Что такое романтизм реализм натурализм

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ 19 ВЕКА (РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, СИМВОЛИЗМ, ИМПРЕССИОНИЗМ, НАТУРАЛИЗМ)

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

Реализм, понимаемый как основная тенденция исторического развития искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: реализм древнего фольклора, искусства античности и поздней готики. Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм»), от которого через европейскую живопись 17 в., «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.

Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

3. Символизм – направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века – начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения – творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров – от Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П. Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции ( родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. «Импрессионистами» называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей – братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна», новыми средствами изображения действительности способствовал развитию художественного видения и становлению критического реализма в XIX века ( таких как Э. Мане, Э. Дега., М. Либерман, К. Менье, художников-веристов в Италии и др.) однако в живописи натурализм не оформился в целостное последовательное явление, как в литературе.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

Источник

Литература и искусство XIX в

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Литература и искусство XIX в.
План урока:
Романтизм
Критический реализм
Реализм
Натурализм
Импрессионизм
Постимпрессионизм

Урок №6
26.12.2020
Д\з §6,7,8 подгот. Анкету по личностям
Новая история 1800 – 1913 г.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Романтизм
Тристан и Изольда с Любовным зельем Дж. Уильям Уотерхауз
John Constable The Leaping Horse, 1825

Описание слайда:

Романтизм
Литература
Дж. Байрон
В. Гюго
Г. Гейне
Ф. Купер
Э. По
Музыка
Франц Шуберт
Э. Т. А. Гофман
Ф. Мендельсон,
Фредерик Шопен

Живопись
Франсиско Гойя
Эжен Делакруа,
Жерико, Жан Луи Андре Теодор
Байрон Джордж Гордон Ноэл
(1788–1824)
ГЮГО Виктор (1802-1885),
Генрих Гейне
(1797-1856)

Описание слайда:

Критический реализм
Реализм – направление в искусстве, ставящее перед собой задачу дать полное, правдивое отражение действительности.
Критический реализм – ветвь реалистического искусства XIX – XX вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой действительности.

Описание слайда:

Критический реализм
Утро у трактира
Л.И. Соломаткин
Перов Василий Григорьевич. «Тройка». Ученики-мастеровые везут воду

Описание слайда:
Описание слайда:

Реализм
Жан Француа Милле
«Анжелюс»
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе
«Мастерская художника»́

Описание слайда:

Натурализм
Натурализм – направление в европейском и американском искусстве последней трети XIX в.; стремилось к объективному бесстрастному воспроизведению реальности; копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни.

Описание слайда:

Натурализм
Эдгар Дега. Прачка.
Эдгар Дега. Портрет госпожи Жинто в зеркале
Эдгар Дега. Ванна (женщина, купающаяся в неглубокой ванне)

Описание слайда:

Натурализм
Эмиль Золя
Гюстава Флобера,
Ги де Мопассана

Эми́ль Золя́
(1840-1902)
Гюста́в Флобе́р
(1821-1880)
Ги де Мопасса́н
(1850—1893)

Описание слайда:

Импрессионизм
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности, изменчивости, передать мимолетные впечатления

Описание слайда:

Импрессионизм
Живопись
Клод Моне
Огюст Ренуар
Эдуар Мане
Эдгар Дега,
Камиль Писсарро.

Оска́р Кло́д Моне́
(1840 – 1926)
Пьер Огю́ст Ренуа́р
(1841-1919)
Эдуа́рд Мане
1832-1883
Эдга́р-Жермен-Илер де Га,
(1834 —1917)
Жако́б Абрахам Ками́ль Писсарро́
(1830—1903)

Описание слайда:

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»,

Описание слайда:

Клод Моне
«Бульвар капуцинок»,
Клод Моне
«Гавань»
Импрессионизм

Описание слайда:

Постимпрессионизм
Постимпрессионизм возникает в 80-х годах 19 века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.

Описание слайда:

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Постимпрессионизм
Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (1853-1890)
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н
(1848 —1903)
Поль Сеза́нн
(1839-1906)

Описание слайда:

Постимпрессионизм
Винсент Ван Гог
«Подсолнухи»
Винсент Ван Гог
«Четыре увядающих подсолнуха»
Винсент Ван Гог
«Автопортрет с отрезанным ухом»

Описание слайда:

Постимпрессионизм
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н
«Женщина с цветком»
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н
«Шьющая женщина»

Описание слайда:

Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» («Масленица»),
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой»
Поль Сезанн «Девушка у пианино»
Постимпрессионизм

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Диагностика внутренней среды в Вашей Компании

New Media как инструмент репутационного менеджмента

Конструктор сюжетно-ролевые игры в детском саду

Антикризисная стратегия: основные практические аспекты и типовые ошибки

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Создание и развитие дилерских сетей на примере лакокрасочного предприятия

Полный спектр услуг в сфере методик инновационного менеджмента, от обучения, до изменения производственной системы. Разработка ц

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5394315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Время чтения: 2 минуты

Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть фото Что такое романтизм реализм натурализм. Смотреть картинку Что такое романтизм реализм натурализм. Картинка про Что такое романтизм реализм натурализм. Фото Что такое романтизм реализм натурализм

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Романтизм, реализм, натурализм, символизм в литературе, музыке XIX в.

Основным художественным направлением начала XIX в. в странах Европы и Северной Америке стал романтизм, который проявился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Представители романтизма проявили значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора, культуре своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е годы XIX века.

В литературе романтизм создал своего героя: человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир, отвергающий законы, тоскующий по идеалу. Для писателей важным было не воспроизвести реальную действительность, а показать свое отношение к ней.

Родиной романтизма была Германия. Среди немецких писателей романтизма стоит выделить Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776 – 1822 гг.), автора произведений «Эликсир дьявола» «Золотой горшок», «Крошка Цехес», «Повелитель блох». Гофман был не только талантливым писателем, но и одним из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина».

Известным немецким поэтом-романтиком был Генрих Гейне (1797 –
1856 г.). В своем творчестве опирался на народную песню.

Вершиной английского романтизма был лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788 – 1824 г.). Для его произведений характерен протест. Его главный герой-бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, он крайне разочарован посленаполеоновским устройством общества. Наиболее известные его произведения: «Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений Байрона – роман в стихах «Дон Жуан». Поэт участвовал в движении карбонариев в Италии, в борьбе за свободу Греции, где и погиб. Свободолюбие и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Известными английскими поэтами-романтиками были Джон Китс (1795 – 1821 гг.) и Перси Бишу Шелли (1792 – 1822 гг.). Английский писатель Вальтер Скотт (1771 – 1832 гг.) писал исторические романы «Пуритане», «Айвенго», в которых наблюдалось сочетание романтической и реалистической тенденций.

В первой трети XIX века романтизм стал основным направление в литературе Франции. На первом этапе его представлял Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848 гг.). Во всех произведениях содержится полемика с идеями Просвещения и революции, католицизм провозглашается основой и содержанием искусства. Поэтому Шатобриана относят к консервативному крылу романтизма.

Представителями прогрессивного романтизма были В. Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802 – 1885 гг.) сформулировал принципы новой романтической драматургии. Он выступал за свободу и естественность, против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме, признавал смешение комического и трагического. Он был крупнейшим поэтом. Писал драматические произведения, наиболее известные «Эрнани», «Кромвель», «Марион Делорм». Выдающиеся романы Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется». Особое место в его творчестве занимает роман «Отверженные», в котором подняты острые социальные проблемы XIX века. Критикуя недостатки общественного устройства, Гюго не теряет веры в возможность нравственного перерождения человека.

Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюдеван, 1804 – 1876 гг.) своих романах «Индиана», «Консуэло» поднимала острые социальные вопросы – положение женщины в семье и обществе.

Александр Дюма в своих романах уделял внимание историческим событиям, дополняя их приключениями героев «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».

Известными сказочниками XIX века были датчанин Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875 гг.) и немцы братья Якоб (1785 – 1863 гг.) и Вильгельм Гримм (1786 – 1859 гг.).

В музыке романтическое направление представлено творчеством выдающихся композиторов разных стран. Известным немецким композитором, музыкальным критиком, выразителем эстетики романтизма был Роберт Шуман (1810 – 1856 гг.). Он создал фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», лирико-драматические вокальные циклы, оперы, оратории. Первым представителем романтической оперы в Германии был К.М. Вебер (1786 –
1826 гг.). Он определил основные направления немецкого оперного искусства: народно-легендарная и сказочная опера «Вольный стрелок», опера на средневековый рыцарский сюжет «Эврианта».

Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813 – 1883 гг.). Знаменитые оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда». Музыка Вагнера отличается огромной выразительностью, его оперы – целостные художественные произведения, в которых сочетаются музыка, поэзия, актерское мастерство, танец, живопись, архитектура.

Композиторами-романтиками были француз Гектор Берлиоз (1803 –
1869 гг.), венгр Ференц Лист (1811 – 1886 гг.), поляк Фредерик Шопен (1810 – 1849 гг.), итальянец Никколо Паганини (1782 – 1840 гг.).

Романтизм в живописи наиболее ярко проявился в творчестве французских художников. Теодор Жерико (1791 – 1824 гг.) освободился от влияния классицизма, стремился найти героическое в реальной жизни.

Наиболее известная картина Жерико – «Плот Медузы». Также он писал портреты, бытовые сцены, пейзажи. Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.) большое внимание уделяет историческим сюжетам. В разгар революционных событий 1830 г. он пишет знаменитую картину «Свобода на баррикадах». Известны его картины «Алжирские женщины», «Взятие крестоносцами Константинополя», «Резня на Хиосе». Делакруа по праву считают создателем исторической живописи Нового времени.

Заслугой романтиков стала демократизация искусства графики, создание более гибких форм в литографии и книжной гравюре на дереве. Особое место среди книжных иллюстраторов-графиков принадлежит французскому художнику Гюставу Доре (1832 – 1883 гг.). До сих пор с его иллюстрациями издаются Библия, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. С романтизмом связано творчество французского графика-карикатуриста и художника Оноре Домье (1808 – 1879 гг.).

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции в середине XIX в. и получил распространение во всей Европе. В балетных спектаклях главенствующее положение стала занимать танцовщица, получили развитие прыжки и танец на пальцах. Первой использовала танец на пуантах итальянская танцовщица Мария Тальони (1804–1884). От романтического балета берет начало кордебалетный танец, который получил дальнейшее развитие на протяжении XIX в. Особенно выразительные кордебалетные партии созданы в балете «Жизель» композитора А. Адана.

Таким образом, романтизм оставил значительный след в искусстве. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и показал новые пути ее развития.

В 30–40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм и к середине века становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество писателей реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

В 30-40-е годы лучшие произведения этого стиля создаются во Франции. Творчество Оноре де Бальзака (1799 – 1850 гг.) является вершиной западноевропейского реализма. Он создал эпопею «Человеческая комедия», в которой романы связаны общим замыслом и многими персонажами. Наиболее известные романы этой эпопеи – «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Известный представитель критического реализма – Стендаль (наст. Анри Бейль, 1783 – 1842 гг.). Героями его романов «Красное и черное», «Пармская обитель» являются современники. Автор дает собственную трактовку обманчивого внешнего вида героев и их лицемерия.

Крупнейшим представителем реализма был Гюстав Флобер (1821 –
1880 гг.). Оценка позиции Флобера по отношению к социальным проблемам не может быть однозначной: он всегда враждебно относился к буржуазии, презирал народные массы, считал бессмысленным занятие политикой. Несмотря на это, Флобер дал замечательное критическое изображение действительности, не остался в стороне от общественной борьбы. Его лучшие романы – «Мадам Бовари», «Воспитание чувств».

Творчество Ги де Мопассана (1850 – 1893 гг.) отличается острым анализом социальных проблем. Писал новеллы и рассказы. Лучшие романы писателя – «Жизнь», «Лучший друг».

Вершиной английского критического реализма является творчество Чарльза Диккенса (1812 – 1870 гг.). В своих романах «Домби и сын», «Оливер Твист»», «Дэвид Копперфилд» он выступает против буржуазии, которую считает носителем зла. Все романы Диккенса отличаются оптимизмом, национальным юмором, трезвым, реалистическим взглядом на жизнь.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863 гг.) в романе «Ярмарка тщеславия» показал пороки, присущие буржуазному обществу.

В конце XIX века реалистическое направление английской литературы представлено творчеством трех писателей, получивших мировую известность. Джон Голсуорси (1867 – 1938 гг.), лауреат Нобелевской премии 1932 г., в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современной комедии» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. Джордж Бернанрд Шоу (1856 – 1950 гг.), лауреат Нобелевской премии 1925 г., писал драмы, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем. Герберт Джордж Уэллс (1866 – 1946 гг.) – классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогреcса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах «Машина времени», «Человек-невидимка» он опирался на новейшие научные концепции.

В последней трети XIX века мировую известность приобретает литература скандинавских стран. Прежде всего это творчество писателей Ибсена и Гамсуна. Генрик Ибсен (1828 – 1906 гг.) создал остросатирические социально-реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа». Кнут Гамсун (1859 – 1952 гг.) написал психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце XIX века творчество этих норвежских писателей, а также русских писателей И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, оказали большое влияние на общественное сознание и литературное творчество других народов.

На основе реализма возникает особое направление в искусстве – натурализм. Наибольшее влияние это направление приобретает в 80-е годы XX века во французской литературе. Крупнейшим представителем и теоретиком этого течения был Эмиль Золя (1840 – 1902 гг.). Он разработал собственную теорию, согласно которой роман должен быть построен на научной основе, фактором, определяющим характер героев, является наследственность и среда. Главный труд Золя – двадцатитомная серия романов «Ругон-Маккары», в которых он отобразил жизнь Франции в период 1852 – 1870 гг.

В XIX веке в литературе возникают два новых жанра, которые заняли в XX веке ведущее место в массовой литературе: фантастика (представители француз Жюль Верн (1828 – 1905 гг.) и англичанин Герберт Уэллс) и детектив (представители американец Эдгар По (1809 – 1849 гг.) и англичанин Артур Конан Дойл (1859 – 1930гг.).

Во второй половине XIX – начале XX вв. в культуре возникают новые тенденции, которые получили название декаденство. Для него характерны настроения безнадежности и пессимизма, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, неприятия жизни. Декаденство встречается у символистов и модернистов.

В конце XIX – начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм, который нашел свое отражение и в литературе. Поэты-символисты использовали слова в их символическом, а не конкретном значении. Известны французские поэты-символисты Шарль Бодлер (1821 – 1867 гг.), Поль Верлен (1844 – 1896 гг.), Артюр Рембо (1854 – 1891 гг.). Возникновение символизма связывают с выходом в свет в 1857 г. сборника стихов Ш. Бодлера «Цветы зла». После падения Парижской коммуны (1871 г.) во французском символизме появляются декаденские настроения. Важным моментом в развитии символизма было появление в 1866 г. первого сборника П. Верлена «Сатурновые стихи». Также в 1886 г. был опубликован «Манифест символизма», написанный поэтом Ж.Мореасом. Этот манифест окончательно оформил символическое направление во французской поэзии.

Представители этого направления в искусстве стремились с помощью символов показать «скрытую реальность» идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей.

Музыка XIX века, кроме романтизма, представлена и реалистическим направлением, а наиболее популярным жанром становится опера. Основным жанрам итальянской оперы I половины XIX века была опера-буфф – комическая опера. Наиболее известны композиторы Дж. Россини (1792 – 1868 гг., оперы «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка»), Г.Донецетти (1797 – 1848 гг., оперы «Люция ди Ламмермур», «Любовный напиток»).

В условиях политической реакции в Италии опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в опере XIX века – творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901 гг.). В своих операх Верди стремился затронуть различные социальные и даже политические проблемы. В операх «Травиата», «Риголетто», «Трубадур» показаны проблемы социального неравенства, историческая тема воплощена в операх «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Набукко». Вершиной творчества Верди считают оперы «Аида» и «Отелло».

Верди важное место отводит оркестру и хору. Сейчас оперы Верди постоянно ставятся в оперных театрах мира.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875 гг.) – создателя оперы «Кармен», которая признана вершиной французской реалистической оперы.

В конце века в итальянской опере сформировалось особое направление – веризм. Композиторы этого направления чаще всего становились известными по одному произведению. Так, Р. Леонковалло (1857 – 1919 гг.) написал оперу «Паяцы», в которой показана жизнь бродячих актеров, П. Масканьи (1863 – 1945 гг.) – оперу «Сельская честь», героями которой были крестьяне. Наиболее известным композитором является Дж. Пуччини (1858 – 1924 гг.). Он создал несколько опер, которые до сих пор украшают репертуар многих театров, – «Тоска», «Богема», «Чио-чио-сан» (второе название этой оперы «Мадам Баттерфляй»). Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей.

В середине XIX века возникает новый музыкальный жанр – оперетта. Родиной этого жанра стала Франция, а основателем – Ф. Эрве (1825 – 1892 гг.), который создал оперетты «Маленький Фауст», «Мадемуазаль Нитуш». Известным автором оперетт был французский композитор Ж. Оффенбах (1819 – 1880 гг.). Наиболее известны оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», также он написал оперу «Сказки Гофмана». Прекрасные оперетты были созданы венским композитором И. Штраусом (1825 – 1899 гг.) – «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Цыганский барон», которые ставят и сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *