Что такое русский космизм

Русский космизм: истоки и значение

Русский космизм – удивительное явление отечественной философской мысли, сочетающее в себе национальную самобытность и «всемирность», оригинальный подход к актуальным для всего человечества проблемам, укоренённость в прошлом и устремлённость в будущее; сформировавшись в результате осмысления православной традиции, русский космизм оказал огромное влияние на развитие науки и техники, в частности, его идеи способствовали тому, что именно наш народ стал космическим первопроходцем.

Человек должен превзойти негативные аспекты природного устройства и восторжествовать над смертью, обрести физическое бессмертие и воскресить к вечной жизни в плоти и крови своих предков, поскольку нельзя быть вполне счастливыми, осознавая, что тот, кто вынес нас к бытию и сделал достижение счастья возможным, в нём не участвует. Однако бесчисленное множество людей не может поместиться в ограниченном пространстве маленькой планеты. Отсюда Н.Ф. Фёдоров выводит идею необходимости заселения космоса.

Одним из мощнейших средств преобразования мира, победы над смертью, освоения космического пространства, согласно «московскому Сократу», является наука: человек не может перестроить мир, не понимая, как он устроен. Поэтому закономерно, что идеи Н.Ф. Фёдорова впоследствии получили продолжение в рамках двух направлений, обозначившихся в русском космизме, – естественно-научного и религиозно философского, представители которых развивали фёдоровские воззрения на науку и саму науку, исходя из этих воззрений, и её религиозную метафизику.

Русский космизм представлен именами учёных-мыслителей Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, религиозных философов В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и других выдающихся деятелей культуры; идеи космизма также нашли отражение в искусстве – литературе, живописи, музыке.

Научные взгляды и духовные интуиции русских космистов не утратили актуальности и обладают мощным потенциалом в контексте современности, в том числе в связи с глобальными проблемами. Этим обусловлена целесообразность их исследования, обогащения новыми смыслами и распространения, чему и будет содействовать Центр русского космизма имени Н.Ф. Фёдорова в Боровске.

Источник

Русский космизм.

Что такое русский космизм. Смотреть фото Что такое русский космизм. Смотреть картинку Что такое русский космизм. Картинка про Что такое русский космизм. Фото Что такое русский космизм Что такое русский космизм. Смотреть фото Что такое русский космизм. Смотреть картинку Что такое русский космизм. Картинка про Что такое русский космизм. Фото Что такое русский космизм Что такое русский космизм. Смотреть фото Что такое русский космизм. Смотреть картинку Что такое русский космизм. Картинка про Что такое русский космизм. Фото Что такое русский космизм Что такое русский космизм. Смотреть фото Что такое русский космизм. Смотреть картинку Что такое русский космизм. Картинка про Что такое русский космизм. Фото Что такое русский космизм

Что такое русский космизм. Смотреть фото Что такое русский космизм. Смотреть картинку Что такое русский космизм. Картинка про Что такое русский космизм. Фото Что такое русский космизм

Что такое русский космизм. Смотреть фото Что такое русский космизм. Смотреть картинку Что такое русский космизм. Картинка про Что такое русский космизм. Фото Что такое русский космизм

Русский космизм — оригинальное направление в философии конца 19 — начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).

Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основной труд «Философия общего дела». Он осуществил синтез двух направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.

Основные положения «философии общего дела»:

1) ключевая идея его философии — идея регуляции, т.е. управления природными процессами, которая включает в себя внешний и внутренний аспекты. Внутренняя регуляция (психофизиологическая) — управление природными силами в нас самих. Внешняя регуляция включает в себя следующие ступени: а) метеорическую (управление атмосферными процессами, гелиорегуляция, и т.д.), б) планетарную астрорегуляцию — превращение Земли в космический корабль («земноход», по терминологии Федорова) и переход из околоземного в околосолнечное пространство, в) всеобщая космическая регуляция. Например, решить проблему голода в России можно, овладев атмосферными явлениями, вызывая дождь при помощи взрывов, управляя магнитными силами Земли. Федоров предсказывал России роль первопроходца космоса.

3) Идеализация патриархально-родственных отношений: именно патриархальная семья, где основной целью является укрепление связи с родителями станет проводником на пути к «общему делу».

4) Неприятие христианства в его традиционном виде (как призывающее исключительно к индивидуальному спасению). Утверждал, что ни в одной религии нет такого противоречия между идеями и фактами, как в христианстве, т.к. в столице христианства крест – орудие позорной казни, сделался предметом благоговейного почитания; но казни тем не менее не уничтожились, потому что не уничтожились преступления.

Воскрешение имеет космический параметр. Ресурсов Земли недостаточно для преодоления смерти — выросла бы перенаселенность планеты. Отсюда Федоров установил связь между проектом воскрешения и проектом завоевания новых сред обитания, преобразования Солнечной планеты и дальнего космоса.

Философия Федорова носит социально-утопический характер, а также имеет элементы мистики. Но, несмотря на это, ей присущ жизнеутверждающий пафос. Главная цель философии общего дела — воссоздать нарушение единства мироздания, распавшуюся связь времен, цельность человеческой души. Осуществить это возможно через преодоление разрыва между человеком и природой, через оживление умерших, пробуждение к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых.

Философское наследие Федорова занимает достойное место в русской философской традиции. Еще сто лет назад Федоров предостерегал об опасности техногенной цивилизации, угрозе экологического кризиса. Федоров одним из первых стал осознаватьнеизбежность глобализации, объединения усилий всего мирового сообщества.

Источник

Философия русского космизма

Введение. Определение понятия «космизм»

Космизм (от греч. ;;;;;; — «упорядоченный мир») — совокупность философских, религиозных, эстетических и естественнонаучных течений, основным положением которой является представление о космосе как о четко структурированной системе и о человеке как о гражданине мира – космополите. Для космизма характерны понятия о микро- и макрокосмосе. Один из главнейших вопросов космизма суть космическое единство всех живых существ.

Подчеркнем, что классификаций направлений космизма весьма условны, так как все космисты были оригинальными мыслителями, создававшими уникальные и независимые системы, подлежащие строгому индивидуальному анализу.

1. Крупнейшие представители русского космизма. Философия отдельных направлений космизма.

1.1. Философия Н.Ф.Фёдорова

Основатель и крупнейший представитель космизма – Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально, и нам известно совсем немного его прижизненных публикаций. Но и их было достаточно для того, чтобы многие именитые философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Основные положения русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Философ придерживался мнения, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы, которую можно подчинить при помощи человеческого разума. Фёдоров считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок», вследствие чего эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Космизм непредставим без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции, что необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: метеорическая регуляция (объект – Земля), планетарная астрорегуляция (где объектом является Солнечная система) и, наконец, космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней, по Фёдорову, человечество сможет объединить все существующие звёздные миры.

2.1. Философия К.Э.Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский, оказавший существенное влияние на космизм, известен в первую очередь как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Будущее мира, считал Константин Эдуардович, это освоение космоса людьми, поэтому вся деятельность человека должна сосредоточиться на совершенствовании его взаимодействия с космосом, а деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека со Вселенной. Он также полагал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое, непрестанно увеличивающееся государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной.

Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ.
Существует четыре философских принципа, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. В первую очередь, это панпсихизм, – признание чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, что зиждется на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная. Согласно принципу бесконечности сила космического разума и Вселенная бесконечны, а принцип же самоорганизации заключается в том, что Вселенная сама
выстраивает собственную структуру. Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.

3.1. Философские концепции В.И.Вернадского

4.1. Космизм А.Л.Чижевского

Судьба основателя космобиологии Александра Леонидовича Чижевского была омрачена арестом в 1942 г, вследствие чего бесследно пропало 150 папок научного материала, а также законченная научная работа “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов”. Лишь в 1957 г Чижевский был реабилитирован.
Но вернемся к философии космизма.

Чижевский представлял электрон субстратом природного мира, который зиждется на принципе всеобщего кругообращения. Согласно данному предположению, сему принципу подчиняется существование всего сущего, а его действие проявляет себя наглядно в различных симметриях. Поясним последнее.
Сегодня бытует и переживает популярность гипотеза, которой в свое время придерживался и Чижевский, а именно: история человечества имеет свою периодичность и зависит от солнечной активности. Так, войны и всякого
рода революционные события соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, что повторяется периодами с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл подразделяется, в свою очередь, на четыре периода:
1) период минимальной возбудимости (3 года);
2) период роста возбудимости (2 года);
3) период максимального подъема возбудимости (3 года);
4) период снижения возбудимости (3 года).
Данная идея была обоснована Чижевским при помощи объемного приводимого фактического материала. Несмотря на то, что рукописный оригинал работы “О периодичности всемирно-исторического процесса” был утрачен, сохранилось его краткое изложение-истолкование, именуемое “Физические факторы исторического процесса”.

Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.

2. Русский космизм и философия современности

В данной работе был рассмотрен русский космизм как философское направление. В этой философии четко обозначены два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая от него как от единого целого во всех своих проявлениях, с другой – человек как фактор эволюции, способный путем создания новых технологий активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его (стоит добавить, что окружающий мир в представлении космистов по сути своей неизменен). Если закрыть глаза на тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. кризисные последствия технократического отношения к миру еще не дали о себе знать, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях вопиющей эксплуатации природы. Космизм повторил печальную судьбу многих философских течений, опережавших свои эпохи по прогрессивным для тех времен идеям, однако в современной ситуации надвигающегося экологического кризиса значение “общего дела” как регуляции отношений человека и Вселенной становится все более приоритетным. Отметим неслучайное совпадение главных принципов философии космизма и главных идей современной научной картины мира. Так, космизм, имеющий общечеловеческое значение, призван подтолкнуть людей к целостному видению мира как единства человека и космоса, используя также различные предвосхищения, глядящие в далекое будущее. Значение космизма в наши дни нельзя умалить: ведь на заре нового тысячелетия, когда человечество обременено поисками принципиально нового типа мышления, учение космизма являет собой особую важность.

Источник

Русский космизм

О русском космизме

Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. [1]

Русский космизм

Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников).

Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.

Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.

Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

Персоналии

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
См. подробнее.

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
См. подробнее

Владимир Иванович Вернадский

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
См. подробнее

Пьер Тейяр де Шарден

Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его теология.
См. подробнее

Александр Леонидович Чижевский

Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
См. подробнее

Иван Антонович Eфремов

Иван Антонович Eфремов (1908—1972) палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.

Николай Константинович Рерих

Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Один из соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги).
См. подробнее

Елена Ивановна Рерих

Елена Ивановна Рерих (1879 — 1955) — русский философ, писательница, общественный деятель. Один из основных соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги). Это учение о Мироздании в целом, его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании и тесной связи его с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования как необходимых требованиях Эволюции.

Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик.

Космизм в литературе и искусстве

Биокосмисты

В начале 1920-хх годах в Москве и Петрограде сформировались группы поэтов-биокосмистов, которые активно издавали свои произведения. Московское отделение биокосмистов возглавлял Александр Святогор (наст. имя Александр Агиенко), а петроградское отделение «биокосмистов-имморталистов» (от лат. immortalitas — бессмертие) — Александр Ярославский. А. Ярославский писал об идее личного бессмертия, один из первых в стихах высказался об идее холодового анабиоза (крионики) человечества. Почти все биокосмисты пали жертвами террора в 1930-хх годах.

Черты космизма

В литературном произведении можно выделить следующие черты космизма:

* Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
* Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
* Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
* Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.[2]

Статьи

Документальные фильмы

1. Космизм // Новейший философский словарь
2. Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».- м.: «Радуга», 2007 Статья «Космизм»
3. Ваней, Е. Некоторые аспекты русского космизма. Новосибирск, 2007.
Статья дорабатывается.

Написать ответ Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Философия русского космизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие космизма

Космизм – это философское направление, в котором космос рассматривается в качестве целостного структурного образования, то есть живого организма, находящегося в общем процессе развития.

Сами по себе представления о космосе в качестве единого живого организма корнями уходят еще в античную философию, а именно в платонизм. Попытки применения теории эволюции к космосу отмечались еще в XIX веке на Западе, но распространение в качестве самостоятельного философского направления получили в России.

Тема будущего человечества всегда вызывала интерес и у восточной и у европейской философии. Однако во второй половине ХХ века произошло резкое смещение акцентов: человек начинает не только мечтать о прекрасном будущем, но и искать способы его достижения. Люди начинают рассматривать вопрос о возможных вариантах будущего.

Идеи русского космизма захватили все сферы русской культуры XIX – начала ХХ века. Наиболее яркие его представители:

Философы-космисты в первую очередь размышляли над дальнейшими перспективами развития всего человечества. В связи с разным образом жизни и стилем мышления этих авторов, их работы имеют мало общих черт, однако в них можно найти и ряд схожих идей, которые дополняют и развивают друг друга, формируя целое направление в отечественной философии.

Основная идея

Русский космизм впервые обосновал мысль об объединении всех людей, не на политических или идеологических основаниях, а на нравственных и экологических. Иными словами, оформилась наиболее существенная черта этого философского направления – соединение несовместимых ранее проблем, например, установление всеобщего братства, освоение космического пространства и сохранение природы.

Направления русского космизма:

Готовые работы на аналогичную тему

Родоначальник космизма

Русскую философию и русский космизм невозможно представить без идей Фёдорова, касающихся осуществления всеобщей регуляции. Она необходима, чтобы преодолеть разрыв природы и человека. Психофизиологическая регуляция при этом подразумевает возможность управления внутренней силой человека. Современный космизм продолжает развивать массу идей наследия Фёдорова, таких как:

Четыре принципа Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский оказал значительное влияние на космизм в русской философии. Его считают оригинальным мыслителем, писателем-фантастом и провозвестником астронавтики и ракетодинамики. Циолковский считал, что человеческий мир может быть объяснен только с космической позиции. Будущее мира подразумевает освоение людьми космоса. Всю человеческую деятельность необходимо сосредоточить на совершенствовании взаимодействия человека и космоса. Освободить разумные организмы от зависимости в отношении их среды обитания – главная задача эволюции. Циолковский считал, что освоение космоса объединит всех людей на планете в единое государство. Циолковский проповедовал четыре основных принципа:

Ноосфера Вернадского

Ряд идей русского космизма сформулировал Владимир Иванович Вернадский. Вернадский – не только выдающийся естествоиспытатель, но и мыслитель, основатель учения о биосфере и ее трансформации в ноосферу. Вернадский считал, что используя науку, люди могут подчинить себе вселенную и взять на себя ответственность за ее судьбу. Под ноосферой Вернадский понимал в качестве сферы расширения разумной деятельности людей, направляемой на поддержание жизни на Земле в рамках биосферы, а позже, в околосолнечном пространстве и за его пределами. Вернадский считал, что вступление человечества в эпоху ноосферы было подготовлено самой эволюцией. Главным условием такого перехода является объединение созидательных условий с целью повышения общего уровня благосостояния людей.

Солнечная активность Чижевского

Работа Александра Леонидовича Чижевского дала мощный толчок развитию русского космизма и всей русской философии в целом. В данной работе говорилось о воздействии солнечной активности на историю человечества. Ученый считал, что революционные потрясения имели место во время наибольшей солнечной активности. Такое явление повторяется каждые 11 лет. Одиннадцатилетний цикл включает 4 периода:

Теория Чижевского о воздействии солнечных бурь на поведение отдельных людей и социальные явления, на сегодняшний день имеют очень широкое распространение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *