
Дети: мы определили родственные слова: лето, летний, летом.Общая часть лет. Близкое по значению слово…
Дети: мы определили родственные слова :гора, горка, гористый.Общая часть гор. Близкое по значению слово…
— Оцените работу своей группы.
V . Самостоятельная работа
5.1 –Послушайте текст и запомните родственные слова, потом вы их запишите. (Учитель читает текст два раза.)
Лошадь- это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая- это всего-навсего лошаденка. А игрушка у маленького мальчика- лошадка.
-Какие родственные слова вы услышали, запишите их?
-Какие ещё родственные слова вы можете назвать? ( Лошадиные )
5.2 Фронтальная проверка после выполнения. Слова на доске:
Лошадь, лошадушка, лошаденка, лошадка.
Поднимите руки, у кого получилось также как на доске.
Поднимите руки, кто допустил ошибки.
— Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
Дети: Мы должны были узнать, какие слова называют родственными, и научиться их находить.
-Удалось? Какие слова называются родственными?
Дети: У которых есть общая часть и они, близкие по смыслу.
-Чему я удивился на уроке?
-Кого из ребят Вы хотите похвалить? И за что?
VII . Домашнее задание (на выбор)
2.Записать ещё несколько родственных слов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-027357
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.