Что такое русский автопром
История отечественного автопрома: гордиться нечем
Автопром никогда не был сильной стороной нашей промышленности. По сути, почти вся история отечественной автоиндустрии – это история копирования и заимствования западных аналогов. Портал Kolesa.ru отследил в истории западной автомобильной промышленности машины, которые мы привыкли считать «своими».
ГАЗ А/Ford A
Первый серийный легковой автомобиль нового советского государства, выпускавшийся с 1932 по 1936 год. Машина изначально была представлена в кузове фаэтон, который со временем дополнился седаном и пикапом. Двигатель объемом 3.3 литра и мощностью 40 л.с. разгонял ГАЗ А до 90 км/ч. Розничные продажи автомобиля были единичными (в общей сложности по частным рукам разошлось около 1000 автомобилей), а основными потребителями стали государственные службы, армия и таксопарки. Общий выпуск составил 41 917 машин.
По своей сути ГАЗ А представлял собой лицензионную копию американского Ford Model A (фото справа), который к началу производства в СССР уже был снят с производства в Штатах. В процессе адаптации советские инженеры и конструкторы на базе ГАЗ А создали ещё несколько модификаций, включая пожарную, бронированную и полугусенечную.
КИМ-10/Ford Perfect
По задумке советской власти, КИМ-10 должен был стать первым массовым автомобилем, предназначенным для продажи населению. Основой для первой «народной» машины СССР стал технически простой и недорогой Ford Perfect образца 1938 года, производимый английским подразделением американской марки. По проектам советских конструкторов в США были созданы штампы трех кузовов: купе, седан и кабриолет.
Первые серийные образцы КИМ-10 увидели свет в апреле 1941 года. А менее чем через три месяца производство было остановлено – началась Великая Отечественная война.
В общей сложности на заводе успели сделать менее 1000 автомобилей.
Москвич 400/ Opel Kadett K38
Идеологический последователь КИМ-10. Новый «народный» автомобиль было решено создать на базе одной из немецких «трофейных» машин, которых к окончанию войны на территории СССР скопилось немало. Выбор пал на достаточно современный по тем временам Opel Kadett K38 образца 1937 года. Правда воссоздавать автомобиль пришлось практически заново, поскольку большая часть документации и оборудования завода Opel были уничтожены, либо вывезены американцами (марка Opel с 1929 года принадлежала концерну General Motors).
В итоге в декабре 1946 года был выпущен первый «Москвич 400». В начале своего производства автомобиль оснащался 1.1-литровым мотором мощностью 23 л.с., трехступенчатой механической КПП и независимой передней подвеской. «Москвич» выпускался в нескольких типах кузова, включая седан, кабриолет, фургон, пикап и шасси с кабиной.
В общей сложности с 1946 по 1956 год был произведен 247 861 автомобиль.
ГАЗ-М20 «Победа»/Opel Kapitan
Первый серийный советский автомобиль с несущим кузовом. ГАЗ-20 оснащался слабым для своей массы четырехцилиндровым двигателем объемом 2.1 литра и мощностью 52 л.с. с трехступенчатой КПП без синхронизаторов (Позже синхронизаторы появились на 2-ой и 3-ей передачах). Ограниченная версия ГАЗ-М20Г с более мощным 90-сильным шестицилидровым мотором была создана специально для спецслужб.
ГАЗ-М20 не был создан методом прямого копирования, а являлся квинтэссенцией технических идей всей трофейной и поставленной по ленд-лизу техники, оказавшейся на территории Советского Союза после войны. Однако значительную роль в создании «Победы» сыграл немецкий Opel Kapitan (на тот момент – флагман модельного ряда Opel) – именно его конструктивные особенности во многом были адаптированы для создания новой отечественной модели.
Кстати, модификация «Победы» (ГАЗ-М72) на полноприводном шасси ГАЗ-69 образца 1955 года является, по сути, первым в мире кроссовером – то есть полноприводным легковым автомобилем повышенной проходимости с несущим кузовом.
Всего с 1946 по 1958 год было выпущено 235 999 автомобилей.
ГАЗ-21 «Волга»/Ford Mainline/ Plymouth Savoy/Chevrolet 210 DeLuxe
Так же как и «Победа», ГАЗ-21 не является прямым советским аналогом какой-либо из западных моделей. Причем, на начальной стадии разработки отечественные конструкторы действовали полностью самостоятельно, пытаясь модернизировать уже имеющийся ГАЗ-М20. Уже по мере ходовых испытаний прототипа следующего поколения, заводом ГАЗ были взяты для изучения и сравнения иностранные образцы, среди которых значились модели Ford, Plymouth, Chevrolet, Kaiser, Willys, Opel.
В итоге новый ГАЗ-21 «Волга» стилистически стал сильно напоминать все имеющиеся западные аналоги того времени, однако копией кого-либо из них не являлся. Кроме того, у западных моделей были позаимствованы некоторые технические решения, которые нашими конструкторами были признаны удачными или в создании которых у наших специалистов не было опыта. Так, ГАЗ-21 «Волга» стал первым серийным советским автомобилем, на который устанавливалась автоматическая коробка передач, созданная на основе трансмиссии Ford-O-Matic.
За время производства ГАЗ-21 имел большое количество модификаций с разными кузовами и двигателями, включая, универсал, «парадный» кабриолет, автомобили спецслужб с двигателем V8, а также экспортные дизельные версии.
Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 639 483 автомобиля.
ЗАЗ 965/Fiat 600
После выхода модели «Москвич 402», которая оказалась почти вдвое дороже своего «бюджетного» предшественника, вновь стал вопрос о создании дешевого автомобиля способного перевезти четырех человек. Изучив западные аналоги, советские конструкторы выбрали модель для адаптации – им оказался Fiat 600 образца 1955 года. Компактный двухдверный хэтчбек заднемоторной и заднеприводной компоновки. (Переднеприводные автомобили нашими конструкторами не рассматривались, так как отечественная промышленность была не в состоянии освоить производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).
В итоге, Fiat 600 был значительно переработан на заводе МЗМА и изначально получил название «Москвич-444». Однако серийное производство было освоено на двух заводах в г. Запорожье и в г. Мелитополь, после чего автомобилю было присвоено название «ЗАЗ-965». Машина длиной 3,33 метра получила трехобъемный кузов (в отличие от двухобъемного Fiat), четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 870 «кубиков» (26 л.с.) и переднюю подвеску на двух поперечных торсионах.
Всего с 1960 по 1969 год было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
ЗАЗ 966 (968)/NSU Prinz 4
Следующее поколение «Запорожцев», получивших индекс 966 (после незначительной модернизации — 968), так же было скопировано с западного аналога. На этот раз внешность советской машины почти дословно повторяла экстерьер западно-германского NSU Prinz 4 образца 1961 года, который в свою очередь сам был стилистически близок, прежде всего, к Chevrolet Corvair 1959 года.
Немецкая машина не обладала передовой технической начинкой, однако пользовалась успехом благодаря дешевизне и простоте конструкции – изначально двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением (позже мотор 1200 V4), синхронизированная коробка передач и дифференциал находились в едином корпусе в задней части автомобиля.
Все эти технические особенности были полностью воссозданы и на ЗАЗ 966 (968). Единственным «фирменным» отличием стали «уши» — воздухозаборники по бортам ЗАЗ, которые исчезли с выходом рестайлинговой версии ЗАЗ 968М. «Ушастный» не обладал высокой степенью надёжности, однако был очень «живучим» — способность передвигаться с сильными техническими неполадками легла в основу множества анекдотов.
В общей сложности модификации ЗАЗ 966 (968) продержались на конвейере с 1967 вплоть до 1994 год.
ГАЗ 24/Ford Falcon/Plymouth Valiant
Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода. Как и предыдущая модель, «Двадцать четвертая» проектировалась не «под копирку», а на основе общих тенденций моделей американского автопрома тех лет. Стилистически в экстерьере и интерьере отчётливо угадываются черты таких автомобилей как Ford Falcon и Plymouth Valiant образца начала 1960-х годов.
Основной агрегатной составляющей был 2.5-литровый бензиновый двигатель (85 или 95 л.с.) и механическая четырехступенчатая КПП. На ограниченную партию машин устанавливался 5.5-литровый двигатель V8 в паре с «автоматом». Кроме того, советские конструкторы пытались освоить установку под капотом ГАЗ-24 иностранных шестицилиндровых бензиновых двигателей, а также французский дизель для экспортных вариантов. Конструктивно ГАЗ-24 находился на уровне своих американских аналогов, однако заметно уступал европейским автомобилям того же класса.
Так же как и ГАЗ-21, новая «Волга» имела множество кузовных модификаций и стала самой престижной массовой машиной своего времени в СССР.
Всего с 1970 по 1992 год было выпущено 1 481 561 автомобилей ГАЗ-24. Модернизированные версии ГАЗ-24 выпускались плоть до 2009 года.
ВАЗ 2101/Fiat 124
Сегодня вряд ли кто-то не знает, что легендарная советская «Копейка» является лицензионной копией итальянского Fiat 124 образца 1966 года, который в том же году получил титул «Автомобиль года в Европе». В общем-то, советский автопром стал по-настоящему массовым, начиная именно с ВАЗ-2101. С появлением этой модели в Советском Союзе строится не только новый завод, но и дочерние предприятия по его обеспечению, а также развивается автомобильная инфраструктура для населения.
Несмотря на громкий титул, Fiat 124 не был передовым автомобилем для своего времени, но отличался хорошими потребительскими и ездовыми качествами при простоте конструкции и невысокой цене. Технически ВАЗ-2101 точной копией Фиата не является, так как последний изначально создавался в расчёте на хорошие европейские дороги и теплый климат. В ходе ездовых испытаний наши инженеры «перетряхнули» конструкцию почти всех узлов и агрегатов, сделав автомобиль надёжнее в условиях отечественных реалий.
Для советских же автовладельцев того времени ВАЗ-2101 стал настоящим технологическим прорывом по многим параметрам, главным из которых был комфорт, как ездовой, так и эксплуатационный.
Несмотря на то, что производство Fiat 124 было окончено в 1976 году, ВАЗ-2101 и все его последующие модификации просуществовали на конвейере почти 42 года (!) с 1970 аж до сентября 2012 года.
Москвич 2141/Simca-Chrysler 1307
Во второй половине семидесятых годов прошлого века по примеру АвтоВАЗа новое руководство завода АЗЛК начала поиск зарубежного партнера с готовой моделью, производство которой можно было наладить в Советском Союзе. По концепции и цене, «новый Москвич» должен был стать переднеприводным и занять место между массовыми «Жигулями» и престижной «Волгой».
Выбор пал на французский автомобиль Simca-1307 образца 1975 года, выпускавшийся дочерним подразделением концерна Chrysler Europe. Также как и Fiat 124 в своё время, Simca-1307 в 1976 году получил титул «Автомобиль года в Европе». Конструкторы АЗЛК полностью переделали переднюю часть автомобиля под установку отечественного двигателя, заменили заднюю торсионную подвеску Simca полунезависимой балкой с витыми пружинами и изменили кузовные панели. Однако каркас кузова и общий облик модели, названной «Москвич 2141», повторяли французский автомобиль.
Главными достоинствами машины были просторный и эргономичный для своего времени салон, а также неплохая курсовая устойчивость и легкость управления. Недостатки – слабые устаревшие двигатели от ВАЗ-2106 или Уфимского моторного завода. Откровенно низкое качество сборки, комплектующих и коррозийной стойкости, в конце концов, и погубившее автомобиль, а затем и весь завод АЗЛК.
За историю существования «Москвич 2141» было проведено несколько попыток модернизации, включая установку дизельного мотора Ford и бензинового мотора Renault. Так же было выпущено несколько модификаций в кузове седан, купе, пикап и проект универсала. Все они так и остались штучными или выставочными.
«Москвич 2141» выпускался с 1986 по 2003 год.
Volga Siber/Chrysler Sebring/Dodge Stratus
К концу «нулевых» годов, на предприятии ГАЗ очередной раз встал вопрос о замене архаичной по всем параметрам модели «Волга», конструкции которой стукнуло, ни много ни мало, 38 лет. По сложившейся советской традиции новой моделью было решено сделать лицензионную копию уже снятого с производства в Штатах автомобиля Chrysler Sebring (Dodge Stratus) образца 2000 года, тем более, что у отечественного завода уже было соглашение с Chrysler на поставку двигателей.
В итоге в 2008 году с минимальными внешними и техническими изменениями автомобиль пошёл в производство под названием «Volga Siber». На машину устанавливался «родной» двигатель объемом 2.4 литра сначала с четырехступенчатой автоматической, а затем с пятиступенчатой механической трансмиссией. Были планы и по установке бензиновых двигателей 2.0 и V6 2.7 литра, но им не суждено было сбыться.
Спустя всего два года, в октябре 2010, из-за крайне низкого спроса производство Volga Siber было свёрнуто. Провал объсним: отечественные потребители ждали новую «Волгу» — то есть большой, конструктивно простой и дешевый автомобиль, а получили относительно современную «иномарку» соответствующей стоимости.
С окончанием выпуска Volga Siber история производства легковых автомобилей ГАЗ была закончена. На сегодняшний день на освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet.
Всего с 2008 по 2010 год было выпущено 8 933 автомобиля Volga Siber.
Lada Largus/ Dacia Logan MCV
В 2009 году российские власти обратились к руководству альянса Renault-Nissan с просьбой о модернизации завода «АвтоВАЗ» (Франко-японскому концерну на тот момент уже принадлежало 25% акций российского предприятия).
Было принято решение о совместном производстве новой модели — универсала Lada Largus, который является лицензионной копией франко-румынского автомобиля Dacia Logan MCV. Специально для новой модели были созданы или переоборудованы новые производственные мощности. Кроме того, уровень локализации новой машины превысил 60%, а к 2014 году должен составить 72%.
Агрегатно Lada Largus ничем не отличается от своего европейского «аналога», который в ближайшее время будет представлен уже во втором поколении. Под капотом находится бензиновый двигатель 1.6 мощностью 84 или 105 лошадиных сил, состыкованный с пятиступенчатой механикой. Изменения отечественных инженеров свелись к «точечным» доработкам подвески, установке пластиковых и резинных пыльников, брызговиков и защитных накладок.
Lada Largus доступен только в кузове универсал, причем как в пяти, так и в семиместном исполнении. Также существует грузовая коммерческая модификация. Рассматривается установка автоматической трансмиссии. В любом случае, Lada Largus на сегодняшний день – самая современная модель, выпускаемая под российским брендом.
По плану производство автомобиля должно продлиться до 2023 года.
На текущий момент из всех предприятий, выпускающих отечественные легковые автомобили, «в живых» остался только гигант «АвтоВАЗ» со своим дочерним предприятием «ИжАвто», да и то, благодаря беспрецедентным финансовым вложениям со стороны государства. А также группа компаний «Соллерс», которая сумела сохранить производство внедорожников УАЗ.
Впрочем, «АвтоВАЗ» в ближайшее время должен полностью перейти под контроль альянса Renault-Nissan, который определённо сосредоточит усилия на выпуске в России собственных моделей (пускай и под брендом Lada). А «Соллерс» уже сейчас сконцентрирован на лицензионной сборке автомобилей Ford, SsangYong, Isuzu, а с конца 2012 года — Mazda.
Скорее всего, уже в ближайшие десятилетия история легкового отечественного автопрома придёт к своему логическому финалу. Оставив бесконечные попытки адаптировать и модернизировать устаревшие собственные и западные аналоги, российские предприятия просто станут производственными площадками мировых автомобильных брендов.
В материале использованы фотографии с сайтов nnm.ru, motor.net.pl, zp-avto.ru, dic.academic.ru, ned.ronet.ru, autowp.ru, telegraaf.nl, wwww.zaz.su, tempauto.su, lada-largus.com, cep.sabah.com.tr.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Бред.Здесь написаны только копированные машины,но нет про машины собственной разработки.Тогда можнл написать и про китайские машины и про любые другие марки.
Все автомобили в определенные этапы развития человечества похожи, но есть и расхождения в деталях а именно это и называется национальной промышленностью.Если автомобили делались с участием других стран в производстве, с использованием узлов и деталей других автомобилей в этом ничего страшного нет, это должно помогать делать и придумывать что-то свое. Непонятно одно с какой целью пишутся такие статьи как эта, показать, что наша страна ничего не умеет сама и т.д.
Вы абсолютно правы. Такие статьи создаются для того, чтобы развивать у людей, особенно у молодёжи, комплекс неполноценности, комплекс стыда за свою страну с той целью, чтобы впоследствии они эту страну без сожаления дали разрушить. Такое было уже в СССР, когда ходили анекдоты «если бы немцы победили, то мы бы ездили на мерседесах и пили баварское», это и сейчас продолжается.
И вопрос, ГАЗ-3111 с чего копировался?
Да все равно есть были у нас собственные разработки или нет. Статья и тп. Один фиг у нас авто какашки потому что все знают как мы любим делать все по «стандарту» (это я про авось). Если бы у нас были хорошие автомобили то не надо было бы вливать в эту отрасль такие ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ! А так все само становится на свои места и доказывает обратное. Все хана. Теперь буржуи будут продавать свой бурбон в наших бутылках с надписью Made in Russia
Российский автопром
Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.
В 2021 году Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала интерактивную карту, на которой размещены автомобильные сборочные и производственные предприятия Старого Света. Её эксперты насчитали 34 таковых в России. Почти в половине из них (18) осуществляется производство легковых авто, в 9 сборка грузовых и коммерческих транспортных средств. Еще 8 завязаны на двигателестроении, 6 выпускают автобусы и 3 фургоны.
По состоянию на 2020 год Россия занимает 10-е место в мире по количеству производимых моторных транспортных средств[5]. Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на территории РФ по состоянию на середину 2021 года доля импортных автомобилей составляет 36,5% от всего российского парка[6].
Уровень локализации составляет от 30% до 90% в зависимости от модели и сегмента.[7]
Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).
В автопроме в 2020 году были заняты около 300 тысяч человек[8] (с учётом смежных производств — более миллиона человек).
Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [9] до 1,72 млн единиц автомобильной техники в 2019 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.)[10]. Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 60 млн в 2021. На начало 2021 средний возраст парка транспортных средств в России составил 15,2 лет. У самой многочисленной категории – легковых автомобилей – всего 13,9 лет[11]. Для сравнения тот же возраст по легковым автомобилям в 2021-м в Финляндии составил 12,2 года[12], в США — 12 лет[13].
Содержание
Отличия автотранспорта бывшего СССР от соседей
Отличия в первую очередь связаны с географией и особенностями застройки.
Отсюда кузова «седан» и «кроссовер», как лучше проходящие препятствия и более ёмкие по сравнению с хэчбэком. Подвеска всегда усиливается. Трудноремонтируемые новшества непопулярны. Вместе с многими современными авто поставляется система ЭРА-ГЛОНАСС.
Общие данные
Автобусы
Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[14]
В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год. [1]
В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.
Грузовые автомобили
Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [15] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год. [1]
В 2017 году объём рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4 % больше, чем за тот же период 2016 года.[16]
Легковые автомобили
Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [17] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год. [1]
Отечественные производители
«АвтоВАЗ»
«Волжский Автомобильный завод», крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна «Fiat». Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель «ВАЗ-2101».
Научно-технический центр «АвтоВАЗа» включает в себя аэродинамическую трубу, комплекс ударных испытаний (краш-тесты), аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера по исследованию шумов, комплекс испытательных автомобильных дорог (имеется овал длиной 10 км с профилированными виражами) и опытно-промышленное производство мощностью 15 тысяч автомобилей в год.[18], [19], [20].
В непосредственной близости к производственной площадке «АВТОВАЗ» расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти». Площадь ОЭЗ 660 гектар. По состоянию на 1 мая 2015 года резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются 16 компаний. Большая часть предприятий производители автокомпонентов.[21], [22]. Напротив завода (через дорогу) находится технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» — один из крупнейших технопарков России. Общая площадь его объектов составляет 55 437,7 кв.м. Основной задачей Технопарка является предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. Общая стоимость проекта 4 млрд. 818 млн рублей.[23]. Таким образом Государство не просто помогает АвтоВАЗу многомиллиардными кредитами, но создаёт условия для того, чтобы завод сам зарабатывал деньги.
В сентябре 2015 года на «АвтоВАЗе» стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей «Лада Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[24] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера «Лада X-RAY».[25] 1 сентября на АвтоВАЗе стартовал выпуск спортивного автомобиля «Lada Kalina NFR».[26]
Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [27]
6 ноября 2015 года «АвтоВАЗ» представил модель нового городского кроссовера «Lada Xray», серийный выпуск которого планируется начать с 15 декабря.[28]
22 декабря 2015 года «АвтоВАЗ» впервые открыл автосалон «Lada» в Венгрии. Планируется, что в скором времени автосалоны с российскими автомобилями появятся ещё в 9 городах страны.[29]
В начале 2016 года «АвтоВАЗ» впервые запускает производство двигателя с изменяемыми фазами газораспределения, который может быть поставлен на любую модель завода. [30]
По продажам в РФ за июнь 2018 года 1-е место заняла Лада «Веста» (9 843 автомобиля) против 6 609 автомобилей за июнь 2017 года. Тем самым продажи увеличились на 3 234 автомобиля в пользу июня 2018 года. 2-е место заняла «Лада Гранта» (9 182 автомобиля), увеличив продажи, по сравнению с июнем 2017 года (8 552 автомобиля), на 630 автомобилей. 8-е место заняла «Лада Ларгус» (3 846 автомобилей). В июне 2017 года было продано 3 236 автомобилей. Таким образом, разница в продажах в пользу июня 2018 года составила 610 автомобилей. 14-е место по продажам за июнь 2018 года заняла «Лада 4×4» (2 672 автомобиля). По сравнению с июнем 2017 года (2 270 автомобилей) разница составила 402 автомобиля в пользу продаж в июне 2018 года. 20-е место заняла «Лада XRAY» (2 302). В июне 2017 года был продан 2 761 автомобиль. Таким образом, разница составила 459 автомобиля в пользу июня 2017 года. Всего среди 25 самых продаваемых автомобилей в РФ за июнь 2018 года (как и за июнь 2017 года) оказалось 5 российских автомобилей, 5 из которых было произведено на «АвтоВАЗе».[31]
«LADA Sport»
Продукция «АВТОВАЗа» вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. Наиболее успешная раллийная модель — «Лада ВФТС»[32] («Вильнюсская фабрика транспортных средств») сконструировал и выступал легендарный советский раллист Стасис Брундза [33]. Следующим автомобилем, построенным Брундзой, стала «Лада ЭВА» (Экспериментальный Вильнюсский автозавод, совершенно случайно жену Стасиса тоже зовут Ева) заднеприводный, среднемоторный прототип с 16-клапанным турбированным двигателем мощностью 300 л. с. Те, кто видел прототип в действии, говорил — и по звуку, и по езде — вылитая «Lancia Stratos». Автомобиль был почти готов, когда FIA запретила группу В.[34]. Во Франции же официальным (и единственным) экспортёром Лад был Жан-Жак Пок, который был просто влюблён в Тольяттинские автомобили! Под его руководством и частичном финансировании Автоэкспорта была подготовлена «Нива» для ралли-рейдов, занимавшая на Дакаре дважды второе, а также третье место.[35] Затем по мотивам «ВАЗ-2108» был построен прототип «Lada Samara T3». Дидье Ориоль, будущий чемпион мира по ралли, приехал на ней пятым на Дакаре.[36]
Новейшая история автоспорта на «АВТОВАЗе» связана с созданным в 2011-м году дочерним предприятием «LADA Sport», объединившем в себе как производство спортивных версий автомобилей, так и управление автоспортивными программами завода. С середины 2013-го года производятся «Kalina Sport» и «Granta Sport», отличающиеся от гражданских автомобилей более мощным двигателем, иной подвеской, улучшенными тормозами, изменённым интерьером и экстерьером. За полтора года произведено уже более 5000 автомобилей. [37]
Под управлением «LADA Sport» находятся команды, участвующие в российской серии кольцевых гонок, чемпионате России по ралли и туринговом чемпионате мира WTCC (третьем в иерархии автоспортивных чемпионатов мира, после Формулы-1 и чемпионата мира по ралли).
В 2015-м году в российском ралли «Лада Спорт» стала второй в командном зачёте, а российском кольце — первой в командном зачёте в своём классе, причём е` пилоты, выступающие на «Калинах», стали первым и третьим в личном зачёте в соревновании с автомобилями «KIA Rio», «Ford Fiesta», «VW Polo», «Renault Twingo». [38]
В чемпионате WTCC команда «LADA Sport» выступала ещё в 2009-м году, сначала на автомобиле «LADA 110», а затем — на «Приоре», однако ушла из соревнования в связи с кризисом, коснувшимся завода. В 2013-м, команда вернулась уже с «Грантой», и, перестроив её в 2014-м под новый регламент, добилась первых серьёзных успехов: сначала попала на подиум, а потом и вовсе выиграла несколько гонок, соревнуясь с болидами «Citroen», «Honda» и «Chevrolet». Впервые в истории автоспортивных чемпионатов мира на церемонии награждения прозвучал российский гимн. [39] Новый 2015-й год команда начала уже с Вестой, и снова несколько раз попала на подиум. В следующем году на старт должны выйти серьёзно обновлённые автомобили. [40]
«Лада Веста»
«КамАЗ»
«Камский автомобильный завод» входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. В 2014 году «Камаз» произвёл 38800 грузовиков.[42] Российская команда «КамАЗ» — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году «КамАЗ» собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[43] Новая модель «КАМАЗ-5490» была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.
В апреле 2015 года состоялось открытие новой производственной линии ОАО «КамАЗ» по выпуску газобаллонного транспорта, работающего на метане. Она позволяет ежегодно производить до восьми тысяч единиц 50 различных моделей автомобильной техники.[44]
«КАМАЗ-63968 Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. 50 единиц служат в Южном военном округе по состоянию на 3 апреля 2015 года.
Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.
Военный «КАМАЗ 6560» зенитной системы Панцирь-С1
Спортивный «КАМАЗ» на этапе ралли Лиссабон-Дакар, 2006
Военный четырёхосный «КАМАЗ-6560»
Магистральный тягач «КАМАЗ-5490»
Бронемашина «КАМАЗ БПМ-97 Выстрел»
Бронемашина «КАМАЗ-63968 Тайфун-К»
«Горьковский Автозавод», на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий «Ford», приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и «ГАЗ 3309»), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, «ГАЗ-Водник»…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [47] [48]
«ГАЗ «Газель» для МЧС
СПМ-2 «Тигр» (ГАЗ-233036)
«Ульяновский Автомобильный завод». Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО «ЗиЛ», затем, принял в производственную программу автомобиль «ГАЗ-69» повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 «УаЗ-Хантер»/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства «УАЗ 3909». Автомобили «УАЗ» стали визитной карточкой России и Российской Армии.
В сентябре 2015 года УАЗ продемонстрировал ряд внедорожников разработанных специально для нужд МВД. Также представители «УАЗа» сообщили, что в серийное производство были запущены военные «УАЗ-Патриот».[49]
По итогам 2015 года «УАЗ» улучшил свои показатели по продажам новых автомобилей в России сместившись с 15-ой строчки на 11-ую, увеличив свою долю рынка среди пассажирских и коммерческих автомобилей до 3 %.[50]
«Ликинский автобусный завод» начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки «ЛиАЗ-677» в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время «ЛиАЗ» выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса «ЛиАЗ-5292» был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[51][52]
«Павловский Автобусный завод» — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня «ПАЗ» — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.
«ПАЗ-3201». На его шасси делали автолавки
«ПАЗ-3205» — самый известный «Пазик»
«ГолАЗ»
«Голицынский автобусный завод» был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей «ГолАЗ 525110», 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
«Брянский автомобильный завод». Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.
РСЗО «Ураган» на базе брянского «ЗИЛ-135ЛМП»
ЗРК «Оса-АКМ» на шасси «БАЗ-5937»
ЗРК С-400 установленный на тягаче «БАЗ-64022»
ТРК «Точка-У» на тягаче «БАЗ-5921»
«УралАЗ»
Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.
РСЗО «Град» установленная на «Урал-4320»
Водомётный спецавтомобиль «Лавина-Ураган» «Урал-532362»
«Курганский Автобусный завод». Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов «КАвЗ» на базе грузовиков «ГАЗ». На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса «КАвЗ-4235» и «КАвЗ-4238» «Аврора». Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.
«Marussia Motors»
Россия с 2009 по 2014 год была представлена в Формуле-1 командой «Marussia». «Marussia Motors» занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В 2018 году появилась информация о плане возрождения штучного производства компанией VIP-Service из Новосибирска. [53]
«АК Дервейс»
000 «АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник «Derways-3131 «Cowboy». С конца 2005 года фирма освоила отвёрточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией «LIFAN», Группой компаний «АВТОМИР»и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей «Lifan Breez» началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков «Lifan-7131A»/«7161A Breez». В 2010 году начато производство автомобилей «Haima 3» китайской компании «Hainan Mazda». Всего завод производит 22 модели автомобилей, как под собственным брендом, так и под брендами «Chery», «Lifan», «Haima», «Geely», «Hawtai», «JAC».
Автоспецоборудование «Силант»
Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «Силант» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[54] Продукция
Лесопатрульный комплекс «СилаНТ»
Снегоуборочная машина «СилаНТ»
Машиностроительный завод «Тонар»
Завод «Тонар» начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[55].
Впрочем, прославилась компания в первую очередь своими перевозными киосками, благодаря чему все оборудованные колёсами вагончики сейчас называются тонарами. «ТОНАР» так и расшифровывается — товары для народа.
Седельный тягач «Тонар-6428»
«Ирбитский Мотоциклетный Завод» («ИМЗ»)
Единственный в мире завод, производящий тяжёлые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал «М-72». В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов «Урал», среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, «Уралы» имеют оппозитные четырёхтактные двигатели объёмом 750 куб.см, четырёхступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жёсткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределённого впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы «Урал» пользуются мизерным спросом, так как большинство платёжеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надёжной; лёгкой в обслуживании и ремонте; «всеядной» по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество «Уралов» в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году «Урал-Патруль» попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США.
«ПК Транспортные системы»
Российский разработчик и производитель городского электротранспорта. Учреждённая в 2013 году, компания специализируется на создании 100%-низкопольного подвижного состава. Компания выпускает 8 моделей 100%-низкопольных трамваев на уникальной тележке:
Компания также выпустила 2 модели колёсного транспорта на электрической тяге — полностью низкопольный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом и инновационный электробус «Пионер» с использованием прицепного аккумулятора.
ООО «ШЕРП» производит уникальный вездеход-амфибию на шинах сверхнизкого давления. Снегоболотоход, спроектированный на основе разработок Алексея Гарагашьяна был представлен в 2015 году и сейчас активно продаётся в 49 странах мира.
«Авторос»
Компания «Авторос». Основаная в 1997 году, занимается производством гражданских вездеходов «ШАМАН», снегоболотоходов «MYL» и шин низкого давления и дисков марки «AVTOROS». Вездеходы «ШАМАН» используются в условиях крайнего севера, в Сибири и степи.
Прочие
«Завод малолитражных автомобилей» («ЗМА») был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей «ВАЗ 11113-ОКА». В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как «Уаз-Патриот», «SsangYong», «ISUZU».[56]
Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки «BMW», «Chevrolet», «Hummer», «Kia». Основано в 1996 году в Калининградской области.[57]
Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции «Ликинского автобусного завода». В дальнейшем «Волжанин» перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[58]
Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[59]
Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки «Лада».[60]
Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на «АМЗ» производятся гражданская версия военного автомобиля «ГАЗ-2330» «Тигр».[61]
«Ногинский завод топливной аппаратуры» — широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора «КД-35». С этого момента начат отсчёт истории нового предприятия.[62]
Иностранные автомобильные компании в России
Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 «ТагАЗ» начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области «Hyundai Accent» и «Hyundai SantaFe», a также автомобили марки «Daewoo». Впоследствии «ТагАЗ» начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели «Ssang-Yang» и «Chery» под брендами «Tagaz» и «Vortex».
Собственные заводы на территории России имеют концерны «Volkswagen» (самый большой — в Калуге), «Ford», «Renault-Nissan» (совладелец «АвтоВАЗа»), «General Motors» и многие другие.
Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России — 45 %, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20 % (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости). [63]
«Фольксваген-Поло седан»
Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. Производится с 2010 года на калужском заводе «Фольксваген», поначалу очереди растянулись на полгода, в одной России продано порядка 500 тысяч. Впоследствии автомобиль адапировали под рынки других небогатых стран. Любим такси и каршерингами. Отличия автомобиля:
Экспорт российских автомобилей
Россия вполне успешно экспортирует автомобили во многие страны мира, в том числе, которые не входят в Таможенный союз. Так в 2016 году за рубеж было поставлено более 20 тыс. автомобилей.[66] Традиционно Германия является крупнейшим импортёром российских автомобилей в ЕС. В 2016 году немцы купили не менее 3,3 тысяч автомобилей из РФ, что на 43 % больше чем годом ранее.[67] Наиболее продаваемым автомобилем стала «ЛАДА Гранта», которых было продано 1686 единиц. Второе место занял внедорожник «ЛАДА 4×4», а третье хэтчбэк «ЛАДА Калина».[68]
Мифы и стереотипы о российском автопроме
В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — «АвтоВАЗа», примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему. Эти мифы обыгрывала и массовая культура. Так, на телеканале ТНТ несколько лет назад выходил комедийный сериал «Наша Раша» — калька с британского скейтча «Маленькая Британия» есть как минимум два эпизода, посвящённых продукции Волжского автозавода. В одном из них рублёвские бомжи Сифон и Борода издеваются над потребительскими качествами новенькой «Лады Калины», привезённых кем-то из олигархов на помойку. Во втором телезритель из Таганрога Сергей Юрьевич Беляков вслух издевательски комментирует рекламу автомобиля «Лада Приора». Думается, что если бы в оригинальном сериале «Маленькая Британия» существовали бы подобные эпизоды, высмеивающие «Ровер Мини» или «Ягуар», производители бы просто разорили телевизионщиков судебными исками. Но наш автопром ещё не научился защищать в суде честь, достоинство, деловую репутацию.
В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.
Современный же российский автопром — это не только «АвтоВАЗ», это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе «АвтоВАЗ», провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.
См. также
Ссылки
Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.