Что такое русский духовный концерт

Духовный концерт

Глагол таинственный небес,
Тебя лишь сердце разумеет.

В Русской православной церкви с середины XVII в. стало распространяться многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трёх до сорока восьми, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управления хором.

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт.

Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкальные творения этого замечательного русского композитора XVIII в. долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки.

Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах (в том числе и народных), сочинять музыку.

Что такое русский духовный концерт. Смотреть фото Что такое русский духовный концерт. Смотреть картинку Что такое русский духовный концерт. Картинка про Что такое русский духовный концерт. Фото Что такое русский духовный концерт

Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге

Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра.

Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек.

Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины.

Что такое русский духовный концерт. Смотреть фото Что такое русский духовный концерт. Смотреть картинку Что такое русский духовный концерт. Картинка про Что такое русский духовный концерт. Фото Что такое русский духовный концерт

хоровое многоголосие

Концерт «Не отвержи мене во время старости» написан М. Березовским на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета. Вот его современный перевод.

Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря; «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

Что такое русский духовный концерт. Смотреть фото Что такое русский духовный концерт. Смотреть картинку Что такое русский духовный концерт. Картинка про Что такое русский духовный концерт. Фото Что такое русский духовный концерт

Что такое русский духовный концерт. Смотреть фото Что такое русский духовный концерт. Смотреть картинку Что такое русский духовный концерт. Картинка про Что такое русский духовный концерт. Фото Что такое русский духовный концерт

Источник

Духовный концерт

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Восходит к партесному концерту (смотри Партесное пение). Классический тип духовного концерта (3-4-частный) создали М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский (2-я половина 18 в.), обобщив достижения европейских классических инструментальных форм и полифонического (смотри Полифония) искусства.

Смотреть что такое «Духовный концерт» в других словарях:

Концерт — (итальянское concerto, буквально согласие, от латинского concerto состязаюсь), музыкальное произведение для ансамбля исполнителей (инструментального или вокального), основанное на контрастном сопоставлении звучания всего исполнительского состава… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Концерт (произведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт (значения). Концерт (нем. Konzert от итал. concerto гармония, согласие и от лат. concertare состязаться) чаще всего музыкальное сочинение для одного или… … Википедия

концерт — а; м. [франц. concert] 1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определённой программе. Симфонический, вокальный, эстрадный к. Праздничный к. Сольный к. Дать к. Выступать с концертами. Выступать, участвовать в концерте … Энциклопедический словарь

Концерт — (concertus – лат., concerto – итал.). – Известное музыкальное сочинение для одного или нескольких инструментов, для которых аккомпанирует оркестр, предоставляющее выказать свою виртуозность исполнения. К. бывает двойным, когда он… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Церковная музыка — Жоскен Депре в XVI веке приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Церковная музыка вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение.… … Википедия

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович — Максим Созонтович (16.10.1745 (?), Глухов, Малороссия 22.03.1777, С. Петербург), рус. композитор. Творчество (особенно духовная музыка) Б., ставшего первым композитором среди мастеров екатерининской эпохи В. А. Пашкевича, И. Е. Хандошкина, Д. С.… … Православная энциклопедия

ЗИНОВЬЕВ Василий Николаевич — Василий Николаевич (15.01.1874, с. Спас Подгорье Ростовского у. Ярославской губ. 25.03. 1925, Москва), свящ., регент, церковный композитор, педагог. Род. в семье диак. Николая Васильевича Зиновьева. Получил образование в Ростовском Димитриевском… … Православная энциклопедия

ЕРХАН Михаил Дмитриевич — Михаил Дмитриевич (8.08.1861, мест. Бачой Кишинёвского у. Бессарабской губ. рубеж 10 х и 20 х гг. XX в.?), свящ., регент, учитель церковного пения. Сын псаломщика. Обучался в Кишинёвской ДС (1876 1879). Служил псаломщиком в Николаевской ц. г.… … Православная энциклопедия

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Косова Юлия Сергеевна, преподаватель хора и академического вокала МАОУ ДО “ДШИ им. Е.В. Образцовой”, г. Салехард, ЯНАО

Жанр духовного хорового концерта зародился во Фландрии и Франции IX века, но окончательно сформировался в Венеции XI века, и его основоположником являлся Адриан Ви́лларт. Он писал псалмы, мотеты, мессы для многоголосных хоров, основанные на григорианском хорале.

Христианская традиция отказалась от инструментального сопровождения богослужения, т.к. инструмент был создан руками человека, а голос – присущ с рождения каждому, дан от Бога. Поэтому в Христианской Церкви принято пение a’cappella.

Духовный хоровой концерт в России сначала имел форму запричастного стиха, текст которого менялся в зависимости от праздника, в честь которого служилась литургия. Запричастный стих был призван вызывать чувство покаяния и звучал в литургии, в момент причащения священнослужителей в алтаре. Текстами запричастного стиха могли быть слова покаянных молитв, псалмов или их частей.

В середине XVIII в. законодателями в русской церковной музыке становятся приехавшие в Петербург итальянские музыканты Дж. Сарти, Ф. Цоппи, Б. Галуппи. В этот период в состав богослужения литургии прочно входит «запричастный концерт», призванный украсить богослужение и усладить слух прихожан, который входит в практику вместо запричастного стиха, исполняющегося в стиле «аккордового читка».

Придерживаясь данных стилевых формаций, рассмотрим эволюцию жанра духовного хорового концерта в России подробнее.

Предшественником барочного концерта на Руси было русское многоголосие (строчное и демественное). Оно было организовано вертикально, как сочетание одновременно нескольких мелодических линий. В линеарной технике голоса мыслились как самостоятельные линии и были столь же полноценны, как и основной напев (cantusfirmus), помещённый в партию тенора. Не были выработаны чёткие правила гармонии и голосоведения и технически совершенные приёмы записи. Поэтому, когда в середине XVIII века с Запада пришла более развитая форма многоголосия (партесное пение) с разработанной «формулой» музыкального письма и с устоявшейся гармонической системой, русское пение не смогло достойно конкурировать. К концу XVIII в. уже повсеместно применяется западная, более точная, система нотной записи, в нотах прописываются размер, ритм, темп, партии голосов.

Вторая половина XIX века характеризуется разделением русского церковного композиторского творчества на две школы – Придворной Певческой Капеллы в Санкт-Петербурге (А. Львов, Г. Ломакин, М. Виноградов, Г. Львовский, А. Архангельский) и Московского Синодального училища, сформированная под влиянием С. Смоленского (А. Кастальский, Н.Компанейский, П.Чесноков, А.Никольский, А.Гречанинов, священник Д.Аллеманов, С. Рахманинов, создавший «Всенощную» именно в русле московской традиции).

Творчество Петербургской школы основывалось на следовании законам европейской гармонии, строгой подчиненности нормам гомофонно-гармонического склада, преобладанием свободных сочинений с применением соло, дуэтов, трио, перемежавшимися с tuttiхора.

В период с 1846 по 1857 годы А. Львов и учителя капеллы Воротников, Ломакин, Беликов, создали труд, обобщивший все духовно – музыкальные сочинения на каждый день годичного Богослужебного круга – обиход, в котором гармонизовали греческий и знаменный роспевы.

Московская школа стремилась уйти от европейских норм гармонии и обращалась к древнерусскому церковному и народному пению. Она получила название Новое направление (4, с. 392). Ее представители были славянофилами и ставили перед собой цель удалить из церковной музыки итальянское и немецкое влияние, предать ей истинно-русское звучание на основе древних роспевов, вернуть русской духовной музыке её «церковность». В качестве первоисточника композиторы Нового направления использовали книги, написанные столповой нотацией и киевским знаменем. Они заложили научный подход к проблеме исторического развития русского духовного пения (С. Смоленский «Азбука знаменного пения и извещание о согласнейших пометах старца Александра Мезенца», П. Чесноков «Хор и управление им»). В то же время композиторы Нового направления стремились достичь высокого музыкального уровня в создании богослужебных произведений «всё лучшее должно быть посвящено Богу».

А. Кастальский известен как реставратор древнерусского хорового стиля. А. Гречанинов избрал путь синтеза различных стилей, стремился «симфонизировать» формы церковного пения. П.Г. Чесноков придерживался строгих правил: песнопения должны быть церковными по духу, соответствовать эстетике богослужения и содействовать созданию атмосферы, необходимой для молитвы.

А. Никольский писал для большого состава. Его произведения отличаются особой мелодичностью, склонностью к лиризму.

В целом, романтический XIX век культивировал уникальный, неповторимый стиль художника-гения, с непременной собственной стилевой индивидуальностью.

Можно классифицировать хоровой концерт в XX веке по двум видам: литугрический и внехрамовый, что ярко иллюстрируют две тенденции, наметившиеся в современной духовной музыке – традиционно-охранительную (точное следование церковному канону) и обновленческую (наполнение новым содержанием и, следовательно, поиск новых способов его донесения). Вместе с тем есть и точки пересечения клиросного и внецерковного концерта, связанные с обращением к древним пластам русской духовной музыки (знаменный распев). Литургический вид практически сливается с богослужением, пытается «раствориться» в нём – стилистически и конструктивно. Таковы концерты А. Гринченко, архим. Матфея, С. Трубачёва, В. Ковальджи и других. С точки зрения музыкально-выразительных средств чётко проявлена тенденция к максимальному упрощению музыкального языка в клиросном концерте. Строгость и сдержанность – вот базовые требования к песнопению, предвосхищающему тихий и торжественный момент Святого Причастия. Внецерковный концерт, в сравнении с клиросным, значительно более независим от норм и правил церковной догматики. Им свойственны те же средства выразительности, что и другим светским музыкальным жанрам: остросовременный мелодический и гармонический язык, включая применение современных техник композиции. Таким образом, наблюдается особенное развитие этих двух направлений, причем внехрамовая ветвь развивается более активно.

1. Паисов, Ю. Духовный концерт в современной музыке России. // Электрон, ресурс: Открытый текст. Электронное периодическое издание. http://opentextnn.ru/music/epoch%20/XX/?id=5115

2. Рахманова, М. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. — Т. 1 ОБ. — М., 2004. — С. 392-456. — ISBN 5-7140-0310-1.

3. Свиридова, И. А. Русский духовный концерт. История и теория жанра. Саратов, 2009. – С.5-19.http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/russkij-duhovnyj-koncert-istorija-i-teorija-zhanra.html

4. Стець, О.В. Хоровой концерт второй половины XX – начала XXI веков: к вопросу типологии жанра [Текст] / О.В.Стець // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2011 Вып.59, № 28 (243) – С. 158-164.

5. Урванцева, О.А. Жанровая модель в духовно-концертной музыке. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213).

Источник

Русский духовный концерт

Духовная музыка

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть, как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной (у христиан — церковной музыки).

Жанры христианской духовной музыки

Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти.

Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I).

Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» (с лат. — «Из глубины») — на текст 129-го псалма, который как изначально у иудеев, так позже и у католиков нередко использовался в качестве погребальной молитвы; известны, в частности, «De profundis» Я. Д. Зеленки иК. В. Глюка, Бах, Гендель.

Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век).Моцарт, Верди.

Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Бах, Сальери,

Stabat Mater( стабет матер)— католическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Перголези, Россини

Ave Maria (аве мария) — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту (изначально написана на неканонический текст), Гуно

Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты

Православная духовная музыка

Всенощная

Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинова.

Русский духовный концерт

Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским.

Александр Архангельский

Родился Александр Архангельский 11 октября 1846 года в семье священника села Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей. Крестьянский быт и внезапная потеря отца (Саше было 7 лет) с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве проявился и главный интерес Александра — к пению и музыке, а музыкальный слух сына воспитывала мать, Елизавета Федоровна (дочь священника села Старое Тезиково), сама любившая пение и музыку.

После окончания сельской церковно-приходской школы Саша поступает в ближайшее Краснослободское духовное училище, где его музыкальные способности и прекрасный голос (альт) были сразу замечены и одаренного мальчика включили в число певчих училища. Надо сказать, что хоры духовных училищ и семинарий России были лучшими среди хоров других учебных заведений. В 1859 году голос Саши Архангельского был замечен объезжавшим епархию пензенским епископом Варлаамом. И осенью 1859 года талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного окончания училища в 1862 году Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. И здесь 16-летнему семинаристу представилась возможность «стать» регентом хора (возникла неожиданная необходимость замены регента). Успех, уважение и авторитет заслужил юный регент в пензенских музыкальных кругах. Но это не вскружило ему голову, Архангельский хорошо понимал, что самообразование необходимо дополнить более глубокими знаниями. Александр все свое свободное время и скромные заработки тратит на уроки музыки: в течение 7 лет он обучается игре на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. Берет уроки теории музыки и гармонии у известного пензенского музыканта Н.Потулова. Расширяет свой кругозор в области истории музыки. А пензенский дирижер-любитель и певец П.Федотов, оценивший дирижерские способности Архангельского, охотно руководит его занятиями, посвящая в «тайны» дирижерского искусства.

После окончания духовной семинарии Архангельский продолжает работать вторым, а затем и первым регентом архиерейского хора в Пензе. Но заветной его мечтой остается получение высшего образования. «Еще со времени обучения в семинарии я положил себе необходимым получить высшее образование, даже безотносительно какое», — писал в своих автобиографических записях Архангельский.

Летом 1870 года, на 24-м году жизни, молодой регент отправляется в Петербург и становится вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии. Параллельно же накапливает и углубляет свои музыкально-профессиональные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. А вскоре Александр Архангельский понимает, что специальность хирурга, к которой он стремится, не соответствует его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент Технологического института подает прошение директору Певческой капеллы Н.И.Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский получает должность регента Саперного батальона, потом — Конногвардейского полка и наконец — Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регентство приходилось сочетать с государственной службой. Благодаря министру путей сообщения Ф.Неронову Архангельский получает место письмоводителя юридической части министерства. Ф.Неронов помогает «увлеченному регенту» получить и собственный хор в Почтамтской церкви. Каким же надо было обладать энтузиазмом, какой огромной силой воли, чтобы уже в 1880 году осуществить давнишнюю свою мечту — создать свой хор! Уже через три года после создания хор Архангельского начал интенсивную концертную деятельность в Петербурге и других городах России, одновременно участвуя в богослужениях церквей. Вплоть до 1918 года хор распределялся на группы по 14-20 человек и «закреплялся» за церквами: этими «малыми» хорами руководили регенты-помощники Архангельского. Свой первый концерт хор в составе 75 певцов дал в 1883 году в Петербурге. И сразу получил высокую оценку видных современных композиторов и музыкантов: А.Рубинштейна, П.Чайковского, Н.Направника.

Для своего хора Архангельский начал подбирать женские голоса, заменяя голоса мальчиков. Это невиданное доселе новшество первоначально встретило немало противников. Но такая коренная реорганизация хорового дела Архангельским вскоре была подхвачена сначала в Петербурге, а затем и в других городах России. В 1887 году — полная замена голосов мальчиков женским составом была завершена. В 1898 году хор впервые предпринял концертную поездку по России, посетив 27 городов! В 1901 году состоялась вторая поездка хора по России. А в 1907 году хор уже выступал в Дрездене, Париже и везде встречал восторженный прием.

На рубеже XIX-XX веков хор Архангельского утверждает свое положение как «звезда первой величины» наравне с другими «звездами» — Придворной певческой капеллой и московским Синодальным хором.

Своим хором Александр Архангельский руководил 43 года — явление уникальное во всей истории русского хорового искусства.

Одним из самых блестящих достижений хора Архангельского были знаменитые «исторические концерты» (их еще тогда называли «хоровыми собраниями»). Это были тематические выступления А.Архангельского со своим хором, на которых публику знакомили с музыкальными шедеврами русских духовных композиторов: М.Березовского, Веделя, Дехтерёва и других (впоследствии и западных композиторов). Таких концертов было девять, последний, девятый состоялся в 1890 году. Эти «исторические концерты» хора Архангельского всегда имели грандиозный успех у российской публики, которая вознаграждала хор лавровыми венками, а дирижера — серебряным лавровым венком.

В прессе отмечалось, что каждый «концерт давал слушателям убеждение в серьезном педагогическом значении этого дела» и что господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией».

В 1891 году Архангельский с хором предпринял первую поездку в Москву с целью показать там фрагменты «исторических концертов». Москвичи приняли концерты весьма одобрительно. «Архангельцев» оценили и С.Смоленский — директор Синодального училища, и В.Орлов — дирижер Синодального хора, и А.Сахаров — дирижер известного хора Чудова монастыря, и многие другие знатоки.

«Исторические концерты» — только одна из страниц жизни Архангельского (и его хора) — вызывает чувство глубокого уважения и признательности к творческой деятельности Александра Андреевича Архангельского.

С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как композитора. В жизнедеятельности Архангельского композиторское творчество занимало значительное место. Исследователи его жизненного пути отмечают, что Архангельский, наряду с такими авторами, как Бортнянский, А.Львов, Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки. Его духовные сочинения (а это и есть основное в его творчестве) отличались высоким профессиональным уровнем (около ста духовных произведений). Первые творения Архангельского вышли в 1887 году. Это были молитвенные песнопения: «К Богородице прилежно» и «Утоли болезни» (переложения напевов Александро-Невской Лавры), а также две «Милости мира». К текстам церковных песнопений композитор относился с величайшим уважением, не позволяя себе делать перестановки слов или их повторения. Почти в это же время появляется целый ряд других сочинений: «Литургия Иоанна Златоустаго», «Милость мира» (№ 3, 4, 5), «Всенощное бдение» (это было переложение обиходных напевов для восьми голосов), Службы Триоди, панихиды и др. К 1904 году Архангельский был уже автором многих духовных произведений (помимо названных): восьми Херувимских, восьми «Милость мира», 16 песнопений (вместо «причастных стихов»). Свои духовные сочинения композитор часто адресовал церковно-приходским школам, где возможности исполнения были более скромными. Особенно хочется выделить из творений Архангельского его «Заупокойную Литургию», которая являлась единственной Литургией заупокойного характера и была проникнута единством настроения. Н.Беренский писал: «В нашей церковной музыке еще не вполне выработался тип целой Литургии, как это мы видим на Западе, а потому произведение Архангельского представляет для нас двойную ценность».

Его знаменитый духовный концерт «Вскую мя отринул еси» написан на текст ирмоса пятой песни воскресного канона (8 гласа) и принадлежит к жанру русской церковной музыки конца XVII века (стиль партесного многоголосия).

Духовный концерт «Помышляю день страшный» был создан в 1898 году.

Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью. Наверное, поэтому говорили, что вся Россия любила молиться под звуки песнопений А.Архангельского. И до сегодняшнего дня произведения Архангельского поют едва ли не все православные церковные и светские хоры.

По наблюдению одного из современников Архангельского, «молящийся. очаровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным религиозным чувством. Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора».

Необходимо хотя бы кратко сказать и об обширной общественной работе Архангельского. В 1902 году Архангельский основал Петербургское благотворительное певческое общество, задачей которого было оказание помощи (медицинской и денежной) певцам хоров (не только своего хора) во времени болезни, инвалидности и выплаты пенсий по старости. Эта работа по объединению певческих сил в России явилась потом толчком для созыва Первого всероссийского съезда регентов в 1908 году. А петербургский «почин» Архангельского уже был подхвачен в России: организуются церковно-певческие благотворительные общества в Москве, Харькове, Пензе, Чернигове, Ростове, Саратове.

Надвигающаяся на Россию политическая буря совсем не трогала Александра Архангельского. Он был далек от всего, что так или иначе не касалось музыки. Однако октябрьский переворот поставил перед Архангельским и его хором трудные жизненные задачи. Хор был переименован в Первый государственный хоровой коллектив.

Зимой 1921 года в Петрограде состоялось празднование 50-летия хоровой деятельности Архангельского. А в связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государственную академическую капеллу было сочтено «несовместимым» существование в одном городе двух государственных хоров. И Архангельскому предложили организовать Государственную капеллу в Москве. Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.

Еще некоторое время (и отказавшись от службы в Политпросвете) Архангельский дирижировал «чужими» хорами в Москве, Пензе и, наконец, в Праге. После перенесенной тяжелой болезни в 1923 году Архангельский переехал в Прагу. Он стал во главе большого студенческого хора, с которым давал концерты в Праге с неизменным успехом. Но вот почему в конце своей жизни знаменитый русский дирижер оказался в Праге? Думал ли Архангельский, что его духовный концерт «Помышляю день страшный» станет пророческим и ему на закате жизни, 77-летним старцем, придется в поисках хлеба насущного отправляться на чужбину?

Сохранилось потрясающее письмо Архангельского своему другу А.Касторскому в Пензу (от 1922 года). Вот фрагменты этого большого письма: «При тяжело сложившихся обстоятельствах я пишу Вам, мой дорогой Алексей Васильевич; помимо всех бед, обрушившихся на интеллигенцию, у меня и у нас в перспективе — голод. В свою усадьбу я ехать не могу, потому что там уже все расхищено «товарищами», и я не знаю, куда мне приклонить голову на предстоящее лето. И вот я решил поехать на свою родину. Могу ли я как-нибудь устроиться в Пензе или в какой-нибудь деревне.

О своей жизни в Петрограде ничего особенного не могу сказать; хор мой (в уменьшенном составе) функционирует, но все окружающее до того тяготит. А что делать? Разруха полная и общая. »

И случилось так, что на обратном пути из Пензы Архангельский встретил композитора А.Т.Гречанинова, который и предложил ему поработать с хором в Праге. С этого времени начинается недолгий, около двух лет, зарубежный период жизни Александра Архангельского.

Но из-за усиливающейся болезни Архангельскому приходится лечь в клинику. По настоянию врачей лето 1924 года он провел в Италии. По возвращении в Прагу возобновил свои занятия с хором. Однако 16 ноября 1924 года, в день назначенной репетиции с хором, Архангельский скоропостижно скончался. На одной из пражских улиц висит скромная табличка: «В этом доме в 1923-1924 годах жил и умер Александр Андреевич Архангельский. 1846-1924».

«В октябре 1925 года прах Александра Андреевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Петроград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора, А.А.Архангельского предали погребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *