Что такое розовая справка
Справка об инвалидности: образец, как получить в 2021 году пошаговая инструкция
У каждого инвалида в качестве подтверждения особого статуса есть специальная справка, позволяющая получать льготы и пенсию, обслуживаться в поликлинике, аптеке (бесплатно) и тд. В справке содержится информация о сроке актуальности группы и о степени трудоспособности (правда у детей в документе группа не указывается). Далее об особенностях документа, внешнем виде и нюансах получения.
Что такое розовая справка об инвалидности?
Документ, о котором идёт речь, считается особенным и одним из основных для инвалида. Изготавливают справку на бумаге розового цвета по установленной форме. На ней обязательны водяные знаки, серия, номер и следующая информация:
— ФИО и дата рождения инвалида;
— срок действия справки;
— дата осуществления экспертизы.
Перечисленные данные вносятся в справку.
Как выглядит документ инвалида?
Необходимые сведения содержатся на лицевой и оборотной сторонах справки. Документ сообщает о льготнике, его статусе, социальных условиях.
Факт! Место для фотографии в справке не отведено.
Лицевая сторона документа сообщает данные паспорта и выдававшего его органа. Оборотная сторона отведена под назначенный статус и некоторые детали. В частности, здесь упоминаются:
— период актуальности справки;
— основания для присвоения статуса;
— подпись председателя МСЭ;
— печать установленного образца.
Льготник на момент выдачи должен проверить справку на наличие ошибок. Если они есть, документ недействителен.
Зачем нужна справка?
Данная бумага представляет собой законное доказательство того, что её обладатель принадлежит к льготной категории и имеет право пользоваться различными преференциями.
Без «розовой» справки гражданину РФ с инвалидностью не обойтись в таких случаях, как:
— оформление пенсии в ПФР;
— получение льгот от органов соцзащиты;
— обращение в ФНС за послаблениями по налогам;
— обеспечение лекарствами по рецепту за счёт государства.
Плюс, справка нужна инвалидам, претендующим на гос. помощь. Документ об особом статусе также необходим для осуществления поддержки со стороны меценатов, благотворительных фондов.
Важно! Так как справка используется достаточно часто, во избежание её потери льготнику выдают сразу два экземпляра.
Получение справки: подробная инструкция
Процесс оформления документа подразумевает выполнение не сложного алгоритма действий, закреплённого законом. Рассмотрим его пошагово.
Получение направления на комиссию
Сначала льготнику необходимо обратиться за направлением на медкомиссию к своему лечащему врачу (обычно выдачей соответствующей бумаги занимается специалист из поликлиники по месту регистрации больного).
Если наблюдение и контроль состояния здоровья льготника проводит частный врач, он может только дать рекомендации, указать степень потери трудоспособности, но не более. В таком случае на МСЭ направляют через:
— ПФР (региональное отделение);
— организацию здравоохранения (уровень любой).
При получении отказа в указанных инстанциях можно действовать двумя путями: обратиться в суд или подать документы в бюро МСЭ самостоятельно.
Если направление всё-таки получено, оно должно сообщать об обстоятельствах жизни потенциального инвалида (без лишних эмоций, только достоверность и факты). Также документ включает в себя сведения о:
— состоявшихся методах, сроках реабилитации;
— выраженности конкретных признаков болезни.
Важно! Иметь на руках направление — это только начало процесса. Следует понимать, что решение о присвоении статуса происходит на МСЭ и обследуемому могут отказать (тогда вместо справки он получит пояснительное письмо).
Требуемые документы
Новички, впервые проходящие медкомиссию, собирают и предоставляют в бюро:
— заявление и направление на МСЭ;
— выписки и иные справки о нездоровье;
— историю болезни, амбулаторную карту;
— заверенную у нотариуса копию трудовой;
— справку о зарплате за последние 6 месяцев.
Если ограничения спровоцированы травмой на производстве, понадобится соответствующий акт. Плюс, дополнительно лучше сделать копии справок и выписок. А работающие и студенты прилагают к основному пакету документов характеристику места учёбы, работы.
Важно! Если медкомиссия не первая, а проходит согласно срокам, экспертам МСЭ понадобится выписка из протокола, составленного на прошлом освидетельствовании.
Теперь кратко рассмотрим, какими бывают отделения МСЭ по иерархии:
— главное региональное бюро;
Пакет запрашиваемых бумаг может дополняться с учётом уровня МСЭ.
Прохождение медико-социальной экспертизы и получение справки
Три эксперта выполняют стандартный осмотр обследуемого, оценивают состояние его здоровья, социальное положение и учитывают другие важные составляющие. Если это необходимо, потенциальный льготник может пригласить стороннего эксперта, у которого будут равные с другими членами комиссии права.
Важно! На основании одних только документов присвоение инвалидности стало возможным в 2021 году. То есть статус оформляется заочно.
Если комиссия одобрила назначение группы, её обладатель кроме «розовой» справки получит ИПР (индивидуальную карту реабилитации) с рекомендациями. Также по желанию инвалид вправе обратиться за актом МСЭ.
Нюансы получения документа инвалида
Оформление статуса льготника допустимо для всех граждан с серьёзными психическими, физическими проблемами. И для успеха в данном деле нужно знать некоторые особенности процесса. Они представлены далее.
Можно ли пройти экспертизу не по месту прописки
Если инвалид проживает не по прописке, а в другом регионе, справка ему может быть выдана по месту пребывания при оформлении временной регистрации.
Как правильно сделать копию справки
Ранее уже говорилось о том, что льготник получает документ в двух экземплярах. Если нужно больше справок, за копиями следует обращаться к нотариусу — он заверит их официально.
Факт! Обладатели 2 и 1 групп получают услуги нотариуса на бесплатной основе.
Прохождение комиссии для лежачих или недееспособных граждан
Когда больной не способен пройти медкомиссию самостоятельно, за него по доверенности действует законный представитель (например, он собирает документы). При этом МСЭ проводится:
— дома у обследуемого;
— в стационарных условиях.
После ознакомления с предъявленными бумагами принятие решение экспертами происходит заочно. Справка передаётся через соцзащиту.
Как проверяется подлинность документа об инвалидности
Удостовериться в подлинности справки удастся несколькими путями:
— попросить выписку из акта освидетельствования;
— найти в трудовой книжке отметку о прохождении экспертизы;
— обратить внимание на номера — на справке и ИПР они одинаковые.
Важно! В случае выявления подделки на мошенника могут завести уголовное дело.
Справка утеряна: как восстановить?
При утере или порче важного документа нужно:
— написать заявление на предоставление дубликата (с изложением фактов);
— получить дубликат с датой выдачи в бюро МСЭ лично или через доверенного.
Кроме того, составляется новый акт освидетельствования с упоминанием об утере документа. Новая справка, к слову, будет иметь отметки «дубликат» и «дубликат выдан».
Как получить справку об отсутствии инвалидности
Такой бумаги официально нет. Запрос об отмене статуса подаётся в соцзащиту. Из органов в ответ должны прислать письмо с подтверждением отсутствия инвалидности.
Факт! С 2017 года существует государственный реестр граждан с инвалидностью: здесь можно найти данные о заболевании, группе, рекомендациях ИПРА.
Последние новости
Минтруд своим приказом № 789н от 17.11.2020 г. внес изменения в приказ № 1031н от 24 ноября 2010 г. «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления».
С 1 января 2022 года такие справки будут выдаваться исключительно в электроном виде.
Удостоверение об инвалидности: как выглядит образец, как получить, что нужно для восстановления
Граждане с ограничениями по здоровью в ходе медико-социальной экспертизы (МСЭ) получают экспертное заключение и справку (розового цвета) об инвалидности с указанием в ней установленной группы и времени нового освидетельствования. Таким образом, оформив особый статус, человек обеспечивается льготами от государства. В данном случае справка является законным подтверждением права на привилегии. Как раз об этом документе расскажем сегодня.
Что такое розовая справка об инвалидности?
В случае признания гражданина инвалидом по итогу прохождения МСЭ он получит на руки справку, отражающую его новый статус. С помощью этой бумаги льготник демонстрирует свою принадлежность к недееспособным (частично или полностью).
Внешний вид документа инвалида
Теперь о том, как выглядит справка. Она составлена по специальной форме, закреплённой законом, представляет собой бланк строгой отчётности, а значит, имеет серию и номер.
На лицевой стороне документа обозначена основная информация об инвалиде — его дата рождения, адрес регистрации, Ф.И.О. Здесь же стоит дата прохождения МСЭ и сведения о выдававшем справку экспертном бюро. Также проставлен квадратный штамп.
Оборотная сторона справки сообщает о:
— причине установления инвалидности;
— статусе — будет указано «ребёнок-инвалид» или одна из групп (3, 2, 1);
— периоде актуальности статуса, но если группа дана на всю жизнь, пишут, что она бессрочная;
— дате очередного освидетельствования (опять же, если инвалидность не пожизненная);
— дополнительных сведениях и примечаниях.
Кроме того, здесь стоит дата проведения медкомиссии с номером акта и подписью председателя.
Для чего инвалиду нужна справка?
Как говорилось выше, рассматриваемый документ подтверждает особый статус её обладателя и указывает на присутствующие ограничения в трудовой и иной деятельности из-за проблем со здоровьем или по другой причине.
Справка свидетельствует о назначении группы инвалидности, с учётом которой в дальнейшем согласно законодательным актам определяется необходимое лечение, размер пенсии и перечень льгот, возможность работать и не только.
В любом случае для реализации причитающихся преференций гражданин с ОВЗ во время их оформления в компетентном органе обязан приложить ксерокопию справки и заявление.
Пошаговая инструкция по оформлению справки
Так как розовый документ выдаётся после установления группы, начинать нужно именно с признания инвалидности. Другими словами, потенциальный получатель справки на первом шаге обязан взять направление на МСЭ.
Лечащий врач подготовит необходимую бумагу в случае соответствия состояния больного определённым критериям (человек должен подпадать под категорию нетрудоспособного). Также затребовать направление можно у главврача (если свой доктор неправомерно отказал). Ещё подобные запросы рассматривают в соцстрахе и ПФР. В фонд можно обращаться при подтверждённой производственной травме.
К слову, перед освидетельствованием в зависимости от состояния могут понадобиться анализы, дополнительные врачебные консультации и тд. В целом, чем больше доказательств проблем со здоровьем будет подготовлено, тем выше шанс получить инвалидность.
Важно! Гражданин вправе обратиться напрямую в бюро МСЭ, но для этого ему предстоит получить справку, что в предоставлении направления в больнице или другом учреждении было отказано.
Сбор необходимых документов
Кроме направления на освидетельствование претенденту на группу могут потребоваться:
— характеристика с места учёбы (для учеников, студентов);
— справка о характере и условиях труда (для работающих);
— копия трудовой книжки (её нужно заверить и сделать это в состоянии кадровый работник);
— заключения врачей в оригинальном виде и в копиях, чтобы подтвердить диагноз, травму и тд;
— ранее оставленное заключение МСЭ, если освидетельствование происходит не первый раз.
Прохождение комиссии
Если всё сделано правильно, документы перенаправят в территориальное бюро МСЭ, а рассматривать дело члены экспертной комиссии (обычно 3 человека) будут в течение 30 дней, начиная с момента предъявления запроса.
На заседании кроме врачей находится заявитель. Плюс, в процесс могут вовлечь других специалистов по требованию обследуемого или кого-то из присутствующих экспертов, чтобы составить максимально полную картину и не ошибиться в итоговом решении. В целом в рамках МСЭ гражданина с ОВЗ осматривают, спрашивают и тд.
Важно! С 2019 года отдельные категории лиц согласно утверждённому перечню имеют право получить группу инвалидности заочно. Данная привилегия также действует для граждан, проживающих в труднодоступной местности. В указанных случаях дело рассматривают на основании предъявленной документации.
Получение справки, больничного листа и акта
В завершении МСЭ специалисты выдают человеку с ОВЗ справку и выписку из акта. В нём прописана информация, касающаяся инвалида, а именно:
— текущие условия проживания;
— степень ограничений по здоровью и перспектива восстановления;
— психологическое состояние, справляется ли обследуемый с недугом, его последствиями и тд.
Важно! Больничный лист можно продлить в направившей на освидетельствование поликлинике. Бюро МСЭ этим не занимается, хотя в больничном ставят отметки о дате медкомиссии и назначенной группе инвалидности.
Можно ли пройти комиссию не по прописке?
По закону МСЭ может состояться не только там, где у обследуемого есть прописка, но также по месту пребывания (при наличии временной регистрации) или нахождения пенсионного дела. То есть гражданин должен получить регистрацию в другом городе на время нахождения здесь без снятия учёта по месту прописки.
Но данное правило не касается лиц, находящихся в населённом пункте, если тот в субъекте регистрации. Другими словами, временная регистрация не требуется при перемещении из Москвы в Московскую область (и наоборот), из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область (и обратно). Также в списке исключений Крым и Севастополь.
Что делать, если человек не в состоянии самостоятельно пройти комиссию?
Как правило, сбор документов и личное посещение бюро МСЭ затруднительно для лежачих больных, а остальные граждане с ОВЗ вполне успешно справляются с данной задачей. Как бы там ни было, в сложных случаях за льготника на основании нотариальной доверенности может действовать его представитель. После выполнения всех формальностей медкомиссия состоится путём выезда экспертов домой, либо в стационар (при переводе больного в лечебное учреждение).
Как сделать копию справки?
Например, при трудоустройстве у работника с ограниченными возможностями могут спросить копию справки об инвалидности. В этом или каком-то другом случае гражданину нужно принести в организацию оригинал справки, чтобы копия с неё была снята лично кадровым специалистом. Оригинал он возвращает, о копию заверяет подписью и синей печатью. Кроме того, есть второй путь — обратиться к нотариусу, который произведёт аналогичную процедуру, но за деньги.
Как проверить подлинность документа?
Когда подлинность предоставленной справки об особом статусе вызывает сомнения (например, у работодателя), есть возможность проверить документ. Для этого достаточно обратиться в ПФР, соцзашиту или любую мед. организацию и сообщить присутствующие на справке номер с серией. Предъявителя неподдельной справки по фамилии должны обнаружить в федеральном реестре инвалидов. Иной возможности нет, так как база с данными и гражданах с ОВЗ является закрытой.
Как восстановить утерянную справку?
Утерянный документ разрешено заменить дубликатом. Процесс восстановления справки не сложен и подразумевает обращение в бюро МСЭ по месту нахождения пенсионного дела или проживания (сделать запрос вправе доверенное лицо инвалида или он сам). Здесь пишется заявление о выдаче дубликата с упоминанием в документе обстоятельств потери справки и где изначально она оформлялась. Срок восстановления определяется в бюро.
Важно! На новой справке будет значиться надпись «Дубликат», при этом основанием для выдачи является первичный акт освидетельствования (ещё раз МСЭ проходить не нужно).
Существует ли справка об отсутствии инвалидности?
Как отмечают специалисты, получение документа об отсутствии особого статуса бессмысленно по своей сути. К примеру, если мужчине установили группу инвалидности, из бюро МСЭ в военкомат поступит соответствующее уведомление. Ко всему прочему, чтобы зафиксировать отсутствие ограничений по здоровью, придётся снова полностью обследоваться, собрать документы.
Без повторного освидетельствования комиссия МСЭ не узнает об актуальном состоянии здоровья гражданина. В таком случае можно рассчитывать лишь на справку, где будет зафиксировано, что инвалид не обращался в бюро с целью прохождения комиссии.
Последние новости
Михаил Мишустин подписал Постановление №114 от 10 февраля 2020 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части предоставления сведений об инвалидности».
Согласно этому документу с 1 июля 2020 года некоторые пункты постановлений 2001, 2004 и 2015 годов, регламентирующие представление сведений об инвалидности, утратили свою силу.
В новом документе, благодаря совершенствованию разграничения полномочий в сфере соцподдержки, для граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате аварий на АЭС и других объектах радиационной опасности, отпадает необходимость вновь получать соответствующие справки при обращении в различные инстанции за получением госуслуг.
Весь документооборот, согласно данным единого реестра инвалидов, будет проводиться через систему электронного взаимодействия между ведомствами.
Справка об инвалидности ВТЭК и МСЭ
Получение справки МСЭ об инвалидности для людей, делающих это впервые, кажется сложным, запутанным, полным неожиданностей и нюансов. Это непростой план действий, требующий времени и терпения, но разобравшись с требованиями и выяснив пакет необходимых бумаг для получения, выполнить все действия станет значительно проще.
Розовая справка об инвалидности от МСЭ (ВТЭК)
Справка, которая выглядит как бланк розового цвета, получается в бюро Медико-социальной экспертизы и является документом, подтверждающим инвалидность. Чтобы получить такую бумагу, гражданин, претендующий на получение инвалидности, должен пройти освидетельствование бюро Медико-социальной экспертизы, по результатам комиссии которого и будет принято определенное решение. Освидетельствование МСЭ представляет собой ряд мероприятий, призванных установить или подтвердить степень инвалидности, определить степень трудоспособности человека и ограниченность возможностей (движения, способности выполнять действия, подобные самообслуживанию и др.). Полученная в результате освидетельствования МСЭ бумага позволяет получить льготы (возможность отказа от посещения военкомата) и помощь от государства, которые получают инвалиды. Единственный способ получить или подтвердить категорию – пройти комиссию. Заявление на прохождение в бюро Медико-социальной экспертизы должно быть подано либо самим гражданином, либо его доверенным лицом, если сам гражданин делать это не в состоянии, либо не достиг соответствующего возраста.
Получение направления на прохождение Медико-социальной экспертизы
Направление является ключевым документом, без которого написать заявление на прохождение экспертизы невозможно. Получить направление можно несколькими способами:
Обратите внимание! Самый простой способ получения направления на прохождения МСЭ (ВТЭК) – обращение в поликлинику.
Требования к документу
Справка об инвалидности от бюро Медико-социальной экспертизы выполняется согласно определенному образцу и должна отвечать ряду требований. Так, на бланке справки должны содержаться следующие сведения:
Документы для получения
Обычно список бумаг, необходимых для получения справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдается врачом при выписке направления на экспертизу. Однако планирующим получение справки об инвалидности полезно знать список заранее. В перечень необходимых бланков и свидетельств входят:
Обратите внимание! Заявление в бюро должно подаваться совместно с направлением. Остальной пакет можно подать либо сразу, либо принести в течение десяти дней с момента написания заявления на проведение оценки. Значит желательно это сделать за 2 или 3 дня.
Где можно пройти комиссию на инвалидность
Комиссию, которая вынесет решение об удовлетворении или отказе требования о факте инвалидности, можно пройти в нескольких местах. Для установления или получения категории, человеку, претендующему на нее, следует посетить бюро Медико-социальной экспертизы, где и проводиться комиссия. Обычно посещается организация, расположенная по месту фактической регистрации претендента. Однако если возможности посетить МСЭ по месту прописки нет, то можно отправиться в любой другой филиал.
Обратите внимание! Для прохождения проверки необязательно обращаться в органы родного региона. При отсутствии такой возможности гражданин может посетить любой филиал, расположенный на территории своей страны. В случае необходимости исследование может проводиться и за пределами Российской Федерации.
Если человек не способен самостоятельно прибыть в наиболее удобное для него место, то комиссия может самостоятельно его посетить для вынесения соответствующего вердикта. Но чтобы это сделать, потребуется предварительное заключение врача о том, что пациент не способен самостоятельно добраться до места проведения проверки.
Образец и бланк документа
Бланк документа (форма справки об инвалидности), который выдается в филиале МСЭ, разработан Министерством здравоохранения и должен быть выполнен строго в соответствии с образцом. На нем указывается, что он является официальным документом, а решение, вынесенное на комиссии, требует неукоснительного выполнения законных притязаний. Помимо присвоенной степени в справке инвалида также указывается степень трудоспособности.
Обратите внимание! Все цифры и числа в бланке должны быть выполнены прописью. Готовый документ должен быть заверен печатью филиала МСЭ и подписью его руководителя. Также это значит, что должна быть и расшифровка подписи.
При заполнении формы все данные должны быть записаны разборчивым почерком, максимально корректно и четко описывая ситуацию. Если лицу требуются копии документа, они в обязательном порядке должны быть заверены. Отсутствие заверяющей подписи выглядит подозрительно. Номер и серия бланка должны быть указаны на его лицевой стороне.
Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом
Выписка из акта освидетельствования инвалида должна быть выдана лицу сразу после принятия окончательного решения. В выписке содержатся следующие сведения:
Обратите внимание! Документация, подтверждающая факт установления, выдается лицу, признанному инвалидом, в бюро. А выписка из акта освидетельствования инвалида должна быть направлена в Пенсионный фонд или в центр социальной защиты населения.
Заключение
Прохождение Медико-социальной экспертизы в ближайшем бюро МСЭ – обязательное требование для инвалидов, вне зависимости от возможной категории. Несмотря на то, что изначально процесс получения или подтверждения может показаться сложным и трудоемким, его не стоит бояться. Самое сложное в нем – сбор соответствующей документации, которую необходимо подать в течение десяти дней с момента написания заявления в бюро МСЭ. Владение информацией еще до момента подачи позволит заранее разобраться с вопросом о сборе необходимых документов. Также знание сэкономит возможное время на получении бланка из бюро МСЭ.