Что такое росстани 4 класс литературное чтение

Словарик

Аяк-Ага — знатный господин.

Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.

Бизо́н — дикий североамериканский бык.

Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.

Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.

Воро́ты — ворота.

Всеча́сно — каждый час, постоянно.

Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.

Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.

Го́рница — парадная половина крестьянской избы.

Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.

Дать в прика́з — отдать под надзор.

Два-пять — старинная форма числа десять.

Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.

Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.

Жо́мы — тиски.

Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Зы́чный — громкий, звонкий.

Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.

И́нда — так что даже.

Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.

Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.

Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.

Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.

Молоди́ца — молодая замужняя женщина.

Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.

Мы́кать век — доживать как-нибудь.

Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.

Огла́н — мальчик, парень.

Па́волока — дорогая шёлковая ткань.

Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.

Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.

Пеня́ть — упрекать, укорять.

Перст — палец.

Пла́стью — пластом.

Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.

Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.

Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.

Поме́рить — здесь: вдумываться.

Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.

По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).

Псало́м — религиозное песнопение.

Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.

Ра́ди — рады.

Ро́звальни — низкие широкие сани.

Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.

Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.

Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)

Седми́ца — неделя.

Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.

Середо́вич — мужчина средних лет.

Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.

Спе́шить — здесь: сбить с коня.

Соче́льник — день перед Рождеством.

Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.

Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.

Чернори́зец — устаревшее: монах.

Ча́уш — здесь: рассыльный.

Че́лядь — устаревшее: слуга.

Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.

Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.

Источник

Ильины три поездочки

(Стихотворный текст былины)

      Посреди поля чистого,
      На закате красна солнышка,
      На восходе ясна месяца
      На заставу богатырскую
      Собирались на походный совет
      Славнорусские богатыри.
      Думу думали, раздумывали,
      По нарядам снарядилися.

      Доставалось Илье Муромцу
      Ехать в Западную сторону
      На великий богатырский дозор.

        Выезжал Илья Муромец,
        Доезжал он до росстани,
        Под ночной тучей западной.
        Наезжал на белый камень Илья.
        Из-за тучи месяц выглянул.
        Прочитай вон, на камени
        Придорожном надписочка
        Чётко-ясно повысечена:

        «Прямо ехать — убитому быть!
        Влево ехать — женатому быть!
        Вправо ехать — богатому быть!
        Всё судьбой сие предписано!»
        Во глубоком раздумье Илья,
        Он стоит, сам себе говорит:
        «Это Бог с тобой, что судьбой:
        Я готов и с судьбиной на бой!
        Только выбрать какую судьбу,
        Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
        Мне в походах жена не нужна,
        Мне богатство не надобно.
        Ах, поеду, молодец, я туда,
        Где показано убитому быть!»

    Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Картинка про Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Фото Что такое росстани 4 класс литературное чтение

        Навалилась туча чёрная,
        Поглотила светлый месяц она.
        И поехал Илья Муромец
        На погибель на предписанную
        Ночью тёмною-растёмною.

        Вдруг тут из ночной темноты
        Из-за кустиков низовеньких,
        Из-за камушков кремнёвеньких
        Выглядали, выскакивали
        Ходовитые разбойнички,
        Псы ночные подорожнички.
        Голоса у них горластые,
        А щиты у них крестастые,
        На них шлемы, будто вёдра вверх дном,
        Кони-лошади в булатной броне.
        А заглавный пёс-разбойничек
        Наседает, угрозой грозит:
        «Стой! Куда, деревенщина?
        Помолись перед погибелью!»

        Добрый молодец не молится,
        Перед псом он не клонится.

        Светлый месяц опять выходил,
        Всё убранство на Илье озарил:
        Заблистал в сорок тысяч шлем,
        Засияли камни-яхонты
        Во сто тысяч во гриве у коня,
        Сам конь выше цен, выше смет!

        Вот тут-то разбойнички
        На богатство и обзарилися,
        Друг друга подзадоривают,
        Подстрекают, подзуживают:
        «Мы убьём его, пограбим-ко,
        Со конём его разлучим-ко!»

        Илья палицей размахивался
        Да слегка и приударил вожака.
        А размяк от удара вожак,
        Покачнулся, упал, не встал.

        Из налучника лук тугой,
        Из колчана калёну стрелу
        Вынимал да пускал Илья
        В дуб кряковистый разрывчатую.
        Разрывала, расщепляла стрела
        Старый дуб во щепу, во черенки.
        Череночки да щепочки
        Разлетелись, угодили они
        Во разбойников да всех до одного
        В одночасье погубили подряд!

          Повернулся ко камени Илья.
          Надпись старую вычёркивал,
          Надпись новую надписывал:
          «Богатырь Илья Муромец
          Там был, да убит не бывал.
          Поразъездил дороженьку,
          Порасчистил широкую!»

      Источник

      Урок чтения с компьютерной поддержкой в 4-м классе. Тема: «Былины. Ильины три поездочки»

      Цели урока:
      — Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
      — Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
      — Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
      — Формирование нравственной ценности «здоровье».

      Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

      Ход урока.

      1. Организационный момент.

      На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
      -Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

      — Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

      — Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)

      Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)

      Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
      Дети читают статью:
      Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
      2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
      -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
      — Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
      Силач, воин, защитник, витязь
      — Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
      — Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
      -Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
      — А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

      Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

      — В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
      — Что такое былина? (Слайд 6)

      С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
      А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
      А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
      — Что такое гиперболы, эпитеты?
      Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?
      Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

      Объясните значение слов и выражений:
      Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
      палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
      росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
      Сулят сулу, посулы (обещания),
      сажень (2,134 метра – 3 аршина)
      Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
      амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
      Облатынивать(обращать в католическую веру),
      башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
      Смета (несметное, несчитанное богатство),
      заподваливать (запирать в подвал),
      речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
      Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
      не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

      С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
      Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
      (Приложение )
      Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

      Дружно встали – раз, два, три –
      Мы теперь богатыри.
      Мы ладонь к глазам приставим,
      Ноги крепкие расставим.
      Поворачиваясь вправо,
      Оглядимся величаво.
      И налево надо тоже
      Поглядеть из-под ладошек,
      И направо, и ещё через левое плечо.
      Буквой Л расставим ноги,
      Точно в танце – руки в боки,
      Наклонились влево, вправо
      Получается на славу!

      3. Работа с текстом. (Слайд 11)
      1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы )

      План рассказа о герое
      1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился. Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился. )
      2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
      3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
      4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
      5. Как автор относится к своему герою.

      3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)

      — Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

      4. Итог урока
      Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
      На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
      (Приложение № 2)
      — Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)

      Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

      — Какова главная идея былины?

      — Каких былинных героев знаете?

      — Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

      — Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

      5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
      — Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
      — Написать сочинение по картине Васнецова.
      — Составить письменную характеристику былинного героя.

      (Слайд 18)
      Рассказали мы про дела старые,
      Что про старые, про бывалые,
      Чтобы море синее успокоилось,
      Чтобы добрые люди послушались,
      Чтобы молодцы призадумались,
      Что века не меркнет слава русская!
      А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

      Список используемой литературы.

      1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
      2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.

      Источник

      Ильины три поездочки

      (Стихотворный текст былины)

          Посреди поля чистого,
          На закате красна солнышка,
          На восходе ясна месяца
          На заставу богатырскую
          Собирались на походный совет
          Славнорусские богатыри.
          Думу думали, раздумывали,
          По нарядам снарядилися.

          Доставалось Илье Муромцу
          Ехать в Западную сторону
          На великий богатырский дозор.

        Выезжал Илья Муромец,
        Доезжал он до росстани,
        Под ночной тучей западной.
        Наезжал на белый камень Илья.
        Из-за тучи месяц выглянул.
        Прочитай вон, на камени
        Придорожном надписочка
        Чётко-ясно повысечена:

        «Прямо ехать — убитому быть!
        Влево ехать — женатому быть!
        Вправо ехать — богатому быть!
        Всё судьбой сие предписано!»
        Во глубоком раздумье Илья,
        Он стоит, сам себе говорит:
        «Это Бог с тобой, что судьбой:
        Я готов и с судьбиной на бой!
        Только выбрать какую судьбу,
        Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
        Мне в походах жена не нужна,
        Мне богатство не надобно.
        Ах, поеду, молодец, я туда,
        Где показано убитому быть!»

        Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Картинка про Что такое росстани 4 класс литературное чтение. Фото Что такое росстани 4 класс литературное чтение

            Навалилась туча чёрная,
            Поглотила светлый месяц она.
            И поехал Илья Муромец
            На погибель на предписанную
            Ночью тёмною-растёмною.

            Вдруг тут из ночной темноты
            Из-за кустиков низовеньких,
            Из-за камушков кремнёвеньких
            Выглядали, выскакивали
            Ходовитые разбойнички,
            Псы ночные подорожнички.
            Голоса у них горластые,
            А щиты у них крестастые,
            На них шлемы, будто вёдра вверх дном,
            Кони-лошади в булатной броне.
            А заглавный пёс-разбойничек
            Наседает, угрозой грозит:
            «Стой! Куда, деревенщина?
            Помолись перед погибелью!»

            Добрый молодец не молится,
            Перед псом он не клонится.

            Светлый месяц опять выходил,
            Всё убранство на Илье озарил:
            Заблистал в сорок тысяч шлем,
            Засияли камни-яхонты
            Во сто тысяч во гриве у коня,
            Сам конь выше цен, выше смет!

            Вот тут-то разбойнички
            На богатство и обзарилися,
            Друг друга подзадоривают,
            Подстрекают, подзуживают:
            «Мы убьём его, пограбим-ко,
            Со конём его разлучим-ко!»

            Илья палицей размахивался
            Да слегка и приударил вожака.
            А размяк от удара вожак,
            Покачнулся, упал, не встал.

            Из налучника лук тугой,
            Из колчана калёну стрелу
            Вынимал да пускал Илья
            В дуб кряковистый разрывчатую.
            Разрывала, расщепляла стрела
            Старый дуб во щепу, во черенки.
            Череночки да щепочки
            Разлетелись, угодили они
            Во разбойников да всех до одного
            В одночасье погубили подряд!

          Повернулся ко камени Илья.
          Надпись старую вычёркивал,
          Надпись новую надписывал:
          «Богатырь Илья Муромец
          Там был, да убит не бывал.
          Поразъездил дороженьку,
          Порасчистил широкую!»

          Источник

          Проверка читательских умений (работа с текстом) в 4 классе

          Онлайн-конференция

          «Современная профориентация педагогов
          и родителей, перспективы рынка труда
          и особенности личности подростка»

          Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

          Фамилия, имя________________________ _____________, 4 «___» класс 1 вариант

          Прочитай внимательно текст

          Да, жук был великолепен. И главное, это был наш первый большой усач, первый настоящий дровосек, которого мы встретили, хотя знали о таких жуках давно и давно о них мечтали.

          Наконец, решившись, Саша взял жука двумя пальцами, приподнял, оторвав от коры цепляющиеся лапки. Другой рукой стал медленно доставать из сумки морилку. И вдруг.

          — Подожди,- Саша удивленно замер,- подожди, он что-то говорит.

          Явственно раздался тоненький, скрипучий голосок. Никаких слов, конечно, в «речи» жука не было, но интонации. Он то жаловался на свою горькую судьбу и тоскливо причитал, то обиженно отчитывал нас за недостойное поведение, то возмущенно чего-то требовал. Это был говорящий жук! И понятно, чего он требовал.

          Саша осторожно посадил его на ветку, на то самое место, откуда взял.

          Потом мы узнали, что наш жук назывался мускусным усачом и что говорить умеет не только он, но и многие другие усачи. Они скрипят благодаря трению одна о другую частей их хитинового панциря.

          Именно к семейству усачей относится самый большой на свете жук-южноамериканский дровосек-титан. Он имеет длину 18 сантиметров! Самый большой жук тоже дровосек, уссурийский реликтовый, достигающий в длину 10 сантиметров. Правда, эти гиганты имеют не особенно длинные усы, по сравнению с размерами их тела, конечно.

          1. Как еще называют жуков-усачей?

          а) жук –лесоруб в)жук – дровосек

          б)жук-бородач г)жук- олень

          2. Каким было тело мускусного усача, которого встретили мальчики?

          а) длинное, толстое в)тонкое, короткое

          б) короткое, худое г)тонкое, стройное

          3. Заполни пропуски словами из текста

          Весь он был изысканно ________________________ и каким-то роскошно _________________, цвета ___________________________ и ________________________, то почти ________________________, то ________________________________________, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел.

          4. С каким редким жуком люди раньше боролись, как с «вредителем»?

          а) с уссурийским реликтовым усачом в) с мускусным усачом

          б)с дубовым усачом г)с длинноусым усачом

          5. За что жуки-усачи получили своё второе название жуки-дровосеки ? Найди и выпиши предложение из текста.

          6. Благодаря чему умеют «говорить» многие жуки –усачи?

          а) благодаря трению надкрыльев друг об друга.

          б) благодаря трению одна о другую частей хитинового панциря.

          в)благодаря трению лапок друг об дуга

          г)благодаря колебаниям воздуха при взмахе крыльев

          7. За что мускусный усач отчитывал(ругал) ребят?

          а) за недостойное поведение в) за плохое настроение

          б)за плохую учёбу г)за крики в лесу

          9. Сколько видов жуков-усачей насчитывается в нашей стране?

          а) примерно девяносто видов в) примерно девятьсот видов

          б) примерно девять видов г) примерно девять тысяч видов

          10. Восстановите последовательность пунктов плана прочитанного текста.

          Источник

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *