Что такое рто в магните
Обзор «Магнита»: продуктовый ретейлер, который борется за лидерство
«Магнит» (MCX, LSE: MGNT) — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ретейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.
О компании
Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.
Компания постоянно расширяет сеть магазинов, к концу 1 полугодия 2021 года их количество достигло 22 344, а торговая площадь — 7,75 млн квадратных метров. Под зонтичным брендом «Магнит» работает несколько форматов магазинов:
Кроме того, компания тестирует несколько новых форматов:
Курс о больших делах
«Магнит» вводит кластеризацию: к ключевым кластерам относятся мегаполис, город и деревня. Суть нововведения заключается в кастомизации ассортимента в магазинах одного формата в зависимости от местоположения: например, в магазинах «Косметик» для мегаполиса более широкий ассортимент косметики и парфюмерии, а в магазинах для деревни — товаров для дома и для детей.
У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков.
«Магнит» называет себя единственным продуктовым ретейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.
Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками — например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.
Компания поддержала рыночный тренд и стала развивать e-commerce: запустила собственную службу доставки и заключила партнерства с Delivery Club, «Яндекс-едой» и Wildberries. Доставка осуществляется как из существующих магазинов, так и из специально открываемых дарксторов. По итогам первого полугодия 2021 года доставка доступна в 106 городах из 62 регионов России, в среднем выполняет 15 тысяч заказов в день.
43 млн человек зарегистрированы в программе лояльности компании, 70% покупок совершается с использованием карт лояльности. Это помогает лучше понимать потребности клиентов, прогнозировать спрос. Также компания запустила партнерские проекты с банками Тинькофф, ВТБ, «Почта-банк» по выпуску кобрендовых карт с повышенными бонусами при покупках в магазинах сети.
«Магнит» не останавливается на этом и пытается построить экосистему вокруг клиента: планируется создать суперприложение, объединяющее программу лояльности, историю покупок, доставку и дополнительные сервисы. Одним из первых шагов на этом пути был запуск платежного сервиса Magnit Pay, по итогам первого полугодия 2021 года выпустили уже 5 млн виртуальных карт сервиса. Недавно запустили кредитного брокера.
Ретейлер много вкладывается в развитие — что называется, по всем фронтам: кроме открытия новых магазинов, во многих старых проводится редизайн, активно идет цифровая трансформация, даже создали бизнес-акселератор MGNTech.
Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. В последнее время у «Магнита» это получается: доля рынка растет, сопоставимые продажи вышли из минуса. Кроме того, летом компания заключила одну из крупнейших сделок M&A на рынке ретейла — купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысячи магазинов и 5 распределительных центров за 97 млрд рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе серьезно — в стратегически важных столичных регионах.
Компания не отстает от глобальных тенденций: летом 2020 года представила стратегию устойчивого развития до 2025 года. Ее основные направления: сокращение выбросов парниковых газов, расхода воды и энергии, наращивание процента используемой перерабатываемой упаковки, повышение вовлеченности сотрудников и уменьшение текучки кадров.
«Магнит» тестирует новый формат мелкооптового магазина
Второй по выручке ритейлер в России – «Магнит» решил изменить формат своих магазинов для оптовых продаж «Магнит-опт», рассказал его представитель.
Отдельный оптовый формат «Магнит» начал тестировать еще в 2017 г. Значительная часть «Магнит-оптов» – это бывшие гипер- или супермаркеты «Магнит», их средняя площадь – около 2500 кв. м. Ассортимент, оформление торгового зала, выкладка товара были сделаны специально из расчета на покупку мелким оптом, например, часть товара выкладывается в заводской упаковке, в коробах. Пока для «Магнита» это скорее экспериментальный формат: всего 20 точек более чем из 18 000 магазинов группы в Архангельске, Выборге, Ирбите, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Оренбурге, Саратове, Электростали и других городах.
21-й «Магнит-опт» в новом формате открылся в Липецке на второй неделе сентября. Это новый магазин, не переформатированный супер- или гипермаркет, уточнил представитель компании. Ритейлер решил внедрить новое ценообразование. Раньше он старался, чтобы цены «Магнит-оптов» были самыми низкими среди его собственных магазинов и ближайших точек других сетей, а теперь его подход напоминает ценообразование главного конкурента – центров Metro Cash & Carry в России. «Магнит-опт» начал предоставлять покупателям скидку за сумму покупки – 5–25% за покупку трех и более единиц одного наименования товара, говорит его представитель.
X5 начала тестировать магазин без кассиров «Пятерочка с собой»
Около двух лет назад Metro начала поощрять крупные покупки, чтобы вернуть покупателей и поднять средний чек. Для единичных покупок продуктов были установлены одни цены, средние по рынку или ниже, для трех штук – меньшие, а для шести и более штук – еще более низкие, оптовые, отмечает представитель компании. Трехуровневые цены позволяют «оздоравливать» продажи, говорит представитель Metro: «Предложение на группы товаров становится постоянным без привязки к краткосрочным нерегулярным акциям. Для профессиональных клиентов это имеет огромное значение, так как они могут рассчитывать на постоянную цену каждый день и не зависеть от акций».
Помимо нового ценообразования «Магнит» добавил ассортимент для профессиональных покупателей – около 1000 наименований бакалеи, кондитерских изделий, бытовой химии, напитков и др., которые они могут заказать по предоплате по отдельному каталогу в магазине, сказал представитель ритейлера. Еще одно нововведение – менеджер по опту, который будет помогать с заказами профессиональным клиентам. «Мы планируем внимательно анализировать обратную связь по обновленной концепции и будем рассматривать возможность тиражировать ее на все магазины «Магнит-опт», – отмечает директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.
«Магнит-опт» до сих пор, как правило, открывался на месте гипер- и супермаркетов, у которых были проблемы с потоком покупателей, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сокращая площадь и пересматривая ассортимент, ритейлер добивался роста сопоставимых продаж точки, по оценке Бурмистрова, на 7%, а также увеличения выручки с 1 кв. м на 30–50%, что очень много. То, что «Магнит-опт» нового формата открылся не на месте старого магазина, говорит о том, что ритейлер дал шанс самостоятельному развитию этого формата и рассчитывает именно на оптовых клиентов, средний чек которых может составлять около 15 000 руб., считает эксперт.
Сейчас 60% покупателей «Магнит-опта», по данным компании, – это обычные розничные клиенты, а 40% – мелкий опт, долю которого ритейлер планирует наращивать за счет оптовой скидки и развития услуг для профессиональных клиентов. Средний чек «Магнит-опта» за январь – июнь 2019 г. – 590 руб., указывает представитель ритейлера.
Для Metro пересмотр формата «Магнит-опта» наряду с развитием оптовых продаж дистрибутором «Мегаполис» создает очень серьезную угрозу, полагает Бурмистров. Metro, как считает эксперт, не случайно начала сотрудничество с Instamart по продаже населению онлайн, а также делает ставку на работу с отелями и общепитом: конкуренты вытесняют немецкую компанию с рынка оптовых продаж более мелкой рознице, где главный фактор – цена. «А конкурировать ни с «Магнитом», ни с «Мегаполисом» по закупочной цене Metro не может», – рассуждает эксперт.
Представитель Metro на вопрос об ужесточении конкуренции ответил, что оптовое ценообразование «требует значительных инвестиций, специально выстроенной логистики и процессов». «Все это было и остается нашей сильной стороной, стратегическая ориентация на оптового профессионального клиента делает нас очень устойчивым бизнесом при игре вдолгую и позволяет не опасаться конкуренции», – полагает он.
ВТБ прощается с «Магнитом»: чего ждать розничным инвесторам, ретейлеру и банку
18 ноября поздно вечером ВТБ объявил о том, что продаст свою долю в розничном ретейлере «Магнит». 4,9% акций продаются на бирже через процедуру ускоренного формирования книги заявок, оставшиеся 12,4% покупает действующий акционер «Магнита» Marathon Group Александра Винокурова, бизнесмена и зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова. В результате сделки после одобрения ФАС Marathon увеличит свою долю до 29,2% и станет крупнейшим акционером «Магнита». «Этого достаточно, чтобы управлять компанией, но это меньше 30%, после которых формируются обязательства выкупа акций у миноритариев», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Что сделка значит для розничных инвесторов, самого «Магнита» и ВТБ?
Что произошло за четыре года
В апреле 2020-го «Магнит» впервые за пять лет обогнал X5 Retail Group (сейчас — X5 Group), своего основного конкурента, по темпам квартальной выручки. В июле 2021 года «Магнит» купил одного из своих крупных конкурентов — сеть «Дикси». Сделка позволила ему увеличить присутствие в столице с 3,8% до 8,2%, а в Санкт-Петербурге — с 9,9% до 17,2%», говорит аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев.
«В 2017 году доля «Магнита» на рынке розничной торговли продовольственными товарами составляла 7,4%, а в первом полугодии 2021 года выросла до 8,9%. С учетом покупки «Дикси» по итогам второго полугодия 2021 года она приблизится к 11%», — считает Михаил Бурмистров. Выручка компании увеличилась с 1,14 трлн рублей по итогам 2017 года до 1,51 трлн рублей в 2020-м.
«Магнит» сейчас находится в своей лучшей форме с момента сделки по продаже пакета акций основателем Сергеем Галицким», — считает Егор Макеев.
Для розничных инвесторов
Аналитики Sova Capital написали, что исключили бумаги «Магнита» на Лондонской и Московской биржах из числа «топовых бумаг», поскольку ожидают, что в ближайшее время на бумаги будет «давить» сделка.
«Велес Капитал» и «Финам» поставили целевую цену для бумаг «Магнита» на пересмотр. Аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин даже написал, что немного удивлен временем, которое ВТБ выбрал для сделки. «Разворот в бизнесе сравнительно недавно начал приносить свои плоды, а покупка «Дикси» обеспечивает ретейлеру дополнительный потенциал роста, — говорится в его комментарии. — На наш взгляд, для инвесторов продажа акций со стороны ВТБ может стать неплохой точкой для входа. Наша рекомендация для акций «Магнита» остается «покупать».
Еще одна хорошая новость для инвесторов заключается в том, что у компании вырастет число обращающихся на бирже бумаг, — сейчас оно составляет 63%.
А это значит, что у «Магнита» есть шансы на увеличение веса в индексе MSCI Russia, сказал портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. Это приведет к тому, что в акции «Магнита» будет больший приток средств фондов и других инвесторов. Сейчас доля «Магнита» в индексе из 25 компаний составляет 1,84%, самый большой вес у «Газпрома» — 18,23%.
В долгосрочном плане увеличение free float позитивно влияет на ликвидность, поэтому целевая цена для акций «Магнита» на горизонте 12 месяцев остается прежней — 7 000 рублей, сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
Что значит для ВТБ
ВТБ «не остался в накладе, а получил вполне солидную прибыль», говорит ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По расчетам аналитической команды Газпромбанка, с учетом выплаченных дивидендов общая доходность, полученная ВТБ за пакет «Магнита», составила порядка 60% за 3,5 года.
«ВТБ не скрывал, что он — финансовый инвестор, — говорит управляющий директор компании «Атон» Виктор Дима. — Поскольку ВТБ заработал на этой сделке, его выход кажется логичным. На рынке всегда было понимание того, что рано или поздно это произойдет. За три с половиной года компания существенно улучшила свою форму».
Аналитики Sova Capital пишут, что балансовую стоимость доли в «Магните» ВТБ в 2020 году оценивал в 69,8 млрд рублей, а сейчас она вероятнее выше. По их оценке, прибыль ВТБ от продажи пакета в Магните превысит 25 млрд рублей. Это позволит банку существенно превзойти свой прогноз по чистой прибыли в 2021 году, который сейчас составляет 300 млрд рублей. А это положительно скажется на цене акций банка в будущем, говорится в утренней аналитической записке Sova Capital. Дивидендная доходность по обыкновенным акциям ВТБ, по их оценкам, с учетом всего вышеизложенного, превысит 13%.
Аналитики «Атона» оценили потенциальную сумму чистой прибыли ВТБ от продажи доли в 20-25 млрд рублей, или 8% от общей чистой прибыли банка. «Мы прогнозируем чистую прибыль ВТБ за 2021 год на уровне около 350 млрд рублей. Данная сделка также положительно повлияет на дивиденды ВТБ — их размер может несколько увеличиться», — написали они.
Что это значит для «Магнита»
Goldman Sachs в записке отмечает, что сейчас ключевыми рисками для «Магнита» являются в том числе усиление конкуренции на рынке, возможная смена менеджмента, макроэкономические риски и ухудшение контроля за расходами. Но серьезных стратегических последствий от смены акционеров не будет, считает Панарин из «Ренессанс Капитала». Marathon Group заявила, что ее инвестиции в Магнит являются долгосрочными, кроме того, инвестгруппа намерена сохранить большинство в совете директоров, состоящее из независимых директоров, пояснил он. В бизнесе «Магнита» ничего кардинально не измениться: представители Marathon Group были в совете директоров давно, и их мнение учитывалось при разработке стратегии, считает аналитик Егор Макеев из Райффайзенбанка.
Для Marathon Group инвестиция является профильным активом (у нее в портфеле, к примеру, уже есть KFC и Fix Price), обращает внимание Андрей Кочетков. Поэтому, по его мнению, можно лишь ждать усиления работы менеджмента над эффективностью розничной сети.
«Мы полагаем, что акции «Магнита» будут оставаться под давлением некоторое время на фоне избыточного предложения и с учетом предложенного в ходе продажи дисконта к рыночной цене, — рассуждает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. — На наш взгляд, для инвесторов это будет отличная возможность купить хороший актив с потенциалом краткосрочного и долгосрочного роста по низкой цене». «Падение в несколько процентов — нормальная здоровая реакция рынка, — полагает Виктор Дима из «Атона». — Особенно учитывая, что акции выросли на 20% за последние несколько месяцев».
Суперсторы «Магнита» получат название «Магнит Экстра»
Ритейлер сменит дизайн отдельных суперсторов под индивидуальную тематику.
Источник: «Магнит»
«Магнит» объявил о ребрендинге крупных магазинов компании — суперсторов. Компания сменит дизайн отдельных суперсторов под индивидуальную тематику. «Магнит» уже протестировал «космический» магазин в Самаре и «кубанский» в Санкт-Петербурге. Тематические зоны торговая сеть создает с компаниями-производителями товаров повседневного спроса.
Отмечается, что компания оставит форматы «магазинов у дома», супермаркетов «Магнит Семейный» и суперсторов, однако у последних появляется новый бренд — «Экстра». В торговой матрице магазинов планируется повышать долю сезонного ассортимента. В структуре ассортимента суперсторов сейчас преобладают бакалейные товары (49%), еще 43% приходится на свежие продовольственные позиции, оставшиеся 8% — на непродовольственные товары.
Суперсторы — это крупные магазины в черте города со средней торговой площадью 3,56 тысяч кв. м, средним чеком 694 рублей и ассортиментом около 25,55 тысяч товарных наименований. В 2019 году суперсторы пришли на смену классическим гипермаркетам «Магнит». В настоящий момент в сети насчитывается 133 подобных магазина.
Ранее сообщалось о том, что «Магнит» открыл еще семь дискаунтеров.
Кроме того, «Магнит» начал сотрудничать с итальянским ритейлером Coop.
Своя грядка Зачем «Магниту» собственное производство
«Магнит» стал первым российским ретейлером, осознавшим преимущество вертикально интегрированных компаний. Сегодня это единственная из крупных российских продуктовых сетей, имеющая собственные мощности по производству продуктов питания. 15 предприятий по всей стране, которые ежегодно производят до 200 тысяч тонн различной продукции, позволяют «Магниту» полностью контролировать качество товаров по всей цепочке — от грядки до полки магазина. Ретейлер рассчитывает, что обновленные форматы магазинов, собственное производство и новая линейка товаров под своими брендами позволят компании вернуть лидерство на рынке.
Конец сентября выдался для торговой сети «Магнит» жарким, и причина не только в палящем южном солнце. 30 сентября на открытии новой фабрики «Кубанский кондитер» ждали министра промышленности Дениса Мантурова и губернатора края Вениамина Кондратьева. Отстроенная «Магнитом» кондитерская фабрика стала вторым резидентом индустриального парка «Краснодар», расположенного в 30 километрах от краевой столицы и также принадлежащего торговой сети.
«Индустриальный парк «Краснодар» стал первым предприятием, зарегистрированным в реестре Минпромторга, — заявил на торжественной церемонии открытия министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. — Мы рассчитываем, что новый кондитерский комплекс позволит обеспечить продукцией не только Краснодарский край и всю страну, но и отгружать продукцию на экспорт. У нас стоит задача к 2024 году увеличить объем несырьевого экспорта в два раза, поэтому мы всячески поддерживаем развитие подобных производств».
«Здесь уже не только качество обслуживания в магазине, но и качество своего продукта, который компания будет продавать, — заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. — Это новый уровень самой компании, которая выходит на новые горизонты. Уверен, что в рамках сегодняшней конкуренции это очень правильный путь развития, который позволит не только не потерять клиентов, но и максимально их привлечь».
«Собственные фабрики и тепличные комплексы дают нам возможность полностью контролировать всю цепочку — от поля до полки — и гарантировать нашим покупателям высокое качество, — говорит президент «Магнита» Ян Дюннинг. — Мы нацелены на максимальное использование этого конкурентного преимущества».
Welcome
Инвестиционное соглашение с администрацией Краснодарского края о строительстве индустриального парка руководство «Магнита» подписало в октябре 2015 года. Спустя несколько месяцев в поселке Дорожный, расположенном в 30 километрах западнее Краснодара, началось строительство. Финансировал все «Магнит», но помогало и государство — льготным кредитованием, субсидиями и налоговыми льготами.
Уже к 2018 году на территории парка площадью 236 гектаров были введены в эксплуатацию энергоцентр, два хладоцентра, очистные и водозаборные сооружения, подведен магистральный газ. Все инфраструктурные объекты оснащены современным оборудованием с высокой степенью автоматизации. Например, умные насосы отслеживают работу предприятий и подают столько тепла, сколько необходимо резидентам, а специальная система ищет утечки и сигнализирует, если они есть. А в современной производственной лаборатории ежедневно проверяется качество воды.
«Это лишь первая часть развития индустриального парка, — говорит директор по собственным производствам компании «Магнит» Вячеслав Краснояров. — Мы планируем и дальше развивать собственные производства и привлекать сторонних резидентов. Через несколько лет здесь может работать 20-25 предприятий. И работать здесь намного выгоднее, чем строить завод в чистом поле с нуля».
Конфетки, бараночки…
Первым резидентом индустриального парка «Краснодар» стал «Кубанский комбинат хлебопродуктов». Три цеха с девятью производственными линиями, а также несколько лабораторий, которые занимаются разработкой и тестированием новых видов продуктов, расположились на площади более 26 тысяч квадратных метров.
Под одной крышей здесь объединены три отдельные фабрики: по выпуску мучных кондитерских, бараночно-сухарных и макаронных изделий. Предприятие способно выпускать более 40 наименований продукции общим объемом 76 тысяч тонн в год. Не просто выпускать, а еще и корректировать ассортимент в зависимости от спроса. При этом высокотехнологичное производство позволяет внедрять новые виды продукции. Например, можно быстро расширить линейку макаронных изделий, заменив базовые виды на макароны из твердых сортов пшеницы.
Кстати, практически все операции на комбинате автоматизированы: для фасовки используются роботизированные «руки-манипуляторы», а радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товар на стеллажах в зоне хранения. Контроль за производством происходит в режиме онлайн с помощью компьютерных систем, а система менеджмента безопасности пищевой продукции обеспечивает проверку товаров от сырья до поставки в магазины.
Комбинат «Кондитер Кубани» — это сладкое производство. На пяти производственных линиях выпускают шоколадные конфеты, батончики, леденцы, желейные и помадные конфеты, мармелад и трюфели — всего около 20 видов кондитерских изделий, до 55 тысяч тонн продукции в год. Так же как и на комбинате хлебопродуктов внедрена система менеджмента безопасности пищевой продукции, производство контролируется в онлайн-режиме, на всех этапах установлены видеокамеры, работают несколько лабораторий, где в том числе создают новые конфеты.
По грибы
Комплекс построен с использованием передовых технологий и оборудования, на предприятии осуществляется полный цикл производства: от заготовки соломы для компоста до упаковки готовой продукции. Экологичность производства компоста достигается за счет закрытого цикла: снижается расход сырья, сводится к минимуму загрязнение окружающей среды, материалы получают вторую жизнь. Все это обеспечивает конкурентную себестоимость продукции и доступную цену для покупателей.
Фабрика производит до 6,5 тысячи тонн грибов в год, что закрывает 82 процента потребностей сети. Доля шампиньонов, выращенных «Магнитом», составляет 28 процентов от всех потребляемых в России.
Cheri, cheri lady
Кроме грибной фермы у «Магнита» есть еще два тепличных комплекса. Второй должен вот-вот заработать (его площадь составляет 26 гектаров, а планируемая производительность первой очереди — 22 тысячи тонн огурцов в год), а первый — площадью 86,4 гектара — открыт еще в 2015 году и является одним из крупнейших в Восточной Европе. Ежегодно там производится около 40 тысяч тонн огурцов и томатов и около 4 миллионов зеленных культур. Это позволяет сети закрывать на 25 процентов потребности в огурцах, на 13 процентов — в томатах черри. В этом году компания расширила ассортимент и начала выращивать баклажаны, новые сорта томатов, лук, морковь, свеклу и картофель.
Теплицы спроектированы по передовым технологиям: капельный полив, светодиодное освещение, умная вентиляция. Все это позволяет выращивать овощи и зелень круглый год. В состав комплекса входят также складские помещения с автоматической линией сортировки и упаковки продукции. В теплицах применяется защита растений биологическим методом, благодаря которому обеспечивается выращивание экологически чистой продукции. Имеется и своя агрохимическая лаборатория, где осуществляется контроль за питанием культур.
Сырьевая безопасность
Суммируя все вышеперечисленное, можно констатировать, что «Магнит» сегодня — единственная в России розничная сеть с собственными мощностями. На принадлежащих компании 11 промышленных и 4 агропромышленных предприятиях, расположенных в Краснодарском крае, Московской, Саратовской, Тверской, Самарской, Липецкой областях и Республике Башкортостан, работают более 4,5 тысячи человек.
Все вместе ежегодно они производят более 200 тысяч тонн продуктов. Но зачем это вообще нужно «Магниту»? Ведь намного проще заказывать продукты на стороне, как это делают остальные ретейлеры. «У каждого нашего производства своя собственная история создания, и все они делались под разные задачи, — рассказывает коммерческий директор сети «Магнит» Владимир Сорокин. — Например, после кризиса 2014 года и девальвации рубля шампиньоны не просто подорожали, образовался их большой дефицит, поскольку они исторически завозились из-за границы. Тогда было принято решение о строительстве собственного грибного комплекса. Он решил сразу две задачи: обеспечил нас товаром и дал возможность снизить его цену для покупателей. Аналогичная ситуация произошла с помидорами — после того, как был запрещен их ввоз из Турции. Собственное производство — это для нас вопрос сырьевой безопасности. Но что еще важнее — мы полностью контролируем качество достаточно широкого ассортимента товара на своих полках и можем обеспечить привлекательную цену, прекрасно зная, из чего она складывается».
До появления собственного грибного производства «Магнит» закупал по импорту шампиньоны, и их цена на полке магазина была 350 рублей за 1 килограмм. Сегодня их цена — 240 рублей за 1 килограмм. Выиграл потребитель. Он получает свежий продукт, в России произведенный, и при этом у компании формируется добавленная стоимость, которая обеспечивает снижение цены для покупателей.
Все свои производства компания рассматривает, как отдельный независимый и конкурентный бизнес, относится к ним так же, как к любым другим поставщикам. «У наших закупщиков нет жесткого правила покупать только продукцию собственного производства. Конечно, она имеет преимущество при прочих равных, но если нас не устроит цена, мы не поставим этот продукт на полку», — подчеркивает Владимир Сорокин.
«У нас есть огромные возможности в развитии собственного производства, которыми компания до сих пор пользовалась не слишком активно, — говорит Ян Дюннинг. — Сегодня в магазинах «Магнит», к примеру, ассортимент макарон в сегменте «первой цены» мы производим самостоятельно. Не просто производим, но и контролируем на качество всю цепочку. Мы даже знаем, где выращена пшеница, муку из которой мы используем в макаронах. Это уникальная особенность «Магнита», никто из ретейлеров этого не делает». По его словам, собственные фабрики и тепличные комплексы дают сети возможность полностью контролировать всю цепочку — от поля до полки — и гарантировать покупателям высокое качество.
«В целом мы нацелены на максимальное использование преимуществ наличия собственных предприятий в коммерческой деятельности компании, в первую очередь — в контексте развития собственных товарных марок», — подчеркнул глава компании.
Транспортный цех
«Мы стараемся обеспечить максимально быструю доставку свежих категорий продуктов от производителя до покупателя. Обновляем холодильники, расширяем автопарк», — рассказывает Владимир Сорокин. К слову, «Магнит» — это еще и одна из крупнейших логистических компаний. По всей стране она имеет 38 крупных распределительных центров (РЦ), а ее автопарк насчитывает более 5 700 автомобилей.
Но и этого Яну Дюннингу оказалось мало. Минувшей осенью компания начала привлекать для доставки продукции в магазины еще и наемный среднетоннажный транспорт. Грузовики поставлены на «короткое плечо» (где расстояние от распределительного центра до магазина составляет до 100 километров) в городах с большой плотностью магазинов, чтобы несколько раз в день доставлять продукцию покупателям. За счет этого компания планирует повысить доступность и свежесть товаров на полках магазинов, а также снизить транспортные расходы.
Дело в том, что 90 процентов автопарка «Магнита» — это крупнотоннажные автомобили грузоподъемностью свыше 20 тонн («сцепки» и большие трейлеры). Такой транспорт не всегда может вплотную подъехать к магазину и разгрузить товар. Необходимо было искать места для парковок, перегружать груз и совершать прочие манипуляции, чтобы доставить продукцию непосредственно в магазины. На этом «Магнит» терял не менее одного дня свежести товаров, а оборачиваемость транспорта была ниже, чем в среднем на рынке.
Теперь среднетоннажные грузовики (7-8 тонн) постепенно полностью закроют ежедневные поставки продуктов в городах c высокой плотностью сети. За счет наемного транспорта «Магнит» также будет закрывать логистические потребности сети в «высокий сезон».
До конца года «Магнит» привлечет около 500 среднетоннажных грузовиков по всей географии сети. Ожидается, что к 2023 году их доля в структуре автопарка может составить 25-30 процентов. Крупнотоннажные грузовики будут переориентированы на доставку в населенных пунктах с невысокой плотностью магазинов и магистральные поставки.
«Наемный транспорт — часть нашей новой логистической стратегии, которая получила название «Цепочка свежести». Ее главная цель — улучшить предложение для наших покупателей за счет большей доступности товаров на полках. Эту задачу мы будем решать не только путем оптимизации автопарка и системы доставки, но и за счет обновления IT-решений в области управления складской недвижимостью и формирования заказов», — говорит директор по цепочкам поставок «Магнита» Марья Дей.
Под собственным брендом
Расширение логистических и производственных мощностей — это лишь часть изменений в стратегии развития «Магнита», направленных на переформатирование бизнеса. Основные перемены коснулись самих магазинов, их ассортимента и линейки собственных товарных марок (СТМ).
На конец прошлого года у «Магнита» было 69 собственных торговых марок, большинство из которых пользовались слабым спросом у покупателей. Новый портфель включает в себя только 26 СТМ — это более 1 тысячи товарных позиций вместо 3,6 тысячи ранее. «Все продаваемые нами товары мы сравнили друг с другом, и от тех, что плохо продаются, мы отказываемся», — говорит Владимир Сорокин.
В первом ценовом сегменте «Магнит» создал единый бренд «Моя цена» и значительно расширил ассортимент продукции. Обновленная линейка собственных товарных марок охватывает товары первой необходимости, которые предлагаются по самым привлекательным ценам. В среднем ценовом сегменте компания запустила семью брендов «Магнит», которая охватывает несколько базовых категорий, в том числе молочную продукцию, напитки, dry-food, кулинарию и бытовую химию.
Первой из нового семейства СТМ на полки магазинов вышла линейка «Магнит Свежесть» — это 58 позиций овощей и фруктов: огурцы, томаты, шампиньоны, салаты и другие. Большая часть этой продукции производится в собственных тепличных комплексах. «Премиум» на первом этапе будет представлен такими товарами, как снеки, орехи, консервация, сыры и другая продукция. Также планируется запуск линейки товаров для поддержания здорового образа жизни.
Развитие торговых марок «Магнита» будет тесно связано с расширением собственных производственных активов. Если сегодня они работают преимущественно в сегменте «первой цены», то компания будет постепенно переориентировать предприятия на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью и наращивать долю собственного производства в соответствующих категориях.
Одновременно «Магнит» начнет выстраивать стратегическое партнерство с внешними поставщиками продукции для СТМ, заключая с ними долгосрочные контракты. Для развития брендов в сегменте «премиум» компания также задействует возможности прямого импорта эксклюзивной продукции. При этом будет жестко контролироваться качество товара — и в распределительных центрах, и в лабораториях, и при поступлении продуктов в магазины, и, конечно, на полках.
Сейчас доля СТМ в обороте компании составляет около семи процентов. «Мы начнем продвигать СТМ «Магнит» как бренд производителя, целенаправленно повышать его узнаваемость среди покупателей и их лояльность к нему, — объясняет президент «Магнита» Ян Дюннинг. — Наша задача — сделать собственные бренды действительно эффективными, значительно увеличить их оборачиваемость, а долю в выручке нарастить до 20 процентов».
В обновленном формате
Большие изменения коснулись и формата магазинов торговой сети. «Мы провели мероприятия по улучшению магазинов, отремонтировали, где требовалось, провели перезонирование, пересмотрели ассортимент, добавили персонал, — рассказывает директор розничной сети «Магнит» Руслан Исмаилов. — Это недорогая процедура, но она дала нам существенный прирост по росту продаж и клиентского трафика». По состоянию на 30 июня 2019 года сеть «Магнит» насчитывала в 3 354 населенных пунктах страны 19 884 магазина: 14 231 магазин «У дома», 466 супермаркетов «Магнит Семейный» и 5 187 магазинов «Магнит Косметик». Кроме того, ретейлер развивает собственную сеть аптек.
Самый популярный формат магазина «Магнит» — «У дома». На него приходится 77 процентов выручки компании. Магазины «Семейный» — это классические супермаркеты и компактные гипермаркеты. Отличительной особенностью «Магнита Семейного» является то, что эти магазины сети находятся в основном в жилых зоны, куда людям не надо долго добираться. В этом году компания открыла первый «Семейный» в новом формате «суперстор» — это симбиоз гипермаркета и магазина, находящегося по соседству. В нем широко представлены товары для дома, для ухода за собой, для здоровья и для детей. Из продуктов в нем очень широк ассортимент свежих овощей и фруктов, мяса и рыбы.
В последнее время появился новый тренд: потребность в специализированных магазинах. И в этом году у «Магнита» появилась новая сеть магазинов напитков для мужчин — «Вечерний». Пока открыто два таких магазина — в Самаре и Набережных Челнах. «Это первая наша попытка создания узкоспециализированного магазина, — отмечает Руслан Исмаилов. — Формат интересный, здесь есть над чем работать». Также в этом году — пока только в Москве и Краснодаре — открылись магазины «Сити». Они скорее похожи на кафетерии, где можно не только купить продукты первой необходимости, но и быстро перекусить, выпить кофе или съесть мороженое. Еще один развивающийся формат сети — «Магнит Опт». Пока у компании 23 таких магазина.
Все свои форматы «Магнит» объединил в программе лояльности, которая будет доступна во всех регионах присутствия компании до конца года. Получать и тратить баллы можно в любом формате «Магнита», что дает больше возможностей для экономии.
Цифровизация
Чтобы оперативно адаптироваться под предпочтения покупателей, нужно прислушиваться к их пожеланиям. В некоторых аспектах «Магнит» даже опережает их фантазии. В компании уже реально происходит цифровая трансформация бизнеса, о которой сейчас так модно говорить.
Не так давно покупатели получили возможность делать покупки в «Магните» без денег, кредитной карты и даже мобильного телефона. Новая технология называется SelfieToPay — или «оплата по лицу». Достаточно один раз зарегистрироваться в этой системе, и она будет распознавать вас и обращаться к вашему банковскому счету напрямую. Большой плюс для родителей, что в ней можно зарегистрировать и детей, и отправлять их, например, за хлебом и молоком без денег. При этом можно установить ограничение по сумме покупки или на продажу определенных товаров.
Другая технология — персональные сканеры — более известна на российском рынке. Покупатель самостоятельно сканирует товары в зале после выбора, а затем на кассе самообслуживания оплачивает их за пару десятков секунд, не вынимая из корзины или тележки. Еще одна разработка «Магнита» — «Электронный сомелье». Отсканировав бутылку российского вина, покупатель получит всю информацию о напитке и рекомендации, к каким закускам и блюдам его лучше подавать.
Есть у компании свои цифровые решения и для персонала магазинов и даже для их руководителей. «Что бы я хотел как глава компании увидеть в «Магните» через два-три года? — задается вопросом Ян Дюннинг. — Чтобы российский покупатель по-прежнему считал наши магазины тем местом, где можно совершать выгодные покупки. Но более качественными, атмосферными и коммуникабельными».