Что такое романтизм в искусстве
Романтизм (направление в искусстве)
Романтизм (направление в искусстве)
Романти́зм (фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Содержание
Общая характеристика
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.
Романтизм в философии
Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).
Романтизм в литературе
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Романтизм в русской литературе
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Романтизм в музыке
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский
Ссылки
Литература
См. также
Направления в западном искусстве | |
---|---|
Средние века | готика · интернациональная готика · романский стиль · ренессанс |
Новое время | академизм · ампир · барокко · маньеризм · классицизм · неоклассицизм · прерафаэлитизм · реализм · рококо · романтизм · сентиментализм |
Модернизм | импрессионизм · постимпрессионизм · модерн (ар-нуво) · ар-деко · экспрессионизм · кубизм · футуризм · абстракционизм · супрематизм · конструктивизм · баухауз · дадаизм · сюрреализм · абстрактный экспрессионизм · лирическая абстракция · живопись цветового поля |
Современное искусство | ар брют · минимал арт · постминимализм · нео-гео · оп-арт · лэнд-арт · поп-арт · концептуализм · фотореализм · молодые британские художники · стакизм · неопластицизм · неоэкспрессионизм · искусство взаимоотношений · постмодернизм · трансавангард · неодада · арте повера · соц-арт |
Полезное
Смотреть что такое «Романтизм (направление в искусстве)» в других словарях:
Футуризм (направление в искусстве) — Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия
РОМАНТИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия
Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии
РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ, а, муж. 1. Направление в искусстве конца 18 первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2.… … Толковый словарь Ожегова
Романтизм — Почти одновременно с новым классицизмом возникало, развивалось и в конце концов в ряде стран решительно оттеснило его во всех областях новое направление искусства романтизм. Его предыстория связана с первым серьезным кризисом буржуазного… … Всемирная история. Энциклопедия
романтизм — (франц. romantisme) художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы (в том числе и России), а также в США. Для романтизма характерен особый… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
РОМАНТИЗМ — Под этим словом, противополагаемым классицизму (См., впрочем, Классический), подразумевается направление в искусстве, отличительными чертаими которого являются стремление художника освободиться от шаблонных форм и приемов, самостоятельное… … Музыкальный словарь Римана
Романтизм — (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия
романтизм — а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Романтизм: крылья свободы и вдохновения
Романтизм (romantisme) — масштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, пришедшее на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве началась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и порой бунтарскими характерами. Это фигуры байроновского и прометеевского типов, которые то провозглашают величие человека, то становятся игрушкой в руках судьбы. Их обуревают страсти, они пускаются в странствия и карабкаются на баррикады, поднимают знамя свободы и не знают покоя.
Романтизм в живописи отверг рационалистичность классицизма и отразил внимание к глубинам человеческой личности, характерное для философии романтиков. Он вырос на эмоциональной почве сентиментализма, но, сохранив лиризм и поэтичность, заменил сентиментальную чувствительность на драматические проявления натуры. Поэтому, кстати, не стоит ассоциировать это направление с пасторальными мотивами — скорее уж с романтикой дальних странствий, путешествий, таинственных открытий и даже революционной борьбы. В отличие от сентиментализма, в романтизме нет умильности и слезливости, это философия смелых и сильных.
Картины эпохи романтизма отличаются высокой художественной выразительностью:
Герои и сюжеты романтизма
Персонажи полотен художников-романтиков похожи на героев литературных романов: тонко чувствующих, зачастую таинственных, порой мятежных, иногда неистовых, нередко одиноких.
Многие творцы погружались в исследование тёмных сторон человеческой натуры. Отсюда интерес живописцев к ночи, грозе, мистике.
В какой-то степени мастера-романтики даже вернулись к эстетике барокко с её драматическим накалом, страстностью, динамичностью, хаотизмом и мистицизмом. От барокко были взяты многие инструменты, повышающие выразительность изображения: в частности, композиционная динамика и светотеневые эффекты. Но, в отличие от барочного искусства, творческая платформа романтиков основывалась не на торжественном пафосе, а на естественности и искренности в передаче чувств.
Философия эпохи романтизма отразилась на эволюции портретного жанра. Романтики-живописцы не писали парадных портретов. Они стремились раскрыть человеческую индивидуальность, передать богатство духовного мира, перелить на полотно напряжённость переживаний, отразить чувства, передать характер.
Многие художники обращались к теме сломленной души. Пример такой тематики — работа Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм».
Живописцы смело погружались в тёмные колодцы душ, изучали потаённые метания и показывали сложность человеческой натуры, в которой так часто переплетаются зло и добро.
Сюжеты полотен тоже отражают романтические тенденции: живописцы обращаются к эмоциональным, будоражащим чувства темам.
Разумеется, волнующие, драматические, эпические сюжеты присутствовали в изобразительном искусстве и ранее. Но художники-романтики избегали провозглашения абстрактных идеалов и театральности, зато преломляли темы через призму человеческой души. Поэтому, глядя на эти картины, будь то «Плот “Медузы”» Теодора Жерико или «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова, мы сопереживаем героям этих полотен, представляем себя на их месте, почти физически переносимся в открытое море или к подножию Везувия.
Романтические пейзажи
Романтические пейзажи — дань высокому интересу живописцев этого направления к природе, чистоту которой философы-романтики противопоставляли рационалистической цивилизации (возник даже типаж «благородного дикаря»).
Расцветает пейзажный жанр. Это эпоха знаменитых пейзажистов — таких, как Уильям Тёрнер.
А неугомонность духа романтиков пробуждала интерес к экзотическим далям и буйству стихий. Выразительный пример — полотна выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.
Многие романтики-живописцы, особенно немецкие, поэтизировали ночь. Возник даже своеобразный «ночной жанр», который воспевал мистичность и ирреальность мира в сиянии луны или в безлунной тьме.
Поэтизируя природу, художники делали её полноправной героиней сюжетных полотен.
Ландшафты перестали быть фоном. Во многих работах мастеров-романтиков персонажи борются со стихией. В других природные явления подчёркивают душевные переживания героев.
Романтики-пейзажисты любили изображать грозы, бури, штормы, землетрясения, извержения вулканов.
Они восхищались непокорной красотой природных сил и наслаждались эмоциональным воздействием своих творений на зрителя.
Мятежные живописцы-романтики
Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы!
В этом художники-романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению, отвергали догмы, бросали вызов устоявшимся традициям.
Одну из первых битв дал Теодор Жерико. Именно с 1819 года, когда он выставил в парижском Салоне свой «Плот “Медузы”», многие искусствоведы отсчитывают начало романтической эпохи в живописи. В этой работе критикам не понравился колорит, композиция, а главное — сама тема. История выживания на плоту людей, пытавшихся спастись с затонувший у берегов Сенегала фрегата «Медуза», оказалась слишком тяжёлой для завсегдатаев Салона. Из 147 человек, перешедших на плот, выжило только 15. Это был ад: люди дрались за воду и еду, сильные сталкивали за борт слабых, живые поедали мертвецов. А капитан с губернатором уплыли на лодках, обрезав буксировочные тросы и бросив плот на волю волн…
Слишком динамично, слишком ярко, слишком эмоционально, слишком шокирующее! Академисты жёстко критиковали работу, но революция в живописи уже произошла: Жерико потряс основы классической живописи и открыл дорогу новому направлению.
В борьбе с критиками творил и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), ставший главой французской романтической школы. Признание он обрёл лишь к концу жизни. На Делакруа оказали влияние знаменитые колористы Позднего Возрождения и барокко: Тициан, Веронезе, Рубенс. Он запоем читал Шекспира и Байрона. Восхищался Жерико и тоже смело эпатировал высокосветских ценителей и столпов академизма.
В 1824 году Делакруа продемонстрировал в Салоне картину, посвящённую трагедии греческого народа, отстаивающего свою независимость от османской империи. «Резня на Хиосе» была воспринята со смесью восторга и негодования. Поэт Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire) назвал полотно «жутким гимном року и страданию». Консервативные критики возмущались «натурализмом» в подаче темы.
Не меньше негативных отзывов получила «Смерть Сарданапала». Делакруа обвиняли в чрезмерной жестокости, эротизме и даже богохульстве.
А вот «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»), несмотря на всю мятежную дерзость, была принята «на ура». Дело в том, что в 1830 году во Франции прогремела революция, и художник, как говорится, попал в струю. Это полотно даже купило новое правительство. Романтизм в 1830-х годах стал признанным художественным явлением.
Его победе способствовала меняющаяся общественно-политическая обстановка:
Это было время буржуазных революций и национальных движений. Аристократические идеалы, воспеваемые в стиле ампир, сменялись идеалами более широких масс. Усиливалось значение индивидуализма, ценнее становилась личность. Всё это нашло отражение в работах мастеров романтической школы.
Но не стоит думать, что романтики-живописцы всегда находились в непримиримом антагонизме с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, Карл Павлович Брюллов создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир, сотворив галерею бессметных шедевров.
Великие художники романтизма
Помимо уже перечисленных художников-романтиков обязательно нужно упомянуть ещё несколько выдающихся творцов эпохи. В Испании творил Франсиско Гойя (Francisco José de Goya y Lucientes).
Для его раннего творчества характерна светлая палитра, но в 1790-х годах, в эпоху Великой французской революции, краски Гойи становятся мрачнее, темы — трагичнее.
Особенно болезненна серия «Бедствия войны», посвящённые хаосу и ужасу наполеоновского нашествия. Фигуры поглощает тьма, линии резкие, штрихи превращаются в царапины.
В Германии в романтической традиции работал Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich), чьи творения оставляют неизгладимый след в душе: настолько сильно в них переданы ощущение одиночества, отчаяния, безнадёжности, рока, меланхолиии… И всё это переплетено с щемящими лирическими нотами.
Часто в симфонию картин вплетаются звуки ноктюрна: Фридрих часто обращался к мистическому и ночному антуражу.
Прекрасные образцы немецкого романтизма — меланхолически-романтические пейзажи Карла Фридриха Лессинга (Karl Friedrich Lessing).
В Великобритании писал романтические пейзажи Джон Констебл (John Constable), которому удавалось невероятно эффектно передавать погодные явления — от ливня до радуги. Современники говорили, что когда смотришь на пейзаж Констебла, хочется раскрыть зонт.
Признанный пейзажист-романтик — Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner). Увы, консервативные коллеги не смогли по достоинству оценить талант Тёрнера. Его критиковали за вольность манеры, за яркость красок.
Но история всё расставила по своим местам: сейчас Уильям Тёрнер — признанная величина мировой живописи, он считается предтечей французских импрессионистов.
В России, помимо Карла Павловича Брюллова, романтическое направление прославили выдающиеся портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин.
И, конечно же, в числе знаменитых пейзажистов-романтиков входит Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян). Он считается одним из величайших маринистов планеты.
Морские пейзажи Айвазовского пользуются громадной популярностью у коллекционеров. В 2012 году на аукционе Sotheby’s заплатили 3,2 млн фунтов стерлингов за «Вид Константинополя и Босфора».