Что такое ростовская финифть это что

Ростовская финифть — сохраняем технологии и традиции более 100 лет

Фабрика «Ростовская финифть» уже более ста лет сохраняет традиции миниатюрной живописи, известной за пределами России наряду с хохломой, гжелью и другими художественными промыслами. Мы посетили предприятие и узнали об истории и технологиях этого старинного искусства.

СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ

Финифть — это роспись на эмали, наплавленной на выкованной особым образом металлической пластине. Такие изображения не тускнеют и не выцветают с годами: археологи находили рисунки на эмали, сделанные около 3 тысячелетий назад и сохранившие первозданный вид. Благодаря своей долговечности и таланту художников и ювелиров ростовская финифть пользуется популярностью в России и снискала славу за рубежом.

Первые мастерские художников по эмали появились в Ростове Великом, издревле бывшем духовным центром Руси и известном мастерством иконописцев, еще в 1760-е года. После в городе стали открываться цеха, где над иконами работали десятки ремесленников, а их изделия заказывали храмы со всех уголков страны. Пользовалась спросом и «светская» финифть: дамы из высших сословий щеголяли декорированными эмалью украшениями, обеспеченные мужчины приобретали табакерки, часы и трубки. На столах представителей высших сословий красовались узорчатые столовые приборы, блюда и подносы.

В XIX веке искусство финифти продолжало развиваться. Недорогие финифтиевые иконки и ладанки раскупались паломниками изо всех концов страны. Другим популярным сувениром стали шкатулки с монастырскими и городскими видами. Обеспеченные горожане заказывали себе выполненные на эмали портреты.

К началу XX века ростовская финифть стала проигрывать конкуренцию новым технологиям штамповки и печати. Индивидуально отрисовывать миниатюры оказалось нерентабельным, поэтому художники были вынуждены отказаться от творчества, поставить работу на поток и ежедневно изготавливать до сотни небольших образков по шаблону.

В советские годы ростовская финифть вновь превратилась в искусство. На смену иконкам пришли портреты коммунистических лидеров и деятелей искусства, в эмали запечатлевали военные и трудовые подвиги советского народа. Изготавливали и изделия массового спроса: популярным сувениром были расписные шкатулки, а блузы модниц украшали броши с цветочным узором.

Сегодня мастера фабрики «Ростовская финифть» работают в разных жанрах и стилях: от исторической миниатюры и военно-исторического портрета до пейзажа и цветочных росписей. Их произведения участвуют в выставках разного уровня и стали украшением коллекций Эрмитажа, Государственного Исторического, Государственного Русского и других музеев, а также частных собраний в России и за рубежом. Следуя традициям и подхватывая модные тенденции, художники развивают и сохраняют старинное русское искусство. «Я пришла на фабрику в 90-е годы, училась росписи у отца и других известных мастеров, — рассказывает Надежда Тихова, дочка мастера лирического пейзажа Александра Тихова. — Мой конек — тоже пейзажи, уникальность наших с отцом работ — точечная техника рисунка. Я регулярно участвую в конкурсах и свое будущее связываю с творческим развитием на фабрике».

КАК СОЗДАЮТСЯ МИНИАТЮРЫ

В основе изделия — медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок. Эмаль — это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается огнеупорными красками. Каждый этап прописки имеет свое профессиональное название. Первая прописка малевка, где вносятся основные цвета и элементы рисунка, второй этап — прочерк, здесь прочеркиваются все мелкие элементы и насыщается цветом, третья — последняя — подтенок, вносятся последние штрихи и тени ко всем элементам рисунка. После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «огненным письмом».

С 50-х годов финифтевые миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью, скань — это кружево из проволоки, собранное терпеливыми руками мастера-ювелира. Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь собранный узор посыпается серебряным порошком-припоем и спаивается газовой горелкой. До сегодняшнего дня на фабрике мастерами-ювелирами создаются уникальные для икон, украшения для интерьеров, предметы сервизов.

Применяется на предприятии оформление живописных работ в багет. Панно в багетных рамах прекрасно смотрятся в современных интерьерах.

Наряду с расписной эмалью на фабрике применяется перегородчатая, которая украшает и подчеркивает скань, придавая изделиям законченность и яркость. Экспериментируя с разными видами эмали, художники имеют возможность играть цветами и объемами.

Работа над одной миниатюрой может длиться от недели до четырех месяцев. Подробно о технологии гостям предприятия рассказывают в музее, расположенном в здании фабрики. Экскурсанты могут не только своими глазами увидеть процесс создания изделий, но и поучаствовать в изготовлении финифти в рамках мастер-класса.

Бренд Ростовская финифть известен на весь мир, фабрике более 100 лет. Здесь сохраняют технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.

Источник

Ростовская финифть

Вид финифтяного ремесла, развившийся в городе Ростов Ярославской области

В России известно несколько направлений ремесла по изготовлению финифти. Самое известное из них — Ростовская финифть.

Немного истории

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви.

Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.

После 1917 года искусство народных ремесленников в целом и ростовской финифти в частности стало явлением советской культуры. Запрет привычной иконописной тематики побудил мастеров к поиску иного пути в решении задач декоративного порядка.

Обрамление

Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Внедрение современного оборудования для изготовления скани значительно облегчает труд квалифицированных мастеров – филигранщиков.

Финифть рождается из союза стекла, огня, металла и палитры красок.

О ремесле в наше время

Сейчас ремесло изготовления Ростовской финифти развивается. В самом Ростове есть несколько художественных объединений, основным из которых является Фабрика «Ростовская Финифть». Выпускается большое количество наименований. Это иконы, церковная утварь, украшения, посуда, столовые приборы и многое другое.

Ростовская финифть — это работа двух мастеров: художника и ювелира.

Особенности

Финифть — очень трудоёмкое ремесло. Художник должен знать живопись, композицию. Но особенностью является то, что краски не обычны. Они состоят из стекловидного порошка, причём изначально имеют не тот цвет, который проявится после обжига.

Каждый цвет, нанесённый на будущее изделие, обжигается отдельно. Так будущее произведение подвергается обжигу многократно. Поэтому сама финифть практически вечна, она не подвержена влиянию света и воды.

Историческая справка

В 1880-х гг. в Ростове финифтяным ремеслом были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок.

Мастер С.В. Чехонин

В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936), по рисункам которого выполнялись изделия того периода.

Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет.

Подлинность

Гарантией качества Ростовской финифти являются фирменный товарный знак и особое покрытие оборотной стороны пластины: голубого оттенка с точечными вкраплениями.

В Ростове есть и частные художественные производства. Гарантией качества их изделий является документация, качественный внешний вид и высокий художественный уровень исполнения, который никак не подделаешь.

Источник

Что такое ростовская финифть?

Ответить на этот вопрос, пожалуй, не затруднятся российские дамы средних лет. Для них ростовская финифть – прежде всего украшения: серьги, броши, колье – живописные эмалевые миниатюры в ювелирном обрамлении.

Для истории искусства ростовская финифть – промысел по изготовлению самих живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове (Ростов Великий – для туристов, просто Ростов – для географических карт).

Финифть делали кустари, объединенные в мастерские, артели. Около середины XX века все производство было сведено в фабрику «Ростовская финифть», существующую и сейчас. Сейчас она лишилась монополии.

Историю промысла описывают выставки двух музеев – музей фабрики «Ростовская финифть» и особая экспозиция («Музей финифти») в «Ростовском кремле». Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург – все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел.

В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А.Е. Виденеева, – в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче). Здесь промыслу суждено было расцветать и все последующее время.

Этот расцвет происходил парадоксальным, вроде бы, образом – даже тогда, когда Ростов перестал быть столицей огромной Ростовской митрополии (в конце XVIII в. центром Ростовской и Ярославской епархии стал Ярославль), а превратился в маленький уездный городок.

Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями.

В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра царевича, в Авраамиевском – преподобного Авраамия, в отдаленном Борисоглебском монастыре – преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха; в Толгской церкви Ростова – гробница Иоанна Милостивого, в Вознесенской – блаженного Исидора Твердислова.

Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Культ каждого из этих святых поддерживался не только обустройством мест их почитания в самих храмах или сочинением и распространением житий. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых.

В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране. Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений.

Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов. Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре.

Возможно, потому, что именно в этом монастыре как раз при митрополите Арсении стал официально признанным культ святителя Димитрия Ростовского. После открытия его мощей, цикла чудес от мощей, после того, как сама российская императрица Екатерина II приехала сюда участвовать в церемонии переложения мощей Димитрия в новую раку, именно этот монастырь стал более всего привлекать паломников.

И именно иконки Димитрия Ростовского стали обычным сувениром для всех, кто посещал обитель, которую со времени канонизации этого святого именуют Спасо-Яковлевской Димитриевской. Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов.

Хорошим тоном среди российских архиереев считалось посещающим епархию высоким гостям (представителям императорской фамилии, вельможам, иерархам церкви) преподносить в дар – в качестве благословения – эмалевые иконы с изображением либо «Моления» (когда Богоматери предстоят один или несколько местных святых), либо «Собор святых» (групповые изображения местных святых).

Промысел не умер, не заглох тогда, когда функцию обеспечения паломников этими сувенирами у финифтяников отобрали механические производства – например, по изготовлению жестяных иконок.

Конечно, такие образки были гораздо более дешевыми, машина работала быстрее и эффективнее, чем человеческие руки. А спрос рос – паломников, в силу развития транспорта и роста народонаселения, становилось все больше. Но к этому времени Ростов вырастил уже людей, которые способны были осознать ценность древнего промысла как культурного явления.

Вот такие люди – А.А. Титов и И.А. Шляков – и музей здесь основали в 1883 году, и создали при музее ремесленный класс живописи, резьбы по дереву и позолоты. Все желающие могли обучаться здесь названным ремеслам. Но не только. В этом классе, затем школе, затем – учебно-производственной мастерской финифтяной живописи шли поиски новых возможностей для старинного промысла.

Ученики не только приобретали традиционные навыки подготовки сырья и собственно живописи, обжига, но еще и изучали рисунок, композицию, историю искусств. С ними работали столичные художники-профессионалы. Вот потому и стало возможно не столько продлить существование промысла, сколько обновить его.

К Октябрьской революции 1917 г. промысел уже был готов ответить на агрессивный заказ новой власти – и потому не погиб, не ушел в подполье, как, скажем, традиционная иконопись.

В советское время промысел выпускал эмалевые портреты, женские украшения, шкатулки – именно этот ассортимент более всего и памятен тем дамам средних лет, с которых начат этот рассказ. Эта готовность отвечать запросам времени помогла промыслу выжить и позднее – когда условия опять изменились.

В нынешнее время ростовские эмальеры, продолжая усвоенные в советское время традиции, вновь обратились к религиозной тематике. Одним из наиболее значительных свершений ростовских эмальеров в области было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В заключение приведу краткое описание технологии финифти.

Из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи (при t 700-800 градусов) – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Это – так называемое «белье». Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью – чтобы пластинка не деформировалась.

На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700-800 градусов) краски – растертые пигменты в смеси с маслом и скипидаром. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет.

После любого этапа росписи – подмалевки (нанесение основных цветов) и каждой из нескольких прописок – пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят не 2-3 прописки, как это требуется для монохромных вставок в ювелирные изделия массового производства, а до семи, всякий раз процедура сушки и обжига повторяется.

Живописные миниатюры монтируются в ювелирную оправу. Этим и завершается процесс изготовления. И начинается – путь к сердцам любителей этих изящных и красивых изделий.

Источник

Что такое финифть? Особенности и применение финифти

Что такое финифть?

Наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Ее научились делать еще в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился в России. Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Впервые упоминание о художественной эмали было во времена, когда правил суздальский князь Андрей. Возведенная там церковь была инкрустирована эмалью и золотом. Эмаль в ранние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями.

Секреты производства эмали бережно сохранялись и их передавали строго от мастера к ученику, поэтому ее ценность была велика. Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров имели большую ценность и попадали в Оружейную палату для хранения. Они изготавливали, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Контрастная и колоритная ростовская финифть имеет свое происхождение и историю. Влияние множества видов искусства, в числе которых была и живопись, сказалось на ее стиле исполнения. Свойства эмали таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков.

Она, нарисованная особыми красками, в которую добавляли оксиды металлов и закрепляли методом обжига при температуре до девятисот градусов, со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. Эмаль применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, это искусство используется в портретной живописи.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Особенности финифти

Ростовская финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.

Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

С XVIII века Ростов приобрел известность крупного центра по изготовлению финифти. Есть легенда, что в то время в Ростов сослали итальянца, художника, благодаря которому появилось это искусство в Ростове. Позже он обучил других финифтяному делу. Но это только красивая легенда, в городе финифть была привезена из Москвы.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

До начала 20 века Ростовские фабрики снабжали финифтью русские монастыри и некоторые греческие. Сначала ростовские мастера ориентировались на религиозную тему, поэтому основной сюжет был подобен иконописи. Далее финифть стали делать и в семейных мастерских, копировали работы Ботичелли, Рафаэля, Васнецова. Но эта живопись немного упрощалась.

В наше время финифть производится на ростовской фабрике и имеет несколько направлений: классическая портретная миниатюра и другие, самые разнообразные композиции. В основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему. Но почти во всех композициях присутствует русская тематика.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Виды финифти

В зависимости от приема в искусстве производства эмали, применяются различные способы изготовления.

Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Эмаль в сканых обрамлениях. Эта технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.

Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.

При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.

Цена финифти

Украшения ювелирные и обычные из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!

Что такое ростовская финифть это что. Смотреть фото Что такое ростовская финифть это что. Смотреть картинку Что такое ростовская финифть это что. Картинка про Что такое ростовская финифть это что. Фото Что такое ростовская финифть это что

Популярность ростовской финифти, которая используется в ювелирных украшениях, остается на высоком уровне. В магазине финифти можно приобрести качественные изделия. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото финифти.

Цена финифти зависит от изделия. Небольшие подвески в виде икон можно приобрести за 300 рублей, серьги за 1000 руб., ожерелье – примерно от трех до десяти тысяч, часы с браслетом из финифти обойдутся в 3-5 т.р., браслеты из финифти в серебре – от 4000, броши – от 1000, шкатулки от 5000. Цена зависит от объема работ, величины изделия и тонкостей работы. Изделия представлены для дам разного возраста, есть украшения для модниц. Все они яркие, красивые и сделаны на века!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *