Что такое российская цивилизация
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
3. 1. Понятие российской цивилизации……………………….с 1.
3. 2. Российская цивилизация и «русская идея»……………..c.10
3. 3. Православная, восточнославянская или российская цивилизация. с.16
3. 4. Российская и западноевропейская цивилизации: общее
и различия. Точки бифуркации………………………………с. 18.
3. 5. Понятие российской цивилизации и концепции евразийства
и неоевразийства Л. Гумилева……………………………….с. 19
3. 6. Природно-географические и климатические особенности российской цивилизации………………………………………32.
3. 7. Православно-русская духовность в структуре российской цивилизации… …………………………………………………с.56
3. 8. Наследие античной греческой культуры в структуре
российской цивилизации. Максим Грек………….с.83.
3. 9. Реформы Петра и эволюция российской цивилизации. О роли европейских элементов в структуре российской цивилизации……………………………………………………….с.92.
3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации……………………………………………………с.119.
3. 1. Понятие российской цивилизации.
Российская цивилизация исторически определилась ее этно-конфессиональным ядром – русским (древнерусским) народом и, соответственно, – русским православием. Язык и культура «ядра», т. е. русский язык и русская культура решающим образом повлияли на интеграцию всех элементов цивилизации в единое целое. Именно «ядро» во многом определяет характер и особенности российской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций. Вместе с тем, многоэтичность и многоконфессиональность является неотъемлемой чертой российской цивилизации.
Явившись ядром российской цивилизации, русский (первоначально –древнерусский) народ стал и носителем культурно-генетического кода. Этот код со временем, в той или иной степени, стал достоянием и других народов, вошедших в состав России, стал основой общероссийского народного характера, образа жизни и мысли.
Культурно-генетический код фиксирует основные ценности цивилизации, ее общественный идеал, особенности духа цивилизации.
Забегая вперед, отметим, что попытки сломать или радикальным образом изменить культурно-генетический код – посредством революций или непродуманных реформ в истории России происходили неоднократно. Однако они всегда приводили к отрицательным результатам – к ослаблению России, к хаосу, понижению уровня нравственности, разрушению законности и правопорядка.
Выделение существенных признаков цивилизации не следует воспринимать в качестве нормативных или императивных. Такое выделение есть теоретическая констатация, основанная на истории цивилизации, на сопоставлении с другими цивилизациями. Следует особо подчеркнуть, что сопоставление с другими цивилизациями не может осуществляться по линии «лучше – хуже», «выше – ниже»: каждая цивилизация по-своему оригинальна и уникальна.
При выявлении особенностей той цивилизации, которую исследователь считает своей, следует избежать двух опасностей, двух одинаково недопустимых крайностей – греха лести и соблазна самоуничижения. Уникальность цивилизации, следовательно, не должна быть истолкована ни как свидетельство ее превосходства над всеми иными цивилизациями, ни как ее заведомая «неполноценность».
Характерное для России последних столетий западничество части российской интеллигенции исходит из того, Россия ничем принципиально не отличается от Европы и от Запада в целом. Поэтому, например, по выражению историка, члена Временного правительства (1917) П. Милюкова «Россия есть тоже Европа». Сторонники этой точки зрения приводят, в поддержку своей позиции в частности, изречение Екатерины II: «Россия есть европейская держава» и целый ряд других аргументов.
«Русские европейцы» и русские западники, как правило, негативно относятся ко всему историческому пути России, считая его ошибочным. Они настойчиво предлагают отречься от прошлого, отрицают положительное значение православия, стремятся переделать политический строй и весь российский образ жизни по западному образцу. Естественно, они отрицают всякую самобытность России, не видя в такой самобытности ничего, кроме отсталости и варварства. С другой стороны, они идеализируют Запад, не придают значения особенностям развития западноевропейской и североамериканской цивилизаций. Для сторонников этого взгляда Запад есть некий универсальный образ «продвинутого», передового общества, и поэтому – универсальный образец для подражания.
Русское западничество является полюсом, противоположным крайнему русскому почвеничеству. Такое крайнее русское почвенничество не получило теоретического выражения в трудах крупных русских мыслителей. Ни славянофилы, ни книга Данилевского «Россия и Европа», ни Достоевский (взгляды которого на Россию могут быть охарактеризованы как почвеннические) – ни в одном значительном произведении ни одного известного русского мыслителя нельзя найти огульного отрицания достижений Запада, отрицания значения западной культуры и науки. Если русские мыслители критикуют западные идеи (а это, несомненно, имеет место в истории русской мысли), то не потому, что они западные, а потому, что считают их ошибочными по существу. Не получив теоретического выражения в трудах крупных русских мыслителей, крайнее русское почвенничество (или «русофильство») с характерным для него резко негативным отношением к Западу нашло распространение в массовом сознании – так же, впрочем, как и противоположный полюс, т. е. русское «европейничание», западничество.
Это характерно как для авторов, настроенных по отношению к России доброжелательно, так и для тех, которые не испытывают к России никаких симпатий. Отношение Запада к России хорошо сформулировано в словах Н. Бердяева: «Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая». [ Бердяев Н. Судьба России. М. 1990. С. 9.].
Приведенные слова относятся к 1915 году. Однако можно с уверенностью констатировать, что с тех пор мало, что изменилось. Разве что, появились новые проекты. Приведем некоторые из них.
Такие проекты на Западе существуют, как и принимаются меры к их реализации. Фактически эти проекты означают ликвидацию России как цивилизации, как самостоятельного государства. Но ни один россиянин, кому дорога своя страна, кому дороги усилия предков, порой своей жизнью и кровью отстаивавших целостность и независимость России на самых разных этапах истории и в различных исторических формах, не согласится с этими проектами.
Обратим внимание и на достаточно распространенную точку зрения, отказывающую России в праве быть особой цивилизацией, наряду с другими цивилизациями современного мира. Эта точка зрения с неизбежностью ведет к отнесению России к разряду нецивилизованных стран. Она также отрицает целостность России, рассматривая ее в качестве конгломерата народов, территорий, и др. никак не связанных между собой. Однако, если допустить, что это действительно так, то становится не объяснимым столь длительное существование России: конгломерат не связанных между собой народов и территорий рассыпался бы при первом же историческом испытании, при первом же сколько-нибудь значительном ударе извне. Однако Россия за более чем тысячелетнюю историю перенесла множество исторических испытаний, и не только сохранила свою целостность, но и достаточно интенсивно развивалась.
Мало чем отличается от крайнего западничества и такой подход к истории России, когда автор берет на себя смелость пересмотреть всю историческую эволюцию России, исписав тома «критики исторического опыта» с тем, чтобы прийти к выводу об ошибочности всего исторического пути и, следовательно, о полной негодности исторического опыта. Такой подход не состоятелен с точки зрения научной и неприемлем с точки зрения нравственной. Он рождает исторический негативизм, но никак не способствует улучшению общества, порождая иллюзию, что такое улучшение возможно на пути отрицания прошлого, отречения от него.
Стремление радикально переделать, переиначить Россию, начать историю с чистого листа, как показывает исторический опыт, не приводит ни к чему позитивному. Напротив, чаще всего оно ведет к исторической катастрофе, к разрушению материальных и интеллектуальных богатств, созданных и накопленных предыдущими поколениями. Ламентации по поводу, якобы «неудавшейся» истории, в действительности, служат препятствием для нормального исторического развития, рождают лишь патологическое желание все разрушить, и, посредством некоторого однократного акта, изменить все к лучшему. Но, как свидетельствует тот же исторический опыт, реальные улучшения на этому пути недостижимы. Такие улучшения требуют не горячечного активизма, характерного для политических революционеров, а упорного и размеренного труда во всех сферах жизни общества.
Сожаления по поводу прошлого бессмысленны, уже потому, что в прошлом уже ничего не изменишь – оно таково, каким состоялось. И в любом случае оно заслуживает отношения к нему как к ценности, поскольку оно есть жизнь и деяния наших предков. Относясь к жизни и деяниям предков с пренебрежением, мы утрачиваем моральное право ожидать уважительного отношения к нам со стороны наших потомков.
В каком отношении находится трактовка России как цивилизации к другим концепциям, имеющим свои предметом Россию как целое, стремящимся ответить на вопросы о ее сущности, исторических задачах и предназначении?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Цивилизация России: зарождение и развитие
В учебном пособии анализируются зарождение, становление и развитие Российской цивилизации, смена форм государственного устройства, этапы социально-экономического прогрессирования, взаимоотношения с другими странами и народами. Характеризуются причины и последствия четырех цивилизационных кризисов в стране за прошедшие века. Высказано авторское мнение о некоторых неразгаданных загадках в истории цивилизации России. Рекомендуется для изучения истории России, экономической истории и нового учебного курса по истории цивилизации России (для бакалавров и магистров). Может быть использовано для изучения курса по культурологии и истории государства и права России. Материалы книги представляют интерес для всех интересующихся не только историей, но и современным развитием цивилизации России как составной части мировой цивилизации. Книга издана в авторской редакции
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цивилизация России: зарождение и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. О формациях и цивилизациях
Характеристика сущности формационного и цивилизационного подходов в осмыслении истории мировых и локальных цивилизаций невозможна без определения понятий «формация» и «цивилизация».
Формация — это социально-экономическая система хозяйства и общества. С точки зрения экономической составляющей речь идет о системе хозяйства и основной в ней форме собственности; социальной составляющей являются социальные слои общества.
Пятичленное (на пять формаций) деление истории человеческого общества, схема которого в теории и идеологической пропаганде окончательно оформилась в России во времена тоталитаризма, предполагало социально-экономическое и социально-политическое развитие от первобытно-общинного к рабовладельческому обществу, затем феодальному, капиталистическому и, наконец, апогеем прогрессирования должен был стать коммунизм с его первой фазой — социализмом.
Предыстория появления в литературе формационного подхода выглядит (кратко) следующим образом.
Еще Ш. Фурье (1776–1837), один из самых известных социалистов-утопистов, писал о восьми ступенях развития человеческого общества: естественном состоянии людей; диком состоянии; патриархате; варварстве; феодальном обществе; капиталистическом порядке; соционтизме (т. е. социализме) и обществе гармонии, т. е. коммунизме. Ф. Энгельс использовал эти характеристики в 1884 г. в своей известной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где выделил три больших этапа развития общества: периоды дикости, варварства и цивилизации. Уточненных характеристик о первобытном строе и рабовладельческом обществе, сменяющих друг друга, нет ни в работах социалистов-утопистов, ни в публикациях К. Маркса и Ф. Энгельса.
Гегель, представитель немецкой классической философии, говорил о трех мирах (триада) — восточном, античном и германском. Возможно, он имел в виду наличие патриархального рабства на Древнем Востоке, рабства в классической форме в период Римской империи и развитие феодализма в молодых государствах Европы, созданных на базе германских племен после распада Древнего Рима.
Карл Маркс, обстоятельно ознакомившись с работами предшественников марксизма в лице социалистов-утопистов, представителей немецкой классической философии и английской классической политэкономии, переосмыслив сделанные ими выводы, использовал их в авторской интерпретации в своих трудах. Именно ему принадлежат характеристики азиатского и античного способов производства. Он также определил три этапа развития человечества: архаический, экономический и коммунистический (опять триада).
Наиболее полная характеристика формаций присутствует в книге Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1846 г.). В ней речь идет о развитии форм собственности применительно к разным историческим периодам: 1) племенной; 2) античной, общинной и государственной; 3) феодальной, или сословной. Далее в работе следуют пространные рассуждения о капитализме и социализме. С учетом этих рассуждений условно можно говорить о схеме пятичленного деления общества.
Призывы к построению коммунизма, как известно, были озвучены в совместном труде Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). Более подробное определение коммунизма К. Маркс предложил гораздо позднее в работе «Критика Готской программы» (1875 г.).
Эту «оплошность» исправил Н. Хрущев. На XXII съезде КПСС в 1962 г. была принята третья Программа партии — Программа построения коммунизма, в ней почти дословно цитировалась характеристика коммунизма, данная Марксом.
В Институте Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина (ИМЭЛС, позднее ИМЭЛ) сталинская формулировка приобрела законченный вид и декларировалась на протяжении десятилетий в советском обществе в виде определений пяти общественно-экономических формаций в научных трудах, учебниках и различных докладах.
Почему нас не устраивает формационный подход к изучению как истории цивилизаций, так и экономической истории?
Во многом это связано с заданностью, схематизмом процессов всемирной истории, ее цивилизационного развития. Через века и многие тернии на своем пути человечество неминуемо должно было прийти к достижению идеала. Провал 70-летнего эксперимента по построению социализма-коммунизма в СССР и 40-летнего безуспешного продвижения стран социалистического лагеря в том направлении заставляет усомниться в правильности выбранного пути и его теоретическом обосновании. Немаловажно и то обстоятельство, что не был разработан механизм перехода от одной формации к другой.
А как же быть со странами, в которых не было не только рабовладельческого, но и феодального строя? Много лет идеологи правящей в нашей стране партии упорно «продвигали» эти страны (Гана, Бирма, Гвинея, Индонезия и др.) по некапиталистическому пути развития, т. е. в социализм, минуя несколько формационных стадий развития. Как известно, схема эта не сработала.
Последние годы и в нашей отечественной литературе появилось непризнание таких государств эпохи Древнего мира, как Египет и многих других странами классического рабовладения. Все более утверждалось мнение о домашнем (патриархальном) характере рабовладельческого труда во времена Древнего мира; по подсчетам зарубежных ученых, в составе населения Древней Греции и на Ближнем Востоке рабы занимали не более 30–35 %. Лишь в «императорский» период Древнего Рима и небольшой временной отрезок хозяйственной жизни Древней Греции на грани I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. в связи с притоком в Рим многочисленных пленных во время войн и еще ранее обширной колонизацией соседних территорий, проводимых Грецией, выросла численность рабов. Видимо, в скором времени в мировой и отечественной литературе утвердится мнение о наличии лишь рабовладельческого уклада в государствах Древнего мира, кроме указанных двух периодов в истории Древней Греции и Рима.
Ученые России в настоящее время спорят и по вопросу об особенностях феодализма на Востоке. Отрицание многими из них феодализма как способа производства на средневековом Востоке также склоняет чашу весов не в пользу пятичленного деления всемирной истории.
Мы согласны также с медиевистами МГУ им. М. В. Ломоносова, что именно позитивисты О. Конт, Дж. Ст. Милль и Т. Спенсер как представители новой философии истории в 30-х гг. XIX в. внесли свежую струю в познание мира. Действительно, выводы позитивистов были осмыслены лишь во второй половине XIX в. в виде антипода утверждающейся теории Маркса-Энгельса.
Капиталистическая система тогда только оформлялась, поэтому спектр споров охватывал в основном определение феодализма в комплексе экономических, политических, социальных, юридических и культурных признаков.
В середине XIX в., когда К. Маркс и Ф. Энгельс активно разрабатывали теорию революционного перехода от капитализма к социализму, речь шла преимущественно о странах Европы. Классики марксизма владели материалами по истории Западной Европы с периода античности до Нового времени. Естественно, они находились под впечатлением этих материалов о переходе стран западноевропейского региона от феодализма к капитализму.
Недостаточно в те годы была известна исследователям и история стран Востока периода Средневековья. Все шире распространялись взгляды об отставании в экономическом и культурном отношении стран Азии, а тем более Африки от Европы (из-за господства колониализма). Таким образом, вместо тщательного изучения социально-экономического состояния всего неевропейского мира на этот мир условно переносили европейские схемы развития.
Формационное пятичленное деление общества совпадало с идеей бесконечного прогресса. Как известно, еще во времена Великой французской буржуазной революции умер в тюрьме маркиз де Кондорсе, успев написать труд «Опыт исторической картины прогресса человеческого духа». Многие ученые впоследствии использовали его идеи; о бесконечности прогресса писали Гегель, И. Кант и, наконец, Маркс, воплотив эту идею в теорию неизбежного перехода к коммунизму. Но прогресс вечным может быть лишь в науке, в развитии взглядов человека на природу и общество. Идея бесконечного прогресса противоречит закону сохранения энергии, открытому в те же 40-е гг. XIX в. Джоулем и Гельмгольцем. Много писали и пишут естествоиспытатели и обществоведы о прогрессе и регрессе, о неизбежности чередования этих явлений в природе и обществе.
Общеизвестным в мировой практике конца XX столетия стал следующий вывод: неограниченный прогресс в технике и активное использование даров естественных монополий ведет человечество к экологической катастрофе и тогда не понадобятся никакая новая мировая война и революции. Все это заставляет еще раз весьма скептически отнестись к формационным характеристикам применительно к истории цивилизационного развития разных стран и народов.
Естественно, нужно искать консенсус между противоборствующими силами и различными идеологиями на пути развития мировой цивилизации.
Итак, формационному подходу в анализе этапов развития мировой истории противопоставляем цивилизационный. И не являемся при этом «первопроходцами». Философы-позитивисты в первой половине XIX в. сделали начальные шаги на пути к системному анализу истории человеческого общества, прогрессированию цивилизации. Структурный, или системный, анализ почти одновременно «породил» два термина-антипода: «формация» и «цивилизация». Понятие «формация» появилось как закономерный итог марксистской методологии.
Откровенная политизированность и жесткая детерминированность исторического процесса граничила с упрощенным пониманием в целом цивилизационного развития.
Понятие «цивилизация» включает территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования. Большую роль играют места проживания, быт и нравы, верования, общая историческая судьба.
Термин «цивилизация» является производным от лат. civis — гражданин; civilis — гражданский и civitas — гражданская община, народ. Общепринятым в современной литературе в нашей интерпретации признаком цивилизации являются особенности культуры. Отметим сразу: мы понимаем культуру в широком смысле слова как материальную и духовную.
Отечественные представители различных наук за последние два десятилетия в определении цивилизации обращали внимание на признаки, наиболее близкие им, исходя из предмета науки. Так, религиоведы сосредотачивают внимание на выявлении особенностей религии у представителей разных цивилизаций; культурологи увлекаются обсуждением в целом специфических черт духовной культуры; историки, специализируясь в социально-политической области, особое внимание обращают на социально-политические характеристики; историки экономики всесторонне изучают роль материального фактора в комплексе с другими факторами.
Обращаем внимание на важнейшие составляющие определения «цивилизация» — зарождение государственности и появление письменности. Иначе цивилизованное общество невозможно отличить от примитивных обществ. Их насчитывалось, по мнению антропологов, 650 в начале XX в. С появлением письменности совершается переход от протогосударства к государству, определяется легитимность его образования и существования в различных законах. Особенности возникновения и формирования государств рассматриваются обычно в рамках тех или иных цивилизаций.
2. Краткая характеристика основных цивилизаций
Не сразу сформировались различия между Европейской (Западной) и Восточной цивилизациями. Единым фундаментом для них было развитие хозяйства в странах эпохи Древнего мира. Отметим сразу: из многообразия цивилизаций, названных разными учеными, в подавляющем большинстве проживающими за рубежом, мы рассматривали лишь три; две из них — Европейскую (Западную) и Восточную характеризовали условно-обобщающе; отдельно говорили о цивилизации России.
Прародиной Европейской цивилизации стала Древняя Греция, где впервые самоутвердилась и законодательно была обозначена частная собственность (VI в. до н. э., законы Солона). Идеи, заложенные в них, были подтверждены в Салической правде франков (VI в. н. э.). Западной цивилизация стала после открытия Америки (конец XV в.) и образования США (XVIII в.), где изначально ведущей определилась частная собственность (Конституция 1787 г., Билль о правах).
К Восточной цивилизации до Новейшего времени можно было отнести территории (страны) неевропейского мира — в Азии, Африке, Австралии, Южной и Центральной Америке, на островах Океании. До начала Великих географических открытий (конец XV в.) во многих из них утвердилась государственная (говоря современным языком) форма собственности. Данный процесс отчетливо проявился в древнейших очагах цивилизации: Месопотамии, Египте, Индии, Китае, Мезоамерике (IV–I тыс. до н. э.) [74, гл. 1]. Общеизвестна история Персидского царства и многих других. Большинство царств создавались и распадались. Во многих уголках Земли высшей формой социальной организации оставались племена с общинной формой собственности. Большую роль играла община и в государственных объединениях в Индии.
С завершением формирования колониальной системы (XVI–XVIII вв.) в странах Востока постепенно складывается сектор частной собственности, особенно с появлением компрадорской буржуазии.
Но с распадом колониализма (середина XX в.) немало этих стран сменили вектор развития на западный, в том числе и находившиеся в орбите влияния СССР страны. Различными оставались их политические системы.
Китай и Япония никогда не были колониями. Япония с конца XIX в. уверенно двигается по рыночному пути. В Китае в последние почти 30 лет развивается, по сути, рыночный социализм с сохранением власти КПК. Социалистической считает себя КНДР. Не расстались с социалистическими идеями и на Кубе.
Таким образом, в последние годы утратило смысл относить (условно) современные страны к Западной или Восточной цивилизации с какой-то одной ведущей формой собственности. Но и вестернизация их не стала всеобщей.
Наиболее сложный цивилизационный путь генезиса и развития выпал на долю Руси-России, пережившей четыре цивилизационных кризиса за века существования.
Но еще до сокращения из числа 21 так называемых мертвых цивилизаций А. Тойнби назвал две имеющие отношение к России: «Православную (основную)», девятую по счету в списке и «Православную (в России)», десятую в списке [73, с. 100].
Цивилизация «Православная (в России)» определяется как раса «белая (нордическая) + белая (альпийская)» [73, с. 100].
После определения А. Тойнби места России в ряду основных цивилизаций стоит отметить черты этой цивилизации. К ним относятся: 1) самодержавная форма правления в XVI — начале XX в. в условиях образования абсолютной монархии; 2) размытость (нечеткость) отношений собственности; 3) огромная территория (экстенсивные методы хозяйствования, сильный бюрократизм на местах и т. д.); 4) проявление во все века геополитического фактора в виде постоянных военных угроз и необходимости в сильной дружине — войске — армии; данное обстоятельство вело к частым мобилизационным усилиям государства в области экономики, вызывало беспредел бюрократии и этатизированность православия; 5) характерным в разные периоды было маятниковое развитие: «реформы — контрреформы»; Смутное время — усиление этатистского начала; смена моделей построения социализма после 1917 г.; 6) полиэтнический состав населения, взаимодействие культур проходило уже с момента образования государственности; 7) культурное наследие Византии; 8) проведение колонизационных процессов в восточном направлении (Урал — Сибирь — Дальний Восток); 9) коллективистская ментальность вела от сельской общины к колхозу; 10) милитаризация евразийского государства объясняется огромной протяженностью границ, проявлением постоянных угроз и вторжений извне.
3. Историография проблемы (обзорно)
Выше упоминалось о выдающемся ученом XX в. в области изучения цивилизаций, их классификации, определения цикличности локальных цивилизаций Арнольде Тойнби. Немного раньше опубликования его работ свою версию о цивилизационном развитии России в соотношении (сравнении) со странами Европы предложил Николай Данилевский в книге «Россия и Европа» (1869 г.) [19а]. В ней он высказывался несколько пессимистично о будущем России в XX в., выступив чуть ли не прорицателем;
критично относился к Западной цивилизации. В еще более мрачных тонах рисовал будущее Европы известный ученый XX в. О. Шпенглер в работе «Закат Европы». Любопытны рассуждения об «осевом времени» немецкого философа К. Ясперса. В его труде «Смысл и назначение истории» [78] анализируется культурный прогресс мировой цивилизации с древнейших времен до XX в. Рассматривая генезис рыночной экономики в рамках той или иной цивилизации, необходимо учитывать характеристику протестантизма как религии буржуазии, предпринимательских слоев. Наиболее убедительно об этом писал Макс Вебер в своих исследованиях [6a].
Из современных зарубежных авторов значительный вклад в изучение цивилизаций внес английский ученый Норман Дэвис. Его книга «История Европы» [21], недавно переизданная в России, носит энциклопедический характер. В ней анализируется история жизни народов, проживавших с древнейших времен до 1990-х гг. на территории от Исландии до Волги. На базе колоссального фактологического материала, используя картографический материал и многочисленные иллюстрации, автор более или менее объективно повествует о важнейших событиях прошлого, в том числе в России.
Мак-Нил разработал концепцию взаимопроникновения культур, что совпадает в определенной степени с обоснованием ведущими российскими учеными нашего времени тезиса о необходимости диалога между цивилизациями.
Нельзя не отметить работу известного историка экономики Ван дер Вее Германа «История мировой экономики. 1945–1990» [7]. Ее материалы помогают глубже понять цивилизационное развитие стран мира после Второй мировой войны.
Большой интерес среди ученых вызвала недавно изданная на русском языке книга французского ученого с мировым именем Фернана Броделя «Грамматика цивилизаций»[4]. Часть III в этой работе под названием «Другая Европа» посвящена истории цивилизации России. В ней (кратко) речь идет об образовании Киевской Руси и позже Московии, а также СССР. Рассуждая о результатах индустриальной революции, автор пришел к следующему выводу: «СССР найдет собственное решение, которое будет отличаться от американского или европейского» (речь шла о 1960-х гг.). Ф. Бродель предполагал образование «бицентризма» в лице СССР и Китая. Данный вопрос рассматривался в плане роли этих двух стран в мировом коммунистическом движении. Но, как известно, подобный тандем не сложился.
Широкую известность Ф. Бродель получил еще благодаря более ранним изданиям многотомника «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.» [3]. Историк, социолог, экономист в одном лице Ф. Бродель и его книги играют особую роль в познании цивилизаций.
К известным отечественным авторам XIX — начала XX в. относятся, кроме Н. Данилевского, еще ряд ученых. Цивилизационные характеристики России, рассуждения о ее судьбах присутствуют в работах П. Чаадаева, Н. Бердяева, К. Леонтьева, Г. Вернадского, Л. Карсавина.
Энциклопедией русской культуры в широком понимании этого слова является многотомник П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» [48]. Написана серия книг на рубеже XIX–XX вв., еще до увлечения автора политической деятельностью на исторической арене Российской империи (создание и функционирование партии кадетов). Профессор П. Н. Милюков и в эмиграции оставался патриотом России.
В его книгах подробно анализируется «преистория» России. Речь идет о первоначальном заселении ее территории и дальнейшей колонизации, о происхождении славян, формировании сословий, развитии образования и т. д. Первый том П. Н. Милюков переработал в Париже, где его опубликовали в 1937 г. Своего полного переиздания на родине работы П. Н. Милюкова «дождались» в 1993–1995 гг.
Первая треть XX в. ознаменовалась появлением работ мирового уровня, играющих до сих пор огромную роль в изучении цивилизаций, экономиста Н. Д. Кондратьева («Большие циклы экономической конъюнктуры» и многие др.) и социолога Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество» [67], «Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор» и др.). Последние 20 лет эти труды тоже переиздаются.
В 1990-е гг. периодически выходили в свет многочисленные работы по этнической истории, этнографии и географии Л. Н. Гумилева, внесшего заметный вклад в изучение цивилизации России («От Руси к России», «Древняя Русь и Великая степь» [17, 18] и др.) Общепринятой стала версия автора о пассионарности кочевых народов.
Изучением проблемы о цивилизационном пути России занимались в конце прошлого века А. Ахиезер, Н. И. Семенникова, Л. Н. Боголюбов и А. Ю. Лазебникова, публикации которых тоже известны.
Важны для исследования истории цивилизации Руси — России работы о Северной Руси и Старой Ладоге ученых Е. А. Мельниковой, Г. В. Глазыриной [14, 15], Т. Н. Джаксон, А. Н. Кирпичникова [32], Д. А. Мачинского и др.
4. О вкладе современных российских ученых в изучение цивилизаций
С начала 1990-х гг. большую роль в развитии науки о цивилизациях сыграл известный ученый, академик РАЕН Ю. В. Яковец. Возглавляя Международный институт Питирима Сорокина — Николая Кондратьева и являясь председателем Отделения исследования циклов и прогнозирования РАЕН, он издал и издает много авторских работ по проблемам цивилизации.
Большое внимание в них уделяется раскрытию методологии проблемы, характеристике локальных и мировых цивилизаций, развитию теории цивилизаций на основе циклично-генетических закономерностей прогрессирования общества, вопросам прогнозирования будущего современных цивилизаций («История цивилизации» [77], «Глобализация и взаимодействие цивилизаций», «Россия в ритме динамики цивилизаций» и т. д.).
Ю. В. Яковец в соавторстве с членом-корреспондентом РАН Б. Н. Кузыком издали за 2006–2009 гг. фундаментальный труд в 5 томах: «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» [37]. В них используются материалы многих других ученых, в том числе из Украины. В работе содержатся объемные материалы по историографии проблемы и истории зарождения восточнославянской цивилизации на базе восточнославянских племен (с привлечением материалов известных археологов). Большое внимание авторами уделяется вопросу взаимодействия цивилизаций, необходимости диалога между ними в настоящем и обозримом будущем. Характеризуется также Евразийская цивилизация и роль в ней России.
Работы названных исследователей и их сподвижников издаются за рубежом (США, Китай и др.). Под их руководством проводятся международные научные конференции и форумы по животрепещущим проблемам современных цивилизаций.
Российские и казахстанские ученые завершают совместную разработку долгосрочного прогноза «Будущее цивилизаций» на период до 2050 г.
Возобновление в последние годы в России исследовательского интереса к проблемам цивилизационного развития на нашей планете и отдельно в России вызывает оптимизм. Процесс этот и его результаты в издании научных работ, а также учебных курсов повысят общий культурный уровень молодежи, одновременно содействуя их патриотическому воспитанию.