Что такое ролевое ожидание

Ролевое ожидание в общении

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах˸ ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения, но каждый из них имеет огромное значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Данные ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Таким образом, социальная роль выступает в двух аспектах:

1) образец поведения, то что ждут от исполнения роли.

2) реальное ролевое поведение, которое означает не всегда социально ожидаемое, а фактическое ролевое поведение.

Как это ролевое поведение будет исполняться, зависит от личностных качеств человека, от степени усвоения им социальных норм (правил поведения), от ᴇᴦο убеждений, установок, ценностных ориентаций.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

Социальные роли делятся на: формальные, внутригрупповые, межличностные, индивидуальные.

Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Например: директор школы – в рабочее время, зритель в театре – вечером, муж – дома и т.д.

Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп человек ведёт себя не одинаково. Он в классе может быть троечником, в футбольной команде – капитан и т.д. Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы.

Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений (например, роли друга, старшего товарища, защитника, помощника, врага, насмешника и т.п.).

Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Т.е. человек настраивает себя на определённую линию поведения, и это в определённой степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях.

Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов.

Человек имеет Главный статус –это статус с которым его отождествляют; статус который определяет его образ жизни, круг общения, привычки, интересы и т. д.

Виды статусов.

Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигаемый статусэто социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Личный статуспроявляется на уровне малой группы, определяется личными чертами и качествами.

Групповойхарактеризует индивида, как члена большой социальной группы (профессиональный), как представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков.

Модель поведения, ориентированная на конкретный статус описывается понятием социальная роль. Социальная роль(от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальна роль имеет два аспекта:

Ролевое исполнениеэто фактическое реальное поведение человека, занимающего ту или иную позицию.

Требования и нормы общество приписывает статусу заранее, но между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, а за неправильное – наказывается. Ролевое исполнение представляет собой синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Ролевой конфликт– это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.

I. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите стили взаимодействия

2. В чем суть ритуального, императивного, манипулятивного и гуманистического стилей взаимодействия?

3. Опишите педагогические стили взаимодействия:Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль.

4. Что такое социальная роль

5. Назовите типы социальных ролей.

6. Какие типы социальных ролей знаете. Охарактеризуйте их.

7. Расскажите о социальных статусах. Приведите примеры

8. Как вы понимаете «ролевое ожидание в общение». Приведите примеры.

Тема 2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Источник

Ролевое ожидание

Смотреть что такое «Ролевое ожидание» в других словарях:

Ролевое ожидание — (Ролевое предписание) Ожидаемое для той или иной социальной роли поведение, напр., на приеме у врача врач задает вопросы, рекомендует, запрещает, стращает возможными последствиями в случае нарушения врачебных предписаний, и это не вызывает… … Словарь социолингвистических терминов

ролевое ожидание (ролевое предписание) — Ожидаемое для той или иной социальной роли поведение, сформировавшееся в соответствии со стереотипным поведением, выработанным в рамках той или иной системы, не зависящее от конкретного человека … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ролевое предписание — См. Ролевое ожидание … Словарь социолингвистических терминов

Ролевое предписание — См.: Ролевое ожидание … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Ролевые отношения — Взаимоотношение между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из обширного репертуара ролей наиболее соответствующие данной ситуации общения… … Словарь социолингвистических терминов

Ролевой конфликт — Конфликт между социальными ролями, выполняемые говорящими в процессе общения, возникает в следующих случаях: 1) индивид понимает свою роль одним образом, а носитель связанной с ним роли по другому; 2) носители ролей А и В имеют разные… … Словарь социолингвистических терминов

Ролевой набор — Совокупность социальных ролей, присущих говорящему с определенным социальным статусом; каждая из таких ролей реализуется в зависимости от изменяющейся ситуации общения (социального статуса собеседника, темы общения). Напр., в Р.н.,… … Словарь социолингвистических терминов

Стереотип речевого поведения — Представления о типичной речевой реализации той или иной социальной роли. На их основе складываются расхожие «квалифицирующие» определения (напр., говорит, как учитель; кричит, как базарная торговка). См. также: Ролевое ожидание, Социальная… … Словарь социолингвистических терминов

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ — концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как… … Российская социологическая энциклопедия

Организационная психология (organizational psychology) — О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг циях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства)… … Психологическая энциклопедия

Источник

Роли и ролевые ожидания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль — это социальная функция личности, которая соответствует принятым нормам. Она заключается в способе поведении людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Понятие, виды и характеристики роли

В психологии взаимодействие между людьми определяется ролевыми отношениями. С другой стороны, роли — это индивидуальные личностные характеристики субъектов. Большая часть того, что человек думает и делает, относится к его социальным ролям.

Общество контролирует взаимодействие людей в соответствии с репертуаром их ролей, которые исполняются общающимися людьми. Для каждого индивида в течение жизни предусмотрены самые разнообразные роли: ребенок, школьник, студент, отец или мать, инженер, врач, представитель какого-либо слоя общества и т.д.

Ролевое обучение нужно для того, чтобы осуществлять:

Роль с точки зрения социологии и психологии представляет собой совокупность социальных норм, которые общество (группа) побуждают освоить человека. Чаще всего роль определяется в качестве динамического аспекта статуса, перечня реальных функций, которые задает группа своему участнику, системы ожидаемых поведенческих стереотипов для выполнения конкретной работы.

Виды ролей определяют особенности групп, в состав которых включен индивид. В соответствии с общественными отношениями выделяют социальные и межличностные роли. Первые из них относятся к социальному статусу, профессии или виду деятельности (например, преподаватель, школьник, продавец, клиент и т.д.). Также отдельно рассматривают социально-демографические роли (например, муж, жена, дочь, сын). Мужчина и женщина — это тоже определенные роли, которые биологически предопределены и предполагают специфические аспекты поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Межличностные роли в психологии относятся к межличностным отношениям, регулируемым на эмоциональном уровне (например, лидер, кумир семьи и т.д.).

В соответствии с нормами и ожиданиями, которые приписываются той или иной роли, они делятся на:

Масштаб роли и способ ее получения

Масштаб роли будет зависеть от диапазона межличностных отношений. Так, чем он будет больше, тем большим будет масштаб роли. Например, социальные роли мужа и жены обладают очень большим масштабом, так как между супругами установлен широкий диапазон отношений (им интересны самые разные стороны жизни друг друга). Прочие отношения (например, между продавцом и покупателем) ограничиваются с помощью конкретных действий (в данном случае связаны с покупкой).

Способ получения роли может зависеть от того, в какой мере неизбежной она является для человека. Например, роли молодого человека (мужчины, женщины, старика) способны автоматически определяться возрастом и полом. Достижение других ролей происходит в процессе целенаправленных социальных усилий (например, студент, профессор и т.д.).

Ролевые ожидания и конфликты

Категория «роль» состоит из совокупности ожиданий каждого человека в отношении своего собственного поведения, а также поведения других лиц при взаимодействии в соответствующей ситуации. В любом случае роль обладает 2 аспектами изучения: ролевым ожиданием и ролевым исполнением.

Некоторая согласованность ролевого ожидания и исполнения может служить гарантией оптимального социального взаимодействия. Людям приходится играть различные роли, и они физически не могут отвечать всем предписываемым им требованиям. В этом случае чаще всего можно говорить о проявлении ролевого конфликта.

Ролевой конфликт — это ситуация, при наступлении которой человек, обладающий определенным статусом (ролью), не в состоянии выполнить требования, предписываемые его ролью.

При несовпадении ролевых ожиданий выделяют несколько типов конфликтов:

В процессе решения проблем, возникающих при несоответствии ролевых ожиданий, принято множество способов решения. Один из них относится к структурным изменениям, смене работы.

Социальная роль — это специфический механизм, с помощью которого интересы общества определяют поведение человека в разных ситуациях общения. Социальные роли, требующиеся в конкретных ситуациях общения, вырабатывает общество на протяжении долгих периодов его развития. Это социально одобряемые типы поведения.

Каждый индивид обладает определенным представлением о том, каким образом он будет исполнять ту или иную роль. Разные роли по-разному важны для человека, который всю свою жизнь занимается освоением новых ролей, так как изменения происходят в его возрасте, позиции в семье, профессиональном статусе, межличностных отношениях и т.д. Овладение широким спектром ролевых моделей поведения способствует развитию человека.

Источник

Панфилова А. П. Гт167 Теория и практика общения : учеб, пособие для студ сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова

Роли и ролевые ожидания.

Тема 2.1. Роли и ролевые ожидания.

Студент должен иметь представления:

Студент должен знать:

Понятия социальной роли. ролевого конфликта. Виды и характеристики социальных ролей.

Студент должен уметь:

Анализировать предложенные упраж­нения, подкрепляя практический опыт теоретическими знаниями. Осмыслить, каждую социальную роль и найти для себя оптимальный стиль поведения.

1. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей.

2. Ролевые ожидания.

3.
Единство общения и деятельности
Вопрос № 1. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей

Межличностные отношения непосредственным образом оп­ределяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями.

Общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. Каждому индивиду в течение жизни приходится испол­нять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного соци­ального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы:

1) выполнять обязанности и пользоваться правами в соот­ветствии с той или иной ролью;

2) приобрести установки, навыки поведения, которые соот­ветствуют данной роли, и иметь адекватный ей эмоциональный настрой.

Социальная роль — это социальная функция личности, со­ответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Существует точка зрения, что социальная роль — это сово­купность социальных норм, освоить которые общество или груп­па побуждают или принуждают индивида. Обычно же социаль­ную роль определяют как динамический аспект статуса, как пе­речень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнени­ем конкретной работы.

Социальные роли различны по своей значимости. Роль объ­ективно задается социальной позицией вне зависимости от инди­видуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д.

Внутренняя структура личности (картина мира, желания, ус­тановки) может располагать к одним социальным ролям и не спо­собствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не тре­буется.

Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое по­ведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.

Виды и характеристики социальных ролей.

Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид. В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межлично­стные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.). Выделяют социально-демографи­ческие роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отноше­ниями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).

В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:

представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);

субъективными ролями (ожидания, которые связывает че­ловек со своим статусом, то есть его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с дру­гими статусами);

играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

Существует нормативная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:

описания поведения (характерного для данной роли);

предписания (требования к этому поведению);

оценки исполнения предписанной роли;

санкций за нарушение предписанных требований.

Поскольку личность — это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

зависит от диапазона межличностных отно­шений. Чем он больше, тем больше масштаб роли. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, по­скольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений, они интересуются самыми разными сторо­нами жизни друг друга. Другие отношения, например продавец — покупатель, ограничены конкретными действиями, связанными с покупкой товара.

роли зависит от того, насколько неиз­бежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, мужчины, женщины, старика автоматически определя­ются возрастом и полом. Другие роли достигаются в результате целенаправленных социальных усилий. Например, роль студента, профессора и т.д.

Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности.

Есть роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность,например хирург, судья и т.п. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных; представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности. Например, в средневековом фран­цузском эпосе «Песнь о Роланде» великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду — поведение, которое; не может быть характерным для современного полководца.

как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установлениетолько формальных отношений между людьми с жесткой регла­ментацией правил поведения; другие, напротив, — только не­формальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Следует отметить, что формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию или антипатию. Здесь чувства участников взаимодействия по от­ношению друг к другу выступают как побочный, но относитель­но стойкий рефлекс.

зависит от системы потребностей и моти­вов человека. Так, родителями в заботе о благе своего ребенка движет прежде всего чувство любви; любой руководитель тру­дится во имя дела и т.д.

В любом школьном коллективе роли распределяются по вер­тикали (классный руководитель, староста, рядовые ученики) и по горизонтали («рассказчик», «забияка», «ворчун», «клоун» и т.д.). Горизонтальные роли выбираются как стиль поведения в классе самим учеником, в основном на бессознательном уровне в соот­ветствии с индивидуальными его особенностями. Вертикальная роль определяется выбором и статусом. Для педагога важно пом­нить, что новая социальная роль влияет на перестройку личности воспитанника. Например, «забияку» назначили главным дежур­ным в школе, и он добивается организации порядка на переменах.

Вопрос №2. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт.

В каждом человеке, сознает он это или нет, живет вера в чудо. Особенно сильно ожидание чуда в детстве. Ребенок живет в сказке, он искренне верит в волшебников и сам является одним из них. С возрастом мир становится предсказуемым, и в нем не остается места для чудес. В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожида­ний мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни.

В проявлениях светлого человеческого могущества, здоро­вья, радости — ничего чудесного нет, надо лишь научиться ви­деть положительные стороны жизни.

Приведем известную притчу. За одним монахом гнался тигр. Убегая, монах оказался на краю обрыва. Он стал спускаться по лиане и увидел внизу другого тигра. Вдобавок лиану стала под­грызать мышка. И вдруг монах увидел спелую ягоду земляники. Протянул руку и съел самую вкусную ягоду в жизни. Монаху уда­лось спастись, иначе бы мы не узнали эту историю.

Мы подошли к ключевой идее


переименования или смены масок. Старая маска монаха звучала примерно так: «Я тот, ко­му грозит неминуемая гибель «, а новое имя: «Я тот, который ест ягодку земляники «.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каж­дого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определен­ной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание

и
ролевое исполнение.
Опреде­ленная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполне­нием служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физиче­ски не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт Микросхема

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Возможны следующие конфликты:

внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;

внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

— личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентациц и требо­ваний новой социальной ситуации.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический меха­низм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Соци­альные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Каждый человек имеет определенное представление о том, как он будет исполнять ту или иную свою роль. Различные роли по-разному важны для личности. Всю свою жизнь человек зани­мается освоением новых социальных ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межлич­ностные отношения и т.д. Овладение широким спектром соци­альных ролей способствует развитию человека.

Вопрос
3Единство общения и деятельности
Под деятельностью, в широком смысле, согласно толковому словарю С.И.Ожегова понимаются любые занятия, труд или работа людей, а также работа какого-либо механизма, сил природы, органа человека.

Психологическое изучение деятельности было начато отечественными психологами, особенно интенсивно оно проводилось А.Н.Леонтьевым. Именно А.Н.Леонтьев заложил основы деятельностного подхода в психологии.

По А.Н.Леонтьеву, деятельность — это форма активности человека.

Деятельность — это специфическая человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание, преобразование внешнего мира и самого человека.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность — это чувственно-предметная, материальная деятельность.

Внутренняя деятельность — это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно А.Н.Леонтьеву, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация». Обратный переход — от внутренней деятельности к внешней обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации.

Целостная деятельность имеет следующие составляющие: мотивы — цель — задачи — действия — контроль — результат — рефлексия.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель побуждает человека к постановке задач, которые требуют выполнения действий. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Действия совершаются под постоянным контролем, направленных на получение результата, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность.

Основными видами деятельности людей, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития, являются: игра, учение и труд.

Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность. Предметность деятельности заключается в подчинении логики действий человека логике предметов, с которыми он имеет дело. И этой логике действования с предметами человек начинает обучаться с ранних лет. Субъективность деятельности заключается в том, что она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

2. Единство общения и деятельности

Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, гранью совместной деятельности или общение и деятельность — это два самостоятельных, равноправных процесса?

Существует множество определений понятия «общение», из которых можно выделить главные:

общение – это вид самостоятельной человеческой деятельности;

общение – это атрибут других видов человеческой деятельности;

общение – это взаимодействие субъектов.

С точки зрения психологии

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общение одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а порой и прекращается формирование личности. П Поэтому потребность в общении выступает как важный фактор, определяющий личностный смысл самоформирования личности. С одной стороны, потребность в общении является следствием взаимодействия личности и социокультурной среды, а с другой стороны – социокультурная среда служит одновременно и источником данной потребности.

Общение – это форма деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта. При этом психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Соответственно психический контакт характеризует в свою очередь общение как двустороннюю деятельность, т.е. взаимную связь между людьми.

А.А.Леонтьев понимает общение «как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». С другой стороны он же видит общение как условие «любой деятельности человека».

Также и В.Н.Панферов о и подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, главной ее характеристикой является осознанность.

В центре общения находятся как минимум две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности. Поэтому общение как деятельность можно представить в виде системы, состоящей из:

а) субъекта – инициатора общения;

б) субъекта, которому адресована инициатива;

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследует участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Из приведенной схемы видно, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берет на себя эту инициативу, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, — субъектом – партнером.

Что такое ролевое ожидание. Смотреть фото Что такое ролевое ожидание. Смотреть картинку Что такое ролевое ожидание. Картинка про Что такое ролевое ожидание. Фото Что такое ролевое ожидание Что такое ролевое ожидание. Смотреть фото Что такое ролевое ожидание. Смотреть картинку Что такое ролевое ожидание. Картинка про Что такое ролевое ожидание. Фото Что такое ролевое ожидание Что такое ролевое ожидание. Смотреть фото Что такое ролевое ожидание. Смотреть картинку Что такое ролевое ожидание. Картинка про Что такое ролевое ожидание. Фото Что такое ролевое ожидание

1.Письменно ответьте на вопросы:

1.Выделите особенности интерактивной стороны общения.

2. Какие уровни взаимодействия существуют и можно ли говорить о недостатках того или иного уровня?

3. На каком из приведенных в главе уровней взаимодействия предпо­читаете общаться вы?

4. Сколько типов взаимовлияний существует?

8. В чем специфика позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок по Э.Берну?

9. Перечислите существующие стратегии взаимодействия, выделите характеристики для их отличия.

2. Составьте таблицу «Характеристика позиций Родителя, Взрослого, Ребенка (по Э.Берну)»

ХарактеристикаРодительВзрослыйРебенок
1Характерные слова и выражения.
2.Интонации
3.Состояние
4. Выражение лица
5.Позы

Практическое задание

Методика «Изучение психологического климата группы»

Инструкция. Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа «А» до психологического климата типа «В» определите ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком слева или справа относительно нуля.

3 — свойство проявляется в группе всегда;

2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

1 — свойство проявляется нередко;

0 — проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство.

№ п/пСвойства психологического климата «А»ОценкаСвойства психологического климата «В»
Преобладает бодрое, жизне­радостное настроениеПреобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отно­шениях, взаимные симпатииКонфликтность в отноше­ниях, антипатия
В отношениях между группи­ровками внутри группы су­ществует взаимное располо­жение, пониманиеГруппировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельностиПроявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товари­щей вызывают сопережива­ние. Искреннее участие всех членов группыУспех или неудача това­рищей оставляют равно­душными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению другихКаждый считает свое мнение главным и нетер­пим к мнению товарищей
Достижения и неудачи груп­пы переживаются как собст­венныеДостижения и неудачи группы не находят откли­ка у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»В трудные дни группа «раскисает»: растерян­ность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руко­водствоК похвалам и поощрениям группы относятся равно­душно
Группа активна, полна энергииГруппа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помо­гают им освоиться в коллективеНовички чувствуют себя чужими, к ним часто прояв­ляют враждебность
В группе существует спра­ведливое отношение ко всем членам, поддерживающим слабых, выступают в их за­щитуГруппа заметно разделя­ется на «привилегирован­ных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание рабо­тать коллективноГруппу невозможно под­нять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Сложить оценки левой стороны в вопросах: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма «А»; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма «В»; найти разницу: С = А — В.

Если «С» равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.

— значит психологический климат благоприя­тен.

климат неустойчиво благоприятен.

Самостоятельная работа: проработка конспекта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *