Что такое русский характер

Русский характер. Статья 1: О душе народа

Мы, русские, есть моральная аристократия мира,
идущая на смену земельной и финансовой.
И.Л. Солоневич

Статья 1. О душе народа

Народ – не хаотическое множество людей, как утверждают одни, но и не соборная личность, как полагают другие. Личностью, или персоной, является только человек. Народ представляет собой соборный организм, имеющий соборную душу. Как и индивидуальная душа человека, соборная душа народа создается Творцом и с первого мгновения в творческом диалоге с Богом самоопределяется к бытию, формируя свою земную миссию. Творец разделяет племена и в масштабах миссии всемирного преображения наделяет каждый народ определенным предназначением, которое воспринимается душой народа свободно. Сочетание Божественного призыва и человеческого отклика и наделяет народ сущностью, выражающейся в его характере. Вечная душа народа, или его национальный дух, отражается в единстве миросозерцания различных людей, в их общих представлениях о добре и зле, в родственных переживаниях истории, в национальном идеале.

Жизнь есть принятие душой бремени плоти и выполнение Богом данной и свободно в вечности принятой творческой миссии. Метафизическое сообщество человеческих душ и объединяет их в народы. На земле это отражается в единстве исторической судьбы и ответственности. Потомки несут историческую эстафету предков и отвечают за содеянное ими. Те, кто разделяет историческую судьбу народа, входят в него. Человек как свободная личность способен «откорректировать» свой небесный выбор, изменить свою национальную принадлежность, но это исключительное событие означает отказ от своего предвечного назначения, что ведет к радикальному изменению характера.

От своего народа человек получает условия очеловечивания: язык, социализацию, культуру, цивилизацию, обустроенное пространство и конкретную эпоху. Благодаря родительскому лону народа и отеческому воспитанию человеческое существо может стать суверенной личностью и в этом качестве, в частности, получить возможность связи с другими народами и увлечься ими настолько, чтобы покинуть отчий дом или стать, например, западником. Но только свободная личность, то есть человек, достигший высшей формы персонализации, вполне осознает свою сопричастность народу. Он ощущает национальное как продолжение себя, плоды его деятельности сохраняются народом и вплетаются в национальную культуру. Творческие гении, будучи яркими индивидуальностями, наиболее явно выражают доминирующие черты общенационального типа.

Люди, принадлежащие к одному народу, бесконечно разнообразны, отдельный человек может выражать национальный характер только частично. В народе может быть множество людей с противоположными свойствами. Национальный характер выражается в симфонической воле народа, в общенациональных деяниях, которые видны в крупных исторических масштабах. «Жизнь народа вообще, а великого народа – в особенности, развивается по закону больших чисел. Миллионы, десятки и сотни миллионов людей, поколение за поколением, в течение тысячи лет сменяют друг друга. И в этой массе, в этой смене сглаживаются отдельные случайности отдельных человеческих усилий. Вырисовывается некая определяющая линия национального характера, которую я назову доминантой… Эта доминанта в исторической жизни народа реализуется инстинктивно. И для каждого данного народа она является чем-то само собою разумеющимся… Все исторические деятели были не “вывесками”, не “двигателями”, а только симптомами известной национальной доминанты – определяющей черты общенационального характера» (И.Л. Солоневич).

Общая природа так или иначе сказывается в каждой индивидуальности. «Это “общество внутри нас”, существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть наш национальный характер. Он есть часть нашей личности… В основе национального или – точнее – этнического характера лежит некоторый набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций. Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю связанную с ним гамму чувств, что, в свою очередь, является импульсом к более или менее типичному действию. Вот эту единицу “принципиального знаменателя личности”, состоящую из цепочки “предмет – действие”, мы будем подразумевать под понятием социальный архетип… Социальный архетип передается человеку по наследству от предыдущих поколений. Существует в его сознании на невербальном, чаще всего нерефлексируемом уровне, но “вмонтирован” в него очень глубоко, и импульс, им возбуждаемый, бывает очень сильным, как правило, гораздо сильнее всего того, что может пробудить в психике человека любой элемент развитой рефлексивной структуры… Целостная структура личности “погружена” в ее архетипы, а те элементы, которыми личность соприкасается с окружающим миром, – “типичные действия” – и составляют ее этнический характер, лежащий в основании характера индивидуального» (К. Касьянова). Описываемый Касьяновой социальный архетип является социальной проекцией национального характера, выражая его яркие характеристики, но не покрывая его целиком.

Каким же сформировался русский национальный характер к началу XX века? Он во многом оказался сокрытым для русской литературы и публицистики. Необходимо выявить исходную природу национального характера, объективные факторы и субъективные обстоятельства, влияющие на его формирование. Все это – актуальные проблемы нашего бытия: чтобы понять, кем мы являемся, мы должны вспомнить – кем были. Рефлексия подлинного русского характера очищает душу и возвращает нас к своему духовному отечеству.

Русский национальный характер произрастал на четырех основаниях, которые и определяли его формирование.

1. Первозданный духовный образ и историческое предназначение, которыми Творец наделяет народ (духовный генотип). «Бог дает дары Святого Духа – всем народам, но мерою различною и особливою. Почему, кому, и сколько – не разумеем. Но исповедуем, что нет народа обделенного и отвергнутого, хотя есть народы – не соблюдшие, растратившие и зарывшие талант свой в землю» (И.А. Ильин).

2. Природные генетические свойства восточнославянского этноса (этнический генотип). «Наше своеобразие от славянской крови и славянской души, не похожей ни на монгольство, ни на романство, ни на германство. Нет на свете чистых кровей и чистых рас; все давно смешалось и переплелось. Смешалась и наша славянская кровь с азиатскими и европейскими народами. Но, смешавшись, не растворилась, а дифференцировалась – и дала своеобразный уклад: темперамента, естественности, сердечности, широты, простоты и приспособимости. И эти черты мы передаем и другим народам и другим исповеданиям, живущим с нами» (И.А. Ильин).

3. Воспитание Православием (духовный архетип). «Наше своеобразие – от нашей веры, от принятого нами и вскормившего нашу культуру греческого Православия, по-своему нами воспринятого, по-своему нами переработанного и по-особому нас самих переработавшего. Оно дало нам больше всего: живое желание нравственного совершенства, стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность земного и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутолимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху донизу; и еще: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом в этой жизни и в будущей, искание живых путей в этом единении и преодоление страха смерти через созерцание жизни и земной смерти Христа Сына Божия. Это и есть именно тот дар, который в истории христианства называется духом апостола Иоанна, который утрачен Западом и отречься от которого значило бы отречься от самого русского естества. И что еще достопримечательно, что этот Иоанновский дух пропитал всю русскую культуру – русское искусство, русскую науку, русский суд – и незаметно был впитан и инокровными и инославными русскими народами: и русскими магометанами, и русскими иудеями так, что они уже нередко чувствуют себя ближе к нам, чем к своим единокровным и единоверным братьям» (И.А. Ильин).

4. Экстремальные условия выживания на просторах Евразии – климатические, географические и геополитические сформировали исторический архетип. «Наше своеобразие от нашей природы – от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы и от растительности; и от далекого рассеяния по пространствам. Мы сами не знаем, когда и как мы вжились в нашу природу и вжили ее в себя. Но получили мы от нее много: и страстность, и созерцательность, и неуравновешенность, и свободолюбие, и склонность к лени, и братскую спайку… Наше своеобразие было довершено нашей историей. И расселенностью по равнине; и борьбою с кочевниками; и удельно-вечевым периодом; и торговлей с греками и варягами; и Киевским расцветом; и нашествием татар, борьбою с ними насмерть, их 250-летним игом; и идеею града Китежа. И далее – и вторжением западных соседей, и собиранием Руси Москвою; борьбою с Польшею и Литвою; бесконечными войнами оборонительного характера; Грозным и опричниной; Смутою и замирением юга; присоединением Малороссии; творческою бурею Петра Великого; крепостным строением, бунтами простонародья, дворянскими переворотами, нашествием Наполеона и культурным расцветом XIX века» (И.А. Ильин).

Проблема русского национального характера актуальна сейчас – в период глобальных преобразований на Евразийском континенте. Сложившийся к началу XX столетия характер русского народа был так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранялся в провинции и низовых слоях. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы ХХ столетия, русский народ сохранил многие генетические и культурные характеристики. Что-то искажено и требует излечения, что-то ждет возрождения, поэтому необходимо реконструировать облик дореволюционного русского национального характера. Следующую статью придется начать с культурной атмосферы XIX века, в которой формировались многие представления о русском характере, господствующие поныне.

[1] Архетип – прообраз, первичная форма, образец. По Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов; находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний; единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания; априорные условия понимания и восприятия, которые предшествуют любым схемам логического мышления; трансцендентальная схема или структура, в которой запечатлевается опыт всего народа. В данном случае архетипами называются устойчивые характерные духовные формы, которые народ приобретает в своей исторической судьбе, генотипами же – духовные и природные формы, которые присущи народу с рождения – от Бога или от природы.

Источник

Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)

Во многих произведениях, как отечественной, так и зарубежной литературы, часто описывается стереотипный образ русской души, русского характера, поведения, принципов и устоев. Многие из них могут быть ошибочны, неправильны, и нести вредную, для читателя, информацию, но они также позволяют взглянуть на мнение с других точек зрения на этот вопрос, а именно: Русский характер в литературе.

Русский характер предстаёт перед нами, как весьма сильный, гордый, независимый, но, в тоже время, мудрый, добрый, и отзывчивый. Также, иногда в литературных произведениях выделяют ещё одно качество русского характера – несговорчивость и необщительность, под котором обычно скрывается глубокая душа. Во многом такой образ русского человека и его характера обязан произведениям, в которых прославляется русский воинственный дух, способный идти на подвиги, и также прославляются эти сами подвиги.

Весь русский образ основан на поиске подвигов, их нахождении, и совершении, после чего память об этом находит своё место в летописи. Много веков Русь нуждалась в героях, способных помочь своей родине бороться с нависшей над ней угрозой, а как мы знаем из истории, таковых было немало. Именно данная ситуация и данные настроения на Руси долгое время создавали тот самый образ русского человека, непобедимого, вечно сражающегося воина.

Но также как и раскрыта военная часть русской жизни, и её характер в данной обстановке, также и описана во многих произведениях рутина русского человека, его отношение к ней, приоритеты, и поведение. В литературе поведение и характер русского человека в быту описываю как весьма спокойный, рассудительный, думающий о будущем, и старающийся сделать как можно больше для своих родных и близких. Такие люди преобладали, и, наверное, преобладают на нашей родине. Характер типичного домоседа, который может постоять за всё, что ему дорого, присущ большинству наших соотечественников.

Но во всём хорошем найдётся место и для плохого. Иногда в описании русского характера говорят о таких вещах, о которых было бы лучше умолчать. Иногда русского человека показывают как весьма неприятного человека, которого ничего, кроме него самого, и не волнует. Такие люди, к сожалению, также присутствуют на нашей родине, из-за чего иногда о нас иногда складывается ложное мнение, потому через литературные произведения, в частности через классические, человек знакомится с миром, и с его населением.

Вариант 2

Десяток столетий наша страна подвергалась тяжелейшим испытаниям. Со времен Владимира судьба проверяет русский народ на «прочность». Сколько войн выпало на долю Руси? Потом была Российская империя, потом Советский союз. Но и сегодня непоколебимая Россия «сдает экзамен» на стойкость. Конечно, характер одного человека не имеет ничего общего с характером целого народа. Поодиночке мы можем быть ленивыми, меланхоличными, завистливыми. Но объединяясь, все негативные качества уходят. Остается только несломленная сила духа, отвага, честность и взаимопонимание.

Всё это не голословно: «Москва, спаленная пожаром, французам отдана…». В далеком 1812 году подданные Российской Империи показали армии Наполеона «где раки зимуют». Как у людей, практически не знавших военное дело, получилось победить сильную французскую армию? Вера и общее дело!

Революция! Убийство царской семьи. Нет оправдания тем страшным деяниям 1917 года. Белые против красных. Красные против белых. Но на «останках» Российской Империи, словно феникс из пепла, рождается Советский Союз.

Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя. Русский характер – это еще и сострадание. Ведь те санитарки не делили раненых на «своих и чужих». Великая Отечественная война стала апогеем стойкости русских. Даже вспоминая тот факт, как атеист Сталин, разрешил полет с иконою над полем битвы, говорит о том, что русский дух крепок и сила его в единстве.

Девяносто первый год. На плечи русского человека снова опускаются тяжести жизни. Развал Союза, неопределенности в стране, кризис. Но города продолжали строиться, люди ходили на работу, женились, рожали детей. Жизнь текла, никто не отчаивался.

Двадцать первый век. Новостные полосы газет, телевидение, радио – вещают о непрекращающихся заговорах против нашей страны. Третья мировая – информационная война. Но и сегодня русские объединяются, против своих врагов и дают отпор не только действиями, но и словами.

Но даже такая, казалось бы, мелочь, как «Чемпионат мира по футболу», вновь сплотил нашу страну, сделал всех болельщиков нашей сборной единым целым! Объединились не только болельщики, но и футболисты. Они «играли за нас»! Сборная России не отправляется домой, как футболисты других стран. Наша команда уже дома, мы уже победили! Снова! Несломленный русский дух!

Сочинение Русский национальный характер

О характере Русского человека еще в прошлых столетиях великие русские писатели сочиняли стихи, писали рассказы и очерки, существует множество цитат и афоризмов на данную тему.

Характер складывался совместно с развитием и историей России. Влияло на становление абсолютно все: суровый климат, религия, многонациональность, правители страны со своими законами и уставами, обширность земель и другое.

Основными особенностями считаются: мягкость, доброжелательность, гостеприимство, широта души, сострадательность, обостренное чувство справедливости, смирение, стойкость.

Героизм.

Русский человек может быть героем хоть каждый день:

— Оставил всю работу на потом – героически выполнил в сжатый срок;

— Создал себе сам проблем – с блеском их преодолел, попутно решив некоторые вопросы;

— требует начальство план –, пожалуйста, вот вам с перевыполнением.

Если взять примеры с военных лет, слоган «все для войны, все для фронта!», отдавали последний кусок хлеба, чтобы только поддержать страну, не оставляя себе ничего. Здесь же просматривается и полная самоотдача, самопожертвование на общее благо, для общей цели.

В целом Русскому народу не свойственны: циничность, эгоизм, высокомерие, заносчивость, ложь. Очень самокритичны, сомневающиеся в себе и своих действиях. Порой размышляют о сущности бытия и философствуют.

Самоотдача.

Ради близких и родных людей способны жертвовать своими собственными интересами, меняют планы и распорядок дня. Для выполнения работы полностью могут в ней «раствориться», примерный лозунг таков «Либо делать хорошо, либо вообще не делать».

Нестандартное мышление.

В современном мире это называют «лайфхак», умение невозможное делать возможным. Разнообразные приспособления для удобства жизни, выполнения любых работ, облегчения труда и решения сложных технических задач.

Данное качество породило в стране множество умных идей и задумок: первый компьютер, многомоторный самолет, электромобиль (прародитель современных трамваев), электродуговая сварка, трубопровод. Множество открытий и достижений в медицине: хирургия, антибиотики, иммунная система.

Но из-за особенностей правительственного регулирования, многие открытия перестали развиваться на родине, постепенно перекочевав за границу и там уже получили полное признание.

Терпеливость.

Долгое время могут переносить невзгоды и тяготы жизни. Надеясь на «Авось» и «завтра будет лучше, чем вчера». Но если чаша терпения переполняется, последствия очень непредсказуемы.

В целом народ патриотичен, с трепетом относится к Родине и своей стране.

4 вариант

Русский характер иногда противоречивый. С одной стороны – твёрдый, настырный, упёртый, с другой стороны – добрый, отзывчивый, терпимый. Русским очень хорошо знакомо слово «толерантность». Русские люди испокон века жили бок о бок с людьми различных национальностей. Если надо, окажут помощь, не спрашивая, кто, какой национальности, и какой веры.

Русский национальный характер формировался столетиями. Россия всегда жила в окружении не только друзей, но и врагов. Многие хотели покорить и сломить дух русского народа. Манили их и манят огромные территории. Русский человек долго терпит, но когда приходит конец терпению, то приходит жестокая расплата. Русские будут драться до последнего. Не сдаются в плен – сами топят свои корабли, чтобы они не достались врагу. Яркий тому пример – легендарный крейсер «Варяг».

Русские матросы, которых во все войны боялся враг, поднимались во весь рост под ураганным огнём, сметали всё на своём пути. Не зря их прозвали «черной смертью». Один на один выходят против превосходящих сил противника. Только русские лётчики в годы Великой отечественной войны шли на противника в лобовую атаку. Фашисты не выдерживали и отворачивали.

Русский солдат спасал детей и женщин. В Берлине стоит памятник солдату со спасённой девочкой на руках. Сейчас наши солдаты спасают детей в Сирии.

Русский характер формируется в окружении суровых природных условий. Где зима длится не три календарных месяца, а больше. Где трескучие морозы, снега и ветра, а люди живут. Дивизии, сформированные из сибиряков, насмерть стояли у стен Москвы в 1941 году.

У русских женщин тоже есть характер. Терпеть трудности, постоянно ждать мужчин, следовать за ними повсюду. Некрасов восхищался русскими женщинами. Он свою поэму так и назвал «Русские женщины», и посвятил её жёнам декабристов. Женщины во время войны заменили мужчин на полях и заводах.

Русский характер никогда не могли понять и вряд ли поймут иностранцы. Вот этому иллюстрация. Небольшая зарисовка с просторов интернета. На Тайване с дружеским визитом были русские моряки. Прошёл тропический ливень, на улицах воды по колено. Местные власти парад военных моряков отменять не стали. Вот идут моряки из других стран. Вразвалочку, аккуратно ставят ноги, стараются их не намочить.

Идёт колона российских моряков. Чётко чеканя шаг, насколько это возможно в воде. Восторженные крики толпы: «Русские идут»!

Также читают:

Картинка к сочинению Русский характер (характер русского человека)

Популярные сегодня темы

В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников

В повести «Белые ночи», одном из своих ранних романтических произведений, Ф.И Достоевский описал жизнь «маленьких людей». Его персонажи в повседневной жизни скромны, небогаты, не приспособлены к выживанию в жестоком мире.

На улице пурга, холод. Ветер кидает снежные комья в окно, стучит ставнями, громко и страшно воет в трубе. В это время хорошо сидеть дома и греться у печки. На улице снега намело столько, что ни пройти, ни проехать

Маленькая, трогательная, милая девчушка, познавшая в таком юном возрасте утраты жизни, ее суровые законы и трудности – именно так можно с ходу охарактеризовать Марусю из повести «В дурном обществе».

Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогд

Источник

Русский характер: чем он уникален

Что такое русский характер. Смотреть фото Что такое русский характер. Смотреть картинку Что такое русский характер. Картинка про Что такое русский характер. Фото Что такое русский характер

Несмотря на то, что все люди генетически очень схожи, мы все различны в культурном плане. У каждого народа – свой национальный характер и менталитет, которые формировались под воздействием исторических географических, лингвистических, религиозных и прочих факторов. И эти национальные черты, а также их различия, являются главным предметом изучения этнопсихологии или психологии народов – молодой, но как считают специалисты в этой области, очень перспективной науки.

Русский в трамвае

Еще Лев Николаевич Гумилев писал, что у каждого этноса есть самосознание и оригинальный стереотип поведения, который воспринимается как норма в общении между людьми. В качестве примера Гумилев рисует типичное поведение представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а грузин схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая.

Причем в данном случае речь идет не просто о нормах поведения, а о психологических чертах, свойственных тому или иному народу: хладнокровие немца, «горячность» грузина – яркие тому примеры. Каждый народ обладает своим уникальным характером, знание и понимание которого, по словам этнопсихологов, поможет избежать конфликтов не только на международной арене, но и в повседневной жизни.

Этнос и дети

Так что же является главным фактором в формировании этнического характера? Гумилев полагал, что свойственные этносу определенные черты приобретаются ребенком во время социализации, то есть при воспитании в определенной культурной среде. Сегодня, по словам Татьяны Стефаненко, крупного специалиста по этнопсихологии, основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, считают как раз культуру. И не только материальную. Огромную роль играет духовная культура, например, религия, способы социализации детей (культура детства, нормы воспитания, время совершеннолетия); а также «субъективная культура», определяющая нормы поведения и ценности.

В качестве примера последней представим двух друзей, которые за совместный труд получили некую сумму денег. То, как они их разделят, будет зависеть от того, к какой культуре они принадлежат, поскольку в поведении людей отражаются ее нормы. Так, для нашей страны характерна норма равенства: возникнет предложение поделить поровну. В некоторых культурах в этой ситуации будут исходить из норм потребности; то есть родители одного из друзей бедны — значит, он получит больше денег.

Помимо культуры, на формирование национального характера влияют природные условия, географический ландшафт, общность языка, а также историческая память и общее самосознание. И даже несмотря на то, что сегодня понятие «национальный характер» не считается научным, поскольку с трудом поддается измерению, как правильно выразился филолог Дмитрий Лихачев: «Национальные особенности – достоверный факт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности значит делать мир народов очень скучным и серым».

Русская религиозность

Каков же русский национальный характер? Сразу на ум приходит фраза из стихотворения Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить». Непоколебимая вера в собственные идеалы, в «батюшку-царя», а также высокая религиозность, по мнению философов и этнопсихологов, всегда были самыми глубокими чертами русского народа. Разумеется, их источником было православие, самое традиционное из всех христианских конфессий, для которого характерны многие черты раннего христианства: мученичество, самоосуждение, легкость умирания и довольство тем, что есть. Отсюда такие русские черты, как жертвенность, сострадание, стойкость при тяготах судьбы, а также излишнее преувеличение своих ошибок и слабостей.

По мнению известного философа Николая Лосского, религиозность, присущая русским людям, выработала у последних способность к «высшему опыту»: религиозному, мистическому, к восприятию чужих душевных состояний, к страстному исканию смысла жизни и абсолютной правды. Отсюда, по его словам, умение русского человека чутко воспринимать чужое душевное состояние. Как говорил Шуберт: «Русский переживает мир, исходя не из «я» и не из «ты», а из «мы». Поэтому среди русских быстро завязываются знакомства, через час общения может показаться, что знакомы уже всю жизнь.

В качестве других качеств, которыми русский народ обязан православию, Лосский выделяет свободолюбие, прежде всего как свободу духа, силу воли, а также удивительную незлопамятность. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «Русские долго и серьезно ненавидеть не умеют».

Обратная сторона медали

Пресловутую русскую «обломовщину» все тот же Лосский считал оборотной стороной стремления русских людей к совершенству и чуткости к недостаткам окружающего мира. Обычно это свойство проявляется в небрежности и стремлении сделать все «кое-как», веря во всемогущую «авось» и милостивую «халяву».

В свое время Ленин в беседе с Максимом Горьким отметил: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом». Неорганизованность тоже является неотъемлемой составляющей русского характера. Этнопсихолог Владимир Крысько отмечает, что представители русской национальности иногда не склонны к самостоятельности и в силу своей доверчивости часто поддаются отрицательному влиянию и быстро перенимают чужие пороки.

Александр Солженицын выделял и другие недостатки русского характера, являющиеся обратной стороной его достоинств: русское долготерпение, неразвитое правосознание, заменяемое тягой к справедливости (как гласит пословица: «хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили»), и в результате отчуждение народа от политики и общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: «русский человек сторонился власти и презирал ее как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов», и, как следствие, нужда в сильном правителе.

Храбрость

В чем, в чем, а в недостатке храбрости русских упрекнуть никто не в праве. С первых дней существования древнерусского государства его население не только успешно защищало землю от нашествия вражеских войск, но и преуспело в расширении своих территорий. Даже представители вражеских народов, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, писали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен». Последний, будучи современником Святослава, рассказывал: «Россы считают ужасным бедствием лишиться своей славы и быть побежденными».

Энгельс, сравнивая русских с западноевропейцами, писал: «Они никогда не поддаются панике. Русский хорошо сложен, крепок здоровьем, нетребователен, может пить и есть почти все и более послушен, чем кто-либо другой в мире». Сегодня этнологи отмечают, что представители русской национальности действительно очень приспосабливаемые к любым условиям, и если надо, с легкостью готовы отказаться от любых пристрастий в еде и одежде. Они также быстро овладевают нужными знаниями и привыкают к требованиям окружающих. Так что мобильность и быстрая адаптация – русские национальные черты.

«Душа нараспашку»

Одной из самых парадоксальных особенностей русского характера является известная «широта русской души». Русский человек всегда чувствует себя частью чего-то большего, гражданином всего мира, причем еще и ответственным за его судьбу. В этом и заключается знаменитый русский «мессианизм», который в истории был свойственен жителям крупных государств и империй (например, древним римлянам).

Русский человек как бы существует «вне себя». Русский рождается не только и даже не столько для себя, сколько для другого. Именно этим объясняется поведение многих русских людей. Представителям русского народа всегда нужна какая-то большая общая цель, жизнь только «для себя» многим русским представляется серой и бессмысленной.

Женская душа

Следствием «широты души», по мнению доктора философских наук Николая Сидоренко, является одна из самых опасных черт русского характера. При общении русские берут за точку отсчета не себя, а другого. Поэтому в окружении «значительных людей» часто чувствуют себя неуверенно. Для самоуверенности русским как воздух необходимы постоянное одобрение и похвала. Хорошим отношением от русского человека можно добиться практически всего. Это качество сегодня побуждает многих социальных психологов утверждать, что у русского народа «женская душа».

За счет высокой чувствительности к чужим оценкам русский человек часто становится жертвой лицемерия и обмана. Он готов поверить во все, что отвечает его внутренним представлениям о благородстве и стремлениям служить какой-то возвышенной цели. Русский с легкостью доверяет мнению людей, которых считает авторитетом. Поэтому часто становится жертвой общественно значимых лозунгов и призывов. Как выразился когда-то Карамзин: «Легковерен народ российский».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *