Что такое рококо в архитектуре
Рококо в архитектуре
Введение
Рококо — стиль, проявившейся в начале XVIII века во Франции. Слово “рококо” в переводе с французского означает “декоративная ракушка”. Данный стиль является развитием стиля барокко.
Основные черты стиля рококо
Как и барокко, в стиле рококо приветствуются обилие деталей и различных форм. Все элементы и детали должны быть утонченной формы и изящными. Также приветствуется большое количество орнаментов.
Так как рококо является производной от стиля барокко, эти стили имеют много общих черт, однако есть и немаловажные отличия, из-за которых рококо часто выделяют как отдельный стиль. В отличие от парадного и напыщенного барокко, рококо имеет более простой вид, меньшее количество различных форм. Архитектурный стиль стал более легким и игривым. Симметрия барокко сменилась на произвольные и нелогичные линии.
Основным элементом дизайна рококо стал элемент, под названием “рокайль”. “Рокайль”- специальный орнамент, который совмещает в себе элементы растений, камня и также раковин. Для такого вида орнамента очень характерны плавные, постепенные переходы. Это, при общем взгляде, создает целостность всего дизайна, а также дополняет некоторые конкретные элементы. Часто можно встретить беседки, ворота, фасады, выполненные с использованием таких элементов. Рококо стирает понятие ровных линий. Все линии в дизайне изменяются в большую или меньшую сторону. Например: линия крыши должна плавно искривляться от центра к краям. Это визуально увеличивает объект, а масштаб очень важен в подобном стиле. Многие формы становятся похожими на природные. Украшением может стать орнамент, визуально напоминающий стебель и листья растений или ветки дерева. Такой подход гарантирует уникальность дизайну, а также высокий уровень узнаваемости стиля.
В период появления стиля рококо он часто комбинировался со стилем барокко. Примером этого может стать Версальский Дворец, который включает в себя элементы роскошного, напыщенного барокко, а также элементы плавных линий, растительные мотивы и другие признаки рококо. При такой “смеси” каждый стиль может визуально дополнять друг друга. Плавное строение линий может очень хорошо сочетаться с роскошными формами барокко и наоборот. Главное в таком комбинирование сочетать стили правильно, без явного доминирования одного стиля над другим.
Услуги дизайнеров
Резюме.
Архитектурный стиль рококо
Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715—1723 гг.) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Этот стиль стал отражением светской культуры королевского двора, образа мышления французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения, изысканность, утонченность. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Стиль рококо в архитектуре стал более легким, игривым, чем предшествующее барокко. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Декорирование строилось на асимметрии, вариативности членений плоскостей, перегруженности деталями. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий.
Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г
Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.
Амалиенбург под Мюнхеном. «Охотничий домик» курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>
Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.
Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).
Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.
Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.
Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.
Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.
Барокко или рококо?
Тема: Творчество
Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Про барокко уже писалось ранее, по этому сегодня больше про рококо и его существенные отличия.
Что такое барокко и рококо?
Барокко ( уже рассматривался ранее )— стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.
Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.
Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.
Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.
Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей («мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись).
Архитектура
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.
4516,Стиль рококо в архитектуре – незабываемая первоклассная роскошь
Рококо – самый загадочный, уникальный стиль, господствовавший во времена французской аристократии. Это не просто стиль, а образ жизни и мышления высшего класса, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии. Рококо – порождение исключительно светской культуры и, прежде всего, королевского двора. Причудливый и кокетливый, стиль рококо живёт и сейчас в интерьерах современных европейцев, довольствующихся роскошью и богатством.
Происхождение
Стиль Рококо в архитектуре – это стиль, возникший скорее искусственно – как реакция на классицизм и барокко.
Если вспомнить, то классицизм отличался монументальностью, простотой, но громадными масштабами зданий, сооружений, памятников. Барокко – менее масштабный, но также колоссальный, характеризующийся неким официозом.
В этих стилях строили здания очень долго по всей Европе, в том числе и в России.
С течением времени не только архитекторам, но и обычным людям стало казаться, что ни классицизм, ни барокко не удовлетворяют современных потребностей людей. Громадные и кое-где не совсем удобные здания, похожие на монументы, занимавшие большую площадь застройки, казались неудобными. А для проживания вовсе были непригодными, так как их требовалось хорошо отапливать, что явно не способствовало экономии ресурсов.
Так возникает стиль рококо в архитектуре в самом начале XVIII века во Франции. Название стиля происходит от французского слова, в переводе означающего «декоративная раковина, камень».
Архитектурный стиль рококо
Продолжая рассматривать тему стили архитектуры в начале XVIII века, мы можем увидеть архитектурный стиль рококо.
Появление архитектуры рококо:
Черты рококо
— ассиметрия, главными декоративными элементами которой являются морские камешки, раковины моллюсков, морских звезд и т.д.;
— цветочные орнаменты, повторяющие очертания букв S или С. Очертания декора плавные и волнообразные.
— восточные мотивы (преимущественно китайские);
— элементы всех стихий и времен года;
— особая цветовая гамма (золото, голубизна, белизна, слоновая кость, желтизна, кремовые оттенки).
Золото использовали для того, чтобы выделить важные детали и элементы оформления. Люди чуть победнее использовали сусальное золото, также выигрышно смотревшееся в рококо. Также можно было использовать вместо золота краску в тон ему – золотистую охру, бежевые, каштановые оттенки.
Синонимами рококо в архитектуре можно назвать легкость, игривость, прозрачность.
В Европе (во Франции) стиль рококо появился практически спонтанно, во времена строительства знаменитого Версальского дворца. Это классический вариант изменения стиля. Так один из залов выполнен в монументальном барочном стиле, а итоговое строительство закончилось уже в стиле рококо. Тяжеловесность избыточности зеркал, колонн в Версале компенсировалось с помощью легкости в орнаментах.
Путем вмешательства другого стиля получился красивый, прекрасный архитектурный ансамбль.
Из Франции рококо плавно переместился в другие европейские государства, в том числе в скандинавские.
Декоративность убранства прижилась повсеместно. Особенно на севере Европы лаконичность сереньких зданий удачно стала сочетаться с чертами рококо очень гармонично.
Историко-культурная ситуация, складывавшаяся в Европе в 30-х годах XVIII столетия, также ознаменовалась с налаживанием торговых отношений со странами Востока. Стиль рококо в архитектуре только начинает раскрываться во всем своем величии и великолепии. Утонченность Японии и Китая выразилась в богатстве и витиеватости орнаментов, позаимствованных в тех странах. В Европу попадают красивые декоративные изделия из лака, фарфора, дорогого шелка и прочих роскошных материалов, которыми украшались интерьеры. Именитые дома соревновались между собой в переустройстве своего быта. Люди совершали визиты друг другу, чтобы подробно рассмотреть ту или иную архитектурную изюминку.
Многие стилевые черты рококо придумывали женщины, собственно, ничего не понимавшие в архитектуре. Это были знаменитые красавицы, приближенные к императору Франции, — маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри. В рококо они провозглашают элементы празднества, карнавала, всеобщего и безудержного веселья.
Миниатюрные павильончики, домики в китайском стиле, скрытые от любопытных глаз в роскошных зеленых садах и парках, строились с целью уединения и любовных излияний.
Архитектурный стиль рококо фото
Характерные черты стиля рококо:
Архитектурный стиль рококо оставил значительный след в истории архитектуры Европы и повлиял на дальнейшее развитие искусства и архитектуры.
Асимметричный ракельный орнамент в этом периоде дал название стилю — «рококо».
Рококо в архитектуре
Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.
Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.
Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Ландшафт в стиле рококо
После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.
Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.
Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко.
Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.
Трансформация стиля
Примечательно, что мода на стиль рококо в архитектуре продолжалась значительный промежуток времени. Постоянно в стиль вносились новые элементы, которые после этапа апробации, становились классикой, дошедшей до нас сейчас.
Пик рококо приходится на моду в России при отделке дворянских домов в крупных городах Москве и Петербурге. Рококо в этом случае характеризуется пышными гостиными с наличием дорогих художественных полотен известных авторов.
Во второй половине XIX века в России формируется собственный рококо – сам владелец особняка придумывал орнаменты и оформлял дом в своем собственном стиле, не прибегая к консультациям архитекторов и прочих специалистов. Так, черты рококо начинают постепенно сглаживаться, привносятся новые, не похожие на другие. Однако некая перегруженность декоративными элементами привела к так называемому кризису стиля и его постепенному сглаживанию и перерастанию в другой стиль.
Архитектура рококо фото экстерьера
Эпоха рококо пролитела под правлением женщин, особенно выделилось в России, где в это же время наступила эпоха женщин-императриц. Элементы стиля появились в ансамбле Большого Екатерининского дворца, который был заложен при Екатерине I и был расширен при Елизавете Петровне. В Австрии императрица Мария Терезия указала построить ансамбль Шёнбруннского дворца.
По-поводу женщины-символа того времени то это была Маркиза де Помпадур. Дочь лакея, которая возвысилась до уровня роскошной и расточительной фаворитки короля Людовика XV, она же меценатка которая активно покровительствовала искусству: Многое количество отраслей художественного производства достигли высокого расцвета с её ближайшем участии.
Стиль Рококо в архитектуре Италии
Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.
Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии
Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.
Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.
Архитектура рококо фото интерьера
Архитектурный стиль рококо — это закат барокко, имеющий связь с закатом аристократической дворянской французкой культуры. Тем временем, параллельно этой культуры, уже существовала рациональная и деловая культура нового класса — буржуазии. Это истинное начало века Просвещения и Разума.
Упадок архитектуры рококо:
Этот стиль не имел соответствие идеям радикализма, который стал популярным во французском обществе в середине XVIII в. И вновь внимание архитекторов привлекают спокойные и уравновешенные формы античной архитектуры.
Рококо архитектура Германии
Sans Souci. Рококо в архитектуре Германии
Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.
Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.