Что такое ручной труд история
Ремесло (ручное произ-во)
Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древним Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и экспортом.
В России после 1917г. число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.
История
Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.
При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома (греч. οίκος ).
Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.
Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники (artifices) должны были наполнять ряды пролетариев. Только при наличности известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой поземельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких поземельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.
Что такое мануфактура. Сравнение мануфактуры и мастерской ремесленника
Этим мануфактура отличается от мастерской ремесленника, где мастер изготавливает изделие от начала до конца. А от фабрики или завода мануфактура отличается тем, что операции выполняются вручную, не используется машинный труд.
Латинское слово manufactura образовано от слов manus (рука) и facere (делать). Термин «мануфактура» в значении «предприятие с разделением труда и ручным производством» введен Карлом Марксом.
Мануфактуры вели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.
При этом наемный работник становился менее ценным и универсальным специалистом, чем мастер-ремесленник. Росла зависимость рабочих от хозяина мануфактуры.
В Западной Европе мануфактуры пришли на смену ремесленным мастерским и господствовали в XVI-XVIII веках. Затем в результате промышленной революции их заменили фабрики.
В России промышленный переворот начался лишь во второй четверти XIX века, поэтому мануфактуры существовали дольше. Чаще всего они специализировались на текстильном производстве, поэтому слово «мануфактура» в Российской Империи одно время было синонимом ткацкой фабрики или ткани («купить мануфактуры»).
Расскажите, чем было вызвано возникновение мануфактур
Ремесло развивалось, и для ускорения производства работу научились делить на отдельные операции. В мастерских помимо мастеров и подмастерьев стали появляться наемные работники. Торговцы начинали вкладывать деньги в организацию производства, а не просто скупать у ремесленников готовую продукцию.
Предпосылки появление мануфактур:
Рост товарного производства.
Дифференциация, специализация мелких товаропроизводителей.
Появление мастерских с наемными работниками.
Развитие мануфактур. Рассеянная, смешанная и централизованная мануфактура
Мануфактура могла объединять ремесленников одной специальности, которые делили между собой отдельные операции. А могла включать ремесленников разных специальностей, которые вместе изготавливали сложные изделия.
Смешанная мануфактура сочетала работу на дому с исполнением отдельных операций в общей централизованной мастерской.
Мануфактуры были распространены в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла, в металлообработке и судостроении, в книгопечатании и других отраслях.
По сравнению с мастерской ремесленника мануфактура была более производительным, прогрессивным предприятием. Она подготовила переход к машинному производству в ходе промышленной революции XVIII-XIX веков.
Сравните мануфактуру и мастерскую ремесленника
У мануфактур и ремесленных мастерских были и общие черты, и различия.
И в мастерской ремесленника, и на мануфактуре использовались ручные орудия труда.
В мастерских работы выполняли мастера, подмастерья и ученики. На мануфактурах же трудились наемные работники.
Владельцем мастерской был сам мастер. Хозяином мануфактуры был купец или иной предприниматель.
За счет разделения труда на мануфактурах были ниже издержки производства,
Что такое ремесло (история вопроса)
Что такое ремесло (история ремесла)
Мы ввели два классификационных признака, по которым разделили всю деятельность человека на 4 формы. В предыдущих выпусках мы разобрали понятия работы и труда. Но с этими формами мы имеем дело уже давно. Мы рассматривали их на протяжении уже нескольких выпусков. Пришло время разобрать следующую форму деятельности человека, а именно понятие ремесла. Как обычно, посмотрим, что дает нам толкование этого понятия в словарях.
Наиболее подробно, а главное на основе вполне конкретного классификационного признака, толкования понятия ремесла мы можем найти в Большой Советской Энциклопедии. Остальные словари, дают частные определения этого понятия. Поэтому БСЭ мы и возьмем за основу нашего рассмотрения.
Определение понятия ремесла
К главным признакам ремесла можно отнести:
В дальнейшем развитии ремесло вытесняется мануфактурой, фабрикой и заводом, и лишь в производствах, где ручной труд и искусство играют первенствующее роль, ремесло сохраняется.
Классификация ремесла
Ремесло возникает вместе с началом производственной деятельности человека и, развиваясь вместе с развитием техники в рамках различных общественных формаций, принимает различные формы. В соответствии со стадиями общественного разделения труда оно обычно подразделяется на домашнее ремесло, ремесло на заказ, ремесло на рынок.
Ремесло на рынок представляет собой мелкотоварное производство, при котором ремесленник либо сам продаёт свои изделия потребителю на местном рынке, либо сбывает их купцу. Ремесленное производство на местный рынок, когда сохраняется личный контакт производителя и потребителя, основано, подобно ремеслу на заказ, на узком разделении труда внутри небольшого городского или сельского района. Производство, рассчитанное на сбыт в отдалённые районы, базируется на более широком разделении труда, которое влечёт за собой развитие обмена и появление купечества как особой социальной группы. С возникновением ремесла на заказ и, особенно, на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.
Краткие выводы по теме
Ремесло в первую очередь связано с ручным производством, при котором решающее значение играет личное мастерство ремесленника. При этом, ремесло основывается на применении простых орудий труда. Что это означает? Что основу ремесла составляет признак репродуктивной деятельности человека, связанный с качественным, гарантированным производством некоторого товара. Термин мастерства в данном случае, ничего другого означать не может. Пройдя путь от подмастерья до ремесленника, последний набирает необходимый опыт производства и может уже самостоятельно существовать в обществе, где однообразные результаты его деятельности, связанные с общественным разделением труда, будут востребованы.
Применение простых орудий труда и использование в производстве ремесленника небольшого числа задействованных людей, ведет к его самостоятельности, независимости от собственников средств производства, что вполне однозначно указывает нам на присвоение ремесленником результатов своей деятельности. После получения результата, ремесленник может выбрать, что делать ему с ним, использовать самостоятельно или же продать. При этом независимо от целей производства, весь результат его деятельности принадлежит только ему. Даже в случае производства на заказ, ремесленник производит товар для себя и в случае, скажем так расторжения контракта, результаты его деятельности будут принадлежать ему. В случае же соблюдения условий заказа, ремесленник получит именно то, что ему требовалось в начале производства. Таким образом, ремесло, есть средство достижения ремесленником своих целей.
Для более тонкого понимания ремесла, на мой взгляд, может быть очень интересным исторический экскурс, взгляд на развитие ремесла в человеческом обществе.
Исторический взгляд на развитие ремесла
При первобытнообщинном строе господствовало домашнее ремесло. Члены первобытных хозяйственных коллективов производили изделия из камня, дерева, кости, глиняную посуду, ткани для одежды (для чего нужно было освоить технику прядения и ткачества) и т.д. Мощный толчок развитию ремесла дал переход к земледельческо-скотоводческой экономике и к оседлому образу жизни. На этой стадии развития зарождается металлургия, важное значение приобретает строительное дело. В связи с усложнением ремесленной техники и с появлением новых отраслей производства, которые уже в силу своей технологии требовали участия профессионалов (прежде всего металлургия), начинают выделяться ремесленники, специально занятые каким-либо видом ремесла (кузнецы, гончары и др.). Выделение этих ремесленников было первым шагом на длительном пути отделения ремесла от сельского хозяйства, представляющего собой один из важнейших этапов общественного разделения труда.
Домашнее ремесло продолжало оставаться широко распространённой формой ремесла на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Крестьянское население само производило большую часть потребляемых им простых ремесленных изделий. Ремесленные изделия производились также в хозяйствах представителей господствующих классов, причём в наиболее крупных хозяйствах происходила специализация ремесленников (царские и храмовые хозяйства государств Древнего Востока, крупные рабовладельческие хозяйства античного мира, барские хозяйства феодалов эпохи средних веков). Однако ведущая роль в развитии ремесла постепенно переходила к ремеслу на заказ и на рынок. Уже в законах вавилонского царя Хаммурапи (18 в. до н.э.) упоминаются кузнецы, строители, камнерезы, плотники, кожевники, судостроители, работавшие, вероятно, на условиях подённой оплаты. Ещё большее, чем в странах Древнего Востока, количество ремесленников, ведших самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ и на рынок, имелось в Древней Греции, эллинистических государствах, Древнем Риме. Значительная (вероятно, даже основная) часть этих ремесленников концентрировалась уже в городах.
Возникновение капитализма привело к коренному изменению хозяйственного значения и организации ремесла. Уже на ранней стадии развития капитализма, в связи с дальнейшим распространением товарно-денежных отношений, сокращается удельный вес домашнего ремесла и возрастает ремесло на рынок. Многие ремесленники утрачивают положение экономически самостоятельных производителей и попадают в зависимость от купцов-скупщиков, часто приводившую к превращению их фактически в наёмных рабочих, работавших у себя дома на предпринимателя-капиталиста (капиталистическая работа на дому получила особенно широкое распространение в деревне, вне сферы действия цеховой регламентации). Цеховое ремесло, всё ещё широко распространённое, перестало играть прогрессивную роль в техническом и экономическом развитии, уступив её новым формам промышленного производства, происходит упадок и разложение цеховой системы.
Крафт-ренессанс: как ручной труд вернулся в дизайн-индустрию
В индустрии дизайна и не только в ней наметился повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству (ДПИ) и предметам, созданным с использованием ремесленных технологий. Ко всему сделанному вручную — в противовес машинному массовому производству. Интерес этот отразился на наших потребительских привычках настолько, что даже хлеб, кофе и пиво мы сегодня предпочитаем с маркировкой «крафтовый». Так что же такое современное прикладное искусство и ремесло и в каких отношениях они состоят с искусством и дизайном? Почему предметы ручной работы снова стали такими желанными? И что ждет нас в ближайшем будущем?
Размывание границ и новые смыслы
Спросите кого угодно — искусствоведа, галериста, художника, производителя, коллекционера, — что такое декоративно-прикладное искусство и чем оно отличается от всех его производных, и вы услышите совершенно разные ответы. Оказывается, сегодня даже специалисты не могут найти согласия в этих вопросах. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1907 году, говорится: «У французов вошло недавно в употребление название «декоративное искусство» для различных отраслей ремесленного производства, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных изделий, бронзы, обоев и других предметов роскоши». В наши дни это определение верно лишь отчасти. Сложившаяся терминология явно не успевает за активно развивающимся художественным процессом. А все, что связано с ремесленным производством, переживает кризис идентичности. Академия художеств недавно выпустила монографию «Прикладное, декоративное, дизайн. К проблеме современной терминологии декоративного искусства и дизайна», где авторы открыто заявляют, что «часто мы совсем не понимаем друг друга, поскольку традиционная, классическая терминология используется сегодня крайне произвольно». Еще менее отчетливы границы между дизайном, искусством и декоративно-прикладным искусством.
Со времен первой промышленной революции ремесло и дизайн всегда находились на разных полюсах. Первое всегда представлялось чем-то архаичным, даже регрессивным, второе — символизировало прогресс и будущее. Искусству и вовсе приписывалось божественное происхождение, в то время как ремесло считалось уделом людей. Но в какой-то момент, после мирового экономического кризиса 2007–2008 годов, дизайн вдруг обратился за вдохновением к ремесленным способам производства. Многие люксовые марки начали внедрять элементы крафта в свою продукцию, сделав это частью маркетинговой стратегии. Ремесло и промышленность стали постоянными партнерами, дизайнеры не раздумывая сочетают производственные процессы с ручным трудом. Пренебрежительное отношение к термину «ремесло» в современной практике теперь просто неуместно. Но взаимодействие, о котором идет речь, — это, безусловно, результат неудовлетворенности существующим положением вещей и потребность в чем-то новом. Иначе прагматичный бизнес не стал бы так активно эксплуатировать эту тему. Что же подготовило почву для подобных перемен?
На пороге четвертой промышленной революции, двигателями которой станут уже не уголь, электричество и интернет, а искусственный интеллект и бездушные роботы, люди, следуя привычному паттерну «жизни в эпоху перемен», испытывают элементарное беспокойство перед надвигающейся неизвестностью. Это отчасти напоминает ситуацию конца XIX — начала XX века с движением Arts and Crafts, возникшим в Великобритании и быстро распространившимся по всей Европе и США. Основную тревогу у участников этого движения вызывала продукция массового производства, качество которой, по их убеждениям, вело к деградации как потребителей, так и производителей товаров. Спасение они видели в сближении искусства и ремесла, возвращении к предметам ручного изготовления, популяризации декоративно-прикладного искусства и традиционного ремесленного производства.
Крафт-ренессанс сегодня, конечно же, обусловлен не одним только страхом перед неизвестностью. Это еще и плод предыдущей технической революции. Созданные ею цифровые технологии сильно изменили образ жизни и всю структуру нашего поведения. Возможность работать удаленно и проводить больше времени там, где нравится, привела к тому, что мы больше внимания стали уделять оформлению своего дома. Мы стали более разборчивыми, нас тяготит одинаковость, мы стремимся к кастомизации и тянемся к вещам уникальным — one of a kind. Массовое производство не способно обеспечить нас предметами подобного качества, зато ремесленное может. Оно помогает нам восстановить связь с физическим миром. Наделенное множеством смыслов, значений и накопленной веками человеческой мудростью, оно совершенно естественным образом вызывает у нас доверие.
Спрос и предложение
Там, где есть спрос, наш рациональный мир тут же готов предоставить выгодное предложение. Новоиспеченные выставки, фестивали, ярмарки и симпозиумы, посвященные различным видам ДПИ, учреждаются и проходят сейчас по всему миру. Британская столица гордится, что кроме недели дизайна и недели моды у города есть London Craft Week (Неделя прикладного искусства), в этом году прошедшая в пятый раз. Великобритания вообще богата на подобные мероприятия: например, прямо сейчас там проходит British Ceramics Biennial (Британская биеннале керамики). А еще здесь существует единственная на сегодняшний день в мире международная ярмарка Collect, посвященная исключительно прикладному искусству. В ней принимают участие ведущие международные галереи.
В Венеции 15 сентября закончила работу третья по счету Venice Glass Week. Эта инициатива, выросшая из стремления популяризировать ремесленные традиции изготовления муранского стекла, на волне всеобщего интереса к прикладному искусству быстро переросла в международную. В Нью-Йорке в сентябре этого года дизайнер и тренд-форкастер Лидевей Эделькорт проводила первый фестиваль текстиля, направленный на повышение интереса к тканям среди профессионалов и населения. В четвертый раз в мае в Париже был организован салон Révélations Biennale Internationale Métiers d’Art et Création — причем, по сравнению с 2017 годом, число его участников увеличилось в два раза.
Loewe Foundation, принадлежащий известному испанскому модному бренду, недавно объявил о старте четвертого по счету конкурса Loewe Craft Prize, призванного привлечь талантливых ремесленников, чьи художественное видение и стремление к инновациям устанавливают новые стандарты будущего. Приз за победу в конкурсе составляет €50 тыс. Британский The Foundation of Harewood, ранее поддерживавший только проекты, связанные с искусством, в этом году провел выставку Useful/Beautiful: Why Craft Matters. В сентябре в Берлине под эгидой немецкой версии интерьерного журнала АD прошла выставка AD House of Crafts, посвященная ремесленному искусству и мастерам, его создающим. В Корее весной представили цифровую платформу Artmining: с ее помощью планируется продвигать художников и дизайнеров, владеющих уникальными секретами и навыками. У нас в стране новую жизнь обрел московский Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства с открытием в нем в 2017 году Центра моды и дизайна. В Санкт-Петербурге на базе Музея художественного стекла на Елагином острове в 2018 году создана единственная в России Стеклодувная мастерская, демонстрирующая технологии горячей обработки стекла и обучающая им всех желающих.
На ярмарке коллекционного дизайна Design Miami/Basel в этом году галереи, специализирующиеся на прикладном искусстве (Pierre Marie Giraud, Hostler Burrows, Erastudio Apartment-Gallery), потеснили дилеров, выставлявших мебель и светильники, а галереи, которые ранее представляли смешанный ассортимент предметов коллекционирования, сместили акцент на ДПИ (Galerie Maria Wettergren, The Future Perfect Gallery).
Galleria Rossella Colombari, занимающаяся исключительно дизайном середины прошлого века, привезла на последнюю сессию ярмарки коллекционного дизайна Nomad в Венеции современную садовую скульптуру — огромных керамических истуканов, созданных основателем модного бренда Antonio Marras. На той же арт-площадке огромной популярностью пользовались залы галереи Officine Saffi, представившей керамику современных скандинавских и японских художников, а также галереи Format Oslo, показавшей современный текстиль, стекло и керамику.
Движение навстречу ДПИ идет на всех уровнях. Утомленные работой, встревоженные политикой, расстроенные сложными отношениями или просто находящиеся в подавленном состоянии от избыточной цифровой активности жители городов устремились в многочисленные студии, предпочитая занятия керамикой традиционной терапии, используя гончарный круг как таблетку от всех бед.
Ведущий сайт об искусстве и коллекционном дизайне Artsy.net недавно опубликовал статью под заголовком «Занятия керамикой помогают бороться с депрессией». А газета The New York Times выступила с материалом «Керамика — это новый пилатес. Макраме лечит нервные расстройства».
Будущее ремесленных технологий
То, что мы наблюдаем сегодня, — скорее постиндустриальная ностальгия по доиндустриальному периоду. И конечно, вопрос о том, чтобы вернуться к экономике, основанной на ремесленном труде, не стоит. В отличие от времен Уильяма Морриса, сейчас высокие технологии и медленное ремесло легко объединяются в новые гибриды. По мнению Деяна Суджича, исследователя и директора лондонского Музея дизайна, ирония сегодняшнего дня заключается в том, что большая часть населения планеты живет в странах, где по-прежнему сильны традиции ремесленного мастерства, но их жители остро нуждаются в промышленных товарах, которые позволили бы им выбраться из нищеты. Тем временем потребители в более развитых странах тянутся к продукции ремесленного производства. В результате в будущем, считает Суджич, мы увидим новые промышленные объекты, которые будут пытаться устранить возникшее противоречие между всеобщим пренебрежением к товарам массового производства, которые нам по карману, и одновременно нашим стремлением к объектам, созданным ремесленным способом, и неспособностью их приобрести из-за их высокой стоимости. Это будет новый вид «ремесла», использующий передовые технологии и создающий продукцию, удовлетворяющую всем перечисленным требованиям.
Ручной труд
Смотреть что такое «Ручной труд» в других словарях:
Ручной труд — см. Труд ручной … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РУЧНОЙ ТРУД — составная часть системы трудового воспитания дошкольников и младших школьников; на занятиях по Р. т. дети приобретают первоначальные трудовые навыки, овладевают доступными приемами работы с бумагой, картоном, тканью и другими материалами, в… … Психомоторика: cловарь-справочник
Ручной Труд с.-петербургский журнал — ежемесячный популярный журнал кустарно ремесленной промышленности и торговли для самообучения, выходивший в СПб. с января 1902 г. по май 1905 г. Редактор издатель С. К. Архангельский … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ручной труд (журн.) — ежемесячный популярный журнал кустарно ремесленной промышленности и торговли для самообучения, выходивший в СПб. с января 1902 г. по май 1905 г. Ред. изд. С. К. Архангельский … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РУЧНОЙ И НЕРУЧНОЙ ТРУД — (manual and non manual labour) различие между физическим трудом (ручным или синеворотничко выми рабочими) и умственным (неручным или беловоротничковыми рабочими). Шкалы занятости обычно применяют данное различие как основную меру социального… … Большой толковый социологический словарь
ручной — прил., употр. сравн. часто 1. Ручным называется то, что относится к строению руки. Ручные мышцы. 2. Ручным полотенцем называют ткань, которая предназначена для вытирания рук. 3. Ручной кладью называют лёгкие предметы, сумки, которые разрешается… … Толковый словарь Дмитриева
ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей; на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, на… … Российская энциклопедия по охране труда
труд — высокий (Надсон); гнетущий (Берг, Дрожжин); горький (Балтрушайтис); животворный (И.Аксаков); мирный (Башкин); многозаботный (Федоров Давыдов); напряженный (Серафимович); несносный (Некрасов); неусыпный (Суриков); «Ночей товарищ бледный» (Берг);… … Словарь эпитетов
Труд ручной в школах — или школьный ручной Т. (Slöjd undervisning, Handfertigkeitsunterricht, travaux manuels, Manual training) так называются ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своей задачей. Она состоит не в подготовке к… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона