Что такое рок мюзикл
Рок-опера
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
Содержание
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Рок-оперы в России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
а также современными произведениями:
Немного об Авторах
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».
7 знаменитых рок-опер
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.
«Tommy»
Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.
«Юнона» и «Авось»
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.
«Иисус Христос – суперзвезда»
В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.
«Мастер и Маргарита»
Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.
«Эльфийская рукопись»
Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.
«TODD»
Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.
Творческий эксперимент, потрясший весь мир: как рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера изменила музыкальную культуру?
Что такое рок-опера? Кто является основоположником этого жанра? Что хотел сказать миру Эндрю Уэббер своим бессмертным произведением «Иисус Христос — суперзвезда»? Об этом и многом другом в книге «Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники» рассуждает Роман Насонов, известный музыковед и публицист, автор цикла передач «Магия музыки» на телеканале «Просвещение».
В истории популярной музыки ХХ века важную роль сыграла рок-опера английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» (1970). Это произведение является попыткой прочтения религиозного сюжета — причем с точки зрения именно западной культуры, сквозь призму человеческого опыта.
Новаторство Уэббера
Ллойд Уэббер сочинял популярную музыку с хорошим вкусом, оказывая благотворное воздействие на массового слушателя. Он стал одним из создателей того, что у нас называют третьим направлением, представители которого стремились уйти от двух крайностей: элитарности академического искусства, в том числе авангардного, и примитивности коммерческого.
«Иисус Христос — суперзвезда» строится по модели американского мюзикла. Согласно традициям комической оперы, в нем есть яркие, запоминающиеся песни и разговорные диалоги. В конце концов, и зингшпиль — жанр, в котором Моцарту удалось сочинить такой шедевр, как «Волшебная флейта», — принадлежал к области «популярной музыки».
Отличительные черты жанра рок-оперы — речитативы в сопровождении оркестра (вместо обычных для комической оперы разговорных диалогов), высокое качество музыки, связи между сценами. К тому же композитор может отсылать слушателей к различным эпохам, жанрам, явлениям, создавая многозначность — притом как на уровне сюжета, так и на уровне музыкального стиля. Созданный британцем Ллойдом Уэббером аналог американского мюзикла по своей музыкальности и литературным качествам соответствует высоким стандартам европейского театра, хотя известно, что американский мюзикл всегда превосходит европейский внешними эффектами.
Что общего между мюзиклом и тяжелой музыкой?
Употреблять термин «рок» по отношению к музыке Ллойда Уэббера не совсем верно, потому что рока в его спектаклях не так много и присутствует он наряду со многими другими стилевыми компонентами — джазом, хип-хопом и рэпом. Восприятие этой рок-оперы, пожалуй, даже важнее ее художественных достоинств. Благодаря ей фигура Иисуса Христа стала притягательной для нескольких поколений слушателей, отнюдь не всегда изначально интересовавшихся вопросами религии.
Культ Иисуса-суперзвезды проник даже в Советский Союз, где христианство не поощрялось и представления о Спасителе носили порой самые фантастические черты. В результате многие захотели прочитать Евангелие, понять, что же на самом деле там написано.
И в западном обществе, молодежь которого в большинстве своем была к тому времени далека от Церкви, новый необычный Христос воспринимался, что называется, на ура: он пел, танцевал и вообще был похож на современного человека. Не случайно Иуда, обращаясь к Христу, говорит о том, что тот родился в неудачное время, ведь, воспользовавшись возможностями современных медиа, он достиг бы гораздо большего.
Опера о шоу-бизнесе
Ллойд Уэббер и его либреттист Райс писали оперу не только о Христе как таковом, хотя умение выставить Его фигуру в таком неожиданном свете во многом способствовало популярности произведения. Опера написана о шоу-бизнесе и о том, как создаются селебрити. И в данном случае Иисус Христос и есть суперзвезда по имени Иисус Христос. При этом мир продюсеров и их подопечных здесь изображен очень точно.
И если суждение о христианской вере на основании этого сочинения — вещь крайне рискованная, то шоу-бизнес предстает перед нами во всей своей красе. А заодно мы узнаем принципы, по которым и до сих пор функционирует современное информационное пространство. К примеру, нам хорошо известно, что за экстравагантными ведущими телевизионных шоу или YouTube-каналов часто стоят некие тихие и скромные консультанты-интеллектуалы, которые на самом деле и держат все нити в своих руках.
Точно так же есть продюсеры, раскручивающие певцов, — используя огромные возможности рекламы, современной звуковой и световой аппаратуры, макияжа, искусства создания сценического образа и т. п. (кажется, единственное, что до сих пор не удается скрывать, — это внутреннюю скованность потенциальной эстрадной звезды).
Библейский сюжет, положенный на современные реалии
Одни делают бизнес, другие с удовольствием позволяют использовать себя в качестве человеческого материала. В либретто Райс прямо называет Христа марионеткой: остается лишь догадываться, в чьих именно руках. Суперстар не очень хорошо знает своего «продюсера» и не ведает, в отличие от настоящего, евангельского Христа, замысел Божий — смысл того, что с Ним (на самом деле, конечно, — с ним) происходит. Персонажи, которые противостоят Христу, включая Ирода и Первосвященника, не просто ведут себя как деятели шоу-бизнеса, но и разговаривают на языке продюсеров.
Осознавая природный талант Иисуса, они готовы взять его в свое агентство, чтобы в дальнейшем использовать эту харизматичную личность для каких-то собственных неблаговидных целей. Сам герой оперы не осознает смысла своих действий, будучи послушным непонятной ему воле. А зрители не понимают, почему этой странной личности так восторженно поклоняются многочисленные фанатичные последователи, которые периодически толпятся вокруг Суперстара, танцуют, воздевают руки к небу и впадают в экстаз. Культ, изображаемый в рок-опере, носит абсолютно иррациональный характер.
Евангельские имена и события используются в качестве франшизы, топового бренда, и не имеют никакого реального отношения к христианской вере. Вместе с тем опера интересна именно как остроумная притча о шоу-бизнесе, а идея «надмирного», абсолютно закулисного — сверхчеловеческого — продюсера сама по себе блистательна.
Наиболее содержательная роль отведена в опере фигуре Иуды
Он тоже выступает режиссером тех событий, в результате которых Христос оказывается распят. Его музыкальные номера в произведении являются одними из самых ярких и наполненных смыслом. Иуда едва ли не единственный в опере понимает волю стоящего за небесными кулисами «продюсера». Разумеется, что за подобной трактовкой христианского сюжета стоит давняя, уходящая по меньшей мере в XIX век традиция оправдывать ужасное, не знающее равного во всей истории злодейство: Иуда — действуя вполне осознанно (как у Райса) или же бессознательно — превращается в орудие Божьего Промысла. Но сверх того в лице оперного Иуды мы имеем дело с интеллектуальным критиком происходящего.
Иуда — единственный, кто испытывает скепсис по отношению к подчинившему себе весь мир (в том числе и Церковь) царству шоу-бизнеса. Именно он, а не Христос является главным бунтарем против существующего порядка. Христос, в понимании Иуды, — великий человек, создатель замечательного, гуманного учения, но готовность стать богом — кумиром для толп — является его роковой ошибкой. Ради победы над абсолютным злом популярной культуры Иуда готов тяжко пострадать — понести в веках мрачное медийное проклятие.
Что лежит в основе подлинного культа?
Но есть и еще одна тема — для творчества Ллойда Уэббера важная до такой степени, что позволяет связать воедино смысловые линии всех его мюзиклов. Это тема избранничества.
Создается ощущение, что продюсеры всесильны и могут из любого человека сделать Суперзвезду. До определенного момента так оно и есть. Но когда речь идет о настоящем культе в мире популярного искусства — явлении общественно значимом и сопровождающемся выплесками пассионарности, — манипулятивных медиатехнологий оказывается недостаточно.
В основе подлинного культа должно лежать нечто иррациональное или, по крайней мере, трудно поддающееся рационализации. Почему тот или иной человек, не выделяющийся ни умом, ни внешностью, оказывается центром истеричного поклонения? Понятно, что в пределах массовой культуры художественные критерии попросту не работают — действуют социально-психологические факторы, которые получают некое магическое воплощение в фигурах живых людей.
Мои любимые рок-оперы
С детства люблю музыкальные сказки. И когда вырос, этот интерес не пропал. Хорошо, что есть талантливые люди, которые тоже любят музыкальные сказки, в том числе любят их создавать.
Ниже я постарался описать рок-оперы, наиболее меня зацепившие.
Одной из первых рок-опер, которые я услышал, была «Эльфийская рукопись» от Эпидемии. Мне ее так хвалили, говорили что такие звезды русского рока собираются. И хотя сюжет плоский и явно слизанный с «Саги о Копье», текст наивный до судорог и местами кривой, разобраться в сюжете можно только по бумажке (на слух ничего не понятно) опера запала мне в душу.
Вторая часть оказалось гораздо лучше. Слушал ее на одном дыхании пока летел из командировки.
Третья часть на мой взгляд в целом слабая, хотя есть несколько вкусных сцен: как герои выпивают в башне с колдуном («Пьяный разговор»), или как капитан эльф Ботар-эль запер между мирами драконшу («Ветер ледяной»). А этого эльфа я знаю, он на Арианусе службу начинал, во флоте, в другой книге совсем других авторов. Такое явное передирание персонажа не может не покоробить.
В любом случае, то, что я тут так рассуждаю об этой опере как раз и говорит о том, что она глубоко меня затронула.
Послушать можно тут:
Проявив чудеса хладнокровия и рассудительности, странник примиряет враждующие стороны и восстанавливает балланс, нарушенный Смертью. В благодарность богиня предлагает ему стать богом. Но странник знает кто он, знает свое место и чего он хочет и отказывается от такой чести и ответственности.
В свободном доступе на youtube в hd качестве
Фентези-мюзикл «Последнее испытание».
И что интересно, в отличие от предыдущей рок-оперы, где герой трезво оценивает свои возможности, адекватен реальности и в конце концов принимает решение отказаться от предложения стать богом (и все у него получается хорошо), здесь герой всеми правдами и неправдами рвется стать богом и в итоге реализовывает свои амбиции. Мне кажется, наглядная иллюстрация различий между здоровым человеком и невротиком.
Очень хорошо проработаны характеры главных героев и их взаимоотношения. Очень проникновенно поют. Я поверил.
За богиню тьмы поет сама Хелависа. Остальных я не знал до того как прослушал мюзикл, но поют они тоже отлично.
Послушать легально и бесплатно можно тут: http://www.fantasymusical.ru/
А еще они время от времени дают живое выступление с некоторыми вариациями по сравнению с музыкальной версией.
Tobias Sammet’s Avantasia
Очень бодрая металл-опера про волшебную страну Авантазию, страну мечты, населенную различными волшебными существами и подпитываемую силой воображения человечества, и церковь, убивающую воображение, а значит и Авантазию. Церковью тайно управляет демон, желающий уничтожить все разумное, доброе, светлое.
И главный герой, бывший послушник, который сначала хочет спасти арестованную инквизицией сестру, а потом понимает что происходит вокруг и противостоит церкви.
Динамичный сюжет с соответствующей музыкой чередуется с описательными и философскими треками, и все это на фоне личностного роста главного героя.
Прекрасный power metal, отличные тексты и солистка Within Temptation в роли сестры.
Jesus Christ Superstar
Несмотря на явно религиозную тематику не имеет ничего общего со строгой каноничной религиозной атрибутикой и вообще наполнена приколами и пасхалками. Так, отношения Иисуса и толпы калькированы с отношений фанатов к рок-звезде, а разговор с царем Иродом пародирует манеру разговора с продюсерами (сам не сталкивался, взял из википедии; но стиль достаточно фамильярный, да).
Лютый стеб над апостолами:
Always hoped that I’d be an apostle
Knew that I would make it if I tried
Then when we retire we can write the gospels
So they’ll all talk about us when we’ve died
Всегда мечтал быть апостолом
Знал, что у меня получится если я буду стараться
Пусть говорят о нас после того как мы умрем.
А в первый раз я услышал эту рок-операу по радио, сцену где Каифа и фарисеи решают, что делать с Иисусом и весело хором поют «Must die, must die, this Jesus must die».
Но несмотря на такие шуточки рок-опера достаточно серьезна, заставляет задуматься и берет за душу. Я ее слушал несколько дней запоем.
Что интересно, музыку они писали не сами, а «позаимствовали» у зарубежной эстрады. Причем не скрывали этого, и во вступительной песне перечислили всех.
«Нашим персонажам хорошо помогли:
То появляется, то исчезает из я.музыки. Недавно была, сейчас опять исчезла. Но пока искал, наткнулся на плейлист где некто собрал оригиналы песен, из которых делали рок-оперу.
На этом все. Есть еще много замечательных рок-опер и мюзиклов. Будет здорово, если накидаете что-нибудь в комментарии.