Что такое ростань 4 класс по литературе объяснение кратко

Что такое ростань 4 класс по литературе объяснение кратко

1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях. Подтвердите примерами из текстов.

В произведениях этого раздела рассказывается о военных годах России. О Куликовской битве, войне с Наполеоном в 1812 году, о войне 1941-45 года. Меня больше всего впечатлил рассказ Фронтовое детство, потому что это реальная жизнь автора в военные годы. Он остался сиротой и стал сыном полка.

2. Как мы называем нашу Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении этого слова С. Романовский.

3. Прочитайте заключительные строки текста В. Пескова «Отечество». Объясните, почему писатель хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков. Почему это важно для каждого человека?

«Старое. Новое. Вечное.» Потому что понятие Родины — это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

4. Какими великими ценностями, кроме большой территории и богатых недр, одарила нас Россия? Прочитайте ещё раз текст И. Ильина на с. 58. Подумайте и сформулируйте свой ответ.

Коме территорий и богатых недр у России есть мудрость и доблесть в нашей истории… Есть ещё культура сердца, совести и чувства; есть культура служения, храбрости и подвижничества. Россия есть страна древней и самобытной духовной культуры. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

5. Обратитесь к репродукциям картин И. Глазунова и П. Корина. Кто изображён на них? Какие чувства и мысли вложили художники в свои картины? Что изобразил А. Дейнека на своей картине? Расскажите, какие чувства она вызывает у вас.

Дмитрий Донской и Александр Невский. Они хотели показать миру героев.
Дейнека изобразил оборону Севастополя. Идет ожесточенный бой, картина вызывает переживание за русских солдат.

6. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. Составьте по ней рассказ.

Мне понравилась картина В.Лактионова «Письмо с фронта». Она очень солнечная и вызывает улыбку и радость за героев картины, которые получили долгожданную весточку с фронта. Они улыбаются читая письмо, значит новости хорошие. Может быть в письме солдат пишет о том, как враг отступает и вот уже близка наша Победа.

7. Какие стихи, прочитанные по теме, вы отобрали бы для выразительного чтения? Прочитайте их друг другу и оцените качество чтения. Какие правила культуры общения вы должны помнить?

Выбираем понравившиеся стихи и читаем друг другу. Не перебиваем друг друга, критику высказываем только обоснованную.

8. Прочитайте строки из стихотворения В. Шефнера. Подумайте, какие важнейшие слова горячо произносит поэт? Почему среди этих слов есть слово «Родина»?
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

9. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Найдите в библиотеке пословицы и поговорки, стихи и рассказы о Родине.

Идем в библиотеку и берем книги о Родине.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 1. Что такое летопись

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Былины. Летописи. Жития.

Летопись— запись событий по годам.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц.

(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

Житие – повествовательный жанр описание жизни.

Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Основное содержание урока.

В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

О-(Летописи, былины, жития.)

— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.

В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?

-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?

В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В-Какую цель поставим на урок?

О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.

В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.

Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.

В-А зачем нужны летописи?

О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.

-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.

В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).

В- Как понимаете слово летопись?

О- (Запись событий по годам).

В- Как называлась начальная русская летопись?

О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.

В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?

— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)

Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.

В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)

Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности

б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) с появлением письменности.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.

2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня

Источник

Что такое ростань 4 класс по литературе объяснение кратко

1. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Что больше удивило вас в мальчике? Почему автор назвал встречу с мальчиком «главным чудом дня»?

Мальчик был один далеко от дач и полол булыжное шоссе. Это меня очень удивило. Автор назвал эту встречу главным чудом дня, потому что мальчик выразил очень важную мысль: «Дороги — это очень важно. Без дорог никто никогда не будет вместе.»

2. Как мальчик объяснял, почему он расчищал заброшенное шоссе? Зачем нужны дороги? Как он произносил свои слова? Прочитайте их выразительно.

«Разве мы знаем, почему дорогу забросили. А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. — Я обязательно её расчищу.»

3. Почему рассказчик неожиданно для себя решил помогать мальчику? Почему он назвал его «непреклонный дорожный строитель»? Как он относится к этому мальчику? А вы?

Мальчик вдохновил рассказчика своими мыслями, поэтому тот решил ему помогать. Мальчик назван «непреклонный дорожный строитель» потому, что он не за что не отступится от своей мысли расчистить заброшенную дорогу. Автор относится к мальчику с уважением.

4. Объясните слова: «так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины». С какой пословицей можно соотнести главную мысль рассказа? Дерево ценят по плодам, а человека по делам. Счастливым и красивым делает человека работа. Мир не без добрых людей. Доброе дело два века живёт.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Источник

Страница 126 — 127 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть

1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Можем ли мы выделить познавательную информацию в сказке?

Произведение Одоевского можно назвать сказкой. В ней происходит волшебство — мальчик уменьшается и попадает внутрь табакерки в сказочный город Динь-Динь, есть вымышленные, сказочные персонажи — царевна Пружинка, господин Валик, дядьки-молоточки, мальчики-колокольчики.
Познавательная информация — откуда берется музыка в табакерке.

2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

На табакерке был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил этот городок.

3. Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

Миша разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей: если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке — маленькими.

Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.

Миша воспитанный, учтивый, любознательный, внимательный и добрый.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.» «Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна…», «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли». «Да, мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков…»

4. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

У каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например, колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит «шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».

5. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

Одоевский создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано. Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку.

6. Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?

План для краткого персказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение

План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши

7. Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

Рассказ от лица Миши

Папа показал мне красивую табакерку с нарисованным на ней городком. Я уменьшился и смог пройти в маленькую дверцу. Моим проводником по городку стал мальчик-колокольчик. Я узнал от него, как надо правильно рисовать. Потом я очутился на шумной улице среди мальчиков-колокольчиков, узнал, что им живется не так уж и весело. Затем произошла встреча с господами-молоточками, которые колотят мальчиков-колокольчиков, мне их очень жалко. Потом я разговаривал с надзирателем — господином Валиком, и познакомился с царевной Пружинкой. Но вот я проснулся. Путешествие в табакерку оказалось сном, но я многому из него научился.

8. Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?

9. Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?

Сказка, в которой используется художественный приём «сновидение» — «Сказка о золотом петушке». А.С. Пушкина. Вещий сон царя Додона.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 27 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Зощенко «Самое главное» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 126

1. Объясните название рассказа. В каком эпизоде раскрывается его смысл?

Герой рассказа хотел быть смелым, сильным и умным, но он не знал самого главного. Чтобы стать таким нужны знания, нужно учиться. Это и есть самый главный вывод рассказа.

Смысл рассказа раскрывается в конце рассказа, когда мама объясняет Андрюшке самое главное.

2. Какие события положены в основу произведения? Какие черты характера проявились у Андрюши? Каким образом у него появилось желание измениться? Найдите подтверждение своим мыслям в тексте.

В основу рассказа положено стремление Андрюшки стать смелым, и советы его мамы по этому поводу.

Но мама сказала, что трусливых никто не любит и не уважает, над ними смеются и потешаются, и мальчик решил измениться, стать храбрым человеком.

3. Какие ещё важные качества вы посоветовали бы приобрести мальчику?

Я бы посоветовала мальчику быть терпеливым, настойчивым, добрым и отзывчивым.

4. Обсудите с другом. Какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, гордость, доброту, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным? Какими вы бы сами хотели быть? Что вам надо для этого сделать?

Я очень ценю в людях честность, доброту, находчивость, скромность, силу воли, доброжелательность.

Больше всего меня привлекает в людях их отзывчивость и честность. Я считаю это самыми важными чертами характера каждого человека.

5. Запишите свои мысли в творческую тетрадь.

Я думаю, что хороший человек должен обладать положительными чертами характера. такими, как смелость, честность, сила воли, доброжелательность, скромность. Таких людей ценят и уважают, с ними хотят дружить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *