Что такое русская басня 6 класс
Русская басня
Жанр басни имеет древнюю и богатую историю. Басня принадлежит к так называемому животному эпосу, в котором действующими лицами были животные, а не боги и люди. Общее в басне воплощается в частном случае, а человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных. Это необходимо для того, чтобы посмотреть на человеческую жизнь с некоторого расстояния. И хотя в басне иногда участвуют люди как персонажи, они предстают очень схематичными, без каких-либо подробных характеристик. Баснописцу достаточно указать на род занятий (пастух, механик) или черту характера (скупость, хвастовство).
Русская басня берёт начало в далёком времени и в далёких от России землях. «Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен этот мир? Как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос человек отвечал себе мифом. На второй — басней», — читаем мы в книге «Басни Эзопа».
Вспомните, что говорилось о басне в учебнике-хрестоматии для 5 класса.
Проверьте себя
1. Что же такое басня?
2. Объясните слова: «мораль», «олицетворение», «аллегория» (воспользуйтесь словарём в конце 2-й части учебника).
3. Какие басни И. А. Крылова вы знаете наизусть? О чём они? Прочитайте одну из них.
Уроки литературы в 6 классе по теме «Русские басни»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ басни.docx
Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»
Познакомить с жанром басни, творчеством И.Дмитриева.
Тема урока. (слайд 1). Русская басня.
Работа по теме урока.
Басня выросла из фольклора, имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках.
Басни легендарного Эзопа созданы в Древней Греции в V–VI веках до нашей эры.
Каждая басня нас поучает – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью.
Действующие лица басни – животные.
С самого возникновения басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.
Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.
Затем к басне обратились Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Пушкин, Хемницер и другие писатели.
Самый известный русский баснописец – И.А.Крылов.
А мы сегодня познакомимся ещё с одним русским баснописцем – Иваном Ивановичем Дмитриевым.
Иван Иванович родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Учился сначала дома, потом в пансионах в городе Казани и Симбирске. А в 14 лет был определён в Петербург в полковую школу.
Дослужился до чина полковника. В 1796 году (36 лет) вышел в отставку и занялся литературным трудом.
Участвовал в издании «Московского журнала». Стал знаменитым. Писал сказки, песни, басни.
Большой популярностью пользовались его лирические песни.
(слушаем песню «Стонет сизый голубочек»)
И всё-таки центральное место в творчестве Дмитриева занимают басни. Им написано 80 басен.
Чтение басни учителем.
Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках.
После трудового дня уставший и обессилевший бык в басне Дмитриева идёт домой.
— Прочитаем ещё раз басню и найдём слово, с помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал. (тащился)
— На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится быку вскапывать землю. Но именно муха приписывает себе равные с быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований.
— прочитаем басню ещё раз и найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи ( поднявши нос)
— Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.
— И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в виду всякую трудовую деятельность – физическую или умственную.
— В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
Тема: И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества баснописца.
— О чём мы говорили вами на прошлом уроке?
— Где зародилась басня? (В Древней Греции)
— Как звали первого древнегреческого баснописца? (Эзоп)
— Как называется поучение в басне? (Мораль)
— Кто является действующими лицами басни? (животные)
— Что высмеивает басня? (пороки людей: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень)
— Что высмеивает басня «Муха»?
— Как звали первого русского баснописца? (Антиох Кантемир)
— Самый известный русский баснописец? (Крылов)
— Именно о нём мы и будем сегодня говорить (тему записать в тетрадь)
— А с каким писателем познакомились на прошлом уроке? (И.И.Дмитриев)
— Какую басню Дмитриева читали? (Муха)
— Ну а сегодня нас ждёт встреча с дедушкой Крыловым, как ласково его называют читатели.
— Детство Ивана Андреевича прошло в бедности. Отец рано умер, поэтому и без того скудные доходы семьи стали ещё меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Читать и писать его научил отец, за что он был ему очень благодарен.
После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось отпустить сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он жил в качестве слуги. Денег не платили – вместо этого он учился вместе с детьми Львовых.
Работать начал с 8 лет – переписчиком, потому что нужно было содержать мать и брата.
Несмотря ни на что, Иван Андреевич добился большой известности как писатель.
— А сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните басни Крылова.
Разделимся на три команды – каждый ряд – команда.
Каждая команда получает карточку с именами героев басен. Задание: найти и вписать пару.
Презентация «Басни в литературе» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Жанр басни
в мировой литературе
Описание слайда:
Цели урока:
Углубить представление о жанре басни;
Расширить читательский кругозор;
Учить правильно понимать смысл и мораль басен;
Учить выразительно читать басни;
Учить элементам сравнительного анализа текстов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?
и как должен вести себя в этом мире человек?
На первый вопрос он ответил мифом.
На второй вопрос – басней.»
(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности жанра басни
Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
В басне высмеиваются людские пороки;
Басня имеет поучение, мораль.
Описание слайда:
Родоначальником
жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп,
живший в VI веке до н.э.
Древняя Греция
Описание слайда:
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем
Жаном
де Лафонтеном
Франция
Описание слайда:
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –
в творчестве
В.К.Тредиаковского,
А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,
И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,
М.В. Ломоносова.
Описание слайда:
Самую широкую известность получили басни, созданные
И.А. Крыловым
(1769-1844).
«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
Описание слайда:
«Зеркало и Обезьяна»
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают:
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Описание слайда:
«Петух и Кукушка»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Описание слайда:
«Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Описание слайда:
Описание слайда:
«Слон и Моська»
Пускай же говорят собаки:
«Ай моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
Описание слайда:
Викторина по басням
И.А. Крылова
Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Описание слайда:
А вы, друзья,
как ни садитесь,
Все в музыканты
не годитесь.
Басня «Квартет»
Описание слайда:
То их понюхает,
то их полижет…
Очки не действуют никак!
Басня «Мартышка и очки»
Описание слайда:
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут,
То все у них пустяк.
Басня «Петух и Жемчужное зерно»
Описание слайда:
2. Закончите крылатые выражения:
Ты всё пела? Это дело…
Кукушка хвалит петуха…
Чем кумушек считать трудиться…
А ларчик просто…
У сильного всегда…
А Васька слушает…
Слона-то я и…
Ай, Моська! Знать она…
Описание слайда:
3. Помогите герою басни найти свою пару:
Свинья
Петух
Моська
Ворона
Ягненок
Стрекоза
Описание слайда:
4. Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?
Описание слайда:
Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду
Описание слайда:
Жанр басни в XX веке…
С.В. Михалков
Грибы
Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
Как я красив! Красив и ядовит! –
А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.
И потому его никто не замечал…
Описание слайда:
Жанр басни в XXI веке…
Вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?
Описание слайда:
Слава Васильев
Великие баснописцы
Красавица Стрекозка,
Оса, Пчела и Божия коровка
Решили басню написать.
Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.
Достали ручки, скрепки, кнопки и листок
И сели дружно под дубок.
Сидят, сидят листок же всё пустой.
«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.
Чтоб лучше басню написать,
Давайте сядем на кровать.
На мягком месте лучше думать!
И басня сложится, как знать?»
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Отчет о проведении Всероссийской недели «Живая классика»
Мини-справочник по поэзии бурятской литературы
Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Урок развития речи по картине Васнецова «Аленушка»
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная бизнес-игра» (4-6 класс)
Проверочная работа по литературе за 1 полугодие (6 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5397195 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Басни. Урок литературы. 6 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире.
Признаки басни: Небольшой рассказ Часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) Аллегорическая форма (иносказание) Сатирическое изображение Герои – чаще животные Диалог Использование просторечной лексики Лаконизм Афористичность языка Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь Олицетворение
Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Аллегория – это «иносказание». Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.
Басня состоит из 2-х частей: Повествовательная Сближается со сказками, новеллами, анекдотами. Поучительная Это мораль. Поучительная часть сближается с пословицами и нравоучительными изречениями.
Басня широко представлена в литературе разных народов. Но особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Древней Греции.
Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (7 – 6 века до нашей эры). Это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям.
Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в 6 веке до нашей эры. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около 2 века до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.
Все басни, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые сочинил Эзоп: и про волка и ягнёнка, и про лису и виноград, и многие другие. Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык» или «эзоповский язык». (620 – 560 до н. э.) Диего Веласкес
Эзоп «Крестьянин и его сыновья» Жил-был один крестьянин. Он был очень стар и болен и знал, что скоро умрёт. Он велел позвать к себе сыновей. «Дети мои! – сказал он. – Пришло время мне умирать. Все свои сокровища я зарыл в винограднике». Вскоре старый крестьянин умер. После его смерти сыновья взяли лопаты, мотыги и начали копать землю в винограднике в надежде найти сокровища. Они перекапывали снова и снова, проникая вглубь жирной, чёрной земли и разбивая крупные комки на мелкие кусочки на случай, если в них окажется мешок с монетами. Они не нашли никаких сокровищ, спрятанных в земле. Но тщательное перекапывание земли оказалось так полезно для виноградных лоз, что в тот год они дали урожай больше, чем когда-либо прежде. Виноград, который вырастили братья, оказался лучшим в стране, и поскольку все хотели его купить, они стали богатыми, как и хотел их отец.
Басни Эзопа, пересказанные в начале новой эры римским писателем Федром, разошлись по всей Европе. Федр, римский баснописец, раб и сын раба из Македонии. Жил он в I веке нашей эры (около 15 – 70 г. г.) и подвергался преследованиям за свои вольнодумные произведения. По повелению императора Августа получил свободу и уехал в Рим, где выучился грамоте и латыни. Из его наследия наиболее известны 5 книг, получивших общее название «Эзоповские басни», поскольку считается, что Федр не создавал самостоятельных произведений, а лишь пересказывал в стихах басни, приписываемые Эзопу (до нас дошло 134 басни). Материалом для его творчества служили и басни Эзопа, и окружающая поэта римская действительность. Федр показывал тяжелую участь бедняков, обманутых и обиженных богатыми, выступал против насилия и гнета знати, осуждал пороки, несправедливость власть имущих.
Во 2 веке нашей эры древнегреческий поэт Бабрий впервые переложил басни Эзопа стихами. С этого времени басни существуют в основном в поэтической форме. Подобно Эзопу и Федру в античном мире, свои великие баснописцы были и в Германии – это Лессинг, и во Франции – Лафонтен. Лафонтен (1621–1695) – французский баснописец; в житейских делах он был очень простодушен, наивен, а подчас до крайности забывчив и рассеян. О нем ходило очень много анекдотов. Хотя Лафонтен много работал (писал басни, новеллы), но жил бедно. Умер он на семьдесят четвертом году жизни.
Хемницер Иван Иванович Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Измайлов Александр Ефимович Он был современником И. А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.
МУХА Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» Иван Иванович Дмитриев
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Имение Ясная Поляна (недалеко от г. Тула)
Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Его басни написаны в прозе.
Награда (сказка) Мужик нашёл дорогой камень и понёс к царю; пришёл во дворец и стал спрашивать у царских слуг, как бы царя увидать. Один царский слуга спросил, зачем ему царя. Мужик рассказал. Слуга и говорит: «Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь, то не допущу тебя до царя». Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит: «Какую тебе, мужик, награду дать?» Мужик говорит: «Дай мне пятьдесят плетей: не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугою уговор был, чтобы пополам делить награду. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять». Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей.
Царь и рубашка (сказка) Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: «Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет». Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Шёл поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: «Вот, слава Богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне ещё нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нём не было рубашки.
Маленький Ерофейка Подпоясан коротенько, По полу скок По лавкам скок-скок И сел в уголок. Без ног, без рук, Рубашки просит. На дворе горой, А в избе водой. Летит зверёк Через божий домок Летит, говорит: «Моя сила горит». Лежит – ниже кота, Встанет – выше коня. Один льёт, Другой пьёт, Третий растёт. Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки.
Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. Его басни написаны в прозе. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.
РОВНОЕ НАСЛЕДСТВО (Басня) У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец все свое наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец ее послушал и не объявлял своего решения. Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошел странник и спросил, о чем она плачет? Она сказала: «Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну все отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю». Странник сказал: «Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется все богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну». Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушел в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил все свое имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.
Ивана Андреевича Крылова Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский. Особое место в русской литературе занимает творчество
С 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни (написал 205 басен). По свидетельству современника, уже в детстве он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов. Народность крыловской басни — органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что «всюду у него Русь и пахнет Русью» и что басни его — «книга мудрости самого народа».
«Звери мои за меня говорят» И.А. Крылов И.А. Крылов был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Язык басен И.А. Крылова прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденный разговор. Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сценку.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; ВОРОНА И ЛИСИЦА