Что такое рондо в музыке
РОНДО (в музыке)
Смотреть что такое «РОНДО (в музыке)» в других словарях:
Рондо — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо (от фр. rondeau «круг», «движение по вертикали») музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3 х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися … Википедия
Рондо-соната — Рондо соната музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний… … Википедия
Рондо (значения) — Рондо (от фр. Rondeau круг) многозначный термин. Рондо музыкальная форма в западноевропейской музыке XVIII века (и позже). Рондо текстомузыкальная форма во Франции XIII XV веков. «Рондо» рок группа. (Александр Иванов) Кроме этого, Рондо… … Википедия
Рондо — музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влияниемлирических стихотворений того же названия. В музыкальном Р. главная темаповторяется вперемежку с другими. Установившихся форм Р. пять. В первойформе за начальной темой или так назыв. партией… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
РОНДО — (итал. rondo франц. rondeau, от rond круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских… … Большой Энциклопедический словарь
Рондо (текстомузыкальная форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо (фр. rondeau круг), поэтическая (твёрдая форма) и музыкальная форма с рефреном преимущественно во Франции в XIII XV веках. Термин «рондо», относящийся к… … Википедия
Рондо (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо Жанр рок н ролл блюз рок хард рок глэм рок Годы … Википедия
рондо — I. РОНДО неизм.; ср. [итал. rondo] Музыкальная форма (преимущественно инструментальная), основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными. Исполнять рондо. II. РОНДО 1. РОНДО, неизм.; ср. [франц … Энциклопедический словарь
Рондо — (итал. rondo, франц. rondeau, от rond круг) 1) распространённая Музыкальная форма, основанная на чередовании главной, неизменяемой темы рефрена, и постоянно обновляемых эпизодов. Возникла из народных песен, в которых Запев (каждый раз… … Большая советская энциклопедия
РОНДО — (итал. rondo, франц. rondeau, rondel), первоначально было вероятно тождественно с rondellus (См.), т.е. означало круговое пение (нем. Radel); однако эта форма либо очень рано получила свободное развитие, либо наоборот мензуралисты преобразили ее… … Музыкальный словарь Римана
Значение слова «рондо»
РО́НДО, нескл., ср. Музыкальная, преимущественно инструментальная, форма, основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными.
1. Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
2. Перо с тупым концом для писания таким шрифтом.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В обобщённом виде схема формы такова:
A — B — A — C — A — … — A
РО’НДО [ит. rondo] и РОНДО’ [фр. rondeau], нескл., ср. 1. (рондо́). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (ро́ндо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Р. в Патетической сонате Бетховена. 3. (рондо́). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. || в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом — для писания таким шрифтом. Писать пером р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ро́ндо
1. муз. форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными ◆ Рондо в Патетической сонате Бетховена
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
рондо́
1. филол. популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определённом порядке
2. особо закруглённый рукописный, а также печатный шрифт ◆ На бумажке изящным рондо было выведено ее имя
3. перо с тупым концом, приспособленное для писания таким шрифтом ◆ Писать пером рондо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вольтаж (существительное):
Что такое рондо в музыке
Что такое рондо, история рондо
Историю мировой музыкальной культуры разделяют на несколько важных периодов, каждый из которых внёс свой бесценный вклад в её развитие. Например, древние греки придумали буквенную нотацию и впервые организовали мелодию. В эпоху Средневековья появились первые композиторы. Возрождение отметилось началом нотопечатанья и открытием первой консерватории, а Барокко подарило нам фортепиано и симфонию. Иначе говоря, каждый исторический этап привносил в процесс развития музыки что-то новое и значимое. Для воплощения творческих идей композиторов постоянно возникали новые жанры и музыкальные формы. Многие из них с течением времени бесследно исчезали, а вот рондо, хоть и зародилось в незапамятные времена, продолжает быть востребовано и поныне.
Историю зарождения и развития рондо, а также интересные факты о нём читайте на нашей странице.
Что такое рондо?
Во-вторых, термин «рондо» имеет жанровое значение, так как данный заголовок дают пьесам, созданным по описанной выше одноимённой музыкальной форме. Они отличаются приподнятым, веселым настроением и характеризуются песенно-танцевальным рефреном.
Пройдя длительный путь развития «рондо» имеет три важных исторических разновидности: старинное куплетное, классическое и послеклассическое, свободное рондо.
Применение рондо:
Рондо является одной важнейших музыкальных форм, так как композиторы разных эпох и направлений использовали её в самых разных жанрах, среди которых инструментальные пьесы, вокальные миниатюры, сонаты, симфонии, инструментальные концерты, вокальные номера и сцены из опер, а также эпизоды в балетной музыке.
Популярные рондо
Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Это изящное творение великого композитора, которое в народе называют «Турецкий марш», считается самым знаменитым произведением, созданным в данной форме. Написанная как третья часть Сонаты №11 Ля мажор композиция, отличающееся бодростью, жизнерадостностью и торжественностью, сразу завоевала большую популярность у ценителей классической музыки и стала часто звучать как самостоятельное произведение.
Людвиг ван Бетховен «К Элизе». Данная фортепианная пьеса, изначально озаглавленная «Багатель» № 25, приобрела популярность и любовь меломанов во всех уголках мира. Красивая лиричная мелодия рефрена повествует о нежных чувствах автора ко своей возлюбленной. Музыка эпизодов даёт надежду на взаимность и возможную скорую встречу, однако последнее проведение главной темы отображает душевные переживания композитора, предчувствующего неминуемую разлуку со своей избранницей.
Людвиг ван Бетховен. «Рондо-каприччио». Данная наполненная энергией и задором виртуозная фортепианная пьеса имеет ещё один юмористический заголовок: «Ярость из-за потерянного гроша». Также её называют «великой бетховенской шуткой», которой композитор призывает в любой ситуации уметь владеть собой и держать в руках. Композиция начинается с беззаботного и весёлого мотива, который постепенно через бурные пассажи превращается в гневную тему.
Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Чтобы ярче и выразительнее охарактеризовать отрицательного героя композитор выбрал именно форму «рондо». Основная тема вокальной композиции, представленная в быстром темпе, щедро насыщенна виртуозными элементами. Звучащая как захлёстывающая скороговорка, она невольно заставляет слушателей подсмеиваться над подлым, трусливым и хвастливым персонажем.
Сергей Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Эта призывная жизнерадостная композиция, возвещающая о начинающемся празднестве, своей чёткой и упругой музыкой ярко иллюстрирует красочное театральное шествие. Она написана в форме классического рондо, то есть включает три проведения рефрена и два эпизода.
История рондо
История появления и развития музыкальной формы «рондо» берёт своё начало в глубокую старину, то есть её истоки уходят в незапамятные времена. Ещё в древности люди, поклоняясь своим богам, взявшись за руки исполняли сопровождаемые пением круговые ритуальные танцы. Шло время. Менялись столетия. Языческие обряды канули в лету, а вот хороводные забавы, передаваясь из поколения в поколения, продолжали жить, но уже в качестве любимого увеселения многих народов. Разумеется, что в каждой стране они имели свои характерные особенности и соответственно названия. В Молдавии, Сербии, Хорватии и Румынии – это хороводный танец «хора», у народов Кавказа многие века успешно бытует круговой танец «асланбий», а вот во Франции всенародную любовь приобрели хороводные песни, включающие в себя куплеты, за которыми следовал постоянно повторяющийся припев. Исполнялись такие композиции весьма своеобразно, а именно: запевалы-солисты пели чередующиеся строфы, при чём каждую на новый мотив, затем вступал хор с припевом, в котором слова и мелодия не менялись. Данная куплетно-припевная форма, получившая название «рондо», завоевала такое признание у французского народа, что даже у странствующих по дорогам страны в эпоху Средневековья трубадуров и их собратьев по музыкально-поэтическому творчеству труверов, частенько встречались композиции, в которых некоторые строфы, как и припев в песне, повторялись с регулярной периодичностью.
В то же самое время, в творчестве немецких композиторов форма куплетного рондо встречается весьма редко. К примеру, Иоганн Себастьян Бах иногда применял её в сюитах или финалах концертов. Впрочем, сын великого маэстро Карл Филипп Эмануэль Бах к данной музыкальной структуре относился весьма положительно. В творческом каталоге этого композитора довольно много сочинений с названием «рондо», в которых отмечено много смелых нововведений, выходивших за рамки старинной куплетной формы. Он активно развивал рефрен: транспонировал его, сокращал и расширял, а эпизоды раскрашивал фантазийными элементами. Достаточно смелые преобразования Карла Филиппа Эмануэля Баха приблизило появление следующей вида – «классического рондо».
Интересные факты
Рондо. Эта одна из важнейших и жизнеспособных музыкальных форм, прошедшая длительный путь исторического развития, в разные времена получала должное признание у многих выдающихся композиторов. Они успешно применяли рондо в своих гениальных творениях, так как выразительные средства этой замечательной формы позволяли творчески использовать её в самых разнообразных жанрах.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рондо
Рондо
В обобщённом виде схема формы такова [2] :
A — B — A — C — A — … — A
Р | ЭП 1 | Р | ЭП² | Р | ЭП³ | Р | ЭП 4 | Р | ЭП 5 (ЭП²) | Р | ЭП 6 | Р | Р 1 | ЭП 7 (ЭП 3, 4 ) | Р |
8+4+8 | 12 | 8 | 11 | 8 | 8+8 | 4+8 | 11 | 8 | 8 | 4+4 | 8+25 | 8 | 23 | 8+16+14+19 | 15 |
3 ч. ф. | период | период | |||||||||||||
B | c-B | F | B-Es | Es | c | c | c-E | E | a | d | d-B | B | B | b | B |
(ГП) | (ПП) | (ПП²) | (ГП) | (ПП²) |
Рондо классической эпохи
Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.
Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт. Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).
По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX — начала XX веков (А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип.
Малое рондо
Однотемное рондо
Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом [4] ). Схема этой формы такова:
Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.
Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).
Самостоятельные пьесы в этой форме редки.
Двухтемное рондо
Схема этой формы такова:
А | — | ход | — | B | — | ход | — | A |
Т | → | не-Т | → | Т |
Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо:
А | — | ход | — | B | — | ход | — | A | — | ход | — | B1 |
Т | → | не-Т | → | Т | → | Т |
Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:
А | — | ход | — | B | — | ход | — | A | — | ход | — | B1 | — | ход | — | A |
Т | → | не-Т | → | Т | → | Т | → | Т |
Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т. д.).
Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию.
Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже — в форме периода.
Иногда может пропускаться один из ходов (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.
Большое рондо
К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.
Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.
Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее.
Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо).
Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.
Большое регулярное рондо
В этом типе рондо [6] рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова:
Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов.
Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться (Ф. Шуберт. Соната a-moll, op. 164, 2-я часть).
Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий.
Большое регулярное рондо с повторением побочных тем
В этом типе рондо [7] одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов.
Схема наиболее распространённой разновидности такова:
А | → | B | → | A | → | C | → | A | → | B | → | A |
Т | D | T | S | T | T | Т |
Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.
Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).
Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).
Большое нерегулярное рондо
В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова:
А | B | → | C | → | A | → | B | C | → | B | A |
Сонатная форма с эпизодом вместо разработки
От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)
Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.
Схема формы такова:
А (ГП) | B (ПП) | C (эпизод) | A (ГП) | B (ПП) |
T | не-Т | Т | Т |
Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена).
Послеклассическое рондо
Рондо в новых условиях [9] отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).
- Что такое нормобласты в крови
- Что такое оперативная память человека