Что такое рузман в исламе
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1]. Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3]. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5]. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Первая проповедь Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9]. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а. Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Икамат. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат». Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
a href=»#_ftnref3″ name=»_ftn3″>[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Условия пятничного намаза
Вопрос: Ассаламу Алейкум, братья! Напишите мне подробно как совершить джума (рузман) намаз в пятницу, что и как должен делать и так далее. (не оставляйте без внимания братья это сообщение, очень нужно ваше мнение, так как трудно еще где то найти знающих братьев ханафитов) Раджаб
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Пятничный намаз — это обязательный (фарз) намаз, совершаемый коллективно (джамаатом) во время полуденного намаза. Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятничной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:
— вуджуб — условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фарз);
— сыххат — условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.
ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
1. Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом);
2. Быть свободным человеком (не пленным и не заключённым);
3. Быть мукымом (не путником);
4. Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было пойти на коллективный намаз);
5. Быть зрячим (не слепым);
6. Иметь здоровые ноги (не быть парализованным);
7. Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе. Такими препятствиями могут быть: угроза нападения врага, сильный дождь, цунами, торнадо и т.п.
СЫХХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
1. Проведение пятничного намаза в городах и крупных населённых пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено).
2. Проведение пятничного намаза правителем или его представителями.
3. Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.
5. Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.
6. Общедоступность места совершения пятничного намаза.
НАМЕРЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ
В отношении первых четырёх ракаатов делается намерение на «совершение первой сунны пятничного намаза». Последующие два ракаата, выполняемые во главе с имамом, являются фарзом пятничного намаза.
Выполняемые после этого четыре ракаата — последние сунны пятничного намаза. Совершаемые после этого ещё четыре ракаата именуются «зухр ахир». Ният к ним делают так: «Намерился исполнить являющийся для меня фарзом, но ещё не выполненный мной фарз последнего полуденного намаза». (См. Гыйбадате Исламия)
Если намерение будет выражено в указанной форме, то в случае, если пятничный намаз по причине невыполнения каких-либо его условий не является действительным, будет считаться, что совершён хотя бы полуденный намаз, а если будет засчитан, то «зухр-ахир» зачтётся как самый последний пропущенный (када) полуденный намаз. Намерение к двум ракаатам, выполняемым после «Зухр-ахир», совершают как намерение к сунне времени.
Если эти десять ракаатов, следующих за фардом намаза джума, не будут совершены, и из-за каких-либо упущений в выполнении обязательных условий, пятничный намаз не будет засчитан, то подлежащим возмещению (каза) позднее окажется и полуденный намаз этого дня. Поэтому не следует отказываться от выполнения после фарза этих десяти ракаатов.
5 доводов обязательности пятничной молитвы согласно Корану и Сунне
Печально, что среди мусульман присутствует пренебрежительное отношение к пятничной молитве. Истоки данного явления кроются в откровенном невежестве в религиозных вопросах. Обязательность джума-намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Тот, кто отрицает это, впадает в неверие (куфр) – да сохранит нас Всевышний от него!
Обязательным (фарз) является прочтение проповеди (хутба) перед пятничным намазом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.
1. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете! Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища милости Аллаха, и часто поминайте Аллаха своим сердцем и словами. Может быть, вы преуспеете в этой и будущей жизни!» (смысл 9-10 аятов сура «аль-Джуму’а», тафсир «аль-Мунтахаб»).
2. В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» (Абу Давуд).
3. «Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные», – говорится в другом хадисе (Абу Давуд, аль-Байхаки).
4. Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (ат-Табарани).
5. Посланник Всевышнего ﷺ также предостерёг: «Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (имам Муслим).
По вышеприведённым доводам, а также согласно единогласному решению мусульманских богословов следует, что пятничная молитва является прямым предписанием Бога, которое мы не имеем права игнорировать.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания пятничного богослужения.
Да озарит Всевышний сердца верующих, наполнит их стремлением к исполнению Его повелений, одним из которых является пятничная молитва.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Ответы на ваши вопросы
Вопрос: Дозволено ли быть донором крови?
Ответ: Быть донором крови для спасения чьей-либо жизни или для помощи в каких-то ситуациях дозволено. Также Шейх Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути (да смилуется над ним Аллах) пишет, что это дозволено, если это не грозит опасностьюжизни донора. («Казая аль-ФикхияальМуасара», 406).
Вопрос: Можно ли мужу стричь жене волосы?
Ответ: Мы не нашли запрета на стрижку жены мужем. Однако женщине запрещено сбривать волосы без разрешения мужа, как об этом пишет Шейх Мухаммад Саид Рамазан аль-Буты.
Вопрос: Говорил ли Али (да будет доволен им Аллах), что Аллах – это Дух?
Ответ: Нет, Али (да будет доволен им Аллах) не говорил такого, более того, Он сказал:
«…Он не является призраком (или духом) чтобы исследовать его…».(«Хилят аль-авлия», 72-73, «Ат-Таджсим валь-Муджассима», 33).
Вопрос: Я дал развод в гневе, считается ли такой развод законным?
Ответ: Развод– это самое ненавистное для Аллаха из дозволенных деяний. Необходимо быть очень внимательными и изучить хотя бы основные нюансы, касающиеся развода, дабы избежать случайных разводов и конфликтов. Что касается этого вопроса, то учёные единогласны в том, что развод, данный во время гнева, однозначно считается законным («ХашиятИанат» 4, 11).
Вопрос: Нужно ли совершать обеденный намаз после рузмана?
Ответ: По мнению учёных Шафиитского мазхаба, если в нескольких мечетях без нужды совершается пятничная молитва, и неизвестно, в какой мечети раньше всех прочитали вступительный такбир, или имеются сомнения на этот счет, тогда после него необходимо совершать обеденную молитву.
В Хашияташ-Ширвани об этом пишется следующее:
Из этого текста мы понимаем, что, по мнению Шафиитов, нужно совершать обеденную молитву, потому как не дозволено без нужды совершать пятничную молитву в разных местах, а также потому, что неизвестно, какой пятничный намаз был первым.
Вопрос: Я живу далеко от Дагестана, и у нас в мечети один раз в неделю дают уроки по таджвиду, но не каждую неделю, мы часто пропускаем уроки. Есть и другая мечеть, в которой обучают стабильно, но платно. Куда мне пойти учиться?
Ответ: Что касается платы за обучение Корану, то Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Ат-Тибян», пишет следующее:
«Имамы аш-Шафии, Малик и Атаъ склонились к тому, что можно брать плату за обучение Корану». («Ат-Тибян», 53).
Соответственно, по мнению этих учёных, если у вас есть материальная возможность, лучше пойти на платные уроки, ибо там обучение регулярно, потому как получение знаний – это важное дело, требующее стабильности.
Вопрос: Можно ли женщине брить голову женщины?
Ответ: Брить голову женщине без разрешения мужа запрещено, если же муж дозволил, то нет в том запрета, однако и это порицаемо. («Умдат аль-Муфтий ва аль-Мустафтий», 1, 36)
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Намаз и достоинство его совершения
Намаз – это основная форма поклонения в исламском вероучении. Будучи одним из пяти столпов ислама, он играет важнейшую роль в жизни каждого мусульманина, так как ежедневно верующие обязаны совершать пятикратную молитву.
Утренний ритуал поклонения именуется в исламе фаджр (у тюркских народов – сабах, видео с примером чтения представлено в конце статьи)
Слово «намаз» имеет персидское происхождение и в переводе с языка фарси обозначает «молитва, молитвенное место». Подобное наименование получило распространение и в тюркском мире, где обряд поклонения именуется намазом. У арабов молитва применяется понятие «салят», которое в арабском языке имеет аналогичный смысл.
В Священном Коране Всевышний говорит нам:
Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха (22:78)
Воистину, намаз предписан верующим в определённое время (4:103)
Основной единицей в молитве служит ракаат – цикл совершения обязательных действий с произнесением определённых сур и дуа, следующих друг за другом в строго установленном порядке.
Для совершения намаза каждый верующий должен соблюсти ряд условий:
Человек должен быть мусульманином, т.е. исповедовать ислам. Но это вовсе не означает, что приверженцам других вероисповеданий и атеистам не записывается грех за намеренный пропуск молитвы-салят. Если же человек на протяжении определённого периода жизни был атеистом или исповедовал иную религию, то намаз становится для него обязательным с момента принятия ислама.
Человек должен быть совершеннолетним. Под совершеннолетием в данном случае подразумевается не юридическая дееспособность, а период наступления половой зрелости, которая, в зависимости от пола и иных характеристик человеческого организма, наступает у всех по-разному.
Человек должен быть психически здоровым. Люди, страдающие теми или иными заболеваниями, связанными с психическими отклонениями, согласно исламскому вероучению, освобождаются от обязательности выполнения намаза.
Молящийся должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. Перед молитвой верующему следует совершить специальное омовение (тахарат).
Совершение намаза должно происходить в строго установленное время. В обязанность верующего вменяется молиться в отведённое для этого время. Исключением могут служить определённые форс-мажорные ситуации, которые не позволили мусульманину вовремя помолиться.
Человек должен иметь намерение (ният) для чтения молитвы. Перед тем, как встать на намаз, мусульманину следует произнести соответствующее намерение (на любом языке – вслух, шёпотом или про себя).
Верующий должен совершать намаз в чистом месте и в чистой одежде. Для молитвы полагается надеть одежду, очищенную от нечистот, и по мере возможности выбрать подходящее для совершения поклонения место.
Мусульманину следует прикрыть на время намаза определённые части тела (аурат). Здесь подразумеваются срамные, а также некоторые иные части тела, которые различны у мужчин и женщин.
Совершать намаз следует, обращаясь лицом в сторону Каабы. Перед намазом следует встать лицом по направлению к Каабе, расположенной в Мекке. Исключением из правила может служить молитва на движущемся транспорте.
Виды намазов
Обязательные (фард)
К этой категории относятся молитвы, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них верующий получает большую награду от Всевышнего, оставление таких намазов считается большим грехом. Примерами служат ежедневные пятикратные обязательные молитвы, а также выполнение джаназа-намаза.
Необходимые (ваджиб)
За их совершение верующий тоже получает награду, а за оставление ему засчитывается грех. К данной категории намазов относятся праздничная молитва в дни Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам), а также витр-намаз (согласно ханафитскому мазхабу).
Желательные (суннат)
За них верующему полагается награда, но за оставление не записывается грех. Примером такого намаза может служить таравих-намаз в Священный месяц Рамадан.
Это дополнительные молитвы, за совершение которых Всевышним обещана награда, а за невыполнение не засчитывается грех. К данной категории относятся, например, намазы духа и тахаджуд.
Достоинства совершения намаза
Совершение намаза обладает множеством наград и достоинств для каждого верующего. Один из хадисов кудси гласит, что Господь обещал тем, кто соблюдает предписанные Им молитвы, райские сады: «Пятикратный намаз Мною сделан твоей общине обязанностью. Я обещал тому, кто будет его своевременно выполнять – Рай, а тому, кто не будет, Я не обещал ничего» (хадис приводит Ибн Маджа)
Кроме того, соблюдение этого столпа ислама способствует стиранию грехов человека. Однажды Заключительный посланник Создателя Мухаммад (с.г.в.) обратился к сподвижникам с вопросом: «Ответьте мне, если бы у ворот дома каждого из вас текла река, и каждый бы купался в ней по 5 раз в день, то остался ли бы он грязным?» Те ответили: «От грязи не осталось бы и следа». На что Пророк (с.г.в.) сказал: «Это подобно пяти намазам, посредством которых Всевышний стирает грехи» (Муслим).
Особой ценностью для любого мусульманина обладают коллективные молитвы. Награда за их совершение превосходит индивидуальные намазы. На это указывает следующий хадис: «За намаз, который выполнен с джамаатом (коллективно), вознаграждение больше в двадцать семь раз, чем за намаз, который выполняется индивидуально» (Муслим, Тирмизи).
Актуальное расписание намазов для сотен российских городов и СНГ можно посмотреть по ссылке.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум!Есть ли на мне грех за то что я из-за школы и олимпиады не успел на зухр.И дуа утром, вечером,после туалета,перед едой нужно говорить поднимая руки(как обычное дуа)?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатуху! Можете просить у Аллаха в дуа после заврешения каждого из пяти ежедневных намазов, а также, при желании, совершать дополнительные нафль-намазы (достаточно и двух ракаатов) с намерением об исцелении сына. Пусть Всевышний услышит Ваши молитвы и дарует ему здоровье!
Вы ж меня извините, но где написано, что намаз надо читать только на арабском.Намаз
это молитва, и когда молишься, то какая разница на каком языке? Главное, что ты молишься. Начать молитву из Карана и закончить разговором с Аллахом!
А что делать если нет возможности совершить гюсуль