Что такое руководитель проекта
Задачи и функции руководителя проекта
Проектная форма деятельности в бизнесе постепенно обретает силу. Открываются фирмы чисто проектной направленности, устройство действующих компаний усложняется. Развитие бизнеса в нашей действительности строится по современным лекалам, стандартам организации и управления. Кто этот человек, который встает на переднем крае преобразующих мир событий? Кто ведет за собой временные коллективы к преодолению рутины и строительству нового? Это руководитель проекта, обладающий особыми чертами характера, владеющий специальными навыками и способный браться за уникальные задачи.
Профессиональный менеджер уникальной задачи
Руководитель проекта (менеджер проекта, project manager, PM) – лицо, наделенное ответственностью и правами по руководству работами в рамках проектной задачи. Делегирование PM соответствующих полномочий производят инвестор или заказчик на основе контракта, существенные условия которого и KPI согласовываются еще на стадии разработки устава проекта. Менеджер прилагает усилия для создания благоприятных условий выполнения задач проекта в согласованный срок и без превышения бюджета. Чтобы проект стал успешен, руководитель проектов обеспечивает:
По существу, представленный выше список и есть основные функции РМ. Формально должностные обязанности менеджера начинаются с издания приказа об открытии проекта. Фактически его работа начинается уже задолго до выпуска документа. Действия РМ связаны, в первую очередь, с куратором, который и вовлекает будущего проектного руководителя в процесс инициации и запуска проекта. Куратор всегда заинтересован при наименьших усилиях получить лучший результат. Поэтому ему нужен разумный и результативный руководитель проекта.
РМ, в свою очередь, заинтересован во внятном и доверяющем ему кураторе. Для него куратор – понятный, единый канал эскалации возникающих проблем. Опытный менеджер заранее знает, что проблем и затруднений в проекте не избежать. И для того чтобы оперативно исключать сложности при их возникновении, PM желает не по «кабинетам пороги оббивать», а обращаться только к одному руководителю.
Куратор как представитель высшего руководства должен быть открыт для контактов с менеджером проекта. Он понимает, почему руководитель проекта пришел к нему, находит время посидеть с ним, обсудить, подсказать и где-то помочь. Это немного, но очень важно, в том числе и психологически. Надо понимать, что оба звена: и куратор (иногда директор по развитию), и PM составляют руководство проектами на предприятии. В крупных и средних компаниях к нему относят также и руководителя офиса проектов.
Должностная инструкция РМ
Менеджер проекта – это не столько должность, сколько роль, которую берет на себя сотрудник или внешнее лицо, призванное реализовать уникальную задачу. Нужно учитывать, что функциональный работник, приписанный к конкретному подразделению, службе, зачастую выступает руководителем проекта и даже не одного. Это в современном бизнесе вполне естественно. Потребности менеджмента развития приводят к тому, что проектная архитектура выделяется в структурах компаний в отдельную организационную надстройку.
Если такое происходит, то и потребность в профессиональных PM также усиливается. Соответственно, появляются выделенные штатные единицы со всеми вытекающими последствиями: профессиональный профиль, должностная инструкция, система оплаты труда и т.д. По конкретному проекту приданные полномочия, ответственность описаны в уставе. Расширенные требования к правам, обязанностям, умениям и навыкам, образованию и другим параметрам фиксируются в специальном документе, которым является должностная инструкция PM, пример которой представлен далее.
Должностная инструкция, основная часть которой размещена в настоящей статье, также предписывает требования к социально-профессиональному профилю проект-менеджера. Как правило, это специалист с высшим экономическим или техническим (по профилю проекта) образованием в возрасте от тридцати до сорока лет. Он должен иметь опыт руководящей работы в менеджменте операционного или общего профиля (не менее 3 лет). Должностная роль PM выставляет условия к личным качествам руководителя: стрессоустойчивость, целеустремленность, предприимчивость, коммуникабельность и прагматичность. Чтобы полноценно выполнять обязанности, руководитель проекта должен уметь следующее.
Показатели результативности проект-менеджера
Должностные функции и вытекающие из них обязанности являются общим базисом настройки PM на результат проекта. Гораздо лучшим ориентиром служат для мотивирования менеджера цели, продукт, задачи проекта. Исходя из критериев успешности уникальной (проектной) задачи, формируются ключевые показатели результативности (КПР или KPI). Ниже приведен традиционный перечень KPI в порядке снижения их применимости:
Примерами последнего KPI могут быть показатели, взятые напрямую из количественных параметров не только задачи верхнего уровня, но и декомпозированных подзадач. Например, снижение времени ожидания, снижение количества жалоб, уменьшение оттока клиентов, привлечение числа новых покупателей и т.п. Здесь весьма благодатно могут быть применены практически все средства BSC (системы сбалансированных показателей).
В данной статье нами была рассмотрена центральная фигура проектного управления – project manager. Многообразие направлений проектной деятельности, тип организации компании диктуют совершенно разные подходы к таким управленческим элементам, как функции, должностные обязанности, профессиональный профиль PM. В первую очередь, все это необходимо куратору проекта и сотруднику службы персонала. Проект-менеджеру это также важно. А еще более важным для него является, какие ему приданы ресурсы, предоставлены полномочия и выставлены показатели. Таков полный комплекс организационно-мотивационных средств в применении к ключу успеха в проекте.
Управление проектами
Участники проекта
1. Руководитель проекта
Руководитель проекта — лицо, назначенное исполняющей организацией руководить командой и отвечающее за достижение целей проекта. Роль руководителя проекта отличается от роли функционального руководителя или руководителя операционной деятельности. Как правило, функциональный руководитель сосредоточен на обеспечении надзора за функциональным или бизнес-подразделением, а руководители операционной деятельности несут ответственность за обеспечение эффективности бизнес-операций.
В зависимости от организационной структуры руководитель проекта может быть подотчетен функциональному руководителю. В других случаях руководитель проекта может быть одним из нескольких руководителей проектов, подотчетных руководителю портфеля или программы, который несет ответственность за проекты в масштабах предприятия. В структуре такого типа руководитель проекта тесно сотрудничает с руководителем портфеля или программы для достижения целей проекта и обеспечения соответствия плана управления проектом общему плану программы. Руководитель проекта также тесно сотрудничает с другими ролями, такими как бизнес-аналитик, менеджер по обеспечению качества и эксперты по предметной области.
Сферы ответственности и компетенции руководителя проекта
В общем, руководители проектов отвечают за удовлетворение потребностей: потребностей задач, потребностей команды и индивидуальных потребностей. Так как управление проектом — важная стратегическая дисциплина, руководитель проекта становится связующим звеном между стратегией и командой. Проекты крайне необходимы для роста и выживания организаций. Проекты создают ценность в форме улучшенных бизнес-процессов, обязательны для разработки новых продуктов и услуг и облегчают реагирование компаний на изменения окружающей среды, конкуренцию и рыночные условия. Роль руководителя проекта, таким образом, становится все более и более стратегической. Тем не менее, понимание и применение знаний, инструментов и методов, признанных в качестве хорошей практики, недостаточно для результативного управления проектом. В дополнение к отраслевым навыкам и знанию общего менеджмента, необходимым для проекта, результативное управление проектом требует наличия у руководителя проекта следующих компетенций:
Навыки межличностного общения руководителя проекта
Руководители проектов выполняют работу с помощью команды проекта и других заинтересованных сторон. Результативные руководители проектов характеризуются сбалансированным соотношением этических принципов, навыков межличностного общения и концептуального мышления, которые помогают им анализировать ситуации и взаимодействовать подходящим образом.
Личность руководителя в значительной степени определяет успех проекта. В то же время его возможности сильно зависят от его позиции в организации и в команде проекта. Поэтому рекомендуется права и ответственность руководителя зафиксировать письменно, чтобы избежать споров по этому поводу.
Позиция менеджера проекта в разных организациях и разных проектах может варьировать в пределах от представителя проектной группы до полноправного руководителя проекта. В первом случае он представляет проект во внешней среде, а внутри команды остается исполнителем проекта, как и все другие. Во втором крайнем случае он имеет такие же полномочия по отношению к подчиненным ему работникам проекта, как и линейные руководители, и несет всю ответственность за работу и результаты проекта.
Очень важно для успеха проекта, чтобы цели руководителя проекта были идентичны целям проекта, что, к сожалению, не всегда имеет место. Если существуют большие ножницы между личными целями руководителя и целями проекта, то такой работник непригоден для этого поста.
Задачи руководителя проекта весьма обширны:
► уточнение заданных целей в отношении требований по качеству, срокам, издержкам, ресурсам и т.д.;
► фиксация согласованных целей в проектном задании и получение утверждения со стороны заказчика;
► проверка реализуемости целей проекта;
► согласование организационной структуры проекта и порядка его выполнения;
► организация системы планирования, управления и информации в соответствии с видом и масштабом проекта;
► контроль и управление проектом;
► принятие решения по альтернативам, касающимся как предмета, так и процесса выполнения проекта;
► подготовка и принятие принципиальных решений, например по приостановке работ;
► обеспечение требуемыми ресурсами;
► руководство работниками и их мотивация;
► делегирование задач и постановка задач контрагентам;
► координация всех участников проекта как внутри проекта, так и во внешней среде;
► периодическое информирование руководства предприятия и заказчика в соответствии с установленными сроками или в связи с потребностями проекта.
Все эти задачи руководитель проекта может успешно решать только в том случае, если он располагает полной поддержкой вышестоящего руководства.
Права руководителя проекта в отношении выбора работников и принятия решений, распорядительные права – как дисциплинарные, так и предметные – должны быть не только четко и недвусмысленно определены, но, как уже указывалось выше, лучше всего, чтобы они были письменно зафиксированы.
Риск и ответственность руководителя проекта порой могут быть гораздо выше, чем у линейного руководителя, поскольку ему приходится часто принимать решения в условиях неопределенности. Он отвечает за последствия своих решений, действий и бездействия. Основными областями ответственности руководителя проекта являются результаты, персонал, сроки, материальные ресурсы и бюджет проекта.
Помимо этого к руководителю проекта предъявляется ряд специальных требований. Он является посредником между исполнителями проекта и руководством организации или заказчиком, а также другими заинтересованными сторонами. Для этого ему требуется умение и способность вести за собой людей и обеспечивать кооперацию. Он должен иметь достаточную профессиональную квалификацию по предметной части проекта, чтобы хорошо понимать его содержание. Наконец, он должен владеть методологией управления проектами.
Как руководитель коллектива менеджер проекта должен располагать таким же набором качеств, которые требуются от любого руководителя высшего звена: способностью убеждать, способностью «пробивать вопросы», выносливостью, надежностью, чувством ответственности, контактностью, способностью работать в команде, творческими навыками и способностями, способностью принимать решения, инициативностью, умением вести переговоры. Этот список можно продолжать долго.
От руководителя проекта требуется также, чтобы он располагал качествами лидера, что предполагает, прежде всего, выраженный кооперативный стиль руководства. Чтобы каждый работник проекта работал с полной отдачей сил, оптимально использовал свой потенциал и способности, руководитель проекта должен уметь мотивировать работников и создавать условия, в которых работник будет чувствовать себя комфортно. Для этого надо предоставить ему возможность работать достаточно самостоятельно. При этом он должен чувствовать поддержку руководителя проекта и руководства организации, а задачи проекта должны быть для него интересны.
Профессиональная квалификация руководителя проекта охватывает все знания, опыт и способности, относящиеся к предмету проекта. Желательно, чтобы он был профессионалом в предметной части проекта, и уж в любом случае он не должен быть в ней дилетантом. Конечно, как правило, у него будут узкие специалисты по отдельным задачам проекта, но без глубокого понимания существа проекта успешно руководить проектом практически невозможно.
Наконец, руководитель проекта должен обладать необходимой квалификацией в области проектного менеджмента. Для этого он должен быть знаком с методологией и техникой управления проектами и иметь практический опыт проектной работы. Он, как главный ответственный за проект человек, должен чувствовать себя уверенно в этой области, чтобы работа над проектом шла организованно и могла быть успешно завершена.
Выбор руководителя проекта представляет собой сложную задачу, тем более что он основан больше на характеристиках личности, чем на содержании работ проекта.
Желательные характеристики личности
Любое предприятие и каждый руководитель проекта были бы счастливы иметь хотя бы 70 – 80 % приведенных качеств.
Обычно руководители больших структурных единиц организации не принимают участия в рутинной работе своих сотрудников. Что касается руководителя проекта, то он, как правило, лично участвует в выработке проектных решений, что необходимо, поскольку он должен непосредственно влиять на результаты проекта. Эффективность его влияния обеспечивается только в случае непосредственного участия в работе над проектом, поскольку результаты проекта гораздо менее предсказуемы, чем результаты деятельности линейного руководителя. Это не означает, что менеджер проекта должен в большом объеме заниматься деталями, но в решении принципиальных вопросов ему следует участвовать.
Чтобы удовлетворять многочисленным требованиям, руководитель проекта должен как минимум иметь хорошее здоровье и должен суметь его сохранять. Это непросто, поскольку длительность рабочей недели у него зачастую может превышать 60 часов. Кроме того, его обязанности могут требовать длительного пребывания вдали от дома. Исследования показали, что в США в период выполнения больших проектов по созданию ракет и космических систем частота разводов среди руководителей проектов и ведущих специалистов проектных команд была вдвое выше, чем в среднем по стране. В качестве характерных признаков трудоголизма у них были отмечены следующие:
Одним из сложных вопросов является установление уровня зарплаты руководителя проекта. Представляется разумным подход, по которому зарплата руководителя должна примерно соответствовать зарплате тех людей, с которыми ему ежедневно нужно вести переговоры, обычно это руководители функциональных подразделений. Практика показала, что если зарплата руководителя проекта существенно больше или меньше, чем у линейных менеджеров, обычно возникают конфликты. Линейные руководители нередко заявляют, что они не могут выполнять свои обязанности и «еще контролировать этих примадонн, которые получают больше денег и имеют более высокий разряд, чем линейный руководитель». В то же время зарплата и разряд не должны стоять на пути создания эффективной команды проекта, и если необходимо, то работник с более высоким разрядом на время выполнения проекта может быть подчинен человеку с меньшим разрядом.
Выбор и назначение руководителя проекта является сложной и ответственной обязанностью высшего менеджмента организации. Если человек проявил качества потенциального руководителя проекта, то у руководства организации имеется ряд альтернатив:
Многие руководители организаций не без оснований считают, что если работник входит в сферу управления проектами, то у него только две дальнейших траектории – вверх или за дверь. Если ему повысили зарплату и разряд, а он провалил дело, то для него нет места в исходной линейной структуре. Поэтому большинство руководителей, да и работников тоже, предпочитают второй из вышеназванных вариантов, поскольку он обеспечивает большую безопасность для обоих. Конечно, работник может не захотеть вернуться обратно с клеймом провалившегося руководителя проекта. Многие компании не осознают, пока не оказывается слишком поздно, что выдвижение в руководители проекта основано на другом пакете критериев, чем выдвижение в линейные руководители. Первое основано прежде всего на коммуникативных способностях, в то время как второе – на технических знаниях и умениях. Впрочем, по мнению автора, это справедливо и для обычного выдвижения работника на должность руководителя.
Руководитель проектов в онлайн-образовании: кто это и чем зарабатывает
Это вроде школьного завуча и университетского методиста? Или что-то среднее между директором школы и проджект-менеджером в IT? Давайте разбираться.
Прошло то время, когда в качестве онлайн-курсов нам предлагали выслать диски с уроками по заработку в интернете. Сейчас онлайн-образование — это полноценная отрасль (согласно исследованию Интерфакса, к концу 2020 года российский рынок образовательных технологий может вырасти до 60 млрд рублей).
Быстрый рост, серьёзные игроки, большие бюджеты — мощная конкуренция, а значит — всё более высокие требования к качеству продуктов, которые кто-то должен создавать. И этот кто-то — руководитель проектов в онлайн-образовании. Рассказываем, что это за специалист, чем он занимается и сколько может заработать.
Автор и редактор. Пишет об интернет-маркетинге, бизнесе, IT-сервисах для бизнеса, транспортной логистике и ВЭД.
Зачем образовательным онлайн-проектам нужны руководители
На рынке онлайн-образования, помимо сомнительного инфобизнеса, хватает качественных и успешных проектов — курсов, школ и целых онлайн-университетов. Конкуренция с каждым годом растёт, а пандемия и массовый выход в онлайн её только усилили. Поэтому, чтобы запустить успешный курс, нужно подойти к нему как к любому бизнес-проекту. То есть построить финансовую модель, отладить процессы, разработать маркетинговую стратегию, набрать команду и проконтролировать выполнение задач.
Для этого и нужен руководитель — чтобы спланировать и запустить проект от начала и до конца, а затем — оценивать результаты, оптимизировать процессы и повышать эффективность.
Таким человеком может стать:
Главное, чтобы были знания и навыки, необходимые для управления проектами, а ещё — понимание нюансов образовательной ниши (построения образовательного процесса, мотивов целевой аудитории, видеосъёмки и так далее).
Универсальному проджект-менеджеру с опытом в IT-проектах может не хватить этого понимания, автору курсов — навыков в управлении проектами, основателю онлайн-школы — времени на управление несколькими курсами одновременно.
Поэтому в крупном бизнесе в сфере образования запуском курсов обычно занимаются отдельные сотрудники — руководители проектов. А эксперту, который хочет запустить свой первый авторский курс, лучше прокачаться в управлении образовательными проектами, чтобы повысить свои шансы на успех.
Чем занимается руководитель проектов в онлайн-образовании
Обязанности руководителя зависят от особенностей конкретного проекта.
Если специалист пришёл управлять существующим курсом, который разработали и запустили до него, задача может заключаться:
В новом проекте на руководителя ложится весь процесс запуска — от постановки целей и задач до масштабирования. Он должен:
Очевидно, что сам эксперт, автор курса, вряд ли со всем этим справится без дополнительных знаний и навыков.
Что должен уметь руководитель образовательных онлайн-проектов
В отличие от навыков узких специалистов вроде таргетолога или копирайтера, навыки руководителя образовательных проектов сложно перечислить и разложить по полочкам от и до — слишком во многих вещах он должен разбираться хотя бы поверхностно.
Создавать продукт. Это одно из направлений, в которых работает руководитель образовательных проектов. Его главная задача — создать качественный и востребованный онлайн-курс. Для этого нужно уметь:
Управлять проектом — процессом создания, запуска и продвижения онлайн-курса. Здесь от руководителя требуется:
Считать деньги. Финансовая эффективность образовательного проекта — тоже в зоне ответственности руководителя. Поэтому он должен уметь считать затраты и прибыль, укладываться в бюджет, организовать всё так, чтобы проект окупался и приносил деньги.
Источники дохода и финансовые ограничения зависят от того, как именно работает руководитель образовательных проектов. Если по найму — больше влияют стратегия организации, корпоративная культура, которые формирует, например, владелец бизнеса. Если на себя, то ключевое значение имеют личные качества: амбициозность, коммуникабельность, умение принимать рискованные решения.
Организовывать продвижение и продажи. Качественный онлайн-курс мало создать, его нужно донести до целевой аудитории. То есть руководитель проектов в онлайн-образовании ещё должен уметь:
Управлять командой. Над созданием, запуском и продвижением образовательного онлайн-проекта работают десятки людей. Руководитель должен суметь не только подобрать специалистов, но и скоординировать их действия, чтобы все задачи решались в срок. Мотивация, коммуникации между разными специалистами, качество выполнения задач — всё это в его зоне ответственности.
Разбираться в создании сайтов. Конечно, в крупном проекте руководителю вряд ли придётся делать сайт самому, но нужно понимать, как это работает. Что такое структура и SEO, в чём особенности юзабилити, дизайна и так далее. Эти знания пригодятся, чтобы составлять техзадания, планировать работу, правильно оценивать сроки и результаты, контролировать подрядчиков. И суметь быстро исправить ситуацию, если подведёт исполнитель. (В крайнем случае простенький лендинг можно сделать и в бесплатном конструкторе. — Ред.)
Выстраивать образовательный процесс. Как мы уже говорили, у проектов в сфере онлайн-образования есть свои нюансы. Их руководитель должен понимать, как строится образовательный процесс. В общем, как обеспечить ожидаемый и обещанный результат — чтобы клиенты получили нужные знания и навыки, могли устроиться на работу или открыть свой бизнес, стали зарабатывать больше.
Где и сколько может заработать руководитель образовательных проектов
Рынок онлайн-образования большой и разнообразный. Онлайн-курсы запускают и крупные образовательные проекты, такие как Skillbox, и корпорации вроде Сбербанка, и финансовые консультанты, и даже домохозяйки, которые научились печь красивые торты. Поэтому разброс в доходах руководителей проектов — от 20 до 300 тысяч рублей в месяц. Давайте посмотрим на примерах.
Ассистент руководителя в школу дизайна интерьера. Старт с 20 тысяч рублей в месяц с перспективой в конце испытательного срока получать 60 тысяч. Можно без опыта в онлайн-образовании, но с навыками создания сайтов, разработки ТЗ, работы с презентациями и других.
Руководитель с опытом в «женской» нише. Имея опыт в онлайн-образовании, можно рассчитывать уже на 40 тысяч рублей в месяц. Такое предложение актуально для простых ниш с недорогими продуктами — правильное питание, рукоделие, маникюр. В более сложных сферах (финансы, бизнес, маркетинг), где обучение стоит дорого, руководитель с опытом может претендовать на зарплату в 1,5–2 раза больше.
Руководитель онлайн-школы в сфере интернет-маркетинга. С опытом управления образовательными онлайн-проектами можно рассчитывать на 100–300 тысяч рублей в месяц.
Как видите, зарплаты руководителей в онлайн-образовании могут сильно разниться. Можно начать с позиции ассистента и за пару лет прийти в большой, интересный и высокодоходный проект. Можно вообще не работать в найме, а создавать и продвигать собственные проекты. Тогда доход будет не ограничен, а рисков «прогореть» будет меньше, если иметь соответствующие знания, навыки, опыт.
Преимущество в том, что для запуска своего онлайн-курса необязательно быть экспертом по бизнесу, маркетингу или финансам. На рынке востребованы самые разные курсы: даже по тому, как делать красивые селфи для своего инстаграма, шить себе одежду, правильно питаться. Стоят такие продукты, конечно, дешевле, но и продать их проще, чем Mini MBA стоимостью 250 тысяч рублей.
Другой вариант развития для руководителя проектов в онлайн-образовании — предлагать свои услуги фотографам, диетологам, фитнес-тренерам, стилистам или экспертам в других областях. Тут доход тоже может быть разным — от пары десятков тысяч за запуск курса по маникюру до нескольких миллионов за создание полноценной онлайн-школы.