Что такое романтизм в истории определение кратко
Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма
Что такое романтизм?
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтизм в литературе
Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Романтизм в поэме «Мцыри»
Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.
романтизм
Полезное
Смотреть что такое «романтизм» в других словарях:
Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия
Романтизм — (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия
Романтизм — РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это именно романтизм. Еще кн. П. А. Вяземский в письме к Жуковскому остроумно заметил: «романтизм, как… … Словарь литературных терминов
РОМАНТИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
РОМАНТИЗМ — (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа… … Политология. Словарь.
Романтизм — Романтизм ♦ Romantisme Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы).… … Философский словарь Спонвиля
романтизм — а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМАНТИЗМ — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1 й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе,… … Большой Энциклопедический словарь
РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия
Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии
Романтизм — (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 1 й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Романтизм: крылья свободы и вдохновения
Романтизм (romantisme) — масштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, пришедшее на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве началась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и порой бунтарскими характерами. Это фигуры байроновского и прометеевского типов, которые то провозглашают величие человека, то становятся игрушкой в руках судьбы. Их обуревают страсти, они пускаются в странствия и карабкаются на баррикады, поднимают знамя свободы и не знают покоя.
Романтизм в живописи отверг рационалистичность классицизма и отразил внимание к глубинам человеческой личности, характерное для философии романтиков. Он вырос на эмоциональной почве сентиментализма, но, сохранив лиризм и поэтичность, заменил сентиментальную чувствительность на драматические проявления натуры. Поэтому, кстати, не стоит ассоциировать это направление с пасторальными мотивами — скорее уж с романтикой дальних странствий, путешествий, таинственных открытий и даже революционной борьбы. В отличие от сентиментализма, в романтизме нет умильности и слезливости, это философия смелых и сильных.
Картины эпохи романтизма отличаются высокой художественной выразительностью:
Герои и сюжеты романтизма
Персонажи полотен художников-романтиков похожи на героев литературных романов: тонко чувствующих, зачастую таинственных, порой мятежных, иногда неистовых, нередко одиноких.
Многие творцы погружались в исследование тёмных сторон человеческой натуры. Отсюда интерес живописцев к ночи, грозе, мистике.
В какой-то степени мастера-романтики даже вернулись к эстетике барокко с её драматическим накалом, страстностью, динамичностью, хаотизмом и мистицизмом. От барокко были взяты многие инструменты, повышающие выразительность изображения: в частности, композиционная динамика и светотеневые эффекты. Но, в отличие от барочного искусства, творческая платформа романтиков основывалась не на торжественном пафосе, а на естественности и искренности в передаче чувств.
Философия эпохи романтизма отразилась на эволюции портретного жанра. Романтики-живописцы не писали парадных портретов. Они стремились раскрыть человеческую индивидуальность, передать богатство духовного мира, перелить на полотно напряжённость переживаний, отразить чувства, передать характер.
Многие художники обращались к теме сломленной души. Пример такой тематики — работа Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм».
Живописцы смело погружались в тёмные колодцы душ, изучали потаённые метания и показывали сложность человеческой натуры, в которой так часто переплетаются зло и добро.
Сюжеты полотен тоже отражают романтические тенденции: живописцы обращаются к эмоциональным, будоражащим чувства темам.
Разумеется, волнующие, драматические, эпические сюжеты присутствовали в изобразительном искусстве и ранее. Но художники-романтики избегали провозглашения абстрактных идеалов и театральности, зато преломляли темы через призму человеческой души. Поэтому, глядя на эти картины, будь то «Плот “Медузы”» Теодора Жерико или «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова, мы сопереживаем героям этих полотен, представляем себя на их месте, почти физически переносимся в открытое море или к подножию Везувия.
Романтические пейзажи
Романтические пейзажи — дань высокому интересу живописцев этого направления к природе, чистоту которой философы-романтики противопоставляли рационалистической цивилизации (возник даже типаж «благородного дикаря»).
Расцветает пейзажный жанр. Это эпоха знаменитых пейзажистов — таких, как Уильям Тёрнер.
А неугомонность духа романтиков пробуждала интерес к экзотическим далям и буйству стихий. Выразительный пример — полотна выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.
Многие романтики-живописцы, особенно немецкие, поэтизировали ночь. Возник даже своеобразный «ночной жанр», который воспевал мистичность и ирреальность мира в сиянии луны или в безлунной тьме.
Поэтизируя природу, художники делали её полноправной героиней сюжетных полотен.
Ландшафты перестали быть фоном. Во многих работах мастеров-романтиков персонажи борются со стихией. В других природные явления подчёркивают душевные переживания героев.
Романтики-пейзажисты любили изображать грозы, бури, штормы, землетрясения, извержения вулканов.
Они восхищались непокорной красотой природных сил и наслаждались эмоциональным воздействием своих творений на зрителя.
Мятежные живописцы-романтики
Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы!
В этом художники-романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению, отвергали догмы, бросали вызов устоявшимся традициям.
Одну из первых битв дал Теодор Жерико. Именно с 1819 года, когда он выставил в парижском Салоне свой «Плот “Медузы”», многие искусствоведы отсчитывают начало романтической эпохи в живописи. В этой работе критикам не понравился колорит, композиция, а главное — сама тема. История выживания на плоту людей, пытавшихся спастись с затонувший у берегов Сенегала фрегата «Медуза», оказалась слишком тяжёлой для завсегдатаев Салона. Из 147 человек, перешедших на плот, выжило только 15. Это был ад: люди дрались за воду и еду, сильные сталкивали за борт слабых, живые поедали мертвецов. А капитан с губернатором уплыли на лодках, обрезав буксировочные тросы и бросив плот на волю волн…
Слишком динамично, слишком ярко, слишком эмоционально, слишком шокирующее! Академисты жёстко критиковали работу, но революция в живописи уже произошла: Жерико потряс основы классической живописи и открыл дорогу новому направлению.
В борьбе с критиками творил и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), ставший главой французской романтической школы. Признание он обрёл лишь к концу жизни. На Делакруа оказали влияние знаменитые колористы Позднего Возрождения и барокко: Тициан, Веронезе, Рубенс. Он запоем читал Шекспира и Байрона. Восхищался Жерико и тоже смело эпатировал высокосветских ценителей и столпов академизма.
В 1824 году Делакруа продемонстрировал в Салоне картину, посвящённую трагедии греческого народа, отстаивающего свою независимость от османской империи. «Резня на Хиосе» была воспринята со смесью восторга и негодования. Поэт Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire) назвал полотно «жутким гимном року и страданию». Консервативные критики возмущались «натурализмом» в подаче темы.
Не меньше негативных отзывов получила «Смерть Сарданапала». Делакруа обвиняли в чрезмерной жестокости, эротизме и даже богохульстве.
А вот «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»), несмотря на всю мятежную дерзость, была принята «на ура». Дело в том, что в 1830 году во Франции прогремела революция, и художник, как говорится, попал в струю. Это полотно даже купило новое правительство. Романтизм в 1830-х годах стал признанным художественным явлением.
Его победе способствовала меняющаяся общественно-политическая обстановка:
Это было время буржуазных революций и национальных движений. Аристократические идеалы, воспеваемые в стиле ампир, сменялись идеалами более широких масс. Усиливалось значение индивидуализма, ценнее становилась личность. Всё это нашло отражение в работах мастеров романтической школы.
Но не стоит думать, что романтики-живописцы всегда находились в непримиримом антагонизме с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, Карл Павлович Брюллов создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир, сотворив галерею бессметных шедевров.
Великие художники романтизма
Помимо уже перечисленных художников-романтиков обязательно нужно упомянуть ещё несколько выдающихся творцов эпохи. В Испании творил Франсиско Гойя (Francisco José de Goya y Lucientes).
Для его раннего творчества характерна светлая палитра, но в 1790-х годах, в эпоху Великой французской революции, краски Гойи становятся мрачнее, темы — трагичнее.
Особенно болезненна серия «Бедствия войны», посвящённые хаосу и ужасу наполеоновского нашествия. Фигуры поглощает тьма, линии резкие, штрихи превращаются в царапины.
В Германии в романтической традиции работал Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich), чьи творения оставляют неизгладимый след в душе: настолько сильно в них переданы ощущение одиночества, отчаяния, безнадёжности, рока, меланхолиии… И всё это переплетено с щемящими лирическими нотами.
Часто в симфонию картин вплетаются звуки ноктюрна: Фридрих часто обращался к мистическому и ночному антуражу.
Прекрасные образцы немецкого романтизма — меланхолически-романтические пейзажи Карла Фридриха Лессинга (Karl Friedrich Lessing).
В Великобритании писал романтические пейзажи Джон Констебл (John Constable), которому удавалось невероятно эффектно передавать погодные явления — от ливня до радуги. Современники говорили, что когда смотришь на пейзаж Констебла, хочется раскрыть зонт.
Признанный пейзажист-романтик — Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner). Увы, консервативные коллеги не смогли по достоинству оценить талант Тёрнера. Его критиковали за вольность манеры, за яркость красок.
Но история всё расставила по своим местам: сейчас Уильям Тёрнер — признанная величина мировой живописи, он считается предтечей французских импрессионистов.
В России, помимо Карла Павловича Брюллова, романтическое направление прославили выдающиеся портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин.
И, конечно же, в числе знаменитых пейзажистов-романтиков входит Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян). Он считается одним из величайших маринистов планеты.
Морские пейзажи Айвазовского пользуются громадной популярностью у коллекционеров. В 2012 году на аукционе Sotheby’s заплатили 3,2 млн фунтов стерлингов за «Вид Константинополя и Босфора».