Что такое рош ха шана в израиле
Рош а-Шана: что едят на еврейский Новый год
Хумус, форшмак, цимес, фалафель, фаршированная рыба. Все эти блюда, такие вкусные и такие традиционно еврейские в последнее время приобрели большую популярность. В канун нового года мы решили рассказать вам о том, что в Израиле заменяет оливье и сервелат, чтобы вы имели более полное представление о настоящей еврейской кухне.
По традиции на столе в Рош а-Шана непременно должны быть главные плоды Израиля: рыба, зеленый лук, свекла, яблоки, морковь, тыква, стручковая фасоль, гранат и финики. Каждый из продуктов символизирует то хорошее, что ждет человека в новом году. Например, голова рыбы — пожелание быть в главе, а не в хвосте на жизненном пути, а гранат — совершать хорошие поступки. Сладости на новогоднем столе, в свою очередь, символизируют сладкую, приятную жизнь.
Самым узнаваемым и знаменитым блюдом на еврейском новогоднем столе, безусловно, являются яблоки, запеченые с медом. Яблоко в иудаизме когда-то даже было почти священным фруктом — когда-то на яблоках даже вырезали молитвы!
Печеные яблоки
Другим символом Рош а-Шана является гранат: пьют его сок, зернами обильно засыпают соленую рыбу и добавляют их в салаты. А все потому, что в любом плоде этого чудесного фрукта ровно 613 зернышек — ровно столько же, сколько заповедей в иудаизме.
Рыба, конечно же, тоже является традиционным украшением новогоднего стола. Она — символ изобилия и роста, плодородия. Готовить ее можно, как угодно: подайте гостям настоящий форшмак или «ту самую» фаршированную рыбу, правил здесь нет.
Кстати, если вы вегетарианец, но хотите отпраздновать Рош а-Шана по всем правилам, для вас есть очень милая альтернатива рыбе — соленые крекеры в форме рыбок. Даже раввины не против такого аналога, ведь главное, чтоб на столе был правильный символ и то, над чем можно произносить специальную новогоднюю молитву.
Фаршированная рыба
Из моркови в Рош а-Шана принято готовить сладкий цимес, в который часто добавляют и другие плоды земли Израиля: яблоки, финики и морковь, которая должна принести достаток и позитив в новом году. Если вы не большой любитель сладкого, попробуйте сочетание моркови с фаршированной рыбой.
Ко всему прочему на стол нужно обязательно поставить тыкву — с ней ваши молитвы точно дойдут куда надо, скажет вам любой правоверный иудей. Но если даже вы не празднуете Рош а-Шана, все равно обратите внимани на маринованную тыкву. Необычное блюдо еврейской кухни скрасит любой обед своим ярким вкусом.
Печеная тыква и свекла с домашним песто
Зеленые бобы к празднику вы можете просто сварить и обильно посолить перед подачей. Они замечательно дополнят стол, на котором и так будет много сложных и ярких (и, возможно, «тяжелых» для желудка) блюд. Еще один плюс такой подачи бобов — их сочетаемость с традиционным праздничным вином, которое подают на Рош а-Шана.
Свеклы на новогодний стол жалеть нельзя. Ее нужно непременно добавить и к рыбе, и в салаты, и положить на стол просто, например, в ассорти овощной тарелки. Кстати, по строгим правилам правилам кашрута, овощи лучше мариновать. Так что если вы хотите удивить гостей в 5779 — замаринуйте свеклу!
Маринованая свекла
Плоды земли Израиля, к слову, прекрасно сочетаются друг с другом. Например, лук-порей и финики, которые на первый взгляд не очень гармоничная кулинарная пара, отлично выглядят на праздничном столе в необычным салате.
Помимо того, что мы уже перечислили, в некоторых еврейских общинах подают куриную печень (на идише слово «печень» звучит так же, как фраза «живи честно»). Особенно обильно печенью стараются кормить детей, чтобы они радовали родителей.
Даже если вы не иудей, вы смело можете праздновать Рош а-Шана «за компанию» — ведь еврейский новый год это праздник сотворения мира и человека! Поэтому Рош а-Шана вполне может быть общим, а не религиозным праздником. А чтобы годовщина появления на свет ваших далеких предков была сладкой, поставьте на стол цимес, финики и яблоки с медом. И не забудьте про вино!
Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)
Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) — праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.
Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года», начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь.
Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название «йом-ха-арихта» («один длинный день»), и в это время запрещена любая работа, кроме приготовления еды.
В 2017 году Рош ха-Шана (наступление 5778 года по иудейскому летоисчислению) выпадает на 21 и 22 сентября, начинается праздник 20 сентября вечером, так как в иудейском календаре отсчет суток ведется с вечера накануне, с захода солнца.
В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы (священное писание в иудаизме) и читать специальные молитвы раскаянья (слихот).
Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому — жить, а кому — умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.
Поэтому Рош ха-Шана — это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.
В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Всевышнего. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника.
Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий.
Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем «вживую», а не в записи и не посредством электронных носителей.
В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи, и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.
Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери.
В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя — запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.
Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе.
В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.
Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем — благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша — от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша — днем, после молитвы и до заката.
Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.
Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба — символ плодородия; голова барана (или рыбы) — знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты — в надежде на обильный урожай; морковь, порезанная кружочками, — по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство; круглая сладкая хала с изюмом — чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.
В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят, «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате».
В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих («сбрасывание грехов»).
Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, произносят молитву покаяния и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи. Во время чтения молитвы они в воду производят символическое «стряхивание» с одежд совершенных прегрешений или вытряхивают карманы.
Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.
В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.
Еврейский Новый год. Как празднуют Рош Ха-Шана обычаи, традиции.
Новый год во всем мире принято отмечать зимой, в отличие от еврейского, который празднуется осенью. Его традиции и обычаи беспрекословно соблюдаются и почитаются.
Новый год у евреев
В еврейской традиции Новый год имеет большое значение, его название — Рош Ха-Шана и отмечают его в сентябре. Почему именно в этом месяце? Дело в том, что евреи придерживаются не того календаря, который принят во всем мире, а лунно-солнечного, согласно которого, в начале седьмого месяца, тишрея, в новолуние и отмечается главный праздник в году. Календарь иудеев отличается подвижностью и каждый следующий год даты могут сдвигаться. Например, в 2019 году начало 29 сентября, окончание — 1 октября. в 2020 году даты празднования приходились на 18 число сентября, а окончание — 20 числа сентября (наступил 5781 год).
Переводи Риш Ха-Шана звучит так: голова года. Именно в эти дни богом был создан первый человек — Адам, так говорят еврейские источники.
Еврейский Новый год 2021 и 2022
Рош ха шана что за праздник
Суть праздника заключается в том, что именно в этот день сотворения мира, судьба каждого иудея определяется на весь последующий год, а кроме этого еще и записывается в Книгу Жизни. Поэтому так важно соблюсти все традиции и обычаи.
Бог открывает 3 книги, в 1-й записывает праведников, во 2-й — грешников, а 3-й — и тех и других, но их грехи и праведные поступки должны быть равнозначны. Именно те люди, которые будут записаны в 3-ю книгу имеют шанс на исправление, но только в том случае, если они раскаются от всего сердца. Таким образом, считается, что наступил день суда. Нужно вспомнить все, что происходило в уходящем году, оценить свои поступки и хорошие и плохие.
Подготовка начинается за 10 дней до начала праздника и заключается в чтении молитв. Дни трепета, так называются эти дни, а их кульминация — примирение или Йом-Киппур, следующий праздник. Бога считают справедливым судьей, который оценивает людей по их поступкам и решает давать шанс на искупление грехов или нет.
Каждый еврей в Рош Ха-Шана имеет возможность, покаявшись в своих грехах и говоря современным языком, запустить перезагрузку — очиститься и начать жизнь заново.
Как евреи празднуют Новый год
В этот священный праздник даже одежда должна соответствовать всем канонам, с приоритетом белого цвета. Перед закатом мать семейства читает молитвы. в которых благодарит Бога за прожитый год и за все, что в нем случилось, затем, зажигает свечи. Праздник начался. После вечерней службы в синагоге все семейство садится за стол, где сначала происходит освещение бокала с вином главой семьи-мужчиной (название обряда — кидуш), после чего омыв руки, он произносит слова благословения над самым главным продуктом — хлебом. После завершения трапезы, иудеи обращаются к Богу с благодарностью за все — еду, священную землю Израиля, а, так же, за то, чем он одарил их в этой жизни. Утром в синагоге опять служба, на протяжении которой раздаются звуки шофара. Читаются тексты Торы — Книга Пророков и о празднике Рош Ха-Шана.
Шофар
Специальный инструмент, в который трубят в Новый год, называют шофаром, это неизменный атрибут праздника. Делают его из бараньего или козлиного рога. Каждый иудей знает, когда слышит его звуки, что это призыв на Божий суд. Трубление в рог напоминает об агнце, принесенным в жертву Авраамом, в замен Исаака, свонго сына. Таким образом, данное действо напоминает о необходимости самопожертвования каждого верующего. Этот священный обычай объединяет евреев всего мира, слушать его принято стоя.
Но есть и другое толкование — достигнув небес, звуки музыкального инструмента вредят сатане, который пришел к Богу и догладывает ему о грехах человеческих. Звуки шофара оглушают его и и затрудняют чтение обличительного списка.
Ташлих
Чтобы избавиться от грехов, на второй день празднования верующие собираются у воды, читают молитвы и вытряхивают хлебные крошки из карманов в воду. Значение такого мероприятия заключается в избавлении грехов, которые скармливаются водным обитателям. Не в каждой общине почитают этот обычай, но у многих он сохранился.
Перед Новым годом необходимо отменить всё, что иудей обещал Богу в прошедшем году, если не смог выполнить обет по уважительной причине, чтобы избавиться от тяжкого греха — не исполнение данного обещания.
Рош Ха-Шана как отмечают
Праздник принято отмечать вместе со всеми членами семьи, особое внимание уделить престарелым родственникам. Ни один еврей не должен в эти дни оставаться один. Это на столько важно, что одиноких пожилых людей даже специально привозят в дома престарелых, чтобы они праздновали вместе с ровесниками. Такая практика принята в Израиле.
Согласно обычаю, в день перед Новым годом, его название — эрев хаг (вечер праздника), начинается подготовка к празднику. На священной земле евреев, Израиле, рано закрываются магазины и, даже, перестает ходить общественный транспорт. Все иудеи должны пожелать друг другу хорошего года — произнести «Шана това» и, чтобы Бог вписал их в Книгу Жизни, дарить подарки.
Еврейский Новый год: что принято есть
Главное правило еврейского новогоднего стола — на нем должны присутствовать только сладкие продукты, нельзя есть кислое и горькое, иначе весь следующий год может быть горьким. Никак нельзя обойтись без гранат, фиников, тыквы, стручковой фасоли и моркови, так как, это своеобразные символы хорошего и приятного для всех последующих дней года. Яблоки обмакивают в мед и в этот момент обращаются к Богу и просят его, чтобы жизнь была сладкой. Гранат символизирует плодородие, количество его зерен соответствует количеству заповедей иудеев, по крайней мере, так принято считать.
Рыбу евреи ставят на стол с головой, чтобы год не плестись в хвосте, ведь, как мы писали, Рош Ха-Шана переводится, как «голова года».
Чтобы обрести материальное благополучие, подается морковь, порезанная на кружки, их форма напоминает монеты. Финики, в переводе с иврита — тамар, в языке слово созвучно с другим еврейским словом — «там», оно означает «закончить» и относится к врагам, чтобы они закончились. Ровийа — тыква (на арамейском), имеет созвучие со словом «ирбу» и означает направление на добрые дела. Еще один овощ, это свекла — исталку, созвучно слову «селек», перевод с иврита так и звучит — свекла.
Главным продуктом на столе является хлеб, он должен иметь форму венка, что означает цикличность. Одна его часть должна приноситься в дар священнослужителям.
Медовая коврижка — леках, испеченная с на меду с орехами, для аромата и вкуса в нее добавляется алкоголь — ром.
Цимес — режется морковь, добавляются мед, изюм и специи.
Форшмак является национальным блюдом иудеев, сделанное из селедки, к нему подается лук в перьях.
Рош ха-Шана: Еврейский Новый год (описание и смысл праздника)
Великие еврейские праздники и их значение для всех христиан. С приходом сентября спадает летняя жара, вечерами холодает, и мы ждем осень. Местные магазинчики готовятся к праздничной торговле по поводу еврейских праздников Рош ха-Шана, Йом Киппур и Суккот. Эти священные осенние дни перечислены в книгах Библии Левит гл. 23 и Числа 29. Как и все евреи мира, посмотрим и мы на то, какими освежающими и отрезвляющими могут быть эти дни в это прекрасное и красивое время года.
Рош ха-Шана традиционно рассматривается как еврейский Новый год, и Йом Киппур, который случается десятью днями позже, фокусирует на искуплении грехов. Кто-то просто не будет эти 10 дней работать, а кто-то задастся вопросом: что значат эти празднования для не евреев? Мы попытаемся объяснить в этой статье, как эти великие праздники могут приобрести для нас огромную важность и ценность, вне зависимости от нашей национальной принадлежности. Эта статья будет посвящена именно Рош ха-Шана.
Хотя традиционно это еврейский Новый год, первоначально он назывался Праздником Труб, или еще «Днем звучания трубы» (Числа 29:1-6). Однако с течением времени, раввины, поскольку праздник совпадал с началом года, стали называть его «Рош ха-Шана», что в переводе значит «Глава года», или Новый год. Именно поэтому он очень вдумчивый. На праздник было бы уместно послать вашим друзьям евреям еврейские новогодние поздравительные открытки.
Вы можете удивиться, как же это может быть, если в Библии это день первый седьмого месяца? Причина в том, что еврейский календарь построен на двух циклах. Религиозный календарь начинается весной (Ниссан). Гражданский календарь начинается осенью (Тишри). В связи с необходимостью для еврейского населения соблюдать гражданский календарь, раввины прошлого пользовались возможностью дать духовное направление, чтобы подчеркнуть важность подготовки к святому дню, Йом Киппуру, Дню Искупления. В отличие от празднования Нового года по-нашему, вместо попоек и пирушек, в еврейский Новый год принято посвящать время самоанализу.
В духовном смысле Рош ха-Шана представляет собой звонок побудку. Средневековый еврейский раввин Моисей Маймонид объяснял внезапный мощный звук трубы как призыв, который можно трактовать таким образом: «Сони, сколько можно спать – дремать! Встали быстро! Что вы делаете? Вернитесь к Богу, вспомните Творца вашего! Те из вас, кто истину позабыл в суете дней, проведя год в тщете и пустоте, исправьте ваши пути и деяния! Пусть каждый из вас отвергнет злые наклонности и мысли аморальные». Новый Завет пишет о трубном гласе, как о сигнале к суду и возвращении Иисуса Христа. (1 Послание Коринфянам 15:52; 1 Фессалоникийцам 4:16; Откровение 11:15). Тема суда и покаяния делает Рош а-Шан идеальным временем для подведения итогов и молитвы. Да пробудимся от спячки и мы, и народ иудейский!
Трубы или рог Шофар представляли собой рог барана. Они звучали, когда подходил враг или в случае созыва народа на мероприятие. Звук рога Шофара намекает на пробуждение, призыв встряхнуться и оглянуться вокруг, услышать Божьи предупреждения. Другими словами, это остановка от беготни в нашей очень занятой жизни, инвентаризация нашего внутреннего мира, на которую обычно времени нет. Мы заняты так сильно, что забываем о главном. Мы так можем «загонять» себя по жизни, что есть опасность потерять из вида те вещи, которые и имеют наибольшую ценность, а именно наши личные отношения с Богом и другими людьми.
Еврейское слово тшува – ключевое для этого времени года. Он переводится как «покаяние». Подразумевается разворот от греха и поворот в сторону Бога, поворот на правильную дорогу в жизни. Рош ха-Шана есть время подведения итогов того, где мы находимся, особенно в нашем хождении с Богом. Многие из нас сосредотачивают свое внимание на внешней, материальной стороне жизни, а это не самое важное. Тшува – это способ мышления по приложению усилий в сторону остановки греховной модели поведения, пустившей корни в нашей повседневной жизни и переустановки приоритетов. Оптимальное время для окончательного пробуждения, признания того факта, что грехи причиняют нашим отношениям ущерб, изменить то, что требует изменений. Изменится внутренняя наша суть, возжелает истины. Как отзвук Псалма 50 — про сокрушенное и смиренное сердце, которого ищет в нас Бог. Трубный глас напоминает о необходимости внутренней инвентаризации и предупреждает о грядущем суде.
В течение 10 дней, известных как «дни трепета», продолжается отрезвляющее и вдумчивое время подготовки к Йом Киппуру, который будет после этого праздника. Детально рассмотрен истинный смысл Йом Киппура в книгах Библии: Исаия 53, Даниил 9, и в особенности в послании к Евреям 9-10.
В следующей статье мы узнаем, как работа первосвященника, которая происходила в этот день (Левит 16), предвещала жертву Мессии. Йом-Кипур намекает на более глубокий смысл Искупления, которое стало возможным благодаря силе крови и тайны замещения.
Как у учеников, у нас есть некоторые преимущества в понимании значения еврейских праздников, особых дней в их календаре. По Новому Завету, эти празднества — красивые тени Мессии (Послание Колоссянам 2:16-17). Особенно это видно в Пасхе и Йом-Кипуре. Они по-разному отражают Божий план спасения. Как только мы поймем, как они переплелись с предсказанием о Мессии и Его Царстве (1 Послание Коринфянам 5:7), наша вера возрастет. Мы удивимся переплетению Нового с Ветхим Заветом. Второе преимущество понимания праздников заключено в возможности уважительного отношения к нашим соседям и коллегам еврейской нации. Для тех, кто обращает евреев, очень не помешает относиться дружелюбно к ним, (согласно 1 Коринфянам 9:20-22) и показывать истинное уважение и благодарность к еврейскому наследию христианства.
В этот период мы, верующие, выиграли бы от этого праздника как от возможности обновиться, оценить наш духовный путь, понять, где мы были и куда следует направить стопы. Хотя верующие из язычников (не евреев) и не обязаны соблюдать эти праздники, остается, тем не менее богатство понимания смысла тех дней, которые Бог в далекой древности назначил исполнять Своему народу, и которые и по сей день исполняются внутри еврейского сообщества. Хотя это и личный экзамен, Рош а-Шан традиционно отмечают дутьем в рог Шофар, службами в синагоге, семейными трапезами и сладостями. Традиционное приветствие L’Shana Tova означает «Пусть ваше имя будет вписано в книгу Жизни» и L’ Shana Yom Tov «Пусть прекрасным будет следующий год».
Автор: Филипп Лестер
Перевод: Наталия Бруни
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».