Что такое рукавный переходник
Головки переходные, соединительные, муфтовые и заглушки рукавные пожарные
Рукавная пожарная соединительная головка (ГР, ГРВ) – пожарная соединительная головка для крепления пожарных рукавов.
Муфтовая пожарная соединительная головка (ГМ, ГМВ) – пожарная соединительная головка с внутренней присоединительной резьбой для оборудования трубопровода.
Цапковая пожарная соединительная головка (ГЦ) – пожарная соединительная головка с наружной присоединительной резьбой для оборудования трубопровода.
Пожарная соединительная головка-заглушка (ГЗ, ГЗВ) – пожарная соединительная головка для быстрого закрывания трубопровода, оборудованного муфтовой или цапковой пожарной соединительной головкой.
Переходная пожарная соединительная головка (ГП) – пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.
Обратим ваше внимание, часто в спецификациях указывают короткое наименование, например:
Муфтовые
Рассмотрим область использования и свойства.
Муфтовые, равно, как и прочие головки, производятся для водонепроницаемой интеграции рукавов и снаряжения. Кроме герметичности стыков, муфтовые головки должны обеспечивать быстрое подключение рукавов к любому оборудованию пожарной безопасности.
Муфтовые головки, как и прочие типы, делятся на подвиды, согласно назначению:
Конструкция головки
Подразумевает наличие таких основных деталей:
На сегодняшний день, существует бесконечное множество различных вариаций моделей муфт. Чаще всего, ключевые отличия между ними заключаются в размерах, диаметре сечения, массой, шириной, высотой и длиной.
Алюминий – основной компонент, из которого изготавливаются головки такого типа. Перед тем, как приводить головку в рабочее состояние в реальных условиях, ее испытывают при помощи искусственного создания гидродавления.
Рукавные головки с диаметром 8 см подвергаются давлению около 3 кгс/кв.см, а головки диаметра 10 см и 12 см – 2кгс/кв.см.
Кроме того, головки в обязательном порядке подвергаются тесту на водонепроницаемость. Это осуществляется за счет разрежения 600 мм ртутного столбика до 5 минут, причем вакуумная «яма» должна быть не больше 20 мм.
Помимо алюминиевых сплавов, муфты могут изготавливаться из пластиковых материалов. Чаще всего, такие головки эксплуатируются на внутренних пожарных кранах предприятий и учреждений.
Сорта материалов, из которых произведена головка – ключевой критерий при ее покупке. Если головка обладает необходимой надежностью и прочностью, то ее приведение в работу и эксплуатация не вызывает никаких проблем.
Технические характеристики
Технические характеристики (вес, кг)
Переходные
Головки, которые используются и необходимы для переходов между рукавами разных диаметров, должны обеспечивать оперативное, водонепроницаемое и надежное соединение рукавов разных диаметров, а также для интеграции с прочим оборудованием. Такой вид головок является своеобразным переходником, и эксплуатируются с целью перехода с одного диаметра на другой без каких-либо осложнений.
Головки перехода бывают разных серий, которые могут быть разными по массе, размерам, диаметрам и несколькими прочими параметрами.
К основным видам головок соединения относятся следующие:
Заглушки эксплуатируются с целью перекрытия каналов водного или пенного снабжения, которые не используются. Прочие же типы головок используются для интегрирования пожаротушительных рукавов друг с другом или с прочим пожарным оборудованием.
Элементы конструкции
Ключевые отличие головок разных моделей состоят в некоторых особенностях конструкции и технических свойствах. К примеру, головки для рукавов включают в свою конструкцию две втулки с кольцами уплотнения из резины, а с наружной стороны два клыкообразных модуля с наклонными спиралевидными поверхностями.
Головки муфтового типа имеют в своем наличии втулки с резьбой внутри и каналов для кольца уплотнения снаружи. Снаружи также находятся клыки.
Головка-заглушка имеет вид крышки с встроенной частью, напоминающей внешним видом муфтовую головку.
Технические характеристики
50х70
50х80
70х80
Соединительные
Пожарные соединительные головки – это быстросмыкаемая арматура в коммуникациях пожаротушения, обеспечивающая соединение пожарных рукавов и присоединение их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.
Главная цель использования таких головок – это интеграция рукавов пожарного оборудования друг с другом и с прочим оборудованием используемым при пожаротушении. Головки рукавов производятся из алюминия определенных марок, а также из полимеров высокого давления по типу той, которая применяется при изготовлении трубопроводов.
Основными материалами для изготовления головок являются:
Модели серий рукавных головок отличаются, как правило, только внутренним диаметром. На данной детали пожарных узлов диаметр может находиться между 3,8 см и 20 см.
Помимо всего прочего, существует классификация рукавных головок, подразумевающая их разделение на таки подвиды:
Армирование водопроводного транспорта и рукава водонапорного действия относятся к тем местам, где находят свое предназначение муфтовые и цапковые головки.
Головки перехода служат для бесперебойной интеграции разных видов оборудования, в частности, разных по диаметру.
Конструкция
Соединительные рукавные головки (ГР и ГРВ) состоят из:
Рукавные головки навязывают на концы пожарных рукавов соответствующего диаметра.
Конструкция пожарных головок довольно проста, так как они включают лишь втулку, изготовленную с каналом для кольца-уплотнителя на торце головки модуля, находящегося на, непосредственно, несущей части. Обойма включает в себя два «клыка», которые имеют спиралевидную форму с площадками под наклоном. Данные площадки предназначены для соединения двух головок. На концах рукавов напорного действия рукавные головки крепятся при помощи гибкой проволоки с оцинковкой или же с использованием колец из стали с оцинковыванием.
Рукавные головки стандартные и всасывающие соединительного типа, необходимы для незамедлительного, водонепроницаемого соединения оборудования пожаротушения. Для оснащения внутренних пожарных кранов можно использовать головки серии ГР-50 П, выполненные в пластиковом варианте. Масса такой детали будет равна не более 140 граммов.
Технические характеристики
Технические характеристики (вес, кг)
Рукавная арматура
Рукавная арматура, включает пожарные соединительные головки, головки-заглушки, рукавный переходник.
Пожарная соединительная головка – это быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.
В зависимости от назначения пожарные соединительные головки подразделяются на всасывающие (рукавная, муфтовая, головка-заглушка) и напорные (рукавная, муфтовая, переходная, головка-заглушка).
Конструктивно рукавные головки представляют собой штуцера с полугайками, в пазах которых установлены уплотнительные резиновые кольца. Штуцеры служат для соединения с пожарными рукавами, полугайки – для соединения штуцеров, а соответственно, и рукавов.
Муфтовые головки представляют собой муфты для соединения пожарного оборудования с полугайками и трубной резьбой.
Головки-заглушки – арматура для закрывания пожарных соединительных головок.
Рукавный переходник – арматура для соединения двух пожарных соединительных головок разных условных проходов или различных типов.
Более подробная статья про каждый вид тут:
Читайте подробнее по ссылке про:
Источник: Пожарно-техническая энциклопедия. —Екатеринбург: Издательский дом «Калан», 2002. —188 с.
Назначение, виды и маркировка рукавных головок и переходников.
Головки рукавные состоят– втулки в виде крышки с канавкой для уплотняющего резинового кольца на торцевой кромке и обоймы, которая свободно надета на несущую деталь. На концы напорных рукавов головки навязывают с помощью мягкой оцинкованной проволоки или стальных оцинкованных колец.
Головки соединительные пожарные – быстросмыкаемая арматура, предназначенная для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам. Диаметр может варьироваться от 25 до 200 мм.
В зависимости от назначения головки подразделяются на типы:
• напорные: рукавные головки (ГР); муфтовые головки (ГМ); цапковые головки (ГЦ); головки-заглушки (ГЗ); переходные головки (ГП);
• всасывающие: рукавные всасывающие (ГРВ); муфтовые всасывающие (ГМВ); головки-заглушки всасывающие (ГЗВ).
Переходные головки используются для быстрого, герметичного и прочного соединения пожарных рукавов различного диаметра между собой или с оборудованием. Головки такого типа служат в качестве переходника и позволяют осуществлять переход с одного диаметра на другой.
Существуют следующие модели: ГП 50×70, 50×80 и 70×80. Модель 50×70 имеет массу не более 0,7кг, внутренний диаметр 42-57м, диаметр по клыкам – 157мм. Модель 50×80 обладает следующими техническими характеристиками: масса не более 1кг, внутренний диаметр – 42-69мм, диаметр по клыкам – 142мм. В модели 70×80 внутренний диаметр составляет 57-69мм, диаметр по клыкам – 142мм, масса данной модели – не более 0,96кг.
Состав звена ГДЗС.
Первым идет командир звена, замыкающим наиболее подготовленный; если командир звена не может выполнять свои обязанности, то их выполняет замыкающий; замыкающий следит за состоянием ГДЗов; по середине, менее опытный ГДЗк.
Билет №16
Дать определение пожара. Фазы развития пожара.
Пожар –неконтролируемое горение вне специального очага приводящие к материальному ущербу.
Очаг пожара- место наиболее интенсивного горения (при 3-х условиях: поступление ГЗ; поступление окислителя; поддержание необходимой температуры горения).
Фазы развития пожара:
1) распространение горения, увеличивается температура и скорость выгорания;
2) установление максимальной температуры горения и постоянной скорости выгорания;
3) догорание.
Зоны пожара:
горение (там где протекают процессы термического разложения твердых горючих веществ или испарения жидкостей, горения газов); теплового воздействия (прилегающая к зоне горения часть пространства в пределах которого протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени и конструкциями, материалами);
Задымления.
Назначение, общее устройство и ТТХ ПЛС-20П.
Состоит из корпуса, двух напорных патрубков, приемного корпуса, фиксирующего устройства, рукоятки управления.
Показатели | Диаметр | насадка | |
Рабочие давление, МПа | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Расход воды, л/с | |||
Расход пены л3/мин | — | — | |
Длина струи: воды | |||
пены | — | — |
Проверка №1 аппарата, порядок её проведения.
• внешний осмотр аппарата;
• проверка герметичности на разряжение;
• проверка работы легочного автомата и клапана выдоха;
• проверка давления воздуха в баллонах и проверка звукового сигнала;
• проверка герметичности системы высокого давления-откр/закр вентиль и смотрим в течении 1 мин., не должно быть падения давления воздуха;
• делаем запись в «Журнал проверок №1».
Билет №17
Действие л/с по сигналу «Тревога» при выезде и следовании к месту вывоза.
Сообщение про ЧС может быть по телефону, радиостанции, от гражданского лица (должны взять его с собой), выписывается путевка, уточняется маршрут следования по карте на ПСЧ. Посадка в автомобиль в гараже или на фасаде (согласно приказу начальника части). Во время движения спасатели сидящие у окон следят за ПТВ и окружающей обстановкой, при подозрении на неизвестный пожар одна машина направляется туда.
Если ломается 1 ход, второй продолжает движение, экипаж поломанного автомобиля оставляет водителя берет необходимое ПТВ и ловит попутный транспорт, а при поломке 2-го хода, останавливаются обе машины, начальника караула пересаживается на 1-й ход и продолжает движение, экипаж поломанного авто выполняет те же действия.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Быстроразъемные рукавные соединения: в России и за рубежом
Сравнительный анализ использования быстроразъемных соединений в России и за рубежом
Быстроразъёмные соединения, используемые в пожарной охран е [1] – элемент соединения пожарных рукавов, различных частей пожарно-технического оборудования, позволяющее произвести быстрое снятие (установку) их с (на) оборудования, может быть изготовлено из различных материалов (алюминий, нержавеющая сталь, латунь, бронза, различные металлические сплавы, различные пластиковые композиции).
Материал предоставлен кафедрой ПС, ФП и ГДЗС (ИПСА ГПС МЧС России)
Широкое применение в пожарной охране получили следующие виды БРС:
[1] В статье не рассматривались БРС гидравлического и пневматического оборудования [2] В английском языке: «socket» и «plug», «coupling» и «adaptor», «mother» и «father», «female» и «male»
Носико рычажные соединения
Соединение типа Instantaneous (John Morris)
Instantaneous пожарное соединение изготавливается из сплавов алюминия или бронзы в соответствии с отраслевыми нормами. Instantaneous пожарная соединительная головка используется для соединения рукавов, для подключения рукавов к гидрантам, пожарным насосам или другому пожарно-техническому оборудованию.
Instantaneous соединение состоит из двух основных частей: ответная часть и приемная часть.
Рис. 1. – Соединение типа Instantaneous
Фиксация ответной части внутри приемной части происходит при помощи двух ручек, расположенных по бокам последней. В момент соединения двух частей, ручки с обратной пружиной расположенные под углом 90° к корпусу приемной части, оттягивают в сторону, при этом их выступы попадают в паз, и соединение надежно фиксируется, одновременно происходит уплотнение за счет совмещения головки ответной части с прокладкой, расположенной внутри приемной части.
Используется в странах Британских островов: пожарными командами Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Соединение типа Camlock
Оптимальным вариантом при соединении пожарных рукавов, выступают «камлоки» – быстроразъемные соединения, призванные быстро и просто справиться с данной задачей. Данное соединение является разработкой американских военных инженеров: надежность и оперативность – вот основные требования, которые предъявлялись при их создании, и они были в полной мере с успехом реализованы в самые кратчайшие сроки и внедрены практически во все сферы в армии США. Достаточно быстро «камлоки» получили популярность в разнообразных отраслях промышленности в том числе и в пожарной охране США.
Рис. 2. – Соединение типа Camlock
Camlock – это система универсальных самоблокирующихся быстроразъемных соединений (БРС) кулачкового типа, которая позволяет мгновенно присоединить пожарный рукав к различному пожарно-техническому оборудованию и гидрантам, или соединить несколько рукавов между собой.
Camlock состоит из двух основных частей: ответная часть и приемная часть.
Фиксация ответной части внутри приемной части происходит при помощи двух ручек, расположенных по бокам последней. В момент соединения двух частей, ручки расположены под углом 90° к корпусу приемной части. Опуская ручки вниз, их выступы попадают в паз, и соединение надежно фиксируется. Простота и легкость данного соединения, тем не менее, только кажущаяся, ведь на самом деле данная фиксация довольно прочна, благодаря специальной прокладке, обеспечивающей надежное уплотнение соединения.
Используется в США, Канаде, Австралии.
Соединение типа Machino
Machino пожарное соединение изготавливается из сплавов алюминия или бронзы в соответствии с отраслевыми нормами. Machino пожарная соединительная головка используется для соединения рукавов, для подключения рукавов к гидрантам, пожарным насосам или другому пожарно-техническому оборудованию.
Machino соединение состоит из двух основных частей: ответная часть и приемная часть.
Рис. 3. – Соединение типа Machino
Фиксация ответной части внутри приемной части происходит автоматической фиксацией – необходимо вставить ниппель в муфту.
Используется в Японии.
Резьбовые соединения
Соединение типа NH (National Hose)
NH – это резьбовое соединение, состоящее из двух основных частей: ответная часть и приемная часть. Такое соединение наиболее распространено в США. Для соединения необходимо закрутить две части. Для рассоединения (разьёма) необходимо произвести действия в обратном порядке. В резьбовых соединениях используется дюймовая резьба, в соответствии со стандартами США.
Рис. 4. – Соединение типа NH
Фиксация ответной части внутри приемной части происходит при помощи закручивания приемной части. Для удобства вращения гайки на ответной и приемной части имеются расположенные по бокам две рукоятки или рокер.
Используется в США и Канаде.
Соединение типа UNI
UNI – это резьбовое соединение, состоящее из двух основных частей: ответная часть и приемная часть. Для соединения необходимо закрутить две части. Для рассоединения (разьёма) необходимо произвести действия в обратном порядке.
Рис. 5. – Соединение типа UNI
Фиксация ответной части внутри приемной части происходит при помощи закручивания приемной части.
Используется в Италии.
Соединения поворотным замыканием
Соединение типа Богданова (РОТ)
Соединение типа Богданова предназначено и используется для соединения частей различного пожарного оборудования, а так же для герметичной и быстрой стыковки пожарных рукавов между собой при создании рукавной напорной линии. По назначению и устройству головки пожарные подразделяются на напорные и всасывающие. Всасывающие головки соединительные применяются для соединения всасывающих рукавов.
Головки пожарные напорные рукавные собраны из двух деталей: несущей втулки с канавкой для герметизирующего резинового кольца на кромке и обоймы, которая свободно надета на втулку. Обойма имеет два «клыка» и наклонные площадки, которые позволяют смыкать между собой головки. На концы напорных рукавов соединительные головки пожарные навязывают специальным образом с помощью проволоки. Надёжность крепления обеспечивается направляющими ребрами по поверхности втулки. Изготавливаются из алюминиевого сплава или комбинируются с пластмассовыми деталями.
Рис. 6. – Соединение типа Богданова
Соединение типа Рот
Соединение типа «Рот» являлось предшественником Богдановского соединения. Основное конструкционное различие заключалось в количестве клыков у обойм, у Богдановских два, у «Рот» – три. Кроме этого, имеется еще ряд достоинств в пользу соединения типа Богданова:
На сегодняшний день соединение типа «Рот» используется только на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
Рис. 7. – Соединение типа «Рот»
Используется в России и большинстве стран СНГ.
Соединение типа Norlas[3]
Рис. 8. – Соединение типа Norlas
Используется в Норвегии
Соединение типа Nakajima[4]
Рис. 9. – Соединение типа Nakajima
Используется в Японии
Соединение типа Barcelona[5]
Рис. 10. – Соединение типа Barcelona
Используется в Испании
Соединение типа Guillemin[6]
Рис. 11. – Соединение типа Guillemin
Используется во Франции, Бельгии
Соединение типа Storz
Соединение типа Storz широко используется пожарными службами во всем мире. Он был изобретен Carl August Guido Storz в 1882 году.
Обе части соединения идентичны по конструкции.
Соединение происходит следующим образом, две муфты прижимаются друг к другу таким образом, что внутренние клыки одной обоймы вставлялись в пазы другой обоймы. После этого муфты необходимо повернуть в противоположных направлениях до полного фиксирования или специальными защелками (комплектация). Таким образом, создается водонепроницаемое соединение между внутренними прокладками. Чтобы отделить их, защелки освобождаются, разъемы поворачивают в противоположных направлениях до того момента как клыки не выровнены.
Рис. 12. – Соединение типа Storz
Одним из существенных недостатков является значительная разница заявленного от фактического диаметра соединения (табл. 1). Это приводит к снижению расхода и турбулентности и является одной из причин, почему некоторые страны отказываются от этого типа соединения. К этому числу относится Австралия. В ходе научно-исследовательской работы, на базе Storz было разработано соединение, которое получило название Forestry (лесное), с внутренним диаметром значительно превышающим Storz (рис.12).
Заявленный внутренний диаметр, мм | Теоретическийрасход, л/мин | Фактический внутренний диаметр, мм | Фактический расход, л/мин | Процентное соотношение расхода, % | Скорость потока воды, м/с |
25 | 29.45 | 18 | 15.27 | 52 | 1.93 |
38 | 68.05 | 29.6 | 41.29 | 61 | 1.65 |
52 | 127.42 | 44.8 | 94.58 | 74 | 1.35 |
65 | 199.10 | 55 | 142.55 | 72 | 1.40 |
75 | 265.07 | 65 | 199.10 | 75 | 1.33 |
100 | 471.24 | 89 | 373.27 | 79 | 1.26 |
125 | 736.31 | 114 | 612.42 | 83 | 1.20 |
150 | 1060.29 | 126 | 748.14 | 71 | 1.41 |
Рис. 13. – Сравнительный анализ внутреннего и внешнего диаметра Storz и Forestry
Временно, Соединение типа Storz использовалось и в России, но ввиду «ряда существенных недостатков, перекрывающих его положительные свойства» оно не было принято у нас по стандарту.
Используется пожарными командами Германии, Дании, США, Австрии, Швейцарии, Голландии и в других странах.
Соединение типа SMS[7]
Рис. 14. – Соединение типа SMS
Используется в Швеции
[1] В статье не рассматривались БРС гидравлического и пневматического оборудования
[2] В английском языке: «socket» и «plug», «coupling» и «adaptor», «mother» и «father», «female» и «male»
[3] Соединение типа Norlas аналогичен соединению типа Богданова, различие в размере клыков
[4] Соединение типа Nakajima аналогичен соединению типа Богданова
[5] Соединение типа Barcelona аналогичен соединению типа РОТТа
[6] Соединение типа Guillemin аналогичен соединению типа Norlas
[7] Соединение типа SMS аналогичен соединению типа Storz, различие в размере и количестве клыков на полугайках