Что такое роллерный тормоз на велосипеде
Зачем нужен роллерный тормоз для велосипеда
Роллерный тормоз, встречающийся на велосипедах без механизма выбора скоростей, представляет собой модифицированный барабанный узел. Конструкция модернизирована, что позволило повысить эффективность работы и увеличить ресурс компонентов. Владелец может самостоятельно установить тормоз на велосипед (с учетом совместимости конструкции).
Общее понятие роллерного тормоза: главные особенности
Узел располагается на ступице заднего колеса и управляется с помощью рукоятки (классические механизмы на 1-скоростном велосипеде срабатывают при прокручивании педалей назад). На внешней части корпуса предусмотрено кольцо с ребрами и прорезями, улучшающее отвод тепла.
Кожух не является полностью герметичным, имеющиеся зазоры не позволяют проникать внутрь частицам грязи или дорожной пыли.
Принцип действия
Узел оборудован тросовым приводом, соединенным с рукояткой на руле. При необходимости снижения скорости велосипедист воздействует на нее, натягивая трос. Расположенный внутри барабана эксцентрик отводит в стороны ролики из износоустойчивого сплава, прижимая их к рабочей поверхности. Велосипедист контролирует процесс снижения скорости, интенсивность торможения зависит от усилия, приложенного к рукоятке.
Механизм заполнен густой смазкой. Она снижает износ и защищает детали от влияния влаги. При контакте роликов и барабана смазка выдавливается, не оказывая негативного влияния на динамику торможения.
После снятия усилия с рукоятки эксцентрик возвращается пружиной в нейтральное положение. Эластичный элемент предотвращает случайное включение тормоза (например из-за вибраций при движении по неровной дороге).
Кому подойдет
Тормоза роллерного типа предназначены для техники, которая эксплуатируется в городских условиях либо используется для прогулок. Механизмы подойдут для велосипедистов с весом более 100 кг, поскольку избыточная масса увеличивает тормозной путь. Отказ от классических узлов с колодками, прижимаемыми рычагами к ободу колеса, позволяет повысить безопасность движения в плотном потоке. Изделия устанавливают на велосипеды, стилизованные под чопперы или круизеры.
Преимущества
Преимущества устройства, отмеченные велосипедистами:
Комплектующие роллерного тормоза: устройство
В состав конструкции входят:
Планетарная втулка
Ряд производителей выпускает специальные втулки с планетарной зубчатой передачей, позволяющие установить роллерный тормозной механизм. Примером такого узла является Shimano Nexus Inter-3, для установки потребуется докупить рукоятку с тросовым приводом и мелкие монтажные детали.
К недостаткам узла относят увеличение массы велосипеда и повышение нагрузки на ноги из-за механических потерь в планетарной передаче.
Критерии выбора для велосипеда
Механизмы отличаются материалом, типом тормозных колодок и габаритами щитка, обеспечивающего охлаждение корпуса. Размеры радиатора не влияют на тормозные характеристики, которые зависят от типа колодок, на которые и следует ориентироваться при выборе изделий.
Производители предлагают накладки плоской и V-образной конфигурации, которые отличаются площадью контакта.
V-образные накладки могут автоматически центрироваться относительно корпуса барабана, что обеспечивает стабильность работы и снижает уровень вибраций при использовании механизма.
Установка своими руками
Монтаж состоит из этапов (перечень действий зависит от конструктивных особенностей):
Подгонка и регулировка элементов требуют от велосипедиста слесарных навыков. После установки новой втулки необходима балансировка колес и настройка положения обода относительно оси с помощью спиц.
Если владелец техники сомневается в своих силах, то рекомендуется обратиться в специализированный сервис.
Финансовые затраты компенсируются экономией времени и грамотной установкой тормозных механизмов, что положительно сказывается на безопасности эксплуатации велосипеда.
Правила эксплуатации и обслуживания
Крышка плотно установлена на корпусе механизма, предотвращая попадание грязи и вымывание смазки водой. Но при длительной эксплуатации в условиях повышенной влажности (например при поездке по глубоким лужам) во внутренние полости возможно проникновение посторонних частиц. Песок попадает между роликами и барабанами и провоцирует износ поверхностей.
Увеличившийся зазор вызывает рост свободного хода рукоятки управления, при чрезмерном истирании воспользоваться тормозом невозможно (эксцентрик не может прижимать ролики к барабану).
При обнаружении люфта рукоятки необходимо прекратить эксплуатацию велосипеда и провести диагностику и очистку тормозного механизма. Снятые детали следует промыть от смазки и грязи в бензине или растворителе. Зазор проверяют поворотом эксцентрика в крайние положения, изношенные или поврежденные детали следует поменять на новые (поставляются производителями в запасные части). Рекомендуется проводить профилактическое обслуживание с заправкой свежей смазки для роллерных систем ежегодно или через каждые 2 тыс. км пробега.
Нюансы разборки и сборки устройства
Процедура разборки узла (на примере модели Shimano 80-86):
При обратной сборке необходимо аккуратно установить секторы фрикционной поверхности. Имеющийся на деталях выступ должен быть направлен вверх. Затем в отверстие следует вставить сепаратор с заранее уложенными роликами. Его кольцо должно свободно вращаться относительно фрикционных накладок, люфт или заедание не допускаются.
Перед установкой эксцентрика необходимо развести колодки с помощью направляющих выступов на крышке. Затем следует снять кожух, смонтировать эксцентрик и вернуть крышку на штатное место.
После проверки работоспособности эксцентрика можно продолжить сборку. Если при воздействии на рычаг блокировка тормоза не происходит, то следует проверить корректность расположения колодок в корпусе. Затем необходимо надеть пружину сепаратора, заведя кольца в направляющие прорези. На заключительном этапе необходимо надеть на место сектор толкателя. Под элемент следует подложить возвратную пружину. Заключительным этапом сборки является установка внешней декоративной крышки (элемент аккуратно прижимают к основанию до щелчка фиксаторов).
Отрицательные стороны роллерного тормоза
К недостаткам механизма относят:
Несмотря на имеющиеся недостатки, тормоза встречаются на велосипедах любительской категории или электрических бюджетных скутерах. Механизмы могут остановить технику весом до 120-140 кг, компоненты выдерживают эксплуатацию на протяжении 2-3 лет без очистки и смазки. Если велосипед оборудован рамой с подвеской колес на амортизаторах, то установить механизм невозможно. Из-за постоянного изменения взаимного положения деталей не получится обеспечить постоянное натяжение тросового привода эксцентрика.
Что такое роллерные тормоза для велосипедов
Тормозная система является наиболее важным компонентом любого вида транспорта. У крупных велопроизводителей над ее совершенствованием постоянно работают целые лаборатории и конструкторские бюро. Однако новое — это хорошо забытое старое. И роллерные тормоза, которые многие опытные райдеры называют оптимальным вариантом по соотношению цена–качество, являются усовершенствованной конструкцией барабанного, широко используемого в советский период. Узнать, что такое роллерные тормоза на велосипед, какими они обладают преимуществами и недостатками по сравнению с тормозами других типов, можно из этой статьи.
Что такое роллерные тормоза. Область их использования
Тормозом называют компонент велобайка, служащий для замедления его скорости. Роллерные тормоза были разработаны на основании барабанных, однако их характеристики значительно превзошли прототип. Процесс торможения осуществляется при нажатии ручки на руле, путем зажатия небольшого диска между роликами. Основными особенностями системы являются:
Эта система была разработана еще в девяностых годах прошлого века. Ей пророчили широкое применение и блестящее будущее, однако внушительные габариты и вес, несовместимость с большим количеством амортизационных вилок и вероятность обратного вращения значительно ограничили ее применение.
Такую тормозную систему рекомендуют устанавливать на велотранспорт, когда мгновенная остановка имеет основополагающее значение. Они оптимально подходят для городских, туристических, прогулочных моделей, а также для электробайков.
Если велосипедист имеет большую массу тела, установка на велосипед роллера поможет ускорить процесс торможения, с которым могут не справиться дисковые или ободные тормоза.
Устройство и принцип работы
Тех, кто знаком с устройством барабанного тормоза, не удивит, как устроены роллерные – ведь они являются практически идентичными. Основными отличиями становятся материал изготовления деталей и точность их обработки и монтажа на велосипед.
Типичные роллерные тормоза состоят из:
Процесс торможения осуществляется следующим образом:
Приобретая велосипед, оснащенный роллерными тормозами, следует учитывать, что для их нормального функционирования потребуется значительное количество смазки.
Достоинства и недостатки
Такие механизмы обладают собственными достоинствами и недостатками. Среди плюсов такой конструкции велосипедисты называют:
К недостаткам системы относят:
Также известны случаи прокручивания колеса при нажатом тормозе.
Обслуживание
Роллерные тормоза имеют закрытую конструкцию и, тем не менее, иногда песок и пыль все же попадают внутрь механизма. Абразивные частички значительно увеличивают износ тормозных барабанов и колодок, который приводит к увеличению хода тормозной ручки. Ход троса не позволяет прижать колодки к барабану и механизм не может остановить велосипед.
Чтобы устранить дефект, тормозную систему потребуется разобрать. Простота конструкции позволяет снять все компоненты устройства даже технически неподготовленному человеку. В первую очередь демонтируется тормозная крышка, в последнюю – колодки. Все детали необходимо тщательно очистить и промыть, колодки осмотреть на предмет износа. При его значительных размерах их потребуется заменить. Износ проверяется поворотом до упора эксцентрика, на его наличие указывает зазор.
По мнению специалистов, такие тормозные системы следует чистить не реже одного раза в год или когда пробег велобайка составит 1,5 тысячи км. Также механизм нуждается в периодической смазке (после 2000 км пробега). Для этих целей подойдут любые густые смазки, но производители тормозных механизмов рекомендуют применять специальные вещества для роллерных систем.
Установка
Чтобы установить роллерную конструкцию на велосипед, требуется опыт, сноровка и достаточное количество свободного времени. Установка роллера требует одновременной замены втулки, а также полной переспицовки колеса.
Чтобы оснастить велосипед данными системами торможения, потребуется:
Учитывая сложность и трудоемкость процесса, велосипедисты, столкнувшиеся с установкой роллерных систем на велосипед, рекомендуют доверить ее профессионалам из специализированных мастерских.
Итоги
Роллерные тормоза гарантируют райдеру ощущение надежности при передвижении по самой сложной трассе. На любом покрытии роллер обеспечит плавную остановку без блокировки колес.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Роллерные тормоза для велосипедов
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2103
Роллерный тормоз – довольно редкий, но эффективный тип тормозной системы. Если описать его в нескольких словах, то он представляет собой усовершенствованный барабанный тормоз, который можно встретить на подростковых синглспидах. Но стоит познакомиться с устройством и принципом действия роллерного тормоза поближе.
Принцип действия
Принцип работы роллерного тормоза практически ничем не отличается от барабанного. Главное отличие заключается лишь в том, что на роллерном мы тормозим ручкой, а на барабанном усилие передается за счет обратного вращения педалей. При нажатии на рычаг торможения он тянет тросик, который, в свою очередь, воздействует на эксцентрик. Он имеет особую форму, похожую на цветок. Когда тросик начинает вращать этот эксцентрик, то он выдавливает ролики. Последние упираются в тормозной барабан, который сцеплен с втулкой колеса. Чем сильнее давление роликов на барабан, тем сильнее его замедление.
Особенности
У данного типа тормозной системы есть две особенности, которые значительно отличают ее от всех остальных. Во-первых, в роллерном тормозе используется смазка. Хоть скольжение и торможение – это две противоположности, они имеют место быть. Без смазки ролики, барабан и другие компоненты быстро бы стерлись и пришли в негодность. Во время торможение на ролики оказывается большое давление, которое выдавливает большую часть смазки. Поэтому она не очень сильно влияет на тормозные способности.
Вторая особенность – это торможение за счет давления, а не за счет трения. Любой другой тормоз воздействует на колесо за счет оказываемого трения. Роллерный же – за счет давления на колодки и барабан.
Комплектующие
Практически любая модель роллерного тормоза состоит из одних и тех же деталей. Так, например, модель Shimano BR-IM55-F состоит из 10-ти компонентов:
Большим плюсом является то, что в него не попадает ни грязь, ни влага. Благодаря этому, на байке с таким тормозом можно смело ездить в любую погоду и не утруждать себя систематической чисткой. Именно крышка обеспечивает изоляцию всех комплектующих от попадания внутрь системы грязи. Так как комплектующие нуждаются в периодической смазке, в крышке есть специальное отверстие с крышкой, через которое можно заливать масло внутрь.
Следующая деталь устанавливается внутрь, соединяется с тросиком и рычагом-эксцентриком. В ней есть также отверстия для крепления пружины, которая возвращает деталь в изначальное положение.
5-я деталь является основной всего тормоза. Она соединяет все остальные комплектующие. Кроме этого, она также отвечает на неподвижность колодок и не дает им проворачиваться.
Рычаг-эксцентрик, вращаясь, оказывает давление на ролики. В зависимости от модели тормоза, в нем может быть разное количество роликов. В Shimano BR-IM55-F используется 6 одинаковых круглых роликов. Все они удерживаются. благодаря обойме. Непосредственное воздействие на барабан оказывают тормозные колодки.
На моделях подороже есть специальные охлаждающие диски. Дело в том, что процесс замедления вращения колеса сопровождается выделением большого количества тепла, несмотря на то, что сила трения не такая большая. Охлаждающий диск играет большую роль на роллерных тормозах, которые устанавливаются на тяжелые электробайки.
Установка
Установка роллерного тормоза имеет свои особенности. Лучше всего обратиться в специализированные сервисные центры, поскольку потребуется замена втулки, а значит, и переспицовка всего колеса.
Итак, данную систему можно устанавливать как на переднее, так и на заднее колесо, правда, не на любую втулку.
Интересно!
Некоторые втулки под роллерные тормоза оснащены анти-блокировочной системой, которая увеличивает эффективность работы при резком торможении.
Сам тормоз необходимо зафиксировать во втулке в специальные пазы, которые расположены в центре по периметру.
Некоторые втулки оснащены отверстиями с резьбой для дополнительной фиксации тормоза.
После этого корпус необходимо закрепить к ноге вилки или заднему перу. Чаще всего это делается с помощью металлических хомутов, которые крепятся к специальному хвостику на основе.
Существуют модели с идентичными дисковым тормозам креплениями на вилку и перья. Их установка и фиксация к байку еще проще и надежнее. К подобным моделям можно отнести Shimano Nexave BR-IM86.
Потребуется установить также ручку на руль и протянуть трос. Этот процесс не имеет никаких особенностей и не должен вызвать проблем. Тросик необходимо крепить хомутами к рулю, раме и вилке для того, чтобы он не болтался и не попал в колесо.
Преимущества и недостатки
К плюсам можно отнести:
Большинство владельцев байков, оснащенных подобной тормозной системой, утверждают, что ее может хватить не то что на несколько лет, а даже на весь срок службы велосипеда. Действительно, устройство предельно простое. При периодической смазке комплектующие практически не будут изнашиваться.
Роллерные тормоза отличаются еще и высокой мощностью. Их могут смело устанавливать велосипедисты с весом более 90 кг на тяжелые электробайки.
Данные тормоза могут эксплуатироваться до трех лет без сборки и разборки. Другие же типы нуждаются в систематической переборке и смазке после каждой «влажной» покатушки. Роллерные тормоза защищены от попадания внутрь грязи и влаги, а значит. не нуждаются в частой чистке.
Для установки роллерных тормозов не требуются специальные крепления на вилке или раме велосипеда. Именно поэтому их выбирают те, у кого на байке нет места для крепления дисковых, клещевых или ободных тормозов.
Роллерные тормоза весят немало. Многих это сразу отпугивает. Тем, у кого нет выбора, приходится просто закрывать на это глаза. С другой же стороны, глупо гоняться за весом любительского байка, на который чаще всего и устанавливается подобные тормозные системы.
Стоимость данных комплектующих значительно больше, например, бюджетного ободного тормоза, но и качество тоже лучше. Велосипедистам приходится выбирать: либо потратиться один раз и забыть про тормоза, либо периодически их обновлять более дешевыми аналогами.
Самым главным минусом можно назвать невозможность установки на обычные втулки. Если делать выбор в пользу роллерных тормозов, то придется дополнительно потратится на покупку специальной втулки. Но нет худа без добра. Есть возможность опробовать велосипедную втулку с анти-блокировочной системой.
Далеко не каждый велосипедный магазин может похвастаться широким выбором роллерных тормозов, поскольку они используются довольно редко. Поэтому если велосипедист задумает их установку на свой байк, то придется совершать покупку в интернет-магазине и, возможно, по предзаказу.
Кому подойдет роллерный тормоз?
Данная система встречается довольно редко, но все же некоторые делают выбор в пользу роллерных тормозов. Устанавливать их лучше всего на прогулочные, городские и электрические велосипеды, поскольку именно на этих типах байков они не только окажутся наиболее эффективными, но и будут гармонично смотреться на велосипеде.
Задуматься над установкой роллерных тормозов стоит и велосипедистам с большим весом. Так, например вес ситибайка с электроприводом может достигать 25 кг. Если прибавить еще и крупного райдера весом около 95 кг, то общая масса составит 120 кг. Мощности ободных или барабанных тормозов будет просто недостаточно, чтобы эффективно справляться со своей задачей.
Кроме этого, роллерные тормоза эффектно смотрятся на круизерах и чопперах. Те, кто покупает эти редкие и зачастую экстравагантные байки, очень щепетильно относятся к его внешнему виду.
Как обслуживать роллерный тормоз
Не смотря на то что крышка практически полностью закрывает все комплектующие от грязи и влаги, герметичным устройство роллерного тормоза назвать нельзя, он нуждается в периодической смазке. Из-за этого нельзя использовать жидкие типы. Лучше всего будет приобрести специализированную смазку. У компании Shimano есть неплохие смазки специально для роллерных тормозов. Можно также использовать и любые другие густые смазки, например, графитовые. Но только специализированная может гарантировать максимальный эффект и отсутствие негативного воздействие на детали.
Хоть грязи, пыли и влаги внутрь тормоза попадет и мало, он все же нуждается в чистке и переборке. В зависимости от интенсивности эксплуатации эти процедуры необходимо проводить не реже одного–двух раз в год или каждые 1500 километров. Такая периодичность технического обслуживания сможет обеспечить долговечность тормозной системы.
Самое важное
Роллерный тормоз – отличный вариант для любительских синглспидов и велосипедов с планетарными втулками. Принцип его работ заключается в давлении роликов на колодки и барабан, вследствие чего и происходит остановка колеса. Главными плюсами этого устройства является долговечность, неприхотливость и высокая мощность. Минусами же становятся большой вес, стоимость и возможность установки только на специальные втулки.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Роллерные тормоза для велосипеда: что это такое
Роллерный тормоз – улучшенное продолжение линейки велосипедных тормозов барабанного типа. Это очень надежный и эффективный механизм, который часто используется в современных моделях велосипедов. Люди, которые хотят проверить работу таких тормозных систем, должны детальнее ознакомиться с их описанием.
Главные особенности
Среди основных особенностей роллерных тормозов можно выделить следующее:
Из вышеперечисленных особенностей можно сделать вывод о том, что роллерный тормоз – это надежная конструкция, которая намного эффективнее других механизмов.
Для каких велосипедов подходят
Тормозные системы роллерного типа предназначены для велосипедов, которые нуждаются в надежном торможении. К таким байкам можно отнести следующие модели:
Также рекомендуется устанавливать такие конструкции на велосипеды, которые будут использоваться для перевозки тяжелых грузов. Роллерный тормоз, в отличие от барабанного и ободного, сможет без проблем справляться с нагрузкой около 130 кг.
Устройство и принцип работы
Системы торможения роллерного типа устроены достаточно просто. Большинство производителей создают аналогичные по строению конструкции. Отличаются они только материалами, из которых сделаны элементы устройства.
Роллерные тормоза для велосипеда состоят из следующих деталей:
Принцип работы таких механизмов практически ничем не отличается от барабанных конструкций. При сжимании ручки тросик моментально передает тягу на кронштейн, который проворачивает эксцентрик. После этого начинают двигаться ролики. Они упираются в колодки тормозов и барабан, за счет чего вращение колеса постепенно замедляется.
Достоинства и недостатки
Роллерные тормоза имеют ряд преимуществ и недостатков, с которыми надо ознакомиться перед их использованием. Такой тормозной механизм имеет следующие плюсы:
Тормозные устройства роллерного типа не лишены и недостатков:
Только ознакомившись с основными плюсами и минусами системы, можно понять, стоит ли ее устанавливать на свой велосипед.
Роллерный тормозной механизм с планетарной втулкой
Некоторые модели велосипедов оснащаются роллерными конструкциями с планетарной втулкой. По своему принципу работы такое устройство похоже на автомобильную коробку передач. В байках чаще всего используют втулки с тремя передачами.
Подобные устройства имеют как достоинства, так и недостатки. Среди главных преимуществ можно выделить следующее:
К основным недостаткам относят большой вес и ремонтонепригодность конструкции. Самостоятельно отремонтировать устройство дома не получится.
Обслуживание тормозов
Благодаря тому, что тормозная система надежно защищена крышкой, грязь и влага в нее практически не попадают. Однако при езде по грунтовым дорогам в дождливую погоду тормоза все равно могут запачкаться, что негативно скажется на эффективности их работы. Попадание грязи и песка ускоряют изнашивание колодки и барабана. Поэтому людям, которые часто ездят на велосипеде загородом, придется периодически проводить чистку.
Разбирая тормозной механизм для чистки, надо постепенно снимать все детали. Рекомендуется запомнить точную последовательность демонтажа, так как потом придется собирать конструкцию в обратном порядке. Снятые детали необходимо тщательно очистить от накопившейся грязи. Также нужно провести визуальный осмотр поверхности колодок. Если они сильно износились, придется заменить их на новые.
Сбор и разбор тормозной системы Shimano Inter 8
Чтобы собрать роллерный тормоз Shimano, необходимо выполнить следующую последовательность действий:
После выполнения вышеперечисленных действий собранную конструкцию необходимо закрыть защитной крышкой и поставить на велосипед.
Установка тормозного механизма
Установить роллерный тормоз велосипеда довольно сложно. Это трудоемкая работа, которая требует опыта и практических навыков. Чтобы поставить роллер, нужно полностью заменить втулку. Сделать это тоже непросто, так как придется заняться переспицовкой колеса. Именно поэтому многие велосипедисты доверяют такую работу мастерам из сервисных центров.
Если на колесе уже заменена старая втулка, можно попробовать поставить тормозную систему самостоятельно. Процедура выполняется в несколько этапов:
После установки надо обязательно проверить тормоза, чтобы убедиться в их работоспособности.
Заключение
Люди, которые часто путешествуют на велосипеде, могут установить себе роллерные тормоза. Они в разы повышают безопасность велосипедных поездок. В отличие от других типов тормозных систем, роллеры срабатывают моментально и обеспечивают наиболее эффективное торможение.