Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Сюжет и фабула художественного произведения

Сюжет

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Сюжет — это цепь событий в определенной последовательности; развитие действия в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении. Данный термин впервые применили французские классицисты П. Корнель и Н. Буало в XVII веке, заявив, что сюжет — « происшествия в жизни легендарных героев древности».

Сюжет — это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан!

Фабула

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

Фабула и сюжет

Чтобы выявить явные различия между этими сложными терминами и ответить на вопрос «Чем отличается сюжет от фабулы?», необходимо проанализировать их значения.

Из определений выше следует, что фабула — это «костяк» произведения, его изображенные события (экспозиция → завязка → кульминация → развязка → эпилог), а сюжет — это составляющая содержания ( темы, проблемы, проблематика).

Источник

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Экспозиция

Завязка

Развитие событий

Понятие кульминации

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

Виды сюжетов

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Источник

Фабула, сюжет и композиция литературного произведения: определения, примеры, отличия

При литературоведческом анализе эпических и лирических текстов необходимо различать фабулу, сюжет и композицию. Все эти понятия имеют отношение к содержанию литературного произведения, поэтому их нередко путают. Однако на самом деле это очень разные вещи, и их соотношение может иметь большое значение. Сегодня мы будем разбираться, что такое фабула, сюжет и композиция художественного произведения, в чем их отличия. Мы не только дадим определение этим литературоведческим терминам, но и приведем примеры, рассмотрим элементы сюжета и композиции, композиционные приемы.

Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются

Пересказывая произведение, мы часто передаем последовательность событий не в том порядке, в каком они описаны автором, а в том, в каком они происходили. Например, пересказывая роман «Дубровский» А.С. Пушкина, мы можем сначала сообщить, что Владимир купил у учителя документы и занял его место, а потом уже рассказать, как он появился в доме Троекуровых.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Читая сам роман Пушкина «Дубровский», мы сначала узнаем о появлении в доме Троекуровых учителя-француза Дефоржа, затем понимаем, что он и есть Дубровский, и только потом нам становится ясно, каким образом Владимир занял место гувернера. Все это часть сюжета романа.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Восьмой главой, в которой в доме Троекуровых появляется учитель Дефорж, открывается второй том романа «Дубровский». О том, что гувернер и разбойник – одно и то же лицо, мы узнаем только в десятой главе, и лишь в одиннадцатой главе дана история о том, как Владимир Дубровский занял место учителя-француза. Обращаясь к структуре художественного произведения, мы говорим о его композиции.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Более подробно сюжет и композицию романа «Дубровский» Пушкина я проанализировала в отдельном материале.

И сюжет, и композиция имеют свои «блоки» (или «кирпичики»), из которых они и складываются, превращаясь в цельное художественное произведение. Об этих элементах мы теперь и поговорим.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Элементы сюжета литературного произведения

Сюжет литературного произведения состоит из эпизодов, то есть из детально изображенных моментов действия. Благодаря этому он воспроизводит взаимоотношение героя с обстоятельствами, держит внимание читателей.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Сюжет художественного произведения может включать в себя пролог (вступление, предисловие) и эпилог (послесловие). Послесловие может представлять собой обращение автора к читателям или рассказ о дальнейшем развитии событий, судьбе персонажей.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

В литературном произведении могут встречаться и внесюжетные элементы. К ним относятся лирические отступления (рассуждения автора) и вставные эпизоды (не имеющие отношения к сюжету произведения, но помогающие понять его идею).

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Типы сюжета в литературном произведении

Сюжет в литературном произведении может быть однолинейным и многолинейным.

По характеру связи эпизодов в художественном тексте сюжеты подразделяют на хроникальные и концентрические (они же – центробежные).

Нередко в произведениях встречаются сюжеты смешанного типа, особенно если в нем имеется несколько сюжетных линий.

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы

Композиция имеет не только смысловую, но и организационную функцию. Ее элементы помогают организовать текст в единое целое. К ним относятся:

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

При создании литературного произведения писатели используют следующие композиционные приемы:

К композиционным приемам можно также отнести разрыв событий. Этот прием характерен для детективов. Встречается он и в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.

Умолчание тоже можно отнести к композиционным приемам. О нем мы говорим тогда, когда о событии, которое произошло раньше других, читатель узнает позже (как в «Метели» или в «Дубровском» Пушкина).

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Традиционно выделяют следующие виды композиции:

Различные исследователи называют и другие виды композиции. К ним относятся:

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Структура литературного произведения важна для понимания его идеи. И сюжет, и композиция играют одинаково весомую роль в понимании авторского замысла и смысла романа, повести, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако они характеризуют разные стороны литературного произведения: его форму и содержание, которые тесно связаны между собой. Я рассказала, что эти литературоведческие понятия обозначают, привела примеры. Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли, чем различаются фабула, композиция и сюжет, так что соответствующие вопросы на экзамене уже не поставят вас в тупик.

Источник

Последовательность событий: фабула и сюжет

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сюжет – это определенная последовательность происходящих в литературном произведении событий.

Сюжет произведения

В литературе сюжет – это ряд событий, актов, последовательность сцен, которые происходят в художественном произведении и выстроены для читателя по определенным правилам демонстрации.

Наряду с системой персонажей, сюжет составляет основу формы произведения.

Сюжет – это организующее начало преобладающего большинства произведений эпического и драматического рода. Однако сюжет может быть значимым и в лирическом литературном роде, но здесь он, как правило, предельно компактен и скупо детализирован. Понимание сюжета в качестве совокупности событий, описываемых в произведении, появилось в литературоведении 19 века в работе А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». Но в 1920-е годы привычная терминология претерпела изменения благодаря В. Б. Шкловскому и представителям формальной школы. Б. В. Томашевский фабулой называл совокупность событий в их взаимной внутренней связи. А распределение событий в произведении, построенное художественно, он назвал сюжетом. Однако в литературоведении современности преобладает значение сюжета, данное Веселовским.

Часто сюжеты берутся авторами из исторических преданий, из мифологии, из литературы прошлых эпох и каким-либо образом видоизменяются, перерабатываются.

Сюжет имеет уникальный диапазон содержательных функций. Он вместе с системой персонажей выявляет связи человека с окружением, характеризует их и тем самым выясняет место человека в реальности, его судьбу и запечатлевает картину мира – видение автором бытия как исполненного смысла, дающего пищу душевной просветленности, надеждам, радости как отмеченного гармоничностью и упорядоченностью, или наоборот, как хаотического, безысходного, устрашающего, располагающего к отчаянию и душевному мраку.

Первый тип видения мира – классический – запечатлен в большинстве сюжетов литературы прошлых веков, в том числе и в трагедиях. Второй вид – неклассический – лежит в основе многих сюжетов современности. Например, такими является творчество А. Камю, Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра, чьи взгляды отмечены тотальным пессимизмом.

Сюжеты впрямую воссоздают обнаруженные жизненные противоречия. Без конфликта в жизни героев сложно представить какой-либо достаточно выраженный сюжет. Сюжет не является идилличным, ему так или иначе присущ драматизм. Даже в произведениях достаточно безмятежного «звучания» равновесие в жизни персонажей нарушается.

Готовые работы на аналогичную тему

Событийные ряды создают для действующих лиц произведения поле действия, дают им возможность разнопланово и максимально полно раскрыться перед читателем в умственных, эмоциональных, откликах на происходящее, в поступках.

А. Е. Нямцу из всего огромного многообразия традиционных сюжетов выделяет четыре главные генетические группы:

Было предпринято несколько попыток к сведению многообразия сюжетов к небольшому набору сюжетных схем. Борхес в новелле «Четыре цикла» говорит о том, что все сюжеты можно свести к следующим вариантам:

Организация сюжетов происходит по-разному. Например, в одних случаях на передний план выдвигается какая-либо событийная ситуация, произведении строится только на одной сюжетной линии. Такими, в основном, являются малые эпические и драматические жанры, для которых характерным является единство действия. Такие сюжеты называют концентрическими.

Также широко распространенными в литературе являются сюжеты, в которых события рассредоточены на равных правах и разворачиваются событийные узлы, независимые один от другого. Они имеют свои начала и концы. По определению Аристотеля, это эписодические фабулы. В современном определении такие сюжеты называю хроникальными.

Фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы. В современном литературоведении сюжет – это сам ход событий в художественном произведении, а фабула – это основной художественный конфликт, развивающийся в ходе этих событий. Однако существуют и другие взгляды на соотношение сюжета и фабулы, отличные от указанного:

В толковом словаре Ушакова сюжет определяется как совокупность действий, которые раскрывают основное содержание произведения, а фабула – как содержание изображаемых в произведении событий в их последовательной связи. То есть фабула, в отличие от сюжета, излагает события в их временной последовательности.

Представители ОПОЯЗа предложили различать две стороны произведения: развитие событий в мире произведения – фабулу, и то, как эти события излагаются автором – сюжет.

Русские критики середины 19 века сюжетом называли само развитие действия литературного произведения, а фабулой – композиционную сторону произведения.

Существует точка зрения, согласно которой понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, и при анализе произведения достаточно использовать понятия «схема сюжета», «сюжет», «композиция сюжета».

Таким образом, фабула – это система мотивов в произведения, связанных между собой. Она охватывает все соединенные в причинно-следственные ряды происшествия.

Большинство мотивов, складывающихся в фабулу, носят динамический характер, но существенными могут быть и некоторые описательные мотивы.

Фабула – это рассказ, тематически-фактический предмет изображения, основной план протекания действия эпического или драматического произведения, который уже организован художественно и в котором выявлены центральные мотивы и расстановка персонажей.

Необходимо различать фактическую основу произведения, события, о которых в нем идет речь как продукт предварительного отбора автором явлений действительности либо вымысла, то сеть то, что можно назвать фабулой; и разработку темы повествования, которая связана с разрешением какой-либо проблема на материале этих событий – то, что называется сюжетом.

Тематическое многообразие фабул бесконечно, в зависимости от характера понимания действительности, а также характера объекта, они могут быть сказочного, мифологического, утопического, романического, реалистического порядка.

Источник

Композиция в литературе

Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Смотреть картинку Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Картинка про Что такое ряд событий описанных в художественном произведении. Фото Что такое ряд событий описанных в художественном произведении

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *