Что такое романс для детей 3 класса

Что такое романс для детей 3 класса

Автор: Романенко Владимир Владимирович

Организация: МБОУ ССОШ № 1

Населенный пункт: Брянская область, город Стародуб

Дата: 24.11.2020

Время: 3 урок 11.00

Участники (класс): 3в

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Русский романс»

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с жанром русского романса. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.

Задачи:

Воспитательные:

Образовательные:

Развивающие:

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

В соответствии с темой урока, целям и задачам были выбраны фо рмы организации учебной работы: фронтальная,индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование:

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор,экран, звукозаписи, видеозаписи музыкального материала, фортепиано.

Структура урока

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.

Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.

Использовала презентацию,видео фрагменты для создания ярких мыслеобразов, развития интереса к предмету.

Пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока, например: динамическая минутка.

Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков( универсальных учебных действий).

Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой ( пение, анализ).

Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.

Система работы учителя.

Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи( знания по литературе, истории). План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Был использован момент рефлексии для самооценки.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные, словесные, наглядные, практические, работа в группе, индивидуальные

УМК (название программы, учебник): Начальная школа ХХI века. Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, Музыка, М. Давыдова-поурочные разработки.

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Просвещение),

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: прослушивание фрагментов музыкальных произведений;

Музыкально-исполнительская: пение романсов;

Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов, при прослушивании русского романса.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Вступительное слово учителя

Беседа по слушанию:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

Учитель: Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Распевки: «Вниз под горку», «Я шагаю через мостик» Актуализация знаний:

Учитель: Ребята о чем вы говорили на прошлом уроке?

Дети: Связь народной и композиторской музыки.

Учитель: С какими композиторами вы познакомились?

Дети: П.И.Чайковский, Ф.Шопен

Учитель: Какие произведения этих композиторов вы слушали?

Дети: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»

Учитель: К каким из трёх китов относятся эти произведения?

Дети: Танец, марш

Учитель: А какую учили песню?

Дети: «Как у наших у ворот»- Исполнение песни

Учитель: Послушайте несколько романсов и узнайте тему сегодня на уроке. Дети узнают и называют Какие учебные задачи поставим? Дети 1. Узнаем историю его появления.2. Какие романсы бывают.3. Узнаем композиторов и исполнителей романсов. Может быть, кто-то из вас знает, что такое романс? Может кто-то слушал романсовую музыку или родители слушают что-то из музыки русского романса?

«Романс» возник в Испании несколько столетий назад. В России более всего популярна была такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс. Кто-то может мне сказать, а что такое городской романс? Городской романс – это народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни. (Слайд)

Романсом называли народную песню лирического характера или героического содержания (слайд). Музыкальные поэты (слайд). Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Обратите внимание на музыкальных поэтов.

Композиторы. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения (слайд).

У авторского романса были конкретные авторы.

Первыми стихи для романсов стали писать поэты: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Нестор Васильевич Кукольник (слайд), а композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Александр Сергеевич Даргомыжский писали на стихи музыку (Слайд). Один из самых известных исполнителей русского романса был Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд)

На картине изображён Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд). Посмотрите! Написал эту картину друг Фёдора Ивановича – Константин Коровин, известный русский живописец. Он очень любил творчество Шаляпина, любил слушать его песни, рисовал его портреты., прочитайте на слайде текст и послушайте что рассказывал Коровин об их встрече с Фёдором Ивановичем Шаляпиным у мельника Никона Осиповича.

Учитель: А теперь будьте внимательны и ответьте на вопрос: «О какой песне идёт речь в этом отрывке?»

Дети: «Лучинушка»

Учитель: А теперь мы послушаем романс в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина – великого русского певца и вы ответите на вопрос: какой характер передает музыка романса?

Беседа после слушания

Учитель: Понравился вам романс?

Дети: Да!

Учитель: Какое настроение у музыки?

Дети: Печальное, грустное, тягостное.

Учитель: Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Дети: Бедная семья, деревянный дом, тлеющая лучина. Музыка вызвала жалость, грусть, сочувствие, сожаление, печаль.

3. В 19 веке принято считать хорошим тоном исполнять романсы. Сегодня на уроке мы с вами будем разучивать романс М Глинки «Жаворонок» На слова Н. Кукольника. Романс «Жаворонок» (слайд) Исполнение учителем, письменные ответы на вопросы, разучивание.

Физминутка (Слайд)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Так шевелят ушками

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

4. Учитель: Вы, наверное, все знаете известного русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина? (Слайд) Какие его сказки или стихи вы знаете? Знаете, наверное, такие произведения, как «сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «сказка о царе Салтане»?

Учитель: Художник Константин Коровин тоже очень любил творчество писателя и поэта, а особенно стихи А.С. Пушкина.

Вы все знаете стихотворение «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет»), Зимний вечер. В окне горит свет. Поэт только что закончил новое стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: какое настроение возникло у вас после прослушивания? Дети читают по очереди стихотворение.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Учитель: Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

Дети: Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

Учитель: Какой вы представляете няню поэта?

Дети: Добрая бабушка с добрыми глазами.

Учитель: Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Дети: «Мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».

Учитель: Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Дети: Он очень любит ее, заботится о ней.

Учитель: Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

Дети: Да, можно.

Учитель: Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их.

Дети: Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель.

Учитель: Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Дети: «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»

Учитель: Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.- работа в группах

Темп (быстрый, медленный)

Динамика (громко, тихо)

Исполнитель (хор, солист)

Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)

Учитель: Что выбрали – прочитайте. (Дети зачитывают различные варианты ответов)
Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
(Дети по желанию напевают четверостишие вслух)

Физкультминутка «Пельмешки»

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности.

А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Словно в памятный венок любимой няне – Арине Родионовне сплелись пушкинские стихи, ставшие романсом. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина и подумайте, соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?

Беседа после слушания и письменные ответы

Учитель: Какие образы возникли при прослушивании этого романса?

Дети: Старушка у окна, за окном снежна буря.

Учитель: Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?

Дети: Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса?

Дети: медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 31.Что общего между ними и романсом, который мы с вами прослушали?

Дети: Старушка у окна,

Учитель: А в чём разница?

Дети: Девушка играет на фортепиано.

Учитель: Сейчас на столах у вас лежат листы, на которых вам нужно будет изобразить музыкальные образы, которые у вас возникли после прослушивания романса. Что вы нарисуете? Привести примеры.

Давайте посмотрим на ваши работы?

Показ работ у доски.

Учитель: Расскажите, что вы нарисовали?

Рефлексия:

Учитель: Итак, ребята, с каким жанром музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Дети: С жанром романса.

Учитель: Как называлась тема сегодня на уроке»

Дети: Русский романс.

Учитель: С какими видами романса мы познакомились?

Дети: Городской и авторский.

Учитель: А какие особенности у городского романса?

Дети: Его сочиняли городские жители.

Учитель: А у авторского?

Дети: Писал конкретный автор.

Учитель: Какие романсы мы сегодня слушали?

Дети: «Лучинушка» и «Зимний вечер»

Учитель: Молодцы! Внимательно посмотрите на доску: (Слайд)

Лучина, моя лучинушка березовая,

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь,

Али ты, моя лучинушка, в печи не была?

Али ты, моя лучинушка, в печи не была,

Али ты, моя березовая, не в лесу жила?

Лучина, моя лучинушка березовая,

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?

Учитель: Как называется это романс?

Дети: «Лучинушка»

Учитель: О чём рассказал этот романс? О хорошей жизни идёт речь? Или поётся про тяжёлую крестьянскую жизнь?

Дети: Про тяжёлую крестьянскую жизнь.

Учитель: Какой из романсов вам понравился больше всего?

Дети: «Зимний вечер», «Лучинушка»

Учитель: О каком исполнителе русского романса мы сегодня узнали?

Дети: О Фёдоре Ивановиче Шаляпине.

Учитель: Как называется романс, который сейчас прозвучит?

Дети: Жаворонок.

Учитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
Дети: Да!

Учитель: Ваше домашнее задание будет творческим.

Послушайте дома с родителями романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, и выполните рисунок на тему этого романса.

Используемая литература:

1. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: В.О. Усачёвой и Л.В. Школяра.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Может кто-то сочинит свою мелодию на стих-е А.С. Пушкина?

Приложение:

Источник

Конспект урока в 3 классе: «Романс»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель: воспитание музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Музыкальный материал: 1. П. И. Чайковский «Благословляю, вас леса»

3. Г. Свиридов «Романс»

Оборудование: портрет, диск с музыкальным материалом, аппаратура.

1 этап. Организационный момент.

Опрос прошлой темы.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мелодия- это душа музыки и без нее нет музыкальных произведений.

— что такое мелодия? (это то, что можно спеть, сыграть и насвистеть)

-что такое нота? (это знак для записи музыкальных звуков)

— какое произведение мы слушали? (Симфония)

— кто автор? (П. И. Чайковский)

— что такое симфония? (музыкальное произведение для симфонического оркестра)

2 этап. Изучение новой темы.

На доске записаны 2 четверостишья, ваша задача сочинить к ним мелодию.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу,
И голубые небеса!

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Скажите, можно ли назвать это простой песней?

Это ребята слова известных романсов композитора П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое романс. Тема нашего урока РОМАНС (запись в тетрадь)

Романс очень похож на песню.

Но романс ни когда не поют хором, его исполняет один певец. У него всегда музыкальное сопровождение. В нем мелодия все время развивается, видоизменяется.

— МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ – значит всегда есть инструмент, который исполняет аккомпанемент.

Послушайте романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого «Благословляю вас, леса»

СЛУШАНИЕ П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого «Благословляю вас, леса»

запись в тетрадь название произведения

СЛУШАНИЕ Н. А. Римского- Корсакова на слова А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье»

запись в тетрадь название произведения

Послушайте произведение композитора Г. Свиридова и скажите, какая музыка?

СЛУШАНИЕ Г. Свиридов «Романс» муз. иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Какая картина природы рисуется?

Как бы вы назвали это произведение?

Это произведение Г. Свиридов назвал «Романс»

запись в тетрадь название произведения

Мы говорили, что «романс»- это песня, но романсами называют также и инструментальные пьесы с выразительной мелодией

3 этап. Разучивание и исполнение песни.

Сегодня на уроке мы разучим песню, которая называется «Росиночка-Россия»

В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношения к жизни, к природе.

С чем познакомились?

Назовите произведения и их авторов, прозвучавшие на уроке.

Источник

Урок «Русский романс» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 4. Русский романс.

3 класс, 1 четверть.

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить понятие «тоника»; работать над выстраиванием унисона; разучить новую песню; проанализировать средства музыкальной выразительности в романсах; познакомить с термином «лирика».

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать музыкальные образы; определять средства музыкальной выразительности в романсах; понимать термин «музыка»; определять специфику лирической музыки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под романс «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под «Оранжевую песенку» композитора К. Певзнера.

Оформление доски: репродукции картин с изображением русской природы; нотные записи первых строчек романсов «Благословляю вас, леса» и «Звонче жаворонка пенье»; портреты А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Э. Грига.

(Учащиеся повторяют распевания «Журавель, журавель», «Книга — книгой».

Исполняют 1-ю фразу песни «Родина» от разных звуков восходящей хроматической гаммы.

Проводится ритмический диктант в ходе которого педагог предлагает школьникам отгадать по ритмическому рисунку произведения «Как у наших у ворот», «Оранжевая песенка», «Родина».

Затем педагог дает психологический настрой на занятие.

Сядьте удобно, закройте глаза.

(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют хором.)

Мы готовы к занятию музыкой.

У нас хорошее настроение.

Мы будем слушать музыку внимательно.

Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вам два вопроса, а вы кивните головой, отвечая на них.

Вы готовы к работе на занятии по музыке?

У вас хорошее настроение?

Глубоко вдохните и приготовьтесь хорошо работать на уроке.

Угадайте, мелодия какой песни сейчас прозвучит.

(Педагог исполняет на инструменте мелодию песни «Родина».)

Сегодня вы разучите песню до конца. Вот слова 2-го куплета.

Это русские картины,

В этом куплете вам встретились новые слова. Здесь есть словосочетание «горы-исполины». Слово «исполин» означает «великан, гигант».

Как вы понимаете смысл словосочетания «горы-исполины»? ( Это очень высокие горы.)

(Разучивание 2-го куплета и его исполнение.)

Можно этот куплет спеть с солистом? (Да.)

(Педагог назначает солиста.)

Вот слова последнего, 3-го куплета.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Обратите внимание на то, что в 3-м куплете в слове «жаворонок» ударение падает на третий слог: «Слышу пенье жаворонка». Иногда во время пения приходится делать ударение не на том слоге, где мы привыкли, а на том, где этого требует музыка.

(Проводится разучивание 3-го куплета и его исполнение, после чего песня исполняется целиком.)

С каким чувством надо петь эту песню? (С гордостью за свою страну, с восхищением перед русской природой.)

(Педагог читает ребятам стихотворение «Родина».)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

(Учащиеся исполняют песню.)

О какой природе говорится в куплетах песни «Родина»?

О каких звуках природы идет речь в 3-м куплете? (О пенье жаворонка, трелях соловья.)

Что такое фермата? ( Исполнение звука протяжно, долго, остановка на звуке.)

Где в песне «Родина» встречается фермата? (В каждом куплете при переходе между второй и третьей строчке.)

3. Повторение термина «тоника»

Вам известно такое слово — тоника? Это главный звук музыкального произведения, на тонике обычно кончается песня или другое музыкальное произведение. Поскольку каждое произведение написано в каком-то ладу, например в мажоре или в миноре, то слово «тоника» определяется таг. главный, опорный звук лада.

Запишите это к себе в тетради.

Попробуйте спеть последнюю строчку песни «Родина», не доведя ее до тоники: «Это родина мо. »

(Школьники выполняют задание.)

Вам ясно, что это произведение не закончено?

Что надо сделать, чтобы завершить песню? ( Спеть ее до конца, до тоники.)

Поиграем в игру «Найдите тонику». Я исполню на инструменте знакомые произведения, но не закончу их, остановлюсь на предпоследнем звуке, перед тоникой. А вам надо во время звучания песни петь ее про себя, а тонику спеть вслух.

(Педагог исполняет последние строчки известных песен, делая остановку перед тоникой, при этом может петь начало строчек, чтобы дать подсказку ребятам, а потом сжать губы, дав тем самым указание: «Поем без слов, про себя».)

Оранжевые песни Оранжево по. (-ют).

Это русское раздолье,

4. Исполнение песен

(Школьники исполняют «Оранжевую песенку» с солистом и дирижированием и песню «Как у наших у ворот» с танцевальными движениями и по ролям.)

Знакомство с новым материалом

Вам знакома фамилия композитора Н.А. Римского-Корсакова?

(Педагог показывает портрет композитора.)

Какие музыкальные сочинения этого композитора вы слушали раньше? <«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».)

Какие это были три чуда? ( Белочка, богатыри и Царевна Лебедь.)

Как музыка изображала богатырей? (Сначала музыка звучала чуть слышно, как будто богатыри шли издалека, а потом звучание оркестра усиливалось, словно богатыри подходили все ближе и ближе. Затем музыка вновь затихала, давая понять, что богатыри уходят в море.)

На прошлом уроке вы сочиняли импровизацию к началу стихотворения А. Толстого «Звонче жаворонка пенье». Эти строчки — начало романса, который написал композитор Н.А. Римский-Корсаков. Послушайте стихи поэта А. Толстого, на которые создан этот романс.

Звонче жаворонка пенье,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

Теперь послушайте романс «Звонче жаворонка пенье» композитора Н.А. Римского-Корсакова.

О каком времени года поется в этом романсе? ( О весне.)

Каков характер музыки? ( Громкий, бурный, радостный, блестящий, торжественный.)

Кто исполнял романс? (Певица и музыкант-пианист.)

Есть ли в этом романсе инструментальное вступление и заключение? (Да.)

Музыка словно рисует быстрые взмахи крыльев маленькой птички, которая радуется приходу весны.

С какого звука начинается романс? (С высокого и длинного, словно на нем происходит остановка перед последующим движением мелодии вниз.)

У этого романса несложная форма, в нем, как в песне, три куплета. Повторялась ли главная музыкальная тема в конце? (Да, в конце романса повторялась мелодия, которая звучала вначале.)

Сколько частей в этом романсе? (Три.)

Как называется в музыке повторение главной темы? (Реприза.)

Крайние части романса повторялись, а средняя часть имее т самостоятельную мелодию. Как называется такая музыкальная форма? (Трехчастная репризная.)

(Педагог называет следующие определения: бодрая, энергичная, слабая, громкая, свежая, полная сил, жалобная, напористая, тихая, жизнерадостная, ликующая.)

Посмотрите, как выглядит нотная запись начала романса. Сразу обратите внимание на первый звук — высокий, продолжительный, от которого потом мелодия движется вниз. Спойте первую фразу романса, покажите рукой движение мелодии.

(Класс хором поет начало романса.)

Сравните нотные записи романсов «Благословляю вас, леса» и «Звонче жаворонка пенье». Как движется мелодия каждого из этих произведений?

Можно ли различить по нотной записи, где какой романс записан?

Какие особенности есть в мелодии романса «Благословляю вас, леса»?

Какие особенности есть в мелодии романса «Звонче жаворонка пенье»?

В какой динамике начинается каждый из этих романсов и в какой динамике заканчивается?

В своей книге «Летопись моей жизни» композитор Н.А. Римский-Корсаков вспоминал, как он создавал этот романс: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочинению их иначе, чем прежде. Будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого, Майкова, Пушкина и других».

Среди романсов композитора Н.А. Римского-Корсакова есть произведения, которые называют музыкальными жемчужинами — за их совершенство, музыкальную отделку, прекрасную мелодию. Вот одной из таких жемчужин является романс «Звонче жаворонка пенье» на стихи А. Толстого.

Каким еще словом принято называть музыкальное произведение такого высокого уровня, который просто невозможно превзойти? (Шедевр.)

Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к шедеврам?

Послушайте романс «Звонче жаворонка пенье» еще раз.

Найдите на доске репродукции картин, которые подошли бы по настроению и характеру к этому романсу.

(Педагог просит угадать знакомую мелодию и исполняет начало пьесы «Утро» Э. Грига.)

Как называется это произведение?

Что изображает музыка этой пьесы?

Какой композитор сочинил пьесу «Утро»?

Спойте главный мотив пьесы на гласный звук «а».

(Пропевание лейтмотива на гласный звук «а».)

На одном из занятий вы сочиняли свои импровизации на такой текст:

(Класс повторяет текст. Затем поет на мелодию пьесы «Утро».)

Вы вспомнили это произведение, осталось его прослушать. Как и на прошлом уроке, выполните задание: закройте глаза, опустите голову и поднимите ее в тот момент, когда музыка нарисует восход солнца.

Особенность музыки заключается в том, что это вид искусства, который может показать развитие события во времени. Например, картина способна показать только то, что происходит в какой-то один момент. Посмотрите на картины, размещенные на доске: на них время словно остановилось, замерло на мгновение. А музыка может показать, как событие или явление развивается, становится другим. Это очень хорошо прослеживается в пьесе Э. Грига «Утро». Запомните: музыка показывает развитие события во времени.

— С каким русским композитором Э. Григ был в дружеских отношениях? (С Петром Ильичом Чайковским.)

— Что роднит музыку этих двух композиторов? (Мелодичность, песенностъ, напевность.)

7. Повторение пройденного материала

— Какие «музыкальные пейзажи» композитора П.И. Чайковского вы слушали на уроках музыки?

Поясните слова П.И. Чайковского: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Послушайте романс «Благословляю вас, леса» и отметьте его художественные особенности.

(Прослушивание романса и разбор его выразительных средств.)

Послушайте начало романса другого русского композитора, вспомните название романса и фамилию его автора.

(Педагог исполняет вступление и начало мелодии романса М.И. Глинки «Жаворонок». После того как учащиеся отгадывают, проводится прослушивание произведения.)

— Можно ли романс «Жаворонок» отнести к «музыкальным пейзажам»?

— Что рисует вступление этого романса?

— Что такое солист? (Один исполнитель.)

__ Что такое ансамбль? (Это группа исполнителей, выступающая как единый коллектив.)

__ Что такое пейзаж? (Картина, изображающая природу.)

8. Знакомство с термином «лирика»

В искусстве есть такое слово — лирика. Этим словом обычно характеризуют произведения — музыкальные или литературные, в которых автор передает свои личные чувства и переживания. Запишите в тетради определение: «Лирика — чувства автора, которые он передал в своем сочинении».

Очень часто картины природы созвучны личным переживаниям автора. Вот писатель рассказывает о чем-то грустном, и природа это подчеркивает:

Дождик так и льется,

— Какое здесь настроение у автора? (Скучное, унылое.)

И природу он рисует грустную, унылую.

А вот другое настроение и совсем другое описание природы:

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

— Вспомните известные примеры лирических стихов с разным настроением.

(Школьники вспоминают стихотворения.)

В музыке настроение автора также присутствует почти в каждом произведении.

— Скажите, какие чувства композитор передает в пьесе «Утро»? (Ожидание рассвета, тревогу, радость от восхода солнца.)

— Какие чувства автор передает в романсе «Благословляю вас, леса»?

— Какие чувства автор передает в романсе «Звонче жаворонка пенье»?

— С помощью чего композиторы передали свои лирические переживания? (С помощью средств музыкальной выразительности.)

9. Вокальная импровизация.

Сегодня вы должны вспомнить разные приемы исполнения фраз — вопросительную, когда задаете вопрос, и спокойную, утвердительную. Веселое стихотворение, которые вы начнете разучивать, называется «Считалка».

(Педагог читает текст, который школьники повторяют и заучивают с нужными интонациями.)

Чики-брики, на базар!

Чики-брики, ты зачем?

Чики-брики, за овсом!

Закройте на миг глаза ладонями и придумайте свои интонации для вопросов и ответов.

(Школьники сосредоточиваются, после чего показывают свои варианты импровизаций.)

(Вокальная импровизация в парах.)

Окончание этой считалки вы разучите на следующем уроке.

Письменная мини-контрольная «Блицопрос»

Какой романс тебе нравится больше других?

Почему он тебе нравится?

С каким новым романсом вы сегодня познакомились?

Каков характер этого романса?

Какие музыкальные и литературные произведения называют лирическими?

Какие из произведений, которые вы слушали сегодня, исполняются легато? («Благословляю вас, леса», «Утро».)

В каком музыкальном произведении вы услышали вариацию?

Какой композитор написал романс «Звонче жаворонка пенье»?

Какую еще музыку композитора Н.А. Римского-Корсакова вы знаете?

Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведений, школьники отгадывают их названия:

«Звонче жаворонка пенье» Н.А. Римского-Корсакова;

«Как у наших у ворот».)

Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя «Оранжевую песенку».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *