Что такое рыночное равновесие в обществознании

Рыночное равновесие и его виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, которая характеризуется равенством объема спроса на товар и его предложения.

Равновесная цена и равновесный объём

Характеристиками рыночного равновесия являются равновесная цена и равновесный объём.

Равновесная цена — это та цена, при которой на рынке объем спроса равен объему совокупного предложения. В рамках графика спроса и предложения равновесная цена находится в точке, где пересекаются кривая спроса и кривая предложения.

Равновесный объём — это объем спроса и предложения продукта при определенной равновесной цене. В случае свободного движения цены согласно изменению спроса и предложения товар, проданный на рынке, распределяется, исходя из способности покупателей оплачивать ту цену, которую предлагает производитель. В случае превышения спроса над предложением цены будут расти до тех пор, пока уровень спроса не перестанет превышать совокупное предложение. Если предложение выше спроса, то в рамках рынка совершенной конкуренции цены будут снижаться до того момента, пока каждый из предлагаемых товаров не найдет своего покупателя.

Предложение и спрос являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, в котором спрос зависит от платежеспособной потребности покупателя (потребителя), а предложение зависит от совокупности товаров, предлагаемых продавцом (производителем). Соотношение спроса и предложения представляет собой обратно пропорциональную зависимость, которая определяет соответствующее изменение уровня цены на товар.

Экономический анализ спроса и предложения – это универсальное средство, которое можно применить к широкому кругу различных проблем. С его помощью можно прогнозировать влияние изменяющейся мировой экономики на рыночную цену и производственную эффективность; оценить степень влияния правительства на цены, минимальную заработную плату и экономические стимулы, а также проанализировать воздействие налогов, пошлин, субсидий на импорт на потребителей или производителей.

Важнейшие функции равновесной цены в условиях рынка:

Готовые работы на аналогичную тему

Основными свойствами рыночного равновесия являются:

Виды рыночного равновесия

В условиях современного рынка равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. Если вслед за нарушением равновесия рынку удается приходить в состояние равновесия с установлением прежних равновесных цены и объема, то такое равновесие называется устойчивым. Если вследствие нарушения равновесия на рынке может быть установлено новое равновесие с изменением уровня цен и объема спроса (предложения), то такое равновесие принято называть неустойчивым.

В общем случае, под устойчивостью равновесия подразумевается способность рынка вновь приходить в равновесное состояние через установление прежней равновесной цены и объёма. Устойчивость рыночного равновесия может быть абсолютной, относительной, локальной (когда колебания цен происходят в определенных границах) и глобальной (может устанавливаться при любом колебании).

Исходя из временных возможностей производителя и уровня эластичности экономического предложения, различают несколько видов рыночного равновесия:

Теория рыночного равновесия важнейшее значение отводит фактору времени: мгновенное равновесие при неизменном предложении; краткосрочное равновесие при росте предложения без наращивания числа используемого оборудования; длительное равновесие «нормальной цены» с необходимость замены оборудования для производителя.

Источник

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

Содержание

Механизм достижения рыночного равновесия

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Виды рыночного равновесия

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.

Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.

Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Устойчивость равновесия. Виды устойчивости

3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);

4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).

Функции равновесной цены

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Рыночное равновесие» в других словарях:

Рыночное равновесие — состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие: устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и выражается в равновесной цене продукта и в его… … Финансовый словарь

Рыночное равновесие — (market balance, market equilibrium) адекватное рыночным законам соотношение спроса и предложения; соответствие между объемом и структурой спроса на товары и объемом и структурой их предложения. Поскольку рыночное равновесие такое состояние рынка … Экономико-математический словарь

рыночное равновесие — Адекватное рыночным законам соотношение спроса и предложения; соответствие между объемом и структурой спроса на товары и объемом и структурой их предложения. Поскольку рыночное равновесие такое состояние рынка, которое характеризуется равенством… … Справочник технического переводчика

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — (market equilibrium) Ситуация, когда на рынке предложение равно спросу при господствующей цене. Равновесная цена определяется предложением и спросом. DD является убывающей кривой рыночного спроса. SS является кривой рыночного предложения: в… … Экономический словарь

Рыночное равновесие — состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие: устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и выражается в равновесной цене продукта и в его… … Словарь бизнес-терминов

рыночное равновесие — Сбалансированность цен предложения и спроса на все ресурсы, товары, услуги и труд … Словарь по географии

Рыночное равновесие — состояние экономики, при котором количество спрашиваемого товара при заданной цене на него равно количеству данного предлагаемого к реализации товара по соответствующей цене. Зону экономического пространства, в котором присутствуют интересы и… … Экономика. Словарь по обществознанию

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке … Энциклопедический словарь экономики и права

Рыночное равновесие — адекватное экономическим законам соотношение спроса и предложения, соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения … Словарь по экономической теории

рыночное равновесие — примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке … Словарь экономических терминов

Источник

Экономика. 10 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Рыночное равновесие»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: равновесная цена, равновесное количество, равновесная выручка, дефицит, избыток.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кто главный на рынке: покупатель или продавец? Цена на товар зависит от продавца? Неверно считать, что продавцы обладают существенной рыночной властью, в сравнении с покупателями. Решения принимают и покупатели, и продавцы. Каждый из них преследует свои собственные цели.

Взаимодействие спроса и предложения устанавливает равновесную (рыночную) цену – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. На рисунке 1 кривая спроса и кривая предложения пересекаются в точке Е. Это и есть точка рыночного равновесия.

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Рисунок 1 – Рыночное равновесие

В точке Е интересы покупателей и продавцов совпали: количество товара, которое готовы приобрести покупатели по цене РЕ, равно количеству товара, которое готовы предложить продавцы QЕ.

Если продавец поставит цену товара выше равновесной – P1, то это приведёт к избытку (излишку) товара: величина предложения будет выше величины спроса. Если продавец поставит цену товара ниже равновесной, это приведёт к дефициту (нехватке), так как величина спроса превысит величину предложения.

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Рисунок 2 – Избыток и дефицит

Равновесное количество (QЕ) – количество блага, которое покупатели готовы приобрести, а продавцы готовы реализовать по равновесной цене.

Продав равновесное количество товара по равновесной цене, продавец получит выручку (доход). Равновесная выручка (TR) – это стоимость товара в количестве QЕ, проданного по цене РЕ:

Графически выручка изображается площадью прямоугольника со сторонами РЕ и QЕ на рисунке 1.

Резюме теоретической части

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой нет стремления что-либо менять.

Рыночное равновесие установится, когда цена уравняет величины спроса и предложения. Когда цена устанавливается ниже равновесной, образуется дефицит товара. Когда уровень цены устанавливается выше равновесного, объём предложения превышает объём спроса, и возникает избыток благ.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите понятия, которые мы узнаем на уроке:

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Рисунок 3 – Найди термины

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Рисунок 4 – Термины и определения

1) величины спроса и предложения товара совпадают;

2) количество блага, которое продавцы готовы реализовать по данной цене, равно количеству блага, которое покупатели готовы приобрести по данной цене;

3) на этом рынке нет ни дефицита, ни избытка товара;

4) спрос равен предложению.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Источник

Что такое рыночное равновесие в обществознании

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Рыночное равновесие: понятие и пример графика

Рыночное равновесие — это состояние рынка товаров или услуг, при котором намерения производителей и потребителей относительно количества и цены товара или услуги совпадают.

В точке рыночного равновесия потребители коллективно покупают точное количество товаров или услуг, поставляемых производителями, и обе стороны также договариваются о единой цене за единицу.

Мы используем слово равновесие, потому что рынок всегда стремится вернуться к согласованной цене и количеству после любых ценовых или количественных диспропорций со стороны производителей или потребителей.

Рыночное равновесие представлено точкой пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Цена и количество, преобладающие в точке рыночного равновесия, известны как равновесная цена и равновесное количество соответственно.

При любой цене выше или ниже равновесной цены поставляемое количество не равно количеству потребляемому. Это создает силы, которые стремятся вернуть рынок в его равновесное состояние, как это объясняется в следующем примере.

Но прежде чем мы перейдем к этому примеру, важно отметить, что точка равновесия не является статичной, и все, что сдвигает кривые спроса и предложения, также сдвигает точку рыночного равновесия.

Пример графика рыночного равновесия

Рассмотрим следующие графики спроса и предложения на гипотетическом товарном рынке:

Единица измеренияПредлагаемое количествоТребуемое количество
8.039344
7.036867
6.033993
5.0305124
4.0262162
3.0210210
2.0133280
1.00400

Когда мы строим вышеупомянутые графики в одной системе координат и подгоняем линии тренда к разбросанным точкам, мы получаем пересекающиеся кривые спроса и предложения, как показано ниже:

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Снижение цены сопровождается сокращением количества поставляемых товаров со стороны производителей и увеличением количества потребляемых товаров со стороны потребителей.

Другими словами, и производители, и потребители движутся вниз к точке равновесия по кривым спроса и предложения соответственно.

Рост цен побуждает производителей поставлять большее количество товара, но также и заставляет потребителей сокращать потребляемое количество. Таким образом, и производители, и потребители движутся вверх по своим соответствующим кривым к точке равновесия.

Источник

Закон спроса и предложения

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое спрос

Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

полезность и необходимость товара;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Что такое предложение

Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие в обществознании. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие в обществознании. Картинка про Что такое рыночное равновесие в обществознании. Фото Что такое рыночное равновесие в обществознании

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

пропорциональное развитие производства;

рыночное регулирование цен;

отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Виды эластичности предложения:

Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

Q1 — спрос в начале;

Q2 — спрос в следующий момент времени;

P1 — цена в начале;

P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

Снизить налог на прибыль.

Уменьшить ставки по кредиту.

Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *